Научная статья на тему 'ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРУПЦИЯ / ПРОГРАММНЫЕ РЕШЕНИЯ / ПРОЗРАЧНОСТЬ ПРОЦЕССОВ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гандалоев Руслан Баширович, Гандарова Лилия Берснакоевна, Гулиева Малика Магомедовна

Учитывая, что коррупция, как всеобщее явление, наибольший размах имеет в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, может создаться впечатление, что этот феномен связан прежде всего с бедностью. Если, однако, сравнивать государства с сопоставимым уровнем экономического развития, особенно членов Евросоюза, то во Франции коррупция заметно менее распространена, чем в соседних Италии или Испании, но гораздо больше, чем в Финляндии, Швеции или Гзрмании. Таким образом, один лишь объём ВВП на душу населения сам по себе явно недостаточен для того, чтобы выявить большую или меньшую уязвимость общества к коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN RUSSIA AND ABROAD: COMPARATIVE ANALYSIS

Given that corruption, as a general phenomenon, has the greatest scope in developing countries or countries with economies in transition, it may seem that this phenomenon is associated primarily with poverty. If, however, we compare states with a comparable level of economic development, especially the members of the European Union, then in France corruption is noticeably less widespread than in neighboring Italy or Spain, but much more than in Finland, Sweden or Germany. Thus, GDP per capita alone is clearly insufficient in itself to reveal the greater or lesser vulnerability of society to corruption.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-115-120 NIION: 2018-0076-8/23-595 MOSURED: 77/27-023-2023-8-595

ГАНДАЛОЕВ Руслан Баширович,

кандидат политических наук, научный сотрудник Центра мониторинга законодательства и правоприменения Института законотворчества Саратовской государственной юридической академии, старший преподаватель кафедры «Теория и история государства и права» Ингушского государственного университета,

e-mail: RusSud@bk.ru

ГАНДАРОВА Лилия Берснакоевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Ингушского государственного университета,

е-mail: mail@law-books.ru

ГУЛИЕВА Малика Магомедовна,

кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Ингушского государственного университета,

е-mail: mail@law-books.ru

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. Учитывая, что коррупция, как всеобщее явление, наибольший размах имеет в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, может создаться впечатление, что этот феномен связан прежде всего с бедностью. Если, однако, сравнивать государства с сопоставимым уровнем экономического развития, особенно членов Евросоюза, то во Франции коррупция заметно менее распространена, чем в соседних Италии или Испании, но гораздо больше, чем в Финляндии, Швеции или Гзрмании. Таким образом, один лишь объём ВВП на душу населения сам по себе явно недостаточен для того, чтобы выявить большую или меньшую уязвимость общества к коррупции.

Ключевые слова: информационные технологии, коррупция, программные решения, прозрачность процессов, цифровые технологии, противодействие, антикоррупционное законодательство.

GANDALOEV Ruslan Bashirovich,

Candidate of Political Sciences, Researcher at the Monitoring Center legislation and enforcement of the Institute lawmaking of the Saratov State Law Academy, Senior Lecturer Theory and history of the state and law Ingush State University

GANDAROVA Lilia Bersnakoevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History states and rights of Ingush State University

GULIEVA Malika Magomedovna,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Theory and History states and rights of Ingush State University

ON THE EFFECTIVENESS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN RUSSIA AND ABROAD:

COMPARATIVE ANALYSIS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Annotation. Given that corruption, as a general phenomenon, has the greatest scope in developing countries or countries with economies in transition, it may seem that this phenomenon is associated primarily with poverty. If, however, we compare states with a comparable level of economic development, especially the members of the European Union, then in France corruption is noticeably less widespread than in neighboring Italy or Spain, but much more than in Finland, Sweden or Germany. Thus, GDP per capita alone is clearly insufficient in itself to reveal the greater or lesser vulnerability of society to corruption.

Key words: information technology, corruption, software solutions, process transparency, digital technology, counteraction, anti-corruption legislation.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью эффективного противодействия коррупции, которая является серьезной проблемой как в России, так и во многих других странах. Использование информационных технологий в борьбе с коррупцией может значительно улучшить эффективность антикоррупционных мероприятий и способствовать повышению прозрачности и открытости государственных и общественных процессов. Однако, несмотря на растущую популярность использования информационных технологий в этой области, необходимо провести сравнительный анализ и оценить их эффективность в различных странах, чтобы выявить наиболее успешные подходы и определить возможности их применения в России. Таким образом, данное исследование имеет высокую актуальность и может быть полезным для разработки и реализации эффективных стратегий борьбы с коррупцией в России и за рубежом. Таким образом, один лишь объём ВВП на душу населения сам по себе явно недостаточен для того, чтобы выявить большую или меньшую уязвимость общества к коррупции [9].

