Научная статья на тему 'Визуализация в курсовых проектах студентов-архитекторов как средство проверки уровня навыка владения тоном в рисунке'

Визуализация в курсовых проектах студентов-архитекторов как средство проверки уровня навыка владения тоном в рисунке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ТОН / СТУДЕНТЫ-АРХИТЕКТОРЫ / РИСУНОК / КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С., Бондарев Ю.И.

Статья посвящена одной из основополагающих задач в архитектурном проектировании созданию визуализации. Именно от её качества зависит грамотная подача образа самой графической работы. Поэтому в профессиональном становлении будущего архитектора большую роль играет не только процесс конструктивного проектирования будущих архитектурных объектов, но и их композиционное размещение, а также тональное решение самого проекта. В архитектурном проектировании не ставится задача изучения законов передачи реалистического изображения, так как это цель дисциплин художественного цикла. Поэтому освоение студентами закономерностей изображения осуществляется в процессе постижения азов академического рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Н.К., Степанова-Третьякова Н.С., Бондарев Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация в курсовых проектах студентов-архитекторов как средство проверки уровня навыка владения тоном в рисунке»

УДК 378

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В КУРСОВЫХ ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ КАК СРЕДСТВО ПРОВЕРКИ УРОВНЯ НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ ТОНОМ В РИСУНКЕ

© 2020 Н. К. Шабанов г, Н. С. Степанова-Третьякова 2, Ю. И. Бондарев3

1 докт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств e-mail: shabanovk@gmail.com

Курский государственный университет

2старший преподаватель кафедры гостинично-туристического сервиса,

коммерции и рекламы e-mail: natalia. stepanova-tretyackova @ yandex. ru

Белгородский университет кооперации, экономики и права

з доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры e-mail: bondarev. design @ mail. ru

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Статья посвящена одной из основополагающих задач в архитектурном проектировании - созданию визуализации. Именно от её качества зависит грамотная подача образа самой графической работы. Поэтому в профессиональном становлении будущего архитектора большую роль играет не только процесс конструктивного проектирования будущих архитектурных объектов, но и их композиционное размещение, а также тональное решение самого проекта. В архитектурном проектировании не ставится задача изучения законов передачи реалистического изображения, так как это цель дисциплин художественного цикла. Поэтому освоение студентами закономерностей изображения осуществляется в процессе постижения азов академического рисунка.

Ключевые слова: визуализация, тон, студенты-архитекторы, рисунок, курсовой проект.

В постоянно меняющемся социальном пространстве к будущему специалисту выдвигаются новые требования, касающиеся приобретённых компетенций. Главным ключевым моментом в российском образовании является совмещение традиционных методов обучения и инновационных средств. Гармоничное взаимное дополнение веками сложившейся академической системы имперской России, новаторских подходов советской школы современными цифровыми технологиями поможет будущему специалисту получить качественные знания, умения, навыки и подготовят его к нынешнему рынку труда [Лисовский 1982: 20]. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ ФГОС ВО по направлению «Архитектура», будущий выпускник должен приобрести профессиональные компетенции:

- способность разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим требованиям (ПК-1);

- способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (ПК-2);

— способность взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели (ПК-3);

— способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов (ПК-4);

— способность применять знания смежных и сопутствующих дисциплин при разработке проектов, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных технологий, материалов, конструкций, систем жизнеобеспечения и информационно-компьютерных средств (ПК-5) [ФГОС].

В соответствии с вышеперечисленными компетенциями будущий специалист может получить подходящие знания, умения и навыки в процессе совокупности освоения сложившихся отечественных традиций с инновационными цифровыми достижениями.

Отечественное архитектурное образование представляет собой огромный исторически сложившийся пласт, вобравший в себя лучшие формы реформаторских преобразований, начиная от петровских перемен, затем коренных формалистических изменений ВХУТЕМАС и заканчивая компьютеризацией. Продолжающееся бурное развитие информационных технологий позволяет в кратчайшие сроки создать архитектурный проект любой сложности. Цифровые средства дают возможность грамотно воплотить форму любого проектируемого объекта, обозреваемую с различных точек зрения. Стоит заметить, что впроцессе выполнения курсового проектирования немаловажную роль играет и создание визуализации. Она представляет собой графическую презентацию любой архитектурной проектной разработки и включает не только композиционную целостность, но и общее тональное или колористическое решение.

