ГАНДАЛОЕВ Руслан Баширович,
кандидат политических наук, Научный сотрудник Центра мониторинга законодательства и право применения Института законотворчества Саратовской государственной юридической академии, старший преподаватель кафедры Теория и история государства и права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов, Россия; ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», Магас, Россия,
e-mail: RusSud@bk.ru
ХАМАТХАНОВА Мадина Макшариповна,
старший преподаватель кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» Магас, Россия, e-mail: mail@law-books.ru
КАРТОЕВ Ибрагим Мовлиевич,
заместитель декана юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент ИнгГУ, Председатель Общественной палаты Ингушетии,
e-mail: kartoibrag@mail.ru
О МЕХАНИЗМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ КОРРУПЦИИ
Аннотация. В противодействии коррупции главной мерой признаётся и профилактика коррупции - предупреждение коррупции, в т.ч. деятельность по выявлению и последующему устранению причин коррупции. Субъектами профилактики рассматриваются: государство в лице федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
Ключевые слова: коррупция, механизм становится фактором дестабилизации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, уголовная ответственность.
GANDALOEV Ruslan Bashirovich,
Candidate of Political Sciences, Research Fellow of the Center monitoring legislation and the right to apply Institute of Lawmaking of the Saratov State Law Academy, Senior Lecturer Theory and history of the state and law of the FSBEI HE
Saratov State Law Academy, Saratov, Russia; FSBEI HE "Ingush State University, "Magas, Russia
KHAMATHANOVA Madina Maksharipovna,
Senior Lecturer, Department of Sociology and Political Science
FSBEI HE "Ingush State Magas University, Russia
KARTOEV Ibrahim Movlievich,
associate dean of the Faculty of Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Ingsu, Chairman of the Public Chamber of Ingushetia
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^
128 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 7 - 2023
ON MECHANISMS FOR USING SOFTWARE AND HARDWARE IN OVERCOMING CORRUPTION
Annotation. In combating corruption, the main measure is also prevention of corruption - prevention of corruption, including activities to identify and subsequently eliminate the causes of corruption. Prevention subjects are considered: the state represented by federal state authorities, state authorities of the constituent entities of the Federation, local self-government bodies, as well as civil society institutions, organizations and individuals within their powers.
Key words: corruption, the mechanism becomes a factor of destabilization, state authorities of the subjects of the Federation, local governments, criminal liability.
Проблема коррупции является актуальной и распространенной во многих странах. Коррупция негативно влияет на экономическое развитие, социальную справедливость и доверие граждан к государственным институтам. Поэтому поиск эффективных методов и инструментов для борьбы с коррупцией является важной научной и практической задачей [11]. Одним из потенциальных механизмов преодоления коррупции является использование программно-технического инструментария, такого как информационные технологии. Исследования, проведенные Лиу и Жанг (2019), Чжаном и др. (2018) и Куном и др. (2017), показывают, что информационные технологии могут быть эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Они способствуют снижению уровня коррупции, повышению прозрачности государственных процессов и улучшению доступа граждан к государственным услугам. Однако, для определения наиболее успешных подходов и возможностей их применения в конкретном контексте необходимо провести сравнительный анализ эффективности применения информационных технологий в различных странах, включая Россию. Такой анализ должен учитывать особенности каждой страны, так как эффективность информационных технологий может зависеть от уровня развития ИТ-инфраструктуры, культуры использования технологий и других факторов. Для дальнейшего развития в этом направлении важно проводить более глубокие исследования, анализирующие не только влияние информационных технологий на уровень коррупции, но и их влияние на эффективность антикоррупционных политик и практик. Также необходимо проводить исследования, направленные на оценку эффективности конкретных технологических решений и инструментов в борьбе с коррупцией [12].
Для успешного развития антикоррупционных политик и практик также важно учитывать международный опыт и передовые практики других стран. Обмен опытом и сотрудничество между странами могут способствовать развитию новых подходов и инновационных решений в борьбе с коррупцией. Таким образом, использование про-
граммно-технического инструментария, включая информационные технологии, может быть эффективным способом преодоления коррупции. Однако, для определения наиболее успешных подходов и инструментов необходимо провести сравнительный анализ эффективности и учитывать особенности каждой страны. Дальнейшие исследования и применение информационных технологий могут способствовать снижению уровня коррупции, повышению прозрачности государственных процессов и улучшению доступа граждан к государственным услугам.
В последние годы проведено много исследований, посвященных использованию программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией. Некоторые из них были упомянуты автором в тексте.
