Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурахманова Гулнора Каландаровна, Кадиров Шухрат Мунавварович, Улугмурадова Нодира Бердимурадовна

В статье проведена оценка актуальности системы профессионального образования и обучения с точки зрения требований рынка труда. Практический интерес представляет изучение и использование зарубежных подходов к созданию системы прогнозирования рынка труда, состоящей из баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп работников Узбекистан. Профессиональное образование и обучение в Узбекистане не обладают навыками, в которых нуждаются предприятия для того, чтобы успешно осуществлять деятельность. Меры, принимаемые в настоящее время, по внедрению эффективных механизмов укрепления взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями, центрами профессиональной подготовки и работодателями в Узбекистане будут служить для подготовки квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях с учетом потребностей работодателей и спроса отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдурахманова Гулнора Каландаровна, Кадиров Шухрат Мунавварович, Улугмурадова Нодира Бердимурадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONS IN THE DIGITAL ECONOMY, MOST IN DEMAND IN THE LABOR MARKET OF UZBEKISTAN

The article assesses the relevance of the vocational education and training system in terms of the requirements of the labor market. Of practical interest is the study and use of foreign approaches to the creation of a labor market forecasting system, consisting of the balance of labor resources and the economy's need for personnel in the context of vocational and qualification groups of workers in Uzbekistan. Vocational education and training in Uzbekistan does not have the skills that businesses need to be successful. The measures currently being taken to introduce effective mechanisms to strengthen interaction between vocational educational institutions, vocational training centers and employers in Uzbekistan will serve to train qualified personnel in vocational educational institutions, taking into account the needs of employers and the demand of sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА УЗБЕКИСТАНА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ НА РЫНКЕ

ТРУДА УЗБЕКИСТАНА

1 2 3

Абдурахманова Г.К. , Кадиров Ш.М. , Улугмурадова Н.Б. Email: Abdurakhmanova6111 @scientifictext.ru

'Абдурахманова Гулнора Каландаровна - доктор экономических наук, профессор, проректор по науке и инновациям, Ташкентский государственный экономический университет;

2Кадиров Шухрат Мунавварович - научный соискатель, кафедра экономики труда и управления, Ташкентский филиал, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Ташкент;

3Улугмурадова Нодира Бердимурадовна - научный сотрудник, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проведена оценка актуальности системы профессионального образования и обучения с точки зрения требований рынка труда. Практический интерес представляет изучение и использование зарубежных подходов к созданию системы прогнозирования рынка труда, состоящей из баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп работников Узбекистан. Профессиональное образование и обучение в Узбекистане не обладают навыками, в которых нуждаются предприятия для того, чтобы успешно осуществлять деятельность. Меры, принимаемые в настоящее время, по внедрению эффективных механизмов укрепления взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями, центрами профессиональной подготовки и работодателями в Узбекистане будут служить для подготовки квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях с учетом потребностей работодателей и спроса отраслей экономики. Ключевые слова: рынок труда, занятость, классификатор профессий, интернет-экономика, ИКТ, профессиональное образование.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONS IN THE DIGITAL ECONOMY, MOST IN DEMAND IN THE LABOR MARKET OF

UZBEKISTAN

1 2 3

Abdurakhmanova G.K , Kadirov Sh.M. , Ulugmuradova N^.

'Abdurakhmanova Gulnora Kalandarovna - Doctor of Economics, Professor, Vice-rector for Science and Innovation, TASHKENT STATE ECONOMIC UNIVERSITY;

2Kadirov Shukhrat Munavvarovich - Scientific Applicant, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS AND MANAGEMENT, TASHKENT BRANCH RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS NAMED AFTER G. V. PLEKHANOV,

TASHKENT;

3Ulugmuradova Nodira Berdimuradovna - Researcher, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article assesses the relevance of the vocational education and training system in terms of the requirements of the labor market. Ofpractical interest is the study and use of foreign approaches to the creation of a labor market forecasting system, consisting of the balance of labor resources and the economy's need for personnel in the context of vocational and qualification groups of workers in Uzbekistan. Vocational education and training in Uzbekistan does not have the skills that businesses need to be successful. The measures currently being taken to introduce effective mechanisms to strengthen interaction between vocational educational institutions, vocational training centers and employers in Uzbekistan will serve to train qualified personnel in vocational educational institutions, taking into account the needs of employers and the demand of sectors of the economy. Keywords: labor market, employment, classifier of professions, Internet economy, ICT, vocational education.

