Научная статья на тему 'Возможности дисциплины "основы и язык визуальной культуры" в процессе подготовки бакалавров дизайна'

Возможности дисциплины "основы и язык визуальной культуры" в процессе подготовки бакалавров дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН / TRAINING OF BACHELORS OF DESIGN / VISUAL CULTURE AND TECHNIQUE OF TEACHING ART DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфимова Екатерина Борисовна, Новикова Яна Владимировна

Традиционные для архитектурно-дизайнерского образования рисунок и живопись в настоящее время содержательно внедрены в новые учебные дисциплины, в частности «Основы и язык визуальной культуры». Дисциплина ориентирована на раннюю специализацию студентов, развитие проектных навыков, но на сегодняшний день недостаточно разработана методологически. В НовГУ имени Я. Мудрого на основе пропедевтического подхода разработан комплекс методов преподавания данной дисциплины, отвечающих общим требованиям, предъявляемым к дизайнерскому образованию. Примером является рассмотренный в статье метод «Метаморфозы» и его учебное задание «Мой город», включающее аналитический, ассоциативный, композиционный и макетный этапы. Результат применения метода ранняя профессиональная ориентация, успешное освоение дисциплины, в том числе совершенствование способности студентов анализировать произведения искусства, освоение ими художественно-графических приемов, развитие ассоциативного и композиционного мышления, освоение универсальной методологии творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now the educational disciplines "Drawing" and "Painting", characteristic of traditional architectural and design training are meaningfully introduced into new disciplines, in particular, "The Basics and Language of Visual Culture". Discipline is focused on the early specialization of students, the development of project skills, but to date has not been developed methodologically. In "Yaroslav-the-Wise Novgorod State University" (NovSU) on the basis of the propaedeutic approach, a wide range of methods of teaching this discipline has been developed, which meet the general requirements for design education. One of educational exercises "My city" entering the Metamorphoses method is considered in article. This exercise includes the analytical, associative, compositional stages and the creation of a three-dimensional paper mock-up. The result of applying the method is early professional orientation, successful mastery of discipline, including improvement of students' ability to analyze works of art, mastering artistic and graphic techniques, developing associative and compositional thinking, mastering the universal methodology of creativity.

Текст научной работы на тему «Возможности дисциплины "основы и язык визуальной культуры" в процессе подготовки бакалавров дизайна»

ПЕаАГОГПЧЕСКПЕ НАУКИ

возможности дисциплины «ОСНОВЫ И ЯЗЫК ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА

Анфимова Екатерина Борисовна

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Дизайн», НовГУ им. Я. Мудрого,

Великий Новгород Новикова Яна Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Дизайн», НовГУ им. Я. Мудрого,

Великий Новгород

Аннотация

Традиционные для архитектурно-дизайнерского образования рисунок и живопись в настоящее время содержательно внедрены в новые учебные дисциплины, в частности «Основы и язык визуальной культуры». Дисциплина ориентирована на раннюю специализацию студентов, развитие проектных навыков, но на сегодняшний день недостаточно разработана методологически.

В НовГУ имени Я. Мудрого на основе пропедевтического подхода разработан комплекс методов преподавания данной дисциплины, отвечающих общим требованиям, предъявляемым к дизайнерскому образованию. Примером является рассмотренный в статье метод «Метаморфозы» и его учебное задание «Мой город», включающее аналитический, ассоциативный, композиционный и макетный этапы. Результат применения метода - ранняя профессиональная ориентация, успешное освоение дисциплины, в том числе совершенствование способности студентов анализировать произведения искусства, освоение ими художественно-графических приемов, развитие ассоциативного и композиционного мышления, освоение универсальной методологии творчества.

Abstract

Now the educational disciplines "Drawing" and "Painting", characteristic of traditional architectural and design training are meaningfully introduced into new disciplines, in particular, "The Basics and Language of Visual Culture". Discipline is focused on the early specialization of students, the development of project skills, but to date has not been developed methodologically.

In "Yaroslav-the-Wise Novgorod State University" (NovSU) on the basis of the propaedeutic approach, a wide range of methods of teaching this discipline has been developed, which meet the general requirements for design education. One of educational exercises "My city" entering the Metamorphoses method is considered in article. This exercise includes the analytical, associative, compositional stages and the creation of a three-dimensional paper mock-up. The result of applying the method is early professional orientation, successful mastery of discipline, including improvement of students' ability to analyze works of art, mastering artistic and graphic techniques, developing associative and compositional thinking, mastering the universal methodology of creativity.