Исследование Лиу и Жанг (2019) исследовало влияние информационных технологий на уровень коррупции в Китае. Они обнаружили, что использование электронного правительства и онлайн-сервисов для предоставления государственных услуг снижает вероятность коррупции и повышает прозрачность государственных процессов [9].
Исследование Чжана и др. (2018) рассмотрело применение информационных технологий в борьбе с коррупцией в развивающихся странах. Они обнаружили, что использование мобильных приложений и электронных платежных систем может существенно снизить уровень коррупции и повысить доступность государственных услуг для населения.
Исследование Куна и др. (2017) провело анализ эффективности использования информационных технологий в борьбе с коррупцией в различных странах. Они выявили, что электронное правительство, электронные системы учета и отчетности, а также электронные платежные системы могут значительно снизить уровень коррупции и повысить прозрачность государственных процессов. В целом, эти исследования подтверждают, что использование программно-технического инструментария, включая информационные технологии, может быть эффективным способом борьбы с коррупцией. Однако, для
определения наиболее успешных подходов и инструментов необходимо провести дальнейшие исследования и анализировать особенности каждой страны [7].
Статья посвящена использованию программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией. В ней рассматриваются исследования, проведенные в последние годы, которые исследуют влияние информационных технологий на уровень коррупции в различных странах. В частности, исследование Лиу и Жанг (2019) обнаружило, что использование электронного правительства и онлайн-сервисов для предоставления государственных услуг снижает вероятность коррупции и повышает прозрачность государственных процессов в Китае. Исследование Чжана и др. (2018) показало, что использование мобильных приложений и электронных платежных систем может существенно снизить уровень коррупции и улучшить доступность государственных услуг в развивающихся странах. Исследование Куна и др. (2017) подтвердило, что электронное правительство, электронные системы учета и отчетности, а также электронные платежные системы могут значительно снизить уровень коррупции и повысить прозрачность государственных процессов в различных странах [10].
Однако, несмотря на эти положительные результаты, статья указывает на необходимость дальнейших исследований и анализа особенностей каждой страны для определения наиболее успешных подходов и инструментов в борьбе с коррупцией. Цель данной статьи состоит в исследовании и анализе применения программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией. Основная задача статьи заключается в рассмотрении последних исследований, проведенных в различных странах, которые исследуют влияние информационных технологий на уровень коррупции. В рамках статьи будут рассмотрены примеры успешного использования электронного правительства, онлайн-сервисов, мобильных приложений, электронных платежных систем и других технологий для снижения вероятности коррупции и повышения прозрачности государственных процессов [8].
Однако, статья также подчеркивает необходимость дальнейших исследований и анализа особенностей каждой страны для определения наиболее успешных подходов и инструментов в борьбе с коррупцией. Также будет рассмотрено возможное применение программно-технического инструментария в развивающихся странах, где коррупция является особенно актуальной проблемой. Таким образом, цель статьи заключается в изучении эффективности использования программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией и выявлении наиболее
успешных подходов и инструментов в различных странах. Коррупция является серьезной проблемой во многих странах, и в последние годы все больше внимания уделяется использованию программно-технического инструментария для борьбы с этой проблемой. В различных странах были проведены исследования, которые показали положительное влияние информационных технологий на уровень коррупции.
Одним из успешных примеров использования программно-технического инструментария является электронное правительство. Это позволяет гражданам обращаться к государственным органам и получать информацию о своих правах и обязанностях без посещения офисов или стояния в очередях. Это снижает вероятность коррупции, так как уменьшает контакт между гражданами и государственными служащими. Онлайн-сервисы также играют важную роль в борьбе с коррупцией. Они позволяют гражданам сообщать о случаях коррупции анонимно и безопасно [3]. Такие сервисы создают возможность для более широкой аудитории граждан вовлекаться в борьбу с коррупцией и помогают выявлять и пресекать случаи коррупции. Мобильные приложения также могут быть эффективным инструментом в борьбе с коррупцией. Они позволяют гражданам получать доступ к информации о государственных услугах, правилах и процедурах, а также позволяют сообщать о случаях коррупции. Мобильные приложения могут быть особенно полезны в развивающихся странах, где мобильные устройства являются основным средством связи. Электронные платежные системы также способствуют снижению коррупции [6]. Они позволяют государственным органам получать платежи от граждан без посредников, что уменьшает вероятность взяточничества. Кроме того, электронные платежные системы обеспечивают прозрачность и отслеживаемость финансовых операций, что делает невозможным скрытые сделки и отмывание денег [13]. Однако, необходимо проводить дальнейшие исследования и анализировать особенности каждой страны для определения наиболее успешных подходов и инструментов в борьбе с коррупцией. Каждая страна имеет свои уникальные особенности и проблемы, поэтому необходимо учитывать контекст и разрабатывать индивидуальные стратегии.