На начальных этапах обучения студенты направления архитектуры в процессе изображения объектов очень часто допускают ошибки в передаче тональных характеристик. Такие недочёты хорошо заметны в монохромном изображении. Это связано с тем, что обучающиеся сталкиваются с проблемами передачи светотеневой моделировки, удалённости предметов от источника воображаемого освещения, воздушной перспективы. Зачастую в работах будущих архитекторов не учитывается характер и направленность освещения, также у них возникают проблемы с передачей материальности предметов в графических работах. В архитектурных проектах на первых, вторых курсах студенты-архитекторы используют монохромную отмывку акварелью или тушью. Данный технический приём считается сложным, так как требует не только мастерства владения им, но и соответствующих знаний, умений и навыков передачи закономерностей изображения (рис. 1).

Большую часть информации основных принципов передачи натурного предмета или объекта студенты получают в рамках учебного рисунка. В связи со спецификой технических вузов методика преподавания будущих архитекторов реалистическому изображению ограничивается конструктивным построением и лёгкой светотеневой моделировкой [Степанова-Третьякова 2015: 74] В результате обучающиеся получают неполный объём знаний и формируют недостаточный уровень художественных умений и навыков, которые оказывают влияние на создание визуализации архитектурного проекта. Поэтому в рамках учебного процесса по рисунку необходимо разработать систему заданий, нацеленных на приобретение всего спектра создания реалистического изображения на картинной плоскости.

Рис. 1. Примеры отмывки: а) работы студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств; б) работы студентов БГТУ им. В.Г. Шухова

Дисциплина «Архитектурное проектирование» содержит темы, в которых ставится выполнение ряда поставленных задач. Они включают: построение формы (ортогональная проекция фасадов, разреза, плана, генплана, линейная перспектива, масштаб); передачу пространства (линейная перспектива, воздушная перспектива, метод загоражвания). Визаулизация всего проекта заключается в компоновке объектов на листе (композиция) и в тональном решении, которое во многих технических вузах имеет условный характер.

Многие отечественные педагоги в области архитектурного проектирования уделяют значительное внимание процессу соединения отдельных частей проекта в единый графический комплекс. В своих наблюдениях они каждый по-своему характеризуют процесс и проблемы визуализации. По мнению исследователя О.М. Шенцовой, «визуализация сегодня - это серьезная образовательная проблема. Еще в недавнем прошлом визуализация скромно именовалась рисованием, т.е. воплощением в живописно-графическом виде архитектурных идей, и являлось вожделенным ремеслом для большей части молодежи, поступающей в архитектурные вузы. В современное время визуализация - 3Э-моделирование архитектурных объектов при помощи компьютерных технологий создаёт внешнюю угрозу профессионализму архитекторов» [Шенцова 2014: 443].

Исследования Л.В. Данченко, Т. А. Керн, посвящённые процессу визуализации, подтверждают, что графическая подача архитектурного объекта является необходимой составной частью творческого процесса проектирования и служит важнейшим средством конкретизации замысла будущего архитектурного сооружения, проверки его композиционных достоинств или недостатков [Данченко, керн 2011: 33].

О.И. Кобер, А.А. Токмаков, Д.Н. Саттаров отмечают важность цифровых возможностей, преимущество 3Э-визуализации и 3Э-моделирования, как современный стандарт подачи демонстрационных материалов для строительства нового объекта [Кобер и соавт. 2018: 236]. По их мнению, компьютерная визуализация предоставляет в

полном объёме информацию о будущем архитектурном здании, а современные цифровые графические редакторы помогают достичь максимальной фотореалистичности и скрупулезной детализации.

