Слово главного редактора
УДК378
Г. Б. Корнетов
О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании
Аннотация
22 мая 2021 года на выдающуюся роль живого общения в образовании человека обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В приветствии участникам онлайн-марафона «Новое знание» он отметил, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества». При этом особо подчеркнул, что «при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остаётся самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков». Приведенные слова В. В. Путина свидетельствуют о том, что для высшего руководства страны стало очевидно: без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества, весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в стремительно меняющемся постиндустриальном информационном обществе знаний эпохи пандемии коронавируса.
I
Ключевые слова: постиндустриальное информационное общество; образование XXI века; Президент РФ В. В. Путин; живое общение наставника и ученика; устное слово педагога; наставничество.
G. B. Kornetov
On the importance of real-life communication between a mentor and a student, and teacher's spoken word in modern education
Abstract
On May 22, 2021, the President of the Russian Federation V.V. Putin drew attention to the outstanding role of real-life communication in human education. In his greeting to the participants of the online marathon «New Knowledge», he noted that «knowledge should once again become one of the most important values of society.» At the same time, he emphasized that «with all the colossal re-sources of modern technologies, nothing can replace real-life communication, and mentoring has always been and remains the most effective tool for transferring knowledge and skills.» The cited words of V. V. Putin indicate that it has become obvious for the country's top leaders that without the support and development of real-life communication between the participants of the educational process, without the use of the spoken word in teaching and educating new generations, without relying on the traditional, rooted in the depth of millennia, institution of mentoring, it is very difficult to effectively solve the daunting tasks of education that face the society, the state, the individual in the rapidly changing post-industrial information society of knowledge of the coronavirus pandemic era.
Корнетов Г. Б.
О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании 7
I Keywords: postindustrial information society; education of the XXI century; President of the Russian Federation V.V. Putin; real-life communication between a mentor and a student; spoken word of the teacher; mentoring.
Пандемия коронавируса, накрывшая человечество на рубеже 2019-2020 годов, существенно ускорила цифровизацию образования, внедрение дистанционных (дистантных) форм и методов обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую практику, то есть ускорила те процессы, которые к этому времени уже стали неотъемлемыми атрибутами всё более и более стремительно развивающегося постиндустриального информационного общества знаний. В этих условиях на рубеже второго и третьего десятилетий XXI века проблема живого общения наставника и ученика, воспитывающей и обучающей силы устного слова педагога не просто отошла на второй план, а как бы и вовсе почти сошла на нет. Всё внимание государства, органов управления образованием, образовательных организаций, учителей и преподавателей, а также тех, кто занимается подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, вот уже полтора года сфокусировано на совсем иных вопросах — вопросах информатизации и цифровизации образования, обеспечения эффективного и общедоступного дистанционного обучения.
В первой половине 2021 года я попытался привлечь внимание к огромному педагогическому потенциалу живого общения и устного слова в процессе образования человека. И посвятил этой проблеме серию статей, опубликованных в первых трех номерах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании [36; 37; 38], а также монографию «Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона "Федр" в эпоху ИКТ и цифровизации образования» [41]. В этих работах, исходя из признания огромного значения обращения к педагогическому прошлому для осмысления характера и особенностей современной педагогической реальности, а также понимания, что перспективы дальнейшего развития теории и практики образования не могут быть осмыслены без истори-ко-педагогического контекста [6; 12; 19; 27; 30; 33; 40], я обратился к идее великих древнегреческих мыслителей, философов и педагогов Сократа и Платона о том, что главным средством содействия постижению человеком истинного знания и формирования его духовного стержня является устное слово наставника-собеседника, звучащее в процессе живого общения учителя и ученика.
