Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНКА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНКА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСУНОК / РИСУНОК ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ / ПРЕПОДАВАНИЕ РИСУНКА / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / РИСУНОК В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методики обучения дизайнеров по рисунку с целью их готовности к проектной деятельности. Обучающиеся дизайну должны не только уметь выполнять рисунки с натуры, но и быть готовыми к выполнению рисунков, выражающих проектные идеи. Для этого надо уметь преобразовывать изображения, вкладывая в рисунки проектный замысел. Если в этом направлении не проводить специальную работу, то даже хорошие рисунки не могут быть использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. Цель статьи - предложить разработанный комплекс заданий, в котором предусмотрено развитие умений выполнять рисунки и преобразовывать их в направлении проектирования объекта. Применены методы: наблюдение за процессом выполнения рисунков, анализ рисунков и педагогический эксперимент. Разработаны задания, в которых дополнительно к академическим задачам решается комплекс специальных задач с учетом проектной деятельности. Суть заданий заключается в преобразовании объекта изображения по ассоциации с формой и содержанием объекта, наделении объекта определенными качествами, придании изображению объекта образной трактовки и различных пространственных характеристик, а также применении полученного изображения в каком-либо объекте проектирования. Выявлено, что разработанные задания способствуют развитию навыков выражения проектных идей графическими средствами. Задания, в которых студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера, придает действиям студента осознанный и целенаправленный характер. Приведены примеры рисунков студентов, выполненных в процессе педагогического эксперимента, демонстрирующих смысл заданий. В результате апробации разработанных заданий в экспериментальной группе зафиксировано повышение числа студентов, показавших высокий уровень готовности к использованию рисунка в профессиональной деятельности дизайнера. Опыт работы со студентами показал, что выполнение заданий по преобразованию изображения объекта расширяет круг создаваемых художественных образов и использование их в дизайн-проектировании. Разработанный комплекс заданий определен к использованию в процессе обучения рисунку дизайнеров. Предназначен для преподавателей рисунка и учебных заведений, осуществляющих художественно-прикладную подготовку студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DRAWING CAPABILITIES IN THE FORMATION OF THE ABILITY TO CREATE IMAGES IN THE FIELD OF OBJECT DESIGN

The relevance of the study is due to the need to update the training methods for designers in drawing with the aim of their readiness for project activities. Design learners should not only be able to draw from life, but also be ready to make drawings that express design ideas. To do this, you need to be able to transform images, putting a design intent into the drawings. If no special work is carried out in this direction, then even good drawings cannot be used in the project and the student will not be ready to express the design intent by graphic means. The purpose of the article is to propose a worked out set of tasks, which provides for the development of skills to make drawings and transform them in the direction of designing an object. The following methods were applied: observation of the process of making drawings, analysis of drawings and a pedagogical experiment. The tasks have been worked out, in which, in addition to academic tasks, a complex of special tasks should be solved, taking into account project activities. The essence of the tasks is to transform the image object by association with the shape and content of the object, endowing the object with certain qualities, giving the image of the object a figurative interpretation and various spatial characteristics, as well as using the resulting image in any object of design. It was revealed that the worked out tasks contribute to the development of skills in expressing design ideas by graphic means. Tasks, in which the student must apply his/her drawing in any object of the designer's professional activity, imparts a conscious and purposeful character to the student's actions. The examples of students' drawings made in the course of the pedagogical experiment demonstrating the meaning of the tasks are given. As a result of testing the worked out tasks in the experimental group, we recorded an increase in the number of students who showed a high level of readiness to use a drawing in the professional activity of a designer. The experience of working with students has shown that the fulfillment of tasks for transforming the image of an object expands the range of created artistic images and their use in design. The worked out set of tasks is approved for use in the process of teaching drawing to designers. It is intended for teachers of drawing and those educational institutions that carry out artistic and functional training of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РИСУНКА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЯТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В НАПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2021, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211076 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11076 УДК 378.147

Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта

Using drawing capabilities in the formation of the ability to create images in the field of object design

Автор статьи

L

Author of the article

Савинов Андрей Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия ORCID: 0000-0001-5158-9968 sawinov.andr@yandex.ru

Andrey M. Savinov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Design and Visual Arts, Vyatka State University, Kirov, Russia ORCID: 0000-0001-5158-9968 sawinov.andr@yandex.ru

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

L

Савинов А. М. Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 11. С. 110-124. URL: http://e-koncept.ru/2021/211076.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11076

A. M. Savinov, Using drawing capabilities in the formation of the ability to create images in the field of object design // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 11. P. 110-124. URL: http://e-koncept.ru/2021/211076.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11076

Поступила в редакцию Received 22.10.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.11.21

Принята к публикации Accepted for publication 26.11.21 Опубликована Published 30.11.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Савинов А. М., 2021

