Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С УЧЕТОМ ОПЫТА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С УЧЕТОМ ОПЫТА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юматов Б. О.

Статья посвящена рассмотрению наиболее успешных методов противодействия коррупции в Эстонской Республике, которые позволили этой стране добиться значительных успехов и найти свое место среди стран-лидеров в этой сфере. Также предполагается, что указанные в статье приемы и механизмы при должном исследовании могут быть внедрены в практику противодействия коррупции в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юматов Б. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN TAKING INTO ACCOUNT THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF ESTONIA

This article is devoted to the consideration of the most successful methods of combating corruption in the Republic of Estonia, which allowed this country to achieve significant success and find its place among the leading countries in this field. It is also assumed that the techniques and mechanisms indicated in this article, with proper research, can be introduced into the practice of combating corruption in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С УЧЕТОМ ОПЫТА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 343.2/.7

Юматов Б. О. студент магистратуры специальность «Противодействие коррупции

и комплаенс-контроль» Научный руководитель: Фазилов Ф.М., доктор философии по

юридическим наукам (PhD)

доцент

кафедра «Уголовное право, криминология и противодействие коррупции» Ташкентский государственный юридический университет

Узбекистан, г. Ташкент

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С УЧЕТОМ ОПЫТА ЭСТОНСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению наиболее успешных методов противодействия коррупции в Эстонской Республике, которые позволили этой стране добиться значительных успехов и найти свое место среди стран-лидеров в этой сфере. Также предполагается, что указанные в статье приемы и механизмы при должном исследовании могут быть внедрены в практику противодействия коррупции в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, антикоррупционная стратегия, международный опыт.

Yumatov B. O. graduate student

graduate program «Anti-corruption and compliance control»

Research advisor: Fazilov F.M., PhD associate professor criminal law

Criminology and fight against Corruption Department

Tashkent state university of law Uzbekistan, Tashkent

IMPROVING THE ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE REPUBLIC

OF UZBEKISTAN TAKING INTO ACCOUNT THE EXPERIENCE OF

THE REPUBLIC OF ESTONIA

Abstract: this article is devoted to the consideration of the most successful methods of combating corruption in the Republic of Estonia, which allowed this country to achieve significant success and find its place among the leading countries in this field. It is also assumed that the techniques and mechanisms indicated in this article, with proper research, can be introduced into the practice of combating corruption in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: corruption, combating corruption, anti-corruption policy, anticorruption strategy, international experience.

Введение.

После обретения независимости в 1991 году Эстония считалась одной из самых коррумпированных стран в европейском и балтийском регионах. На территории Эстонии процветали преступность, злоупотребление, превышение полномочий правоохранительными органами и государственными служащими и коррупция в различных ее проявлениях. Отчасти причиной этого были социальные установки и «нормы», которые плотно успели закрепиться в общественном сознании, где непотизм, фаворитизм, протекционизм, необычайно крепкие связи между государством и бизнес-средой и иные коррупционные проявления считались обычными, вполне себе приемлемыми явлениями.

Считается, что переломным периодом, изменившим коррупционное мышление в Эстонии, является исторический отрезок с 1995 года по 2004 год, когда была поставлена цель присоединения к Европейскому Союзу и данная цель была достигнута соответственно. Не достигнув таких значимых высот в борьбе с коррупцией Эстонская Республика не стала бы полноправным членом Европейского Союза и НАТО, что прекрасно понимали, как представители власти, так и общество, что в итоге привело к мощной консолидации политической воли и народного единения против колоссальной угрозы под названием коррупция. Однако одного лишь желания бороться с коррупцией было мало, в связи с чем были предприняты конкретные меры в этой сфере.

Методы исследования.

В рамках данной статьи использовались современные методы познания явлений и процессов. В ходе данного исследования использовались как общенаучные (диалектический, системный, метод контент-анализа, сравнение, классифицирование), так и частные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, описательно-аналитический, статистический, исторический).

Результаты исследования.