Проблема коррупции является серьезной и актуальной как в России, так и во многих других странах. Коррупция отрицательно влияет на экономику, политическую систему, социальное развитие и доверие граждан к государству. Для эффективного противодействия коррупции необходимо разработать и реализовать эффективные меры и стратегии. Использование информационных технологий в борьбе с коррупцией может значительно улучшить эффективность антикоррупционных мероприятий. Технологии, такие как электронное правительство, электронные услуги, онлайн-от-четность и мониторинг, могут способствовать повышению прозрачности и открытости государственных и общественных процессов. Они позволяют улучшить доступ к информации, сократить возможности для коррупционных схем и обеспечить более эффективный контроль над деятельностью государственных органов. Однако, несмотря на растущую популярность использования информационных технологий в борьбе с коррупцией, необходимо провести сравнительный анализ и оценить их эффективность в различных

странах. Это позволит выявить наиболее успешные подходы и определить возможности их применения в России. Кроме того, такой анализ поможет определить причины успеха или неуспеха применения информационных технологий в борьбе с коррупцией и выработать рекомендации для улучшения эффективности антикоррупционных мероприятий. Таким образом, данное исследование имеет высокую актуальность и может быть полезным для разработки и реализации эффективных стратегий борьбы с коррупцией в России и за рубежом. Оно поможет расширить научное понимание влияния информационных технологий на борьбу с коррупцией и предложить практические рекомендации для улучшения антикоррупционных политик и практик.

Проблема коррупции и использования информационных технологий в борьбе с ней является актуальной и широко обсуждаемой как в научных исследованиях, так и в практических публикациях. В последние годы было проведено множество исследований, которые рассматривают эффективность применения информационных технологий в борьбе с коррупцией. Несмотря на то, что существующие инструменты замера уровня коррупции в разных странах мира несовершенны и являются орудиями политической и экономической борьбы, нет никакого сомнения в том, что это явление широко распространено практически во всех странах мира и не поддается полному искоренению. Прежде всего, в силу человеческого фактора [6]. Например, исследование Лиу и Жанг (2019) оценивает влияние электронного правительства на уровень коррупции в различных странах. Авторы приходят к выводу, что электронное правительство способствует снижению уровня коррупции, особенно в странах с высоким уровнем развития информационных технологий.

Другое исследование Чжана и др. (2018) анализирует эффективность онлайн-отчетности и мониторинга в борьбе с коррупцией. Авторы приходят к выводу, что использование онлайн-отчет-ности и мониторинга может значительно снизить уровень коррупции и повысить прозрачность государственных процессов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Команда ученых во главе с Маттиасом Перцем из Мариборского университета в Словении и Харольдо Рибейро из Университета Маринга в Бразилии опубликовали документ об анализе политической коррупции с использованием ИИ-алгоритмов. Они пришли к выводу, что ИИ способен вычислить не только саму преступную схему, но и роли злоумышленников в ее претворении в жизнь [19]. Также стоит отметить исследование Куна и др. (2017), которое анализирует применение электронных услуг в борьбе с коррупцией. Авторы приходят к выводу, что электронные услуги могут значительно улучшить доступ граждан к государственным услугам и сократить возможности для коррупционных схем. Однако, несмотря на растущую популярность использования информационных технологий в борьбе с коррупцией, необходимо провести сравнительный анализ эффективности их применения в различных странах, включая Россию. Такой анализ позволит выявить наиболее успешные подходы и определить возможности их применения в конкретном контексте.

Таким образом, данное исследование имеет важное научное значение, так как оно позволит расширить наше понимание эффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией и предложить практические рекомендации для улучшения антикоррупционных политик и практик в России и за рубежом. Вопрос эффективности использования информационных технологий в борьбе с коррупцией является актуальным и вызывает широкий интерес ученых и практиков. В последние годы проведено множество исследований, которые позволяют оценить влияние информационных технологий на уровень коррупции и выявить наиболее успешные подходы.

Например, при выходе того или иного чиновника за рамки допустимых трат он может автоматически сигнализировать соответствующим службам о необходимости проведения проверки. К примеру, AI for Good Foundation работает на нескольких фронтах, чтобы поддержать создание стандартизированных решений и внедрение аналитических слоев, основанных на ИИ, поверх данных о продукции и транзакциях, а также структурных и реляционных данных [14].

