ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. КАРАПЕТЯН,
соискатель кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, оперуполномоченный по ОВД ЦПЭ ГУ МВД России по Свердловской области;
С.Н. САБАНИН,
заведующий кафедрой уголовного права Уральского Гуманитарного института, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно исполнительное право
E-m ail: an draniko vich 85@m ail.ru
Аннотация. Анализ оперативной обстановки позволяет сделать вывод: действующие в настоящее время в Свердловской области молодежные экстремистские организации (группировки) со строгой дисциплиной и иерархией в основном носят разрозненный, порой противоречивый по своим псевдо-идеологическим позициям характер и лишены единого лидера.
Ключевые слова: экстремизм, преступления «экстремистской направленности», мотив преступления, мотив национальной вражды и ненависти, социальная группа.
ESTABLISHING MOTIVES OF EXTREMIST CRIME: COMPLEXITIES AND IMPLICATIONS
A.A. KARAPETYAN,
the competitor of chair of criminal law of the Ministry of Internal Affairs Ural legal institute of Russia, the operative on Department of Internal Afairs of TsPE GU Ministry of Internal Afairs of Russia across Sverdlovsk region;
S.N. SABANIN,
the head of the department of criminal law of the Ural Humanitarian institute, the doctor of jurisprudence, the professor, the Deserved lawyer of the Russian Federation
Annotation. The analysis of an operational situation allows to make the youth extremist organizations (groups) operating now in Sverdlovsk region with strict discipline and hierarchy generally carry separate, sometimes inconsistent character on the pseudo-ideological positions and are deprived of the uniform leader.
Keywords: extremism, extremist crime, motive of a crime, motive of national enmity, social group.
Современные информационные технологии способствуют увеличению количества экстремистских посягательств.
В 2012 г. на территории Свердловской области было выявлено 15 преступлений экстремистской направленности, что на 36,36% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них девять преступлений — это размещение в сети Интернет материалов экстремистского толка.
В 2012 г. на территории Свердловской области раскрыто (вместе с преступлениями прошлых лет) 19 преступлений экстремистской направленности.
В настоящее время оперативными подразделениями ГУ МВД России по Свердловской области документируется деятельность участников 16 молодежных группировок неонацистов с общим количеством участников до 100 человек.
Подразделения ГУ МВД России по Свердловской области располагают информацией о деятельности на территории г. Екатеринбурга семи независящих друг
от друга молодежных группировках «скинхедов»: «Нижнетагильский бойцовский клуб», «Русский удар», «Белый питбуль», «Фантом», «Арийская бригада», «Вайт пауэр», «Объединенные скинхеды-88» (ОС-88). В их состав входит около 30 активных участников (по оперативным данным).
Характерной особенностью этих криминальных организаций является культивирование идеологии фашизма, национализма и геноцида.
Не имея единого лидера и идеологического центра, они предпочитают мирным формам протеста — намеренно агрессивные, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанных на возможности быстрого обмена информацией посредством Интернет и мобильной связи.
Анализ оперативной обстановки в Свердловской области показывает, что в 2011 г. активность неформальных молодежных объединений неонацистской направленности в совершении насильственных преступлений заметно снизилась. Вместе с тем, отмечается
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
повышение активности создания различных групп националистической направленности на социальных ресурсах Интернет, через которые осуществляется размещение экстремистских материалов и вовлечение в ряды молодежных экстремистских группировок новых членов, в основном из числа несовершеннолетних.
Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что многие явления социальной жизни все в большей мере находят отражение в так называемых «виртуальных мирах», т.е. в информационных средах, носителями которых выступают как средства массовой информации, так и глобальные компьютерные телекоммуникационные сети и системы. Чрезвычайно высокую опасность для общества создает усиливающийся криминальный контроль над этими сферами. Становление транснациональной системы Интернета, к которой оказываются неприменимыми все существовавшие ранее механизмы и принципы контроля за информационной средой, обогатило экстремистов разного толка (неонацистов, антиглобалистов, расистов, скинхедов, мусульманских фундаменталистов и т.п.) возможностью проведения анонимной и безнаказанной пропаганда! своей преступной деятельности.
Сеть Интернет стала для членов экстремистских и террористических организаций исключительно удобным средством преодоления географической разобщенности и эффективным способом конспирации и безопасного обмена информацией. Опасность выхода экстремистских сил в киберпространство многократно усугубляется уникальностью Интернета как новейшего средства массовой коммуникации, определяемого таковым не только технологической, но и моральной, этической, правовой спецификой его функционирования. Зачастую члены интернет-сообществ не знакомы друг с другом лично, и свои акции организуют в режиме флэш-моб.