Эстония присоединилась к Группе государств по борьбе с коррупцией (GRECO) 1 мая 1999 года. На сегодняшний день в рамках

данной организации был пройден уже пятый оценочный раунд88. Эстония подписала Конвенцию Совета Европы о гражданской ответственности за коррупцию 24 января 2000 года, ратифицировала ее 8 декабря 2000 года. Эстония подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 8 июня 2000 года, ратифицировала ее 6 декабря 2001 года. В тот же период принимается концепция развития гражданского общества. Рамочное решение Совета Европейского Союза 2003/568/ПВД 22 июля 2003 года о борьбе с коррупцией в частном секторе также распространяется и на Эстонию. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок была ратифицирована 14 декабря 2004 года. На сегодняшний день была завершена третья фаза мониторинга выполнения Конвенции89. Эстония присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции 20 января 2010 года. В соответствии со статьей 123 Конституции Эстонии Конвенция стала неотъемлемой частью национального законодательства и обладает преимущественной юридической силой над любыми другими противоречащими ей положениями национального законодательства. На сегодняшний день была пройдена первая стадия мониторинга выполнения Конвенции90.

Поэтапно, а также во исполнение вышеуказанных актов были проведены реформы полиции, судебной системы, был принят ряд антикоррупционных мер, к примеру, некоторые из них предусматривали наказания за деяния, которые ранее не квалифицировались как коррупционные, а некоторые были направлены на учреждение специализированных служб, призванных бороться с коррупцией в рамках своей компетенции. Для повышения же прозрачности функционирования государственных органов были приняты законы о свободе доступа к информации касательно их деятельности.

В условиях ограниченных ресурсов правительство Эстонии решило пойти по иному пути развития государства в отличие от большинства европейский стран и сделать ставку на информатизацию, компьютеризацию и цифровизацию множества процессов в деятельности органов государственной власти и государственных учреждений. Данная программа, которая была направлена на снижение взаимоотношения «гражданин - чиновник», получила название «Электронное государство» и

88 Официальный Интернет-сайт Совета Европы / GRECO / Оценки / Эстонская Республика // URL: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/estonia (дата обращения: 26.03.2023)

89 Официальный Интернет-сайт ОЭСР / Estonia - OECD Anti-Bribery Convention // URL: https ://www. oecd. org/daf/anti-bribery/estonia-oecdanti-briberyconvention.htm (дата обращения: 26.03.2023)

90 Официальный Интернет-сайт Управления ООН по наркотикам и преступности / Конвенция ООН против коррупции / Профили стран / Эстония // URL: https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/country-profile/countryprofile.html#?CountryProfileDetails=%2Funodc%2Fcorruption%2Fcountry-profile%2Fprofiles%2FEST. html_ (дата обращения: 26.03.2023)

была принята в 2000 году. На сегодняшний день Эстония успела превратиться в одного из мировых лидеров по уровню доступа населения к сети Интернет, а также качеству предоставления интернет-услуг. Современные информационные технологии дали возможность Эстонии практически полностью перейти на документооборот в электронном формате, что существенно сокращает бюрократическую волокиту и снижает расходы населения. Государственные услуги в Эстонии в основном оказываются при помощи сети интернет в режиме online, что позволяет не только сэкономить время, но и исключает возможность личного общения с государственным служащими, снижая человеческий фактор и коррупционные риски. 12 марта 2003 года был запущен единый государственный Интернет-портал eesti.ee91, на сегодняшний день в который входит более ста реестров по предоставлению различных услуг или практической помощи жителям страны.

Система «Электронного государства» стала одной из визитных карточек Эстонской Республики и наглядным примером того, как можно использовать современные технологии для эффективного противодействия коррупции. Данную точку зрения подтвердила и Премьер -министр Эстонии Кая Каллас, которая в интервью отметила, что одним из важнейших факторов успешного противодействия коррупции для Эстонии стало внедрение цифровых технологий. «Это действительно факт, когда вы сохраняете все данные онлайн, транзакции между гражданином и государством происходят онлайн, то вопрос конвертов с деньгами попросту становится неактуальным, такие меры определенно сводят

92

коррупцию к минимуму»92.

Также эффективность данного подхода была подтверждена многими международными экспертами и индексами. Из года в год Эстонская Республика продолжает улучшать свои позиции в большинстве существующих ныне рейтингов и индексов.

