Научная статья на тему 'Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития'

Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСЕРТУАЛИЗИМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНОМАЛЬНЫЙ ОПЫТ / НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябцев Денис Валерианович

В данной статье рассматриваются взаимодействия с неопределенностью, основные определения и тенденции этого взаимодействия. Инсертуализм как направление практического и научного применения взаимодействий сознания с неопределенностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Инсертуализм. Основные термины и перспективы развития

Рябцев Д. В.

Рябцев Денис Валерианович /Ryabcev Denis Valerianovich - студент-психолог, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, кафедра прикладной психологии и психотерапии, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются взаимодействия с неопределенностью, основные определения и тенденции этого взаимодействия. Инсертуализм как направление практического и научного применения взаимодействий сознания с неопределенностью.

Ключевые слова: инсертуализим, экзистенциально-аномальный опыт, наблюдатель неопределенности, неопределенность, время.

В современном мире люди всё чаще вынуждены сталкиваться с неоднозначными ситуациями, при которых их жизненные интересы зависят не напрямую от их действий, а скорее от сторонних обстоятельств. Данные ситуации вынуждают каждого человека прибегать к взаимодействию с таким явлением, как неопределенность. В этой статье будет освещено несколько особенностей такого взаимодействия.

Неопределенность - это примерно одинаковая вероятность наступления нескольких событий. (С точки зрения человека.) В результате нельзя выделить ни одну из них как наиболее вероятную.

Изучение этой стороны жизнедеятельности очень актуально в связи с тем, что неопределенностей в жизни современного человека становится все больше, а эффективного способа построения отношений с этим явлением не найдено. Универсального рецепта нет, и в итоге каждый должен сам решать это проблему.

Инсертуализм (от лат. Incertio - неопределенный) - направление научной и практической мысли, направленное на эффективное исследование и использование неопределенности в повседневной жизни1.

Каждый человек вынужден взаимодействовать с неопределенностью. Таких ситуаций много. Во-первых - это ситуации выбора [1] Очевидно, что некоторые ситуации требуют от человека принять некое решение - выбрать один из нескольких равноправных вариантов. Во-вторых, это ситуации, в которых, жизнь человека не зависит от его выбора, но полностью зависит от обстоятельств. К примеру - человек болеет, и вопрос его исцеления зависит не от его воли, а от компетентности врачей, к которым он обратился. Компетентность врачей - неопределенность для больного, и он вынужден с ней считаться и надеяться на высокий профессионализм медиков.

Таких ситуаций великое множество. Для разрешения проблемы как минимум человек должен выработать стратегию поведения в таких ситуациях. Одним из вариантов является психологическая защита. К примеру - использовать ритуалы -3 раза закрыть дверь - и сегодня на работе повезет. Данная защита может доходить и до абсурда, когда человек практически ничего не может сделать без ритуалов - в этом случае у него возникает болезнь, именуемая ОКР [2].

Однако неопределенность не всегда является негативной составляющей жизни, часто она представляет и позитивную сторону - к примеру, человек очень надеется на то, что ему попадется нужный билет на экзамене, и именно он и попадается. Когда

1 Термин введен автором.

неопределенность воплощается в ожидаемое и желаемое для человека событие - она представляется позитивным совпадением.

При этом позитивные ситуации взаимодействия с неопределенностью, особенно когда ожидаемое событие было маловероятно, представляет собой особую ситуацию, требующую тщательного изучения. Если человек запомнил ее как позитивный опыт пересечения психики и реальности, а не просто как совпадение, то такие ситуации можно назвать «экзистенциально-аномальным опытом».

Экзистенциально-аномальный опыт1 - это ситуация, при которой неопределённость была использована на пользу человеку при помощи его психики, и это было им воспринято. Во время такого опыта психика разрешила неопределенность так же, как объективная реальность. Отношение к событию в этом вопросе имеют не меньшую важность, чем само событие. (Необходимо учитывать, что существуют и другие понятия неопределенности, с которыми работают математические аппараты. В данной статье такие примеры не рассматриваются.)

Следует также учесть важную вещь - неопределенности не бывает без наблюдателя.

