О.А. Вуль, аспирант, кафедра рисунка,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
ГРАФИЧЕСКИЙ ЭСКИЗ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ РИСУНКУ
Статья посвящена проблеме педагогики рисунка в области подготовки студентов-дизайнеров интерьера, обучающихся по программам бакалавриата. Автором дается определение понятия «специализированный рисунок», а также выявляются основные отличительные признаки рисования по представлению и обосновывается его особая роль в практике дизайна. В работе актуализируется значение графического эскиза по представлению как обязательного этапа первичного поиска в проектировании. Автор подчеркивает ценность эскизного рисования «от руки» в условиях развития компьютерной визуализации, всё чаще заменяющей сегодня рукотворные презентации интерьерных проектов. В статье определяются признаки, характеризующие эскиз по представлению как важнейший критерий оценки процесса обучения специализированному рисунку, выстраивается взаимосвязь между задачами обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера и формируемыми на их основе профессиональными компетенциями. Основываясь на взаимодействии решаемых задач, достигаемых компетенций и критериев оценки процесса обучения, автор предлагает самостоятельную методическую структуру организации промежуточного контроля над усвоением студентами-дизайнерами интерьера навыков специализированного рисунка, которая предусматривает создание цикла коротких проверочных заданий. В статье подчеркивается, что система дополнительного контроля над уровнем рисовального мастерства предоставляет преподавателю уникальную возможность системно оценивать индивидуальные достижения каждого учащегося, что особенно актуально в ситуации общего сокращения сроков подготовки студентов по программам бакалавриата.
Ключевые слова: графика, рисунок, эскиз, дизайн интерьера, педагогика, критерии, компетенции, контроль, компьютерная визуализация.
Обучение рисунку в художественно-промышленных вузах России традиционно является одним из важнейших компонентов подготовки, формирующих профессиональные навыки будущих дизайнеров. Не случайно знаменитые сегодня Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГПХА им С.Г. Строганова) и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (СПбГХПА им. А. Л. Штиглица) на рубеже XIX и XX столетий назывались «центральными училищами технического рисования».
Представляя собой универсальный язык пространственных искусств, рукотворная графика в обучении дизайнеров тесно смыкается с процессом композиционного проектного поиска. От уровня владения графическим искусством зависит не только итоговая презентация работы дизайнера, но и весь процесс проектной деятельности, в котором немаловажное место занимает первичный этап создания поисковых эскизов. Для выполнения таких эскизов дизайнеру необходимо иметь в профессиональном арсенале навыки уверенного рисования по представлению, постепенно вырабатыва-
емые в результате повышения рисовального мастерства.
Между тем современные реалии подготовки дизайнеров по программам бакалавриата связаны с общим : сокращением сроков обучения, что неизбежно ведет к поиску дополнительных педагогических форматов, затрагивающих систему оценивания учебного процесса. Оптимальный выбор форм контроля и соответствующих им критериев оценки усвоения знаний студентами сегодня в значительной степени определяет продуктивность обучения.
Указанное обстоятельство обосновывает актуальность данной области методических исследований в дизайн-педагогике.
Разрабатывая критерии оценки процесса обучения рисовальным навыкам студентов-дизайнеров, необходимо остановиться на определении ряда понятий, применяемых автором в исследовании методических вопросов педагогики рисунка. В художественно-промышленных вузах России к настоящему времени сложилась система преподавания, в соответствии с которой знакомство с основами академического рисования1 завершается на старших курсах специализированным разделом, ориентирующим обучение графическим навыкам по профессиональным направлениям подготовки будущих дизайнеров.
Название «специализированный рисунок» вводится автором статьи как обобщающее обозначение данного раздела и включает смысловые составляющие сходных по содержанию терминов, встречающихся в педагогической практике — таких, например, как «специальный рисунок»2, или «рисунок и спецграфика».
Программа специализированного рисунка ориентирована на освоение и закрепление навыков, объединяющих изображение интерьеров с натуры и по памяти, конструктивно-аналитическое рисование пространственной среды, копирование образцов архитектурных стилей и деталей оборудования интерьера с работ известных
В период развития цифровых технологий, обеспечивающих достоверность визуального восприятия,
графический эскиз остается областью проектирования, которую невозможно заменить методами компьютерного моделирования, не допускающего образной приблизительности, свойственной рукотворной графике.