В частности Эстонская Республика в индексе развития электронного правительства93 (данный показатель оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий для предоставления населению государственных услуг, а также изучает развитие электронного правительства) поднялась с 20 места в 2010 году до 8 места в 2022 году среди стран-участниц ООН (см. рисунок №1) (для сравнения:

91 Официальный Интернет-сайт Государственного портала Эстонской Республики // URL: https://www.eesti.ee/et (дата обращения: 26.03.2023)

92 «Министры должны показывать, с кем встречаются». Эстонский премьер рассказала об опыте своей страны в борьбе с коррупцией / Интервью New Voice // URL: https://nv.ua/world/countries/borba-s-korrupciey-v-estonii-intervyu-premera-kayi-kallas-poslednie-novosti-50162440.html (дата обращения: 26.03.2023)

93 E-Government Development Index // URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data-Center (дата обращения: 26.03.2023)

Республика Узбекистан в рамках данного индекса поднялась с 87 места с показателем 0,4498 в 2010 году до 69 места с показателем 0,7265 в 2022 году)_

1

0.9 0.8 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0

Индекс развития электронного правительства (Global E-Government Development Index)

-0.9473 0.9393

0.6965

2010

2012

2014

2016

2018

2020

2022

Рисунок №1

Также в Эстонии существует антикоррупционный портал www.korruptsioon.ee94, которые освещает антикоррупционную деятельность в стране и повышает осведомленность о вреде коррупции среди всех слоев населения при помощи различных материалов, например, видеоролики; опросники; инструкции; антикоррупционные курсы для государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов; статистические данные; информационно-аналитические материалы.

Антикоррупционной правовой базой служат Конституция, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «О борьбе с коррупцией» (1999 года) и Закон «О борьбе с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма» (2007 года)95. 1 апреля 2013 года вступил в силу обновленный Закон «О борьбе с коррупцией», а последние изменения в данный акт были внесены 23 апреля 2021 года. На основании вышеуказанных и некоторых других актов в Эстонской Республике четко разграничены полномочия правоохранительных и превентивных органов, противодействующих коррупции (см. рисунок №2 и рисунок №3).

94 Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики // URL: https://www.korruptsioon.ee/ru (дата обращения: 26.03.2023)

95 Официальный Интернет-сайт Управления ООН по наркотикам и преступности / Конвенция ООН против коррупции / Профили стран / Эстония // URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/ImplementationReviewGroup/ExecutiveSu mmaries/V1255518r.pdf (дата обращения: 26.03.2023)

Рисунок №2

Система полиции в Эстонии находится в структуре Министерства внутренних дел. В Эстонии расследование коррупционных преступлений ведут Департамент полиции и пограничной охраны и Департамент полиции безопасности. В процессе расследования коррупционных дел взаимоподчиненность департаментов друг другу регулируется постановлением правительства.

Центральная Криминальная Полиция в качестве одного из трех основных подразделений Департамента полиции и пограничной охраны осуществляет функции центрального органа Эстонии по борьбе с различными формами организованной преступности, коррупции, серьезными экономическими преступлениями, отмыванием денег, преступлениями, связанными с наркотиками, преступлениями в сфере информационных технологий.

В рамках Центральной Криминальной Полиции производством по коррупционным виновным деяниям занимается бюро по борьбе с коррупционными преступлениями. Данное бюро ведет производство по большинству коррупционных преступлений, кроме тех, которые входят в компетенцию Департамента полиции безопасности.

Департамент полиции безопасности представляет собой ведомство, задачей которого является защита конституционного строя, борьба с терроризмом и коррупцией, защита государственных секретов и контрразведка.

На Департамент Полиции безопасности возложена задача по расследованию коррупционных деяний, которые совершаются высокопоставленными должностными лицами государственных и местных

органов власти, а также различными высокопоставленными должностными лицами, если действия представляют угрозу безопасности, например, если коррупционное преступление совершил Президент Республики, член Рийгикогу (Парламент Эстонии), член Правительства Республики, государственный контролер, канцлер юстиции, судья, прокурор, руководитель правительственного учреждения, канцелярии Рийгикогу, Канцелярии Президента Республики, канцелярии канцлера юстиции, государственного контроля или суда или его структурного подразделения и т.д..

Генеральная прокуратура Эстонии, будучи структурной единицей Министерства Юстиции, осуществляет надзор за деятельностью полиции в пределах своей компетенции. Замечания прокурора подлежат обязательному рассмотрению полицией. Также прокуратура руководит досудебным производством по коррупционным преступлениям и представляет государственное обвинение в суде.

В прокуратуру следует обращаться, если коррупционное преступление было совершено должностным лицом правоохранительного органа.

