Научная статья на тему 'О значении междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров архитектуры'

О значении междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров архитектуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальная изобразительная манера / процесс воображения / трансформации изображения / творческий аналог / многомерное пространство / прием гиперболизации / individual pictorial style / imaginative process / image transformation / creative analogue / multidimensional space / hyperbolization technique

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Викторовна Ярошенко, Дарья Владимировна Гайдук

В статье раскрываются значимость использования графических изображений, способы и методы визуализации с целью поэтапного создания условной трансформации пространства, что важно для создания архитектурных концепций в аспекте междисциплинарных связей образовательного процесса. Материалами для создания и совершенствования методики преподавания служат результаты проводимых коллегиально промежуточных семестровых просмотров, отбор лучших работ студентов для участия в международных и всероссийских выставках, конкурсах. Результатами создаваемой методики преподавания стали победы студентов, положительные рецензии курсовых и дипломных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Викторовна Ярошенко, Дарья Владимировна Гайдук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of interdisciplinary connections in the process of professional training for architecture bachelor’s degree

The article reveals the importance of using graphic images, methods and visualization techniques for the purpose of gradually creating a conditional transformation of space, which is important for creating architectural concepts in the aspect of interdisciplinary connections of the educational process. The materials for creating and improving teaching methods are the results of collegiate, intermediate semester reviews, and the selection of the best student works for participation in international and all-Russian exhibitions and competitions. The results of the created teaching methodology were victories for students, positive reviews of coursework and diploma projects.

Текст научной работы на тему «О значении междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров архитектуры»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 335 — 342. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):335 — 342.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.55

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-335-342 NIION: 2007-0062-2/24-115

EDN: https://elibrary.ru/XEJFEA MOSURED: 77/27-004-2024-02-315

О значении междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров архитектуры

Ирина Викторовна Ярошенко1, Дарья Владимировна Гайдук2

11 2 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

1 yaпna.61@ mail.ru

2 kalinina_darina@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются значимость использования графических изображений, способы и методы визуализации с целью поэтапного создания условной трансформации пространства, что важно для создания архитектурных концепций в аспекте междисциплинарных связей образовательного процесса. Материалами для создания и совершенствования методики преподавания служат результаты проводимых коллегиально промежуточных семестровых просмотров, отбор лучших работ студентов для участия в международных и всероссийских выставках, конкурсах. Результатами создаваемой методики преподавания стали победы студентов, положительные рецензии курсовых и дипломных проектов.

Ключевые слова: индивидуальная изобразительная манера, процесс воображения, трансформации изображения, творческий аналог, многомерное пространство, прием гиперболизации

Для цитирования: Ярошенко И.В., Гайдук Д.В. О значении междисциплинарных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров архитектуры // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 335 — 342. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-335-342. EDN: https://elibrary.ru/XEJFEA.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The significance of interdisciplinary connections in the process of professional training for architecture

bachelor's degree

Irina V. Yaroshenko1, Darya V. Gayduk2

1 2 Kuban State University, Krasnodar, Russia

1 yarina.61@ mail.ru

2 kalinina_darina@mail.ru

Abstract. The article reveals the importance of using graphic images, methods and visualization techniques for the purpose of gradually creating a conditional transformation of space, which is important for creating architectural concepts in the aspect of interdisciplinary connections of the educational process. The materials for creating and improving teaching methods are the results of collegiate, intermediate semester reviews, and the selection of the best student works for participation in international and all-Russian exhibitions and competitions. The results of the created teaching methodology were victories for students, positive reviews of coursework and diploma projects.

Keywords: individual pictorial style, imaginative process, image transformation, creative analogue, multidimensional space, hyperbolization technique

For citation: Yaroshenko I.V., Gayduk D.V. The significance of interdisciplinary connections in the process of professional training for architecture bachelor's degree // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):335-342. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-335-342. EDN: https://elibrary.ru/XEJFEA.