мастеров, а также изучение техник декоративной графики применительно к рисованию интерьеров и архитектурных пейзажей. Процесс развития рисовальных навыков складывается как из длительных работ, так и из краткосрочных зарисовок и быстрых набросков, что составляет необходимый проектный инструментарий будущего дизайнера, существенное место в котором занимает уверенное рисование по представлению.
= Рисование по представлению отличается от других видов рисования отсутствием натуры: изображения создаются на основе накопленного художником визуально-наблюдательного опыта, а также в результате работы воображения рисующего. Следовательно, рисование по представлению включает в себя, как составные части, рисование по памяти и рисование по воображению. При этом если рисование по памяти предполагает существование изображаемого объекта, то рисование по воображению не ограничивается рамками реальности.
В проектировании интерьера, как и в других областях дизайна, рисование по представлению играет важнейшую роль, заключающуюся в особенностях самой дизайнерской деятельности как вида практики создания новых объектов, не существовавших ранее. Соответственно, проектная графика в дизайне интерьера, как средство изображения нереализованных объектов, является непосредственной областью применения рисования по представлению. Своеобразие современной ситуации заключается в том, что подробные презентационные изображения интерьерных проектов, выполняемые ранее «от руки» и требующие длительного рисования, сегодня заменяются компьютерной визуализацией. В период развития цифровых технологий, обеспечивающих достоверность визуального восприятия, графический эскиз остается областью проектирования, которую невозможно заменить методами компьютерного моделирования, не допускающего образной при-
близительности, свойственной рукотворной графике3.
Данное обстоятельство существенно повышает роль графического эскиза по представлению как самостоятельного раздела проектной графики. Быстрый набросок как способ визуализации идеи в момент ее появления обеспечивает моментальную связь «глаз — рука — мозг»4, рассмотренную в работах известного финского теоретика искусства и архитектора Юхани Палласмаа. Раскрывая в своих трудах феноменологическую составляющую проектирования, Палласмаа отмечает: «Способность человека к воображению, пониманию, сопереживанию, так же, как и экзистенциальное ощущение себя в мире, не может быть воспроизведено компьютером ни как симуляция, ни как запись алгоритма, а они являются одной из основных составляющих архитектурного мышления и процесса про-ектирования»5.
Таким образом, графический эскиз, выполняемый студентами-дизайнерами по представлению, сосредоточивает в себе одну из основных целей обучения специализированному рисунку — визуализацию идеи на этапе первичного проектного поиска, благодаря чему он может являться важнейшим критерием оценки процесса обучения рисовальным навыкам студентов-дизайнеров.
Здесь важно определить причины, характеризующие эскиз по представлению как важнейший критерий оценки процесса, а не результата обучения специализированному рисунку. Проектирование интерьера, будучи сложно структурированной областью дизайнерской практики, приводит к реализации исходного авторского замысла только в результате выполнения этапов последовательной разработки проекта. Поиск решений в графическом эскизе, =
опирающийся на рисование по представлению — как отмечалось выше — является самостоятельной фазой дизайн-процесса, способствующей быстрой фиксации твор-
Способность человека к воображению, пониманию, сопереживанию, так же, как и экзистенциальное ощущение себя в мире, не может быть воспроизведено компьютером ни как симуляция, ни как запись алгоритма, а они являются одной из основных составляющих архитектурного мышления и процесса проектирования.
ческих идей. Эскизный поиск концептуального решения не ставит перед дизайнером задачи создания законченной графической работы, но представляет собой лаконичное изложение образного ряда, возникающего в сознании во время проектирования.
Ценность эскизного поиска в его незавершенной, «рабочей», стадии является первой причиной, определяющей выбор эскиза по представлению в качестве основополагающего критерия оценки процесса обучения специализированному рисунку. Вторая причина заключается в том, что качество исполнения графического эскиза по представлению позволяет проследить уровень освоения необходимых навыков специализированного рисунка на каждом этапе обучения при выполнении студентами любого из циклов заданий. Графический эскиз по представлению может служить аналогом своеобразного тестирования студентов, позволяющим повысить результативность процесса обучения с учетом творческой индивидуальности учащихся, что особенно важно в условиях сокращения сроков подготовки по программам бакалавриата.