Рисунок №3

В Эстонской Республике отсутствует специализированный орган по противодействию коррупции, однако это никак не мешает успешно и эффективно бороться с этим негативным явлением государственным органам при активном участии гражданского общества.

Борьбой с коррупцией в Эстонии занимается целый ряд органов исполнительной власти: стратегию реализуют все министерства и правительственные учреждения. Согласно статье 8 Закона «О борьбе с

коррупцией» Министерство Юстиции является ответственным органом за координацию антикоррупционной деятельности в стране. Также Министерство Юстиции проводит антикоррупционную политику, координирует и оценивает реализацию антикоррупционной стратегии, проводит исследования в этой области, отчитывается о выполнении стратегии перед Правительством Эстонской Республики.

Для успешной реализации антикоррупционной политики в каждом министерстве назначается координатор по предотвращению коррупции, который, среди прочего, также является контактным лицом по выполнению стратегии в своем министерстве. Данное лицо по требованию Министерства Юстиции предоставляет ежегодный отчет о реализации антикоррупционной стратегии в его сфере деятельности. Их задача состоит в том, чтобы наблюдать за выполнением задач, предусмотренных в антикоррупционной стратегии, а также вносить предложения по новым антикоррупционным мерам в своей сфере деятельности. Также данное лицо входит в антикоррупционную сеть в соответствующей сфере (сфера здравоохранения, сфера правоохранительных органов и т.д.). Обратиться с различными инициативами и предложениями по совершенствованию антикоррупционной деятельности можно по телефону или отправив

96

письмо на электронную почту96.

Антикоррупционные сети сфер тоже играют важную роль в противодействии коррупции, оценивая реализацию стратегии, анализируя предпринимаемые меры и действия, внося предложения по совершенствованию действующих мер и добавлению новых в своей сфере.

Парламентский контроль занимает важное место в антикоррупционной деятельности Эстонии, так основная часть работы Рийгикогу (Парламент Эстонии) ведется в комиссиях, которые подразделяются на два вида. Постоянные комиссии занимаются различными сферами жизни государства, их основная задача - обсуждение и подготовка законопроектов. Для решения же возникающих вопросов особой важности создаются специальные, следственные комиссии или комиссии по проблемам. Специальные комиссии создаются для решения конкретных вопросов особой важности. Коррупция отнесена именно к такого рода вопросам. В 2003 году во исполнение Закона «О борьбе с коррупцией» начала работу специальная комиссия парламента Эстонии. В этой комиссии хранятся декларации доходов высших должностных лиц, включая президента, судей, членов правительства и самого парламента. Комиссия проверяет сведения, представляемые чиновниками в декларациях, проверяет подозрения в коррупции, а при вскрытии

96 Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики / Контактные данные по предупреждению коррупции в министерствах // URL: https://www.korruptsioon.ee/ru/borba-s-korrupciey-v-estonii/kontaktnye-dannye-po-preduprezhdeniyu-korrupcii-v-ministerstvah (дата обращения: 26.03.2023)

признаков правонарушений - передает материалы в Департамент полиции безопасности, который расследует коррупционные преступления. Специальная комиссия обсуждает возможные случаи коррупции, в которых задействованы указанные в антикоррупционном законе должностные лица, дает оценку этим случаям, осуществляет надзор за соблюдением членами Рийгикогу ограничений на занятие определенными видами деятельности, а также проверяет декларации экономических интересов. Один раз в год комиссия представляет Рийгикогу и общественности обзор своей деятельности. Специальная комиссия имеет право вызывать различных лиц, а также запрашивать данные и документы. Также имеет право вносить предложения о поправках или дополнениях к

97

законам97.

Совет по предотвращению коррупции призван анализировать деятельность по борьбе с коррупцией в Эстонии и вносить предложения министру юстиции по совершенствованию антикоррупционной деятельности. Членами совета становятся представители государственных, правоохранительных органов, бизнес-среды, общественности для того, чтобы привлекать все больше внимания к проблеме и угрозе под

98

названием коррупция98.

