ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181062 2018, № 9 (сентябрь) УДК 378.147
Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности»
Егорова Софья Игоревна1
Вятский государственный университет, Киров, Россия [email protected]
Савинов Андрей Михайлович2
Вятский государственный университет, Киров, Россия [email protected]
Аннотация. В условиях кризиса идей в отечественной легкой промышленности конструктору необходимо обладать компетенциями, позволяющими находить новые проектные решения, новые идеи, использовать спектр знаний о мировой культуре, социологии и этнографии, уметь общаться с заказчиками. Активизации творческого мышления, синтеза гуманитарных знаний и улучшению коммуникации с заказчиком помогает способность качественно выполнять проектные эскизы. Следовательно, при обучении конструкторов изделий легкой промышленности важно уделять внимание художественно-графической подготовке студентов. Несмотря на большое количество исследований, связанных со специализированным рисунком у промышленных дизайнеров и архитекторов, обучению эскизной графике конструкторов изделий легкой промышленности уделено недостаточное внимание в силу инженерной направленности их деятельности. При этом работа конструкторов в современных условиях непосредственно связана с созданием визуального образа потребителя, чему должен предшествовать поиск с использованием выразительных средств графики. Цель исследования - выявить основные проблемы художественно-графической подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» и определить эффективные способы повышения качества подготовки студентов. Основными методами исследования являются: анализ работ студентов, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент. Основные результаты: определена специфика художественно-графической деятельности в области конструирования изделий легкой промышленности, разработаны критерии оценки творческого эскиза костюма, выявлены основные проблемы художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», разработаны задания, способствующие повышению уровня технических навыков и творческих способностей студентов, проведена проверка эффективности разработанных заданий. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости художественно-графической подготовки конструкторов для повышения конкурентоспособности отечественной легкой промышленности, выявлении основного направления художественно-графической подготовки конструкторов. Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев оценки творческого эскиза костюма, а также в предложении методически обоснованных заданий, эффективность которых апробирована в процессе проведения педагогического эксперимента.
Ключевые слова: рисунок, набросок, творческий эскиз, критерии оценки эскиза, конструирование изделий.
Поступила в редакцию Received 25.07.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.08.2018
Принята к публикации Accepted for publication 20.08.2018 Опубликована Published 30.09.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Егорова Софья Игоревна, преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
2 Савинов Андрей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия
Введение
Конкуренция на мировом рынке легкой промышленности диктует новые требования к выпускаемой продукции. Высокое качество, безопасное производство и гармоничный внешний вид - это минимальный набор характеристик, позволяющий предприятию быть конкурентоспособным. На сегодняшний день после недолгого периода унификации снова намечается стремление к индивидуальности, разнообразию конструктивных решений и форм. Эстетические требования к костюму и его семиотическое значение связываются с общими тенденциями в культуре [1]. Объекты проектирования на сегодняшний день - это целые системы образов, знаков и смыслов [2]. Однако отечественные предприятия легкой промышленности во многом копируют зарубежных производителей масс-маркета, тогда как в мировой моде возвращается тенденция к самобытности, костюму как отражению внутреннего мира человека [3].
Таким образом, на сегодняшний день отмечается кризис идей в отечественной легкой промышленности, а значит, актуальна разработка методов и средств развития творческих способностей при подготовке конструкторов изделий легкой промышленности. Этой цели может достичь грамотно организованная художественно-графическая подготовка конструкторов: «... для того чтобы что-то спроектировать, это нужно изобразить» [4]. Необходимость использования художественно-графических навыков возникает во многих сферах искусства, культуры, науки и производства. Они важны не только для дизайнеров, но и для инженеров, конструкторов и технологов. Художественная графика выступает средством осмысления предметного мира и окружающей среды. Для людей, работающих в области проектирования материальных объектов, быстрые наброски служат для фиксирования возникающих образов, накопления визуальной информации, которая в дальнейшем служит своеобразным «банком идей» [5].
