Научная статья на тему 'Неопределенность, коллектив и психологические травмы в инсертуализме'

Неопределенность, коллектив и психологические травмы в инсертуализме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСЕРТУАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕК / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябцев Денис Валерианович

В данной статье рассматривается взаимосвязь неопределенности, психической травматичности. Также подчеркнута важность коллективов во взаимоотношениях человека и неопределенности в травматических ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неопределенность, коллектив и психологические травмы в инсертуализме»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, КОЛЛЕКТИВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ В ИНСЕРТУАЛИЗМЕ Рябцев Д.В.

Рябцев Денис Валерианович - студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь неопределенности, психической травматичности. Также подчеркнута важность коллективов во взаимоотношениях человека и неопределенности в травматических ситуациях. Ключевые слова: инсертуализм, человек, неопределенность, коллектив, психологическая травма.

Инсертуализм (от лат. 1псег!ю - неопределенный) - направление научной и практической мысли, направленное на эффективное исследование и использование неопределенности в повседневной жизни [1].

Одна из задач инсертуализма - это поиск и исследование инструментов взаимодействия психики и неопределенности.

Для формирования эффективного инструмента (да и вообще какого-либо инструмента) взаимодействия с неопределенностью необходим экзистенциально -аномальный опыт [1].

Экзистенциально-аномальный опыт (далее - ЭАО) отражает зависимость существования человека от случайности. В связи с тем, что существование человека регулируется его инстинктом самосохранения, такой опыт имеет много общего с фрустрацией (ведь по сути жизнь человека оказывается вне его контроля) [1].

Известно, что адаптация личности начинается тогда, когда желание человека впервые не удовлетворяется по первому требованию. И для достижения желаемого необходимо приложить усилия [2].

С этой точки зрения, ЭАО - начинается с особого вида фрустрации. Той, которая не может разрешится никакими действиями и требует зависимости от вероятности.

По своей сути ЭАО - это ситуация при которой произошло эффективное взаимодействие с неопределенностью [1]. Т.е. ситуация разрешилась выгодным образом для личности. Зачастую острота взаимоотношений неопределенности и личности такова, что если не выработался ЭАО, т.е. ситуация не разрешилась выгодно для личности, человек получает очень серьёзные травмы.

Поэтому очевидно, что в обычной жизни любой человек предпочтет по возможности избегать взаимодействий с неопределенностью.

Если же взаимодействия невозможно избежать, тогда в случае успеха может появиться ЭАО.

Благодаря этим 2-м выводам существует возможность установить зависимость неопределенности с личностью и появления различных индивидуумов с инструментами взаимодействия с ней (или близких к ним).

Итак, когда неопределенность имеет чрезмерно большую значимость для личности - тогда вынужденно формируется ЭАО.

Неопределенность по отношению к личности может проистекать из многих источников - от коллектива, тела, природы, отдельных людей.

И в связи с этим формируется круг событий, которые могут вынудить людей взаимодействовать с неопределённостью - социальные потрясения, низкое социально-

экономическое положение, болезни, катастрофы и аварии, длительные личностные конфликты и т.д. Все эти ситуации являются травматическими сами по себе, таким образом, видна связь неопределённости и травматичности. Эта связь проистекает из -за вынужденной потери контроля над ситуацией.

Проиллюстрировать связь травматических событий и появления ЭАО можно на примере многих исторических и библиографических фактов: Всплеск интереса к мистицизму наблюдался во многих обществах в период потрясений [4]. Естественно любые потрясения связаны с увеличением неопределенности в жизни человека. Также похожие события можно найти и в биографии многих мистиков и даже известных психологов [5] [6].

Желание избегать неопределенности там, где это возможно, кажется вполне естественным, однако в современном мире неопределенность постоянно возрастает, источником этой неопределенности становится само общество.

Увеличение давления на личность и уменьшение возможностей для отдельного участника коллектива является естественным катализатором появления таких инструментов.

