Научная статья на тему 'Структура личности и неопределенность в инсертуализме'

Структура личности и неопределенность в инсертуализме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСЕРТУАЛИЗМ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АРХИТИПЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябцев Денис Валерианович

В данной статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия неопределенности и восприятия человека. Роль неопределенности в построении комплексов и фантазировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура личности и неопределенность в инсертуализме»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Структура личности и неопределенность в инсертуализме

Рябцев Д. В.

Рябцев Денис Валерианович /Ryabcev Denis Valerianovich - студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия неопределенности и восприятия человека. Роль неопределенности в построении комплексов и фантазировании.

Ключевые слова: инсертуализм, неопределенность, восприятие, личность, архитипы.

Структура личности и неопределенность в Инсертуализме [1].

Люди постоянно вынуждены прибегать к взаимодействию с таким явлением, как неопределенность [1]. И хотя неопределенность, как понятие, воспринимается большинством в негативном смысле, происходит это от непонимания механизмов и перспектив такого взаимодействия.

Исследованиями и выработкой практических инструментов для взаимодействий психики с неопределенностью занимается такое направление научной и практической мысли, как инсертуализм [1]. При должном внимании в будущем неопределенность перестанет быть проблемой, а станет удивительным ресурсом, который откроет путь ко многим сейчас недоступным вещам и практикам. Но чтобы начать этот путь, необходимо, прежде всего, рассмотреть роль неопределенности в структуре личности человека.

Роль неопределенности в структуре личности.

Неопределенность - это примерно одинаковая вероятность наступления нескольких событий (С точки зрения человека). В результате нельзя выделить ни одну из них, как наиболее вероятную [1].

Неопределенность играет весьма существенную роль в структуре человеческой личности, по сути именно ее можно назвать ответственным за источник свободной воли в ситуациях выбора [2]. Будущее неопределенно, а любое событие потенциально возможно.

Потенциальная возможность является необходимым стройматериалом, который человек использует при фантазировании. Из неопределенного или потенциального «ничего» воображения, при помощи одного лишь желания формируется мысль.

Неопределенность - это то, что находится в бессознательном человека. Неопределенность вытесняется человеком точно так же, как и болезненные воспоминания в бессознательное [3], но намного раньше. Если бессознательное можно условно разделить на индивидуальное [4], коллективное [5] и семейное [6], то за всеми 3 -мя категориями стоит неопределенность, как естественный стройматериал всех комплексов и фантазий.

Главным свойством неопределенности является то, что в этой схеме она генерирует новый опыт. В случае если человек находится в ясном уме и твердой памяти неопределенность по большой части находится там же, где и внимание. Внимание является самой активной динамикой в человеческом сознании. А все, что изменяется с течением времени, имеет некоторую неопределенность. Для возникновения неопределенности необходимо взаимодействие потенциала и наблюдателя (Потенциал - в данном контексте возможность системы изменяться при

наблюдении). Во время получения и познания информации с помощью органов чувств, потенциал - это воспринимаемая картинка, наблюдатель - прошлый опыт человека, а внимание - это то, что является продуктом этого процесса [7].

Если же какой-то психический комплекс становится сам по себе очень активным, то он также вызывает неопределенность (но при этом и внимание также к нему притянется).

Если человек спит, то неопределённость может проявляться между отдельными комплексами и событиями из его прошлого. Потому что одно событие становится потенциалом, а другое его наблюдателем. Однако внимание человека во сне всегда будет сопровождать неопределенность, где бы оно ни появлялось.

При взаимоотношениях с реальностью, неопределенность встраивается между реальностью и всем предыдущим опытом человека. Причина этого в том, что именно здесь и генерируется новый для человека опыт, а значит воплощаются в события различные вероятности. Каждый раз человек соотносит то, что видит сейчас со своим прошлым опытом и уже после этого воспринимает картинку мира. Данная идея не нова и называется апперцепцией [7].

Такая картинка априори не до конца соответствует реальности. Аналогичный апперцепции процесс человек может инициировать в собственном воображении. Приложив к потенциалу воображения, тот самый опыт и те самые комплексы, можно сымитировать настоящий момент и воспринять его.

В свою очередь это показывает одну важную вещь - процесс внимания, если рассматривать его с точки зрения воображения и восприятия, это не просто поглощение какой-то информации, которая поступает от органов чувств. А постоянная генерация информации прошлым опытом, комплексами, архитипами и другими продуктами человеческой психики и синхронизация этой информации с картинкой, которую создают органы чувств. Примером, когда синхронизация дает сбой может быть задокументированный случай из жизни первооткрывателя Америки Колумба, а также мореплавателя Кука. (Прибывшие к новым берегам первооткрыватели обнаружили, что аборигены не могут «увидеть» их корабли. Аборигены вели себя так, будто их кораблей не существует. Корабли никак не соотносились с их прошлым опытом) [8].

Воображение и Первый архитип.

Архитипы - универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте [5].

Родившись, человек испытывает естественную необходимость адаптироваться и подстроиться под окружающий мир. Однако необходимо учитывать, что для того, чтобы подстраиваться под окружающий мир и реагировать на него, необходимо сначала составить картинку этого окружающего мира с использованием имеющихся у человека ресурсов.

Такими ресурсами выступают органы восприятия. А результат - это картина внешнего мира, ими созданного. Но на что реагируют органы чувств? - на изменение предметов, которые передаются с помощью света и звука, на взаимодействие кожи и предметов. На взаимодействие молекул витающих в воздухе и нервных окончаний в носу. Иными словами во всех случаях органы восприятия реагируют на события.

Адаптация происходит не сразу - младенцы не имеют привычной нам картинки реальности, несмотря на то, что органы восприятия у них уже работают [10].