Проведенное мною исследование позволило обосновать три следующие идеи. Во-первых, «ориентированное на внутреннее состояние ученика здесь и сейчас, привязанное к конкретной ситуации устное слово наставника, учитывающее имеющийся у воспитанника жизненный опыт и его актуальные интересы, степень готовности его души к постижению истинного знания, является эффективным, действенным и результативным педагогическим инструментом влияния на рост и развитие обучающегося». Во-вторых, «устная речь, живое слово не имеют сколько-нибудь серьезных альтернатив в деле решения задач, связанных с "взращиванием души" человека, с решением той проблемы, которая многими справедливо признается главной и основной в деле образования людей». И, наконец, в-третьих, «образование, основанное на живом речевом общении собеседников, один из которых ведет другого (других), направляет его рост и развитие, содействует его погружению в культуру, в пространство социального бытия, обретению им нового опыта мышления и переживания, способствует его самореализации и саморефлексии, может и должно широко и систематически дополняться использованием письменных текстов и развитием письменной речи, а также включением образовывающихся в различные виды индивидуальной и совместной практической деятельности, в том числе и в деятельность по преобразованию окружающего мира. Очевидно, что и использование ИКТ также дает возможность быстро и успешно решать многие педагогические задачи, более того, решать такие задачи, которые, в принципе, не могут быть сколько-нибудь приемлемо решены какими-либо иными средствами» [26].
22 мая 2021 года на выдающуюся роль живого общения в образовании человека обратил внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В приветствии участникам онлайн-марафо-на «Новое знание» он констатировал, что стоящие перед современным обществом задачи «определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-ре-альности и искусственного интеллекта, а ещё быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний, которые прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом». Отмечая, что «знания должны вновь стать одной из важнейших ценностей общества», В. В. Путин особо подчеркнул, что «при всех колоссальных ресурсах современных технологий ничто
не заменит живого общения, а наставничество всегда было и остаётся самым эффективным инструментом передачи знаний и навыков (курсив мой. — Г. К.)» [46]. Осмысливая высказанный Президентом РФ тезис и делая из него соответствующие выводы, следует иметь в виду, что в живом педагогическом общении особое место несомненно принадлежит устному слову.
Тот факт, что глава Российского государства в условиях стремительно ускоряющейся политики цифровизации всех сфер жизни общества начала III тысячелетия затронул проблему, которая на протяжении последних десятилетий находилась вне фокуса интересов органов управления образованием, является важным сигналом как для теоретиков и практиков образования, так и для управленцев всех уровней. Приведенные слова В. В. Путина свидетельствуют о том, что для высшего руководства страны стало очевидно: без поддержки и развития живого общения участников образовательного процесса, без использования устного слова в деле обучения и воспитания новых поколений, без опоры на традиционный, уходящий своими корнями в глубь тысячелетий институт наставничества, весьма затруднительно эффективно решать те грандиозные педагогические задачи, которые встают перед социумом, государством, отдельным человеком в трансформирующемся буквально на глазах постиндустриальном информационном обществе знаний эпохи пандемии коронавиру-са. В таких нестабильных и напряженных социальных условиях с особой острой встает задача формирования компетентного субъекта, обладающего необходимыми знаниями и, что самое важное, имеющего прочный духовно-нравственный стержень. В связи с этим можно выделить ряд научно-практических и организационных проблем, которые требуют первоочередного осмысления и разрешения в перспективе дальнейшего развития образования.
Во-первых, это проблема, связанная с концептуализацией, проектированием и реализацией приоритетных инновационных процессов в современном образовании. В условиях динамично меняющейся современной цивилизации инновации как таковые уже стали неотъемлемым и принципиально важным атрибутом её развития. И общество в целом, и его образовательные институты с рубежа XX-XXI веков безусловно признаются инновационными, то есть речь идет об инновационном обществе и инновационном образовании [17; 21; 39]. Сегодня педагогические инновации в мировом и отечественном образовании преимущественно концентрируются вокруг решения проблем его цифровиза-ции и стандартизации. Однако при разработке инноваций не менее важно обратить внимание на создание и внедрение таких педагогических
новшеств, которые бы в полном объеме обеспечивали использование потенциала живого общения наставника и ученика, силу устного слова в обучении и воспитании каждого человека. При этом существенно важно добиться того, чтобы при создании таких инноваций бездумно не отрицались уже существующие традиции решения подобных вопросов, а также накопленный человечеством педагогический опыт в этой сфере. И исторические традиции, и конкретный исторический опыт необходимо переосмысливать и использовать применительно к новым ситуациям [2; 4; 5; 13; 14; 16; 19; 25; 32]. В частности, речь идет об инновационном переосмыслении традиции и опыта вербального обучения [24].