Исторически в России, начиная с эпохи Нового времени, художественное и инженерное образование были тесно взаимосвязаны [6]. Конструкторы изделий легкой промышленности в России работают не только с технологическим объектом, но и проектируют непосредственно эстетический облик изделия [7]. Способность к творчеству, к созданию нового - важная часть профессиональной компетентности выпускника, работающего над проектированием костюма. Для эффективной работы конструктору необходимо обладать профессиональным творческим воображением: воспринимать и анализировать физические данные заказчика, представлять пространственный образ модели в виде эскиза, чертежа, владеть колористикой, чувствовать эмоциональную нагрузку форм и линий, владеть дизайн-культурой [8]. Также для конструктора важно развитие аналитического мышления, так как от этого зависит в целом уровень профессиональной подготовки [9]. Но для развития всех этих качеств конструктору необходимо владение основами художественной грамоты.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Художественной подготовке студентов, будущая профессиональная деятельность которых состоит в проектировании объектов материальной среды, посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Они рассматривают области применения художественной графики, ее место в профессиональной деятельности дизайнеров и инженеров, отмечают значение ручного эскизирования для освоения профессиональных компетенций. Так, например, О. А. Ющенко дает классификацию художественно-графических объектов в подготовке конструкторов и дизайнеров костюма, основанную на творческих и коммуникационных компонентах их деятельности [10]. О. А. Ющенко различает поисковые и презентационные эскизы, причем
первые также делятся на фор-эскизы и логические ряды. Исследователем М. Г. Нечаевым дано обоснование значимости наброска, зарисовки и эскиза в решении проблемы изображения и фиксации идеи [11]. Компьютерные технологии, по его словам, не могут обеспечить тот процесс осознания и представления изображаемого объекта, какой дает эскизирование. Ежедневные эскизы, «путевые заметки» дают возможность накапливать материал для дальнейшей работы. Создание набросков и эскизов нацелено на художественно-образное восприятие действительности, целостное видение натуры, активизацию процессов пространственного мышления и памяти, ретрансляцию мыслей автора. Эскиз - это своего рода визуальная задача, которую ставит перед собой проектировщик. Еще роли набросков уделено внимание в статьях Н. К. Шабанова [12]. По его словам, рисование важно для развития пространственного мышления, чувства пропорции, понимания конструкции формы и пластики изображаемого объекта. Имеются исследования, в которых разработана методика обучения рисунку дизайнеров и архитекторов (А. М. Савинов [13, 14], Б. А. Карев [15]). Основываясь на методологии системного подхода, авторы впервые рассмотрели процесс обучения рисунку как целостную педагогическую систему со своим составом, структурой и функциональной направленностью.
Зарубежные исследователи также придерживаются идеи важности ручного эс-кизирования, несмотря на доминирование программных методов в проектировании. Субик Кумар Шреста [16] из Университета Канзаса высказывает предположение, что использование рисованной графики в дизайне всегда является преимуществом и весьма значимо, по крайней мере, на начальном этапе проектирования. Он считает, что эскизы должны быть неотъемлемой частью процесса дизайн-проектирования и использоваться параллельно с компьютерным программным обеспечением. Шреста признает невозможность точного измерения творческих способностей дизайнера при использовании эскизов, но считает, что рисование оказывает положительное влияние на процесс проектирования и мышления.
Этой же идеи придерживаются Алистер МакГоуэн и Грэхем Грин [17]. Они утверждают, что сосредоточенность образования в области дизайна на процессах, связанных с последними этапами проектного цикла (технология производства, продажа), является, по сути, одной из причин мирового кризиса идей. Концептуальные этапы дизайн-проектирования, связанные с неопределенностью, поиском и фиксацией идей, незаслуженно забыты исследователями, и важно обратить внимание на деятельность дизайнеров, связанную с эскизным поиском как обладающим значительным творческим потенциалом. Авторы обращают внимание на тот факт, что эскизирование является визуализацией проектных идей и с его помощью можно отсеивать неэффективные и, наоборот, развивать, доводить до совершенства нужные проектные идеи. Также в соавторстве с П. А. Роджерсом они исследуют способы повышения эффективности эскизного поиска на ранних этапах проектирования, утверждая, что качество и количество создаваемых эскизов напрямую связано с мышлением дизайнеров [18].
Одной из важнейших работ, посвященных связи эскизирования и мышления, является эссе финского архитектора и философа Ю. Палласмаа «Мыслящая рука» [19]. Он считает, что эскизирование без использования компьютера важно, поскольку позволяет почувствовать объект проектирования, дать ему эмоциональную окраску. Линия, проведенная вручную, является частью объема, пространства, образа, а не математической абстракцией. Рисование позволяет тренировать внимание и способность замечать детали, которая, по словам Палласмаа, является более важной, чем способность изобретать новые формы.
