Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика Республики Казахстан'

Антикоррупционная политика Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1726
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулов Асылбек Айжарыкович

В статье автор раскрывает проблемы дальнейшего совершенствования механизмов противодействия коррупции в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика Республики Казахстан»

Смагулов Асылбек Айжарыкович,

директор Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Государство, как форма человеческого общежития, с самого своего появления содержит коррупционную составляющую. И надо полагать, что это зло - неотъемлемый атрибут общественного развития, особенно в многонациональном государстве с различными культурами, традициями и привычками. Деньги и власть всегда искушают наиболее сильно, поэтому главным вопросом в борьбе с коррупцией должен быть вопрос устранения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Фридрих Ницше в своих сочинениях упоминал понятие «невинная коррупция», которая вырастает, подобно грибу, во всех учреждениях, в которые не проникает свежий воздух общественной критики [1, с. 441].

В Казахстане на уровне науки в целом выработался единый подход к пониманию сути антикоррупционных реформ. Так, Жаксыбекова Ф. справедливо отмечает: «Наиболее опасным последствием неконтролируемой коррупции является поражение системных основ взаимоотношений между обществом и государством.» [2].

Осознавая такую опасность для развивающегося общества, Республика Казахстан проводит последовательную и целенаправленную государственную политику по перманентному противодействию коррупции.

В настоящее время реализуется пятая антикоррупционная программа, рассчитанная до 2015 года, которая охватила следующие основные приоритеты нашего государства в области борьбы с коррупцией:

1) совершенствование антикоррупционного законодательства;

2) принятие государственных мер по снижению коррупции;

3) совершенствование правоохранительной и судебной системы;

4) укрепление международного сотрудничества;

5) широкая антикоррупционная пропаганда среди населения с использованием потенциала СМИ;

6) взаимодействие с гражданским обществом.

В целях выработки комплекса взаимосвязанных мер, направленных на противодействие коррупции, которые будут реализованы как государственными органами, так и гражданским обществом, с момента принятия Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (в 1998 году) постоянно совершенствуется законодательная база по противодействию коррупции:

1) для усиления инвестиционной привлекательности снижены административные барьеры, затрудняющие процедуры оказания государственных услуг населению, а также сокращено количество лицензируемых видов деятельности и разрешений;

2) создано электронное правительство, обеспечивающее обратную связь государства с населением, посредством интернет-ресурсов. Каждый государственный орган обеспечивает функционирование своего веб-сайта, руководители министерств и ведомств на правительственном портале создали личные блоги;

3) осуществляется активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций, что привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности;

1 1. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Том 1 - М.: Мысль, 1990. - с. 441

2 2. Жаксыбекова Ф. Борьба с коррупцией в Республике Казахстан // Фемида. - 2012. - №6(198). - с. 6

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

4) активизирована работа антикоррупционных общественных организаций и политических партий, активно участвующих в законотворческой деятельности;

5) уголовная политика направлена на ужесточение ответственности должностных лиц за совершение ими коррупционных преступлений;

6) для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционных правонарушений, введен пожизненный запрет на занятие должностей в государственных органах;

7) введено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативных правовых актов в рамках проведения правового мониторинга с целью выявления норм, способствовавших возникновению коррупционных проявлений;

8) в 2012 году проводится внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов. До июля 2012 года состоялось 9 заседаний высшей аттестационной комиссии при Президенте Республики Казахстан (вАК), в рамках которых проведено собеседование с 349 руководящими сотрудниками, из них аттестованы 280 (80%), в том числе 24 рекомендованы в кадровый резерв. Не прошли аттестацию 69 (20%) должностных лиц, из них рекомендованы к увольнению - 29, понижению в должности - 28, переводу на другую службу - 12 человек. внеочередную аттестацию сотрудников планируется завершить до 30 декабря 2012 года. таким образом, законная кадровая сортировка повысит качество профессионального ядра правоохранительных органов;

9) в административном законодательстве определен перечень 7 коррупционных правонарушений.

Одним из ключевых этапов проводимой в Казахстане работы по борьбе с коррупцией стало принятие Указа Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года «О дополнительных мерах борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан».

Указом предусмотрены следующие новеллы:

- включение механизма поощрения за содействие в пресечении и раскрытии коррупционных преступлений;

- представление государственными служащими информации о происхождении имущества, стоимость которого превышает его официальный доход;

- определение перечня должностей государственных служащих с высоким риском совершения коррупционных правонарушений с установ-

лением для них повышенных требований для поступления и прохождения службы;

- установление ответственности государственных служащих за несообщение о фактах коррупции;

- выработка мер по противодействию корпоративной коррупции;

- также установлено, что руководители всех государственных органов и национальных компаний будут нести персональную ответственность за состояние дел по борьбе с коррупцией.

Кроме того, в декабре 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего усиления борьбы с коррупцией», в котором введена уголовная ответственность за получение взятки в пользу третьих лиц. также в Казахстане создана и активно работает Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией при Президенте Республики Казахстан. Данная Комиссия принимает меры по усилению мер борьбы с коррупцией и нарушением государственными служащими кодекса чести.

Однако, несмотря на принимаемые меры, до сих пор коррупция в Казахстане имеет определенное распространение.

Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных международной организацией «транспаренси Интернэшнл». в рейтинге восприятия коррупции Казахстан в 2011 году занял 120-е место из 182 стран мира.