Образец высокоэффективного вербального обучения, образец использования устного слова как важнейшего инструмента развития собеседника дал Сократ, строивший свою педагогическую деятельность наставника только и исключительно на основе живого общения наставника со своим учеником. В диалогах Платона в полном объеме представлены и раскрыты возможности созданного Сократом так называемого метода майевтики («повивального искусства»), являющегося и по сей день не превзойденной формой организации проблемного обучения как способа «порождения» самим обучающимся истинного знания [29; 35]. Сегодня авторы предлагают использовать майевтику Сократа в современных моделях гуманистического образования, широко использующих живое общение наставника и ученика [44].
Во-вторых, это проблема проектирования и реализации таких моделей образовательного процесса, в которых живое общение наставника и ученика, устное слово учителя органично сочетаются с другими способами организации и осуществления педагогической деятельности. К таким способам прежде всего относятся: а) полномасштабное привлечение письменных текстов и связанных с их использованием различных методов учебно-воспитательной работы; б) особо значимое сегодня применение средств ИКТ и дистанционных форм обучения; в) участие лиц, получающих образование, в развивающей их деятельности по изменению и улучшению окружающего мира, например, в социально-педагогических проектах и в обучении через труд [8; 28; 48; 49; 51]. Причем, как правило, именно живое общение и устное слово оказываются, если в принципе возможно их использование, системообразующим стержнем, обеспечивающим целостное сочетание (единство) всех способов организации педагогического процесса в рамках целостных моделей образовательного взаимодействия.
В-третьих, это проблема внесения в содержание педагогического образования всех форм
Корнетов Г. Б.
О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании
и уровней таких компонентов, которые бы способствовали формированию и развитию у учителей, преподавателей, воспитателей компетенций, позволяющих им грамотно и эффективно общаться со своими питомцами, использовать вербальные методы в их обучении и воспитании, продуктивно осуществлять наставническую деятельность. Для этого, в частности, необходимо более широко использовать достижения педагогической антропологии, психологии, конфликтологии [3; 7; 10; 11; 21; 22; 31; 42; 43; 45], обеспечивая соответствующую теоретическую и практическую подготовку студентов и слушателей. Наставник должен уметь понимать и чувствовать своих учеников и воспитанников, улавливать их внутреннее состояние и их актуальные интересы, налаживать с ними контакт и продуктивно взаимодействовать, предотвращать и разрешать возможные конфликты, учитывать их способности и потребности, содействовать разрешению их внутренних проблем, поддерживать их самоактуализацию и самореализацию...
В-четвертых, это проблема разворота педагогического образования к тем конкретным педагогическим теориям, системам, практикам, которые прямо и непосредственно ориентированы на человека-воспитуемого, рассматривают его как активного, самостоятельного, ответственного субъекта учебно-воспитательного процесса. Возможности и роль отдельного человека в жизни общества резко возросли с возникновением постиндустриальной информационной цивилизации и продолжают возрастать по мере ее непрерывного ускоряющегося развития. Именно поэтому сегодня важнейшая задача так
называемого формального образования — обеспечить выявление и максимальную реализацию потенциала каждого обучаемого в социально приемлемых формах с помощью эффективных педагогических технологий. Многочисленные современные технологии образования, методики обучения и воспитания, как, впрочем, и опыт истории, убедительно свидетельствуют о том, что эта задача успешнее всего решается там и тогда, где и когда живое общение наставника и ученика, устное слово учителя и воспитателя занимают важное место в процессе педагогического взаимодействия. С этой точки зрения в начале III тысячелетия для дальнейшей модернизации педагогического образования огромный интерес представляет традиция свободного воспитания. которая может стать источником для множества современных педагогических инноваций [1; 9; 15; 18; 23; 34; 47; 50]. Подавляющее число представителей свободного воспитания видели в живом общении наставника и ученика исходную точку построения всей педагогической работы в образовательном учреждении.