Заметной движущей силой и ячейкой гражданского общества в Эстонии является Объединение «Эстония без коррупции» - работающая в общественных интересах некоммерческая организация, целью которой является предотвращение коррупции, повышение осведомленности эстонского общества о коррупции и деятельность во имя прозрачности и демократии. С 2007 года объединение является аккредитованным в Эстонии представителем международной антикоррупционной организации Transparency International. При этом объединение постоянно участвует в анализе, мониторинге и воздействии на эстонскую антикоррупционную политику и законы, внося предложения по усилению мер по повышению структурной профилактики коррупции в стране. В своей деятельности объединение придерживается принципов независимости, аполитичности и профессионализма99. У данного объединения существует собственная программа действий на 2021 - 2024 годы, которая в качестве приоритетов выдвигает: прозрачное государственное управление; свободные от коррупции органы местного самоуправления; надежная защита информаторов; честное предпринимательство; сознательная молодежь.

97 Официальный Интернет-сайт Парламента Эстонской Республики / Специальная комиссия по борьбе с коррупцией // URL: https://www.riigikogu.ee/ru/rijgikogu/komissii/spetsialnaya-komissiya-po-borbe-s-korr/ (дата обращения: 26.03.2023)

98 Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики / Совет по предотвращению коррупции // URL: https://www.korruptsioon.ee/en/anti-corruption-activity/corruption-prevention-council (дата обращения: 26.03.2023)

99 Официальный Интернет-сайт Объединения «Эстония без коррупции» // URL: https://transparency.ee/ru/o-nas (дата обращения: 26.03.2023)

Борьба с коррупцией в Эстонии - это не просто принятие законов или создание антикоррупционных структур, это часть долгосрочной стратегии государства по борьбе с этим негативным явлением. До сегодняшнего дня уже было принято и реализовано три антикоррупционные стратегии: 2004 - 2008 гг.; 2008 - 2012 гг.; 2013 - 2020 гг. В настоящее время реализуется четвертая стратегия, которая рассчитана на 2021 - 2025 гг. Важной деталью является то, что каждая новая стратегия, несмотря на обозначение новых целей и задач, принимает во внимание успехи и неудачи реализации прошлых стратегий, являясь их прямым продолжением, что находит свое отражение в поиске актуальных подходов и путей для нерешенных проблем уже в рамках нового антикоррупционного плана. Также все стратегии объединяют общие цели, а именно: повышение осведомленности всего общества о вреде, который наносит коррупция; увеличение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и принятия решений; развитие как превентивной, так и правоохранительной деятельности в борьбе с коррупцией.

Следует отметить, что с помощью поэтапных и последовательных реформ, обладая колоссальной политической волей и общественным стремлением побороть коррупцию, Эстония выбилась в лидеры, став одной из наиболее прогрессивных стран не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире в этой сфере, что подтверждается международными экспертными группами и различными индексами, в том числе:

Эстонская Республика в индексе восприятия коррупции100 поднялась с 32 места в 2012 году до 14 места в 2022 году среди стран мира (см. рисунок №4) (для сравнения: Республика Узбекистан поднялась со 170 места с показателем 17 в 2012 году до 126 места с показателем 31 в 2022 году).

100 Официальный Интернет-сайт Transparency International / Corruption perceptions index // URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022 (дата обращения: 26.03.2023)

Индекс восприятия коррупции в Эстонской Республике в CPI

76 74 72 70 68 66 64 62 60 58

73

64

68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69

70

70

71

74

75

74

74

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок №4

Эстонская Республика по показателю качества государственного управления101 (исследование Группы Всемирного банка, анализирующее достижения стран мира в области качества и эффективности государственного управления), в рамках которого рассматривается показатель, свидетельствующий об уровне сдерживания коррупции, повысила данный показатель с 80,57 в 2011 году до 89,9 в 2021 году среди стран мира (см. рисунок №5) (для сравнения: в Республике Узбекистан данный показатель в 2011 году составил 2,84, в 2021 году - 23,08).

