Ю. В. ТРУНЦЕВСКИИ,
профессор кафедры уголовной политики, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право.
ORCID 0000-0002-8425-2533 УДК 339.97:343.8
Дата поступления: 2 марта 2020 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2020 г.
Yu. V. TRUNCEVSKIJ,
Doctor of Law, Professor,
Professor of Criminal Policy Department
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Enforcement Law.
Противодействие коррупции и поддержание честности в спорте (сравнительно-правовой аспект)
Anti-corruption and maintaining integrity in sports (comparative legal aspect)
Аннотация
Актуальность исследования в значительной степени обусловлена наличием коррупционных проявлений в сфере спорта, недостаточностью организационно-правовых мер по их искоренению, международными обязательствами России по борьбе с манипулированием спортивными соревнованиями.
Постановка проблемы: в настоящее время в юридической науке достаточно активно ведутся исследования проблем противодействия коррупции, в том числе в различных сферах общественных отношений. Недостаточно исследованной остается область международного и национального спорта, в том числе по вопросам совершенствования правовых и организационных мер предупреждения коррупции и поддержания честности в спорте.
Изучение научных позиций специалистов по указанной проблеме в сравнительно-правовом аспекте позволит расширить теоретические положения наук уголовного права и криминологии, выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Цель исследования: выработка новой научной аргументации о необходимости совершенствования правовых и организационных мер противодействия коррупции в спорте.
Методы: анализ, обобщение, сравнение,
Annotation
The relevance of the research is largely due to the presence of corruption in the field of sports, the lack of organizational and legal measures to eliminate them, and Russia's international obligations to combat manipulation of sports competitions.
The problem statement: currently, legal science is actively conducting research on anticorruption issues, including in various areas of public relations. The field of international and national sports remains under-researched, including improving legal and organizational measures to prevent corruption and maintain integrity in sports. The study of scientific positions of specialists on this problem in the comparative legal aspect will expand the theoretical provisions of the Sciences of criminal law and criminology, develop recommendations for improving current legislation and law enforcement practice. The purpose of the research: to develop a new scientific argument about the need to improve legal and organizational measures to combat corruption in sports.
The methods of the research: analysis, generalization, comparison, description, abstraction, dialectics.
The results and key conclusions: amendments and additions to the criminal and administrative legislation for committing illegal acts aimed at ma-
116
описание, абстрагирование, диалектика.
Результаты и ключевые выводы: внесение изменений и дополнений в уголовное и административное законодательство за совершение противоправных деяний, направленных на манипулирование спортивным событием, должно сопровождаться введением новых для российского спорта институтов управления в сфере спортивного менеджмента - антикоррупционного комплаенса.
Представляется, что институты уголовной и административной ответственности за отдельные проявления коррупции в спорте, предупреждения соответствующих правонарушений требуют уточнения и дальнейшего институционального развития на федеральном законодательном уровне и на уровне локальных актов спортивных организаций.
Юридическая ответственность спортивной организации за «неспособность предотвратить» коррупционные преступления является перспективным направлением предотвращения коррупции и поддержания честности в спорте.
Ключевые слова: спорт; коррупция; законодательство; международное сотрудничество; уголовная ответственность; антикоррупционный комплаенс.
nipulating a sports event should be accompanied by the introduction of new management institutions in the field of sports management - anticorruption compliance.
It seems that the institutions of criminal and administrative responsibility for certain manifestations of corruption in sports and the prevention of relevant offenses require clarification and further institutional development at the Federal legislative level and at the level of local acts of sports organizations.
Legal liability of a sports organization for "failure to prevent" corruption crimes is a promising direction for preventing corruption and maintaining integrity in sports.
Key words: sport; corruption; legislation; international cooperation; criminal liability; anti-corruption compliance.