Обозначенные выше проблемы, так же как и намеченные векторы их решения, во многом не вписываются в ту политику реформирования и модернизации образования, которая существует в нашей стране с середины 1990-х годов и всё более усиливается сегодня. Хочется надеяться, что указание Президента РФ В. В. Путина на необходимость повышения роли наставничества и живого общения в педагогическом процессе будет способствовать переосмыслению того, каким образом следует организовывать обучение и воспитание людей всех возрастов в третьем десятилетии XXI века.
Литература
1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38-53.
2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.
3. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических конфликтов в контексте педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогиче-ский журнал. — 2016. — № 2. — С. 101-113.
4. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 49-51.
5. Астафьева, Е. Н. Инновации и традиции в педагогическом прошлом и настоящем / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 6. — С. 41-45.
6. Астафьева, Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образова-
ния / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56-58.
7. Астафьева, Е. Н. Конфликтологическая интерпретация манипуляции и поддержки в педагогике / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. — 2017. — № 4. — С. 3-8.
8. Астафьева, Е. Н. Модель российской общественно активной школы в контексте концепции преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 44-56.
9. Астафьева, Е. Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 24-31.
10. Астафьева, Е. Н. Педагогико-антропологический контекст межличностных конфликтов / Е. Н. Астафьева // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 8. — С. 48-55.
11. Астафьева, Е. Н. Педагогические подходы в контексте стратегий поведения в конфликте / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2017. - № 1. - С. 27-32.
12. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2016. - № 2. - С. 59-62.
13. Астафьева, Е. Н. Понимание соотношения традиций и инноваций в образовании в отечественной науке XXI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. -№ 5. - С. 15-22.
14. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 2. - С. 41-49.
15. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX - первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. -2015. - № 2. - С. 80-99.
16. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых (2000-е - 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 139-151.
17. Астафьева, Е. Н. Трактовка педагогических инноваций и педагогической инноватики в отечественной науке (2000-е - 2010-е гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2019. - № 2. -С. 44-57.
18. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2016. -№ 1 - С. 115-129.
19. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал исто-рико-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. -№ 4. - С. 18-27.
20. Астафьева, Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2020. - № 2. - С. 6-16.
21. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения / Б. М. Бим-Бад; Российский открытый университет. - Москва: Издательство Российского открытого университета, 1994. - 36 с. - ISBN 5-204-00015-1.
22. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. М. Бим-Бад. - Москва: Юрайт, 2015. - 223 с. -(Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401587-4.
23. Валеев, А. А. Свободное воспитание: многообразие практической реализации концепции / А. А. Валеев // Вестник Башкирского университета. - 2007. -Т. 12, № 4. - С. 155-158.
24. Ильин, Г. Л. О вербализации современного образования / Г. Л. Ильин // Школьные технологии. -2011. - № 4. - С. 3-9.
25. Инновации в теории и практике образования: исто-рико-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. - Москва: АСОУ, 2019. - Т. 1. - 208 с. - (Историко-педагогическое знание; вып. 125). - ISBN 978-5-91543-283-2.
26. Историко-педагогический ежегодник. 2021 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. - Москва: АСОУ, 2021. - 255 с. -(Историко-педагогическое знание; вып. 138). -ISBN 5-91543-318-1.
27. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы
Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 201б г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.
28. Йоханссон, М. Лицом к реальности. Обучение через предпринимательство / М. Йоханссон, Й. Йенсон; пер. с англ. О. Рева. — Москва: Ломоносовъ, 2009. — 192 с. — (Школа завтра). — ISBN 978-5-91678-005-5.
29. Козлова, Е. П. Диалог Сократа и его педагогический потенциал / Е. П. Козлова // Альманах современной науки и образования. — 2001. — № 9 (52). — С. 66-72.
30. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики / Г. Б. Корнетов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 68-83.
31. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педаго-гического процесса: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — (Истори-ко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-591543-301-3.
32. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 1 (49). — С. 15-40.
33. Корнетов, Г. Б. Историко-педагогический контекст теории и практики образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. —Москва: АСОУ, 2016. — 172 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 97). — ISBN 978-5-91543-200-9.
34. Корнетов, Г. Б. К. Н. Вентцель — выдающийся представитель свободного воспитания в России / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 3 (43). — С. 91-119.