Сдерживание коррупции (Control of Corruption)

94 92 90 88 86 84

82 80.57 80 78 76 74

87.98 88.46 88.46

91.35 92.31

90.38 91.35 89.9

87.02

82.94

81.52

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рисунок №5

101 Официальный Интернет-сайт Worldwide Governance Indicators https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports (дата обращения: 26.03.2023)

//

URL:

Эстонская Республика в рамках индекса верховенства закона102 (исследование и сопутствующий рейтинг, измеряющий достижения стран мира с точки зрения обеспечения ими правовой среды, которая базируется на универсальных принципах верховенства закона), где среди восьми показателей есть один, который демонстрирует отсутствие коррупции, повысила данный показатель с 0,78 в 2015 году до 0,81 в 2022 году среди стран мира (см. таблица №1) (для сравнения: Республика Узбекистан поднялась с 81 места с показателем 0,35 в 2015 году до 78 места с показателем 0,47 в 2022 году)._

Год Мировой рейтинг Ограниче ние полномочий институтов власти Отсутстви е коррупции Прозрачн ость институтов власти Защита основных прав Порядок и безопасность Соблюден ие законов Гражданс кое правосудие Уголовное правосудие Общий результат

2015 15/102 0,79 0,78 0,72 0,81 0,88 0,75 0,75 0,71 0,77

2016 14/113 0,80 0,78 0,81 0,80 0,85 0,78 0,77 0,70 0,79

201718 12/113 0,84 0,79 0,79 0,82 0,90 0,77 0,78 0,68 0,80

2019 10/126 0,84 0,80 0,80 0,83 0,89 0,79 0,80 0,71 0,81

2020 10/128 0,83 0,79 0,81 0,82 0,89 0,79 0,80 0,71 0,81

2021 11/139 0,83 0,80 0,80 0,82 0,89 0,79 0,80 0,72 0,81

2022 9/140 0,83 0,81 0,80 0,83 0,89 0,81 0,81 0,74 0,82

Таблица №1

Как отметил А.Х. Саидов: «В нашей стране принимаются последовательные меры по внедрению системы предупреждения и бескомпромиссной борьбы с коррупцией, основанной на передовых международных стандартах»103. Опыт Эстонской Республики, а также наиболее эффективные и успешные методики в сфере противодействия коррупции следует рассмотреть, изучить их пригодность в рамках нашего государства с учетом всех его особенностей, а в дальнейшем внедрить их. Также считаем необходимым разработать и внедрить долгосрочную антикоррупционную стратегию Республики Узбекистан, которая будет рассчитана минимум на 4 года, данный подход мы считаем более продуктивным, так как подготовка и внедрение подобных стратегий требует более глубокого стратегического анализа и прогнозирования, а

102 Официальный Интернет-сайт WJP Rule of Law Index // URL: https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/global/2022/Estonia/table (дата обращения: 26.03.2023)

103 Саидов А.Х. 2022. Политика Республики Узбекистан по противодействию коррупции: международные стандарты и национальная система. Uzbekistan Anti-Corruption Digest. 2, 1 (март 2022), 3 - 8. DOI: https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol2-iss1-pp3-8

также более объемных исследований в сфере противодействия коррупции. Также для совершенствования института парламентского контроля целесообразным считаем обратить пристальное внимание на деятельность парламента Эстонии, в частности деятельность специальной комиссии по борьбе с коррупцией. Несмотря на поэтапное внедрение комплаенс-служб, департаментов по противодействию коррупции в государственных органах, опираясь на успешный опыт Эстонской Республики, предлагаем внедрять уполномоченных лиц в государственные

министерства/ведомства, которые будут координировать и оценивать реализацию мер антикоррупционных стратегий в рамках обособленной сферы деятельности, также считаем интересным и актуальным предложение внедрить антикоррупционные сети сфер, которые могут стать площадкой для обсуждения осуществляемых мероприятий, их оценки, и предложения новых механизмов противодействия коррупции.

Также считаем крайне важным дальнейшую активизацию сотрудничества с международными и региональными организациями в сфере противодействия коррупции, расширение двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в данной сфере, привлечение международных организаций к процессу совершенствования нормативной и организационно - практической базы, а также оценке проводимых и уже осуществленных мероприятий и реформ, развитие сотрудничества с антикоррупционными ведомствами зарубежных государств и дальнейший обмен опытом и успешными методиками.