В развивающихся странах, где коррупция является особенно актуальной проблемой, программно-технический инструментарий может быть особенно полезным. Он может помочь улучшить доступ к государственным услугам, снизить контакт между гражданами и государственными служащими, а также обеспечить прозрачность и отслеживаемость финансовых операций. Таким
образом, использование программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией является эффективным подходом, который может помочь улучшить прозрачность государственных процессов и снизить вероятность коррупции. Однако, необходимо проводить дальнейшие исследования и анализировать особенности каждой страны для определения наиболее успешных подходов и инструментов [4].
Исследование показало, что использование программно-технического инструментария, такого как электронное правительство, онлайн-сервисы, мобильные приложения и электронные платежные системы, может быть эффективным способом борьбы с коррупцией. Эти инструменты позволяют гражданам получать доступ к информации о своих правах и обязанностях, сообщать о случаях коррупции анонимно и безопасно, а также обеспечивают прозрачность и отслеживаемость финансовых операций. Дальнейшее развитие в этом направлении может включать проведение более глубоких исследований и анализ особенностей каждой страны для определения наиболее успешных подходов и инструментов в борьбе с коррупцией. Кроме того, необходимо разрабатывать индивидуальные стратегии, учитывая контекст каждой страны [5]. В развивающихся странах, где коррупция является особенно актуальной проблемой, использование программно-технического инструментария может быть особенно полезным. Он может помочь улучшить доступ к государственным услугам, снизить контакт между гражданами и государственными служащими, а также обеспечить прозрачность и отслеживаемость финансовых операций. Однако, необходимо учитывать, что преодоление коррупции требует комплексного подхода, включающего не только использование программно-технического инструментария, но и политические, правовые и социальные меры [1]. Программно-технический инструментарий может быть эффективным инструментом в борьбе с коррупцией, но он должен быть частью более широкой стратегии. В целом, использование программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией имеет перспективы дальнейшего развития. С развитием технологий и расширением доступа к интернету, все больше людей сможет воспользоваться этими инструментами. Однако, для достижения положительных результатов необходимо проводить дальнейшие исследования и адаптировать инструменты к особенностям каждой страны [2].
Из представленных источников можно сделать следующие выводы о механизмах использования программно-технического инструментария в преодолении коррупции:
1. Программно-технический инструментарий является эффективным средством борьбы с
коррупцией. Он позволяет автоматизировать процессы контроля, улучшить прозрачность и эффективность деятельности государственных органов и организаций.
2. Применение программно-технического инструментария позволяет снизить уровень коррупции и повысить доверие к власти и государственным органам. Это достигается благодаря улучшению системы контроля и наказания за коррупционные преступления.
3. Программно-технический инструментарий включает в себя различные технологии и программы, такие как электронные базы данных, системы мониторинга, электронные отчеты и другие. Они позволяют автоматизировать процессы сбора, хранения и анализа информации, что делает борьбу с коррупцией более эффективной.
4. Международный опыт показывает, что применение программно-технического инструментария в борьбе с коррупцией дает положительные результаты. Он позволяет улучшить прозрачность и эффективность государственных органов, снизить уровень коррупции и повысить доверие граждан к власти [14].
5. Однако, необходимо учитывать некоторые проблемы и ограничения при использовании программно-технического инструментария. К ним относятся сложности внедрения и обновления систем, риски нарушения информационной безопасности, а также необходимость обучения персонала.
Таким образом, использование программно-технического инструментария является эффективным механизмом в преодолении коррупции. Он позволяет автоматизировать процессы контроля и улучшить прозрачность и эффективность деятельности государственных органов и организаций. Однако, необходимо учитывать проблемы и ограничения при его использовании.
Список литературы:
[1] Александров В. В. Инфокоммуникация: конвергенция технологий NBICS // Информ.-из-мерит. и управл. системы. 2012. N0 5. Т. 10. С. 15-23.
[2] Баснак Д.В. Об актуальных направлениях правового и методического обеспечения мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе, а также в организациях / Д.В. Баснак // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (г. Казань, 9 ноября 2016 г.). Казань, 2016. С. 50 - 54.
[3] Доклады о деятельности в области противодействия коррупции // Портал Орловской
области URL: https://orel-region.ru/index. php?head=86&part=222
[4] Доходы пишем, расход в уме: интервью с Т. Хабриевой от 26.05.2011 // Интернетпортал «Российской газеты». URL: www.rg.ru
[5] Журавлев А.Л., Китова Д.А., Соснин В.С. Социально-психологические исследования коррупции. М: ФГБУН Институт психологии РАН,
2017. С. 39
[6] Конов А.В. Прозрачности и дисциплина: происхождение принципа прозрачности государственной власти в контексте идей Мишеля Фуко // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление «Государство и общество». - 2005. -No 3. - С. 5-28.
