ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О животных с точки зрения инсертуализма Рябцев Д. В.
Рябцев Денис Валерианович /Ryabcev Denis Valerianovich - студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные отличия человека и животного с точки зрения инсертуализма. Также приводится сравнительный анализ взаимоотношений животных и людей с неопределенностью. Описана роль эволюционного процесса в рамках взаимоотношений с неопределенностью. Ключевые слова: инсертуализм, наблюдение, животное, человек, неопределенность.
Инсертуализм рассматривает взаимоотношения психики людей и неопределенности, [1] однако, что он может сказать о взаимоотношениях неопределенности и животных? Это достаточно сложный вопрос, который требует дополнительного рассмотрения.
Согласно официальным источникам животные отличаются от людей тем, что они не могут генерировать различные слова и понятия, не имеют разнородных комбинаций идей, не используют символов в мышлении, не имеют абстрактного мышления [2].
Что же это значит с точки зрения инсертуализма? Можно ли утверждать, что животные не взаимодействуют с неопределенностью совсем? - конечно нет, однако взаимодействуют они несколько иначе, чем люди.
Для того чтобы выступить в качестве наблюдателя неопределенности, другая неопределенность должна копировать первую [1]. Могут ли животные в своем сознании отразить всю неопределенность окружающей их реальности? - Однозначно нет. Такая задача требует как абстрактного мышления, так и в некоторых случаях, использование символизма (в случае если, к примеру, невозможно представить все возможные варианты развития событий напрямую), и конечно также необходима генерация новых идей и понятий по средствам соединения различных условий. Т. е. для отражения неопределенности необходимы все возможности психики человека, вся сила его воображения. Отсюда можно сделать вывод, что животные не могут выступать в качестве полноценного наблюдателя неопределенности. Хотя очевидно, что одно из важнейших свойств любой жизни - это реагирование на окружающую среду, т.е. раздражимость [3]. Для поддержания физического тела необходима его реакция на окружающие вещества и физические силы. Естественно, реагируя на физические силы вокруг себя, живые существа влияют и на окружающий себя мир -выпуская иные химические соединения в пространство, а также влияя на расположение физических предметов.
Можно сказать, что с усложнением жизни, количество таких реакций тела, а равно и сил, явлений и химических веществ, на которые происходит реакция, постепенно увеличивается.
Но все вышеперечисленное - это физические явления, которые вполне комфортно существуют во вселенной и без участия жизни. Нельзя сказать, что собака или кошка находясь на ветру и испытывая холод от него - создает ветер.
Однако взаимоотношение между наблюдателем и неопределенностью заключается в том - что одно создает другое. И друг без друга не существует. Если неопределенность реальности не отражается - жизнью, значит, жизнь сама становится частью неопределенности реального момента.
Так и в случае с материальной реальностью - отдельные аспекты отражаются физическим телом, но способность создать копию этой реальности, а главное, сымитировать динамику этой реальности - вот что позволит скопировать неопределенность вселенной.
Т.е. действовать в реальности, при этом имея в сознании картину совершенно иной несуществующий реальности, своим действиями приближая действительность к задуманному - вот ближайшей пример взаимодействия наблюдателя и неопределенности - одно формирует второе, а второе - первое.
Нельзя сказать, что животные - это лишь продукт своего окружения, ведь в них также существуют инстинкты, необходимые для сохранения отдельной особи и вида. Инстинкты предполагают какое-то желаемое событие (хоть это и нельзя называть копией реального момента), поэтому нельзя утверждать, что животные это на 100% продукт своего окружения.
И, несмотря на удивительные возможности такой схемы поведения - животные не могут противопоставить ничего человечеству, как виду отражающему потенциалы неопределенности.
В случае реагирования на окружающее пространство с точки зрения инстинктов -невозможно сформировать четкую реальность, к которой особь могла бы стремиться [4]. Инстинкты вызывают отклики в теле в зависимости от изменений окружающего мира, но не дают инструментов сымитировать динамику изменения реальности и всех ее окружающих частей. Единственное, что теоретически животное может спланировать - это собственные механические действия и ощущения от них возникающие. Хотя отдельные особи определенно проявляют в этом деле удивительную прозорливость [5]. Но это не меняет правило. Изменение же окружающей среды, а также имитация последовательности, времени или динамики -как это делают люди в воображении, является для животных недостижимыми.