В современном мире коллектив в лице многих своих образований выступает серьезным источником неопределенности - постепенно уменьшая потенциальные возможности отдельного человека [7], делая даже вопрос его ближайших стремлений фактором неопределенности.

Если раньше коллектив ограничивал действия, то теперь постепенно он получает инструменты для контроля внимания своих участников (а значит контроля потенциальных действий).

Почему до сих пор не создано эффективного инструмента для взаимодействий с неопределенностью универсального характера, если это столь важно? Ответ связан с тем, что коллектив сам является источником неопределенности, и при этом одновременно и способом передачи информации [10]. Основа любого коллективного взаимодействия - это язык, построенный на своей внутренней грамматической логике, которая выражается в последовательном изображении или произнесении звуков или символов. Любой язык имитирует последовательность, а значит, передача знаний о неопределённости и потенциальных возможностях потребует особой тщательности, которая зачастую просто невозможна без использования дополнительных технических средств. Лишь современное общество имеет достаточно технических возможностей, чтобы можно было бы подойти к детальному исследованию вопроса.

Проиллюстрировать проблему можно следующим образом - те, кто не жил в смутное время, не попал в природную катастрофу или аварию не смогут извлечь из всех этих событий особый опыт, даже если им об этом рассказать тысячу раз. Но благодаря современным техническим средствам сейчас ученые подошли довольно близко к тому, чтобы сымитировать опыт пограничных состояний между жизнью и смертью [12]. И если знать, что искать и что имитировать, результаты в вопросе выработке ЭАО без чрезмерных рисков могут быть очень интересными.

Современное общество постоянно наращивает свои потенциальные возможности по отношению к личности, в том числе и благодаря техническому прогрессу, увеличивая фактор неопределенности в жизни людей. В древних же обществах неопределенность по отношению к личности со стороны коллектива выражалась в прямом физическом насилии, а роль в общественной иерархии определялась в основном происхождением. Для рабов были закрыты почти все социальные лифты, а их возможности оставались не реализованными. В такой ситуации, казалось, что травматический опыт должен был бы полностью парализовать личность. Однако, древние сообщества не стремились накапливать потенциальные возможности по отношению к личности, а значит пытались снизить возникающую неопределенность. Характерным примером таких попыток являются известные праздники Сатурналии в

65

древнем Риме и Кронии в Древней Греции. В обоих случаях рабы и господа на время празднеств менялись местами [8].

С точки зрения инсертуализма в таких ситуациях, коллектив, выступая источником неопределенности, нарушает ожидания людей избежать тяжелого труда и боли - отдавая им роль рабов, однако избежать чрезмерного травматического опыта помогает возможность поменяться местами со своими господами пусть и на несколько дней. Это является чуть более близкой ситуацией к завершению взаимоотношений с неопределенностью, чем отсутствие каких-бы то ни было инициаций вообще, так как наблюдатель и потенциал меняются местами в приемлемой и для личности и для коллектива форме [12].

Однако, во многих современных коллективах и обществах, смены не происходит по определению: родившийся в бедной семье в стране 3-го мира никогда не сможет поставить себя на место своего богатого «угнетателя», не в какие праздники. И неопределенность только увеличивается не находя выхода.

Незавершенная взаимосвязь с неопределенностью обладает свойствами, которые присущи и незавершённым ситуациям. А незавершенные ситуации часто всплывают в результате различных ситуаций-триггеров, лишь накапливая напряжение [9]. Современное общество же постоянно сублимирует природную агрессию, которая сопровождает такие незавершенные события и порой направляет ее в угрожающие русла [9].

Все это лишь базовые и элементарные примеры того, что весь травматический опыт - это источник неопределенности, но не всякий источник неопределенности обязательно травматический опыт. И не всякая психологическая травма - это ЭАО. Вопрос, что в итоге получается, зависит от того, как общество и культура воспринимают неопределенность. Принимает ли ее, работает ли с ней или стремится ее не замечать.

Современная цивилизация традиционно пытается не замечать ее, или «бороться» с ней. При этом быстро попадает в ловушку подобного отношения - ведь любой коллектив сам становится источником неопределенности для отдельного человека.