Анализ исследований вышеперечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что, прежде чем перейти на цифровую графическую подачу архитектурного объекта, необходимо на начальных этапах обучения студентов посредством ручной графики сформировать у них художественные и профессиональные умения и навыки. Поэтому идеальным условием такого обучения будет взаимодополнение дисциплин профессионального и художественного циклов, а конкретно - архитектурного проектирования и учебного рисунка.

Реалистический рисунок включает темы, в рамках которых решаются следующие задачи: создание формы (контурно-схематический, геометрально-математический, конструктивно-пространственный, пространственно-пластический способы изображения), передача пространства (линейная перспектива, воздушная перспектива, метод загоражвания), выполнение тональных характеристик (светотень, удалённость предметов от источника освещения, воздушная перспектива, характер и направленность освещения, светлота, насыщенность и материальность предметов, качественные характеристики художественных материалов: тон и фактура бумаги, качество графита) [Кузнецова, Степанова-Третьякова 2015: 106].

Рис. 2. Рисунки студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств

Осваивая принципы передачи графических закономерностей изображения, студенты не только учатся показывать особенности передачи натуры, использовать полученные знания, приобретённые умения и навыки в проектной деятельности, но и формируют у себя познавательные процессы: целостное восприятие, мышление, память и воображение. Данные факторы помогают развить у будущих архитекторов хорошие предпосылки для творческой проектной деятельности. Подтверждением наших слов являются результаты архитектурных проектов, в частности создания визуализации, будущих архитекторов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств (рис. 3).

Рис. 3. Отмывка архитектурной детали студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина

при Российской академии художеств

б)

Рис. 4. Визуализация проектов: а) студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств; б) студентов БГТУ им. В.Г. Шухова

Анализ монохромной отмывки архитектурных деталей на факультете архитектуры показывает высокий уровень компетенций у студентов не только в области конструкций, но и в применении художественных средств выразительности. Достижением такого результата является использование в образовательном процессе традиционных методов обучения реалистическому рисунку. В рамках данной дисциплины будущие специалисты приобретают в полном объёме закономерности передачи натуры и достигают виртуозного владения техническим приёмом. Как результат - выгодная подача визуализации графических проектов на последующих курсах, где учитываются законы графического изображения и используется выборочное применение художественных средств выразительности для передачи образа. Основополагающий доминирующий акцент на данных графических листах - перспективное положение архитектурного сооружения, выполненного в технике отмывки, и заднего антуража -среды, созданного посредством акварельного письма «по сырому» (рис. 4а).

Рассмотренные студенческие работы направления архитектуры Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова показывают, что от используемых методов обучения рисунку зависит не только уровень художественных графических работ, но и демонстрация проектируемых объектов. В процессе анализа учебных рисунков и архитектурных проектов подбирались общие параметры, характеризующие визуализацию. Были выбраны для оценивания такие критерии: композиция (компоновка изображения), форма, пространство, тон (светотень, удалённость предметов / объектов от источника освещения, характер и направленность освещения, воздушная перспектива, материальность предмета, светлота и насыщенность).

Обнаружили, что большие проблемы в графических листах студентов были связаны у них с недостаточными навыками владения тоном. Главным недочётом работ является применение неполного набора тональных характеристик. Это наблюдается как в рисунках, так и в отмывке архитектурной детали, а также и в более серьёзных проектах архитектурных сооружений (рис. 4б, 5).

В результате анализа уровня работ студентов-шуховцев пришли к выводу о необходимости пересмотра методов обучения рисунку. В связи с этим была разработана система занятий, нацеленная на дифференцируемое освоение параметров тона, формы, пространства и овладение различными техническими приёмами. Для освоения данной информации были взяты темы: «Изображение натюрморта», «Изображение архитектурной детали», «Изображение гипсовой греческой головы».

Изучение натюрморта является наиболее подходящей тематикой для освоения всех закономерностей реалистического изображения, так как именно в рамках этой темы можно научиться грамотно, выстраивать композицию на листе, то есть компоновать. Как известно, перед тем как приступить к процессу рисования, необходимо выбрать наиболее выгодное положение, в котором нет «мёртвых точек», «пассивного примыкания». Более удачных фокусов, то есть выгодных позиций для воспроизведения натуры, не больше двух. Поэтому студентам необходимы композиционные умения, чтобы грамотно закомпоновать натюрморт, зрительно переместить те элементы, которые попали в невыигрышную позицию. Для этого необходимо выполнить различные варианты поисковых зарисовок.