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методики обучения дизайнеров по рисунку с целью их готовности к проектной деятельности. Обучающиеся дизайну должны не только уметь выполнять рисунки с натуры, но и быть готовыми к выполнению рисунков, выражающих проектные идеи. Для этого надо уметь преобразовывать изображения, вкладывая в рисунки проектный замысел. Если в этом направлении не проводить специальную работу, то даже хорошие рисунки не могут быть использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. Цель статьи - предложить разработанный комплекс заданий, в котором предусмотрено развитие умений выполнять рисунки и преобразовывать их в направлении проектирования объекта. Применены методы: наблюдение за процессом выполнения рисунков, анализ рисунков и педагогический эксперимент. Разработаны задания, в которых дополнительно к академическим задачам решается комплекс специальных задач с учетом проектной деятельности. Суть заданий заключается в преобразовании объекта изображения по ассоциации с формой и содержанием объекта, наделении объекта определенными качествами, придании изображению объекта образной трактовки и различных пространственных характеристик, а также применении полученного изображения в каком-либо объекте проектирования. Выявлено, что разработанные задания способствуют развитию навыков выражения проектных идей графическими средствами. Задания, в которых студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера, придает действиям студента осознанный и целенаправленный характер. Приведены примеры рисунков студентов, выполненных в процессе педагогического эксперимента, демонстрирующих смысл заданий. В результате апробации разработанных заданий в экспериментальной группе зафиксировано повышение числа студентов, показавших высокий уровень готовности к использованию рисунка в профессиональной деятельности дизайнера. Опыт работы со студентами показал, что выполнение заданий по преобразованию изображения объекта расширяет круг создаваемых художественных образов и использование их в дизайн-проектировании. Разработанный комплекс заданий определен к использованию в процессе обучения рисунку дизайнеров. Предназначен для преподавателей рисунка и учебных заведений, осуществляющих художественно-прикладную подготовку студентов.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the study is due to the need to update the training methods for designers in drawing with the aim of their readiness for project activities. Design learners should not only be able to draw from life, but also be ready to make drawings that express design ideas. To do this, you need to be able to transform images, putting a design intent into the drawings. If no special work is carried out in this direction, then even good drawings cannot be used in the project and the student will not be ready to express the design intent by graphic means. The purpose of the article is to propose a worked out set of tasks, which provides for the development of skills to make drawings and transform them in the direction of designing an object. The following methods were applied: observation of the process of making drawings, analysis of drawings and a pedagogical experiment. The tasks have been worked out, in which, in addition to academic tasks, a complex of special tasks should be solved, taking into account project activities. The essence of the tasks is to transform the image object by association with the shape and content of the object, endowing the object with certain qualities, giving the image of the object a figurative interpretation and various spatial characteristics, as well as using the resulting image in any object of design. It was revealed that the worked out tasks contribute to the development of skills in expressing design ideas by graphic means. Tasks, in which the student must apply his/her drawing in any object of the designer's professional activity, imparts a conscious and purposeful character to the student's actions. The examples of students' drawings made in the course of the pedagogical experiment demonstrating the meaning of the tasks are given. As a result of testing the worked out tasks in the experimental group, we recorded an increase in the number of students who showed a high level of readiness to use a drawing in the professional activity of a designer. The experience of working with students has shown that the fulfillment of tasks for transforming the image of an object expands the range of created artistic images and their use in design. The worked out set of tasks is approved for use in the process of teaching drawing to designers. It is intended for teachers of drawing and those educational institutions that carry out artistic and functional training of students.

Key words

рисунок, рисунок для дизайнеров, преподавание рисунка, преобразование изображения, рисунок в проектной деятельности

drawing, drawing for designers, teaching drawing, image transformation, drawing in design activities

Благодарности

Acknowledgements

Автор выражает благодарность Вятскому государственному университету, на базе которого проводилось исследование; благодарность студентам, предоставившим для статьи свои рисунки.

The author expresses his gratitude to the Vyatka State University, on the basis of which the research was carried out; his gratitude to the students who submitted their drawings for the article.

Введение / Introduction

В процессе развития методики обучения рисунку при подготовке дизайнеров на разных исторических этапах были разные подходы к тому, как надо обучать рисовать и что должно быть главным в подготовке дизайнера, при этом всегда было понимание того, что рисунок должен служить средством выражения проектных идей. В то же

время в практике преподавания эта особенность не всегда учитывалась, а в научных исследованиях не было разработано методики, которая устанавливала бы взаимосвязь рисунка и проектирования. Хотя такие попытки предпринимались, исследователи предлагали использовать в процессе обучения специальный рисунок, который связывал бы традиционный рисунок с процессом проектирования [1, 2].

На сегодняшний день возникло противоречие между требованиями, предъявляемыми к дизайнеру в области профессиональных задач с применением рисунка, и имеющейся практикой подготовки студентов дизайнеров по рисунку, которая не учитывает в должной мере особенности будущей проектной деятельности дизайнера. По результатам обсуждения данного вопроса на научных конференциях отмечается широкий разброс мнений, часто противоположных, и недостаток конструктивных идей для сближения позиций [3-5]. Крайние точки зрения дискуссии - от полного отрицания необходимости обучения реалистическому рисунку будущих дизайнеров до категорического отрицания каких-либо нововведений в веками выверенную методику обучения рисунку. Исходя из вскрытого противоречия, была выявлена необходимость поиска методических подходов к сближению позиций: с одной стороны, обновления методики, с другой - сохранения традиций обучения академического рисунку при подготовке дизайнеров.

Цель настоящей статьи - предложить разработанный комплекс заданий, который способствовал бы переходу умений выполнять академический рисунок и решать задачи выхода в проектную графику.

Реализация цели достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть отличительные особенности рисунка при подготовке дизайнеров.

2. Обосновать задания, которые развивали бы умения графическими средствами передавать проектную идею и в результате приводили к реализации профессиональных компетенций.

3. Привести примеры рисунков студентов, выполненных в процессе апробации разработанных заданий.