На сегодняшний день государственные реформы в Казахстане направлены на укрепление и дальнейшую модернизацию системы защиты прав каждого человека, в том числе путем усиления борьбы с коррупцией. На наш взгляд, продолжение активной политики противодействия коррупции следует осуществлять, исходя из следующих проблем:

1) правоохранительные, специальные государственные и иные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, занимаются расследованием уже совершенных коррупционных преступлений. такой односторонний подход не приводит к устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

2) государственные органы не проводят анализ повышения квалификации государственных служащих. тогда как на указанное мероприятие государство тратит огромные деньги;

3) нет постоянного мониторинга и оценки мероприятий по противодействию коррупции со стороны общества.

И это не весь спектр нерешенных проблем.

6

Специальное внимание со стороны государства уделяется активизации участия общественных сил в борьбе с коррупцией. Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработан проект «Айкын», предусматривающий прозрачность процедуры прохождения обращений, а также исключение личного контакта чиновников и граждан как предпосылки к коррупционным действиям.

В 2011 году по проекту «Айкын» проводился эксперимент в структурных подразделениях аки-мата Акмолинской области, в процессе которого у заявителей в режиме реального времени по уникальному номеру талона появилась возможность отслеживать ход рассмотрения госчиновниками их обращений в Интернете, а также путем получения SMS и обращения в саП-центр Комитета Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. К примеру, таким способом можно было узнать дату регистрации обращения, исполнителя, какое по обращению принято решение и когда дан ответ.

Так, местными исполнительными органами Кокшетау Акмолинской области талоны были выданы 6 613 обратившимся лицам, из которых на сайт Комитета Генеральной прокуратуры Республики Казахстан обратились 4 415 лиц, или 66,8%.

в настоящее время проект «Айкын» поддержан Администрацией Президента Республики Казахстан, и принято решение о необходимости внедрения его в масштабах всей республики.

Уникальность проекта «Айкын» состоит в том, что впервые сами граждане и организации могут отслеживать ход рассмотрения своих обращений посредством Интернета. внедрение сверхсовременной информационной системы - проекта «Айкын» - не только послужит искоренению коррупции, но и предотвратит все предпосылки к коррупционным действиям, что обеспечит реальную защиту конституционных прав граждан. [3]

Анализ нормативной базы и практики ее реализации в сфере борьбы с коррупцией в нашей стране позволяет выделить ряд признаков антикоррупционной политики Республики Казахстан.

Во-первых, солидарность народа и государственных органов в избранном пути борьбы с коррупцией. Большим плюсом в развивающемся государстве является взаимопонимание общественных и государственных институтов в решении самых острых и важных проблем.

во-вторых, казахстанские законодатели стремятся к принятию более четких и точных правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере противодействия коррупции. На постоянной основе проводится мониторинг законодательства и фиксируется отчетность по данному направлению государственной политики на всех уровнях управления.

в-третьих, политика Казахстан в сфере борьбы с коррупцией отличается профессиональной последовательностью и целенаправленностью. Государственные программы и иные стратегические документы в целом соответствуют друг другу и не дублируются. Каждый орган и руководитель подразделения наделены четкой антикоррупционной компетенцией. вместе с тем, созданы такие нормативные условия, при которых любое желающее лицо может посредством доступных средств коммуникации активно участвовать в системной борьбе с коррупцией.

в-четвертых, усилия Казахстана в борьбе с коррупцией направлены как на обеспечение национальной безопасности, так и на защиту региональной безопасности в международном масштабе. Поскольку Казахстан является транзитным государством, а также активным участником международных отношений, то всегда будет крайне актуальным вопрос выстраивания профессиональных отношений в рамках Таможенного Союза и других международных институтов.

в-пятых, борьба с коррупцией в Казахстане не является разовой фанатичной акцией. Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов системности, непрерывности, законности, справедливости и неотвратимости наказания.

в-шестых, максимальное использование новых технологий в деле выстраивания отношений между гражданами и государственными органами.

Данные признаки антикоррупционной политики Казахстана представлены в общем виде. в любом случае приветствуются дискуссии по данным положениям.

таким образом, в Казахстане сложился профессиональный фундамент антикоррупционной политики. Это дает возможность гражданам и должностным лицам продолжать консолидацию усилий в глобальном движении по оздоровлению человеческих отношений, свободных от невежества и корысти.

3 Артыкбаев К. IT-технологии против «ржавчины» общества // http://www.pravstat.kz/rus/bm/Publikacii/ pub3?cid=0&rid=148

^^^^^ № 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

В статье автор раскрывает проблемы дальнейшего совершенствования механизмов противодействия коррупции в Республике Казахстан.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, антикоррупционная программа, казахстанский опыт.

Мацалада автор Цазацстан Республикасындагы сыбайлас жемцорлыцца царсы курес ЖYргiзу тетттерт одан дрi жетiлдiру мэселелерiн царастырады.

ТYйiн свздер: сыбайлас жемцорлыцца царсы курес, сыбайлас жемцорлыцца царсы багдарлама, цазацстандыц тджiрибе.

In the article author reveals the problem of further improving mechanisms for combating corruption in the Republic of Kazakhstan.

Keywords: combating with corruption, anti-corruption program, Kazakhstani experience.

Смагулов А.А.,

директор Института законодательства РК, д.ю.н., профессор Антикоррупционная политика Республики Казахстан

А.А. СмаFyлов,

КР Зац шыгару институтыньщ директоры, з.г.д., профессор,

^азакстан Республикасыныц сыбайлас жемкорлык к¥кык бузушылыкка карсы саясаты A.A. Smagulov,

Director of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Doctor of Jurisprudence, Professor

Anti-corruption policy of the republic of kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.