Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / законодательство / противодействие коррупции / правовое воспитание / антикоррупционное просвещение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Примова Э.Н.

В статье исследованы современные доктринальные представления о современном этапе противодействия коррупции и дальнейших направлениях развития данной деятельности с учетом необходимости реализации Национального плана противодействия коррупции. Отмечается значение консолидации законодательства о противодействии коррупции. Констатируется важное значение антикоррупционного правового воспитания и антикоррупционного просвещения. Сделан вывод, что внедрение высказанных идей в правовую практику позволит более эффективно организовать противодействие коррупционным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-85-88 ПРИМОВА Эльмира Неджефовна

NIION: 2018-0076-8/21-091 ведущий научный сотрудник НИИ

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-290 Университета прокуратуры Российской Федерации,

старший советник юстиции, кандидат исторических наук,

e-mail: nii@agprf.org

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье исследованы современные доктринальные представления о современном этапе противодействия коррупции и дальнейших направлениях развития данной деятельности с учетом необходимости реализации Национального плана противодействия коррупции. Отмечается значение консолидации законодательства о противодействии коррупции. Констатируется важное значение антикоррупционного правового воспитания и антикоррупционного просвещения. Сделан вывод, что внедрение высказанных идей в правовую практику позволит более эффективно организовать противодействие коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: коррупция; законодательство; противодействие коррупции; правовое воспитание; антикоррупционное просвещение.

PRIMOVA Elmira Nedzhefovna

Leading Researcher at the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Senior Adviser of Justice, Candidate of Historical Sciences

ANTI-CORRUPTION IN MODERN CONDITIONS: FEATURES OF LEGISLATION AND PRACTICE OF ITS IMPLEMENTATION

Annotation. The article examines modern doctrinal ideas about the current stage of anticorruption and further directions of development of this activity, taking into account the need to implement the National Anti-Corruption Plan. The importance of consolidation of anti-corruption legislation is noted. The importance of anti-corruption legal education and anti-corruption education is stated. It is concluded that the implementation of the ideas expressed in legal practice will allow to organize more effectively the fight against corruption manifestations.

Key words: corruption; legislation; anti-corruption; legal education; anti-corruption education.

Важной задачей, которая стоит перед любым современным государством, является борьба с коррупцией. Коррупция - это, с одной стороны, социальное зло, осложняющее процесс гармоничного развития общества, с другой стороны, это противоправное поведение, которое влечет за собой юридическую ответственность. Но борьба с коррупцией осложняется ее давней историей, определенной «укорененностью» в некоторые общества, наличием экономических, психологических и иных предпосылок для сохранения коррупционных проявлений.

В современных условиях решение вопросов противодействия коррупции в нашей стране выходит на новый уровень. Указом Президента Рос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

сийской Федерации от 16.08.2021 «О Национальном плане противодействия коррупции» был утвержден новый Национальный план противодействия коррупции на период 2021 - 2024 гг. Реализация этого плана потребует скоординированных усилий со стороны государственных органов, в том числе, правоохранительных, и всего научного юридического сообщества. Успешное противодействие коррупции возможно только при союзе науки и практики, при совместной теоретической и правореализационной деятельности. В связи с этим, приобретает важное значение использование органами прокуратуры, внутренних дел, всеми государственными служащими тех наработок, которые сделаны отечественными учеными-правоведами в сфере противодействия коррупции,

понимания ее природы и способов эффективной борьбы с данным социальным злом. Стоит также отметить, что новый этап в борьбе с коррупцией, который связан с принятием очередного Национального плана, начался в условиях конституционной реформы. Поправки, внесенные в Основной закон, направлены на сохранение важных традиционных ценностей, они ориентируют на развитие в обществе нравственных начал, на защиту материнства и детства, а также на патриотическое воспитание. Данная система ценностей, традиционно присущая народам России, тесно связана с вопросами противодействия коррупции. Уровень нравственности в обществе выступает важным фактором борьбы с коррупцией.

Указанные обстоятельства актуализируют обращение к тем работам, которые опубликованы в последние годы учеными-юристами и раскрывают основные направления противодействия коррупции в условиях тех общественных процессов, которые вызваны современными тенденциями: глобализацией и цифровизацией. В этих работах авторами обозначен ряд главных направлений, по которым осуществляется научный поиск, а также происходит совершенствование действующего законодательства о противодействии коррупции и практики его применения.

Первой важной проблемой, исследуемой современными учеными, является вопрос об антикоррупционном законодательстве и его месте в системе российского законодательства. Система законодательства в современных условиях развивается достаточно динамично. Цифровизация и глобализация проводят к появлению новых групп и видов общественных отношений, которые нуждаются в законодательном регулировании. В связи с этим, система законодательства постоянно усложняется, она развивается экстенсивно, путем увеличения всего законодательного массива, и при этом внутри нее образуются новые межсистемные связи. Это относится и к законодательству о противодействии коррупции, причем «и его системообразующее ядро, и системные связи формируются под влиянием законотворческой политики в результате принятия тех или иных законодательных актов в соответствии с потребностями времени» [4, с. 9].