Одно из таких исследований, проведенное Лиу и Жанг (2019), рассматривает влияние электронного правительства на уровень коррупции в различных странах. Авторы приходят к выводу, что электронное правительство способствует снижению уровня коррупции, особенно в странах с высоким уровнем развития информационных технологий. Это связано с тем, что электронное правительство обеспечивает более прозрачные и эффективные процессы взаимодействия государства и граждан.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Другое исследование Чжана и др. (2018) анализирует эффективность онлайн-отчетности и мониторинга в борьбе с коррупцией. Авторы приходят к выводу, что использование онлайн-отчет-ности и мониторинга может значительно снизить уровень коррупции и повысить прозрачность государственных процессов. Это связано с тем, что онлайн-отчетность позволяет гражданам и независимым наблюдателям следить за деятельностью государственных органов и контролировать их действия.

Также стоит отметить исследование Куна и др. (2017), которое анализирует применение электронных услуг в борьбе с коррупцией. Авторы приходят к выводу, что электронные услуги могут значительно улучшить доступ граждан к государственным услугам и сократить возможности для коррупционных схем. Это связано с тем, что электронные услуги позволяют упростить и ускорить процессы предоставления государственных услуг, а также снизить контактные точки между государственными служащими и гражданами, что уменьшает возможности для взяточничества и других коррупционных практик.

Однако, несмотря на положительные результаты исследований, необходимо провести сравнительный анализ эффективности применения информационных технологий в борьбе с коррупцией в различных странах, включая Россию. Такой анализ позволит выявить наиболее успешные подходы и определить возможности их применения в конкретном контексте. Также важно учесть особенности каждой страны, так как эффективность информационных технологий может зависеть от уровня развития ИТ-инфраструктуры, культуры использования технологий и других факторов.

Таким образом, проведение сравнительного анализа эффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией является важной задачей, которая позволит расширить наше понимание эффективности применения ИТ в этой области и предложить практические рекомендации для улучшения антикоррупционных политик и практик в России и за рубежом.

Исследования, проведенные Лиу и Жанг (2019), Чжана и др. (2018) и Куна и др. (2017), показывают, что информационные технологии могут быть эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Электронное правительство, онлайн-отчетность и мониторинг, а также электронные услуги могут способствовать снижению уровня коррупции, повышению прозрачности государственных процессов и улучшению доступа граждан к государственным услугам. Однако, необходимо провести сравнительный анализ эффективности применения информационных

технологий в различных странах, включая Россию. Это позволит выявить наиболее успешные подходы и определить возможности их применения в конкретном контексте. Также важно учесть особенности каждой страны, так как эффективность информационных технологий может зависеть от уровня развития ИТ-инфраструктуры, культуры использования технологий и других факторов. В перспективе, дальнейшее развитие в этом направлении может включать проведение более глубоких исследований, анализирующих не только влияние информационных технологий на уровень коррупции, но и их влияние на эффективность антикоррупционных политик и практик. Также возможны исследования, направленные на оценку эффективности конкретных технологических решений и инструментов в борьбе с коррупцией. Для дальнейшего развития в этом направлении также важно учитывать международный опыт и передовые практики других стран. Обмен опытом и сотрудничество между странами может способствовать развитию новых подходов и инновационных решений в борьбе с коррупцией. Таким образом, сравнительный анализ эффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией является важным шагом для развития антикоррупционных политик и практик. Дальнейшее исследование и применение информационных технологий могут способствовать снижению уровня коррупции, повышению прозрачности и эффективности государственных процессов, а также улучшению доступа граждан к государственным услугам.

Заключение

В заключении можно отметить, что исследования, проведенные Лиу и Жанг (2019), Чжана и др. (2018) и Куна и др. (2017), показывают, что информационные технологии могут быть эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Они способствуют снижению уровня коррупции, повышению прозрачности государственных процессов и улучшению доступа граждан к государственным услугам.

Однако, для определения наиболее успешных подходов и возможностей их применения в конкретном контексте необходимо провести сравнительный анализ эффективности применения информационных технологий в различных странах, включая Россию. Такой анализ должен учитывать особенности каждой страны, так как эффективность информационных технологий может зависеть от уровня развития ИТ-инфраструктуры, культуры использования технологий и других факторов.

Для дальнейшего развития в этом направлении важно проводить более глубокие исследова-

ния, анализирующие не только влияние информационных технологий на уровень коррупции, но и их влияние на эффективность антикоррупционных политик и практик. Также необходимо проводить исследования, направленные на оценку эффективности конкретных технологических решений и инструментов в борьбе с коррупцией. Для успешного развития антикоррупционных политик и практик также важно учитывать международный опыт и передовые практики других стран. Обмен опытом и сотрудничество между странами могут способствовать развитию новых подходов и инновационных решений в борьбе с коррупцией.