Будучи областью научного познания, педагогическая деятельность характеризуется ориентированностью на прогнозируемый результат учебного процесса, который складывается на основе достигаемых в результате обучения профессиональных компетенций. При освоении определенного учебного раздела он может быть тождествен одной или двум компетенциям, актуализированным посредством решения узкопрофессиональных задач. В связи с этим необходимо выявить основные задачи обучения специализированному рисунку, ориентированные на достижение одной из его основных образовательных целей — уверенного рисования по представлению, и образующие циклы зада-= ний, критерии оценки которых нам предстоит определить.
В общих чертах можно выделить три основные группы задач, решаемых в процессе обучения рисовальным навыкам сту-
дентов-дизайнеров интерьера: развитие объемно-пространственного мышления (первая группа), развитие зрительной памяти (вторая группа), развитие творческого мышления (третья группа).
Каждая группа задач формирует определенные компетенции. Так, к компетенциям первой группы можно отнести знание основ линейной перспективы, умение представлять и изображать объект в различных проекциях и перспективе. Вторая группа включает в себя владение навыками копирования и рисования с натуры образцов декора и элементов оборудования интерьеров, умение изображать объекты по памяти. Третья — актуализирует знание техник уникальной графики и умение воссоздавать художественно-образные решения проектируемых объектов с помощью краткосрочных графических эскизов.
Однако для определения критериев оценки учебного процесса в практике обучения специализированному рисунку недостаточно лишь общего обозначения групп задач и вырабатываемых на основе их решения компетенций. Необходимо обеспечить взаимосвязь между построением программы, критериями оценки процесса обучения и организацией определенного вида контроля над усвоением студентами навыков специализированного рисунка.
В условиях новых образовательных стандартов процедуры рубежного и итогового контроля в середине и в конце семестра дополняются постоянной системной оценкой достижений студентов, которая может опираться на систему своеобразного «тестирования». В общепринятом смысле термин «тестирование» не вполне корректен по отношению к рисунку в силу индивидуального характера обучения изобразительному искусству, однако сквозной цикл контрольных заданий на протяжении учебного семестра по смыслу приближается к тестовой структуре.
Фактически оценка процесса обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера является формой сквозного промежуточного контроля над усвоением знаний.
Графический эскиз по представлению, соответственно, играет в данной ситуации двойную роль: с одной стороны, является важнейшим критерием оценки достижения приведенных компетенций, с другой, формирует принцип создания цикла проверочных заданий. Рассматриваемые далее циклы заданий образуют систему промежуточного контроля над усвоением навыков специализированного рисунка и обеспечивают постоянное сравнение индивидуального уровня каждого студента и уровня группы в целом.
Завершая программу по академическому рисунку, специализированный рисунок в системе подготовки будущих бакалавров дизайна занимает не более одного учебного года, включающе- = го в себя два семестра. Приводимые в статье контрольные задания предполагают их выполнение в аудитории в присутствии преподавателя в короткие сроки — от получаса до полутора академических часов, в зависимости от сложности поставленной задачи. Количество контрольных заданий в семестре может варьироваться, включая в себя не менее трех по каждой группе решаемых задач. Данная система промежуточной оценки должна существовать только в качестве дополнения к основным видам рубежного и итогового контроля.
В соответствии с предлагаемой методической конструкцией цикл контрольных заданий для первой группы задач на развитие объемно-пространственного мышления включает в себя упражнения на быстрое изображение объектов в ракурсах, отличных от исходно наблюдаемых. Сами задания могут быть разнообразными — от поворота несложного предмета в пространстве вокруг заданной оси6 до набросков перспективы интерьера или архитектурного пейзажа на основе плана и проекций стен или фасадов. Основным критерием оценки уровня выполнения заданий первой группы является уверенное применение законов линейной перспективы; в качестве дополнительного критерия выступает техника исполнения, заключающаяся в конструктивности рисунка, точности силуэтных линий и линий «каркаса» предметов, умении применять условную светотень для выявления объема.