Вопрос о том месте, которое занимает законодательство о противодействии коррупции в системе отечественного законодательства, является дискуссионным. Большинство ученых склоняются к мнению, что это законодательство не составляет отдельной отрасли. Ученые отмечают, что легально такая отрасль законодательства в системе законодательства России не закреплена, в связи с чем ее место «в настоящее время может определяться только в рамках научных дискуссий,

с использованием аргументов доктринального характера» [4, с. 7].

Представляет интерес такая новая в теории права концепция, как концепция циклических правовых массивов [7, с. 8]. Согласно позиции ее сторонников, нормы законодательства о противодействии коррупции не входят ни в одну отрасль и не образуют самостоятельной отрасли, но при этом «пронизывают» почти все имеющиеся отрасли законодательства, вносят в них необходимый в современных условиях антикоррупционный компонент.

В связи с тем, что законодательство о противодействии коррупции возрастает в количественной отношении, возникает закономерный вопрос о его систематизации. Это обусловлено, в числе прочего, потребностями правоприменительной практике, повышению эффективности реализации правовых норм. В теории права известны различные формы систематизации законодательства, в том числе, кодификация. Кодификация широко распространена в Российской Федерации, но она, как правило, имеет место в том случае, когда речь идет о целостной отрасли права, которая требует упорядочения. Но так как законодательство о противодействии коррупции не является самостоятельной отраслью, кодификация представляется в данном случае неприменимой. Скорее, речь может идти о консолидации.

В случае с консолидацией законодательства о противодействии коррупции, по мнению ученых, консолидированный акт является одной из таких форм, которые характерны для отечественной правовой традиции, а также для романо-герман-ской правовой семьи, в состав которой входит и правовая система России. Более того, исторически российское законодательство всегда тяготело к такой форме, как консолидация, что подтверждают многочисленные примеры [5, с. 7-9].

По мнению ученых, консолидация обладает рядом важных характеристик, которые делают ее действительно полезной.

Во-первых, ее применение обеспечивает необходимую преемственность в развитии права.

Во-вторых, консолидация законодательства способствует укреплению таких его характеристик, как стабильность, упорядоченность и системность.

В-третьих, консолидация в некоторой степени способствует структурированию системы законодательства.

В-четвертых, использование консолидации способствует снижению уровня правовой неопределенности за счет более четкого определения границ правового поведения [5, с. 14-15].

Такие черты, свойственные консолидации, позволяют сделать вывод о ее актуальности и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

полезности применительно к вопросам развития и систематизации законодательства о противодействии коррупции.

Таким образом, современный этап развития законодательства о противодействии коррупции логично предполагает его систематизацию в форме консолидации, которая может быть наиболее удобной и соответствует самой природе данного законодательства, его месту в системе законодательства Российской Федерации. Также современные ученые справедливо отмечают, что этап формирования законодательного массива, регулирующего отношения в сфере противодействия коррупции, можно считать завершенным. Необходимые нормы приняты, теперь фокус правовой деятельности в сфере противодействия коррупции смещается из сферы правотворчества в область правоприменения.

Правоприменение - важный этап конструирования новой правовой реальности. Именно от применения норм права зависит эффективность их воздействия на общественные отношения, а также динамика этих отношений. Но не менее важное значение имеет целенаправленная деятельность государства, направленная на повышение уровня правосознания, на повышение правовой культуры общества. Эта деятельность имеет непосредственное отношение к правоприменению, так как от менталитета субъекта правоприменения зависит и его отношение к применяемым нормам, его возможное усмотрение, определяемое конкретными жизненными обстоятельствами. Применительно к правовой культуре «важное значение имеет деятельность властных структур по поддержке институтов гражданского общества, культурно-нравственному воспитанию, всестороннему физическому и духовному развитию человека с использованием экономических, политических, правовых и институциональных механизмов» [1, с. 16]. В связи со сказанным, важное значение для успешного противодействия коррупции приобретает антикоррупционное правовое воспитание и антикоррупционное просвещение. Такая деятельность направлена на формирование в обществе антикоррупционной правовой культуры, основанной на синтезе этических и правовых норм, на взаимном усилении нравственных и юридических запретов и ограничений. Представляется, что взаимодействие права и морали особенно эффективно именно в сфере противодействия коррупции, так как успешная деятельность в этой сфере неразрывно связана с формированием в обществе нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям.

Формирование в обществе антикоррупционной культуры - сложный и длительный процесс, успех которого зависит от комплексного и систем-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ного характера соответствующей деятельности. В ее основе должны находиться, с одной стороны, антикоррупционное воспитание, а с другой - антикоррупционное просвещение. Вместе они выступают важной частью комплексного воздействия на личность со стороны государства и институтов гражданского общества. В итоге именно государство и институты гражданского общества станут субъектами формирования в обществе антикоррупционной культуры. Осознание необходимости просветительской и воспитательной работы можно считать состоявшимся. Новый Национальный план противодействия коррупции предусматривает в качестве отдельного пункта развитие антикоррупционного просвещения.

