Научная статья на тему 'Модернизация образования и практическая подготовка студентов'

Модернизация образования и практическая подготовка студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / MODERNIZATION OF EDUCATION / NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / SOCIAL SCIENCE / SOCIAL EDUCATION / PRODUCTION PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерев Виталий Анатольевич

Статья посвящена проблеме повышения эффективности и качества социального образования, за счет перехода страны на инновационный путь развития, модернизацию профессионального образования. Автор пишет о практике, как одной из важнейших составляющих образовательного процесса, выступающей необходимым фактором модернизации подготовки компетентного, конкурентоспособного и профессионально-мобильного специалиста социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of improvement the efficiency and quality of social education through the country's transition to an innovative way of development, modernization of professional education. The author writes about the practice as one of the most important component of educational process, serving a necessary factor in the modernization of training competent, competitive and professional mobile social worker.

Текст научной работы на тему «Модернизация образования и практическая подготовка студентов»

Дегтерев В.А.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТУДЕНТОВ

Degterev V.A.

MODERNIZATION OF EDUCATION AND PRACTICAL TRAINING

OF STUDENTS

Ключевые слова: модернизация образования, национальная образовательная система, социальная наука, социальное образование, производственная практика.

Key words: modernization of education, national educational system, social science, social education, production practice.

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения эффективности и качества социального образования, за счет перехода страны на инновационный путь развития, модернизацию профессионального образования. Автор пишет о практике, как одной из важнейших составляющих образовательного процесса, выступающей необходимым фактором модернизации подготовки компетентного, конкурентоспособного и профессионально-мобильного специалиста социальной сферы.

Abstract

The article deals with the problem of improvement the efficiency and quality of social education through the country’s transition to an innovative way of development, modernization ofpro-fessional education. The author writes about the practice as one of the most important component of educational process, serving a necessary factor in the modernization of training competent, competitive and professional mobile social worker.

Национальная образовательная система выступает как фактор наращивания инновационного потенциала общества, повышение качества людских ресурсов, а также развитие всех уровней образования.

Все более заметную роль в разработке современных производственных и гуманитарных технологий, в выполнении научно-обоснованных социокультурных и технических проектов играют Университеты.

Правительством Российской Федерации в декабре 2004 года утверждены Приоритетные направления развития образовательной системы страны, центральное место в которых занимает «Повышение качества профессионального образования», «Развитие современной системы непрерывного профессионального образования» и «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования».

Для успешной модернизации высшей школы России имеются определенные предпосылки:

• развитость научных исследований в высшей школе, успешная методология полго-товки научных кадров, наличие оправдавших себя форм интеграции учебного и научного процессов;

• гуманистический характер и практикоориентированность российской образовательной мысли, ее направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, плодотворность многих российских образовательных традиций;

• высокий уровень развития педагогической науки, сформированность психологопедагогического сообщества, его взаимодействие с представителями смежных наук;

• наличие в российских вузах многочисленных удачных инноваций содержательного, методического и организационного характера;

• система повышения квалификации университетских менеджеров и педагогов.

В широком плане стратегия развития высшего образования должна формироваться не только исходя из представления о нем как о производителе образовательных и иных услуг -высшую школу необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий, информации. В научно-образовательном процессе реализуются не столько отношения «производитель - потребитель услуг», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого является новый уровень профессиональной компетентности его участников, а также множество общественно значимых интеллектуальных продуктов.

Жизнеспособная система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в мире и государстве. Интеллектуализация промышленности, экономики и социальной сферы предъявляют особые требования к личностным качествам специалиста и его профессиональной подготовке. Инновационность практической деятельности не только профессиональных коллективов, но и каждого отдельного человека -это отличительная черта современности. Системная интеграция образования, науки и практики требует усиления междисциплинарного содержания профессиональноориентированной подготовки будущих специалистов социальной сферы.

Наука и образование являются стратегическими факторами цивилизационного развития общества, одним из гарантов национальной и культурной безопасности. Одним из системообразующих факторов развития современной цивилизации стало появление и стремительное накопление социального знания. Социальное знание можно определить как сложный комплекс научных сведений об обществе и человеке; проверенной практикой результат положения действительности в спектре осознания ее социальных проблем. Социальная активность и социальное знание взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Экология человека, социальная антропология, социальная педагогика, социальная психология, социолингвистика, социальная работа, социальная информатика, социальная экология, социальный менеджмент - далеко не полный перечень новых областей знания, который свидетельствует о становлении на базе естественно-научных и гуманитарных дисциплин новой совокупности знаний - социальной науки.