Существует все больше доказательств того, что спорт коррумпирован договорными матчами и незаконными ставками. На международном уровне спорт — это большой бизнес, который за последние годы вырос чрезвычайно. Однако управление спортом не сильно развивается и это способствует проникновению в спортивную индустрию недобросовестных и преступных субъектов. В результате «спортивная коррупция» сегодня велика, глобальна и организована1.
Растущая коммерциализация спорта несет в себе определенные риски, прежде всего:
— коррупция в спортивных, в том числе международных федерациях;
— фальсификация спортивных результатов [22].
Коррумпированность результатов спортивных игр вызвана взрывом международной спортивно-игорной экономики [25] и создает условия для совершения преступлений, ко-
1 С учетом денежных сумм, которые иногда находятся на кону, неудивительно, что мошенничество и коррупция - это постоянная угроза в футбольной игре. В Германии так называемое Бохумское расследование 2011 г. по 320 фиксированным матчам в 13 странах и взяткам игрокам стало первым делом, в котором были применены меры борьбы с организованной преступностью [19].
торые спорт сам по себе не сможет предотвратить [18]. Эти незаконные действия ставят под угрозу целостность соревнований, наносят ущерб социальным, образовательным и культурным ценностям, отраженным в спорте, и угрожают его экономической значимости. Без принятия действенных правовых и организационных мер противодействия коррупции в российском спорте дальнейшее его развитие, особенно спорта больших достижений на международной арене, представляется затруднительным.
В ходе настоящего исследования мы пришли к выводу о необходимости: совершенствования правовых и организационных мер противодействия коррупции в спорте, направленных на расширение содержания противоправных действий в спортивном управлении и административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее — КоАП РФ);
— ужесточения мер уголовно-правовой борьбы с коррупцией в спорте;
— внедрения антикоррупционного компла-енса как системы внутреннего контроля в спортивных организациях и др.
Введение строгой юридической ответственности препятствует участию спортивного клуба в мероприятиях по фиксации матчей и стимулирует принять меры, обеспечивающие соблюдение сотрудниками правил анти-фикса-ции матчей [21, с. 1].
Конвенция Совета Европы о манипулировании спортивными соревнованиями 2014 г.2 (далее — Конвенция) обязывает государства расследовать и санкционировать все случаи договорных матчей, чтобы обеспечивать трансграничное сотрудничество по делам о борьбе с манипулированием спортом и профилактики. Конвенция налагает на государства позитивные обязанности по оказанию конкретной помощи как государственным, так и частным субъектам в решении многогранной проблемы манипулирования спортом. Эффективность механизма Конвенции будет оценена по достоинству после ее вступления в силу и ратификации всеми подписавшими ее сторонами3.
Так, до принятия Конвенции Швейцария приняла новый Закон об азартных играх (БАМО), который вступил в силу 1 января 2019 г. БАМО предусматривает меры по борьбе с коррупцией, уголовное преступление за фиксацию матчей в спорте. Пунктом 12 Конвенции (обмен информацией между компетентными государственными органами, спортивными организациями и операторами спортивных ставок) установлена конкретная обязанность сообщать о любых подозрениях в манипулировании конкуренцией в течение 5—7 дней) [17].
Анализ отечественной научной литературы показал, что в настоящее время отсутствуют специальные монографические работы на тему коррупции в спорте. Несколько десятков научных статей посвящены различным аспектам проявлений коррупции в рассматриваемой сфере:
- международно-правовые аспекты противодействия коррупции в спорте [3, с. 258—264; 8, с. 26-35; 11, с. 213-216; 12, с. 115-118];
- антикоррупционные правовые меры в спорте [9, с. 306-309; 13, с. 141-149; 15, с. 125-130];
- криминологическая профилактика коррупционных процессов [2, с. 18-21; 4, с. 116— 120];
- расследование коррупционных преступлений в сфере спорта [1, с. 266-274];
- региональные аспекты коррупции в спорте [16, с. 179-182].
2 Council of Europe Convention on the Manipulation of Sports Competitions. Council of Europe Treaty Series - No. 215. Magglingen/ Macolin, 18.IX.2014.