Обзор литературы / Literature review

Различные стороны процесса подготовки дизайнеров по рисунку рассматривались исследователями художественной педагогики и активно обсуждались на различных научных конференциях. Как правило, исследователи раскрывают методические условия воздействия на формирование умений и навыков выполнения рисунка на разных этапах освоения художественной грамоты - от изображения натюрморта до рисунка головы и фигуры человека. Наиболее обсуждаемый вопрос на конференциях: надо ли учить дизайнеров академическому рисунку или для них важнее специальное рисование? Этому вопросу посвящены исследования О. Л. Левена [6], А. Н. Сидорова [7]. В последние годы в научных исследованиях наиболее часто обсуждались вопросы специфики академического рисунка для дизайнеров (В. П. Маяковский [8], А. А. Точилин [9]), вопросы учебного рисунка в художественно-промышленном образовании (Е. А. Соболев [10]) и задачи формирования проектного мышления в художественном образовании (С. П. Ломов [11]). Особый интерес вызывает исследование М. В. Горелова, в нем рассматривается роль рисунка как инструмента проектного мышления дизайнера. М. В. Горелов определил специфику специального рисования как связующего звена академического рисунка с проектированием, но им не предложена педагогическая модель этого перехода. Для нас важен вывод, к которому

пришел автор, а именно то, что рисунок в том виде, в каком идет обучение сейчас, не удовлетворяет требованиям времени [12]. Следующий шаг в обоснование роли специального рисунка и разработки методической базы этого курса сделал в своем исследовании О. Л. Левен [13]. Он в своей работе сформулировал частные методические принципы специального рисунка для дизайнеров и обосновал необходимость специального рисунка как отдельной дисциплины в системе дизайн-образования. Но при этом решение задачи разработки педагогической модели подготовки дизайнеров по рисунку в полном объеме не было выполнено. В проведенных исследованиях не предлагаются задания, направленные на формирование умений перерабатывать изображение в направлении проектирования объекта, а именно это сегодня является главной задачей при подготовке дизайнеров. В практике преподавания специальное рисование, которое направлено на усвоение особенностей получаемой квалификации, не вписано в систему обучения рисунку, часто преподается на экспериментальных началах на основе индивидуального опыта педагога. Проведенный анализ показал, что целенаправленному формированию проектного мышления средствами рисунка в научных исследованиях не уделено должного внимания.

Что касается зарубежных авторов, то немногочисленные зарубежные работы по обучению рисунку таких авторов, как Г. Баммес [14] и Е. Барчаи [15], в большей степени посвящены изучению анатомических и конструктивных особенностей рисования головы и фигуры человека, специфика преподавания рисунка для дизайнеров оставлена за пределами их научных исследований. А авторы, которые обращают внимание на рисунок для дизайнеров, не занимаются вопросами методики обучения, их работы направлены на освоение основ композиции (T. Самара [16], A. Арнтсон [17], Ч. Уайтинг [18]). В большей степени представляют интерес работы по методике овладения нестандартными материалами; так, A. Буковец и Р. Поточник считают, что поскольку рисование карандашом является базовым, но в настоящее время часто игнорируемым или недооцененным навыком, то они предлагают дидактическое пособие - монохромную книгу с картинками художника. В своем исследовании на основе созданных произведений изобразительного искусства и расшифрованных интервью они проверили ответы студентов на технику монохроматического графита. Это исследование показывает, что графитовая техника привлекает студентов и обновляет их знания о концепциях визуального искусства [19].

Безусловно, проведенные исследования создали методические основы подготовки дизайнеров по рисунку, но они либо не в полной мере учитывают особенности обучения рисунку дизайнеров, либо не связаны с методикой обучения. Поэтому назрела более детальная разработка и апробация комплекса методических мероприятий для более активного освоения рисунка в дизайн-образовании с учетом его специфики.

Материалы и методы исследования / Materials and research methods

Методология исследования определяется принципом практикоориентированно-сти подготовки дизайнеров, реализованным в проектных заданиях. Методами исследования являются анализ психолого-педагогических, методических трудов по вопросам подготовки дизайнеров; педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. Базой исследования являлся Вятский государственный университет. В исследовании приняли участие 58 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн», профили подготовки «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн виртуальной реальности». Экспериментальная работа проводилась с сентября 2016 года по май 2021

года и включала три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Был проведен анализ существующих методических подходов к обучению рисунку, осуществлен срез современного состояния подготовки дизайнеров по рисунку, разрабатывались и обосновывались специальные задания. На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, апробация разработанного комплекса заданий в дизайн-образовании. На третьем этапе проводился контрольный этап педагогического эксперимента и систематизация полученных результатов.

Результаты исследования / Research results

Проведенное исследование показало, что подготовка дизайнера предполагает умение быстро рисовать и выражать в своих рисунках проектную идею. Поэтому обучение рисунку должно быть направлено на развитие у студентов умения преобразовывать изображение объекта, выявляя его различные качества - ритмические, пластические, формообразующие и другие. Также следует отметить, что дизайнерам в работе над проектом требуется концептуальное обоснование, для этого у студентов необходимо формировать умения создавать художественные образы [20, 21]. Для достижения этой цели необходимо давать задания, которые побуждают студентов к активной графической деятельности, это краткосрочные рисунки. Выполнение заданий в короткие сроки стимулирует у студентов мыслительную активность, которая сказывается на активизации психических процессов восприятия, воображения, памяти [22-24]. Кроме того, быстрое рисование для дизайнера необходимо в его профессиональной деятельности. В практике дизайн-проектирования часто требуется именно навык быстрого рисования, с помощью наброска дизайнер выражает концепцию своей работы и демонстрирует ее заказчику. Таким образом, рисунок при подготовке дизайнеров должен иметь следующие отличительные особенности:

- в рисунке должна прослеживаться идея, концепция работы;

- выразительные средства должны обладать лаконичностью;

- в рисунке должны применяться разнообразные материалы и техники исполнения, а также различные приемы преобразования объекта изображения.

На основе полученных выводов об особенностях подготовки дизайнеров по рисунку были разработаны задания, которые призваны способствовать развитию необходимых навыков по выполнению рисунков и умений их преобразовывать в направлении дизайн-проектирования.

