Научная статья на тему 'Развитие управленческой компетентности руководителя учреждения физической культуры'

Развитие управленческой компетентности руководителя учреждения физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИКА / УЧРЕЖДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найн А. Я., Найн А. А.

В статье анализируется развитие управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе дополнительного профессионально-физкультурного образования. Приведены формы, методы и педагогические приемы, развивающие управленческую компетентность специалистов физической культуры. Показана взаимосвязь функций и выполняемых видов управленческой деятельности руководителями учреждения физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найн А. Я., Найн А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческой компетентности руководителя учреждения физической культуры»

УДК 796.01

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. Я. Найн -доктор педагогических наук, профессор А. А. Найн - доктор педагогических наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

MANAGEMENT COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CULTURE

INSTITUTION DIRECTOR

A. Y. Nayn -doctor of pédagogies, professor A. A. Nayn - doctor of pédagogies, professor Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, переподготовка кадров управленческая деятельность, специалисты физической культуры.

Аннотация. В системе дополнительного профессионально-физкультурного образования взрослых, важной проблемой остается поиск оптимальных путей соединения формы и содержания в учебном процессе, не допуская рассогласованности между ними. Дидактическими условиями организации групповой работы как средства развития управленческой компетентности руководителя учреждений физкультурного образования становится обеспечение единства предметного содержания и формы обучения, формирование положительной познавательной мотивации, развитие субъектной активности, обеспечение целесообразности в организации коллективных форм учебной деятельности

Материал. В статье анализируется развитие управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе дополнительного профессионально-физкультурного образования.

Методы исследования: анализ и обобщение научной и специальной литературы, конструирование, разработка педагогической технологии и методики ее реализации, педагогический эксперимент.

Результат. Приведены формы, методы и педагогические приемы, развивающие управленческую компетентность специалистов физической культуры, показаны основные функции руководителя учреждений физической культуры: развивающая, информационная, развивающая, коммуникативная, формирующая, конструктивная, исследовательская, -выполняемые виды управленческой деятельности руководителя, а также взаимосвязь указанных функций и видов деятельности.

Заключение. Разработанная и апробированная методика реализации педагогических условий в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров подтвердила, что успешность групповой работы более эффективна при анализе узловых проблем спортивной деятельности специалистов физической культуры, отвечающих потребностям слушателей, наличии ярко выраженного лидера по каждой содержательно-ролевой позиции, а также при соблюдении следующих условий:

• действия слушателей курсового обучения направляются в русло рационального, интерактивного (а не только эмоционального образного мышления и общения);

• учебная группа (коллектив) не ищет проторенных, ранее известных алгоритмов решения конкретной спортивно-тренировочной проблемы;

• осуществляется активный поиск мнения каждого участника в академической группе, для того чтобы понять его позицию, быть может и отличную от других коллег.

Keywords: further vocational education, staff retraining, management activity, physical culture specialists.

Annotation. In the system of further vocational - sports education of the adults the urgent problem is the search for the optimal ways of form and content connection in an educational process. The didactic conditions of group work organization as means of the physical culture institution director's management competence development becomes the provision of the subject content and the form of teaching unity, positive cognitive motivation formation, subjective activity development, expediency in group forms of educational activity organization.

Research methods: scientific and special literature analysis and summarizing, construction, pedagogical technology and the methodology of its realization development, pedagogical experiment.

Research materials. The article gives the analysis of an educational institution director's management competence development in the system of further vocational - sports education.

Results. The forms, methods and pedagogical techniques which develop the specialists' of physical training management competence are presented. The main functions of physical culture institution director are shown: developmental, informational, communicative, forming, constructional, research and fulfilled by the director kinds of management activity, interconnection of the functions and kinds of activity.