3 Статус Конвенции на 29 февраля 2020 г.: вступила в силу
1 сентября 2019 г.; из 42 стран ратифицировали 6 (Италия, Норвегия, Португалия, Молдова, Украина, Швейцария) [24]. Россия подписала Конвенцию 18 сентября 2014 г.
Таким образом, в настоящее время требуется прочная теоретическая база для продолжения изучения коррупции в спорте.
Анализ Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»4 (далее - Федеральный закон № 329-ФЗ) позволяет сделать вывод о необходимости закрепления в нем определения «инсайдерская (внутренняя) информация», которая означает важную информацию точного характера, относящуюся прямо или косвенно к любому спортивному событию, которой лицо обладает в силу своего положения по отношению к спорту или спортивному событию, за исключением какой-либо информации, уже опубликованной или общеизвестной, легко доступной заинтересованным лицам или раскрытой в соответствии с правилами и положениями, регулирующими соответствующее спортивное событие, при условии, что: 1) информация считается важной: если бы она была публичной, то, вероятно, оказала бы значительное влияние на представление общественности о более вероятном исходе события; 2) информация должна считаться точной, если она указывает на обстоятельства, которые существуют или могут возникнуть, или событие, которое произошло или может ожидаться для того, чтобы можно было сделать вывод о возможном влиянии этого обстоятельства или совокупности обстоятельств на более вероятный исход или ход конкретного спортивного события.
Таким образом, следует расширить содержание противоправных действий, предусмотрев ответственность за оказание противоправного влияния не только на результат, но и на ход официального спортивного соревнования (манипулирование спортивным событием). Принятие данного положения обеспечит эффективную имплементацию Конвенции Совета Европы о манипулировании спортивными соревнованиями [6, с. 138]. Нарушением должно признаваться преднамеренное изменение любого из аспектов спортивного события и непредсказуемого характера спортивного соревнования, независимо от того, влияет ли такое изменение на окончательный исход спортивного события и произошли ли такие изменения.
В Федеральный закон № 329-ФЗ предлагается внести нормы, определяющие принципы процедур выбора места проведения официального спортивного соревнования. Кроме того, необходимо предусмотреть юридическую ответственность за нарушение такого порядка, совершенное посредством коррупцион-
4 О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
118
ных и иных противоправных действий. Название статьи 26.2 Федерального закона № 329-Ф3 в связи с этим следует переименовать на «Предотвращение противоправного влияния на ход, результаты официальных спортивных соревнований, выбор места проведения официального спортивного соревнования, на результаты жеребьевки участников или групп участников официальных спортивных соревнований (манипулирование спортивным событием) и борьба с ним» (выделены предложенные дополнения).
Противоправное влияние (манипулирование спортивным событием) в ст. 26.2 Федерального закона № 329-Ф3 можно дополнить следующими признаками:
— «подкуп... официальных лиц, определяющих результат выбора места проведения официального спортивного соревнования, результат жеребьевки...»;
— получение ими предметов подкупа.
В подпункте 2 пункта 7 предлагается расширить круг преступлений коррупционного характера, связанных с коммерческим подкупом и взяточничеством (статьями 200.5, 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации5 (далее — УК РФ)), при подозрении или обвинении в совершении которых к участию в официальных спортивных соревнованиях не допускаются спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители спортивных команд и другие участники соответствующих официальных спортивных соревнований, а также не допускаются к участию в выборе места проведения официального спортивного соревнования, результата жеребьевки.
В пункте 7 ст. 26.2 Федерального закона № 329-ФЗ в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбы с ним прописать в отдельном подпункте — 1.1. обязанность общероссийским спортивным федерациям, региональным местным спортивным федерациям и профессиональным спортивным лигам внедрить антикоррупционный комплаенс, в рамках которого необходимо: предусмотреть в штате такой организации должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в сфере предупреждения противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования; разработать программу по предупреждению противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования; обеспечить периодическое обучение работников организации по вопросам предупреждения противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования; разработать
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
карту рисков в рассматриваемой сфере и меры по их минимизации; разработать положения о конфликте интересов и требований к декларированию данной информации и другие меры внутреннего контроля.