Для проверки действенности заданий был проведен педагогический эксперимент. Чтобы осуществить сравнение результатов обучения студентов по обычной программе и экспериментальной, с включением разработанных заданий, был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Были выделены контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). Для оценки рисунков были использованы критерии как общепринятые, связанные с композицией изображения, достижения целостности рисунка, так и составленные специально для разработанного комплекса заданий [25]. Для оценки рисунков, связанных с получаемой квалификацией, были добавлены следующие критерии:

1. Владение различными техниками, приемами и средствами преобразования рисунка, направленными на выражение проектных идей.

2. Выполнение рисунка соответственно цели назначения в дизайн-проекте.

Итоги констатирующего этапа эксперимента в процентном соотношении показали низкий уровень владения графическим искусством для передачи проектного замысла в рисунке. Результаты обеих групп были примерно идентичны. После этого был проведен формирующий этап педагогического эксперимента. В процессе формирующего этапа эксперимента проведена апробация разработанного комплекса заданий. Комплекс состоит из шести основных заданий.

Рассмотрим подробнее задания и задачи, которые решаются в процессе их выполнения. Осваивая программу по рисунку, студенты проходят все темы, начиная от предметов быта до фигуры человека, но помимо традиционной программы дополнительно к академическим заданиям выполняется комплекс специальных заданий с учетом будущей проектной специфики в профессиональной деятельности выпускников. Примером, иллюстрирующим смысл заданий, в данной статье является предмет быта - самовар.

Задание 1

Первое задание направлено на переработку объекта изображения по ассоциации с его формой. Задание призвано способствовать развитию ассоциативного мышления, которое основывается на ассоциациях. В. С. Кузин отмечал, что «чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе» [26]. О том, что существует взаимосвязь различных объектов между собой в воображении человека, знали еще в античное время, тогда же был введен термин «ассоциация», он был использован для показа взаимосвязи между различными представлениями, которые появляются при случайном стечении обстоятельств [27]. То, что сейчас можно назвать ассоциацией с формой, является трансформацией образа, которая заключается в том, что изначальный образ становится другим, но частично остается прежним. Задача преобразовать изображение по ассоциации должна пониматься не только как взаимосвязь двух разных образов, но главным образом как трансформация состояния одного и того же образа. Пример ассоциации по форме объекта приведен в рис. 1, 2.

В преобразованном рисунке самовара показан пример ассоциации без учета его функциональных особенностей. Предмет быта служит источником ассоциации для создания архитектурного сооружения, его конструкция, особенности формы могут служить отправной точкой при формировании проектных решений зданий и сооружений.

Рис. 1. Реальный объект - самовар

Архитектурное сооружение в форме самовара

Рис. 2. Преобразование изображения по ассоциации с его формой.

Задание 2

Второе задание, которое предлагается выполнить студентам, - это тоже преобразование изображения объекта по ассоциации, но не только с формой, а в большей степени с его смыслом, содержанием. В этом задании необходимо в объекте изображения найти его главное качество, основную идею и уже к этому найти ассоциацию. Главная идея объекта, его смысл всегда у объекта уникальны, и, чтобы возникла ассоциация по смыслу, информация, имеющая универсальное значение, и индивидуальное понимание объекта сначала должны найти точки соприкосновения, а затем вступает ассоциативное мышление и начинается творческий процесс: как отмечают исследователи, при извлечении смысла информации важен опыт индивидуума, работа его воображения, творчество, интуиция [28]. А возникающие в процессе обработки информации взаимосвязи с личностным опытом пробуждают личностный смысл [29]. В приведенном примере предмета быта можно отметить, что одно из главных свойств самовара - это нагрев, наличие топки, поэтому у студента возникла ассоциация с печью и паровозом (см. рис. 3, 4). Форма здесь тоже играет роль, так как убедительная концепция в рисунке возникает тогда, когда в основе ассоциации находятся в гармонии форма и содержание объекта.

Рис. 3. Преобразование изображения по ассоциации с содержанием. Самовар-печь

Рис. 4. Преобразование изображения по ассоциации с содержанием. Самовар-паровоз

Задание 3

Задание заключается в том, чтобы наделить объект изображения характером или эмоциональным состоянием, присущим человеку.

Выполняя задание, необходимо провести психологический анализ эмоций и разобраться в их внешнем проявлении у человека, а затем наделить объект изображения этими особенностями. В приведенном примере «носителем» эмоций выступает предмет быта самовар (см. рис. 5, 6). Самовар наделяется эмоциональным состоянием, присущим человеку, при этом можно использовать противоположные эмоциональные состояния, например грустный самовар или веселый, самовару страшно или он испытывает энтузиазм. Также предмет быта можно наделить определенным характером. Необходимо понять, какие внешние проявления у человека выдают его характер, как черты личности человека проявляются в его общении с другими людьми или в его деятельности. Наблюдая за людьми и придавая черты личности человека раз-

личным объектам, можно добиться необходимой выразительности в рисунке и выразить идею, которая, как правило, формируется в проектном задании. Это особенно актуально в настоящее время, когда визуальная среда активно воздействует на человека и имеется потребность визуализации окружающей среды и познания ее через зрительное восприятие.

Рис. 5. Наделение объекта изображения эмоциональным состоянием. Грустный самовар

Рис. 6. Наделение объекта изображения определенным характером, проявляющимся в деятельности. Самовар-боец

Задание 4

Четвертое задание - преобразование формы объекта в различных стилях изобразительного искусства, дизайна, архитектуры. В этом задании, прежде всего, необходимо познакомиться с различными стилями, как классическими, так и современными, ставшими актуальными в наше время, и определить, какой стиль лучше подходит к объекту изображения. К какому-то объекту больше подойдут традиционные исторические стили архитектуры, а к какому-то ближе будут стили индивидуальные, например стиль какого-либо художника, стиль конкретного интерьера (см. рис. 7, 8).