Рынок труда Республики Узбекистан меняется стремительно и непредсказуемо, но в то же время рынок труда является предсказуемым сектором экономики. Переход Республики Узбекистан на инновационный путь развития, изменения в экономике и появление новых профессий требуют количественного и качественного прогнозирования квалифицированных специалистов, обладающие современными компетенциями и, соответственно, профессионально-квалификационной структуры обучения.

В связи с этим, практический интерес представляет изучение и использование зарубежных подходов к созданию системы прогнозирования рынка труда, состоящей из баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп работников Узбекистана. В Республике Узбекистан проведен обследование домохозяйств по вопросам занятости, а также определение численности населения, нуждающегося в трудоустройстве, на основе новой методики баланса трудовых ресурсов, занятости и трудоустройства населения.

Преодоление структурных проблем на рынке труда, прежде всего разрыва между спросом и предложением на рабочую силу по профессиям и навыкам, во многом связано с вопросом повышения эффективности его взаимодействия с рынком образовательных услуг в его контексте. цифровизация экономики.

В Республике Узбекистан наиболее востребованы специалисты отрасли торговля / продажи. По статистике, количество вакансий в этой отрасли составляет 15,1% от общего количества предложений в Узбекистане (Рис. 1.)

Результаты оценки актуальности системы профессионального образования и обучения с точки зрения требований рынка труда, проведенной экспертами Всемирного банка в 2019 году свидетельствуют, что имеющиеся данные ограниченны и противоречивы. В то время как преподаватели, руководящие кадры и студенты считают, что система приведена в соответствие с потребностями рынка труда, опросы работодателей показали, что выпускники системы Профессиональное образование и обучение (ПОО) не обладают навыками, в которых нуждаются предприятия для того, чтобы успешно осуществлять деятельность.

Работодатели и администраторы профессиональных колледжей, опрошенные в ходе проведения оценки системы ПОО в 2019 году, считают, что сегодня студентам и выпускникам системы ПОО, поступающим на рынок труда, недостает социально-эмоциональных навыков.

Торговля / Продажи 15%

Домашний персонал 3%

Разное (общее) 4%

Секретари / Офисменеджеры _ 4%

Медицина /Фармацевтика

Бухгалтерия / Аудит 5%

Строительство 6%

Рис. 1. 10 популярных отраслей по количеству вакансий в Узбекистане1

Система ПОО в Узбекистане имеет достаточный потенциал для внесения вклада в создание рабочих мест и решению проблем работодателей, связанных с нехваткой навыков. По мнению экспертов, интерес к ПОО в Узбекистане растет, особенно в связи с тем, что оно является жизнеспособным решениям для указанных проблем.2

Данный интерес основан на предположении, что навыки, которыми студенты овладевают в ходе обучения в системе ПОО, включая технические навыки, развиваемые в ходе производственной практики, будут соответствовать нуждам работодателей.

Работодатели, принимавшие участие в пилотном опросе Республиканского научного центра занятости населения и охраны труда Министерства занятости и трудовых отношений в 2019 году, в качестве основных проблем, касающихся развития трудового потенциала и потребностей рынка в специалистах называли: (а) низкую конкурентоспособность выпускников, отсутствие у большинства из них необходимых знаний и навыков; (б) несоответствие профессиональной квалификации выпускников потребностям экономики региона и структуре имеющихся вакансий; (в) отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг и т.д.3

Как показывают исследования на основе анализа размещенных на сайте Ккш: вакансий и резюме соискателей В январе-феврале 2020г. до гарантийного периода среди соискателей наиболее востребованный диапазон заработных плат составил от 3,8 до 5,1 млн сумов. На втором месте — диапазон от 1,9 до 2,5 млн сумов.

В 2021 году наиболее востребованной профессией в Узбекистане является HR специалисты / Бизнес тренеры, средняя зарплата у которой - 285395 сум. На втором месте ТОП менеджмент - 193048 сум, третье место Секретари / Офис менеджеры -103748 сум (Рис. 2.)

Недостаточное развитие системы профессиональной подготовки по принципу «Образование на протяжении всей жизни», которое проявляется в нехватке навыков коммуникации, работы в команде и навыки мышления более высокого порядка,

1 https://uz.trud.com.

2 Проект «Концепции продвижения обучения на протяжении всей жизни в Узбекистане», Ташкент, 2018. http://www.dvv-international-central-asia.org/fileadmin/files/central-asia/documents/Publications _and_other_media/PuЫicatюns/AdultEducatюn/LLL-Promotion_Concept-UZB_final_ru.pdf.

3 Международная организация труда, ILOSTAT, 2018.