Также краткосрочному рисунку как средству развития творческих способностей посвятил работу И. Гариб [20]. Он обращается к двунаправленности процесса эскизирования, определяя создание эскизов не только как процесс рисования, но и как один из возможных методов проектирования.
Исследователь П. Вистисен, проанализировав современные представления о роли эскиза в процессе проектирования, определяет две доминирующие концепции: «визуальное мышление» (фиксация идей на бумаге с целью их изменения, выявления наиболее интересных и т. д.) и «визуальную коммуникацию» (демонстрация проектного образа изделия для обсуждения с заказчиком или коллегами) [21]. Это согласуется с разделением эскизов на поисковые и презентационные у О. А. Ющенко [22].
Следует отметить, что зарубежные исследования, посвященные роли художественно-графической составляющей в дизайн-процессе, связаны именно с промышленным дизайном, то есть проектированием объектов материальной среды, традиционно считающимся наиболее «инженерной» областью дизайна. Однако общемировая тенденция к интеграции инженерных и гуманитарных наук во многом влияет и на методы обучения дизайн-проектированию. Если в отечественном дизайн-образовании существует представление о рисунке как одном из средств улучшения различных профессиональных способностей дизайнеров (конструктивное и пространственное мышление, внимание, память), то в Европе и США предлагают рассматривать эскизирование как неотъемлемый этап разработки и оценки дизайн-идеи. В США достаточно большая работа по изучению связи креативности и ручного эскизирования проделана Седой МакКиллиган (Ильмаз) в соавторстве с С. М. Сейфертом и Р. Гонсалесом [23]. В ряде ее работ выполнение набросков и процесс эскизирования в целом выступают как диагностическое средство определения уровня развития компетенций дизайнеров, например способности к поиску принципиально новых проектных решений. Чтобы проверить эффективность разработанных в ходе исследования эвристических инструкций, она предлагает студентам создать именно рукотворные эскизы, а не проектные модели, что, по ее мнению, позволяет отследить ход творческого процесса, движение мысли студентов, их готовность к быстрому и эффективному решению поставленных задач. В России аналогичную мысль высказывает О. А. Вуль, которая предлагает использовать творческое эскизирование как средство определения уровня сформированно-сти профессиональных компетенций дизайнеров [24]. Таким образом, исследователи осознают перспективы эскизирования как диагностического средства.
На сегодняшний день роль ручного эскизирования отмечается как российскими, так и иностранными исследователями в области дизайна и дизайн-педагогики. Эскиз может служить развитию творческого мышления, предварять процесс проектирования, позволяет осуществлять коммуникацию при отборе дизайн-идей и определять уровень сфор-мированности профессиональных компетенций. К сожалению, достаточно небольшое число работ посвящено художественно-графической подготовке студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», специфика которой связана как с инженерной направленностью обучения в целом, так и с учетом социально-гуманитарной нагрузки костюма как объекта проектирования.
Методологическая база исследования
Исследование осуществлялось на основе следующих методологических подходов: непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования; опора на культурные особенности при составлении учебной программы по
дисциплинам художественной направленности; комплексный подход в обучении художественной грамоте на основе взаимодействия различных видов искусств; вариативные задания различного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого студента; личностно ориентированная методика художественно-графической подготовки обучающихся.
Исследование проводилось на базе Вятского государственного университета.
Методы исследования: анализ работ студентов в соответствии с разработанными критериями; устные опросы и беседы со студентами, преподавателями кафедры и работодателями; анкетирование студентов по завершении учебного года; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Констатирующий эксперимент проходил в два этапа.
В ходе первого этапа констатирующего эксперимента необходимо было выявить текущий уровень художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», педагогические условия, профессиональные требования к бакалавру данного направления обучения. Рассматривались диссертационные исследования, связанные с художественно-графической подготовкой студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», научные статьи и материалы конференций. Был проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт по направлению обучения «конструирование изделий легкой промышленности» и учебно-методические комплексы дисциплин «рисунок и живопись» и «художественно-графическая композиция» различных образовательных учреждений Кирова, Екатеринбурга, Омска и Москвы.
Изучались образовательные условия на базе проведения исследования.
Были проведены беседы с заведующим и преподавателями кафедры технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета, что позволило предварительно определить проблемы художественной подготовки студентов. Также был проведен опрос работодателей. На данном этапе исследования были собраны работы студентов прошлых лет и разработаны критерии для их анализа. Проведенный анализ позволил выявить основные недостатки в выполнении эскизов, сохраняющиеся у студентов, завершивших освоение художественно-графических дисциплин.
