Инновации в образовательных учреждениях
УДК 371.113
J
Л
Н. А. Бозина, Н. М. Савина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
_______________________________________________Г
Аннотация. Исследование посвящено актуальной теме развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, вызванной к жизни запросами практики и стратегическими задачами, продиктованными Федеральным государственным образовательным стандартом. Под развитием профессионализма авторы понимают процесс количественных и качественных изменений в его структуре, обеспечивающих формирование профессионализма как интегративного личностного образования. Компетентность руководителя не только складывается из основных управленческих компетенций, таких как планирование, организация и контроль, но и является интегрированной структурой, включающей: профессиональную управленческую компетентность, личностную компетентность, организационно-деятельностную компетентность, социальную компетентность, коммуникативную компетентность, методическую компетентность, рефлексивную компетентность. Становление руководителя образовательного учреждения следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, как организацию целенаправленного и непрерывного обучения, подготовки; во-вторых, как саморазвитие самоорганизующейся системы - личности руководителя, выступающей источником активности в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Ключевые слова: понятие развития, управленческая компетентность, личностная компетентность, организационно-деятельностная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, методическая компетентность, рефлексивная компетентность.
Abstract. The study focused on the topical subject of professional competence of heads of educational institutions, brought to life by practical needs and strategic objectives dictated by the federal state educational standards. Under the development of professionalism, we mean a process of quantitative and qualitative changes in its structure, ensuring the formation of professionalism as an integrative personal education. Competence of the head is not only made up of the basic management skills such as planning, organization and control, but also is an integrated structure consisting of the professional managerial competence, personal competence, organization and activity-based competence, social competence, communicative competence, methodological competence and reflexive competence. Becoming head of the educational institution should be viewed in two ways: first, as an organization focused and continuous education, training, and secondly, as the self-development of a self-organizing system - the head of the person serving the source of the activity in the course of performing professional activities.
Keywords: the notion of development, management competence, personal competence, organization and activity-based competence, social competence, communicative competence, methodological competence and reflexive competence.
Национальный приоритетный проект «Образование» стал мощным толчком в ускорении движения к достижению нового качества общего образования, к созданию новой модели школы, выявил значительный инновационный кадровый ресурс. На настоящем этапе развития российского образования, связанного с переходом общеобразовательных учреждений на федеральные государственные стандарты 2-го поколения, возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом
к разрешению конкретных образовательных проблем [11,13,14,17]. В условиях решения стратегических задач по внедрению нового ФГОС требуется обновление не только целей, содержания образования, совершенствования технологий обучения, воспитания и развития личности учащегося, но и существенного изменения профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, организации органами управления образованием их профессионального развития [5,7,9,12,15]. Практические подвижки в этом направлении делают актуальной тему развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
67
Инновации в образовательных учреждениях
Процесс развития представляет движение, имеющее определенную направленность и тенденцию. Исходный и конечный пункты развития различаются между собой как качественно различные ступени, возникающие одна за другой. Так, Б. А. Грушин понимает под процессом развития необратимые качественные изменения в структуре объекта или «возникновение новых структурных составляющих объекта - элементов, связей и зависимостей, слагающих его структуру» [4, с.62-63].
В психолого-педагогической литературе под развитием понимается процесс изменения в сознании и поведении личности. Процесс изменений включает качественные перестройки в психических процессах и их взаимосвязях, появление новых мотивов и интересов, устойчивых характеристик в психических состояниях человека, которые начинают положительно влиять на процесс обретения последним новых психических свойств в личности.
В научных исследованиях анализ сущности понятия развитие основывается на диалектическом учении Гегеля, включающего законы отрицания, борьбы и единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные [3]. Так, закон отрицания предполагает не только отмену разрушения, уничтожения старого, но и сохранение, удержание и развитие того рационального, что уже достигнуто на предыдущей ступени развития. Данный закон применительно к развитию личности руководителя означает, что в результате создания условий и саморазвития субъекта в нем осуществляется процесс качественного преобразования. Благодаря этому все прогрессивное и лучшее сохраняется и выражается в процессе выполнения им профессионально-управленческой деятельности и в поведении.