б)

Рис. 5. Работы студентов БГТУ им. В.Г. Шухова: а) рисунки; б) отмывка архитектурной детали

Следующие этапы посвящены различным комбинациям освоения закономерностей изображения. Так, на первом этапе обучающиеся по направлению архитектуры в рисунках учитывают контурно-схематический способ трактовки формы, светотень, метод загораживания. На втором этапе студенты к полученным знаниям и умениям добавляют геометрально-математический способ передачи формы, удалённость предметов от источника света и линейную перспективу. Третий этап заключается в создании рисунка по средствам добавления следующих задач: конструктивно-пространственный способ изображения, воздушная перспектива. Четвёртый этап включает суммирование следующих поставленных задач: пространственно-пластический способ трактовки формы, характер и направленность освещения. Пятый, заключительный этап знакомства со всеми параметрами реалистического изображения - передача всех ранее пройденных закономерностей и создание материальности предметов на картинной плоскости.

Позже все изученные законы передачи натурного изображения бакалавры направления архитектуры стали учитывать в процессе освоения сложных тем по

учебному рисунку. Как результат, в работах студентов стала появляться тональная и композиционная целостность. Такую же положительную динамику стали наблюдать и в графических архитектурных проектах.

Таким образом, дифференцированно освоив закономерности передачи особенностей натурной постановки, студенты приобретают не только качество конструктивно-логически мыслить, но и навыки передачи тона, которые формируют целостное восприятие. А это необходимые характеристики для формирования профессиональных компетенций [Шабанова О.П., Шабанова М.Н. 2014]. Более того, будущие архитекторы развивают у себя чёткое представление не только о степени законченности рисунка, но и о целостном тоновом исполнении графического проекта, что положительно сказывается на визуализации всей работы.

Библиографический список

Данченко Л.В., Керн Т.А. Развитие теории перспективы как средства визуализации архитектурного объекта // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Казань, 2011. № 3(17). С. 33-38.

Зайнуллина Г.Ф., Брянский И.Н. Визуализация в архитектурном проектировании. // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция (г. Нижневартовск, 3-4 апреля 2018 г.) / Ч. 3. Искусство. Дизайн. Архитектура. Музыка. Культура. Философия. Социология. Нижневаторск, 2018. С. 184-187.

Кобер О.И., Токмаков А.А., Саттаров Д.Н. Некоторые особенности визуализации в архитектурном проектировании // Открытая электронная библиотека научно-образовательных ресурсов Оренбуржья. Оренбург, 2018. С. 235-239 [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://elib.osu.ru/handle/123456789/5911 (дата обращения: 01.11.2019).

Кузнецов Р.А., Степанова-Третьякова Н.С. Проблемы освоения конструктивно-пространственного изображения, как научной основы творческой деятельности в архитектуре // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. № 5. С. 106-111.

Лисовский В.Г. Академия художеств. 2-е изд., переработ. и доп. Л.: Изд-во Лениздат, 1982. 224 с.

Степанова-Третьякова Н.С. Влияние академической школы рисования на формирование художественных умений у архитекторов-бакалавров // Научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». Белгород, 2015. № 1. С. 74-77.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС) по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» (уровень бакалавриата): приложение: приказ № 463 от 21.04. 2016 г. / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. 19 с. иЯЬ: https://fgos.ru

Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Модель преодоления низкого уровня графической культуры студентов и школьников // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2014. №1(29). [Электронный ресурс]. ШЬ: http://scientific-notes.ru/pdf/034-025.pdf №0420800068 (дата обращения: 12.10.2019).

Шенцова О.М. Проблема и способы визуализации в архитектурном проектировании. // Новые идеи нового века: материалы междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2014. Т. 2. С. 441-446 [Электронный ресурс]. иЯЬ: https://elibrary.ru/download/elibrary 21502124 26667306.pdf (дата обращения: 12.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.