Предлагается расширение административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», за счет распространения ее на случаи незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица (спортивной федерации, профессионального спортивного клуба) либо в интересах связанного с ним юридического лица спортсмену, спортивному судье, тренеру, другим участникам или организаторам официального спортивного соревнования (в том числе их работнику) денег, ценных бумаг или иного имущества, оказания услуг имущественного характера либо предоставления имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица действия (бездействие) в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования. Включить в пункт 5 приложения к ст. 19.28 КоАП РФ Положение об освобождении юридического лица от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, если «оно имеет действенную политику и программу внутреннего контроля по предотвращению противоправного влияния на спортивное событие».
Спортивные клубы несут ответственность за фиксацию матча, даже если они не в курсе или не замешаны в договорном матче, которые приносят пользу клубу; ответственность обнаруживается, когда кто-то связан с клубом — игрок, агент и т. д. Например, в Италии спортивные клубы несут ответственность за правонарушения, совершенные в их интересах любым человеком (п. 5 ст. 6 Códice di Giustizia Sportiva della Federazione Italiana Giuoco (FIGC), 2019) [23].
В настоящее время в рассматриваемых странах Совета Европы нет стандарта для того, чтобы квалифицировать отдельные обстоятельства в качестве смягчающего. Действительно, только предварительное принятие клубом адекватной организационной модели против фиксации матча должно потенциально смягчить ответственность. Для этого должны быть выполнены два требования: 1) предварительное принятие специальных процедур; 2) адекватные меры. На практике должно быть проведено различие между поверхностным принятием организационной модели, которая сама по себе недостаточна, и принятием организационной мо-
дели с продемонстрированными достаточными и конкретными мерами по предотвращению неправомерных действий. Только последнее должно потенциально защищать организации от строгой ответственности до тех пор, пока клуб может доказать, что его усилия по профилактике были адекватны. Кроме того, после факта нарушения клуб должен доказать, что принятые меры были и в последующем будут эффективными в борьбе с договорными матчами.
Такие коррупционные правонарушения влекут строгую ответственность, так что единственной доступной защитой юридического лица является демонстрирование фактов внедрения системы разумных мер по профилактике коррупции, которые в своей совокупности смягчают его риски. Осуществление надлежащих мер (антикоррупционный комплаенс) [5, с. 34; 7, с. 47] сделает юридическое преследование маловероятным, а в случае необходимости создаст защиту от сурового наказания.
Антикоррупционные меры должны быть «разумными», совет, как построить соответствующую стратегию на заказ, следует искать у юрисконсульта, опытного в вопросах правовой оценки коррупции в спорте. Чем раньше спортивные организации начнут устранять недостатки управления, тем быстрее ими будет разработана правильная стратегия [14, с. 169-182].
С целью повышения превентивной роли уголовного закона в сфере борьбы с коррупцией в спорте в ст. 184 УК РФ предлагается:
- внести дополнение, криминализировав такие действия, как оказание противоправного влияния на выбор места проведения официального спортивного соревнования, на результаты жеребьевки участников или групп участников официальных спортивных соревнований;
- расширить перечень видов субъектов преступления за счет отнесения к ним следующей категории лиц: должностное лицо; работник в сфере игрового бизнеса; вспомогательный персонал спортсмена; официальное лицо матча;
- в ч. 6 ст. 184 УК РФ предусмотреть ответственность за специальный вид пособничества: «предоставление инсайдерской информации третьим лицам таким образом, который способствует или облегчает совершение преступления, предусмотренного частями 1—5 данной статьи, а равно фактическое получение инсайдерской информации с целью предоставления такой информации третьей стороне».