Вторая группа задач поддерживается циклом заданий на рисование предметов и фрагментов интерьеров по памяти и создание новых комбинаций на основе «выученных» элементов. Прогнозируемый результат в данном случае подразумевает знание студентами стилистических направлений и умение подбирать их гармонические сочетания. Критериями оценки
Ценность эскизного поиска в его незавершенной, «рабочей», стадии является первой причиной, определяющей выбор эскиза по представлению в качестве основополагающего критерия
оценки процесса обучения специализированному рисунку.
освоения студентами специализированных рисовальных навыков для второго цикла заданий становятся, таким образом, достоверность воспроизведения объектов по па-I мяти, а также умение выполнять на их основе самостоятельные композиции в набросках и зарисовках по представлению различной длительности. Немало -важным дополнительным критерием, как и для заданий первого цикла, является выбор техники исполнения и соответствие ее стилистическому характеру изображаемых объектов.
И, наконец, цикл контрольных заданий для третьей группы по созданию краткосрочных графических эскизов, решающих определенные проектные задачи — формирующих объемно-пространственную структуру объекта, передающих эмоциональное состояние интерьера, намечающих общий характер декорирования и так далее. Завершающий цикл базируется на освоении навыков по первым двум группам задач и ориентирован, в целом, на поиск образно-художественных решений в интерьере. Соответственно, критериями его оценки являются целостность исполнения, ясность образного замысла, обоснованность выбора графической техники и уровень владения ею в эскизах, выполняемых по представлению.
Обобщая сказанное, можно остановиться на основных принципах формирования критериев оценки процесса обучения студентов-дизайнеров интерьера специализированному рисунку в целом. Во-первых, критерии оценки основываются на соответствии выполняемых упражнений поставленным педагогом задачам. Во-вторых, дополнительными, но весьма существенными, критериями освоения дисциплины являются в равной степени уровень художественного исполнения, который складывается из владения техниками и приемами графики, и творческая индивидуальность художника-дизайнера, выраженная в его эскизно-графических композициях.
Основывая промежуточный контроль над обучением прикладному рисунку ди-
заинеров интерьера на умении создавать графические эскизы по представлению, автор предполагает, что итоговый контроль и итоговые критерии оценки, суммирующие результата: обуче- = ния каждого семестра, должны иметь более разветвленную структуру, базируясь в том числе на оценке уровня владения студентами навыками натурного рисунка.
Однако учитывая потребности современного образовательного процесса, нельзя не отметить повышение роли постоянного сквозного контроля над усвоением студентами знаний и навыков. В эпоху ускоряющейся эволюции цифровых технологий рисовальное мастерство при выполнении графических эскизов по представлению будет занимать все более важное место в системе критериев оценки достижений будущих дизайнеров интерьера.
Развитие индивидуального творческого почерка учащихся, особенно ценное на фоне характерного для современности массового тиражирования типовых элементов в дизайне, должно опираться на взаимодействие рукотворной и компьютерной проектной графики. Не менее важным в сложившейся ситуации представляется «содружество» традиционных и новаторских подходов в организации процесса преподавания специализированного рисунка будущим бакалаврам дизайна. При этом педагогические инновации в значительной степени затрагивают систему оценивания достижений учащихся, где графический эскиз по представлению, выполняемый от руки, не только демонстрирует уровень усвоения студентами знаний, но, кроме этого, вырабатывает навыки кон-
Графический эскиз по представлению, выполняемый от руки, не только демонстрирует уровень усвоения студентами знаний, но и вырабатывает навыки концентрации внимания на решении поставленной задачи и выявляет
характерные особенности индивидуальных рисовальных приемов.
центрации внимания на решении поставленной задачи и выявляет характерные особенности индивидуальных рисовальных приемов. Выбор графического эскиза по пред-= ставлению в качестве основополагающего критерия оценки процесса обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера позволяет создать структуру промежуточного контроля над усвоением знаний и навыков, призванную существенно повысить = эффективность преподавания рисунка, нацеленного на практическое применение в профессиональной деятельности. -'jjjj
Литература
1. Бабияк В.В. Традиции и новаторство в художественном образовании (историко-искусствоведче-ский аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. № 7. Т. 4. С. 198-206.
