И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
рпвашие гибкого стиля общения и коррекцию поведения в зависимости от возникающих обстоятельств.
Профессиональная психологическая подготовка играет ключевую роль в успешном взаимодействии презентатора с аудиторией. Психологически подготовленный оратор с накоплением опыта публичных выступлений вырабатывает в себе устойчивость к дестабилизирующим и стрессогенным факторам, благодаря чему получает возможность эффективного использования профессиональных компетенций, психофизиологических и аналитических ресурсов для успешного проведения презентации.
Литература
1. Аткинсон М. Выступать легко: Все что вам нужно знать о речах и презентациях; пер. с англ. М., 2010. 293 с.
2. Гандапас Р.И. «К выступлению готов! Презентационный конструктор». М., 2009. 208 с.
3. Джеймс Т. Мастерство презентации: Совершенствование коммуникативных навыков с помощью НЛП // Т. Джеймс, Д. Шепард; пер. с англ. М., 2008. 240 с.
4. Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции». СПб., 2006. 256 с.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
О.Н. ПРЯНИЧНИКОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы управленческой компетентности руководителей профессиональных образовательных учреждений; обосновывается потребность в специальном образовании руководителей ПОУ, владеющих знаниями стратегии развития профессионального образования, основами экономической грамотности, маркетинговой деятельности, вопросам инновационного развития образовательного учреждения.
Ключевые слова: компетентность, менеджмент, управленческая компетентность.
Из рецензии на статью: «...Проблема формирования управленческой компетентности руководителей ПОУ является весьма актуальной для теории и практики профессионального образования в условиях модернизации системы образования. Статья выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВАК РФ к научным публикациям».
PROBLEM OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF HEAD OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
O.N. PRYANICHNIKOVA,
post-graduate ofpsychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. In article pressing questions of administrative competence of heads of professional educational institutions are considered, the requirement for vocational education of heads ПОУ owning knowledge of strategy of development of vocational training, by bases of economic literacy, marketing activity, to questions of innovative development of educational institution is proved.
Keywords: competence, management, the professional competence.
Изменившиеся экономические условия определили и новые требования к деятельности руководителя профессионального образовательного учреждения. Эти условия обусловливают необходимость подготовки руководителя нового типа, владеющего: знаниями стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики, основами экономической грамотности, умением оперативно выявлять проблемы и принимать управленческие решения, знаниями принципов и методов проведения маркетинга дополнительных услуг, знания требований к организации инновационной деятельности и управлением развития. Назрела необходимость создавать школу подготовки управленцев нового типа, способных к переобучению, саморазвитию. По нашей оценке, директоры профессиональных образовательных учреждения — это руководители с большим опытом (до 20 лет) руководящей работы, однако, почти 75% руководителей испытывают затруднения в перспективах развития профессиональной школы сегодня, 53% не до конца понимают роль образовательного маркетинга, 35% испытывают затруднения в организации инновационной деятельности образовательного учреждения.
На современном этапе развития страны Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачи обновления содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, форм и методов оценки качества образования, связанных с развитием профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений. Для решения таких задач необходимо обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы профессионального образования, развитие управленческой компетентности современного руководителя.
Для этого необходимы механизмы управления, обеспечивающие расширение самостоятельности структурных подразделений, служб учебного заведения в образовательной и хозяйственной деятельности. Необходимо изучать управленческую практику, определять потребности в подготовке кадров по новым и
перспективным профессиональным направлениям и специальностям; создавать школу управленцев.
В педагогической литературе, профессиональная компетентность трактуется как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Большинство руководителей профессиональных образовательных учреждений являются либо профессиональными педагогами, либо имеют техническое образование. Как правило, они испытываю острую потребность в специальном образовании в области управления: знании основ психологии управления, знании методов организации маркетинговых услуг, знании основ рыночной экономики.
Обращение к понятию «управленческая компетентность» связано с тем, что, во-первых, повышение уровня данной компетентности становится важным условием развития инновационных процессов в профессиональном образовании и должно стать неотъемлемой частью дополнительного профессионального образования. Управленческая компетентность успешно формируется в процессе непрерывного самообразования, рефлексии своей деятельности и ее самооценки; во-вторых, профессиональная подготовка руководителя должна быть ориентирована на формирование как предметных, так и надпредметных социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных и других, необходимых сегодня компетенций.
Для нас важно определить компетенции руководителя профессионального образовательного учреждения, способного обеспечить эффективное управление на основе компетентностного подхода. Объективно компетенции руководителя не исчерпываются знанием основ методологии и современной дидактики, навыками использования информационных технологий, приемами культуры труда, профессионального самосовершенствования.
Мы разработали составляющие управленческой компетентности руководителя профессионального образовательного учреждения на основе компетентност-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ного подхода. К их числу относятся такие компетенции, как: гностическая, проектировочная, мотива-ционная, социально-личностная, коммуникативная и т.д. Портрет руководителя профессионального образовательного учреждения, представленный с позиции компетентностного подхода, доказывает, что личность руководителя играет решающую роль в достижении эффективности управленческой деятельности. Кроме того, для руководителя профессионального образовательного учреждения — это результат его работы над собой, соблюдение определенных условий, в которых осуществляется управление. В качестве одного из результатов управления профессиональным образовательным учреждением на основе компетентностного подхода выступает формирование команды единомышленников как совместного хорошо сработанного сплоченного коллектива, жизнеспособность которого обеспечивается согласованностью и устойчивостью межличностных отношений.
Под командой единомышленников понимается высший уровень компетентности директора и его заместителей, объединенных совместной деятельностью по достижению общей цели, ориентированной на успех. Причем эта деятельность строится с опорой на особенности личности, на индивидуальные достиже-
ния каждого, от которых зависит эффективность работы педагогического коллектива. Члены коллектива единомышленников участвуют в работе в меру своей компетентности в совместном достижении поставленной цели. Способность руководителя работать в команде, наш взгляд, можно рассматривать как управленческую компетенцию, предполагающую четкое распределение обязанностей, отработанность навыков совместных способов принятия решения, анализ деятельности и корпоративная культура.
Таким образом, коллектив единомышленников в системе управления профессиональным образовательным учреждением создает большой потенциал для развития профессионального учреждения в условиях реализации компетентностного подхода.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23—32.
2. Колесникова И.А. Основы андрагогики: учеб. пособие. М., 2003. 240 с.
3. Кальней В.А., Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте проблемы качества образования / В кн. «Школа: мониторинг качества образования». М., 2000.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
4-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 503 с. - (Серия «Dura lex, sed lex»).
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru
ю н И т И UNITY