На втором этапе на основе разработанных критериев, требований работодателей к уровню подготовки конструкторов и выявленных проблем подготовки у обучающихся прошлых лет был подготовлен комплект заданий входного контроля дисциплины «Рисунок и живопись». Полученные работы были проанализированы, выявлены основные проблемы подготовки.
Для проведения формирующего эксперимента были разработаны задания, призванные повысить уровень художественно-графической подготовки обучающихся. Они включали в себя упражнения на технику и упражнения, связанные с решением простых проектных задач, и разрабатывались в соответствии со спецификой художественно-графического компонента деятельности конструкторов изделий легкой промышленности. Учебный процесс выстраивался на основе принципов личностно ориентированного образования, индивидуализации и гуманитаризации обучения.
Контрольный эксперимент включал в себя срез знаний и навыков в ходе подготовки и выполнение студентами отчетной работы. Результаты обучения сравнивались с результатами обучающихся прошлых лет и результатами входного контроля, что позволило определять эффективность предлагаемых заданий.
Результаты исследования
Прежде чем проводить мероприятия по улучшению художественно-графической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности, необходимо было определить уровень этой подготовки и выявить основные проблемы. Для этого был проведен констатирующий эксперимент. В эксперимент входили беседы с преподавателями, опросы работодателей, анализ графических работ студентов, выполненных в различные периоды обучения. Педагоги отметили, что, несмотря на преобладающую в процессе обучения инженерную подготовку студентов, умение качественно выполнять эскизы необходимо для визуализации идей, представления визуальной составляющей будущего проекта. Работодатели также отметили, что современные малые предприятия нуждаются в конструкторах, способных предлагать новый дизайн изделий, и наиболее адекватным способом предложения идей является их графическое отображение.
Анализу были подвергнуты работы, выполненные за последние пять лет, а также текущие работы. На основании выявленных проблем требовалось разработать блок диагностических материалов для трех групп обучающихся для соотнесения их входных результатов с результатами обучающихся прошлых лет. Были собраны работы студентов по дисциплине «Художественно-графическая композиция». Для оценки качества необходимо было разработать критерии исходя из специфики выполнения. Проектирование костюма - комплексное явление, поэтому при создании эскизов необходимо учитывать ряд факторов: читаемость, понятность образов, их эстетичность, психологический комфорт при восприятии и т. п. [25] Как следствие, и оценка деятельности студента-дизайнера даже на уровне создания эскизов должна быть комплексной. По каждому критерию работа должна оцениваться отдельно - именно это позволяет студенту и педагогу зафиксировать информацию о сильных и слабых сторонах работы, проанализировать рост или, наоборот, потерю навыка, скорректировать дальнейшую деятельность. Исходя из этого, были выделены три группы критериев оценки: критерии качества исполнения, критерии адекватности исполнения поставленным задачам и культурным паттернам и образная составляющая. Оценка происходила на трех уровнях: на техническом уровне, на творческом уровне и на концептуально-проектном уровне.
Оценка по каждому критерию составляла от 0 до 3 баллов. Высокое соответствие заявленному критерию - 3 балла, среднее - 2 балла, низкое - 1 балл, невозможно определить - 0 баллов.
При оценке работ студентов прошлых лет процент студентов, набравших в среднем от 1 до 1,5 баллов, - 59%, от 1,5 до 2 баллов - 21%, от 2 до 2,5 балла - 10%, более 2,5 балла - 0%, что говорит о низком уровне художественно-графической подготовки студентов, завершивших освоение дисциплины «Рисунок и живопись».
В ходе анализа работ были выявлены следующие недостатки:
- недостаточно корректное расположение объекта в формате листа и несоответствие размера объекта формату (слишком маленький или не вместившийся в формат эскиз);
- на техническом уровне: низкое качество работы с линией и штрихом (прерывистость, затертость, перекрещивание штриха под углом 90 градусов), неподготовленность инструментов (затупившиеся карандаши), непонимание особенностей материала (попытки сделать растушевку твердым карандашом), нарушение анатомического строения человеческой фигуры, необоснованное отсутствие частей тела при
изображении человека (объяснено неумением их изображать), неумение работать с объемом, тональностью и передачей материальности ткани;
- на творческом уровне: отсутствие стилизации как таковой; эскизы непонятны, трудно представить по ним модели;
- на концептуально-проектном уровне: несоответствие формы объектов заявленной функциональности и смысловой нагрузке, непонимание поставленной задачи, вторичность решений (эскизы срисованы с моделей существующих коллекций известных дизайнеров).
