Научная статья на тему 'Проблемы модернизации организации учебного процесса в учебных заведениях'

Проблемы модернизации организации учебного процесса в учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / практико-ориентированное обучение / дуальная система обучения / электронное обучение / модернизация / модернизация образования / качество и эффективность образовательного процесса. / modernization / practice-oriented learning / dual learning system / e-learning / modernization / modernization of education / quality and efficiency of the educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авлиякулов А.К., Ходжаев Н.С.

В статье рассмотрены вопросы повышения качества обучения в вузе путем модернизации учебного процесса, а также пути для эффективной организации практико-ориентированного обучения при осуществлении дуальной системы обучения. Даны рекомендации по осуществлению модернизации учебного процесса в целях повышения качества и эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of modernization of the organization of the educational process in educational institutions

The article deals with the issues of improving the quality of education at the university by modernizing the educational process, as well as ways for the effective organization of practice-oriented education in the implementation of the dual education system. Recommendations are given for the implementation of the modernization of the educational process in order to improve the quality and efficiency of the educational process.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации организации учебного процесса в учебных заведениях»

УДК 377.5

Авлиякулов А.К. кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления в образовании, Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования Республики Узбекистан,

Ташкент, Республика Узбекистан Ходжаев Н.С. кандидат технических наук, доцент, Ташкентский университет информационных технологий,

Ташкент, Республика Узбекистан Avliyakulov A.K.

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of management in education, Institute of Pedagogical Innovations, Retraining and Advanced Training of Managers and Teachers of Professional Education of the Republic of Uzbekistan, E-mail: avliyakulov60@mail.ru Khodjaev N.S.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tashkent University of Information Technologies (TUIT)

Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: avliyakulov60@mail.ru

Проблемы модернизации организации учебного процесса в учебных заведениях Problems of modernization of the organization of the educational process in educational

institutions

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы повышения качества обучения в вузе путем модернизации учебного процесса, а также пути для эффективной организации практико-ориентированного обучения при осуществлении дуальной системы обучения.

1

Даны рекомендации по осуществлению модернизации учебного процесса в целях повышения качества и эффективности образовательного процесса.

Abstract: The article deals with the issues of improving the quality of education at the university by modernizing the educational process, as well as ways for the effective organization of practice-oriented education in the implementation of the dual education system. Recommendations are given for the implementation of the modernization of the educational process in order to improve the quality and efficiency of the educational process.

Ключевые слова: модернизация; практико-ориентированное обучение; дуальная система обучения; электронное обучение; модернизация; модернизация образования; качество и эффективность образовательного процесса.

Keywords: modernization; practice-oriented learning; dual learning system; e-learning; modernization; modernization of education; quality and efficiency of the educational process.