Рис. 7. Преобразование изображения в стиле абстракционизма

Рис. 8. Преобразование изображения в стиле барокко

Задание 5

Пятое задание направлено на то, чтобы обучающиеся поработали с формой изображаемого объекта, попробовали придать ему различные пространственные характеристики, поманипулировали с формой объекта. Это могут быть различные способы разрушения конструкции: скручивание формы, растягивание по разным направлениям, разрывы формы, перекомпоновка отдельных частей объекта. Такие трансформации формы могут привести к интересным находкам, может появиться то настроение или состояние объекта, которое позволит лучше выполнить проектное задание. В примере на рис. 9 форма самовара вытягивается и видоизменяются детали, что приводит к сходству с шахматной фигурой, а на рис. 10 приведен пример деформации формы самовара. Конечно, чаще всего такие умения формируются на занятиях по композиции. Но все профессиональные дисциплины при подготовке дизайнеров должны работать на подготовку студента к решению им проектных задач, поэтому и курс рисунка играет в этом важную роль. Задания по рисунку должны быть направлены на понимание и закрепление законов композиции.

Задание 6

Шестое задание непосредственно связано с проектированием, так как предполагает применение какого-либо рисунка, выполненного студентами во время проектной деятельности. Дизайнер, в отличие от художника, не делает станковые работы, его рисунки не для украшения стен, хотя в них и присутствует эстетическая составляющая, его рисунки - это его идеи, которые он должен применить в проекте. Студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера. В этом случае работа студента становится более осознанной и целенаправленной. Если на этом не заострять внимание, то может получиться так, что даже хорошие рисунки не могут быть использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. На рис. 11 показано применение изображения шахматной фигуры в афише к чемпионату по русским шахматам, самовар считается русским символом гостеприимства и тем самым визуально позиционирует чемпионат. На рис. 12 изображение текучего самовара под огнем применено в плакате, в котором выражена актуальная тема - следить за своим

здоровьем. Обе версии применения изображений являются лишь концепцией, которая может быть доработана, например, необходимо применить другой шрифт, изменить размер изображений в формате и т. п., но это уже относится к проектированию, в процессе освоения курса рисунка важно, чтобы рисующий понимал, что его работа может быть применена в проектной деятельности.

Рис. 11. Применение изображения в проектной деятельности. Афиша к чемпионату по русским шахматам Рис. 12. Применение изображения в проектной деятельности. Плакат с призывом следить за своим здоровьем

На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено контрольное сопоставление результатов ЭГ и КГ. Контроль за ходом выполнения заданий был одним из условий, которые присутствовали на всех видах учебной деятельности студента. Итоговый контроль проводился после завершения каждого семестра и учебного года. Материалы итогового контроля были использованы для контрольного этапа эксперимента. Разработанный комплекс заданий проходил апробацию со студентами 1-1У курсов. Рисунки, выполненные в течение семестра, контрольные задания, результаты просмотров в конце семестров характеризовали качество и эффективность экспериментального обучения.

Результаты оценки уровня освоения практических умений по выполнению рисунков и преобразованию их в направлении проектирования объекта до и после экспериментальной работы приведены в таблице.

Сравнительные результаты уровня практических умений

Уровни оценки Количество испытуемых (в %)

до внедрения после внедрения

КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 20,97 20 37,63 62,22

Средний 67,74 67,22 52,16 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий 11,29 12,78 10,21 2,78

Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента показал, что уровень подготовки студентов в ЭГ, в сравнении с КГ, существенно повысился. Было установлено, что разработанные задания способствовали развитию умений и навыков выражения проектных идей графическими средствами. Полученные данные согласуются с мнением исследователей о том, что рисунок, связанный с получаемой квалификацией, развивает проектное мышление [30, 31]. Коррелируются также с выводами исследователей, указывающих на необходимость освоения будущими дизайнерами специального рисунка, в котором будут задания по преобразованию изображений в направлении проектирования объекта [32-34]. При таком подходе получаемые в процессе обучения рисунку фундаментальные знания и навыки реализовываются в работе по специальности: «чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии» [35].

Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что связь академического рисунка с проектированием возможна. Для этого необходимо проводить со студентами специальные задания, которые подразумевают наличие умений грамотно рисовать и с помощью графических средств выражать проектный замысел. В рамках освоения курса рисунка этот замысел может быть выражен в виде концептуального предложения, но студенты, с которыми практикуются такие задания, становятся готовы использовать рисунок в проектной деятельности. Таким образом, не отрицаются классические достижения в методике преподавания академического рисунка, но в то же время вносятся нововведения, которые развивают устоявшиеся подходы с учетом получаемой квалификации.

Заключение / Conclusion

Рисунок при подготовке дизайнеров имеет свои отличительные особенности, которые заключаются в том, что студенты должны уметь вкладывать в свои рисунки проектные идеи. Для этого необходимо владеть приемами преобразования изображаемого объекта, используя разнообразные техники и средства выразительности. Подготовиться к решению этих задач возможно через выполнение специальных заданий. Суть заданий заключается в том, чтобы выполнять рисунки по различным направлениям преобразования объекта: преобразование объекта изображения по ассоциации с его формой и содержанием; наделение объекта эмоциональным состоянием; преобразование объекта в каком-либо стиле изобразительного искусства, дизайна, архитектуры; трансформация формы изображаемого объекта в различных пространственных характеристиках; применение преобразованного изображения в каком-либо объекте проектирования.