© Ярошенко И.В., Гайдук Д.В., 2024

Эстетика в организации пространственной среды города определяется гармоничным взаимодействием пространственных искусств. Основная образовательная программа направления подготовки 07.03.01 «Архитектура» (бакалавриат) определяет основные результаты обучения — компетенции и индикаторы их освоения. Начальные этапы обучения обусловлены формированием общепрофессиональных компетенций, где определена задача «...представлять проектные решения с использованием традиционных и новейших технических средств изображения на должном уровне владения основами художественной культуры и объемно-пространственного мышления» [8]. В процессе формирования культуры профессиональной деятельности взаимодействуют два аспекта: воображение и интуиция [7, с. 39]. Практические образовательные задачи направлены на развитие творческого мышления, что формирует вариативность поисковых решений в выполнении учебных задач, в разработке архитектурного концептуального проекта.

Показателем уровня освоения методики преподавания являются творческие работы студен-

тов, представляемые на экзаменационных просмотрах, при защите курсовых и дипломных проектов, где критерием оценки выступают следующие требования:

■ способность мыслить обобщенно;

■ абстрагироваться, представляя новые концепты;

■ трансформировать и моделировать форму аналога, задавая ей специфическое содержание;

■ совершенствовать приемы индивидуальной изобразительной манеры;

■ познавать архитектонические свойства формы;

■ отражать законы гармонии и совершенства в своей творческой деятельности [7, с. 53].

Представляемые в данном исследовании иллюстративные материалы — результат творческого практикума целого ряда коммуникативных дисциплин образовательного цикла в области архитектурного проектирования. Учебные работы «Театральный мир» и «Тектоника цвета» — пример того, как знания в области истории искусств помогли создать самостоятельный вариант трансформации учебного натюрморта (рис. 1, 2).

Рис. 1. К.С. Соколова. Театральный мир. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Рис. 2. В.С. Рыбалко. Тектоника цвета. Триптих. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Использование ассоциативных образов в архитектурном творчестве при создании композиционно-художественной структуры нового объекта исследований связано с методом аналогий, включающим в себя приемы, использующие сходство или подобие форм с уже известными из истории пространственных искусств стилями. Учебная цель постановки включала в себя тему «увидеть — трансформировать», где студентам был предложен выбор аналогов через изучение творчества модернистов начала XX в.

Тема трансформации изображения представляется через поэтапные изменения первоначальной формы объекта в рабочих эскизах и выполнение колористического анализа. В представленных работах авторы вдохновлялись произведениями Пабло Пикассо. Интуитивное стремление к тектоническим преобразованиям действительности не удивляет, а подтверждает выполнение учебной задачи. Таким образом, методическая значимость трансформаций в арсенале профессиональных средств проектных специальностей

определяется тем, что на этой основе осуществляется художественно-образное преобразование многомерного пространства в целостную форму (рис. 1, 2).

Учебные цели и задачи коммуникативных дисциплин должны создавать предпосылки для

мотивации к изучению, привлечению и анализу дополнительной информации, например, творческого аналога произведений мирового искусства для выполнения самостоятельных работ с целью овладения методикой обобщения и стилизации объектов практического исследования (рис. 3).

Рис. 3. МА. Чухо. По пути Мондриана. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Особенно важно в этой ситуации считывать представленные автором «общечеловеческие мировоззренческие проблемы... в адекватной и художественно-выразительной форме», вызывающие эмоциональный отклик зрителя [5, с. 30]. Изучая творчество Пита Мондриана, мы видим поэтапную трансформацию реального предметного мира в геометрическую абстракцию. Результатом его творческого поиска стала эстетическая теория неопластицизма. Пит Мондриан говорил об этой важной для любого автора теме: «Любой современный художник видит абстракцию в каждом эстетическом объекте» [2, с. 561].

