ИНСЕРТУАЛИЗМ И МАТЕРИЯ Рябцев Д.В.
Рябцев Денис Валерианович - студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматривается возможность взаимодействия психики и материи через неопределенность. Рассмотрена роль коллектива в этом процессе. Ключевые слова: инсертуализм, наблюдение, человек, неопределенность, коллектив, материя.
Одна из проблем, рассматриваемых инсертуализмом, является нахождение взаимосвязей между психикой, как источником неопределенности, и материальным миром, как другим источником неопределенности.
Материя - это вещество, из которого состоят все физические объекты [1].
Для выделения проблемы необходимо сначала уяснить причину, по которой данный вопрос является важным и актуальным, как для общества в целом, так и для развития теории инсертуализма.
Сейчас материальный мир является источником неопределенности для всех людей. Примеров масса - от катастроф и эпидемий до климатических изменений и магнитных бурь.
Для того чтобы справится с этой неопределенностью, люди прибегают к помощи различных коллективов - объединяют свои усилия. Например, для борьбы с болезнями - прибегают к помощи врачей.
Но коллектив - также является источником неопределенности. И чем больше возможностей появляется у коллектива, как у способа воздействия на неопределенность материального мира - тем больше коллектив сам становится неопределенностью для своих отдельных участников.
Это утверждение доказывается как теорией инсертуализма - наблюдатель и неопределенность неминуемо меняются местами [5]. Одно вытекает из другого. Так и из чистой логики. Чем больше у коллектива возможностей - тем незначительней для него роль отдельной личности - незаменимых нет.
Так в чем же необходимость инсертуализма с этой точки зрения? - ответ прост. Люди слишком сильно надеются на коллектив при взаимодействиях с материальным миром - а это приводит к тому, что неопределенность перемещается от материи к коллективу, но не уменьшается и не изменяет своей негативной окраски. Если же люди имеют инструменты взаимодействия психики с неопределённостью материального мира, то тогда передавать излишние возможности коллективу не требуется.
О пересечениях психики и материи говорилось еще с незапамятных времен. Многие исследователи и философы рассматривали эту проблему. «Что первично сознание или материя?» - данный вопрос является одним из краеугольных камней философии. Начиная с незапамятных времен, высказывались как предположения о том, что материи не существует, но есть лишь ощущения (психическое, дух и т.д.) [2] и идеи о том, что материя есть первичное, а ощущения лишь отражают ее [3].
Инсертуализм не ставит так вопроса. Вместо этого он говорит совсем о другом -неопределенность, как вероятность возникновения каких-то событий, не может существовать без наблюдателя, т.е. без сознания, которое ожидает исполнения каких-либо событий [5].
И одновременно сознание не может сформировать свои ожидания, если нет обозримой динамики в материи - источника вероятности и неопределенности.
Это значит, что возможны пересечения психики и материи, на примере совпадений ожиданий психики и изменений реальности. Сначала ожидание - затем изменение окружающей реальности (в том числе и изменение материальных предметов).
Основной критерий любых подобных пересечений - это практика. Т.е. использование их (пересечений) для удовлетворения различных потребностей, нужд и целей.
Для формирования ожидания человек применяет свой опыт и знания. Естественно - чем больше знаний - тем точнее ожидание. По сути знания и опыт человека, который формирует ожидания, позволяет наиболее точно выделить динамику и ее границы. Благодаря этому можно точнее сформировать свои ожидания.
Если пересечение намеренно выполнено для какой-либо цели, то тогда это инсертуальное наблюдение, которое порождает неопределенность и связывает через нее динамику в материи и психику. В противном случае (если нет цели или намеренного использования), это больше относится к общеизвестному понятию об интуиции.
При этом нельзя забывать о том, что инсертуализм сосредоточен на пересечении психики и неопределенности, а не, к примеру, пересечения движений тела и неопределенности.
Психика также неоднородна и определенные ее части более всего склонны к пересечению с неопределенностью [4], чем другие. Тело же человека по своему взаимодействует с неопределенностями и они зачастую не находятся в удобной для установки связей форме - ведь для психики тело также является источником неопределенности. В особенности, когда возникает какая-либо физиологическая болезнь.
И в связи с этим нельзя утверждать, что тело и психика в вопросах взаимодействия с неопределенностью - это единая система.
Если необходимо произвести действие для проверки какого-то нашего ожидания и лишь действие формирует всю динамику - то тут достаточно мало возможностей для пересечения психики и неопределенности. Таким образом, инсертуальное наблюдение не предполагает прямых действий со стороны наблюдателя.
Неопределенность - это примерно одинаковая вероятность наступления нескольких событий. (С точки зрения человека). В результате нельзя выделить ни одну из них, как наиболее вероятную [5].
Рассмотрим же основные примеры, которые говорят о возможности, а также естественности использования неопределенности в качестве связи между разными системами, в том числе и между психикой и неопределенностью окружающего мира:
Человек идет навстречу другому человеку и понимает, что для того, чтобы продолжить свой путь ему надо отклониться в какую-либо сторону. И эта сторона должна отличаться от той, которую выберет человек, идущий навстречу. Он формирует ожидание, другой человек формирует динамику. Динамика и наблюдение формируют неопределенность. Ожидание и динамика формирует вероятность. Время обеспечивает совпадение ожидания и изменения окружающего пространства. Либо люди разошлись, либо столкнулись. При этом оба участника формируют свои ожидания исходя из динамики друг друга.
