Научная статья на тему 'Эскизно-проектная графика в дизайне художественного текстиля как средство профессиональной подготовки студентов ХГФ'

Эскизно-проектная графика в дизайне художественного текстиля как средство профессиональной подготовки студентов ХГФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ИНТЕРЬЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ / ЭСКИЗ / СТАДИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ / ART TEXTILE / DESIGNING / DESIGN / INTERIOR / PROFESSIONAL TRAINING / SCRAPPY SEWING / SKETCH / DESIGN WORK STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина О. Ю.

Сатья рассказывает об эскизно-проектной графике в дизайне художественного текстиля как о средстве профессиональной подготовки студентов к выполнению проектной деятельности. Особенность эскизно-проектной графики заключается в стадийности работы при проектировании изделий художественного текстиля для конкретного интерьера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKETCHILY-PROJECT DRAWING IN THE DESIGN OF ART TEXTILE AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF HGF STUDENTS

This article deals with the theme of sketchily-project drawing as one of the ways of students professional training for executing project activity. The main feature of sketchily-project drawing is the designing of art textile products for a spesific interior by stages.

Текст научной работы на тему «Эскизно-проектная графика в дизайне художественного текстиля как средство профессиональной подготовки студентов ХГФ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

О.Ю. АМЕЛИНА, аспирант кафедры «Декоративно-прикладное

искусство и техническая графика» Орловского государственного университета Тел.: (4286) 42-80-72, 8-905-167-35-79; [email protected]

ЭСКИЗНО-ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА В ДИЗАЙНЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТИЛЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХГФ

Сатья рассказывает об эскизно-проектной графике в дизайне художественного текстиля как о средстве профессиональной подготовки студентов к выполнению проектной деятельности. Особенность эскизно-проектной графики заключается в стадийности работы при проектировании изделий художественного текстиля для конкретного интерьера.

Ключевые слова: художественный текстиль, проектирование, дизайн, интерьер, профессиональная подготовка, лоскутное шитьё, эскиз, стадии проектной работы.

«Потребность в материально-пространственной организации своей жизни - изначальное условие человеческой сущности. Без крыши над головой, без обустройства жилища и создания среды для труда и быта человечество не смогло бы существовать и развиваться» [2, с. 20]. Человек всегда стремился к тому, чтобы в организации внутреннего пространства предметы быта согласовывались между собой. Но не всегда это получалось.

Возникновение дизайна в конце XIX - начале XX века было вызвано необходимостью создания гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, а также необходимостью ликвидировать последствия «разрозненного предметного хаоса в окружающей человека среде обитания» [3, с. 42].

Дизайн представляет собой творческую проектную деятельность, объектами ко -торой являются промышленные изделия, элементы и системы городской, производственной и жилой среды, техника и оборудование, транспортные средства, полиграфия и многое другое. Текстиль является таким же объектом дизайна (частью предметной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты и др. Таким образом, «дизайн-текстиль» в настоящее время является одним из направлений дизайн-деятельности, основной задачей которой является создание уникальных изделий из текстиля с учётом специфических стилевых и предметно-пространственных особенностей различных интерьеров.

Перспектива развития данного вида деятельности, отвечающего самым высоким духовным и материальным запросам цивилизованного общества, находится в прямой зависимости от уровня профессионального подготовки будущих специалистов-дизай-неров текстиля.

© О.Ю. Амелина

Профессиональная подготовка квалифицированных специалистов - дизайнеров текстиля осуществляется при реализации основной образовательной программы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузе) на художественно-графических факультетах и является результатом не только овладения определённоым уровнем знаний и навыков, но и формирования готовности к выполнению различных художественных и профессиональных задач.

Студенты ХГФ в соответствии с подготовкой, получаемой в вузе, готовятся выполнять различные виды профессиональной деятельности. Среди них особое внимание обращается на проектную деятельность. Дизайн текстиля, пройдя путь от «народного дизайна», когда проектом вещи являлся канон, до проектирования, когда человек сам должен смоделировать внешний вид текстильного изделия, образовал основу современной проектной деятельности по созданию текстильных изделий. Формирование текстильного дизайна получило своё завершение благодаря развитию швейной и трикотажной индустрии и проектированию типовых интерьеров.