Развитие интуитивных творческих способностей студентов включает формулу «увидеть — обобщить — абстрагироваться» [7, с. 45]. На примере студенческой работы «По пути Монд-риана» мы видим, как творческий путь гениального художника вдохновил автора учебного натюрморта представить свой ход мыслей трансформации изображения. Методический этап «увидеть» заключался в передаче натурного изображения натюрморта в технике гуашь, где цве-тотоновые отношения, колористический анализ позволили создать реалистичное изображение (рис. 3). Создание последнего этапа абстрагиро-

вания живописной композиции было выполнено в колористической гамме натюрморта, что исключало прямое заимствование из полотен Мондриана. Создание новой структуры объекта исследования есть стадия абстрагирования, отражающая его суть в видении автора. По аналогии с графической интерпретацией плоскости в студенческой учебной работе удалось создать новое прочтение гениальных творений Пита Мондриана (рис. 3).

Проектные специальности в процессе обучения вопросы трансформации рассматривают как преобразование формы, изменение свойств объекта. Стилизаторские приемы обобщения и абстрагирования, основывающееся на развитии образно-ассоциативного мышления помогают создать обобщенное, формальное или структурное состояние объекта (рис. 4). При выполнении учебного этапа трансформации формы натурного объекта используются приемы геометризации, гиперболизации, округления и вытягивания. В поисках трансформации пространства целесообразно обращаться к истории изобразительных искусств, где уже применялись приемы обратной, параллельной, воздушной перспективы или использование нескольких видов перспектив одновременно в одном формате.

Рис. 4. ЕЛ. Верлевская. Прозрачные метаморфозы. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

В трудах профессора В.С. Кузина физиологическая основа воображения представлена как «образование новых сочетаний временных связей», пришедших к нам из опыта познания окружающего мира. По определению В.С. Кузина: «Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность» [3, с. 225]. В научных педагогических трудах обучаемость представляется как общая способность личности к приобретению знаний, «творческая способность к преобразованию знаний, с которой связаны воображение, фантазия», что определяет степень креативности, а «уровень интеллекта обусловлен способностью решать задачи на основе имеющихся знаний» [4, с. 15]. Френк Стелла писал о феномене творца: «Невозможно обмануть собственный художественный вкус. Не столь важно, в чем состоит идея, глаз художника сразу определяет, верна ли она... Это и есть

основной принцип восприятия» [2, с. 579]. В данном учебном задании коммуникативная цель заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно превращать теоретические знания в метод и с его помощью запустить процесс постижения многообразных явлений действительности, осваивая средства графической выразительности.

«Антураж» — одна из тем курса дисциплины «Архитектурный рисунок». Для ее выполнения необходимо владение техникой и навыками графического моделирования средовых объектов и их элементов (рис. 5—7). В архитектурной графике антураж важен для передачи окружающей среды проектируемого объекта, где степень графической стилизации и абстрагирования остается выбором автора. Восприятие как образ присутствующего объекта в данном задании выступает этапом, «непосредственно предшествующим процессу интерпретации» [1, с. 101].

Рис. 5. В.П. Стикачева. Ощущение пространства (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Рис. 6. Л.Е. Малюта. Взгляд в будущее. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Рис. 7. ЛЛ. Киселев. Полигональное пространство. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Исторические стили и футуристическая ар- ники творческого вдохновения для студенческих хитектура — неиссякаемые аналоговые источ- графических импровизаций (рис. 8—10).

Рис. 8. АА. Кураж. Городской ритм. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Рис. 9. КА. Колесова. Царство иллюзий. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Рис. 10. Г.В. Борискин. Футуристическая трансформация. (Руководитель: И.В. Ярошенко)

Во время практических занятий по воспроизведению архитектурного объекта, используя художественно-графические средства выразительности, «студенты получают возможность вполне осознанно и последовательно проникать в тайны его внутренней архитектоники, постигать способы образного выражения смысловой информации в визуально определяемой форме» [6, с. 41]. Актуальность проблемы трансформации пространства в современном архитектурном проектировании состоит во влиянии на визуальное восприятие изображения зрителем (рис. 9). Пространство создавалось путем смешения нескольких видов перспектив. При этом не только восприятие эстетики образов, но и отражение их по законам искусства стали одной из важных задач в системе искусств. Интуитивное представление пространства рассчитано на динамику работы глаз зрителя.