В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, целесообразно применять дополнительные меры в виде лишения права участвовать в любом спортивном мероприятии и посещать его, а также находиться на терри-
тории любой спортивной организации максимально на срок до 10 лет.
В соответствии со ст. 13 Конвенции каждая сторона (государство) определяет национальную платформу для борьбы с манипулированием спортивными соревнованиями.
Национальная платформа в соответствии с внутренним законодательством:
а) служит информационным центром, собирающим и распространяющим информацию, имеющую отношение к борьбе с манипулированием спортивными соревнованиями в соответствующих организациях и органах власти;
б) координирует борьбу с манипулированием спортивными соревнованиями;
в) получает, централизует и анализирует информацию о нерегулярных и подозрительных ставках, сделанных на спортивные соревнования, проходящие на территории участника Конвенции, и, где это уместно, оповещает о проблемах;
г) передает информацию о возможных нарушениях законов или спортивных правил, указанных в Конвенции, для государственных органов или спортивных организаций и/или операторов спортивных ставок;
д) сотрудничает со всеми организациями и соответствующими органами на национальном и международном уровнях, включая национальные платформы других государств.
Каждое государство должно сообщать генеральному секретарю Совета Европы название и адреса своей Национальной платформы.
Такие платформы не должны являться абстрактными форумами, а скорее быть направлены на привлечение к участию всех заинтересованных сторон для эффективного предотвращения, выявления и расследования всех форм манипулирования любыми видами спортивных соревнований.
Поскольку Конвенция не предусматривает конкретного формата или стандартного способа функционирования платформ, государства смоделировали свои соответствующие органы в соответствии с их собственными потребностями, а также в соответствии с местной культурой и правовыми рамками. Так, во Франции, Швейцарии и Великобритании ответственность за работу национальных платформ взяли на себя регуляторы ставок; в Дании национальные платформы заседают с антидопинговым агентством; Норвегия - одно из немногих государств, ратифицировавших Конвенцию, учредила национальную платформу с двумя штатными сотрудниками, работающими в Министерстве спорта; в Бельгии деятельность национальной платформы координируют правоохранительные органы; в Финляндии - это независимое юридическое лицо, специально созданное прави-
120
тельством для координации деятельности, связанной с манипулированием спортивными соревнованиями и национальной платформой в рамках Конвенции. Аналогичный координатор был создан в Португалии [20] .
Важность сотрудничества как на национальном, так и на международном уровне можно проиллюстрировать следующим примером. В рамках расследования фиксированного матча профессионального тенниса бельгийской полицией при сотрудничестве с болгарскими, голландскими, французскими, немецкими, словацкими и американскими коллегами было арестовано 13 человек, включая игроков. Это была одна из крупнейших правоохранительных операций, когда-либо организованных против теннисной коррупции. Помимо арестов, в Бельгии был проведен обыск 21 объекта недвижимости с одновременными рейдами в других странах Европы [20].
В России нет ни конкретных законов, касающихся манипулирования спортивными соревнованиями, ни какого-либо специального антикоррупционного органа в рассматриваемой сфере. В Швейцарии, например, это межкантональный орган [10, с. 51]. Создание специ-
Список литературы:
1. Антонов И. О., Верин А. Ю, Клюкова М. Е. Некоторые особенности расследования коррупционных преступлений в сфере спорта // Правовое регулирование культурно-досуго-вых отношений и спортивной деятельности в контексте общественных и нравственных ценностей: современное состояние и мировые тенденции: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019.
2. Бакин А. А, Смирнов А. А. Актуальные проблемы профилактики коррупционных процессов в сфере профессионального спорта // Вестник Института экономики и социальных технологий. 2012. № 1.
3. Бойко Н. С., Селюков А. В. Коррупция и спорт // Энигма. 2019. Т. 1. № 8—1.
4. Борисов О. А, Рябов А. С. Коррупция и спорт: криминологический анализ проблемы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2007. № 2 (5).