наличии навыков, не соответствующие требованиям рынка труда, оставляет невостребованными рынком труда значительное количество взрослого населения, а также молодежи и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве. Как свидетельствуют данные параграфа Б.1.1., показатель безработицы составляет 9% в 2019 году против 9,3% в 2018 году. Безработица среди молодежи и женщин почти в два раза превышает показатели по стране (15% в 2019 году, 15,3% - в 2018 г.).

Рейтинг отраслей по уровню заработной платы в Узбекистане

HR специалисты / бизнес тренеры ТОП менеджмент Секретари / Офис менеджеры Торговля / Продажи Разное (общее) Туризм / Гостиницы / Рестораны Банки / Финансы Реклама / Издательство /Полиграфия Домашний персонал Другие рабочие профессии

0 100000 200000 300000

Валюта: UZS Год: 2021

Рис. 2. Средний уровень зарплат наиболее востребованных профессий в Узбекистане1

В своих исследованиях Центр экономических исследований отметил, что предложение рабочей силы в Узбекистане значительно превышает спрос в сегменте рынка труда молодежи, и это усугубляется дисбалансом в структуре подготовки кадров и их качеством.

Например, участники фокус-групп в городах Наманган и Джизак отметили две острые проблемы в сфере образования. Во-первых, многие выпускники колледжей не обладают достаточными навыками и знаниями для выполнения работы, для которой они прошли подготовку. Вторая проблема заключается в несоответствии между навыками, которым были обучены выпускники, и навыками, фактически необходимыми предприятиям, использующим современные технологии.

Исследование, проведенное Всемирным банком, показало, что промышленные предприятия испытывали наибольшие затруднения в выявлении требуемых навыков среди имеющейся рабочей силы, причем 49,0% говорили об отсутствии достаточного количества квалифицированных специалистов с высшим образованием.

Отсутствие взаимосвязи образовательной системы с бизнесом привели к недостаточности практических умений и навыков у выпускников. Это также указывает на низкий уровень диалога и обратной связи между работодателями и разработчиками образовательных и профессионально-подготовительных программ.

С учетом актуальности вопроса обеспечения соответствия навыков студентов системы ПОО потребностям работодателей, внедрение национальных квалификационных рамок было бы фундаментальным шагом вперед со стороны правительства страны в тесном сотрудничестве с практиками и представителями различных отраслей.

Таким образом, меры, принимаемые в настоящее время, по внедрению эффективных механизмов укрепления взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями, центрами профессиональной подготовки и

1 https://uz.trud.com.

работодателями в Узбекистане будут служить для подготовки квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях с учетом потребностей работодателей и спроса отраслей экономики.

Трудности молодежи и женщин в начинании предпринимательской деятельности заключались в том, что у 35,4% не было достаточно средств для предпринимательской деятельности и 28,8% опрошенных не знают как начинать предпринимательство. При этом, большинство из них выразили желание и готовность к освоению новых профессиональных навыков (Рис. 3).

Актуальным также является создание информационной базы данных о лицах, повысивших свое профессиональное мастерство, эффективное использование потенциала, способностей и знаний опытной молодежи и женщин по наиболее актуальным для Республики Узбекистан специальностям, обеспечение их работой и передачи их опыта молодым кадрам, организация учебных курсов и семинаров с их участием, всесторонняя поддержка для ведения ими своего бизнеса и формирования предпринимательской деятельности.

Джизакская область Сурхандарьинская область Наманганская область Кашкадарьинская область г. Ташкент Бухарская область Ташкентская область Навоийская область Ферганская область Хорезмская область Андижанская область Сырдарьинская область Республика Каракалпакстан Самаркандская область

52,8

9,6

60,9

64,5

-64,4

56

43,5

-33

35,

50,0

-35,1

6,5

1,0

2,6

13,0

-¿5,7

1,1

14,5

5,3

5,9

21,6

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0

(Да J Нет В Затруднились ответить

3

5

3

1

0

0

Рис. 3. Готовность молодежи к освоению новых профессиональных навыков, %'

Узбекистан находится на начальной стадии цифровизации экономики. В настоящее время разработана Концепция национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030».

Новые технологии, особенно искусственный интеллект, связаны со значительными изменениями на рынке труда, включая сокращение рабочих мест в одних секторах и создание новых возможностей в других в массовых масштабах.

В связи с цифровой трансформацией в отраслях экономики, как это предусматривает Концепция «Цифровой Узбекистан - 2030», возникает необходимость пересмотра перечня навыков с точки зрения их востребованности на рынке труда.

