Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования'

Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОС / практико-ориентированный подход / практико-ориентированная технология / дуальное обучение. / STS / practice-oriented approach / practice-oriented technology / dual training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авлиякулов А.К., Ходжаев Н.С.

В данной статье рассмотрены основы практико-ориентированного обучения при дуальной системе организации учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Рассмотрены вопросы организации «Умных аудиторий», которые позволят введение в учебный процесс электронного образования, что дает возможность использования блочно-модульного принципа оценки качества обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-oriented training in the organization of the dual education system

This article discusses the basics of practice-oriented learning in the dual system of organizing the educational process in professional educational institutions. The issues of organizing "Smart Classrooms" that will allow the introduction of e-education into the educational process, which makes it possible to use the block-modular principle of assessing the quality of students, are considered.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования»

УДК 377.5

Авлиякулов А.К. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления в образовании Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Ташкент, Республика Узбекистан Ходжаев Н.С. кандидат технических наук, доцент, кафедра управления в образовании "Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Ташкент, Республика Узбекистан Avliyakulov A.K.

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, department of management in education Institute of Pedagogical Innovations, Retraining and Advanced Training of Managers and Teachers of Professional Education of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan Khodjaev N.S.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, department of management in education, Institute of Pedagogical Innovations, Retraining and Advanced Training of Managers and Teachers of Professional Education of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: avliyakulov60@mail.ru

Практико-ориентированное обучение при организации дуальной системы образования Practice-oriented training in the organization of the dual education system

Аннотация: В данной статье рассмотрены основы практико-ориентированного обучения при дуальной системе организации учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Рассмотрены вопросы организации «Умных аудиторий», которые позволят введение в учебный процесс электронного образования, что дает возможность использования блочно-модульного принципа оценки качества обучаемых.

Abstract: This article discusses the basics of practice-oriented learning in the dual system of organizing the educational process in professional educational institutions. The issues of organizing "Smart Classrooms" that will allow the introduction of e-education into the educational process, which makes it possible to use the block-modular principle of assessing the quality of students, are considered.

Ключевые слова: ГОС, практико-ориентированный подход, практико-ориентированная технология, дуальное обучение.

Keywords: STS, practice-oriented approach, practice-oriented technology, dual training.

Развитие Республики Узбекистан и формирование его как сильного государства это многогранный и сложный прцесс. К этому относится создание наряду с мощной материально-технческой базой создание научного и духовного потенциала. Эта цель не может быть достигнута без реформирования системы образования, направленного на реализацию потенциала молодых людей, удовлетворение их социальных потребностей и эффективное использование финансовых ресурсов для сектора народного хозяйства. Этот процесс предусматривает модернизацию и глубокую реорганизацию всей системы средне профессионального образования (ССПО), которая является неотъемлемой частью социально-экономической жизни страны, требует более эффективного использования финансовых ресурсов, выделяемых в этой сфере. Под модернизацией будем понимать не только укрепление материально-технической базы ПОУ (профессиональное образовательное учреждение)

современным оборудованием, предназначенным для организации электронного образования (Е-leammg) учебного процесса, блочно-модульным принципом оценки знаний обучаемых, но и пересмотра всей структуры организации учебного процесса отвечающим требованиям к профессиональной компетенции выпускников ПОУ на уровне международных стандартов и самое важное удовлетворяющим спросу рынка труда специалистов среднего звена народного хозяйства, переход к дуальной модели обучения. Такой переход ССПО закреплен Принятым Кабинетом Министров Республики Узбекистан постановлением №163 от 29.03.2021г. [2]. Разумеется для выполнения этих требований необходимо предусмотреть: еще следующие меры:

❖ пересмотра учебных программ и планов с учетом требований работодателей;

❖ дуальное обучение как известно в отличие от традиционного предполагает пересмотра соотношения распределения учебных часов в сторону увеличения практических занятий (теоретического 20-25% и практического 7580%);

❖ создание единой информационной среды ПОУ (разработка и создание электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и самообучающих тестов);

❖ в целях внедрения Э-образования создание «Умных аудиторий», «Умных кафедр», «Умных ЦИР» (цифровой информационный центр), объединенных в локальную сеть ПОУ, в свою очередь соединенный с Интернетом;

❖ внедрение в учебный процесс Э-преподавателя;

❖ разработка программного обеспечения для проведения учебных занятий;

❖ предусмотреть возможность дистанционного обучения;

❖ повышенние ИКТ грамотности и квалификации преподавательского состава ПОУ:

❖ переобучение специалистов ведущих практические занятия учащихся ПОУ на предприятии;

♦♦♦ организация единого центра управления прохождения учебной и производственной практики студентов, который будет осуществлять мониторинг качества обучения, прохождение практик и их аттестацию с последующим присвоением им соответствующей квалификации, при этом в составе подобного центра должны быть представители от ПОУ и предприятия;

♦♦♦ содержание теоретического обучения должно быть пересмотрено в соответствии с профилем обучения и требованиям работодателей, организация учебного процесса должно предусматривать практико-ориентированное обучение (ПОО), при этом содержание учебных программ читаемых теоретических курсов должны быть нацелены на конкретные производственные задачи;