Педагогический эксперимент показал, что после применения разработанных заданий происходят качественные изменения в рисунках студентов:

- после выполнения серии заданий по преобразованию объекта по ассоциации с формой и содержанием у студентов в рисунках появляются новые образы и оригинальные идеи, которые можно применить в проекте;

- задания с задачей придания объекту изображения эмоционального состояния, присущего человеку, помогает в проектировании объекта, будь то фирменный стиль, знаки визуальной коммуникации или концепция средового пространства;

- объемно-пространственная трансформация объекта обогащает графические возможности студента, позволяет ему создавать новые образы и оригинальные концепции;

- студенты, получившие практику применения своих рисунков в области проектирования, более грамотно разрабатывают проектный замысел, быстрее приходят к результату по оформлению своей идеи в проект, что в результате положительно влияет на их профессиональный уровень.

Ссылки на источники / References

1. Боброва Е. В. О специфике заданий по академическому рисунку для студентов-дизайнеров // Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием, Омск, 21-22 апреля 2015 года / ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса». -Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. - С. 102.

2. Иванов А. О. Задачи дисциплины «рисунок в дизайне» // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2020. - № 1. - С. 120-123. - DOI 10.37909/978-5-89170-281-3-2020-1019.

3. Колышев Ю. Б. Сохранение и развитие традиций в преподавании дисциплины «рисунок» для будущих архитекторов и дизайнеров // Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: теория, практика, образование: материалы Междунар. науч. конф., Волгоград, 23-29 сентября 2018 года / ред.-сост. Н. В. Иванова. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2018. - С. 366-368.

4. Свиркина Т. В. Рисунок как базовая дисциплина в подготовке дизайнера // Перспективы высшего дизайн-образования в условиях ФГОС 3++: материалы Межвуз. науч.-метод. конф., Москва, 30 ноября 2020 года. -М.: Московский художественно-промышленный институт, 2020. - С. 82-84.

5. Сидоренко В. Ф. Уроки классической традиции. Рисунок для дизайнеров: учеб. пособие для студ. вузов. -М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2006. - 168 с.

6. Левен О. Л. Методические основы обучения дизайнеров специальному рисунку // Наука и школа. - 2020. -№ 4. - С. 170-180.

7. Сидоров А. Н. Специальный рисунок в реалиях современного учебного процесса // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - СПб.: ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. - С. 169-175.

8. Маяковский В. П., Кузьмичева С. И. Модернизация преподавания рисунка для дизайнеров // Инженерные и социальные системы: сб. науч. тр. ин-та архитектуры, строительства и транспорта ИВГПУ. - Иваново: Ивановский государственный политехнический университет, 2020. - С. 129-131.

9. Точилин А. А. Проектная деятельность в освоении академического рисунка для студентов-дизайнеров // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф.: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга». - Новосибирск, 2018. -С. 24-32.

10. Соболев Е. А. Задачи учебного рисунка в художественно-промышленном образовании на современном этапе // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - СПб.: ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. - С. 176-184.

11. Ломов С. П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. - № 5. - С. 7-11.

12. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МГХПУ им. С. Г. Строганова: дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2006. - С. 8.

13. Левен О. Л. Теоретические и практические аспекты освоения техник быстрого рисования бакалаврами графического дизайна на занятиях специальным рисунком // Инновации в социокультурном пространстве: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. - Благовещенск, 2019. - С. 136-139.

14. Bammes G. Der nackete Mensch // Hand- und lehrbuch der anatomie furkunstler. - Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1982. - 474 S.

15. Barcsay J. Miiveszeti anatomia. - Budapest: Korvina, 1975. - 295 s.

16. Samara T. Design Elements: A Graphic Style Manual. - N. Y.: Rockport Publishers, 2007. - 273 p.

17. Vit A. Graphic Design, Referenced: A Visual Guide to the Language, Applications, and History of Graphic Design. -N. Y.: Rockport Publishers, Rockport, 2009. - 404 p.

18. Whiting Ch. S. Creative thinking. - N. Y.: Reinhold, 1958.

19. Bukovets A., Potochnik R. The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite // Teaching Artist Journal. - 2019. - Vol. 17. - Issue 3-4. - URL: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230.

20. Зинченко В. П. Методические принципы развития творческих способностей на занятиях академическим рисунком // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 2. - М.: Прометей, 1998. - С. 33-37.

21. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

22. Федин Д. А. Краткосрочный рисунок в художественной и педагогической практике // Доклады 66-й науч. конф. профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2009. - С. 32-34.

23. Шайхулов Р. Н. Роль краткосрочного рисунка и наброска в обучении графических дизайнеров // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Нижневартовск. -Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2013. - С. 160-163.

24. Шевченко С. Т. Значение линейного наброска в предвузовском обучении рисунку // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - СПб.: ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. - С. 204-208.

25. Савинов А. М. Диагностика учебной деятельности по академическому рисунку у студентов дизайнеров // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2016. - № 3. - URL: http://www.art-educa-tion.ru/sites/default/files/journal_pdf/savinov_88-92.pdf.

26. Кузин В. С. Психология: учеб. - М.: «Агар», 1997. - 304 с.

27. Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: учеб. для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Академический Проект, 2004. - С. 201.

28. Борзова Т. В., Мосунова Л. А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2020. - Т. 10. - № 1. - С. 724. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.01

29. Demshina N. V., Mosunova L. A. Investigation of the Levels of Semantic Perception of Information in Additional Education // Sci. Tech. Inf. Proc. - 2019. - 46. - Р. 112. - URL: https://doi.org/10.3103/S0147688219020096.

30. Меркулова С. В. Проблемы формирования визуального мышления студентов-дизайнеров средствами рисунка // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., Бирск, 05 апреля 2018 года. - Бирск: Восточная печать, 2018. - С. 63-74.

31. Мартынов В. В. Роль занятий по специальной графике на развитие творческих способностей графического дизайнера // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. - 2010. - Т. 2. - С. 333-340.

32. Савинов А. М., Полынская И. Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2(38). - С. 361-384. - DOI: 10.32744/pse.2019.2.27.