35. Корнетов, Г. Б. Майевтика Сократа: у истоков порождающей педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — № 3 (47). — С. 46-56.
36. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху инновационно-коммуникационных технологий / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 16-27.
37. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 33-45.
38. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000-2010-х годов / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 19-30.
39. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «Образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 5. — С. 6-14.
40. Корнетов, Г. Б. Прогностическая функция истории педагогики / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — № 1 (17). — С. 90-106.
41. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интер-
Корнетов Г. Б.
О значении живого общения наставника и ученика, устного слова педагога в современном образовании
претация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования: монография // Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Российско-Итальянский совет по международным исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 241 с. — (Исто-рико-педагогическое знание; вып. 136). — ISBN 9785-91543-314-3.
42. Лубков, А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы / А. В. Лубков // Наука и школа. — 2019. — № 5. — С. 41-49.
43. Лубский, А. А. Проблемы развития российского педагогического образования в начале III тысячелетия: подходы отечественных исследователей // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4. — С. 6-17.
44. Нуссбаум, М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Нуссбаум; перевод с англ. М. Бендет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва: ИД ВШЭ, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-75981101-5 (рус.); ISBN 978-0-691-14064-3 (англ.).
45. Подготовка педагогических кадров для системы высшего образования в условиях реализации ком-петентностно-ориентированных образовательных стандартов: сборник научных трудов и методиче-
ских материалов / под ред. Г. Б. Корнетова и др. — Москва: АСОУ, 2017. — 195 с. — ISBN 978-5-91543229-0.
46. [Путин В. В.] Приветствие участникам онлайн-ма-рафона «Новое знание». — URL: http://kremlin. ru/events/president/news/65632 (дата обращения: 12.06.2021).
47. Свободное воспитание: хрестоматия / сост. Г. Б. Корнетов; Российский открытый университет. — Москва: Издательство РОУ, 1995. — 222 с.- ISBN 5-20400030-5.
48. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с. — ISВN 5-87953-211-9.
49. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 2. — 815 с. — ISВN 5-87953-227-5.
50. Степанова, И. В. Теория «свободного воспитания»: из прошлого в будущее / И. В. Степанова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 6 (45). — С. 153-166.
51. Эпштейн, М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов / М. М. Эпштейн. — Санкт-Петербург: Образовательный центр «Участие», 2011. — 56 с. — (Наношкола). — ISBN 978-5-98709-438-9.
1. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S.N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 38-53.
2. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative programs and projects in education, 1, 62-66.
3. Astafieva, E. N. (2016).Learning pedagogical conflicts in the context of pedagogical heritage of the past. History of education journal, 2, 101-113.
4. Astafieva, E. N. (2019). Innovations in education theory and practice: ideas of pedagogy historians. Innovative projects and programs in education, 3, 49-51.
5. Astafieva, E. N. (2019). Innovations and traditions in the past and present of pedagogy. Innovative projects and programs in education, 6, 41-45.
6. Astafyeva, E. N. (2016). Historico-pedagogical context of the theory and practice of contemporary education. Academia. Pedagogicheskiy zhurnalPodmoskovya, 4(10), 56-58.
7. Astafyeva, E. N. (2017). Konfliktologicheskaia interpre-tatsiia manipuliatsii i podderzhki v pedagogike [Con-flictological interpretation of manipulation and support in pedagogy]. Shkolnye tekhnologii, 4, 3-8.
8. Astafyeva, E. N. (2020). Model of Russian socially active school in the context of transforming pedagogy concept. Innovative projects and programs in education, 1, 44-56.
9. Astafyeva, E. N. (2018). Osmyslenie predstavlenii Ni-kolaia CHekhova o svobodnoi shkole s tochki zreniia peredaiushchei, porozhdaiushchei i preobrazuiushchei pedagogiki [The conceptualization of the ideas of Nikolai Chekhov on free school in terms of the transmitting, generating and transforming pedagogy]. Innovative projects and programs in education, 3, 24-31.
10. Astafyeva, E. N. (2013). Pedagogiko-antropologich-eskii kontekst mezhlichnostnykh konfliktov [Pedagogical and anthropological context of interpersonal conflicts]. Upravleniesovremennoishkoloi. Zavuch, 8, 48-55.