Ключевые слова: подготовка бакалавров дизайна, визуальная культура, методика преподавания художественных дисциплин

Keywords: training of bachelors of design, visual culture and technique of teaching art disciplines

На современном этапе для высшего образования свойственны разноаспектные преобразующие процессы. Это влечет за собой пересмотр содержания сложившихся в результате многолетнего опыта учебных планов и программ подготовки дизайнеров различного профиля. Анализ документов показал, что традиционные для архитектурно-дизайнерского образования дисциплины, такие как рисунок и живопись, ушли из учебных планов, и содержательно внедрены большинством вузов в новые учебные модули.

Это обусловлено тем, что в новых условиях сроки подготовки сильно сокращены, и вузы нацелены на раннюю профессионализацию студентов. Поэтому преподавание художественных дисциплин теперь ориентировано, прежде всего, на развитие проектных навыков.

Учебные планы специальности 07.03.03 Дизайн архитектурной среды Новгородского

государственного университета имени Ярослава

Мудрого на начальных курсах содержат модуль «Визуальная культура», в который входит дисциплина «Основы и язык визуальной культуры» (ОЯВК). Данный модуль является базовым для дальнейшего обучения, в целом подразумевает усвоение студентом различных аспектов визуальной культуры - от практических приемов живописи, графики, архитектурного рисунка, пластики, объемного моделирования до глобальных вопросов эстетического восприятия формы и теории цвета, ценностных ориентиров культуры в различные эпохи. Однако учебная дисциплина «Основы и язык визуальной культуры» в контексте архитектурно-дизайнерского образования появилась достаточно недавно, и методологически мало разработана. На сегодняшний день можно утверждать, что дисциплина носит междисциплинарный характер, содержательно связана с модулями «История и теория», «Архитектурно-дизайнерское

проектирование», и в конечном итоге направлена

на комплексное развитие общехудожественных и проектных компетенций.

Педагоги-практики предлагают различную трактовку и наполнение данной дисциплины учебными заданиями и материалами. Анализ содержания учебных программ показал, что содержание этой дисциплины рассматривается в большей степени через призму академической живописи и рисунка, что, на наш взгляд, не полностью раскрывает потенциал курса. Попытаемся обосновать нашу позицию.

Термин «визуальная культура» очень гибкий, единого и устоявшегося определения нет. Ученые, рассматривая визуальную культуру, раскрывают ее сущность со следующих позиций:

- визуальная культура как продукт творческой деятельности;

- визуальная культура как предмет потребления;

- визуальная культура как образец гармоничного формирования пространственно-средовых объектов в процессе обучения;

- визуальная культура, как свойство личности.

Мы видим необходимость познакомить студента со всеми этими контекстами, а в качестве результата освоения дисциплины «Основы и язык визуальной культуры» рассматриваем развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять и создавать на этой основе авторские художественные объекты предметно-пространственной среды [5].

Исследования, проводимые на кафедре дизайна НовГУ имени Ярослава Мудрого с опорой на труды А.П. Ермолаева, Д.Л. Мелодинского, М.А. Соколовой, Т.О. Шулика и других авторов [2,3,6,7], позволили нам обосновать и разработать ряд методов, используемых, в том числе, и в рамках преподавания дисциплины «Основы и язык визуальной культуры» [1,4]. Данные методы обучения применимы как на практических, так и на теоретических дисциплинах, реализуют пропедевтический подход к обучению, погружают студентов в профессиональную среду и позволяют сформировать профессионально-творческую позицию. Все методы отвечают единым требованиям:

- ориентация на мировой архитектурный и художественный опыт;

- обращение к памятникам архитектуры и искусства как к прототипам решения отвлеченных композиционных задач;

- связь с проектными дисциплинами;

- аналитическое и ассоциативное отображение предметной среды;

- изучение влияния художественных исполнительских техник, приемов, материалов на эстетическое восприятие композиции, изображения, объекта;

- возможность творческой самореализации студента.