На основе анализа результатов был разработан комплект заданий для определения входного уровня художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности». Задания были связаны непосредственно с направлением подготовки. Студентам предлагалось выполнить эскизы костюмов в ограниченный временной промежуток, так как быстрые зарисовки позволяют оценить не только результат, но и ход работы [26]. При выполнении каждого задания особое внимание необходимо было уделить одному из трех уровней: технический; творческий; концептуально-проектный.
Первое задание заключалось в разработке эскиза осеннего ансамбля для студентки и в первую очередь выявляло особенности подготовки студентов на техническом уровне. Второе задание было посвящено разработке эскиза вечернего платья и предполагало оценку творческого уровня исполнения. Третье задание, выдаваемое индивидуально и предполагающее решение какой-либо проблемы, было направлено на выявление подготовки на концептуально-проектном уровне.
По результатам средний балл от 1 до 1,5 получило 62% обучающихся, от 1,5 до 2 - 26% обучающихся, от 2 до 2,5 - 12% обучающихся.
При сравнении работ группы студентов, завершивших освоение дисциплины «Рисунок и живопись» по текущей программе, и группы студентов, начавших обучение по дисциплине «Рисунок и живопись», были выявлены одни и те же недостатки выполнения эскизов. Таким образом, можно сделать вывод о неэффективности текущей подготовки в области художественной графики.
Главной проблемой, без решения которой невозможно повысить подготовку по прочим критериям, является недостаточно высокий уровень технических навыков. Не имея технического инструментария, студенты не могут выполнить качественные стилизации и выразить свои проектные идеи. При этом стремление добиться соответствия реальной форме, реалистичности, материальности (при качественной подготовке этот навык доведен до автоматизма) не позволяет студентам уделить внимание образной выразительности, творческому решению задачи. В. П. Мамугина в своем исследовании подтверждает этот вывод, она отмечает, что недостаток знаний, отсутствие необходимого изобразительного опыта у студентов тормозят развитие творческого процесса [27].
Поскольку студенты направления «Конструирование изделий легкой промышленности» имеют дело с выполнением быстрых, краткосрочных эскизов изделий, их художественная подготовка должна быть ориентирована именно на получение тех навыков, которые позволят качественно визуализировать проектные идеи. Кроме того, выполнение быстрых эскизов важно с точки зрения осознанности действий и развития моторики, развития специфического графического мышления, умения анализировать визуальную информацию на различных уровнях. Это положение подтверждается анализом научной литературы по данной теме. Важность получения художественной подготовки студентами в контексте дальнейшей профессиональной
деятельности подчеркивается такими исследователями, как А. М. Савинов [28], О. В. Ющенко [29], Ю. Палласмаа [30], Е. Г. Бердичевский [31], М. А. Репринцев [32], О. В. Бобряшова [33], Е. А. Старовит [34] и другими.
Таким образом, программа обучения дисциплине «Рисунок и живопись» должна быть ориентирована на создание именно различных видов художественно-проектной графики - и потому, что это важный этап в работе конструкторов, и потому, что беглое эскизирование, выполнение концептуальных набросков и краткосрочных рисунков стимулирует творческое мышление.
Для проведения формирующего эксперимента нами были предложены задания, связанные с профессиональной деятельностью конструкторов. В целях повышения качества подготовки студентов решено было разбить образовательный процесс на достаточно большое количество тематических блоков, включающих значительное количество краткосрочных заданий, поскольку задания разного плана и содержания, различная организация занятий раскрепощают студентов, позволяют проявить свои художественные способности [35]. Были включены проектные задания - клаузуры -как способ передачи первоначального замысла в виде наброска. Разрабатывались задания, улучшающие именно те навыки, которые нужны для создания быстрых предварительных эскизов и образных, эстетичных, убедительных презентационных эскизов. Задания были выстроены с повышением уровня сложности и требований к детализации. Последовательность в обучении творческому эскизированию предлагает и Н. К. Шабанов - от плоскостной формы к детализированному изображению [36]. Учебный курс предваряли задания на улучшение техники штриха, так как одной из проблем обучающихся являлась плохая разработанность мышц кисти руки.