Социальная наука ориентируется на изучение комплексных явлений и процессов, непосредственно связанных с человеком и его деятельностью.

В.И. Жуков выделяет три особенности, характерные для развития современного социального знания:

- во-первых, оно освобождает от апологетики, догматизма, политической ангажированности, имеет возможность реализовать свой потенциал в измерениях, адекватных социальной практике;

- во-вторых, отечественная социальная мысль, расставшаяся с постулатами отживших доктрин, оказалась в теоретико-методологическом вакууме, имеет ограниченную интеллектуальную базу и не способна эффективно влиять на выбор вектора социального развития, на определение модели социального прогресса;

- в-третьих, в кризисном социуме, когда экономические и социально-политические противоречия, не имея тенденции к разрешению, разлагают гуманистические формы бытия, формируют ситуацию, близкую к катастрофе, социальные науки и образование становятся единственным способом сохранения социокультурного потенциала нации, поскольку ничто иное уже не выполняет защитные функции по отношению к человеку и его духовному миру.

Взятые в совокупности социальные и социально-гуманитарные науки составляют теоретический и гносеологический фундамент социального образования.

В.И. Жуков акцентировал внимание на том факте, что система социального образования включает в себя подготовку специалистов, способных глубоко понимать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности, профессионально решать конкретные задачи анализа социальных процессов и решения социальных проблем.

Ряд ученых в рамках социального образования выделяют общее социальное образование, которое имеет многоаспектную значимость и множественность проявлений:

- общее социальное образование представляет собой, прежде всего, компонент общего образования, цель которого - целенаправленное воздействие на социальное развитие ребенка, практическое усвоение им социальных ролей, норм и ценностей, подготовка к самостоятельному социальному функционированию;

- в то же время для тех, кто в дальнейшем выберет социальную профессию, общее социальное образование обеспечивает знаниевую основу для освоения профессиональных образовательных программ социального профиля, а также для осознанного выбора профессии. Для этого социальная составляющая общего образования должна не только обеспечивать освоение практических основ социального функционирования, но и давать представление о профессиональной социальной сфере, то есть выполнять профориентационную функцию. Более углубленная подготовка к выбору и освоению социальных профессий ведется в рамках профильных классов - допрофессионального социального образования, которое включает элементы общего и профессионального образования;

- кроме того, общее социальное образование входит, как компонент содержания профессионального образования, в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин всех специальностей и направлений. В этом смысле социальное образование выступает как одно из средств гуманизации и гуманитаризации профессионального образования, повышения социальной культуры всех специалистов;

- именно общее социальное образование во всех своих проявлениях направлено на «усвоение человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста ... в обществе, в социальной среде его жизнедеятельности».

Уровень взаимодействия вузов, ведущих подготовку специалистов социальной сферы с общеобразовательной и профильной школой, с социальными и общеобразовательными учреждениями и наукой, часто не соответствуют требованиям формирования инновационной системы России. Социальное образование и его модернизация призваны удовлетворять потребности личности в формировании ключевых и профессиональных компетенций, получении знаний, умений и навыков, а для общества - готовить конкурентоспособных, компетентных специалистов социальной сферы.

Социальное образование сегодня будет эффективно, если ориентировано на:

1. требования развития инноваций в социально-педагогической деятельности;

2. потребности работодателей в социальной сфере и сфере образования;

3. образовательные потребности обучающихся.

Это позволит выпускникам трудоустраиваться по специальности, полученной в вузе. Научно-исследовательская работа в вузах, ее результаты направлены в первую очередь на коммерциализацию выполненных исследований, а у социальных и образовательных учреждений нет средств для привлечения научного потенциала высшей школы для решения проблем, возникающих в практической деятельности этих учреждений. Какой выход возможен в такой ситуации?

Так в подготовке инженеров в стране создаются новые формы интеграции образования с наукой и производством, как то технопарки, инкубаторы новых технологий и т.п., то в социальной сфере этот процесс идет значительно медленнее. Вероятно, выходом из сложившейся ситуации может служить создание образовательно-научно-социальных комплексов или центров, что позволит, во-первых, сформировать единое образовательное пространство, во-вторых, реализовать спектр совместно выполняемых научно-образовательно-социальных проектов, научных исследований, что в свою очередь повысит количество и качество подготовки кадров высшей квалификации как для высшей школы, так и для системы образования и социальной защиты населения. В этом случае возможно применение «дуальных» технологий профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников, т.е. таких, в которых предусматривается перенос изучения дисциплин предметной подготовки и дисциплин специализаций, а также осуществление профессионально-ориентированной деятельности студентов в условия социальных и образовательных учреждений. Такая форма ин-