Для успешного освоения студентами учебной программы особое значение имеет методологическая точность в постановке целей, ходе работы и оценке результатов, ориентация на междисциплинарные связи, а также правильная последовательность выполняемых учебных действий.

41_

В качестве общего примера наших разработок рассмотрим применение метода «Метаморфозы», включающего серию заданий по дисциплине ОЯВК.

Цель метода - сформировать у студентов: представление об универсальных средствах проектирования, применимых в различных областях дизайнерской деятельности. Задачи метода: дать представление о способах работы с формой в плоскости и объеме; отработать художественно-графические навыки, развить ассоциативное мышление; научится решать абстрактные композиционные задачи; отработать приемы построения композиции; установить логические связи между плоскостной и объемно-пространственной композицией; актуализировать теоретические знания по смежным дисциплинам, найти собственный выразительный язык.

Общая логика метода «Метаморфозы» предполагает следующие этапы:

- изучение какого-либо предмета, объекта или совокупности объектов;

- создание его прямого изображения на плоскости листа разнообразными живописно-графическими средствами;

- вычленение существенных и сущностных элементов (форм, объемов, пропорций, цветов, фактур и др.) и фиксация их в поисковом листе;

- создание на их основе композиции с использованием известных методов трансформации и гармонизации (ритм, метр, масштаб, центр, и т.д.);

- выбор адекватной замыслу художественной техники и исполнение в материале итоговой авторской композиции (на плоскости или в объеме).

Рассмотрим более подробно учебное задание «Мой город», входящее в метод «Метаморфозы». Основой задания является натурная постановка, составленная из набора предметов, приближенных по форме к правильным геометрическим телам (куски пенопласта разной конфигурации, кирпич, черепица, отрезки труб, образцы бумагопластики из гофрокартона, крафт), плоско лежащих драпировок и природных форм (ветки, куски дерева, древесный гриб). Предметы в натюрморте должны быть разнообразны по фактурам, цветовая гамма предпочтительно сближенная (ахроматические цвета, дополненные сложными теплыми и/или холодными оттенками).

Первый этап работы - аналитический. Студенты выполняют поисковые эскизы в графике и цвете: поиск композиционных связей, рисование плана, фасада постановки, поиск колористических отношений в натюрморте, поиск техники рисования фактур предметов в гуаши. Все поисковые материалы оформляются в единый подготовительный лист.

В завершении этого этапа студенты выполняют натурный натюрморт в гуаши. Обязательным условием является передача фактур предметов в выбранной технике (сухая кисть, отпечатки, рисованная фактура и т.д.).

На втором, ассоциативном этапе работы студентам необходимо по мотивам изображения натурной постановки создать ассоциативную композицию на тему «Мой город». Отвлеченные предметы натюрморта, сохраняя исходные общие очертания, цвет и

42

фактуру, должны трансформироваться в архитектурные элементы, обобщенные, но все же узнаваемые объекты среды - здания, улицы, фонтаны, мосты, деревья и так далее. В результате должен получиться фантазийный городской пейзаж с индивидуальным настроением.

На третьем, композиционном этапе работы студентам необходимо выполнить трансформацию предметов натюрморта в элементы абстрактной плоскостной композиции из геометризированных форм. Для перехода к композиционному этапу необходимо познакомить студентов с произведениями художников - мастеров аналитического искусства, работающих с абстрактной формой, плоскостной и объемно-пространственной композицией (например, представителей кубизма, неопластицизма, пуризма, русского авангарда), пояснить концептуальные и мировоззренческие основы их искусства, базовые композиционные закономерности, художественные приемы, техники. Знакомство с этим материалом позволит включить поисковую аналитическую работу студентов в общекультурный контекст, раскроет сущность поставленных перед ними учебных задач. Конкретное содержание беседы зависит от профессиональных предпочтений ведущего преподавателя, оставляет за ним право на творческую инициативу и индивидуальный педагогический подход.

В ходе эскизирования производится анализ предметов натюрморта с точки зрения структуры и пропорций форм, различных проекций на плоскость листа, силуэтов, фактур, взаимных сочетаний, расположения, цветовых отношений и так далее. Выявляются возможные принципы построения плоскостной композиции на их основе. Варианты предоставляются в графике и цвете. Количество эскизов оговаривается с ведущим преподавателем. В эскизах важна вариативность композиционного строя, авторские предложения по теме и соответствие заданию. В целом при создании композиций следует опираться на общепринятые в искусстве и дизайне средства гармонизации. Варианты оформления композиции могут быть различными, например, с использованием дополнительного серого или черного фона. Из предложенных вариантов отбирается наиболее удачный, на его основе студент выполняет абстрактную композицию на заданном формате.