Conclusion. Developed and approved methodology of pedagogical conditions realization in an Intersectorial regional Center of professional development and professional staff retraining confirmes that the group work effectiveness is higher if there is the main problems of physical culture specialists' sports activity analysis, presence of the leader on each content - role position and if the following conditions are observed:

• course attendees' activities are directed towards rational, interactive, not only towards emotional image thinking and communication;

• training group (collective) doesn't search for already known solution algorithm of a concrete sports - training problem;

• each participant's point of view is taken into consideration to understand his position which can differ from his colleagues' opinion.

Введение. Теория и практика физкультурного образования накопили большое разнообразие форм обучения. Некоторые из них, постоянно совершенствуясь, сохраняются и поныне, другие, возникнув и получив однажды большое распространение в практике, затем утрачивают свое значение, становятся достоянием истории. Если в какой-то момент времени в систему вводится новый вид деятельности, то в дальнейшем он будет расширяться и стабилизироваться. Если место выбрано неудачно, то в дальнейшем это может сделать безуспешными аналогичные попытки. Однако если тот же вид деятельности попытаются внедрить в какое-то другое время, то успех наблюдается отнюдь не всегда - инновация может полностью регрессировать и тем самым оказаться сугубо убыточной [4, с. 117].

В системе дополнительного профессионально-физкультурного образования взрослых, важной проблемой остается поиск оптимальных путей соединения формы и содержания в учебном процессе, не допуская рассогласованности между ними. Дидактическими условиями организации групповой работы как средства развития управленческой компетентности

руководителя учреждений физкультурного образования становится обеспечение единства предметного содержания и формы обучения, формирование положительной познавательной мотивации, развитие субъектной активности, обеспечение целесообразности в организации коллективных форм учебной деятельности.

Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование методики развития управленческой компетентности руководителя учреждения физической культуры, в которой комплексно реализуются закономерности, принципы и методы обучения в системе повышения квалификации.

Используемая в нашей методике групповая работа учебной деятельности предполагает совместное решение какой-либо спортивно-тренировочной проблемы. Большое значение при этом имеет подготовка членов группы, каждый из которых играет определенную роль в соответствии со своими психологическими особенностями. При этом необходимо учитывать социально-психологические феномены функционирования группы. В литературе [1-11] выделены шесть таких феноменов (табл. 1).

Таблица 1

Социально-психологические феномены функционирования учебных групп в системе

дополнительного образования

Социальная фасилитация Усиление энтузиазма участника семинара (дискуссии) относительно достижения поставленной цели при положительной оценке его активной работы

Социальная леность Склонность тратить меньше интеллектуальных усилий в коллективной учебной работе

Деиндивидуализация Утрата самосознания, ответственности при групповой активной работе

Групповая поляризация Усиление мотивации ранее существовавших тенденций членов группы

Огруппление мышления Мнение большинства отбрасывает индивидуальные альтернативные тренды

Влияние меньшинства Лидерство и имидж отдельных членов учебной группы в процессе повышения квалификации в Межотраслевом региональном центре

Как показала апробированная нами методика, учет этих факторов позволяет свести к минимуму негативные особенности совместной работы и стимулировать деятельность отдельных слушателей курсового обучения. В разработанной методике развития управленческой компетентности руководителя учреждения физкультурного образования комплексно реализуются закономерности, принципы и методы обучения в системе повышения квалификации, такие как деловые игры, дискуссии, лаборатории нерешенных проблем, защита авторских проектов по спортивно-соревновательным мероприятиям, коллективный реферат, обмен опытом, тестирование, «бой эрудитов» [1, с. 23-24].

Среди форм коллективного общения, активизирующих управленческую компетентность руководителя, положительно себя зарекомендовали: моделирование и анализ конкретных спортивных ситуаций, разработка проектов, тренинги, дискуссии, практикумы, «круглые столы», практико-ориентированные семинары, диспут, форум, симпозиум, конгресс, «ролевые игры», лектории, обсуждение передового спортивно-педагогического опыта, конкурсы спортивного мастерства, конференции, творческие площадки, научно-методические сборы, спортивно-имитационные игры, творческие отчеты, обсуждение и оценка авторских спортивно-тренировочных программ, спортивно-тренировочные клубы, деловые (управленческие, психологические) игры, встреча-диалог, спортивно-педагогическая мастерская, спортивно-методическая гостиная или трибуна,

мозговая атака, анализ ситуаций, решение спортивно-педагогических и управленческих задач, педагогические ярмарки, аукционы, «брейн-ринги» и др.