Студент, выучивший только 1 билет на экзамен и вытащивший именно его - тоже пример такой удачной ситуации.
Таких примеров многие тысячи и в таких ситуациях мы обычно говорим «повезло». Но формирование ожидания, т.е. критерия «везения» является такой же неотъемлемой частью этого процесса, как и сам полученный результат. Без этого ожидания никакого позитивного эффекта от события не было бы, и само событие рассматривалось совершенно по-другому.
Любые совпадения мысленных ожиданий и окружающего пространства, без непосредственных действий на это пространство - являются примером такого взаимодействия.
Главным отличительным свойством, понятия «Инсертуальное наблюдение» от вышеизложенных примеров является намеренное ее использование для чего-то, а также точное построение ожиданий.
Инсертуальное наблюдение1 - намеренное использование ожидания, сформированного в воображении наблюдателя к неопределенности из окружающего пространства для получения какого-то результата, без каких-либо прямых действий со стороны наблюдателя.
Почему же возможность пересечения мысли и неопределенности из материального мира столь важно? - ведь исследование займет многие годы, а результатом будет, к примеру (если вообще будет хоть какой-то положительный результат), возможность двигать силой мысли спичечный коробок?
Сколь не велики были возможности действия физического тела, а вместе с ним возможности коллектива, нельзя делегировать взаимодействие с неопределенностью только телу и коллективу. Потому что, при взаимодействии с неопределенностью системы неминуемо меняются местами [5]. Этот процесс естественным образом осуществляется в воображении, но для коллектива такого произойти не может. Вместо этого неопределенность распространяется на сам коллектив и превращает его в еще один свой источник для отдельного участника коллектива.
Мысль - это результат уникальности наблюдений и взаимодействий отдельной личности. И если она получит даже небольшую возможность непосредственно влиять на материальный мир - то это возвысит значение личности и ее уникальности на новый уровень. А также уменьшит влияние неопределенности во всех коллективах.
Если действия - это всё, а мысли - ничего. То тогда всё зависит от количества труда, т.е. действий заложенных в результат. А значит, чем больше людей действует для достижения результата, объединившись в коллектив - тем быстрее будет получен результат.
И если коллектив всемогущ, но отдельный его участник беспомощен - то тогда, уже не материя представляется большим источником неопределенности, но сам коллектив.
На откуп коллективу начинают отдаваться те сферы жизнедеятельности, которые определенно должны быть под наблюдением у самой личности. К примеру -соматические расстройства, многие психологические проблемы и т.д.
Примером неэффективности такого подхода является следующее наблюдение: До недавнего времени в США психологические проблемы решались преимущественно лекарственными средствами, однако дальнейшие исследования показали большую эффективность и безопасность [6] тех подходов, которые дают личности инструменты для контроля над своим состоянием [7].
Последовательное исследование вопроса необходимо хотя бы для того, чтобы максимально абстрагироваться от прошлых спекуляций на подобную тему и выделить самое простое и практичное зерно.
Инсертуализм позволяет по-новому взглянуть на извечные проблемы, совершенно иначе ставить вопросы, а главное дает перспективу появления инструментов пересечения психики с неопределенностью окружающего нас мира.
Список литературы
1. Matter. [Электронный ресурс]: Matter (physics)". McGraw-Hill's Access Science: Encyclopedia of Science and Technology Online. Retrieved 2009/05/24 Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=7mTnN5Q8cCgC&pg=PA303&lpg=PA 303&dq=Matter+(physics)%22.+McGrawHill+Access+Science:+Encyclopedia+of+Science +and+Technology+Online.+Retrieved+2009/05/24.&source=bl&ots=inMXvKJ9yN&sig=Z NvN4nFA0yX2MmBMVZu9DS0N7A&hl=ru&sa=X&ve/ (дата обращения: 30.06.2017).
1Термин введен автором.
2. Беркли Дж. Сочинения. «Трактат о принципах человеческого знания» М.: HayKa, 1978. С. 152-247.
3. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». ПСС. Т. 20. с. 370. [Электронный ресурс]: Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Полное собрание сочинений. Режим доступа: http://www.marxistsfr.org/russkij/marx/cw/index.htm/ (дата обращения 01.07.2017).
4. Рябцев Д.В. Инсертуализм и воображение. [Электронный ресурс]: Наука, образование и культура. № 3 (18), 2017. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/18/insertualizm.pdf/ (дата обращения: 30.06.2017).
5. Рябцев Д.В. Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Наука, образование и культура. № 7 (10), 2016. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/ (дата обращения: 30.06.2017).
6. Psychiatrists Must Face Possibility That Medications Hurt More Than They Help [Электронный ресурс] Scientific American. Режим доступа: https://blogs.scientificamerican.com/cross-check/psychiatrists-must-face-possibility-that-medications-hurt-more-than-they-help/ (дата обращения: 30.06.2017).
7. What Does Mindfulness Meditation Do to Your Brain? [Электронный ресурс]: Scientific American. Режим доступа: https://blogs.scientificamerican.com/guest-blog/what-does-mindfulness-meditation-do-to-your-brain/ (дата обращения: 30.06.2017).