УДК 37.08
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Чечель И.Д., д.п.н., профессор, Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассмотрен компетентностный подход к процедуре оценивания профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в ходе аттестации. Предлагается на основе многофакторной модели компетентности руководителя школы выделять ключевую компетентность, включающую индивидуально-личностные компетенции; базовую компетентность, объединяющую базовые педагогические и актуально педагогические компетенции; и специальную компетентность, интегрирующую экономические, правовые компетенции (образовательное право, юве-нальная юриспруденция), а также менеджмент. В процессе аттестации анализируется наличие тех или иных компетенций и уровень их сформированности. Ключевые слова: аттестация, процедуры системы оценки профессионализма, компе-тентностный подход, компетентность, компетенция, ключевые, базовая, специальная компетентности, управленческая деятельность.
CONCEPTUAL BASES OF CERTIFICATION OF HEADS EDUCATION SYSTEMS
Chechel I.D., D.ofArts, proff., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Summary: in article competence-based approach to procedure of estimation of professional competence of heads of educational institutions is considered during certification. It is offered to mark out the key competence including individual and personal competences on the basis of multiple-factor model of competence of the head of school; the basic competence uniting basic pedagogical and actually pedagogical competences; and the special competence integrating economic, legal competences (the educational right, juvenile law), and also management. In the course of certification existence of these or those competences and level of their formation is analyzed.
Keywords: certification, procedures of system of an assessment of professionalism, competence-based approach, competence, competence, key, basic, special competence, administrative activity.
Необходимость обновления содержания аттестации руководителей ОУ продиктована потребностью современного образования в изменении системы управления учреждениями образования: развитием форм государственно-общественного управления,
изменением правового статуса учреждений образования (переход к автономным учреждениям), формирование системы оценки качества образовательных систем и т.д.
В связи с этим концептуально важно определить цели, содержание, средства и способы аттестации как процедуры оценки деятельности директорского корпуса.
Итак, цель аттестации — выявление профессиональной компетентности руководителей ОУ системы общего образования. Аттестация руководителей, основанная на компетентностном подходе, дает возможность проводить анализ необходимых качеств управленческой деятельности посредством выявления уровня сформированности определенных компетенций.
Компетенция — характеристика потенциального состояния личности, а компетентность — характеристика личности, проявляемая в реальной деятельности. Исходя из этого, можно видеть, что компетентность — сложная интегральная характеристика, состоящая из комплекса компетенций, содержание которого определяется целями, задачами и характером деятельности.
Компетентный руководитель, во-первых, должен обладать определенными индивидуально-психологическими качествами (самостоятельность, дисциплинированность, коммуникативность, потребность в саморазвитии, креативность), а во-вторых, — демонстрировать сформированность профессиональной управленческой компетентности.
В ходе аттестации целесообразно проводить анализ сформированности у будущих и действующих руководителей необходимого комплекса компетенций, совокупность которых определяет их компетентность.
При этом логика оценки профессиональной компетентности специалиста определяется выявлением присвоения ключевых, базовых и специальных компетентностей, содержание которых в управленческой деятельности руководителя школы (ДОУ) выглядит следующим образом.
вид компетентности составляющие компетенции
ключевая коммуникативная информационная социально-правовая культурно-ценностная самосовершенствования
базовая общепедагогическая актуально-педагогическая
специальная менеджмент экономика образования образовательная юриспруденция
В процессе аттестации руководителя ОУ выделяют два этапа.
Первый этап связан с аттестацией на право занятия должности. В основе данного этапа лежит анализ личностных качеств руководителя, недостаточная сформирован-ность которых не позволяет эффективно управлять организацией, коллективом, достигать поставленных целей. На данном этапе анализируются индивидуальные качества лидера, его личностные особенности, способности к управленческой деятельности, влияющие на «ключевую» и «специальную» компетентности. К ним относятся:
• способность управлять собой
• разумные личностные ценности ключевая компетентность
• четкие личные цели
• потребность в личном росте
В основном вышеперечисленные факторы определяются логикой сформирован-ности «культурно-ценностной» компетенции и «самосовершенствования».
К факторам, влияющим на собственно управленческую («специальную») компетентность, можно отнести следующие:
• навык решать проблемы
• креативность и способность к инновациям
• способность влиять на окружающих
• знания современных управленческих подходов
• способность руководить
• умение обучать и развивать подчиненных
• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
Очевидно, что отсутствие каких-либо из указанных навыков или способностей создает ограничения для полноценной управленческой деятельности.
специальная компетентность (менеджмент)
Несомненную трудность в разработке процедуры аттестации представляет вопрос отбора средств и способов оценки.
Анализ широкого спектра возможных подходов к изучению данных вопросов в отечественной и зарубежной педагогике позволил выделить ряд диагностических средств, к которым в том числе можно отнести тесты, предлагаемые западными учеными М. Вудкоком и Д.Френсисом.
Так, в качестве средств, позволяющих выявить личностные компетентности руководителя можно использовать такие тексты, как «Оценка личных ограничений», «Неумение управлять собой», «Размытые личные ценности», «Смутные личные цели», «Навыки руководства».
Положительно зарекомендовавшие себя претенденты должны быть направлены на обучение для формирования и развития необходимых, «специальных» и «базовых» компетентностей.
Второй этап аттестации связан с оценкой профессиональной компетентности действующих руководителей.
Определяющим содержанием данного этапа является выявление компетентностно значимых качеств руководителя с целью их возможной коррекции.
В связи с этим аттестационные мероприятии должны быть направлены на выявление и анализ существующей практики руководства. Актуальными в связи с этим будут является те способы оценки, в основе которых лежит решение практико-ориентированных задач:
- анализ и пути решения конкретной управленческой ситуации с выделением рисков предлагаемого разрешения проблемы. Лучший вариант — «case study», включающие проблемы экономического, правового характера и потребность в опыте менеджмента;
- проверка сформированности «информационной» компетенции — задание на поиск конкретной информации (на выбор комиссии) с помощью ПК.
Безусловно, на данном этапе аттестации немаловажное значение имеет оценка личностных качеств руководителя, поэтому актуальным остается тестирование на лич-ностно-ценностные компетенции аттестуемого.
В заключение следует отметить, что оценка деятельности руководителя ОУ в настоящее время является одной из обсуждаемых проблем в современной педагогике.
Предлагаемые в данной статье решения позволяют определить лишь некоторые направления деятельности экспертов в области аттестации директорского корпуса.
Список литературы
Вудкок М. и Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. Пер. с англ. — М.: Дело,
1991.