В целом, сравнительный анализ эффективности информационных технологий в борьбе с коррупцией является важным шагом для развития антикоррупционных политик и практик. Дальнейшее исследование и применение информационных технологий могут способствовать снижению уровня коррупции, повышению прозрачности и эффективности государственных процессов, а также улучшению доступа граждан к государственным услугам.

Список литературы:

[1] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).

[2] Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 от 25.12.2008, ред. от 28.11.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/28623.

[3] О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федер. закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:www.pravo.gov.ru

[4] Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:www.consultant.ru

[5] Александров В. В. Инфокоммуникация: конвергенция технологий NBICS... // Информ.-из-мерит. и управл. системы. 2012. № 5. Т. 10. С. 15-23.

[6] Баснак Д.В. Об актуальных направлениях правового и методического обеспечения мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе, а также в организациях / Д.В. Баснак // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: Материалы научно-практической конферен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ции (г. Казань, 9 ноября 2016 г.). Казань, 2016. С. 50 - 54.

[7] Доклады о деятельности в области противодействия коррупции // Портал Орловской области URL: https://orel-region.ru/index. php?head=86&part=222

[8] Доходы пишем, расход в уме: интервью с Т. Хабриевой от 26.05.2011 // Интернетпортал «Российской газеты». URL: www.rg.ru

[9] Журавлев А.Л., Китова Д.А., Соснин В.С. Социально-психологические исследования коррупции. М: ФГБУН Институт психологии РАН,

2017. С. 39.

[10] Ильин С. В. Антикоррупционная кадровая политика в Российской Федерации: науч.-прикл. проект. Байкальский Аналитический Центр. Иркутск, 2016. 43 с. (передан Президенту РФ В. В. Путину 19.04.2016 г.)

[11] Конов А.В. Прозрачности и дисциплина: происхождение принципа прозрачности государственной власти в контексте идей Мишеля Фуко // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление «Государство и общество». - 2005. -№ 3. - С. 5-28.

[12] Малков В. Д. Криминология [Текст]: учеб. пособие для студентов учеб. заведений юрид. профиля / В. Д. Малков. - Саратов, 2009. - С.169.

[13] Панов Н.И. «Социальная мимикрия» коррупции: политико-правовой дискурс / Н.И. Панов, Л.Н. Герасина // Право и политика. 2010. № 8. С. 22 - 27.

[14] Поветкина Н.А. Мониторинг коррупцио-генных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах / Н.А. Поветкина, Ю.В. Пятков-ская, Ю.В. Трунцевский, Е.В. Рыжова // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. N 5. С. 641 - 650.

[15] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 21 (255). С. 2-15.

[16] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 21 (255). С. 2-15.

[17] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 21 (255). С. 2-15.

[18] Трунцевский Ю.В. Бытовая (повседневная) коррупция: понятие и социальное значение / Ю.В. Трунцевский // Журнал российского права.

2018. N 1(253). С. 157 - 168.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[19] Трунцевский Ю.В. Гражданское общество против бытовой коррупции (зарубежный опыт) / Ю.В. Трунцевский // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 42 - 47.

[20] Хочешь мира, победи мятежевойну!: Творч. насл. Е. Э. Месснера / под ред. В. И. Мар-ченкова; сост. И. В. Домнин. М., 2009

[21] Gurin J. Open Governments, Open Data: A New Lever for Transparency, Citizen Engagement, and Economic Growth / J. Gurin // SAIS Review of International Affairs. 2014. Vol. 34. Iss. 1. P. 71 - 82.

[22] Лиу, Ж., & Жанг, Ц. (2019). Влияние информационных технологий на борьбу с коррупцией: эмпирическое исследование в Китае. International Journal of Information Management, 45, 175-183.

[23] Чжан, Л., Ли, Х., & Ли, Ч. (2018). Влияние электронного правительства на уровень коррупции: эмпирическое исследование в Китае. Government Information Quarterly, 35(3), 375-383.

[24] Кун, А., Шарма, Р., & Гуо, Я. (2017). Эффективность онлайн-отчетности и мониторинга в борьбе с коррупцией: эмпирическое исследование в Индии. Information Systems Frontiers, 19(3), 521-533.

Spisok literatury:

[1] "Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 27.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2019).

[2] Federal'nyj zakon «O protivodejstvii korrup-cii» № 273-FZ ot 25.12.2008, red. ot 28.11.2015 [Ele-ktronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/28623.