Как утверждает аналитики компании ERGO Research & Advisory, нехватка цифровых навыков в стране может стать серьезным препятствием для цифровой трансформации. Согласно исследованию данной компании, посвященному оценке нехватки квалификационных навыков на узбекском рынке труда, 68,0% опрошенных компаний отметили важность IT и компьютерных навыков в качестве одной из ключевых причин при найме новых кандидатов.

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uz.trud.com.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем на рынок труда существенно повлияют цифровые технологии. В данном вопросе цифровая проблема заключается не только в потере рабочих мест, сколько в их перегруппировке, где доля профессий среднего уровня сокращается, а доля рабочих мест нижнего сегмента будет увеличиваться.

В Узбекистане более 60,0% населения страны относятся к молодежи, а средний возраст населения в стране не превышает 29 лет. А это, в свою очередь, создает серьезную базу для формирования цифрового интеллектуального общества.

Цифровая экономика требует новые знания и навыки, соответственно, необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.

В условиях цифровой трансформации, основными вызовами профессиональных образовательных учреждений является стимулирование интереса молодежи к естественным наукам и подготовка квалифицированных кадров с учетом влияния цифровой экономики на трансформацию рынка труда.

Как и во многих странах с высоким уровнем доходов, цифровая грамотность и умение применять информационно-коммуникационные технологии в ближайшем будущем станут базовыми навыками, требуемыми по умолчанию на рынке труда в Узбекистане. Обладание этими навыками может способствовать снижению уровня малообеспеченности, так как у людей появится дополнительная возможность выхода на рынок труда и развития предпринимательства.

Развитие цифровой компетенции становится сегодня одним из основных требований, предъявляемое к подготовке высококвалифицированных кадров в учреждениях высшего и среднего специального образования. Проблема нехватки квалифицированных кадров в сфере цифровизации является сегодня актуальной.

В целях подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий в конце 2019 года запущен проект «One Million Uzbek Coders», который предоставит всем желающим возможность дистанционного обучения осваивать цифровые навыки на основе учебных программ ведущих американских компаний.

Реализация данного проекта позволит вовлечь широкие слои населения в освоение новых профессий в сфере ИКТ, трудоустроить молодежь, включая людей с ограниченными возможностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому, внедрение современных информационных технологий в процесс обучения специалистов среднего звена с учетом требований рынка труда в условиях цифровизации отраслей экономики становится первостепенной задачей системы ПОО страны.

Согласно исследованиям экспертов ЮНИСЕФ, по мере увеличения численности населения трудоспособного возраста в Узбекистане, в ближайшие десятилетия крайне важно, чтобы будущие работники были хорошо подготовлены и обладали навыками, которые легко применимы на рынке труда. Например, изменение учебной программы школы с «ориентацией на производство» в Республике Корея в 1970-х годах помогла ученикам получить знания и навыки, соответствующие требованиям работодателей.

Внедрение передового зарубежного опыта в учебный процесс, использование инновационных педагогических технологий, создание цифровых электронных учебников, учебных пособий и другой учебной литературы, а также реализация дистанционных форм обучения даст весомые и ожидаемые результаты, как субъектам, так и объектам процесса обучения.

Новая сеть образовательных учреждений призвана обучить молодежи навыкам пользования цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями и готовить специалистов, способных быстро осваивать и адаптироваться к

стремительно совершенствующимся технологиям и, следовательно, к постоянно меняющимся квалификационным требованиям.

В целях обеспечения соответствия квалификации кадров требованиям рынка труда Указом Президента определены задачи по внедрению Национальной системы квалификаций, включающей такие элементы, как Национальной квалификационной рамки Республики Узбекистан, Квалификационные рамки для всех отраслей экономики, Национальные профессиональные стандарты и другие элементы национальной системы квалификации на основе передового зарубежного опыта.

В Республике Узбекистан начата работа по поэтапному внедрению национальной системы квалификации. Продолжается работы на отраслевых уровнях и на уровне соответствующих министерств.

В связи с этим пересматривается вопрос внедрения образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов и квалификационных требований для специальностей, востребованных рынком труда.

Повышение квалификации и переподготовки кадров в сфере информационных технологий и коммуникаций путем проведения краткосрочных и среднесрочных специализированных курсов, в том числе с приглашением иностранных специалистов; совершенствование учебных курсов повышения квалификации работников, ответственных за внедрение информационных технологий и коммуникаций в соответствии с международными стандартами также является мероприятиями в рамках «Дорожной карты», ориентированными на сектор и охватывает систему ПОО.