5. Буянский С. Г., Трунцевский Ю. В. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учеб. пособ. М., 2016.
6. Захарова Л. И. Борьба с коррупцией в сфере спорта: опыт Совета Европы // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 4 (8).
7. Карпович О. Г., Трунцевский Ю. В. Теория и современные практики комплаенса. Мо-
ального независимого органа по борьбе с коррупцией в спорте в нашей стране могло бы стать одним из вариантов сдерживания и выявления подобных манипуляций. Этот орган мог бы заниматься этическими вопросами, повышать осведомленность по этой проблематике, организовывать подготовку по различным аспектам коррупции в спорте, давать консультации по соответствующим вопросам и обеспечивать горячую линию, а также проводить опросы и исследования в сфере честного спорта.
Таким образом, в результате проведенного сравнительно-правового исследования можно сделать вывод о необходимости дополнения не только законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за манипулирование спортивным событием, но и вводить новые для российского спорта институты управления в сфере спортивного менеджмента — антикоррупционный комплаенс. В свою очередь превращение фальсификаций в спорте в уголовное преступление, юридическая ответственность спортивного клуба за «неспособность предотвратить» преступления являются перспективными направлениями предотвращения коррупции и поддержания честности в спорте.
References:
1. Antonov I. O, Verin A. Yu., Klyukova M. E. Ne-kotorye osobennosti rassledovaniya korrup-cionnyh prestuplenij v sfere sporta // Pravovoe regulirovanie kul'turno-dosugovyh otnoshenij i sportivnoj deyatel'nosti v kontekste obshchest-vennyh i nravstvennyh cennostej: sovremen-noe sostoyanie i mirovye tendencii: sb. mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHeboksary, 2019.
2. Bakin A. A., Smirnov A. A. Aktual'nye prob-lemy profilaktiki korrupcionnyh processov v sfere professional'nogo sporta // Vestnik In-stituta ekonomiki i social'nyh tekhnologij. 2012. № 1.
3. Bojko N. S, Selyukov A. V. Korrupciya i sport // Enigma. 2019. T. 1. № 8-1.
4. Borisov O. A, Ryabov A. S. Korrupciya i sport: kriminologicheskij analiz problemy // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2007. № 2 (5).
5. Buyanskij S. G, Truncevskij Yu. V. Korpora-tivnoe upravlenie, komplaens i risk-menedzh-ment: ucheb. posob. M., 2016.
6. Zaharova L. I. Bor'ba s korrupciej v sfere sporta: opyt Soveta Evropy // Vestnik Universiteta im-eni O. E. Kutafina (MGYUA). 2015. № 4 (8).
7. Karpovich O. G, Truncevskij Yu. V. Teoriya i sovremennye praktiki komplaensa. Modeli pro-tivodejstviya kriminal'nym ugrozam. M., 2016.
дели противодействия криминальным угрозам. М., 2016.
8. Пешин Н. Л. Международное законодательство, направленное на борьбу с коррупцией в сфере спорта // Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. 2016. № 1 (18).
9. Савельева О. В., Иванова Л.А., Смирнова У. В., Суркова Д. Р. Антикоррупционные меры в отрасли физическая культура и спорт // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168).
10. Соловьев А.al., Понкин И. В., Понки-на al. И. Участие Союзного Совета Швейцарии в противодействии коррупции в спорте и борьбе с договорными матчами // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 2.
11. Стричко al. В., Голбанов А. Э. Механизмы выявления и предотвращения коррупции в спорте // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11 (ч. 1).
12. Трубицына Ю. Ю. Международные аспекты противодействия коррупции в спорте // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7.
13. Трунцевский Ю. В. Правовое регулирование противодействия коррупции и иным правонарушениям в спорте // Спорт в национально-правовом и международно-правовом измерении: актуальные проблемы: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 4 апреля 2018 г.) / под ред. Т. Я. Хабри-евой. М., 2019.