Понимание возможностей использования графических материалов — важный этап воспитания активности студентов в представлении авторского замысла. Это качество может стать серьезной предпосылкой для умения воплотить замысел автора. Процесс архитектурного проектирования выстроен по принципу от простого к сложному, от ручного эскизирования к современ-

ным В1М-технологиям. Это традиция, заимствованная из методики передовых школ архитектурного образования, таких как МАРХИ, СПбГАСУ и др. На первом курсе студенты ФАД КубГУ (в рамках дисциплины «Архитектурное проектирование») выполняют четыре курсовых проекта. Данное количество работ сохраняется и на последующих курсах, но усложняются задачи. Первое учебное задание, в ходе которого начинается знакомство с проектными основами, — это малая архитектурная форма, расположенная в городской среде: стела, обелиск и др. Задача заключается как в рисовании самого объекта с натуры, его обмеров, так и в последующей визуализации полноценной графической композиции, включающей в себя архитектурные изображения: планы, фасады, разрез и схему генерального плана (рис. 11). Цели и задачи второго проекта усложняются тем, что плоскостные изображения необходимо превратить в трехмерные путем изображения объекта в перспективе и представить его в технике отмывки (рис. 12). Особое внимание уделяется созданию композиции, изображению деталей объекта, что демонстрирует графическую культуру студента. Таким образом, несмотря на то, что работа построена вокруг одного объекта, имеем вариативность задач и отработку профессиональных навыков.

Рис. 11. Пример Рис. 12. Пример из рабочей тетради студента

из рабочей тетради фад КубГУ А. Кливекиной

студента ФАД КубГУ А. Кливекиной

Результаты исследовательских работ представляются на итоговых планшетах, а предшествующие им поиски отражены в поисковых клаузурах и в рабочей тетради студента. Как правило, рабочая тетрадь не регламентирована по размеру и состоит из чистых листов, где студент может вести как конспекты, так и выполнять быстрые графические зарисовки по теме курсового проекта. Данная практика позволяет отследить и направить ход мыслей студента, сконцентрироваться на проблемном поле и проследить его рост в каждой работе, а также степень увлеченности автора темой. Рабочая тетрадь является не просто инструментом для рассуждений архитектора, но и неким проявлением авторского стиля руки будущего мастера. Про-

ектные работы студентов-архитекторов первого курса по дисциплине «Архитектурное проектирование» направлены на изучение принципов, средств и видов композиции и развитие навыков абстрактного формотворчества.

На втором курсе студенты переходят к работе над объектом без внутреннего пространства: беседки, навесы, выставочные павильоны. Задачи, которые должны решить студенты, строятся на поиске места, материала и идее организации пространства для периодических функций. Особое внимание уделяется работе с масштабом, поиску образа и уместности объекта в конкретно взятой среде. Поиски архитектурного решения обязательно сопровождаются архитектурными зарисовками, зафиксированными в рабочих тетрадях.

Рис. 13. Пример из рабочей тетради студента Рис. 14. Пример из рабочей тетради

ФАД КубГУ В. Рыбалко студента ФАД КубГУ А. Кливекиной

В ходе работы над проектами у студентов второго курса происходит развитие абстрактного моделирования, начинается вникание в струк-

туры проектного процесса — от творческого поиска формы до ее конструктивного и функционального выражения (рис. 13).

Методология и технология профессионального образования

На третьем курсе задачи в области архитектурного проектирования еще более усложняются: происходит увеличение масштаба среды, с которой предстоит работать, появляются градостроительные задачи, а именно проектирование поселка. Таким образом, происходит кардинальная перестройка проектного процесса, создается градостроительная среда, а уже в нее встраиваются архитектурные объекты: индивидуальный жилой дом, дом средней этажности или объект общественного назначения: пожарное депо, парковка. Происходит концентрация на аксонометричес-

О

яедЕИНЯ

ких или перспективных изображениях (рис. 15). Приоритет отдается поиску крупных масс в застройке, поиску доминант и копированию изображений выдающихся мастеров. Ручная графика, работа в рабочей тетради являются приоритетными в поиске образной составляющей и выполнении домашних и самостоятельных работ. На этом курсе работа на компьютере носит необязательный характер, студент сам решает в какой манере выполнять подачу курсовых проектов: ручная или компьютерная графика.