теграции практики и образования позволит обновить содержание образовательных программ, актуализировать содержание профессиональной подготовки специалистов, спрогнозировать появление новых образовательных технологий в соответствии с развитием педагогической науки. В этом случае образовательное или социальное учреждение не только будет обеспечивать себя подготовленными высококомпетентными специалистами, но и будет трансформироваться в современную форму «обучающей и обучающейся организации» с высоким уровнем коллективного знания, что является основой для развития и формирования корпоративной компетентности и создания новых технологий решения проблем человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Переход страны на инновационный путь развития предполагает и модернизацию профессионального образования, которая предусматривает построение системы, способной готовить выпускников не только конкурентоспособных, профессионально-мобильных, но и полезных обществу.

Среди основных приоритетов, на которые ориентируется образовательное сообщество в достижении этой цели, - непрерывность профобразования, совершенствование его качества, обеспечение инвестиционной привлекательности системы образования, повышение доступности качественного общего образования.

По мнению работодателей, система образования не справляется с задачей подготовки необходимого количества высококвалифицированных специалистов. У большинства выпускников учебных заведений недостаточно сформированы практические навыки и необходимые компетенции, поэтому создание механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников является главной научно-методической задачей, прежде всего выпускающих кафедр.

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Особенно это важно при овладении профессиями сферы «человек - человек».

Схема взаимодействия вуза и учреждения в практической подготовке специалиста

Цель: компетентный специалист

Учреждения, организации

Цель производственной практики

Содержание производственной практики

Методы производственной практики

Специалисты учреждений, организаций

Практиканты

Молодой специалист

Цель обучения

Содержание обучения

Технологии, методы, формы обучения

Профессорско-преподавательский состав

Студенты

Высшее учебное заведение

Специалист социальной сферы, будь то социальный работник или социальный педагог, призван помогать детям, родителям, лицам их заменяющим, семьям, пожилым и другим категориям населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию и в большинстве своем это будут люди, много испытавшие и пережившие, с израненными душами, одинокие, недополучившие любви, радости, тепла, иногда уже озлобившиеся и потерявшие надежду. А они должны научить их радоваться и любить, верить в себя, помочь им найти свое место в жизни и реализовать все свои человеческие возможности и способности. И всему этому надо сначала научить самого будущего социального педагога или социального работника в течение пяти лет его пребывания в вузе.

В соответствии со стандартами высшего профессионального образования такому специалисту предъявляется ряд инвариантных требований. При этом специалист должен иметь не только научные и практические знания и представления, необходимые для его будущей профессиональной деятельности, но и овладеть «ключевыми компетентностями», формирование которых начинается еще в дошкольном возрасте, а в дальнейшем происходит их развитие. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

Важнейшей составляющей взаимодействия учебных заведений и учреждений социальной сферы является производственная практика. При ее прохождении студенты знакомятся с реальными клиентами, организацией труда, экономикой учреждения и т.д. В качестве основного подхода к организации и проведению производственной практики студентов в социальном учреждении выступает интеграция теоретической, профессиональнопрактической, учебной и научно-исследовательской деятельности будущих специалистов.

Интегративный характер всех этапов производственной практики студентов обеспечивается реализацией в образовательном процессе ряда основополагающих принципов, таких как связь образования с жизнью; соответствие содержания и организации образовательного процесса требованиям, предъявляемым работодателем к учебному заведению и будущему специалисту; систематичность, непрерывность, усложнение выдвигаемых целей и задач от курса к курсу; комплексный характер педагогического воздействия, предусматривающий единство профессионального и личностного развития студентов.

Взаимодействие университета, института и социального или образовательного учреждения выступает важнейшим фактором модернизации высшего образования, обеспечивающего подготовку компетентностного, конкурентоспособного, востребованного социальной сферой специалиста.

Библиографический список

1. Галагузова Ю.Н. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы: монография / Ю.Н. Галазузова, И.А. Ларионова. - Екатеринбург, 2007.

2. Дегтерев В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе: монография / В.А. Дегтерев; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2005. - 202 с.

3. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного социального образования [Текст] : концептуал. - теорет. основы / В.И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - 72 с.

4. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований [Текст]: в 3 т. / В.И. Жуков. - М. Изд-во РГСУ, 2007. - Т. 3: Философия и социология образования и культуры. - 614 с.

5. Жураковский В. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С. 3 - 14.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование вчера и сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

7. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 127 с.

8. Лазарев Г. Куда ведут ступени профессионального образования / Г. Лазарев // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 3 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.