14. Трунцевский Ю. В. Соблюдение организациями требований законодательства о противодействии коррупции: вопросы практики // Журнал российского права. 2019. № 5.
15. Чичёв al. al. К вопросу о некоторых антикоррупционных мерах в сфере спорта в рамках российского законодательства // Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Уфа, 2018.
16. Щеголькова И. А., Нестерова Р. В. О некоторых мерах противодействия коррупции в сфере физической культуры и спорта в Ульяновской области // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5 (34).
17. Boss F. V. Tackling match-fixing in Switzerland: the new duties on International Sports Federations to monitor & report suspected match manipulations. Published 31 July 2019. URL: https://www.lawinsport.com/content/articles/ anti-corruption/item/tackling-match-fixing-in-switzerland-the-new-duties-on-international-sports-federations-to-monitor-report-suspected-match-manipulations?category_id= 114 (дата обращения: 28.02.2020).
8. Peshin N. L. Mezhdunarodnoe zakonodatel'stvo, napravlennoe na bor'bu s ko-rrupciej v sfere sporta // Vestnik Rossijskogo Mezhdunarodnogo Olimpijskogo Universiteta. 2016. № 1 (18).
9. Savel'eva O. V., Ivanova L. A., Smirnova U. V., Surkova D. R. Antikorrupcionnye mery v otrasli fizicheskaya kul'tura i sport // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2019. № 2 (168).
10. Solov 'ev A. A, Ponkin I. V., Ponkina A. I. Uchast-ie Soyuznogo Soveta SHvejcarii v protivodejstvii korrupcii v sporte i bor'be s dogovornymi matchami // Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. 2013. № 2.
11. Strichko A.V., Golbanov A. E. Mekhanizmy vy-yavleniya i predotvrashcheniya korrupcii v sporte // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. № 11-1.
12. Trubicyna Yu. Yu. Mezhdunarodnye aspek-ty protivodejstviya korrupcii v sporte // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 7.
13. Truncevskij Yu. V. Pravovoe regulirovanie pro-tivodejstviya korrupcii i inym pravonarush-eniyam v sporte // Sport v nacional'no-pravo-vom i mezhdunarodno-pravovom izmerenii: aktual'nye problemy: sb. mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 4 aprelya 2018 g.) / pod red. T. YA. Habrievoj. M., 2019.
14. Truncevskij Yu. V. Soblyudenie organizaciyami trebovanij zakonodatel'stva o protivodejstvii korrupcii: voprosy praktiki // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. № 5.
15. Chichyov A. A. K voprosu o nekotoryh antikor-rupcionnyh merah v sfere sporta v ramkah rossijskogo zakonodatel'stva // Problemy statusa sovremennoj Rossii: istoriko-pravovoj aspekt: sb. statej Vseros. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. Ufa, 2018.
16. Shchegol'kova I. A, Nesterova R. V. O nekotoryh merah protivodejstviya korrupcii v sfere fi-zicheskoj kul'tury i sporta v Ul'yanovskoj oblas-ti // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5 (34).
17. Boss F. V. Tackling match-fixing in Switzerland: the new duties on International Sports Federations to monitor & report suspected match manipulations. Published 31 July 2019. URL: htt-ps://www.lawinsport.com/content/articles/ anti-corruption/item/tackling-match-fixing-in-switzerland-the-new-duties-on-internation-al-sports-federations-to-monitor-report-sus-pected-match-manipulations?category_id=114 (data obrashcheniya: 28.02.2020).
18. Corruption in sport: a "gold rush" with the law left behind (interv'yu s Krisom Itonom, koto-ryj yavlyaetsya odnim iz vedushchih mirovyh ekspertov po korrupcii v sporte). URL: htt-ps://en.unesco.org/news/corruption-sport-
18. Corruption in sport: a "gold rush" with the law left behind (интервью с Крисом Итоном, который является одним из ведущих мировых экспертов по коррупции в спорте). URL: https://en.unesco.org/news/corruption-sport-%E2%80%9Cgold-rush%E2%80%9D-law-left-behind (дата обращения: 28.02.2020).