Практика деятельности институтов дополнительного профессионального образования, как отмечает Р. С. Димухаметов, показывает, что в системе повышения квалификации необходимо обеспечить более высокий, чем для учителей-предметников методологический и научно-теоретический уровень изложения учебного материала [5, с. 12-13]. В этом мы убедились, апробируя многие годы разработанную методику в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки руководителей учреждений физкультурного образования Уральского государственного университета физической культуры.

В системе повышения квалификации взрослых, формы, методы и приемы, развивающие управленческую компетентность специалиста, выступают «мостиком» между теорией и собственной практикой специалиста:

• оказать методическое содействие и расширить возможности специалиста в освоении и совершенствовании спортивного мастерства;

• дать возможность овладеть широким спектром форм, методов, приемов для гибкого построения спортивно-тренировочных программ, повышения эффективности собственной управленческой компетентности;

• на основе лучшего отечественного и мирового спортивного опыта обучить современным принципам разработки тренировочных программ, а также их спортивно-методического обеспечения.

При этом важно отметить, как полагает Н. М. Гурбо, что опыт работы с человеком, не укладывающимся в рамки возрастной педагогики, требует андрагогического подхода не только к формированию содержания обучения, но и к формам предъявления психолого-педагогического материала [2, с. 17].

Можно согласиться с мнением Ю. И. Турчаниновой, что содержание, цели и организационные формы диктуют выбор соответствующих методов обучения. Методы обучения в любой подсистеме образования связаны с целью обучения, его содержанием, уровнем готовности субъекта к обучению, наличием и особенностями дидактических средств, а также количеством времени, которым располагает специалист для изучения данной темы. С этой точки зрения все методы, известные и охарактеризованные в дидактике высшей школы и в вузовской педагогике, играют более или менее важную роль в повышении квалификации педагогических кадров [10, с. 14]. Заметим при этом чрезвычайно важное положение: чтобы все дидактические конструкты органично «воздействовали», развивали основные «предписанные» функции, выполняемые руководителем учреждения физкультурного образования в управленческой деятельности.

Ниже, опираясь на ряд исследований [4; 6; 9; 10; 11,] покажем основные функции, выполняемые руководителями учреждений физкультурного образования в процессе управленческой деятельности. Соотношение и взаимосвязь выполняемых функций специалистами и профессиональной деятельности по их реализации показаны в таблице 2.

Большое количество обеспечивающих развитие управленческой компетентности специалиста функций требует поиска подхода к профессиональной подготовке, позволяющего осуществлять более тесное взаимодействие отдельных учебных дисциплин в условиях повышения квалификации и формирование их в единые блоки на интегративно-развивающей основе.

Таблица 2

Взаимосвязь функций и видов деятельности, выполняемых руководителями _учреждений физкультурного образования_

Функции, выполняемые руководителями учреждений физкультурного образования Деятельность руководителей учреждений физкультурного образования по реализации основных функций

Развивающая Подбор и использование в процессе развития управленческой компетентности специалистов объектов, имеющих познавательную и развивающую ценность; развитие креативного мышления, предпринимательской деятельности; использование в процессе обучения невербальных методов и приемов управления; формирование у слушателей умения прогнозирования результатов управленческих решений