В настоящее время в системе образования Р.Узб. происходят глубокие

широкомасштабные изменения, вектор которых направлен на модернизацию

всего учебного процесса в целях повышения качества обучения отвечающих

возросшим требованиям к профессиональной подготовки выпускников

удовлетворяющих к быстро меняющимся условиям рынка труда и требованиям

работодателей. Государство и работодатели заинтересованы в выпускниках

обладающих высокими профессиональными компетенциями, у которых

сформированы познавательные потребности, коммуникабельность,

ориентирующиеся в глобальном информационном пространстве, развито

чувство самокритики и самооценки, которое позволит им адаптироваться в

изменяющихся жизненных условиях, приобретать самостоятельно

необходимые знания и применять их на практике для решения конкретных

разнообразных проблем, критически мыслить, грамотно определять траекторию

своей карьеры. В настоящее время осуществляется переход вузов и

профессиональных образовательных учреждений (ПОУ) на практико-

ориентированное обучение (ПОО) при дуальной системе образования, это

диктует внедрять в образовательный процесс инновационные технологии

обучения. Утверждаются новые требования к результатам образования,

2

базирующиеся на формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов ПОУ, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры [4]. Рассмотрение проблемы модернизации образовательного процесса в современном вузе требует изменения, усовершенствования принципов системы и содержания обучения, которое связано с современными требованиями и нормами, а также определёнными показателями качества обучения. Модернизация учебного процесса в вузе продиктовано в связи с социальными трансформациями, научно-технической модернизацией, быстро меняющимися условиями рынка труда, происходящими в обществе и применением современных новых Государственных стандартов. Это настоятельно требует от педагогического корпуса образовательных учреждений неустанно повышать не только свои профессиональные компетенции, но и владеть информационно-коммуникационными (ИКТ) технологиями, глубоко знать духовную культуру своего народа, бесценное его педагогическое наследие полузабытой школы «Устоз-шогирд» (Учитель-ученик, Наставник-подмастерье), которое на наш взгляд следует реанимировать. Такой дуальный подход к обучению дает ряд преимуществ обучаемому, работодателю и государству. Выпускник гарантированно получает рабочее место после окончания вуза, работодатель получит готового специалиста для своего предприятия, а государство, обеспечив трудоустройством выпускников, выполняет социальный заказ общества, все это станет возможным благодаря следующим мерам:

♦♦♦ заключение трехстороннего соглашения (договор, контракт) студент — вуз — работодатель.

♦♦♦ учебные программы (планы) включая прохождение учебной и производственной практики согласовываются с работодателем, при этом прохождение производственной практики осуществляется в стенах предприятия;

♦♦♦ выпускные работы, дипломные проекты выполняются под конкретные практические задачи, оценка этих работ осуществляется вместе с представителями работодателя;

♦♦♦ появляется возможность коммерциализации учебного процесса по договоренности с работодателем;

♦♦♦ обучаемый получает возможность коммерциализации своей работы, это может быть в виде конкретного изделия, продукции, программной продукции и т.д.;

Для обеспечения вышеуказанных мер в вузе необходимо модернизировать организацию учебного процесса:

♦♦♦ использование «Умных аудиторий» в целях широкого внедрения в учебный процесс Электронного образования с привлечением Электронного преподавателя, которое обеспечит прозрачную и объективную оценку качества обучения, что, несомненно, усилит мотивацию обучаемых;

❖ разработка электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) интегрирующих современные достижения науки и техники, образовательных стандартов;

♦♦♦ использование интерактивных образовательных технологий учитывающие требования научности, обновляемости развития системы образования на всех его ступенях;

Понятие эффективность обучения тесно связано с понятием качество обучения, очевидно требуемое качество можно получить при эффективной организации всего учебного процесса, все компоненты этого процесса формы, методы и средства обучения, современные информационные технологии должны удовлетворять принципам модернизации. Под эффективностью будем понимать деятельность образовательного учреждения уровнем степени достижения ожидаемых результатов относительно запланированных целей обучения. Этот уровень может колебаться в широком диапазоне соответствия меду запланированным и ожидаемым результатом в силу различных факторов влияющих на качество обучения. Поэтому модернизация высшего образования обеспечивает высокий уровень качества и эффективности обучения, поскольку включает в себя материально-техническое и образовательное технологическое

совершенствование высшего образования.

4

Под модернизацией системы образования будем понимать (Таблица 1) усовершенствование, отвечающее новейшим современным требованиям и нормативам, техническим условиям, показателям качества обучения. Под понятием качество обучения будем понимать приобретенные профессиональные компетенции, в результате полученных ЗУН в стенах вуза и практической подготовкой на рабочих местах предприятий работодателей, при этом программа теоретической и практической подготовки обучаемых жестко согласовано с требованиями работодателей. Мониторинг качества обучения непрерывно осуществляется не только вузом, но и работодателем, что отвечает принципам дуальной системы образования практико-ориентированного обучения (ПОО). Такой подход открывает путь к коммерциализации обучения, поскольку теперь выпускник кроме глубоких теоретических знаний получит конкретную практическую подготовку по выбранной им самим профессией, причем его профпригодность будет теперь оцениваться конкретными его результатами обучения (конкретные инновационные разработки в виде продукций, проектов, программных разработок и т.д.). Как было сказано выше под модернизацией будем понимать модернизацию материально-технической базы и учебного процесса. Для координации многогранного процесса модернизации рекомендуется для крупных вузов создание Центра мониторинга и маркетинговых исследований (ЦИМИ), основная деятельность которого заключается в реализации вышеперечисленных мер, осуществляя при этом мониторинг качества прохождения учебной, производственной практики и маркетинговых исследований рынка труда в целях коммерциализации обучения (Таблица 1).

