Научная статья на тему 'Об аспектах развития российского молодежного криминального экстремизма'

Об аспектах развития российского молодежного криминального экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ КРИМИНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ОСОБЕННОСТИ / YOUNGERS CRIMINAL EXTREMISM / TENDENCIES OF DEVELOPMENT / PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бызова Инга Геннадьевна, Розенко Станислав Васильевич

Статья посвящена проблеме содержательного определения аспектов развития молодежного криминального экстремизма Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of development youngers criminal extremism in Russia

The article is dedicated to the problem of substantial definition of aspects of development youngers criminal extremism in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Об аспектах развития российского молодежного криминального экстремизма»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 1 (24). С. 138-140

УДК 343.341.3

ОБ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО КРИМИНАЛЬНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

С. В. Розенко

Проблема молодежного экстремистского насилия как разновидности криминального насилия возникла в конце 90-х г. прошлого столетия. Негативные социальные процессы, охватываемые этим понятием, были известны в науке и ранее, но ситуация настоящего времени отличается рядом существенных свойств: вовлечением в экстремистскую деятельность новых представителей молодого поколения; взаимосвязью с другими формами преступной деятельности, ростом организованности и вооруженности; тенденцией влияния на современную политическую деятельность и др. Следствием этого является формирование «экстремистского» законодательства в РФ, что выступает закономерным результатом. В зависимости от научных позиций, исторической эпохи, политической идеологии и конъюнктуры понятие «экстремизм» имеет различное значение при неизменности его социальной сущности - применение насилия, а равно угроза его применения в связи с принадлежностью к иной нации, расе, религии, социальной группе и т. д. Экстремизм - это порождение множества различных общественных, экономических, политических, идеологических, этнических, психологических, религиозных противоречий, связанных с развитием российского государства и общества, но прежде всего, это нацистская идеология. Его крайняя реализация - экстремизм криминальный. В. В. Вандышев отмечает, что одной из негативных тенденций насильственной преступности является увеличивающееся число насилия на почве религиозных, национальных и расовых побуждений [7: 74].

Б. В. Волженкин отметил, что «Уголовное право - это ценность, к которой нужно относиться очень бережно. Краеугольные уголовно-правовые постулаты вырабатывались веками. В то же время уголовное право - острое и грозное оружие, применение которого весьма чувствительно затрагивает интересы людей, их права и свободы. Всякое изменение, внесенное в уголовный закон, так или иначе, отразится на судьбах людей, и это должны отчетливо представлять те, кто реформирует закон» [7: 265]. В УК РФ криминальный экстремизм как система общественно-опасных действий, обусловленных мотивом политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы закреплен, как правило, в системе преступлений экстремистской направленности, совершаемых прежде всего представителями молодого поколения. Данное законодательное предложение вызвало научную критику. Но, в целом, следует признать наличие социальной обусловленности закрепления уголовной наказуемости ряда проявлений экстремистской деятельности.

В настоящее время экстремизм является одним из универсальных и эффективных средств, используемых преступными группами и отдельными лицами для достижения политических целей. Легче всего вовлекаются в данный процесс представители молодежи и несовершеннолетние. Возникновение объединений в данной сфере закономерно. «:...В России продолжает развиваться процесс этноконфессиональной самоидентификации населения. Этот процесс сопровождается и появлением различных политических, общественных организаций, в том числе крайне экстремистского, националистического толка, которые напрямую связывают угрозы национальной экономике, языку, культуре, религии с деятельностью конкретных этнических групп мигрантов.» [1: 181-182]. Уголовно-правовое противодействие криминальному экстремизму не может быть единым и универсальным. Меры противодействия независимо от их направленности должны носить: политический, идеологический, социально-экономический, культурный, организационно-управленческий, правовой, информационный и воспитательный характер. А. В. Наумов отмечал необоснованность надежд с помощью уголовного закона разрешить социальные проблемы [4: 47].

Выработка положений по борьбе с молодежным криминальным экстремизмом должна быть одним из направлений государственной концепции, которая должна отвечать потребностям настоящего времени, поскольку именно представители молодого поколения склонны примыкать к «радикальным» течениям. Несомненно, что, в первую очередь, уголовноправовое воздействие должно быть направлено против организованных форм экстремисткой деятельности (экстремистское сообщество, экстремистская организация). Но замечаний по содержанию указанных разновидностей преступной группы в уголовно-правовой литературе высказывается немало.