Информационная Глубокое и свободное владение учебным материалом и приемами его преподавания (умение легко и быстро подбирать нужные слова, четкая дикция, эмоциональность речи руководителя, чувство активного сопереживания, выражение лица, тембр голоса, жесты); умения использовать аудиовизуальные и иные медиа средства обучения и управления; вычленение основные дидактических единиц (понятий, законов, умений, навыков), относящихся к повышению квалификации, умение классифицировать по рядоположенным основаниям и группировать знания в систему; знание необходимых источников информации, умение ими пользоваться; обеспечение обратной связи управленческой деятельности руководителей учреждений физкультурного образования

Организаторская Организация психолого-педагогических и иных условий для развития управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования; включение специалистов-слушателей в различные виды научной, дидактической, управленческой и предпринимательской деятельности; систематический контроль и учет результатов наблюдений и определение задач прогностического характера; анализ полученных результатов в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью; налаживание деловых контактов и совместной деятельности с образовательными учреждениями, предприятиями различной формы собственности, общественными организациями, общественностью

Коммуникативная Установление правильных и педагогически эффективных взаимоотношений с коллегами по «цеху»; выявление и регулирование внутриколлективных, межколлективных и межличностных отношений, возникающих в условиях спортивно-тренировочных и соревновательных состязаний; овладение методами интерактивного (организованного, целеустремленного) общения по ряду показателей: развитию

Функции, выполняемые руководителями учреждений физкультурного образования Деятельность руководителей учреждений физкультурного образования по реализации основных функций

умений сотрудничать в коллективе; развитию толерантности; самооценки и эмпатии;

Функции, выполняемые руководителями учреждений физкультурного образования Деятельность руководителей учреждений физкультурного образования по реализации основных функций

Формирующая Формирование основ профессионализации в структуре (номенклатуре) различных профессий спортивного профиля; формирование гибких умений и навыков, позволяющих обучающимся быстро осваивать новые виды труда смежных профессий; самостоятельности, инициативности, предприимчивости, готовности принимать нестандартные решения; формирование основных умений фасилитирующей управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования в условиях системы дополнительного повышения квалификации специалистов

Конструктивная Построение организационно-педагогической и логико-психологической структуры педагогического процесса в целом и отдельного занятия в спортивно-тренировочном цикле; планирование структуры интеллектуально-трудовых действий обучающихся и педагогическое руководство их деятельностью; планирование и использование в работе организационных форм, методов и приемов, обеспечивающих эффективность спортивно-соревновательных мероприятий; проектирование, подбор и использование учебно-материальной (спортивной) базы обучения спортсменов, оценка ее дидактической и воспитательной ценности; педагогически целесообразная разработка заданий и задач для эффективной организации спортивно-соревновательных мероприятий

Определение наукоемких задач и целей в процессе организации деятельности коллектива по реализации основополагающих концептов теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; проектирование, организация и осуществление педагогического эксперимента; ориентировка и перестройка способов деятельности спортивного

Функции, выполняемые руководителями учреждений физкультурного образования Деятельность руководителей учреждений физкультурного образования по реализации основных функций

Исследовательская учреждения в изменяющихся социально-экономических условиях; анализ передового педагогического опыта в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов; реализация, обобщение и перенос методов и приемов спортивно-тренировочной деятельности в практику своей работы; соотнесение своего опыта с педагогической теорией и методикой физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Приведем некоторые наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие реализации педагогических условий в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров УралГУФК [1, с. 39-40]:

• диалог (сотрудничество, синергия) как важный педагогический прием профессионального роста, взаимообогащения, самокорректировки, предполагающий формирование умений ставить свои и чужие идеи в один ряд (обучение толерантности), умение выработки компромиссного решения, единой позиции (стремление к устойчивости);

• «педагогическая рефлексия» как средство, включающее обмен опытом, обобщение своего и чужого положительного и отрицательного опыта, что, как показывает практика, в наибольшей степени способствует пробуждению интереса и потребности в непрерывном самообразовании управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования;

• «ситуация озарения», источником инноваций и диверсификацией является бифуркация, поскольку именно благодаря ей в системе появляются новые решения, «в результате бифуркаций решения характеризуются нарушением симметрии», которое является «проявлением внутренней дифференциации между системой и ее окружением.