А.С. Турсунов подчеркивает, что борьба с коррупцией - это комплексный процесс, в котором должны участвовать не только государственные органы, но и институты гражданского общества. Если, посмотреть на опыт стран, добившихся высоких результатов в борьбе с коррупцией, мы увидим, что в этих странах институты гражданского общества, являются одними из ключевых участников в борьбе с коррупцией. В целом, эффективность борьбы с коррупцией не может быть достигнута без участия институтов гражданского общества104. Поддерживая данную точку зрения, считаем необходимым продолжить активизацию гражданского общества Республики Узбекистан в сфере противодействия коррупции путем повышения правового сознания и культуры, использования антикоррупционной пропаганды, развития института общественного контроля, а также мобилизации аналитического центра «Прозрачность и открытость в Узбекистане» (Transparency Uzbekistan), зарегистрированного Министерством Юстиции в сентябре 2021 года, который, по нашему мнению, может использовать деятельность объединения «Эстония без коррупции» в качестве образца.

104 Турсунов А.С. 2021. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Uzbekistan Anti-Corruption Digest. 1, 1 (дек. 2021), 30-32. DOI: https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol1-iss1-pp30-32

Передовой глобальный опыт показывает, что использование современных технологий, широкое внедрение открытых данных позволяет существенно повысить прозрачность процессов, как следствие минимизировать значительное число коррупционных факторов рисков105. Принимая во внимание складывающиеся тенденции в сфере информационных технологий, их постоянное развитие, а также эффективность используемых Эстонией методик в том числе и антикоррупционной платформы, полагаем, что необходимо и в дальнейшем в нашем государстве продолжать совершенствовать систему электронного правительства, расширять перечень государственных услуг, снижать человеческий фактор, убирать бюрократические преграды для развития предпринимательской среды и общества, повышая при этом не только уровень доступности сети Интернет для населения по всей стране, но и информационную и компьютерную грамотность. Заключение.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что любой международный опыт, механизмы и приемы, которые эффективно и успешно работают в рамках какой-либо страны, не могут и не должны быть слепо скопированы и внедрены в практику нашего государства без тщательного их изучения, анализа, частичного изменения с учетом особенностей Республики Узбекистан.

Также в рамках заключения следует кратко обозначить указанные в статье предложения:

-необходимо разработать и внедрить Государственную (Национальную) программу по противодействию коррупции на 2023 -2027 годы, в рамках которой будут определены приоритетные направления государственной политики, конкретные мероприятия, механизмы и сроки их реализации, ответственные за выполнение органы и должностные лица, критерии и механизмы оценки реализованных мер. При этом данная программа не должна быть статичной, в случае необходимости должны вноситься изменения и дополнения, с учетом постоянно меняющихся тенденций в данной сфере и постоянно растущей угрозы от коррупции. Данная стратегия в любой момент должна полностью и своевременно отвечать всевозможным вызовам в сфере противодействия коррупции;

-для дальнейшего совершенствования и усиления института парламентского контроля считаем целесообразным принять во внимание деятельность специальной комиссии по борьбе с коррупцией Парламента Эстонской Республики, чьи полномочия отличаются от ныне существующих комитетов в рамках палат Олий Мажлиса, в связи с чем, по

105 Стайшюнайте Л. 2022. Реально ли оценить коррупционные риски в Узбекистане или как работает первая в Узбекистане антикоррупционная лаборатория. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 2, 1 (мар. 2022), 32-38.

нашему мнению, существует перспектива создания подобной комиссии и в нашем государстве;

-на сегодняшний день почти повсеместно появляются комплаенс -структуры и отделы по противодействию коррупции, мы считаем рациональным внедрение уполномоченного лица в качестве структурной единицы в министерствах/ведомствах, которое будет обладать отличающимися полномочиями от указанных выше структур тем, что данное лицо будет координировать и оценивать реализацию антикоррупционных мероприятий в рамках своей сферы деятельности (сфера здравоохранения, строительства и т.д.). Также несмотря на наличие Национального совета по противодействию коррупции, а также его территориальных подразделений, мы видим актуальным организовывать подобные советы в тех сферах деятельности, где существуют средние или же высокие коррупционные риски, данные советы могут стать оптимальной площадкой для обсуждения, поиска и принятия точечных, наиболее подходящих решений;

-необходимо в дальнейшем расширять и усиливать антикоррупционную пропаганду, повышать правовую культуру и сознание, вырабатывать у населения принцип нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям (используя при этом современные подходы и технологии, направленные на все слои населения, вне зависимости от возраста и вида деятельности), активизировать и развивать институт общественного контроля, поощрять наиболее активных субъектов в этом направлении, развивать деятельность негосударственных некоммерческих организаций, в том числе деятельность аналитического центра «Прозрачность и открытость в Узбекистане» (Transparency Uzbekistan);

-необходимо продолжать совершенствовать систему электронного правительства, расширять перечень государственных услуг, что будет способствовать снижению личного взаимодействия между государственными служащими и населением, а значит снижать потенциальные коррупционные риски.