По выявленным фактам распространения в сети Интернет экстремистских материалов в 2010 г., по материалам ЦПЭ ГУ МВД России по Свердловской области, возбуждено два уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ (направлены в суд в декабре 2010 г.), в 2011 г. — одно.
В 2010 г. в г. Екатеринбурге в режиме флеш-моб осуществлялась попытка организации несанкционированного мероприятия «Русский марш».
В 2003—2004 гг. в западных странах флэш-мобы приобрели большую популярность. Они проводятся
в местах массового скопления людей — в супермаркетах, на центральных городских площадях, на станциях метро, вокзалах и т.д. Определить это мероприятие можно так: группа незнакомых людей, организованных посредством средств электронной коммуникации, собираются в публичном месте и действуют в установленное время в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся. Цель подобных акций — создать «нестандартные ситуации» и привлечь внимание окружающих. Десятки людей собираются в одном месте и одновременно начинают творить что-нибудь странное, а через несколько минут быстро расходятся. Массовка организуется с помощью «флеш-мобов», когда при проведении экстремистской акции для привлечения внимания и увеличения общественного резонанса от события привлекается значительное число посторонних лиц из числа р азделяющих радикальные и экстремистские взгляды. Они отвлекают внимание окружающих от главных действующих лиц операции, увеличивая при этом зрительно масштабность происходящего. Подобные акции имели место в Назрани и Грозном в 2004 г., в Греции и Косово в декабре 2008 — январе 2009 гг. и в Таиланде весной 2009 г. Подбор лиц для проведения флеш-моба осуществляется, как правило, через интернет-сообщества и форумы.
Активные участники запланированной в Свердловской области акции «Русский марш», в основном несовершеннолетние, были первоначально установлены через ip-адреса, а затем — во время предварительной встречи. После проведения профилактических бесед в присутствии родителей об административной и уголовной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности, данные лица отказались от намерения участвовать в акции. Планируемое несанкционированное мероприятие не состоялось.
В дальнейшем правоохранительные органы уделяли пристальное внимание состоявшимся мероприятиям «Русский марш» и изучению личности их участников.
Социальные группы, противодействующие наци-скинхедам, также можно считать экстремистскими, так как ими совершается ряд преступлений экстремистской направленности. Однако, здесь экстремизм носит защитную форму — происходит, так называемая, борьба за выживание.
Молодежный политический экстремизм создал в настоящее время многоаспектную систему, включив-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
шую в себя комплекс организационных структур, общественные и военно-политические организации, историко-культурные общества, политические партии и объединения, а также экстремистские формирования; породил ряд идеологических доктрин, идеи социально-государственных систем и политические футу-рологические концепции.
Например, в Свердловской области в 2011 г. зафиксирована новая форма привлечения молодежи в ряды националистических групп под девизом «За здоровый образ жизни». В некоторых городах Свердловской области (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Ревда) организуются групповые забеги русской молодежи с использованием российского и имперского флагов.
Следует отметить, что в условиях неорганизованного молодежного досуга организация спортивной подготовки очень часто используется в качестве прикрытия деятельности по пропаганде экстремистских идей. Показательно широкое использование для привлечения молодежной аудитории услуг по обучению навыкам рукопашного боя.
Так, П., обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 282 УК РФ, ч. 3 ст. 30 и пп. «а», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, познакомился с представителями НДПР, по приглашению которых в офисе НДПР познакомился с С. и стал посещать проводимые им тренировки, участвовал в строительстве спортивного лагеря (полосы препятствий). С. был силен физически, пользовался уважением у подростков. Постепенно он стал призывать подростков совершать нападения на лиц неславянской внешности, избивать их, называя это «акциями направленного действия»1.
Наиболее опасным криминолого-психологиче-ским типом личности экстремиста является вождь-идеолог (экстремист-идеолог), так как именно он разрабатывает религиозные, конфессиональные, философские, социальные и т.п. обоснования экстремизма и проводит идеологическую обработку действующих и будущих рядовых экстремистов-исполнителей. Как правило, вождь-идеолог лично не принимает участия в совершении экстремистских акций, однако активно побуждает рядовых экстремистов-исполнителей к их совершению, контролирует весь процесс экстремистских «вылазок», анализирует их результаты, дает указания, делает выводы для дальнейшей экстремистской деятельности и т.д.