Проектная деятельность - основа профессиональной подготовки студентов. Будущие дизайнеры текстиля должны не только участвовать в разработке интерьерных проектов или самостоятельно их выполнять, но также заниматься разработкой и практическим выполнением всевозможных текстильных объектов: декоративных тканей для интерьеров; мебельных тканей; тканей для ландшафтной архитектуры; текстильных объёмно-пространственных композиций для архитектурных объектов; сценических занавесов; тематических и декоративных гобеленов и панно; ковров и напольных покрытий; покрывал и скатертей; штор; текстильной пластики и лоскутного шитья, а также многого другого. Разрабатывая данные текстильные изделия, студенты-дизайнеры должны быть подготовлены к проектированию конкретных интерьеров, в решении облика которых важнейшую стилеобразующую роль должен играть художе -ственный текстиль, которому можно предложить следующее определение: художественный текстиль - это ткань декоративного назначения и высокого художественного качества с узором или изобразительным мотивом, полученным независимо от способа изготовления ткани, а также техники её украшения.

К художественному текстилю относят:

1. ткани, предназначенные для оформления интерьера;

2. ткани, имеющие высокий критерий качества выполнения;

3. ткани, изготовленные ручным или промышленным способом;

4. ткани, оформленные такими техниками, как гобелен, вышивка, батик, набойка, лоскутное шитьё и др.

Учебное проектирование художественного текстиля имеет большое значение в процессе обучения в вузе, поскольку оно закладывает основание, на котором должен наращиваться весь дальнейший арсенал профессиональных знаний и умений, необходимый каждому практикующему проектировщику.

Проектирование изделий текстиля осуществляется в процессе творческих поисков - постадий-ной разработки замысла. «Обычно методологи дизайна выделяют три связанные между собой стадии проектной работы» [1, с. 145]. Данные стадии определили ход работы по выполнению эскизов изделий художественного текстиля.

Ход работы:

1. Подготовительная стадия - сбор материала, требующегося для создания проекта. Это знакомство с архитектурой помещения и теми исходными данными, которые предстоит использовать: размер, пропорции и назначение помещения, освещение, цвет и фактура отделочных материалов и т. д.

2. Эскизный поиск - разрабатываются различные варианты текстильного изделия. На этой стадии проектирования студенты вместе с преподавателем обсуждают предварительные эскизы, выполненные в уменьшенном масштабе и в цвете, из которых выбирается наиболее удачное решение для дальнейшей работы.

3. Завершение эскиза - окончательная доработка выбранного варианта текстильного изделия с передачей техники выполнения.

Данная постадийная работа позволяет подготовить студентов к выполнению практических работ в материале. Поэтому очень важно, чтобы учебные задания были профессионально ориентированы и содействовали реализации задач профессиональной деятельности дизайнеров текстиля.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Рассмотрим это на конкретном примере, иллюстрирующем практическое использование эскизно-проектной графики в дизайне изделий художе -ственного текстиля. Суть задания можно определить как проектирование интерьера зрительного зала кукольного театра с применением текстильных компонентов. Работа по проектированию была организована в двух направлениях: 1 ) разработка непосредственно самого интерьера зрительного зала театра кукол и 2) проектно-художественное решение театрального занавеса.

Практическое задание: «Проектно-художе -ственное решение театрального занавеса в технике лоскутного шитья».

Вид задания: учебное семестровое задание для студентов старших курсов.

Цели задания:

• разработка эскизов театрального занавеса в спроектированный интерьер;

• выполнение чистового эскиза занавеса в масштабе с передачей техники лоскутного шитья.

Ожидаемые результаты: разработка проекта интерьера, умение создавать эскизы изделий художественного текстиля с передачей технологии художественной обработки ткани.

Наглядные пособия: репродукции с примерами интересно оформленных театральных занавесов.

Материалы и инструменты проектирования: карандаши, бумага, гуашь, кисти.

Ход работы:

1. Между текстильными изделиями и внутренним пространством помещения возникают сложные взаимосвязи, поэтому нельзя проектировать то или иное текстильное изделие отвлечённо, изолированно от окружения, от конкретных условий его нахождения и применения; изделие, спроектированное без учёта этих взаимосвязей, интересное и оригинальное само по себе, может оказаться совершенно непригодным для того интерьера, где оно должно находиться.

Исходная информация - это данные о спроектированном пространстве самого зрительного зала:

• Театральное пространство: театр кукол.

• Зрители: детская аудитория.

• Размеры зрительного зала: 14,7 м х 21,8 м.

• Цветовое решение зрительного зала: цвет стен - охра; цвет кресел - голубой, зелёный, оранжевый, красный, бордовый; цвет пола -синий.

• Отделочные материалы: датская штукатурка, коммерческий линолеум, гипсокартон.

• Осветительные приборы: галогеновые лампы накаливания, люминесцентные лампы.

Кроме того, необходимо учитывать при проектировании текстильного изделия и данные о самом объекте проектирования.

• Объект проектирования: театральный занавес.