Разработаны задания, связанные с отображением формы предметов, в частности силуэтные и линейные (в том числе одной непрерывной линией) изображения предметов - так обучающиеся могут сконцентрироваться на передаче общей формы. Многократные зарисовки драпировок и элементов одежды позволяют изучить способы графического отображения свойств тканей.
Задания на выполнение зарисовок фигуры человека введены потому, что конструкторы часто стремятся изобразить условную «модельную» фигуру, не имеющую отношения к реальному человеческому телу, тогда как им предстоит работать не с умозрительной схемой, а с реальным человеком. В современной моде и у современного потребителя уходит в прошлое идея о том, что те или иные модели «не сидят» на той или иной фигуре. Конструктору необходимо оценить, каким образом сохранить задуманную форму, посадку, пластику линий на реальном женском или мужском теле. Для этого важно развивать точность постановки глаза и верность руки [37].
Также предлагалось выполнить изображение реальной человеческой фигуры в костюме по воображению, что непосредственно связано с задачами творческого эски-зирования у конструкторов. Студентам необходимо было добиться естественности в изображении пластики материала, драпировок, пространственного положения элементов костюма.
Для изучения возможностей эскизной графики студентам предлагалось выполнить зарисовки в стиле того или иного художника. Это позволяет студентам исследовать современные авторские стили и расширить свое представление о графике. Также им предлагалось создать серию презентационных эскизов уже существующей коллекции - так студенты повышают уровень знаний о современном дизайне костюма, графически осмысливают пластику, колористическое решение, композицию костюмов,
созданных известными дизайнерами. В этом случае эскизирование служит средством изучения художественно-пластических приемов профессиональных дизайнеров.
В завершение обучения студентам предлагалось пройти весь цикл создания презентационных эскизов коллекции.
Контрольный эксперимент состоял из двух этапов: оценка текущего уровня и оценка итогового уровня.
При работе над изображением фигуры человека в костюме по представлению и выполнением презентационных эскизов существующей коллекции была проведена оценка и сравнение с заданиями входного контроля, чтобы определить рост навыков у студентов.
При подготовке серии эскизов коллекции одежды проводилась оценка итогового уровня по сравнению с работами предшествующего курса, чтобы оценить эффективность предлагаемой программы. При оценке учебных заданий средний балл от 1 до 1,5 получили 7,7% обучающихся, от 1,5 до 2 - 0% обучающихся, от 1 до 2,5 -46,3% и от 2,5 до 3 - 46,3% обучающихся, что говорит об уровне подготовки выше среднего. При оценке итогового задания средний балл от 1 до 1,5 получили 7,7% обучающихся, от 1,5 до 2 - 0% обучающихся, от 1 до 2,5 - 46,3% и от 2,5 до 3 - 46,3% обучающихся, что говорит об уровне подготовки выше среднего. Было выявлено, что в ходе обучения студенты повысили свой уровень, кроме того, уровень их художественной подготовки был выше, чем у студентов прошлых лет.
По завершении первого семестра обучения был проведен опрос для получения обратной связи. Несмотря на то что контакт и обсуждения со студентами поддерживались постоянно, опрос позволил выявить основные трудности студентов. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы можно было определить самооценку студентов, их субъективно выраженные ощущения и проблемы.
Результаты опроса показали, что студенты заинтересованы в большем количестве заданий, связанных со стилизацией и проектированием. Считают, что курс повысил их навыки, но отмечают неуверенность при выполнении работ и в целом оценивают качество своих работ невысоко, даже если объективно произошел рост качества выполнения работ. Отмечали, что ранее испытывали чувство страха перед «чистым листом» и затруднялись в перенесении идеи на бумагу. Определенные трудности вызвала организация самостоятельной работы студентов, их самоорганизация, что было отмечено практически единогласно.
Заключение
В ходе исследования было выявлено, что низкий уровень художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», отсутствие у них опыта художественно-графической деятельности - проблемы, которые достаточно сложно решить в ходе краткого курса академического рисунка и живописи, и требуется проведение дополнительных исследовательских мероприятий. Было определено, что художественная подготовка студентов данного направления должна быть непосредственно связана с их профессиональной деятельностью, то есть направлена на обучение поисковому и презентационному эскизированию.