А какая основная характеристика события? В первую очередь тот факт, что событие произошло. Это придает явлению, как минимум несколько характеристик, которые в обычной жизни видятся незначительными, но в вопросе взаимодействия с неопределенностью имеют весьма большое значение.

1. Событие произошло, значит, не может произойти точно такого же события (Даже если с человеком произойдет 2 одинаковых события, второе уже не будет восприниматься так же, как первое из-за памяти о первом и поэтому будет другим).

2. Нельзя одновременно воспринять бесконечное количество событий.

53

Данное утверждение говорит о том, что даже если объект сам по себе постоянно изменяется, к примеру, внутри предмета постоянно перемещаются электроны, человек этого не видит и рассматривает предмет в состоянии покоя. А если событие с предметом и происходит, оценивает его как одно единственное.

3. Органы чувства не передают вероятности событий.

Три данных утверждения подводят нас к тому, что органы чувств оценивают события, а события имеют одно важное свойство - последовательность. Человек не видит вероятностей и потенциалов. Он не видит одновременно всей полноты событий при каждом изменении, он видит последовательный, и уникальный ряд изменений окружающий его. Хотя вполне вероятно, что возможностей психики без вышеперечисленных архитипов хватило бы для изображения неопределенности, однако сейчас данная возможность вытесняется в подсознательное и ограничивается при мышлении и фантазировании имитированием последовательности. «Последовательность» является самым первым экзистенциальным «опытом» и архитипом человека.

Из-за этого архитипа люди имеют некоторые сложности при работе с противоречащими друг другу понятиями.

Из-за пункта 2 люди имитируют в воображении предметы и формы материи, но не то, из чего материя создана. В результате картинка в воображении весьма далека по своей структуре от настоящей материи и настоящей реальности.

4. Из пункта 3 следует, что при оценке риска люди полагаются в основном лишь на случай, или что еще хуже на собственные внутренние предубеждения, а не на вероятность наступления события, заключенную в настоящем моменте.

Таким образом, последовательность весьма серьезно влияет на взаимоотношения с воображением и неопределенностью. Человек не может представить не одну из форм неопределенности! Это недоступно ему по той причине, что органы чувств не показали, как это возможно сделать. И как бы долго люди не писали и ни говорили об этом - экзистенциального опыта это пока что не заменило.

5. Еще один архитип - это 3-мерное пространство. Тут все весьма просто -наблюдая постоянно 3-мерную картинку, человек использует ее при построении картинок в воображении. Тем самым и создается архитип 3-мерного измерения.

Из-за отсутствия какой-либо возможности эффективно представить 4-мерное пространство [9] (опять же различные варианты подстроить 4-мерные объекты под 3-мерное восприятие не слишком помогают заменить полноценный экзистенциальный опыт) у нас нет возможности эффективно представлять течение времени и вероятности изменения предметов.

Перечисленные 2 архитипа (последовательность и 3 -мерное пространство) не дают человеку эффективно взаимодействовать с неопределенностью. Если учитывать, что процесс внимания - это постоянная генерация информации прошлым опытом, комплексами и другими продуктами человеческой психики и синхронизация этой информации с картинкой, которую создают органы чувств, то несложно догадаться, что информация генерируется с учетом этих архитипов и поэтому достаточно большой спектр реальности по умолчанию остается закрытым, как для восприятия, так и для воображения, а, следовательно, анализа.

Однако оба архитипа имеют весьма большую важность в первую очередь для выживания человека, как особи и вида. Последовательная динамика наиболее присуще живым существам, в том числе и хищникам, поэтому проще всего укрываться от них имея именно последовательное восприятие и последовательное мышление. В свою очередь для взаимодействия с материей большую эффективность может иметь потенциальное мышление.

Лишь пройдя долгий путь, человечество постепенно открывает мир потенциалов при помощи огромного массива научных знаний. Развитие инсертуализма и дальнейшее исследование неопределенности позволило бы

54

изучить ее роль в различных психических заболеваниях и найти новые способы борьбы с ними. А также позволило пролить свет на многие интересные явления, например предсказания и интуицию.

Возможно, именно сейчас настал такой момент, когда накопившихся научных и практических знаний будет вполне достаточно, чтобы сымитировать отсутствующий у нас экзистенциальный опыт и получить инструмент взаимодействия с неопределенностью.

Литература

1. Рябцев Д. В. Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Наука, образование и культура. № 7 (10), 2016. Режим доступа: http://scientificarticle.ru. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/arkhiv-zhurnala-nauka-obrazovan/ (дата обращения: 03.08.2016).

2. Jonathan Levin. Choice under Uncertainty. Stanford: Stanford University, 2006.

3. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Харвест, 2004. С. 125.

4. Фрейд З. Психология Бессознательного. М. АСТ. Москва, 2007.

5. Carl Jung. Concept of collective unconscious and archetypes. New Jersey. Princeton University press, 1990.

6. Сонди Л. Судьбоанализ. М.: Три квадрата, 2007. С. 22.

7. Аперцепция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.

8. Ships not seen. [Электронный ресурс]: eoht. Режим доступа: http://www.eoht.info/page/Ships+not+seen/ (дата обращения: 29.08.2016).

9. Why can't we visualize more than three dimensions? [Электронный ресурс]: discovermagazine. Режим доступа: http://blogs.discovermagazine.com/cosmicvariance/ 2009/03/30/why-cant-we-visualize-more-than-three-dimensions/#.V8SW_PmLRaQ/ (дата обращения: 29.08.2016).

10. What little babies see that you no longer can. [Электронный ресурс]: Scientific American. Режим доступа: http://blogs.scientificamerican.com/illusion-chasers/what-little-babies-see-that-you-no-longer-can/ (дата обращения: 29.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.