11. Astafyeva, E. N. (2017). Pedagogical approaches in the context of behavioral strategy in a conflict. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 1, 27-32.
References
12. Astafyeva, E. N. (2016). Cognitive and educational potential of the history of pedagogics. Academia. Pedagog-icheskiy zhurnal Podmoskovya, 2016, 2, 59-62.
13. Astafieva, E. N. (2019). Understanding the balance of tradition and innovation in Russian science of the XXI century. Innovative projects and programs in education, 5, 15-22.
14. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variant. Innovative projects and programs in education, 2, 41-49.
15. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX - the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99.
16. Astafieva, E. N. (2019). Traditions and innovations in education: view of Russian scientists (2000S-2010S). History of education journal, 4, 139-151.
17. Astafieva, E. N. (2019). The interpretation of pedagogical innovations and pedagogical innovatics in domestic science (2000 S-2010 S). History of education journal, 2, 44-57.
18. Astafieva, E. N. (2016). Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129.
19. Astafieva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative projects and programs in education, 4, 18-27.
20. Astafyeva, E. N. (2020). Risks in modern innovative education: ideas of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 2, 4-16.
21. Bim-Bad, B. M. (1994). Antropologicheskoe osnovanie teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia. Ocherk problem i metodov ikh resheniia [Anthropological foundations of the theory and practice of modern education. An outline of problems and methods of their solvation]. Moskva: Izdatelstvo Rossiiskogo otkrytogo universite-ta.
22. Bim-Bad, B. M. (2015). Pedagogicheskaia antropologiia: uchebnik i praktikum dlia akademicheskogo bakalavria-ta [Pedagogical anthropology]. Moskva: Yurait.
23. Valeev, A. A. (2007). Svobodnoe vospitanie: mno-goobrazie prakticheskoi realizatsii kontseptsii [Free-
12
HHH0Bap0HHbie npoeiubi h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 5, 2021
dom-based education: variety of the concept imple- 38.
mentation]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 12 (4), 155-158.
24. Ilin, G. L. (2011). O verbalizatsii sovremennogo obra-zovaniia [On the verbalization of modern education]. Shkolnye tekhnologii, 4, 3-9.
25. Kornetov, G. B. (Ed.) (2019). Innovatsii v teorii iprak-
tike obrazovaniya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst: 39.
monografiya: v 2 t. [Innovations in education theory and practice: historical context of education: monograph in 2 vol.], vol. 1. Moscow: ASOU. 40.
26. Kornetov G. B. (Ed.) (2021). Istoriko-pedagogicheskii ezhegodnik. 2021 god [Education history annuary.
2021]. Moskva: ASOU. 41.
27. Kornetov G. B. (Ed.) (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znaniye v nachale III tysyacheletiya: istoriko-pedagogich-eskiy kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovani-ya: materialy Dvenadtsatoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: Moskva, 17 noyabrya 2016 g. [Pedagogy history at the beginning of the III Millennium: modern education theory and practice from the viewpoint of education history: proceedings of the 12th Internation- 42. al scientific conference: Moscow, 17 November, 2016].
Comp. ed. G.B. Kornetov. Moscow: ASOU.
28. Yokhansson, M. & Yenson, Y. (2009). Litsom k realnosti. 43. Obuchenie cherez predprinimatelstvo [Facing the reality. Learning through entrepreneurship], O. Reva (Trans.). Moskva: Lomonosov.
29. Kozlova, E. P. (2001). Dialog Sokrata i ego pedagogich- 44. eskii potentsial [Socratic dialogue and its educational potential]. Almanakh sovremennoi nauki i obrazovaniia, 9 (52), 66-72.
30. Kornetov, G. B. (2011). Historical and pedagogical 45. knowledge in the context of pedagogical theory and practice. Domestic and foreign pedagogy, 1, 68-83.
31. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kon-tekste antropologicheskogo izmereniia istoriko-pedagog-icheskogo protsessa: monografiia [Human education in the context of the anthropological dimension of the historical and pedagogical process: monograph]. Moskva: ASOU.