Министерство занятости и трудовых отношений регулярно проводит обследование рынка труда в целях осуществления всестороннего анализа, качественной и объективной оценки количества и качества трудовых ресурсов, а также эффективности мер по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Развитие системы профессионального образования непосредственно зависит от того, насколько качественно организовано повышение квалификации руководящих и педагогических кадров. Этот процесс требует новых подходов. Каждый шаг должен служить тому, чтобы поэтапно устранять имеющиеся проблемы и недостатки, достичь намеченных целей за короткое время. Поэтому разработаны предложения по кардинальному совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки кадров.1

В этой связи в Республики Узбекистан определены потребности в профессиональных навыках и их влияние на профессиональное образование и обучение. Экономические процессы в республике оказывают непосредственное влияние на изменение структуры спроса на рабочую силу, как в количественном, так и в качественном аспектах. Предприятиям требуются все более квалифицированные работники, а развитие малого бизнеса и частного предпринимательства требует от людей новых навыков.

В настоящее время на рынке труда в республике не внедрены такие ключевые инструменты, как анализ деятельности предприятий, прогнозы спроса и предложения профессиональных навыков, выявление критических профессий, необходимых для тех или иных специализации, и отслеживание результатов обучения выпускников учебных заведений ПОО.

В республике действует Положение о порядке формирования государственного заказа на создание рабочих мест и подготовку кадров с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда. Координация формирования государственного заказа на создание рабочих мест осуществляется Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством экономики Республики Узбекистан; на подготовку кадров в образовательных учреждениях осуществляется Министерством экономики, МВССО и МНО Республики Узбекистан92.

1 Худойбердиев З.Я. Профессионалы «золотой середины». Народное слово. 15.12.2020 г. № 263 (7734).

C 1 января 2018 года в практику введена методика расчета незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, и разработки баланса трудовых ресурсов, занятости и трудоустройства населения93. Она предназначена для анализа и оценки трудовых ресурсов в территориальном разрезе с целью трудоустройства населения, особенно трудоспособной молодежи, впервые вступающей на рынок труда.

При расчете используются статистические и ведомственные данные, предоставляемые соответствующими министерствами, ведомствами по утвержденной схеме, а также результаты обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. На основе этих показателей разрабатываются отчетный, оценочный и прогнозный балансы трудовых ресурсов.

Оценочный баланс трудовых ресурсов формирует Министерство занятости и трудовых отношений и Министерство экономического развития и сокращения бедности совместно с Государственным комитетом по статистике. На его основе разрабатываются конкретные меры по обеспечению занятости населения, а при необходимости, и корректировка параметров создания рабочих мест.

Отчетный баланс ежегодно разрабатывается Министерством занятости и трудовых отношений совместно с Государственным комитетом по статистике, в соответствии с утвержденной программой статистических работ.

Прогнозный баланс трудовых ресурсов разрабатывается Министерством экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством занятости и трудовых отношений на предстоящий период (в зависимости от целей -на 1 год, 5, 10 лет и т.п.). Эти данные используется местными органами власти при определении потребности в создании новых рабочих мест и параметров территориальных программ обеспечения занятости населения на перспективу, с учетом демографических особенностей регионов.

Список литературы /References

1. Abdurakhmanov K.Kh., Kudbiev Sh.D., Magroupov A.Yu. Human capital basis of development of innovative economy. Volume 24. Issue 4. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. ISSN:1475-7192. 2020. С. 3148-3161.

2. Abdurakhmanov K. Labour Economics. Theory and practice: textbook: Scientific Publishing House IVG. London, United Kingdom. 2020. С. 221.

3. Abdurakhmonova G. (2020), Employment in the COVID 19 pandemic: opportunities and barriers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://review.uz/oz/oee/ (дата обращения: 14.04.2020).

4. Гулямов С.С. Основные тенденции развития цифровой экономики в Узбекистане: 10 новых технологий. Современные проблемы права и Управления Сборник докладов 9-й Международной научной конференции, 2019. Издательство: Папирус. С. 12-16.

5. Kudbiev Sh.D., Magroupov A.Yu. Human capital basis of development of innovative economy. Volume 24. Issue 4. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. ISSN:1475-7192. 2020. С. 3148-3161.

6. Международная организация труда, ILOSTAT, 2018.

7. McKinsey Global Institute, "A Future that Works: Automation, Employment, and Productivity", January 2017.

8. Одегов Ю.Г., Полевая М.В., Половинко В.С. Управление человеческими ресурсами организации. Учебник. Издательство: Кнорус, 2021.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uz.trud.com/ (дата обращения: 31.03.2021).

10. Худойбердиев З.Я. Профессионалы «золотой середины». Народное слово. 15.12.2020. № 263 (7734).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.