Опыт работы в Межотраслевом региональном Центре УралГУФК с большой группой различных категорий специалистов физической культуры дает основание утверждать, что педагогические приемы, используемые в образовательном процессе руководителей учреждений физкультурного образования позволяют:

• выявить их уровень профессиональных знаний и умений управленческой компетентности, умений применять их в реальных спортивно-организационных ситуациях;

• перевести формальные знания в сфере физической культуры и спорта в действенные практико-ориентированные мероприятия;

• поставить специалиста физической культуры (тренера) в позицию исследователя проблемы развития теории и методики различных видов спорта, а не пассивно принимающего учебную информацию;

• создать возможность приобретения реального опыта и проверки знаний с целью развития управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования;

• развить объективную самооценку, мотивировать потребность к самообразованию и рефлексии управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования.

Методисту, организатору курсового обучения (менеджеру, фасилитатору) они дают важный аналитический материал: какова подготовленность слушателей к практическим занятиям и к восприятию теоретического курса, какие коррективы следует внести в учебный план, как преодолеть психологические барьеры на пути внедрения новых спортивно-образовательных технологий.

В системе повышения квалификации руководителей учреждений физкультурного образования, как считает И. А. Гуревич, настойчиво заявляют о себе интерактивные методы, основанные на прямом взаимодействии обучающихся [3, с. 73-74]. Это вполне оправданно. Интерактивное обучение (т1егасйуе1еагшп§) означает научение (стихийное или специально организованное), основанное на межличностном взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии.

Интерактивные методы обучения - это методы взаимодействия с коллегами, «с опытом, служащим центральным источником учебного познания» [8, с. 93-94], способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию субъекта учебной деятельности; это система научно обоснованных действий участников процесса социально-психологического взаимодействия. Интерактивное общение и интерактивный диалог - это осуществление практико-ориентированных действий, которые с высокой степенью гарантированности приводят к достижению поставленных целей обучения.

К ним относятся такие методы, как мозговая атака (брейнсторминг), работа в малых группах, смысловые и ролевые игры, коммуникативные игры, игры-разминки, упражнения с обратной связью, управляемое обсуждение и др.

Интерактивное общение, по мнению И. Е. Коновалова, предполагает выработку тактики и стратегии взаимодействия. Это организация совместной деятельности людей [7, с. 25]. Основными видами интерактивного общения являются кооперация и конкуренция среди участников системы курсового обучения в период повышения квалификации.

Методический опыт интерактивного, или иначе говоря, продуктивного обучения, как показало наше исследование, предполагает соблюдение ряда требований [1, с. 23-25]: • формировать у слушателей методологическую культуру общения;

• расширять у слушателей основу базовых психолого-педагогических знаний посредством усвоения новых и обновленных научных понятий;

• применять модульную и «паутинную» стратегии. Сущность последней состоит в том, чтобы главные, ведущие смысловые цели информации, общий обзор учебного материала давать в лекции, а детальное, глубокое изучение конкретных теоретических проблем - осуществлять на практических и семинарских занятиях;

• формы учебных занятий должны соответствовать пяти уровням учебных задач - по таксономии. На занятиях адаптивного, репродуктивного уровня обучения применять тренировочные задания, составление и защиту логических структур темы, логико-смысловых моделей в парах - устные проговоры наиболее значимых и сложных проблем или проверку знания категориального аппарата, в группах - решать психологические задачи, осуществлять психологический анализ ситуаций, вести психологическое консультирование;

• на продуктивном уровне проводить проблемные семинары, учебные конференции, дискуссии, психологическое консультирование, психолого-педагогический консилиум.