2. Власов В.Г. Русская школа декоративно-прикладного искусства как один из источников системы современного дизайнерского образования // Архи-тектон. Известия вузов. 2009. № 26. [Электронный ресурс]. URL: http://archvuz.ru/2009_2/15 (дата обращения 31.01.2015).
3. Вуль О.А. Формирование методических подходов к обучению специализированному рисунку в художественно-промышленных училищах и вузах России // Научное мнение. 2014. № 9. С. 145--150.
4. Палласмаа Ю. Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013. С. 81.
5. Там же. С. 9.
6. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М.: Советский художник, 1966. С. 28.
GRAPHIC DRAFT FOR REPRESENTATION AS A CRITERION OF SPECIALIZED PICTURE EDUCATION'S EVALUATION
O.A. Vul, postgraduate, the department of picture, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia, [email protected]
This article is devoted to the problem of picture's pedagogy in the field of bachelor students-interior designers' training. The author gives a definition of «specialized picture» and exposes main distinctive features of painting
for representation, and substantiates its role in the practice of design. The article actualizes the significance of graphic draft for representation as an obligatory stage of initial search in projecting. The author underlines the importance of draft paining «at hand» in the conditions of developing computer visualization which substitutes hand-made presentations of interior projects. This article defines the reasons which characterize draft for representation as the most important criterion of specialized picture training process evaluation; it also shows an interconnection between students - interior designers' education objectives and professional competences based on them. Rely on the interrelations of the objectives, reached competences and education process evaluation's criteria, the author offers an independent methodological structure of progress control under mastering of students-interior designers' skills of specialized picture; this structure provides a cycle of short test works. The article underlines painting mastery's role improvement for graphic drafts for representation in the digital age, and this system of additional control will provide a unique opportunity of each student's individual achievement evaluation; it is very urgent in the situation of general reduction of students' training period of bachelors' programs.
Key words: graphics, drawing, sketch, interior design, pedagogy, criteria, competence, control, computer visualization.
References
1. Babiiak V.V. Traditsii i novatorstvo v khudozhestven-nom obrazovanii (istoriko-iskusstvovedcheskii aspekt) [Tradition and innovation in art education (art-historical aspect)]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena — Izvestiya of the Russian state pedagogical University. A. I. Herzen, 2004, no. 7, vol. 4, pp. 198-206.
2. Vlasov V.G. Russkaia shkola dekorativno-prikladnogo iskusstva kak odin iz istochnikov sistemy sovremennogo dizainerskogo obrazovaniia [Russian school of decorative and applied arts as one of the sources of modern design education]. Arkhitekton. Izvestiia vuzov — Architect. Izvestiya vuzov, 2009, no. 26. Available at: http://archvuz. ru/2009_2/15 (accessed 31.01.2015).
3. Vul' O.A. Formirovanie metodicheskikh podkhodov k obucheniiu spetsializirovannomu risunku v khudozhest-
venno-promyshlennykh uchilishchakh i vuzakh Rossii [The formation of methodical approaches to learning specialized figure in the industrial arts colleges and universities]. Nauchnoe mnenie — Scientific opinion, 2014, no. 9, pp. 145—150.
4. Pallasmaa Iu. Mysliashchaia ruka: arkhitektura i ekzistentsial'naia mudrost' bytiia [The thinking hand: architecture and existential wisdom of life]. Moscow, Izdatel'skii dom «Klassika-XXI» Publ., 2013. 176 p.
5. Pallasmaa Iu. Mysliashchaia ruka: arkhitektura i ekzistentsial'naia mudrost' bytiia [The thinking hand: architecture and existential wisdom of life]. Moscow, Izdatel'skii dom «Klassika-XXI» Publ., 2013. 176 p.
6. Pavlinov P.Ia. Kazhdyi mozhet nauchit'sia risovat' [Anyone can learn to draw]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1966. 104 p.