Таблица 1 — Модернизация образовательного процесса в вузе

Модернизация материально-технической базы Модернизация учебного процесса

Внешние компоненты Внутренние компоненты

1. Создание «Умных 1. Заключение 3-х 1. Создание

аудиторий» технически сторонних договоров информационно-

оснащённых современным (студент — вуз — образовательной

оборудованием (Смарт- работодатели) в целях среды;

аудитории + Эл. доска + организации ПОО при 2. Внедрение в

Веб-камеры и др.); дуальной системе учебный процесс Э-

2. Создание локальной образования; обучения;

сети университета, 2. Организация 3. Внедрение в

подключенной к производственной учебный процесс Э-

Интернету; практики на базе преподавателя;

3. Создание электронной предприятий 4. Организация

библиотеки, обеспеченной работодателей; учебного процесса по

необходимой базой ЭОР 3. Организация и модульно-блочному

(электронный финансирование принципу;

образовательный ресурс); переподготовки и 5. Внедрение

4. Создание в вузе стажировки самообучающих тестов

Координационного преподавательского для усиления

Центра, который должен состава и ведущих мотивации

обеспечить: специалистов самостоятельной

— профориентационную предприятий; работы студентов;

работу; 4. Организация и 6. Использование

— привлечение инвесторов оснащение лабораторий интерактивных

и работодателей для и мастерских при методов обучения;

подготовки специалистов, обучении специальных 7. Внедрение в

отвечающих требованиям профилирующих учебный процесс

ГОС и работодателей; дисциплин в стенах системы практико-

— организация СКБ, СНО, вуза. ориентированного

НИРС, УИРС в вузе для обучения (ПОО);

широкого привлечения 8. Повышение ИКТ

обучающихся к грамотности

самостоятельной преподавательского

профессиональной состава.

деятельности

Усовершенствование образовательного процесса в вузе на основе ее модернизации

Модернизация материально-технической базы

1. Создание «Умных аудиторий» технически оснащенных современным оборудованием (Смарт аудитории + Эл. доска + Веб камеры и др.).

2. Создание локальной сети университета подключенной к Интернету

3. Создание электронной библиотеки обеспеченной необходимой базой ЭОР (электронно — образовательный ресурс).

4. Создание в вузе ЦИМИ который должен обеспечить:

❖ профориентационную работу;

❖ привлечение инвесторов и работодателей для подготовки специалистов отвечающих требованиям ГОС и работодателей;

❖ организация СКБ (студенческое конструкторское бюро), СНО(студенческое научное общество), НИРС (научно-исследовательская работа студентов), УИРС (учебно-исследовательская работа студентов) в вузе для широкого привлечения обучающихся к самостояльной профессиональной деятельности;Модернизация учебного процесса состоит из внешних и внутренних компонентов.

Внешние компоненты 1. Заключение 3-х сторонних договоров (студент — вуз — работодатели) в целях организации ПОО при дуальной системе образования; 2. Организация производственной практики на базе предприятий работодателей; 3. Организация и финансирование переподготовки и стажировки преподавательского состава и ведущих специалистов предприятий; 4. Организация и оснащение лабораторий и мастерских в целях ПОО в стенах вуза.

Внутренние компоненты 1. Создание информационно — образовательной среды. 2. Внедрение в учебный процесс Э-обучеиия

3. Организация учебного процесса по модульно-блочному принципу.

4. Использование интерактивных методов обучения. 5. Внедрение в учебный

прпоцесс системы практико-ориентирован ного обучения (ПОО).

7

Таким образом, модернизация образовательного процесса в вузе открывает широкие возможности для подготовки специалистов, профессиональные компетенции которых будут отвечать требованиям ГОС, работодателя и самое главное будет отвечать потребностям обучаемых.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.03.2021 г. №163 — О мерах по организации дуального образования в системе профессионального образования.

2. Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Байденко, Дж. Зантворт. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 2003. — 674 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М. : Педагогика, — 1989. — 192 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Педагогика, — 2003. — № 3. — С. 34-42.

5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: http://wwwhrtraining.net/statya/mihailova1/shtml/ / Дата обращения: 27.04.2022 — Загл. с экрана.

6. Смолкин А.М. Активные методы обучения. — М., — 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.