Приведем некоторые интерактивные методы обучения, апробированные нами в процессе повышения квалификации руководителя учреждения физкультурного образования:

• лекция-диалог (или интегративная лекция). Лекция-диалог ценна тем, что учит критически подходить к анализу различных ситуаций, подвергать сомнениям вечные истины. Наиболее интересны альтернативные суждения, диалог, в который включаются слушатели;

• оргдиалог - это оригинальная форма синергии, интеллектуального взаимодействия, развития способностей и овладения учебной и научной информацией;

• метод проектов. Метод проектов как «технология свободного труда» (Селестен Френе) всегда предполагает самостоятельное решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, а также творческих областей;

• метод информационной насыщенности основывается на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений;

• метод Дельфи - помогает выбрать из предполагаемой серии альтернатив лучшую;

• метод «черного ящика». Решение проблем на основе этого метода осуществляется посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения противоречий. Сущность метода состоит в том, что причины противоречий выявляются как бы косвенным путем. Здесь развязывается творческая инициатива людей;

• метод дневников - каждый член группы записывает возникающие по обсуждаемой проблеме идеи в течение какого-либо времени, после обсуждают подготовленный материал на дискуссии;

• метод мозгового штурма учит свободно обсуждать проблему, например спортивной игры, высказывать предположения о путях ее решения, высказывать как можно больше идей;

• метод синектики - позволяет научиться формулировать проблему, составляющие ее элементы, выделять главную цель поиска, искать аналогии решения задач самого разнообразного характера;

• видеосъемка отдельных фрагментов обучающего семинара с последующим обсуждением отснятого материала.

Ниже, в таблице 3, приведем методы интерактивного взаимодействия, которые в совокупности с другими позволяют достичь положительного образовательного эффекта [4, с. 39-40].

Таблица 3

Некоторые методы интерактивного взаимодействия руководителей учреждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физкультурного образования в процессе повышения квалификации в Межотраслевом _региональном Центре_

/п Методы Цель

Анализ нормативных и регламентирующих документов Минспорта РФ Организационная диагностика, рекомендации по оптимизации системы управления, регламентации управленческой деятельности руководителей учреждений физкультурного образования

Тестирование персонала Центра и ведущих специалистов физической культуры Выявление мнения и предложений респондентов для учета в программах

/п Методы Цель

развития управленческой компетентности руководителей учреждений физкультурного образования

Интервьюирование ученых Центра, педагогов, представителей органов управления и пр. Организационная диагностика, выявление проблем и резервов развития специалистов физической культуры

Групповые обсуждения с экспертами и руководителями учреждений физкультурного образования Обмен мнениями, выработка решений, продуцирование новых идей

Психодиагностика Составление психологического портрета личности руководителя учреждения физкультурного образования

Наблюдения, интервьюирование Организационная диагностика, выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности специалистов физической культуры

Эксперимент: виды и классификация Оценка деятельности (для исключения влияния личности экспериментатора на результат)

Проектно-аналитическая деятельность по управлению учреждением физической культуры Анализ результатов организационной диагностики, разработка соревновательно-спор-тивных проектов, программ, документов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная и апробированная методика реализации педагогических условий в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров подтвердила, что успешность групповой работы более эффективна при анализе узловых проблем спортивной деятельности специалистов физической культуры, отвечающих часто неосознанным потребностям слушателей, наличии ярко выраженного лидера по каждой содержательно-ролевой позиции, а также при соблюдении следующих условий:

• действия слушателей курсового обучения направляются в русло рационального, интерактивного (а не только эмоционального образного мышления и общения);

• учебная группа (коллектив) не ищет проторенных, ранее известных алгоритмов решения конкретной спортивно-тренировочной проблемы;

• осуществляется активный поиск мнения каждого участника в академической группе, для того чтобы понять его позицию, быть может и отличную от других коллег.

Противоречия в межличностных отношениях между участниками совместной учебной деятельности - носителями противоположных позиций (генератор идей -исполнитель, инноватор - критик) устраняется путем перевода конфликта между ними на содержательный уровень; при разногласиях или склонности к иному подходу каждый участник имеет право проявлять твердость до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех. Расхождения и разногласия в процессе планирования и реализации задач

при этом, неизбежны и рассматривать это необходимо как положительный шаг к развитию управленческой компетентности руководителя учреждения физкультурного образования.