33. Меркулова С. В. Проблемы формирования визуального мышления студентов-дизайнеров // Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф.. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - С. 63-74.

34. Пугин В. В., Семенов В. Ю., Константинов К. К. Специальный рисунок в прикладном художественном вузе: вызов времени или очередной удар по школе // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы второй междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2018. - С. 458-461.

35. Ломов С. П. Указ. соч. - С. 11.

1. Bobrova, E. V. (2015). "O specifike zadanij po akademicheskomu risunku dlya studentov-dizajnerov" [On the specifics of tasks in academic drawing for design students], Problemy i perspektivy razvitiya lyogkoj promyshlennosti i sfery uslug: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Omsk, 21-22 aprelya 2015 goda, FGBOU VPO "Omskij gosudarstvennyj institut servisa", Omskij gosudarstvennyj institut servisa, Omsk, p. 102 (in Russian).

2. Ivanov, A. O. (2020). "Zadachi discipliny "risunok v dizajne" [Objectives of the discipline "drawing in design"], Re-gional'nye arhitekturno-hudozhestvennye shkoly, № 1, pp. 120-123. DOI: 10.37909/978-5-89170-281-3-2020-1019 (in Russian).

3. Kolyshev, Yu. B. (2018). "Sohranenie i razvitie tradicij v prepodavanii discipliny "risunok" dlya budushchih arhitektorov i dizajnerov" [Preservation and development of traditions in teaching the discipline "drawing" for future architects and designers], Aktual'nye problemy arhitektury, gradostroitel'stva i dizajna: teoriya, praktika, obra-zovanie: materialy Mezhdunar. nauch. konf., Volgograd, 23-29 sentyabrya 2018 goda, Volgogradskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, Volgograd, pp. 366-368 (in Russian).

4. Svirkina, T. V. (2020). "Risunok kak bazovaya disciplina v podgotovke dizajnera" [Drawing as a basic discipline in the preparation of a designer], Perspektivy vysshego dizajn-obrazovaniya v usloviyah FGOS 3++: materialy Mezhvuz. nauch.-metod. konf., Moskva, 30 noyabrya 2020 goda, Moskovskij hudozhestvenno-promyshlennyj institut, Moscow, pp. 82-84 (in Russian).

5. Sidorenko, V. F. (2006). Uroki klassicheskoj tradicii. Risunok dlya dizajnerov [Lessons from the classical tradition. Drawing for designers]: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, MGTU im. A. N. Kosygina, Moscow, 168 p. (in Russian).

6. Leven, O. L. (2020). "Metodicheskie osnovy obucheniya dizajnerov special'nomu risunku" [Methodological foundations of teaching designers a special drawing], Nauka i shkola, № 4, pp. 170-180 (in Russian).

7. Sidorov, A. N. (2016). "Special'nyj risunok v realiyah sovremennogo uchebnogo processa" [Special drawing in the realities of the modern educational process], Dizajn i hudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy 1-j mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. Ch. 2, St. Petersburg, pp. 169-175 (in Russian).

8. Mayakovskij, V. P. & Kuz'micheva. S. I. (2020). "Modernizaciya prepodavaniya risunka dlya dizajnerov" [Modernization of drawing teaching for designers], Inzhenernye isocial'nye sistemy: sb. nauch. tr. in-ta arhitektury, stroitel'stva i transporta IVGPU, Ivanovskij gosudarstvennyj politekhnicheskij universitet, Ivanovo, pp. 129-131 (in Russian).

9. Tochilin, A. A. (2018). "Proektnaya deyatel'nost' v osvoenii akademicheskogo risunka dlya studentov-dizajnerov" [Project activity in the development of academic drawing for design students], Sovremennaya psihologiya i peda-gogika: problemy i resheniya: sb. st. po materialam IXmezhdunar. nauch.-prakt. konf.: Associaciya nauchnyh sotrud-nikov "Sibirskaya akademicheskaya kniga", Novosibirsk, pp. 24-32 (in Russian).

10. Sobolev, E. A. (2016). "Zadachi uchebnogo risunka v hudozhestvenno-promyshlennom obrazovanii na sovremennom etape" [The tasks of practice drawing in art and industrial education at the present stage], Dizajn i hudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy 1-j mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. Ch. 2, St. Petersburg, pp. 176-184 (in Russian).

11. Lomov, S. P. (2010). "Formirovanie proektnogo myshleniya v sisteme dizajn-obrazovaniya" [Formation of design thinking in the system of design education], Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana, BGPU im. M. Akmully, Ufa, № 5, pp. 7-11 (in Russian).

12. Gorelov, M. V. (2006). Risunok kak instrument proektnogo myshleniya: na primere MGHPU im. S. G. Stroganova [Drawing as a tool for design thinking: on the example of Stroganov University]: dis.... kand. iskusstvovedeniya, Moscow, p. 8 (in Russian).

13. Leven, O. L. (2019). "Teoreticheskie i prakticheskie aspekty osvoeniya tekhnik bystrogo risovaniya bakalavrami graficheskogo dizajna na zanyatiyah special'nym risunkom" [Theoretical and practical aspects of mastering the technique of rapid drawing by bachelors of graphic design in special drawing classes], Innovacii vsociokul'turnom pros-transtve: materialy XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Blagoveshchensk, pp. 136-139 (in Russian).

14. Bammes, G. (1982). "Der nackete Mensch", Hand- und lehrbuch der anatomie furkunstler [The naked man // Hand and textbook of anatomy for artists], VEB Verlag der Kunst, Dresden, 474 S. (in German).