19. Haberfeld M. R, Sheehan D. Match-Fixing in International Sports: Existing Processes, Law Enforcement, and Prevention Strategies. Springer Science & Business Media, 2013.
20. Henzelin M, Palermo G, Mayr T. Why 'National platforms' are the cornerstone in the fight against match-fixing in sport: the Macolin Convention. Published 18 June 2018. URL: https://www.lawinsport.com/topics/item/ why-national-platforms-are-the-cornerstone-in-the-fight-against-match-fixing-in-sport-the-macolin-convention (дата обращения: 28.02.2020).
21. Lisa A. Kihl, James Skinner & Terry Engelberg. Corruption in sport: understanding the complexity of corruption, European Sport Management Quarterly, 2017. 17: 1.
22. Mitigating corruption risks in the procurement of sporting events. OECD-IPACS, 2019.
23. URL: https://www.figc.it/it/federazione/norme/ codice-di-giustizia-sportiva/ (дата обращения: 28.02.2020).
24. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/ full-list/-/conventions/treaty/215/signatures?p_ auth=HcpZ0APw (дата обращения: 28.02.2020).
25. Vigna M. Mitigating Circumstances and Strict Liability of Clubs in Match-fixing: Are We Going in the Wrong Direction? An Analysis of the Novara and Pro Patria Cases. 20 July 2017. URL: https://www.asser.nl/SportsLaw/Blog/ post/mitigating-circumstances-and-strict-liability-of-clubs-in-match-fixing-are-we-going-in-the-wrong-direction-an-analysis-of-the-novara-and-pro-patria-cases-by-mario-vigna (дата обращения: 28.02.2020).
%E2%80%9Cgold-rush%E2%80%9D-law-left-behind (data obrashcheniya: 28.02.2020).
19. Haberfeld M. R., Sheehan D. Match-Fixing in International Sports: Existing Processes, Law Enforcement, and Prevention Strategies. Springer Science & Business Media, 2013.
20. Henzelin M, Palermo G, Mayr T. Why 'National platforms' are the cornerstone in the fight against match-fixing in sport: the Macolin Convention. Published 18 June 2018. URL: https:// www.lawinsport.com/topics/item/why-nation-al-platforms-are-the-cornerstone-in-the-fight-against-match-fixing-in-sport-the-macolin-convention (data obrashcheniya: 28.02.2020).
21. Lisa A. Kihl, James Skinner & Terry Engelberg. Corruption in sport: understanding the complexity of corruption, European Sport Management Quarterly, 2017. 17: 1.
22. Mitigating corruption risks in the procurement of sporting events. OECD-IPACS, 2019.
23. URL: https://www.figc.it/it/federazione/norme/ codice-di-giustizia-sportiva/ (data obrashcheniya: 28.02.2020).
24. URL: https://www.coe.int/ru/web/conven-tions/full-list/-/conventions/treaty/215/ signatures?p_auth=HcpZ0APw (data obrash-cheniya: 28.02.2020).
25. Vigna M. Mitigating Circumstances and Strict Liability of Clubs in Match-fixing: Are We Going in the Wrong Direction? An Analysis of the Novara and Pro Patria Cases. 20 July 2017. URL: https://www.asser.nl/SportsLaw/Blog/ post/mitigating-circumstances-and-strict-lia-bility-of-clubs-in-match-fixing-are-we-going-in-the-wrong-direction-an-analysis-of-the-novara-and-pro-patria-cases-by-mario-vigna (data obrashcheniya: 28.02.2020).
Для цитирования:
Трунцевский Ю. В. Противодействие коррупции и поддержание честности в спорте (сравнительно-правовой аспект) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54). С. 115—122.
For citation:
Truncevskij Yu. V. Anti-corruption and maintaining integrity in sports (comparative legal aspect) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 2 (54). P. 115-122.
122