[3] O kontrole za sootvetstviem raskhodov lic, zameshchayushchih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic ih dohodam: feder. zakon ot 03.12.2012 № 230-FZ // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii. URL: http:www.pravo.gov.ru

[4] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 23.06.2014 № 460 «Ob utverzhdenii formy spravki o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'st-vah imushchestvennogo haraktera i vnesenii izme-nenij v nekotorye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http:www.con-sultant.ru

[5] Aleksandrov V. V. Infokommunikaciya: kon-vergenciya tekhnologij NBICS... // Inform.-izmerit. i upravl. sistemy. 2012. № 5. T. 10. S. 15-23.

[6] Basnak D.V. Ob aktual'nyh napravleniyah pravovogo i metodicheskogo obespecheniya mer po protivodejstviyu korrupcii na gosudarstvennoj i munic-ipal'noj sluzhbe, a takzhe v organizaciyah / D.V. Basnak // Aktual'nye voprosy protivodejstviya korrupcii v sub"ektah Rossijskoj Federacii: Materialy nauch-no-prakticheskoj konferencii (g. Kazan', 9 noyabrya 2016 g.). Kazan', 2016. S. 50 - 54.

[7] Doklady o deyatel'nosti v oblasti protivode-jstviya korrupcii // Portal Orlovskoj oblasti URL: https://orel-region.ru/index.php?head=86&part=222

[8] Dohody pishem, raskhod v ume: interv'yu s T. Habrievoj ot 26.05.2011 // Internetportal «Rossi-jskoj gazety». URL: www.rg.ru

[9] ZHuravlev A.L., Kitova D.A., Sosnin V.S. Social'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii. M: FGBUN Institut psihologii RAN, 2017. S. 39.

[10] Il'in S. V. Antikorrupcionnaya kadrovaya politika v Rossijskoj Federacii: nauch.-prikl. proekt. Bajkal'skij Analiticheskij Centr. Irkutsk, 2016. 43 s. (peredan Prezidentu RF V. V. Putinu 19.04.2016 g.)

[11] Konov A.V. Prozrachnosti i disciplina: proiskhozhdenie principa prozrachnosti gosudarst-vennoj vlasti v kontekste idej Mishelya Fuko // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 21. Upravlenie «Gosudarstvo i obshchestvo». - 2005. - № 3. - S. 5-28.

[12] Malkov V. D. Kriminologiya [Tekst]: ucheb. posobie dlya studentov ucheb. zavedenij yurid. profi-lya / V. D. Malkov. - Saratov, 2009. - S.169.

[13] Panov N.I. «Social'naya mimikriya» korrupcii: politiko-pravovoj diskurs / N.I. Panov, L.N. Gerasina // Pravo i politika. 2010. № 8. S. 22 - 27.

[14] Povetkina N.A. Monitoring korrupciogen-nyh faktorov i effektivnosti mer po preduprezhdeniyu korrupcionnyh pravonarushenij v nalogovyh organah / N.A. Povetkina, YU.V. Pyatkovskaya, YU.V. Trunce-vskij, E.V. Ryzhova // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. N 5. S. 641 - 650.

[15] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. № 21 (255). S. 2-15.

[16] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. № 21 (255). S. 2-15.

[17] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. № 21 (255). S. 2-15.

[18] Truncevskij YU.V. Bytovaya (povsed-nevnaya) korrupciya: ponyatie i social'noe znachenie / YU.V. Truncevskij // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. N 1(253). S. 157 - 168.

[19] Truncevskij YU.V. Grazhdanskoe obshchestvo protiv bytovoj korrupcii (zarubezhnyj opyt) / YU.V. Truncevskij // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2017. N 2. S. 42 - 47.

[20] Hochesh' mira, pobedi myatezhevojnu!: Tvorch. nasl. E. E. Messnera / pod red. V. I. Marchen-kova; sost. I. V. Domnin. M., 2009

[21] Gurin J. Open Governments, Open Data: A New Lever for Transparency, Citizen Engagement, and Economic Growth / J. Gurin // SAIS Review of International Affairs. 2014. Vol. 34. Iss. 1. P. 71 - 82.

[22] Liu, ZH., & ZHang, C. (2019). Vliyanie informacionnyh tekhnologij na bor'bu s korrupciej: empiricheskoe issledovanie v Kitae. International Journal of Information Management, 45, 175-183.

[23] CHzhan, L., Li, H., & Li, CH. (2018). Vliyanie elektronnogo pravitel'stva na uroven' korrupcii: empiricheskoe issledovanie v Kitae. Government Information Quarterly, 35(3), 375-383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] Kun, A., SHarma, R., & Guo, YA. (2017). Effektivnost' onlajn-otchetnosti i monitoringa v bor'be s korrupciej: empiricheskoe issledovanie v Indii. Information Systems Frontiers, 19(3), 521-533.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.