Однако подобная ситуация вызывает следующий вопрос - с точки зрения инсертуализма, какого направления может придерживаться эволюция?
Если рассматривать животный мир и ставить человека, как наиболее развитый вид, то можно с уверенностью сказать - эволюция жизни движется к наиболее полному отражению неопределенности окружающего пространства и динамики.
Здесь все логично - жизнь наделяется сначала возможностями реагировать на окружающее пространство, затем инстинктами для того, чтобы продолжится и закрепится в этом пространстве. Наиболее эффективный вид выживает и процветает по законам естественного отбора.
Однако какой вид в любом случае будет эффективнее всех? Тот вид (не отдельная особь!) - кто сможет скопировать окружающую неопределенность, учесть ее в своем поведении. В этом случае у вида появляется настолько большое преимущество перед всеми остальными, что естественный отбор в дальнейшем будет лишь закреплять главенствующую роль этого вида над всеми остальными.
Какие преимущества дает копирование неопределенности с точки зрения борьбы между видами? - Все поведение одной особи учитывается и отчасти предсказывается другой особью, материальные предметы, физические законы используются для того, чтобы противостоять негативным исходам, при борьбе между ними.
С точки зрения потенциалов вселенной, естественный отбор, межвидовая борьба и инстинкты - это необходимые условия выявления и построения самого близкого к отражению ее потенциалов вида жизни.
В психике людей, естественно сохраняются оба начала - с одной стороны инстинкты, а с другой - творческий потенциал, способный копировать неопределенность.
С точки зрения инсертуализма, эволюция идет поэтапно от инстинктов, как определенных стилей поведения к созиданию - более хаотичному и менее предсказуемому, но, приносящему наибольшее изменение реальности в будущем.
Отражение неопределенности для человека невозможно без общества [6]. Общество -это наилучший способ сохранять и передавать опыт и знания, которые необходимы для более полного представления и отражения окружающего пространства. В этом процессе задействованы все достижения науки, философии, политики и проч.
В современном мире, есть целые научные направления, существующие лишь в воображении (при этом работоспособные) [7]. Без всего предыдущего багажа достижений и знаний такое не было бы возможным.
Естественно, что для осуществления каких-либо дополнительных шагов на пути по эволюционной лестнице, как виду, сначала необходимо эволюционировать человеческому обществу.
В рамках взаимоотношений вида и вселенной неопределенность представляется дополнительными возможностями. Отдельный человек не должен бояться неопределенности, но вместо этого посмотреть в нее и увидеть возможности. Если так сделает каждый, то возможно общество сможет сделать большой шаг вперед.
Литература
1. Рябцев Д. В. Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Наука, образование и культура. № 7 (10), 2016. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/ (дата обращения: 03.08.2016).
2. What Distinguishes Humans from Other Animals? [Электронный ресурс] : Livescience. Режим доступа: http://www.livescience.com/33376-humans-other-animals-distinguishing-mental-abilities.html/ (дата обращения: 10.12.2016).
3. Раздражимость. [Электронный ресурс]: Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://www.endic.ru/enc_sovet/Razdrazhimost-53409.htmI/ (дата обращения: 10.12.2016).
4. Фарби К. Э. Основы зоопсихологии. М.: КУБ, 1993.
5. The Alex foundation. [Электронный ресурс]: web-archive Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070925130209/http://www.alexfoundation.org/ (дата обращения: 10.12.2016).
6. Дети-маугли. [Электронный ресурс]: Моя планета. Режим доступа: http://www.moya-pIaneta.ru/traveI/view/detimaugIi_chuzhoj_sredi_svoih_10546/ (дата обращения: 10.12.2016).
7. Quantum Weirdness Is All in Your Mind. [Электронный ресурс]: xnovi.people. Режим доступа: http://ixnovi.people.wm.edu/papers/QBism_final.pdf/ (дата обращения: 10.12.2016).