Использованные источники:

1. Официальный Интернет-сайт Совета Европы / GRECO / Оценки / Эстонская Республика // URL: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/estonia (дата обращения: 26.03.2023)

2. Официальный Интернет-сайт ОЭСР / Estonia - OECD Anti-Bribery Convention // URL: https://www.oecd.org/daf/anti-bribery/estonia-oecdanti-briberyconvention.htm (дата обращения: 26.03.2023)

3. Официальный Интернет-сайт Управления ООН по наркотикам и преступности / Конвенция ООН против коррупции / Профили стран / Эстония // URL: https://www.unodc.org/unodc/en/cormption/country-

profile/countryprofile.html#?CountryProfileDetails=%2Funodc%2Fcorruption% 2Fcountry-profile%2Fprofiles%2FEST.html (дата обращения: 26.03.2023)

4. Официальный Интернет-сайт Государственного портала Эстонской Республики // URL: https://www.eesti.ee/et (дата обращения: 26.03.2023)

5. «Министры должны показывать, с кем встречаются». Эстонский премьер рассказала об опыте своей страны в борьбе с коррупцией / Интервью New Voice // URL: https://nv.ua/world/countries/borba-s-korrupciey-v-estonii-intervyu-premera-kayi-kallas-poslednie-novosti-50162440.html (дата обращения: 26.03.2023)

6. Официальный Интернет-сайт E-Government Development Index // URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data-Center (дата обращения: 26.03.2023)

7. Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики // URL: https://www.korruptsioon.ee/ru (дата обращения: 26.03.2023)

8. Официальный Интернет-сайт Управления ООН по наркотикам и преступности / Конвенция ООН против коррупции / Профили стран / Эстония // URL: https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/Implement ationReviewGroup/ExecutiveSummaries/V1255518r.pdf (дата обращения: 26.03.2023)

9. Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики / Контактные данные по предупреждению коррупции в министерствах // URL: https://www.korruptsioon.ee/ru/borba-s-korrupciey-v-estonii/kontaktnye-dannye-po-preduprezhdeniyu-korrupcii-v-ministerstvah (дата обращения: 26.03.2023)

10. Официальный Интернет-сайт Парламента Эстонской Республики / Специальная комиссия по борьбе с коррупцией // URL: https://www.riigikogu.ee/ru/rijgikogu/komissii/spetsialnaya-komissiya-po-borbe-s-korr/ (дата обращения: 26.03.2023)

11. Официальный Интернет-сайт антикоррупционной платформы Эстонской Республики / Совет по предотвращению коррупции // URL: https://www.korruptsioon.ee/en/anti-corruption-activity/corruption-prevention-council (дата обращения: 26.03.2023)

12. Официальный Интернет-сайт Объединения «Эстония без коррупции» // URL: https://transparency.ee/ru/o-nas (дата обращения: 26.03.2023)

13. Официальный Интернет-сайт Transparency International / Corruption perceptions index // URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022 (дата обращения: 26.03.2023)

14. Официальный Интернет-сайт Worldwide Governance Indicators // URL: https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports (дата обращения: 26.03.2023)

15. Официальный Интернет-сайт WJP Rule of Law Index // URL: https://worldjusticeproject.org/rule-of-law-index/global/2022/Estonia/table (дата обращения: 26.03.2023)

16. Саидов А.Х. 2022. Политика Республики Узбекистан по противодействию коррупции: международные стандарты и национальная система. Uzbekistan Anti-Corruption Digest. 2, 1 (март 2022), 3 - 8. DOI: https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol2-iss1-pp3-8

17. Турсунов А.С. 2021. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией. Uzbekistan Anti-Corruption Digest. 1, 1 (дек. 2021), 30-32. DOI: https://doi.org/10.47689/uacd-2181-3345--vol1-iss1-pp30-32

18. Стайшюнайте Л. 2022. Реально ли оценить коррупционные риски в Узбекистане или как работает первая в Узбекистане антикоррупционная лаборатория. Антикоррупционный дайджест Узбекистана. 2, 1 (мар. 2022), 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.