Устоявшееся понятие «развитие» позволяет нам определить, что им является процесс закономерного изменения в структуре и содержании социально значимых ценностей субъекта управления, его переход из одного состояния в другое, более совершенное. Поэтому развитие профессионализма руководителя образовательного учреждения является, на наш взгляд, вполне закономерным и обусловленным процессом изменения как структуры и содержания профессионально-управленческой деятельности, так и личности конкретного руководителя образовательного учреждения. В психологических исследованиях отмечается, что одним из основных условий формирования новообразований в личности является включение человека в значимые для него деятельность и отношения.
Изучение профессионализма человека возможно с различных позиций: с одной стороны, овладение им способами, методами, содержанием профессиональной деятельности; с другой стороны, развитие индивидуальных характеристик, ценностей, ценностных ориентаций позволяют рассматривать в качестве составляющих профессионализма в первом случае профессионализм деятельности, во втором - профессионализм личности.
Это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия, выступающие в качестве проявлений субъекта управления и позволяющие процесс становления профессионализма руководителя образовательного
учреждения сделать более управляемым и целенаправленным.
Под развитием профессионализма руководителя мы будем понимать процесс количественных и качественных изменений в его структуре, обеспечивающих формирование профессионализма как интегративного личностного образования. Данное определение делает возможным не только выделение в качестве специфического процесса развитие профессионализма руководителя, но и позволяет рассматривать его в качестве объекта внешнего управления.
Профессионализм руководителя образовательного учреждения характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности. В совместно проводимых исследованиях психологов и педагогов (К. А. Абульха-нова-Славская, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптев, О. В. Москаленко, В. А. Сластенин и др.) понятие профессиональная компетентность «синтезирует в себе широкую гамму знания и практического действия, отражает степень сформированности и выраженности профессиональной культуры и определяет результаты не только приоритетной деятельности, но и всего труда» [10, с.154].
Важно подчеркнуть, что профессиональная компетентность определяется в первую очередь обучением и подготовкой конкретного специалиста, включающей целостно-концептуальный подход к профессии, признание ценности труда, оптимальную технологичность в выполнении функций, служебную этичность, владение приемами саморегуляции, самоорганизации и саморазвития. Так, Н.В. Кузьмина, исследуя профессиональную деятельность учителя, отмечает, что профессионально-педагогическая компетентность характеризуется «специальной способностью превращать свой предмет в средство формирования личности, способностью структурировать научные и практические знания» [6, с.101-102].
Однако, учитывая сложность и полифункциональность профессионально-управленческой деятельности, особенности и специфику ее организации, структура и содержание профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения включает не только уровень профессиональных знаний, но и систему профессиональных качеств и различные виды компетентностей (социально-психологическая, психолого-педагогическая компетентность и др.). Они являются основой личностно-профессионального роста руководителей и их профессионального успеха.
Повышение уровня профессиональной компетентности зависит не только от организации обучения руководителей, но и от наличия мотивации к повышению собственной профессиональной компетентности путем саморазвития и самообразования личности в профессиональной деятельности. В этой связи А. К. Маркова в качестве одного из видов профессиональной компетентности выделяет индивидуальную компетентность как целостное профессиональное саморазвитие. Ее содержательными характеристиками являются профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала; постоянное самоопределение; саморазвитие профессиональных способностей, самопроектирование, построение соб-
68
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
Инновации в образовательных учреждениях
ственной стратегии профессионального роста, построение и реализация своей профессиональной жизни и др. [8]. Этот подход во многом согласуется с пониманием структуры профессиональной компетентности К. Я. Вази-ной, которая включает в нее наличие профессионального мировоззрения и профессиональной технологии руководителя образовательного учреждения [2].