Так, весной 2003 г. адвокат Адвокатской палаты Свердловской области К., являясь приверженцем и
сторонником националистических взглядов, действуя умышленно, осознавая в силу возраста, жизненного опыта и имеющегося юридического образования, что его действия носят преступный характер и явно противоречат этическим правилам и моральным нормам поведения в обществе, в нарушение принципа равенства граждан Российской Федерации, создал в Ленинском административном районе г. Екатеринбурга экстремистское сообщество «Народная национальная партия», т.е. организованную группу лиц, в том числе из числа молодежного неформального экстремистского движения «скинхедов» («бритоголовых»), с целью подготовки и совершения преступлений по мотивам расовой, национальной ненависти и вражды, т.е. преступлений экстремистской направленности в отношении лиц неславянских национальностей. Созданное К. экстремистское сообщество распространяло свою деятельность, направленную на возбуждение расовой, национальной ненависти и вражды, на территорию Свердловской области. К. возглавил указанное экстремистское сообщество, при этом, зная места жительства и телефоны его членов, координировал их деятельность, сообщая им лично и через других участников указанной группировки место и время сбора, рассылал им листовки и брошюры, содержащие высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды по признаку национальности, в частности, брошюры А. Иванова «Моя вера — русизм!», «Основы русизма», газету «Я — русский». Являясь лидером и осуществляя руководство указанным экстремистским сообществом, К. взял на себя функции подстрекателя и организатора преступлений экстремистской направленности, а также функции по руководству действиями лиц, входящих в экстремистское сообщество, разрабатывал планы преступной деятельности, а именно подготовку совершения преступлений экстремистской направленности в отношении лиц неславянских национальностей, регулярно организовывал общие собрания его членов на улице Ленина возле памятника Татищеву и де Генину в Ленинском административном районе г. Екатеринбурга. В ходе указанных сборов К. давал участникам экстремистского сообщества указания, назначал место и время проведения общих собраний членов сообщества, руководил проведением общих собраний, на ко-
1 Уголовное дело N° 2-/2-2009 // Архив Свердловского областного суда.
-■îi.^'fc--
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного права и криминологии
торых определял основные цели и задачи организации, методы достижения цели, направленной на разжигание национальной ненависти и вражды и унижение человеческого достоинства в отношении лиц неславянских национальностей, принимал в сообщество новых участников, организовывал сбор денежных средств среди членов сообщества для финансирования нужд экстремистского сообщества «Народная национальная партия»2.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить: действующие в настоящее время в Свердловской области молодежные экстремистские организации (группировки) со строгой дисциплиной и иерархией в основном носят разрозненный, порой противоречивый по своим псевдо-идеологическим позициям характер и лишены
единого лидера — их вождя-идеолога (экстремиста-идеолога). В связи с этим существует реальная угроза того, что указанные неформальные молодежные экстремистские организации (группировки) могут объединиться и «выдвинуть» единого лидера — их идеолога-вдохновителя и единую идеологию (псевдоидеологию). Появление такого вождя-идеолога, который объединит все неформальные молодежные экстремистские организации (группировки), приведет к созданию в стране единого «националистического» фронта, что будет представлять непосредственную угрозу основам конституционного строя и безопасности государства.
2 Уголовное дело N° 1 -327/07 // Архив Свердловского областного суда.
ОБМАН КАК СПОСОБ ПРИЧИНЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ХИЩЕНИЯ
А.В. КОВАЛЬЧУК,
адъюнкт кафедры уголовного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ Гаухман Л.Д.
Аннотация. Статья посвящена уголовно-правовой характеристике обмана как наиболее распространенного способа совершения преступления — причинения имущественного ущерба без признаков хищения. Приводятся мнения ученых, анализируется судебная практика России, высказывается позиция автора.
Ключевые слова: причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; причинение имущественного ущерба без признаков хищения; способ совершения преступления; обман.
DECEPTION AS A WAY OF CAUSING DAMAGE TO PROPERTY
WITH NO SIGNS OF THEFT
A.V. KOVALCHUK,
graduated in a military academy of chair of criminal law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. Article is devoted to the criminal and legal characteristic of deception, as most widespread way of commission of crime — causing of a property damage without signs of larceny. Opinions of scientists are given, jurisprudence of Russia is analyzed, the position of the author expresses.
Keywords: causing of a property damage by deception or breach of confidence without signs of larceny; the causing of a property damage without signs of larceny; the way of commission of crime; deception.
Ответственность за причинение имущественного ущерба при отсутствии признаков хищения установлена ст. 165 УК РФ. Альтернативными способами, посредством которых может быть совершено указанное
преступление, являются обман или злоупотребление доверием. Между тем, обман среди указанных способов, совершения этого преступления, является наиболее распространенным.