Таким образом, в современном мире неопределенность для отдельного человека не уменьшается, но наоборот многократно возрастает, хотя ее источник смещается от материи к коллективу. Что делает необходимость получения инструмента взаимодействия с неопределенностью очень актуальным вопросом. Эффективный инструмент взаимоотношений с неопределенностью - это лучший способ получить сбалансированные отношения между коллективом и личностью. И поэтому инсертуализм является очень перспективным научным направлением.

Список литературы

1. Рябцев Д.В. Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития. [Электронный ресурс]. Наука, образование и культура. № 7 (10), 2016. Режим доступа: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/10/insertualizm-osnovnyeterminy-i-perspektivy-razvitiya.pdf/ (дата обращения: 31.01.2018).

2. Ware Paul. Personality Adaptations (Doors to Therapy). TAJ V.13. № 1, 1983. Р. 11-19.

3. Рябцев Д.В. Структура личности и неопределенность в инсертуализме. [Электронный ресурс]. Наука, образование и культура. № 9 (12), 2016. Режим доступа: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2016/12/strukturalichnostiineopredelenn ost-v-insertualizme.pdf/ (дата обращения: 31.01.2018).

4. Кряжева-Карцева Елена Валерьевна. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков. Дисс. кандидат исторических наук. Москва, 2001.

5. Biography of Milton H. Erickson. [Электронный ресурс]: The Milton H. Erickson Foundation Режим доступа: https://www.erickson-foundation.org/biography/ (дата обращения: 31.01.2018).

6. The Theosophical Society. [Электронный ресурс]: HPB: Catalyst for Self-Discovery By Jim Belderis URL: http://www.theosociety.org/pasadena/sunrise/46-96-7/th-hpbjb.htm$/ (дата обращения 31.01.2018).

7. Rusbase. [Электронный ресурс]. «Возможно у вас нет свободы выбора». Режим доступа: https://rb.ru/story/silicon-valley-dystopia/ (дата обращения: 31.01.2018).

8. Онлайн энциклопедия «Мифы народов мира». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mifinarodov.com/s/saturn.html/ (дата обращения: 31.01.2018).

9. Перлз Фредерик. «Эго, голод и агрессия». М.: Смысл, 2000.

10. You do not think alone. [Электронный ресурс]. Scientific American Режим доступа: https://www.scientificamerican.com/article/you-do-not-think-alone/ (дата обращения: 31.01.2018).

11. Психологи предложили лечить страх смерти виртуальной реальностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nplus1.ru/news/2017/01/24/Virtual-out-of-body-experience/ (дата обращения: 31.01.2018).

12. Рябцев Д.В. Инсертуализм и воображение. [Электронный ресурс]. Наука, образование и культура. № 3 (18), 2017. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/18/insertualizm.pdf/ (дата обращения: 31.01.2018).

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ В ПРОЦЕССЕ

ЛИЧНЫХ ПРОДАЖ Живаев Н.С.1, Романова Н.Г.2

1Живаев Никита Сергеевич - студент, кафедра бизнеса в сфере услуг;

2Романова Наталья Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра маркетинга, рекламы и связей с общественностью, Новосибирский государственный институт экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы - коммуникативные барьеры, препятствующие эффективному слушанию. Автором предложены приемы улучшения навыка слушания в профессиональной деятельности специалиста по продажам.

Ключевые слова: слушание, деловая коммуникация, личные продажи.

Эффективная организация процесса восприятия информации в процессе деловых коммуникаций и, в частности, личных продаж играет в процессе реализации поставленных целей не менее значимую роль, чем правильный выбор коммуникативных приемов и тактик воздействия на собеседника. Возможности слушания как одного из четырех видов речевой деятельности часто являются недооценёнными в практике деятельности торгового агента.

Умение правильно выслушать есть максимальное понимание ситуации, вариативность в ваших предложениях клиенту, залог успешности переговоров. Важно своевременное овладение профессиональными коммуникативными технологиями (об этом см., например, в работе Н.Г. Морозовой [1]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.