Под профессиональной компетентностью руководителя образовательного учреждения мы понимаем уровень теоретических и практических знаний и умений руководителя образовательного учреждения, профессионально-важных качеств и способностей, обеспечивающих возможность успешно и эффективно осуществлять управление педагогическим коллективом, обучающимися, воспитанниками, учреждением.
Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. Профессиональная компетентность руководителя школы представлена как интегрированная структура, включающая: профессиональную управленческую компетентность, личностную компетентность, организационно-деятельностную компетентность, социальную компетентность, коммуникативную компетентность, методическую компетентность, рефлексивную компетентность [16].
Управленческая компетентность является показателем компетенций - умений руководителя осуществлять ведущие функции управления, к которым относятся: планирование, организация и контроль. Управленческая компетентность -готовность и способность выполнять профессионально-управленческую деятельность, педагогические и управленческие функции в современных условиях в соответствии с должностными обязанностями и правами; профессиональные качества и способности личности, влияющие на успешность выполняемой деятельности и процесс саморазвития и самообразования руководителя как профессионала. Кроме того, одной из характерных черт управленческой компетентности руководителя является повышение роли субъекта управления в изменениях, осуществляющихся в учреждении, его способность изменять, совершенствовать процессы развития в учреждении; умение глубоко анализировать происходящие в учреждении события, преодолевать возникающие в деятельности трудности и противоречия в организации учебно-воспитательного процесса.
Управленческая компетентность директора школы как менеджера включает умения обосновывать выбор типа школы, анализировать образовательные процессы, кадровый потенциал и перспективы его развития, проектировать и осуществлять действия по улучшению образовательных процессов, разрабатывать пакет структурных документов (концепция развития школы, устав, положение о школе и т.д.), осуществлять мониторинг организационной структуры и процессов на предмет их соответствия решаемым задачам [1].
Директор - менеджер управляет человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами представляет собой комплексную деятельность управления людьми в интересах личности, школьной организации. Менеджмент человеческих ресурсов
предполагает подбор кадров по личным и деловым качествам; обеспечение условий для повышения квалификации и карьерного роста; сочетание доверия к персоналу с проверкой исполнения; демократичный стиль управления: слушать и слышать каждого, такт, уважение к личности, открытость.
Управленческая компетентность директора школы как лидера проявляется в умениях создавать эффективную систему управления школой, объединять педагогов для достижения общих целей, создавать команду. Директор-лидер выделяется интеллектом, широким кругозором, ответственностью, порядочностью, обязательностью, стремлением к новому.
Управленческая компетентность директора - стратега выражается в умениях определять перспективу развития школы, использовать альтернативы, создавать систему обмена информацией, связанной с разными направлениями развития школы, развитие системы внешних связей, которые дают возможность реагировать на изменения и достижение поставленных целей. При стратегическом управлении педагогический потенциал воспринимается как основа и ценность школьной организации, школа имеет возможность отвечать на вызовы со стороны внешнего окружения, добиваться конкурентных преимуществ, обеспечивать возможность успешной деятельности в долгосрочной перспективе.
Управленческая компетентность директора - организатора связана с организационным менеджментом, составляющими которого являются следующие умения: организовать эффективное использование рабочего времени педагогического персонала; мотивировать развитие инициативы, творчества, энергии педагогического персонала; создавать систему своевременного информирования о происходящем внутри коллектива; развивать системы материального и морального стимулирования, способствующих укреплению коллектива; создавать материально-технические и социально-педагогические условия для функционирования и развития школы, ориентированной на достижение качества образования, формирование символического пространства школы, сохранение и развитие системы ценностей и убеждений.
Управленческая компетентность директора - предпринимателя проявляется в умениях эффективно использовать физические и финансовые ресурсы, проводить маркетинговые исследования образовательного рынка и рынка труда; коллегиально решать вопросы, связанные с нововведениями, опираться на педагогический опыт, который сложился в школе.
Организационно-деятельностная компетентность директора - обладание способностью осуществлять управление разнообразными видами деятельности, которые развиваются в школьной организации; умение выбирать наиболее эффективные средства повышения качества управления школой.