• Роль занавеса: элемент, разделяющий пространство.

• Вид занавеса: подъёмно-опускной (рис. 1).

• Расположение занавеса: сцена - благодаря современным системам крепления театрального оборудования занавес может, перемещаясь в глубь сцены, занимать любое место на сцене. В результате он может выступать в роли самого занавеса, в роли декоративного задника-горизонта или в роли непосредственной декорации к спектаклю.

2. Характер композиций и цветового решения занавеса, разумеется, должен быть тесно связан с архитектурой зала и его назначением. Изображение на занавесе помогает не только настроить детей перед спектаклем, но и соответствует назначению помещения. Поэтому из всех разработанных вариантов занавеса (рис. 2) наиболее актуальным мы будем считать своеобразный «Го -род сказок» (рис. 3). При цветовом решении занавеса была использована способность цвета изменять восприятие объёмов, их масштабность и отчасти форму. Плоскости цвета, контрастные по силе и сочетаниям, зрительно расчленяют законченную прямоугольную плоскость занавеса, приводят её к более мелким масштабным соотношениям. Цветовые плоскости зрительно дробят геометрический объём, облегчая его. Но особое значение в изображении на занавесе принадлежит линии - контуру - границе между двумя различными по цвету и тону (зелёный) участкам плоскости. Это объясняется тем, что основная часть всей зрительной информации опирается на восприятие контурных линий, играющих главную роль в сложном процессе узнавания предметов. Линия контура всегда более отчётлива, глаз улавливает её быстрее. Контуры и границы изображения являются важнейшими ориентирами для детей. Поэтому не случайно, что в данной ситуации цвета чётко отделены друг от друга.

3. При создании эскиза имеет значение плотность и материальность цвета, используют крас-

ку, имеющую кроющую способность. Это гуашь, при помощи которой в эскизе можно передать технику лоскутного шитья.

Лоскутное шитьё — вид рукоделия, при котором сшивается цельное изделие из разноцветных кусочков ткани (лоскутков). В эскизе техника лоскутного шитья выполняется в виде плоскостного линейного рисунка с локальным заполнением цвета.

Художественный текстиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного текстильного изделия, художе -ственными задачами, средствами и приёмами, помогающими дизайнеру наиболее полно выразить свой замысел в изделиях определённого назначения, раскрыть красоту и свойства материала.

Надо только помнить: проектирование интерьера с использованием текстильных компонентов есть именно искусство, т. е. в конечном счёте решение художественных, эстетических задач. Формировать внутреннее пространство помещений по законам утилитарно-практической необходимости, с соблюдением норм освещённости, строительной целесообразности и т. п. возможно и без специалиста с художественным образованием. Но для того чтобы человек ощутил интерьер с текстильным наполнением как нечто желанное, близкое его

сердцу, нужен именно художник-проектировщик.

Таким образом, текстильное произведение в интерьере становится активным фактором формирования индивидуального образа помещения. Его можно рассматривать как равнодействующий выразительный элемент архитектурного пространства.

Практика оформления интерьера должна быть направлена на организацию такой среды, в кото -рой вещи функционально необходимы и эстетически значимы, образовывали бы единство пространства и предмета на основе индивидуального проектного решения.

Именно на основе такого проекта художник создаёт уникальное произведение и тем самым способствует формированию образа конкретного интерьера.

Вот почему текстиль представляется перспективной формой, придающей интерьеру своеобразие и оригинальность.

Высшее учебное заведение позволяет гарантировать качество профессиональной подготовки студентов. Необходимо, чтобы во время учебного процесса текущие семестровые задания и курсовые проекты были максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности.

Рис. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Рис. 2

Л

/*v;

ШЖ ш

доЗЕЗД

айьЛ1НМ2/К| V flw I 7^

ш

WL*

Я|

л«

Рис. 3

Библиографический список

1. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента: Учебное пособие для вузов. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина,

2004. - 431 с., ил.

2. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учебное пособие. - М.: Архитекту-ра-С, 2004. - 312 с., ил.

3. Самохин В. Дизайн и предметная среда обитания человека // Искусство. - 1985. - № 3. - С. 42-46.

О. AMELINA

SKETCHILY-PROJECT DRAWING IN THE DESIGN OF ART TEXTILE AS A MEANS OF PROFESSIONAL TRAINING OF HGF STUDENTS

This article deals with the theme of sketchily-project drawing as one of the ways of students’ professional training for executing project activity. The main feature of sketchily-project drawing is the designing of art textile products for a spesific interior by stages.

Key words: art textile, designing, design, interior, professional training, scrappy sewing,sketch, design work stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.