15. Barcsay, J. (1975). Miiveszeti anatomia [Mental anatomy], Korvina, Budapest, 295 p. (in Hungarian).

16. Samara, T. (2007). Design Elements: A Graphic Style Manual Rockport Publishers, New York, 273 p. (in English).

17. Vit, A. (2009). Graphic Design, Referenced: A Visual Guide to the Language, Applications, and History of Graphic Design, Rockport Publishers, Rockport, New York, 404 p. (in English).

18. Whiting, Ch. S. (1958). Creative thinking, Reinhold, New York (in English).

19. Bukovets, A. & Potochnik, R. (2019). "The attitude of an elementary school student to teaching a monochrome picture book by an artist without text and graphite", Teaching Artist Journal, vol. 17, issue 3-4. Available at: https://doi.org/10.1080/15411796.2019.1680230 (in English).

20. Zinchenko, V. P. (1998). "Metodicheskie principy razvitiya tvorcheskih sposobnostej na zanyatiyah akademicheskim risunkom" [Methodological principles of creative abilities development in academic drawing classes], Voprosy istorii, teorii i metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva. Vyp. 2, Prometej, Moscow, pp. 33-37 (in Russian).

21. Rostovcev, N. N. & Terent'ev, A. E. (1987). Razvitie tvorcheskih sposobnostej na zanyatiyah risovaniem [Development of creative abilities in drawing classes]: ucheb. posobie dlya stud. hudozh.-graf. fak. ped. in-tov, Prosveshchenie, Moscow, 176 p. (in Russian).

22. Fedin, D. A. (2009). "Kratkosrochnyj risunok v hudozhestvennoj i pedagogicheskoj praktike" [Short-term drawing in artistic and pedagogical practice], Doklady 66-j nauch. konf. professorov, prepodavatelej, nauchnyh rabotnikov, in-zhenerov i aspirantov universiteta, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, St. Petersburg, pp. 32-34 (in Russian).

23. Shajhulov, R. N. (2013). "Rol' kratkosrochnogo risunka i nabroska v obuchenii graficheskih dizajnerov" [The role of short-term drawing and sketching in the training of graphic designers], Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf., Nizhnevartovsk, Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, Nizhnevartovsk, pp. 160-163 (in Russian).

24. Shevchenko, S. T. (2016). "Znachenie linejnogo nabroska v predvuzovskom obuchenii risunku" [The importance of a linear sketch in pre-university drawing training], Dizajn i hudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy 1-j mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. Ch. 2, St. Petersburg, pp. 204-208 (in Russian).

25. Savinov, A. M. (2016). "Diagnostika uchebnoj deyatel'nosti po akademicheskomu risunku u studentov dizajnerov" [Diagnostics of educational activities in academic drawing among design students], Pedagogika iskusstva: setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal, № 3. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/jour-nal_pdf/savinov_88-92.pdf (in Russian).

26. Kuzin, V. S. (1997). Psihologiya [Psychology]: ucheb., "Agar", Moscow, 304 p. (in Russian).

27. Zhdan, A. N. (2004). Istoriya psihologii. Ot Antichnosti do nashih dnej [History of Psychology. From antiquity to the present day]: ucheb. dlya vuzov, 5-e izd., pererab. i dop, Akademicheskij Proekt, Moscow, p. 201 (in Russian).

28. Borzova, T. V. & Mosunova, L. A. (2020). "Usloviya razvitiya smyslovogo ponimaniya informacii v processe obucheniya" [Conditions for the development of semantic perception of information in the learning process], Vest-nik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, t. 10, № 1, pp. 7-24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.01 (in Russian).

29. Demshina, N. V. & Mosunova, L. A. (2019). "Investigation of the Levels of Semantic Perception of Information in Additional Education", Sci. Tech. Inf. Proc, 46, p. 112. Available at: https://doi.org/10.3103/S0147688219020096 (in English).

30. Merkulova, S. V. (2018). "Problemy formirovaniya vizual'nogo myshleniya studentov-dizajnerov sredstvami risunka" [Problems of formation of visual thinking of design students by means of drawing], Tekhnologicheskoe i hudozhestvennoe obrazovanie uchashchejsya molodezhi: problemy i perspektivy: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf., Birsk, 05 aprelya 2018 goda, Vostochnaya pechat', Birsk, pp. 63-74 (in Russian).

31. Martynov, V. V. (2010). "Rol' zanyatij po special'noj grafike na razvitie tvorcheskih sposobnostej graficheskogo dizajnera" [The role of special graphics classes for the development of creative abilities of a graphic designer], Novye idei novogo veka: materialy mezhdunar. nauch. konf. FAD TOGU, t. 2, pp. 333-340 (in Russian).

32. Savinov, A. M. & Polynskaya, I. N. (2019). "Osvoenie metodicheskih principov raboty nad akademicheskim risunkom pri obuchenii studentov-dizajnerov" [Learning the methodological principles of working on academic drawing when teaching design students], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 2(38), pp. 361-384. DOI: 10.32744/pse.2019.2.27 (in Russian).

33. Merkulova, S. V. (2018). "Problemy formirovaniya vizual'nogo myshleniya studentov-dizajnerov" [Problems of visual thinking formation among design students], Tekhnologicheskoe i hudozhestvennoe obrazovanie uchashchejsya molodezhi: problemy iperspektivy: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf., BGPU im. M. Akmully, Ufa, pp. 63-74 (in Russian).

34. Pugin, V. V., Semenov, V. Yu. & Konstantinov, K. K. (2018). "Special'nyj risunok v prikladnom hudozhestvennom vuze: vyzov vremeni ili ocherednoj udar po shkole" [Special drawing in an applied art university: a challenge of time or another blow to the school], Dizajn i hudozhestvennoe tvorchestvo: teoriya, metodika i praktika: materialy vtoroj mezhdunar. nauch.-prakt. konf, St. Petersburg, pp. 458-461 (in Russian).

35. Lomov, S. P. (2010). Op. cit., p. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.