Социокультурная компетентность - это комплекс знаний о личной, деловой и профессиональной этике, деловом имидже.
Эти знания и соответствующие умения являются показателем уровня коммуникативной, личной и дело-
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6
69
Инновации в образовательных учреждениях
вой культуры педагога, которая проявляется в разных жизненных ситуациях и может считаться гарантом успеха в решении личностно - и профессионально значимых вопросов.
Социальная компетентность - умения устанавливать и развивать партнерские отношения с общественными организациями, социальными институтами; укреплять связи с органами управления образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, другими общеобразовательными и высшими учебными заведениями; активно участвовать в мероприятиях городского, регионального, межрегионального и международного уровней; развивать деловые связи со средствами массовой информации.
Личностная компетентность проявляется в том, что руководитель - директор школы обладает интеллектуальным, креативным, критическим мышлением, широтой кругозора, новейшими научными знаниями не только в области педагогических наук; умениями решать проблемы и разрешать конфликтные ситуации, опираясь на научные познания в области психологии и этики делового общения и положительный практический опыт межличностного взаимодействия; знаниями методов поощрения и награждения персонала за творческие достижения и участие в межрегиональных и международных проектах и программах.
Методическая компетентность - обладание знаниями о новых достижениях в педагогической и психологической науках, инновационных открытиях педагогов; обладание учебно-методическими, научно-исследовательскими умениями, умениями распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную и инновационную деятельность.
Рефлексивная компетентность - проявляется в рефлексивной позиции руководителя образовательного учреждения в отношении к профессионально-управленческой деятельности и к самому себе.
Коммуникативная компетентность - умения организовать взаимодействие всех членов педагогического коллектива; выстраивать внешние и внутренние отношения на гуманно-личностной основе; способность к сотрудничеству, межкультурной коммуникации; потребность в овладении иностранным языком для развития международных контактов: для организации профессиональной мобильности учителей и учебной деятельности школьников, участие в международных проектах, конкурсах и олимпиадах.
Указанные характеристики профессиональной компетентности руководителя нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом. Подводя итоги, следует отметить, что развитие и повышение уровня профессиональной компетентности руководителя школы - непрерывный процесс. Осуществление процесса развития профессионального становления руководителя образовательного учреждения следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, как организацию целенаправленного и непрерывного обучения, подготовки руководителя
образовательного учреждения; во-вторых, как саморазвитие самоорганизующейся системы - личности руководителя, выступающей источником активности в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Литература
1. Аюбашева С. И. Программно-целевое управление развитием лицея // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.3-7.
2. Вазина К. Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. 256 с.
3. Гегель Г В. Ф. Наука логики. Пер. Б. Г Столпнера // Сочинения. Под ред А. Деборина и Д. Рязанова. М.- Л: Гос. изд-во, 1937. Т. 5. XCI. 715 с.
4. Гоушин Б. А. Очерки логики исторического исследования (Процесс развития и проблемы его научного воспроизведения). М.: Высшая школа, 1961.214 с.
5. Киоссе В. К. Как стать современным директором гимназии. С благодарностью Л. А. Щербачевой // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.79-80.
6. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 172 с.
7. Кулешова Ю. М. Особенности построения посреднического действия в современных образовательных практиках как профессиональное достижение // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 4. С.55-58.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
9. Орлова О. М. Рефлексивный тренинг в практике профессионализации учителей начальных классов // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.41-44.
10. Психология и педагогика / Под ред. К. А. Абульхано-вой-Славской, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сласте-нина. М.: Совершенство, 1988.
11. Рытов А. И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.36-40.
12. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.
13. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
14. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.58-65.
15. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
16. Филатов С. В. Компетентное поведение руководителя школы [Эл. ресурс] URL: http://atp.vseversk.ru/articles/41/ svfilatov-kompetentnoe-povedenie-rukovoditelja-shkoly (Дата обращения: 1.12.2013).
17. Швецова Н. А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.77-79.
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/6