♦♦♦ предприятие, где будет организовано прохождение производственной практики, несет полную ответственность за качество и безопасность организации практики учащихся, при аттестации оценивается конечный результат обучения;

ПОО основано на оптимальном сочетании теоретического образования и прикладной подготовки, целью которой является формирование профессиональных компетенций и навыков практической деятельности при выполнении ими реальных практических задач. При традиционном обучении срок адаптации выпускников ПОУ на производстве становится слишком большим, а педагоги системы ПОУ и работодатели тратят много времени, усилий и большие средства на подготовку специалистов отвечающих требованиям работодателя на формирование навыков практической деятельности. В настоящее время при подготовке специалистов в образовательных учреждениях сложилась ситуация, когда от выпускника требуют и профессиональной подготовки по профилю, и компетенций предпринимателя, т.е. возникло такое положение - с одной стороны ЗУН и профессиональные навыки выпускника должны отвечать требованиям конкретного работодателя, а с другой — современный рынок труда бизнес-

среды требует предпринимательских компетенций выпускника.

4

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ В ПОУ СПЕЦИАЛИСТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

ПОО

ЦЕЛИ II ЗАДАЧИ ПРИМЕНЯЕМ 1ЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ

Подготовка ТЕХНОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТЫ

конкурентно Используются На основе

способного инновационны е трехстороннего

специалиста технологии обучения. договора -

востребованного в такие как Э-обучение. обучаемого. ПОУ и

отраслях среднего Моделирование. Кейс Предприятия

жена народного методы, проблемные (Работодателя)

хозяйства, уровень методы. достигаются

общей компетенции Дифференцированное следующие цели:

(обшие для многих обуч ение _ Симу ляционно е 1 .Обучаемый

видов обучение. гарантированно

пр о фе с снональной К омпет ентно стный после учебы

деятельности) и подход. получает

профессиональные ОРГАНИЗАЦИЯ конкретную работу

(ЗУН ">~ЧЕБНОГО 2.ПОУ обеспечивает

профессиональной ПРОЦЕССА выпускников

деятельности) Обучаемый проходит рабочими местами

компетенции теоретическое обучение в 3 Предприятие

которого отвечают ПОУ. а практическую получает

требованиям часть на предприятиях. квалифицир ованньк.

работодателей соотношение пропорции компетентных.

учебной нагрузки отвечающих его

сост авляет: 20-2 5% т е орщ требованиям

7 5-50% практика специалистов.

Рисунок 1 - Модель подготовки в ПОУ специалиста по технологии ПОО

Для формирования вышеуказанных качеств важно также использовать

технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению

профессиональными навыками, а также формированию профессионального

мышления, развития творчества. В настоящее время широко используются

Выход из создавшейся непростой проблемы на наш взгляд — это

внедрение в учебный процесс ПОУ современных инновационных технологий, а

именно, внедрение ПОО при дуальном обучении, направленном на

коммерциализацию результатов обучения, только тогда при оптимальной

организации учебного процесса и при креативном подходе руководителей ПОУ

и предприятия совместными усилиями можно добиться гарантированного

качества обучения. Для этого надо вводить в учебный процесс новые

технологии обучения и переходить от традиционных технологий передачи

5

знаний, умений к технологиям обучения с приобретением навыков конкретной деятельности.

Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками, а также формированию профессионального мышления, развития творчества. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности следующие инновационные педагогические технологии: кейс-методы, проектные методы и проблемные методы.

Выпускник ПОУ одновременно обладающий профессиональными компетенциями и предпринимательскими качествами должен обладать следующими качествами:

1. Высокой мотивацией к овладению своей будущей профессии, должен ясно осознавать плюсы и минусы своей будущей профессии;

2. Самооценка и самокритика способствуют его карьерному росту;

3. Коммуникабельность - важная черта при командной работе;

4. Сформированные профессиональные компетенции, приобретенные через ЗУН (знания, умения, навыки) в ПОУ должны сформировать практические навыки необходимые для решения конкретных практических задач.

Такой интенсивный метод обучения позволит студенту быть готовым к

выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и

накоплению опыта профессиональной деятельности. Создание

межрегиональных кластеров учебно-производственных лабораторий, бизнес-

инкубаторов, научно-производственных площадок и др., позволят реализовать

практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами

реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии

профессионалов по заказу предприятий и организаций. Целесообразно также

привлекать студентов к решению научно-исследовательской работы через СНО

(студенческие научные общества), выдавать индивидуальные

6

исследовательские, проектные и конструкторские (нетривиальные) задачи, имеющие научную и практическую значимость.

Надеемся, что внедрение в ССПО РУз указанной модели с учетом зарубежного опыта (Германии, России и др.) позволит повысить качество обучения, а следовательно и профессиональный уровень выпускников ПОУ.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО — 2005, — №3 (33). - С. 27-34.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.03.2021 г. №163 "О мерах по организации дуального образования в системе профессионального образования". [Электронный ресурс]. Электрон. дан. — Ташкент. — Режим доступа: https://lex.uz/docs/5346217/. — Дата обращения: 11.06.2021. — Загл. с экрана.

3. Создание учебной бизнес-среды как инновационной модели практико-ориентированного обучения в предпринимательском вузе / А.Г. Бодункова, М.В Ниязова, И.П. Черная // Современные проблемы науки и образования. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.