32. Kornetov, G. B. (2019). Social and educational innova- 46. tions in the context of history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 15-40.
33. Kornetov, G. B. (2016). Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia: monografiia [Education
theory and practice in the context of Education history: 47.
monograph]. Moskva: ASOU.
34. Kornetov, G. B. (2017). K.N. Ventsel - an outstanding adherent of liberal education in Russia. Psychological 48. and pedagogical search, 3, 94-124.
35. Kornetov, G.B. (2018). The Socratic method of Maieu-tics: the origins of generic pedagogy. Psychological and pedagogical search, 3, 46-56. 49.
36. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue "Phaedrus": modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 1. The 50. storyline of Plato's myth of the creation of writing and
its relevance in the era of information and communication technologies. Innovative projects and programs in education, 1, 16-27.
37. Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of 51. writing in Plato's dialogue «Phaedrus»: modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 2. Plato's myth in the works of J. Derrida and M. Foucault. Innovative projects and programs in education, 2, 33-44.
Kornetov, G. B. (2021). The myth of the creation of writing in Plato's dialogue «Phaedrus»: modern understanding of the idea of Socrates and Plato about the advantage of spoken language in learning. Article 3. Interpretation of Plato's myth in Russian studies of the 2000s-2010s. Innovative projects and programs in education, 3, 19-30.
Kornetov, G. B. (2019). National project "education": innovative context. Innovative projects and programs in education, 5, 6-14.
Kornetov, G. B. (2011). Prognostic function of the history of pedagogy. Psychological and pedagogical search, 1, 90-106.
Kornetov, G. B. (2021). Ustnoe slovo i pismennaia rech v deiatelnosti nastavnika: pedagogicheskaia interpretat-siia dialoga Platona «Fedr» v epokhu IKT i tsifrovizatsii obrazovaniia: monografiia [Spoken word and written speech in the activities of a mentor: pedagogical interpretation of Plato's dialogue "Phaedrus" in the era of ICT and digitalization of education: monograph] Moskva: ASOU.
Lubkov, A. V. (2019). Pedagogical education of Russia: current state, experience, problems and prospects. Nauka i shkola, 5, 41-49.
Lubsky, A. A. (2020). Problems of teacher education development at the beginning of the iii millennium: approaches of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 4, 6-17.
Nussbaum, M.C. (2014). Ne radi pribyli: zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki [Not for profit: Why democracy needs the humanities], M. Bendet (transl.). Moskva: ID VSHE.
Kornetov, G. B. (Ed.). (2017). Podgotovka pedagog-icheskikh kadrov dlia sistemy vysshego obrazovaniia v usloviiakh realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh obrazovatelnykh standartov: sbornik nauchnykh trudov i metodicheskikh matnotalov [Training teaching staff for system of higher education in the context of the implementation of competence-oriented educational standards: a collection of scientific papers and methodological materials]. Moskva: ASOU. Putin, V. V. (2021, May 22). Privetstvie uchastnikam on-lain-marafona «Novoe znanie» [Greeting to the participants of the marathon "New Knowledge"]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/65632 (accessed 12.06.2021).
Kornetov, G. B. (Comp. ed.). (1995). Svobodnoe vospi-tanie: khrestomatiia [Freedom-based education: chres-tomathy]. Moskva: Izdatelstvo ROU. Selevko, G. K. (2006). Entsiklopediia obrazovatelnykh tekhnologii: v 21. [Encyclopedia of educational technologies: in 2 vol.]. Vol. 1. Moskva: NII shkolnykh tekh-nologii, 2006.
Selevko, G. K. (2006). Entsiklopediia obrazovatelnykh tekhnologii: v 21. [Encyclopedia of educational technologies: in 2 vol.]. Vol 2. Moskva: NII shkolnykh tekh-nologii.
Stepanova, I. V. (2017). Teoriia «svobodnogo vospi-taniia»: iz proshlogo v budushchee [Theory of "freedom-based" education: from the past to the future. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, 1, 6(45), 153-166.
Epshtein, M. M. (2011). Na istoricheskikh perekrestka-kh. Metod proektov [At historic crossroads. The project method]. Sankt-Peterburg: Obrazovatelnyi tsentr «Uchastie».