Литература

1. Виноградов, С. А., Найн, А. Я. Методика развития управленческой компетентности специалистов физической культуры : учеб.-метод. пособие / С. А. Виноградов, А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2013. -46 с.

2. Гурбо, Н. М. Развитие профессиональной компетентности педагога колледжа на основе внедрения инновационных образовательных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Гурбо. - Челябинск, 2006. - 20 с.

3. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. - Минск : Высшая школа, 1985. - 136 с.

4. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика : теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства / Ю. В, Громыко. - М. : Высшая школа, 2000. - 290 с.

5. Димухаметов, Р. С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов : монография / Р. С. Димухаметов. - Челябинск : Изд-во ООО фирмы «Атоксо», 2005. - 223 с.

6. Колесник, И. С. Самовоспитание как фактор повышения эффективности спортивной подготовки хоккеистов сборных команд / И. С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 49-51.

7. Коновалов, И. Е. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники студентов колледжа / И. Е. Коновалов // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 4. - С. 24-26.

8. Социально-психологический климат коллектива : теория и методы изучения. - М. : Наука, 2003. -

167 с.

9. Стажина, В. Т. Интеграция физической культуры, спорта и профессионального образования / В. Т. Стажина // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 14-17.

10. Турчанинова, Ю. И. Обучение технике общения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. И. Турчанинова. - МГПИ. - М., 1988. - 21 с.

11. Тумин, Н. В. Компетентность преподавателя физической культуры в условиях профессиональной школы / Н. В. Тумин // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 27-32.

Bibliography

1. Vinogradov, S. A., Nayn, A. Y. The methodology of management competence development of physical culture specialists: manual / S. A. Vinogradov, A. Y. Nayn. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2013. - 46 p.

2. Gurbo, N. M. Professional competence development of a college teacher on the basis of innovative educational technologies introduction: abstract from the thesis of the candidate of pedagogics / N. M. Gurbo. -Chelyabinsk, 2006. - 20 p.

3. Gurevich, I. A. Circuit-style training during the physical abilities development / I. A. Gurevich. - Minsk: High School, 1985. - 136 p.

4. Gromyiko, Y. V. Cognitative-practical pedagogics: theoretical-practical guide in the mastering the highest standards of pedagogical art / Y. V. Gromyiko. - Moscow: High School, 2000. - 290 p.

5. Dimukhametov, R. S. Scientific and methodical provision of the teachers' qualification raising: monograph / R. S. Dimukhametov. - Chelyabinsk: «Atokso» publishing house, 2005. - 223 p.

6. Kolesnik, I. S. Self-education as a factor of the efficiency increase of hockey players' from combined teams sports training/ I. S. Kolesnik // Theory and practice of physical culture. - 2008. - № 7. - P. 49-51.

7. Konovalov, I. E. Integration of physical training and the instrumental-performing technique of a college students/ I. E. Konovalov // Secondary vocational education. - 2008. - № 4. - P. 24-26.

8. Social-psychological group atmosphere: theory and methods of learning. - Moscow: Science, 2003. - 167 p.

9. Stazhina, V. T. Integration of physical culture, sport and vocational education / V. T. Stazhina // Theory and practice of physical culture. - 2009. - № 11. - P. 14-17.

10. Turchaninova, Y. I. The technique of interpersonal communication learning: abstract from the thesis of the candidate of pedagogics / Y. I. Turchaninova. - Moscow Humanitarian Pedagogical Institute. - Moscow, 1988. - 21 p.

11. Tumin, N. V. The competence of the teacher of physical training in in the context of vocational school / N. V. Tumin // Kazan pedagogical magazine. - 2009. - № 2. - P. 27-32.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.