В результате анализа научной литературы и данных констатирующего эксперимента был предложен вариант организации художественной подготовки студентов, включающей в себя кратковременные зарисовки, наброски и проектные задания.
Оценка итоговых работ, сравнение работ студентов текущего года с работами студентов прошлых лет показали, что уровень художественно-графической подготовки сту-
дентов значительно вырос. Они также улучшили свои результаты по сравнению с результатами, полученными при прохождении заданий входного контроля. Кратковременные задания, наброски с натуры и творческие эскизы различного характера стимулировали профессиональное воображение студентов, позволили преодолеть неуверенность тем из них, кто практически не имел опыта рисования. Кроме того, было отмечено, что студенты смогли применить полученные навыки эскизирования для демонстрации своих проектных идей на других дисциплинах. Однако предлагаемая программа не была эффективной в плане организации самостоятельной работы студентов. Эта проблема требует дальнейшего изучения и поиска возможных решений.
Ссылки на источники
1. Гардабхадзе И. А. Проблемы профессиональной адаптации фешн-дизайнеров нового поколения в условиях информатизации индустрии моды // ИСОМ. - 2014. - № 1. - С. 138-188.
2. Рогова А. С. Образ в проектной культуре // Вестник ОГУ. - 2014. - № 5 (166). - С. 90-93.
3. Корницкая Л. А. Дизайн в образовательном процессе инженеров-педагогов швейного профиля // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2011. - № 32. - С. 66-69.
4. Нечаев М. Г. Значимость наброска, зарисовки и эскиза в решении проблемы изображения и фиксации идеи // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2012. - № 1. - С. 229-231.
5. Бочарова А. А., Будникова О. В., Рыжова С. А. Набросок как средство визуализации идеи в деятельности дизайнера // Материалы Междунар. молодежной науч. конф. «МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК - 2017», Курск, 21-22 февраля 2017 г. - Курск, 2017. - С. 366-370.
6. Кошаев В. Б. Общественное значение художественно-графического образования и его перспектива // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 57-68.
7. Липилина Е. Ю. Структурные компоненты творческого потенциала инженера-конструктора // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 4. - С. 64-67.
8. Гаврилова Л. В. Поэтапное формирование профессионального понятия «Дизайн культура» у конструкторов одежды в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4-1. - С. 266-271.
9. Котляревская Н. В. Развитие аналитических способностей в процессе художественной подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 46(5). - С. 101-108.
10. Ющенко О. В. Проектная графика. Проектная графика в дизайне костюма: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации; Омский гос. ин-т сервиса, каф. дизайна костюма. - Омск: ОГИС, 2011. - 100 с.
11. Нечаев М. Г. Указ. соч.
12. Шабанов Н. К., Степанова-Третьякова Н. С. Формирование у будущих архитекторов и дизайнеров художественных умений в процессе выполнения набросков // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. - 2015. - № 13. - С. 253-256.
13. Савинов А. М. Методический принцип мысленного рисования при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S18. - С. 1-5. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75165.htm.
14. Савинов А. М. Методические принципы академического рисунка при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S6. - С. 76-80. - URL: http://e-kon-cept. ru/2014/14571. htm.
15. Карев Б. А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 283 с
16. Shrestha S. K. The Role of Study Sketches in Design Thinking and Design Process // Kansas State University - 2013. - URL: https://www.academia.edu/12933917/The_Role_of_Study_Sketches_in_Design_Thinking_and_Design_Process.
17. McGown A., Green G. Visible ideas: information patterns of conceptual sketch activity // Design Studies. - 1998. -Vol.19. - Issue 4. - Р. 431-453.
18. Rodgers, P. A., Green G., McGown A. Using concept sketches to track design progress // Design Studies. - 2001. -Vol. 21. - № 5. - Р. 451-464.
19. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. - М.: Классика-XXI: ООО «Арт-транзит», 2013 . - 175 с.
20. Gharib I. Design of Sketch-based Interface to Enhance Creativity in Conceptual Design // International Design Journal. - 2010. - Vol. 4. - Issue 2. - Р. 261-276.
21. Vistisen P. The roles of sketching in design: mapping the tension between functions in design sketches // Nordic Design Research (NORDES). - 2015. - № 6. - URL:http://www.academia.edu/10294721/The_Roles_of_ Sketch-ing_in_Design_Mapping_the_tension_between_functions_in_in_Design_Sketches.
22. Ющенко О. В. Указ. соч.