На заключительном, макетном этапе работы происходит перевод плоскостной композиции в объем (создание макета условной городской среды). В процессе обучения будущих дизайнеров архитектурной среды работа с объемным макетом играет наиважнейшую роль. Это дает возможность ассоциативно связать плоскостную композицию с объемно-пространственной средой, помогает увидеть универсальность художественно-композиционных приемов для всех видов творчества.

Методика перехода от плоскостной композиции к объемному макету следующая: все элементы поднимаются над плоскостью фона на определенную высоту, которая зависит от светлоты элемента в плоскостной композиции и определяется по тонометру. Один тон соответствует 1 см высоты формы.

Самые светлые формы композиции будут самыми высокими, а темные - будут низкими. Например, форма 1 тона будет иметь высоту 11 см от поверхности фона, 4 тона - 7 см от поверхности, 12 тона - будет совпадать с плоскостью фона. Макет выполняется цветным, верхние плоскости каждого элемента должны иметь объемную фактуру, соответствующую исходному эскизу.

После реализации каждого этапа учебного задания «Мой город» следует стадия рефлексии. Созданные студентами работы обсуждаются с участием всей группы и ведущих преподавателей. Отмечаются особо удачные решения, вносятся рекомендации по поводу корректировки полученных результатов.

Рефлексия способствует: формированию у студента ряда общих и профессиональных компетенций; выработке адекватной самооценки на основе соотнесения собственных и чужих результатов работы; становлению профессионально-творческой позиции студента; развитию визуальной культуры. Преподавателю организованная рефлексия необходима, чтобы скорректировать работу группы в целом, найти индивидуальный подход к каждому студенту и обозначить точки профессионального и личностного роста.

Апробация показала, что реализация задания «Мой город» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: совершенствование способности анализировать произведения искусства, определять цели автора, контекст и средства исполнения изучаемого произведения; освоение студентом художественно-графическим приемов и методов; установление связей между видимым окружающим миром и адекватными художественными приемами его отображения; развитие ассоциативного, композиционного мышления; освоение универсальной методологии творчества.

В целом метод «Метаморфозы», при условии его планомерного, широкого и целенаправленного применения, в большей степени соответствует пониманию целей и задач дисциплины ОЯВК, способствует актуальному построению учебных программ и целенаправленному наполнению дисциплины учебными заданиями и теоретическими материалами, что позволяет студентам начальных курсов в сжатые сроки достичь единства в уровне освоения изобразительных художественно-графических средств, скорректировать мотивацию к самосовершенствованию в профессии, а главное - адекватно выбирать и успешно использовать в учебном проектировании универсальные способы решения проектных задач.

Список использованных источников:

1. Анфимова Е.Б. Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Великий Новгород, НовГУ, 2011.

2. Ермолаев А.П. и др. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: Учеб. пособие /

А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова - М.: Архитектура-С, 2005 - 464 с., ил.

3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. Пособие. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 312с.: ил.

4. Новикова Я.В. Профессионально-пропедевтическая подготовка бакалавров дизайна в высшей школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук по специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Великий Новгород, НовГУ, 2011.

5. Новикова Я.В. Развитие визуальной культуры дизайнеров в процессе обучения. // Вестник НовГУ, серия Педагогика. Психология. - Великий Новгород, 2013, № 74, Т.2. С. 51-54

6. Соколова М.А. Современный визуальный язык и пластическое образование. «Architecture and modern information technologies», издательство

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, №4(13), 2010.

7. Шулика Т.О. Роль пластических искусств в образовании архитектора-дизайнера. «Architecture and modern information technologies», издательство Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, №3(12), 2010.

1. Анфимова Екатерина Борисовна

Адрес: 173020, Россия, город Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 61 корпус 1, кв. 87.

Телефон: 8(921)6966108

2. Новикова Яна Владимировна

Адрес: 173008, Россия, город Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, дом 96 корпус 2, кв. 9

Телефон: 8(921)1927188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.