Антикоррупционное просвещение представляет собой важную часть правового просвещения. Но если правовое просвещение формирует общие представления о праве и его роли в обществе, то антикоррупционное просвещение имеет более узкий и конкретный предмет. Оно ориентировано на широкое распространение таких правовых знаний, которые непосредственно связаны с пониманием природы коррупции, ее форм и способов противодействия коррупционным проявлениям [3].

По мнению О.Ю. Рыбакова, правовое просвещение можно понимать и трактовать как одну из форм реализации правовой политики. Ученый отмечает, что с помощью правового просвещения можно воздействовать на сознание, формировать определенный образ мыслей, юридическую культуру [6, с. 14]. Антикоррупционное просвещение должно обязательно сочетаться с антикоррупционным правовым воспитанием. Оно направленно на формирование устойчивого антикоррупционного правосознания, прежде всего, на правовую психологию как его важную составную часть. С его помощью можно добиться перехода новых знаний, полученных в ходе антикоррупционного правового просвещения, систему личностных установок и прочных убеждений. Конечным итогом станет формирование у личности такого качества, как нетерпимое отношение к коррупции [2, с. 6]. Доминирование таких личностей в обществе сформирует общую негативную обстановку по отношению к коррупционным проявлениям, создаст необходимые условия для успешной борьбы с ними. При выстраивании системы антикоррупционного просвещения и воспитания следует учитывать информационный характер современного общества и использовать для достижения целей формирования правовой культуры все те средства, которые предоставляют нам новые цифровые технологии. Антикоррупционное просвещение и воспитание могут и должны осуществляться не только в рамках обычного учебного процесса и

повышения квалификации, но их также можно и нужно осуществлять в сети «интернет», проводить соответствующую работу в социальных сетях, создавать и продвигать информационные правовые сайты и порталы. В этом случае такая деятельность станет более успешной, принесет свои позитивные плоды. В целом, можно констатировать, что в современных условиях политики противодействия коррупции выходит на новый уровень. Анализ современных доктринальных работ показывает, что ученые активно ставят и решают на теоретическом уровне задачи обоснования консолидации законодательства о противодействии коррупции, вопросы развития антикоррупционного правового массива, обосновывают формы и методы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного правового воспитания. Внедрение данных идей в практику позволит более эффективно организовать противодействие коррупционным проявлениям, будет способствовать эффективной и полноценной реализации Национального плана противодействия коррупции.

Список литературы:

[1] Азнагулова Г.М., Попова А.В. Постиндустриальная социальность: расходы или инвестиции в человека // Правовое государство: теория и практика. 2018. № 4.

[2] Антикоррупционное правовое воспитание: научно-практическое пособие / под ред. Д.А. Пашенцева. М.: Проспект, 2020.

[3] Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Д.А. Пашенцев, Ю.В. Трунцевский, А.М. Цирин и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М.: Проспект, 2021.

[4] Законодательство в сфере противодействия коррупции: концептуальные основы и место в системе российского законодательства: научно-практическое пособие / под ред. д.ю.н., проф. Д.А. Пашенцева. М.: Проспект, 2020.

[4] Концепция консолидации законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции: научно-практическое пособие / А.И. Абрамова, М.В. Залоило, А.А. Дорская и др.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Пашенцева. — М.: Проспект, 2021.

[5] Рыбаков О. Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2.

[6] Хабриева Т.Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. 2019. № 12.

Spisok literatury:

[1] Aznagulova G.M., Popova A.V. Postindustrial'naya social'nost': raskhody ili investicii v cheloveka // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2018. № 4.

[2] Antikorrupcionnoe pravovoe vospitanie: nauchno-prakticheskoe posobie / pod red. D.A. Pashenceva. M.: Prospekt, 2020.

[3] Antikorrupcionnoe prosveshchenie v Rossi-jskoj Federacii: nauchno-prakticheskoe posobie / D.A. Pashencev, Yu.V. Truncevskij, A.M. Cirin i dr.; otv. red. T.Ya. Habrieva. — M.: Prospekt, 2021.

[4] Zakonodatel'stvo v sfere protivodejstviya korrupcii: konceptual'nye osnovy i mesto v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva: nauchno-praktich-eskoe posobie / pod red. d.yu.n., prof. D.A. Pashenceva. M.: Prospekt, 2020.

[5] Koncepciya konsolidacii zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o protivodejstvii korrupcii: nauch-no-prakticheskoe posobie / A.I. Abramova, M.V. Zaloilo, A.A. Dorskaya i dr.; pod red. d-ra yurid. nauk, prof. D.A. Pashenceva. — M.: Prospekt, 2021.

[6] Rybakov O. Yu. Formy realizacii pravovoj politiki // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2003. № 2.

[7] Habrieva T.Ya. Ciklicheskie normativnye massivy v prave // Zhurnal rossijskogo prava. 2019. № 12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.