23. Yilmaz S., Seifert C. M., Gonzalez R. Cognitive heuristics in design: Instructional strategies to increase creativity in idea generation // Artificial Intelligence for Engineering Design, Analysis and Manufacturing. - 2010. - Vol. 24. -Issue 3. - Р. 335-339.
24. Вуль О. А. Графический эскиз по представлению как критерий оценки обучения специализированному рисунку // Дискуссия. - 2015. - № 2 (54). - С. 125-131.
25. Плотникова Е. В., Пурик Э. Э. Художественный образ в дизайн-образовании // Вестник ОГУ. - 2014. - № 5 (166). - С. 223-226.
26. Вуль О. А. Указ. соч.
27. Мамугина В. П. Фантазийный рисунок в творческой самостоятельной работе студентов-архитекторов // Вестник ТГУ. - 2017. - № 1 (165). - С. 78-85.
28. Савинов А. М. Указ. соч.
29. Ющенко О. В. Указ. соч.
30. Палласмаа Ю. Указ. соч.
31. Бердичевский Е. Г. Преодоление педагогических затруднений в высшем художественном образовании // Вестник НовГУ. - 2008. - № 45. - С. 25-26.
32. Репринцев М. А. Развитие композиционного мышления будущих дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 6. - С. 181-186.
33. Бобряшова О. В. Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера // Вестник ОГУ. - 2014. - № 5 (166). - С. 216-222.
34. Старовит Е. А., Ткачева А. А. Метод эскизирования как важный элемент в обучении и профессиональной деятельности дизайнера // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Графический дизайн: история и тенденции современного развития», Санкт-Петербург, 28-29 июня 2016. - СПб., 2016. - С. 256-262.
35. Волошина Т. А. Развитие творческих способностей студентов // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы. 2012 - № 32. - С. 255-261.
36. Шабанов Н. К., Степанова-Третьякова Н. С. Указ. соч.
37. Нехорошева И. Г. Набросок как составная часть дисциплины «Рисунок» в художественно-промышленном вузе // Материалы I Междунар. науч. конф. «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика», Санкт-Петербург, 14-15 октября 2016. - СПб, 2016. - С. 191-197.
Sofiya I. Egorova,
Lecturer, Design and Visual Arts Chair, Vyatka State University, Kirov, Russia
Andrey M. Savinov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Design and Visual Arts Chair, Vyatka State University, Kirov, Russia [email protected]
The art education of light industry products designers
Abstract. In conditions of «idea crisis» in the Russian light industry, a designer must have competence to find new design solutions, new ideas, to use the whole spectrum of knowledge about world culture, sociology and ethnography; must be able to communicate with customers. The ability to make design sketches with a good quality contributes to activation of creative thinking, synthesis of humanitarian knowledge and improvement of communication with the customers. Therefore, it is important to pay attention to the artistic and graphic education of students during preparation of light industry products designers. Despite the great number of studies related to the specialized drawing for industrial designers and architects, insufficient attention has been paid to sketch graphics preparation of light industry products designers due to the engineering orientation of their activities. Meanwhile, the work of designers in modern conditions is directly related to the creation of a visual image for the consumer, which should be preceded by a search using expressive means of graphics. The purpose of the research: to identify main problems of artistic and graphic preparation of students in the field of «Designing light industry products» and to find effective ways to improve the quality of students' training. The main research methods are: analysis of students' work, conversation, interview, questionnaire and pedagogical experiment. The main results: the authors determined specificity of artistic and graphic activity in the field of designing light industry products, the criteria for evaluating the creative sketch of clothing, identified main problems of artistic preparation of students in the field of «Designing light industry products». They also worked out the tasks, contributing to the improvement of technical skills and creative abilities of students. The efficiency of these tasks was
tested. Theoretical significance of the article is in justifying the need for artistic and graphic preparation of designers in order to increase competitiveness of the domestic light industry, to identify the main direction of artistic and graphic preparation of designers. The practical importance of the study is in developing criteria for evaluation of clothing creative sketch, as well as in offering methodically sound tasks, the effectiveness of which has been tested during pedagogical experiment.
Key words: drawing, sketch, creative sketch, criteria for sketch evaluation, product design.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Егорова С. И., Савинов А. М. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 9 (сентябрь). - С. 728-739. -URL: http://e-koncept.ru/2018/181062.htm.
DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16652
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Егорова С. И., Савинов А. М., 2018
www.e-koncept.ru