Рис. 15. Пример из рабочей тетради студента ФАД КубГУ А. Кливекиной

На четвертом курсе студенты погружаются в тематику больших проектных задач — проектирование микрорайона, школы, музея и высотного дома. Данные проекты сложны как с точки зрения, функции, типологии, так и с точки зрения графической реализации. Поэтому роль эскизирования сводится к поиску образа, отработке объемно-пространственной композиции и работе над фасадами и деталями. В этот период рабочая тетрадь уходит на второй план, уступая место работе на кальках с большим форматом изображений (рис. 15). Проектные задачи третьего и четвертого курсов являются подготовительными для формирования авторской позиции по темам проектирования, где критерием значимости является способность вариативно решать поставленные задачи и выбирать наиболее оптимальное проектное решение. Программа по проектированию для старших курсов является базовой в подготовке к дипломному проектированию.

Таким образом, освоение формальных закономерностей построения и преобразования изображений, использование инструментов, методов

ручной графики вырабатывают профессиональные навыки изобразительности как инструмента проектного мышления в области архитектурного проектирования.

Список источников

1. Бурцев А.Г. Архитектурная семиотика: учеб. пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2015. 193 с.

2. Искусство / под ред. Э. Грема-Диксона. Пер.с англ. М.: ЗАО «БММ», 2009. 612 с.

3. Кузин В.С. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.

4. Марченко М.Н. Научно-педагогические основы развития способностей дизайнерской деятельности: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012.

5. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов: учеб. пособие. для вузов. М.: МГТУ им. Косыгина, 2003. 296 с.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Чарвест, 1999. 312 с.

7. Ярошенко И.В. Этапы формирования творческих способностей в процессе преподавания коммуникативных дисциплин для бакалавров архитектуры (гл. 3) // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа: монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. 266 с.

8. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Pro-jects_POOP/BAK/07.03.01_POOP_1.pdf

References

1. Burtsev A.G. Architectural Semiotics: textbook. Yekaterinburg: Architecton, 2015. 193 p.

2. Art / ed. by E. Graham-Dixon. Transl. from Eng. Moscow: ZAO "BMM", 2009. 612 p.

3. Kuzin V.S. Psychology. Moscow: AGAR, 1997. 304 p.

4. Marchenko M.N. Scientific and pedagogical foundations of the development of abilities in design activity: monograph. Krasnodar: Kuban State University, 2012.

5. Stor I.N. Meaning-making in graphic design. Metamorphoses of visual images: textbook for universities. Moscow: Moscow State Technical University named after Kosygin, 2003. 296 p.

6. Chernyshev O.V. Formal composition. Creative workshop. Minsk: Harvest, 1999. 312 p.

7. Yaroshenko I.V. Stages of forming creative abilities in the process of teaching communicative disciplines for architecture bachelors (chapter 3) // Development of modern education: experience of theoretical and empirical analysis: monograph. Petrozavodsk: MCNP "New Science", 2022. 266 p.

8. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/Pro-jects_P00P/BAK/07.03.01_P00P_1.pdf

Информация об авторах

И.В. Ярошенко — кандидат исторических наук, доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного университета;

Д.В. Гайдук — доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного университета, член Союза архитекторов России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors I.V. Yaroshenko — Associate Professor at the Department of Architecture of the Kuban State University, Candidate of Historical Sciences;

D.V. Gayduk — Associate Professor at the Department of Architecture of the Kuban State University, Member of the Union of Architects of Russia.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 1 9.03.2024; одобрена после рецензирования 1 9.04.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted to the editorial office 19.03.2024; approved after review 19.04.2024; accepted for publication 20.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.