Отличительным признаком экстремизма является то, что он способствует террористической деятельности, поскольку формирует его идеологическую основу. «В основе формирования этих человеконенавистнических побуждений лежат националистические призывы отдельных представителей власти, некоторых партий и общественных объединений; конфликты на национальной, расовой и этнической почве; противоборство общественных организаций, политических партий и движений, часть из которых исповедуют и проповедуют насилие. В результате их деятельности в среде граждан с насильственной установкой личности формируются группы шахидов и шахидок, наемников, боевиков, профессиональных и хулиганствующих убийц» [7: 74]. Насильственные посягательства на почве вражды или ненависти совершают, прежде всего, представители молодежи. В частности, в Екатеринбурге группу 17-летних скинхедов, учащихся местных ПТУ, совершивших ряд нападений на гастарбайтеров, возглавляла девушка [3]. В криминальных экстремистских движениях появляются новые идеологические течения. В частности, в следственном комитете при Прокуратуре Москвы расследовалось уголовное дело по фактам организации взрывов и нападения на иногородних. Группу в составе трех лиц, возглавляла 17-летняя студентка Евгения Жихорева. Данные соучастники состояли в секте язычников-родноверов, которые считают себя представителями избранной расы, при этом не приемлют христианской религии, то есть не признают фундаментальные ценности своего народа. Групповой способ совершения посягательств обусловлен стремлением молодежи «сбиваться в стаи».

«Что касается религиозных побуждений, то в данном случае нужно отметить осквернение хулиганствующими молодчиками могил усопших различных конфессий, а также многочисленные поджоги и повреждения молитвенных домов и храмов; правонарушения во время молитвенных собраний и нападения на священнослужителей» [7: 74-75]. Думается, что с выводом В. В. Вандышева следует согласиться, но необходимо добавить, что указанные посягательства - это следствие преобладания идеологии ненависти или вражды у части представителей общества.

Совершенно верно пишет А. И. Коробеев, что основным в содержании уголовно-правовой политики является обнаружение тех негативных явлений, с которыми необходимо бороться уголовно-правовыми средствами и т. д. [6: 61]. В частности, организованность и вооруженность в криминальных экстремистских группах. К числу неонацистских банд, прогремевших в СМИ своими преступлениями (убийства, причинение вреда здоровью, сбыт оружия и т. д.), относятся: военно-патриотический клуб «Спас», группировка Рыно-Скачевского, группа языч-ников-радоверов «Славянские сепаратисты», Сергиево-Посадская и Пушкинская группировки НСО (национал-социалистическое общество) и др.

Особенности совершения экстремистских посягательств продемонстрировали волнения молодежи в 2009 г. в столице Молдовы Кишиневе, которые свидетельствуют о достаточной легкости в соорганизации молодежи в массовых волнениях; об активности; низкой степени устойчивости; новых формах преступных связей; агрессивной невежественности; роли лидеров; информационной значимости данных экстремистских действий. Их можно рассматривать и как последствие кризиса неолиберальных идей в постсоветском пространстве. Открытый вызов обществу является результатом процесса развития личности. «Неправильное, уродливое формирование личности ведет ее к недостаточно позитивной социализации» [2: 32]. Наличие демонстративного пренебрежения ценностями общества и подчас открытое противопоставление ему - современная реальность. При этом экстремистские группы, испо-

ведующие идеи агрессивного этнонационализма и расизма, «.выступают, как правило, орудием в руках определенной части криминальных групп, заинтересованных в вытеснении «чужих» из привлекательных и доходных секторов легальной и теневой экономики» [1: 268]. «Неонацисты не скрывают, что поменяли цели, методы борьбы. Летом националистические организации уже заявляли, что пора переключаться с таджикских дворников на реальных врагов - силовиков и политиков. На приезжих, говорят в информационном центре «Сова», нападать действительно стали несколько реже. При этом в Следственном комитете говорят, что число экстремистских преступлений только растет» [5: 22].

Молодежный криминальный экстремизм настоящего времени в сочетании с организованными формами деятельности в РФ - это феномен, характеризующийся исключительной общественной опасностью и возрастающим влиянием на общественную и политическую жизнь государства. Реакцией на нее должна быть скоординированная и адекватная уголовноправовая политика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, А. В. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество [Текст] / А. В. Дмитриев, В. И. Жуков, Г. А. Пядухов. - М., 2009.

2. Кудрявцев, В. Н. Борьба мотивов в преступном поведении [Текст] / В. Н. Кудрявцев. -М., 2007.

3. Москвина, А. Банду екатеринбургских скинхедов возглавляла девушка [Текст] / А. Мо-сквитина // Комсомольская правда. - 2009. - 23 января.

4. Наумов, А. В. Уголовный кодекс РФ: пять лет спустя [Текст] / А. В. Наумов // Российская юстиция, 2002. - № 6. - С. 47

5. Рагозин, О. Системный бой [Текст] / О. Рогозин, П. Седаков // Русский Newsweek. -2009. - № 38. - С. 22

6. Российское уголовное право. Курс лекций. Преступление [Текст] / под ред. проф.

A. И. Коробеева. - Т. 1. - Владивосток, 1999.

7. Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью [Текст] / Науч. ред.

B. Н. Бурлаков, Б. В. Волженкин. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.