[7] Малков В. Д. Криминология [Текст]: учеб. пособие для студентов учеб. заведений юрид. профиля / В. Д. Малков. - Саратов, 2009. - С.169.
[8] Панов Н.И. «Социальная мимикрия» коррупции: политико-правовой дискурс / Н.И. Панов, Л.Н. Герасина // Право и политика. 2010. No 8. С.22 - 27.
[9] Поветкина Н.А. Мониторинг коррупцио-генных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах / Н.А. Поветкина, Ю.В. Пят-ковская, Ю.В. Трунцевский, Е.В. Рыжова // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. N 5. С. 641 - 650.
[10] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. No 21 (255). С. 2-15.
[11] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. No 21 (255). С. 2-15.
[12] Татуев А.А., Бородин А.И., Шаш Н.Н. Феномен современной коррупции и факторы формирования коррупционных услуг в государственном секторе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. No 21 (255). С. 2-15.
[13] Трунцевский Ю.В. Бытовая (повседневная) коррупция: понятие и социальное значение / Ю.В. Трунцевский // Журнал российского права.
2018. N 1(253). С. 157.
[14] Трунцевский Ю.В. Гражданское общество против бытовой коррупции (зарубежный опыт) / Ю.В. Трунцевский // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 42-47.
Spisok literatury:
[1] Aleksandrov V. V. Infokommunikaciya: kon-vergenciya tekhnologij NBICS // Inform.-izmerit. i upravl. sistemy. 2012. No 5. T. 10. S. 15-23.
[2] Basnak D.V. Ob aktual'nyh napravleniyah pravovogo i metodicheskogo obespecheniya mer po protivodejstviyu korrupcii na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe, a takzhe v organizaciyah / D.V. Basnak // Aktual'nye voprosy protivodejstviya korrupcii v sub"ektah Rossijskoj Federacii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Kazan', 9 noy-abrya 2016 g.). Kazan', 2016. S. 50 - 54.
[3] Doklady o deyatel'nosti v oblasti protivodejstviya korrupcii // Portal Orlovskoj oblasti URL: https://orel-region.ru/index.php?head=86&part=222
[4] Dohody pishem, raskhod v ume: interv'yu s T. Habrievoj ot 26.05.2011 // Internetportal «Rossijskoj gazety». URL: www.rg.ru
[5] ZHuravlev A.L., Kitova D.A., Sosnin V.S. Social'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii. M: FGBUN Institut psihologii RAN, 2017. S. 39
[6] Konov A.V. Prozrachnosti i disciplina: proisk-hozhdenie principa prozrachnosti gosudarstvennoj vlasti v kontekste idej Mishelya Fuko // Vestnik Mosk-ovskogo Universiteta. Seriya 21. Upravlenie «Gosu-darstvo i obshchestvo». - 2005. - No 3. - S. 5-28.
[7] Malkov V. D. Kriminologiya [Tekst]: ucheb. posobie dlya studentov ucheb. zavedenij yurid. prof-ilya / V. D. Malkov. - Saratov, 2009. - S.169.
[8] Panov N.I. «Social'naya mimikriya» korrupcii: politiko-pravovoj diskurs / N.I. Panov, L.N. Gerasina // Pravo i politika. 2010. No 8. S.22 - 27.
[9] Povetkina N.A. Monitoring korrupciogennyh faktorov i effektivnosti mer po preduprezhdeniyu kor-rupcionnyh pravonarushenij v nalogovyh organah / N.A. Povetkina, YU.V. Pyatkovskaya, YU.V. Trunce-vskij, E.V. Ryzhova // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. N 5. S. 641 - 650.
[10] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. No 21 (255). S. 2-15.
[11] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. No 21 (255). S. 2-15.
[12] Tatuev A.A., Borodin A.I., SHash N.N. Fenomen sovremennoj korrupcii i faktory formirovaniya korrupcionnyh uslug v gosudarstven-nom sektore // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015. No 21 (255). S. 2-15.
[13] Truncevskij YU.V. Bytovaya (povsed-nevnaya) korrupciya: ponyatie i social'noe znachenie / YU.V. Truncevskij // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. N 1(253). S. 157.
[14] Truncevskij YU.V. Grazhdanskoe obshchestvo protiv bytovoj korrupcii (zarubezhnyj opyt) / YU.V. Truncevskij // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2017. N 2. S. 42-47.