Наблюдатель неопределенности2 - это другая неопределенность, которая стремится скопировать первую. В случае с человеком - он сам выступает неопределённостью - наблюдателем, который, пытаясь скопировать в своем сознании неоднозначность реальности, выражает ее в каком-либо ожидании или действии.

Взаимодействиям с неопределенностью присущи несколько тенденций:

1. Как правило, неопределенности генерализируются. К примеру - нельзя с уверенностью сказать, что ждет человека после смерти - это неопределенность. И при этом во многих древних культурах люди просили умерших предков помочь в неопределенных ситуациях [3].

Эту же закономерность можно наблюдать и с другими неопределенностями.

Общую тенденцию можно назвать так: люди стремятся сталкивать разные неопределенности при попытке повлиять на одну из них. Почему это происходит, и почему человек стремится генерализировать неопределенность? Человеку свойственно генерализировать опыт. Переносить опыт взаимодействия с одним событием на всё множество похожих событий, даже если зачастую это не слишком правильно.

2. Взаимодействие с неопределенностью часто рассматривается как взаимодействие с другой личностью.

К примеру, для принятия решения в неоднозначной ситуации человек рассматривает варианты в разговоре с самим собой или даже «спрашивает» совета у реальности с помощью броска монетки или какого-либо другого ритуала. Таким образом, прослеживается работа сразу двух описанных выше тенденций. При броске монетки - результат не определён. Человек стремится неопределенность результата броска столкнуть с другой, «спрашивая» через бросок совета у реальности (т. е. принимая неопределенность с броском за подобие личности).

3. Неопределенности не бывает без наблюдателя.

Предмет может существовать без наблюдателя, но неопределённость - никогда.

Пример важности наблюдателя для неопределенности:

Человек просит другого угадать, в какой руке держит монетку. Для одного это известно и 100 % вероятно, а для другого неопределенно и 50 % вероятно. Разные наблюдатели - разные неопределённости и вероятности.

Предположим, человек угадывает.

При этом из-за различия в неопределенностях оба наблюдателя запомнят немного разные события. Различия будут как раз в отношении к неопределенности. В случае угадавшего - соответствие предположения о том, где монетка, с тем, где она реально

1 Термин введен автором.

2 Термин введен автором.

оказалась. А в случае державшего монетку соответствие (или несоответствие) предположения о том, что другой человек сделает с тем, что он реально сделал.

Экзистенциально-аномальный опыт в инсертуализме является опытом взаимоотношений с неопределенностью в позитивном ключе, при соответствующем желании человека и продуктивном отношении он может использовать его при последующих взаимодействиях с неопределенностью. Даже при простом угадывании использовать подобный опыт абсолютно естественно - если человеку один раз повезло, то он, скорее всего, будет и дальше надеяться на везение.

Отличие такого опыта от простого угадывания заключается в том, что человек его воспринял и запомнил именно как «контролируемое» пересечение сознания и реальности. В этом случае такой опыт можно использовать для построения навыка и инструмента взаимодействия с неопределенностью.

И хотя экзистенциально-аномальный опыт не всегда видится в позитивном ключе сторонним наблюдателям, его появление и использование - важная составляющее последующих взаимодействий. Такой опыт может выглядеть даже как ситуация трагическая. Но человек, переживший его, и имеющий желание выстроить эффективные отношение с неопределенностью, может это событие превратить в нечто позитивное. Таких ситуаций и личностей в истории было достаточно много, хотя все они окутаны некоторой долей мифов (что совершенно неудивительно, учитывая, что мы имеем дело с неопределенностью, не так ли?). К примеру:

Ураган в жизни Ванги [4], дислексия и паралич в жизни Эриксона [5], чума и смерть семьи в жизни Нострадамуса [6] и т. д.

Сам факт того, что подобные трагедии не сломили этих людей, говорит о силе духа и безусловно заслуживает всяческих похвал. Можно сказать, что великим людям выпадают великие испытания. Однако возможно, что именно аномальный опыт дал те инструменты, что помогли в их становлении.

В рамках инсертуализма дело вовсе не в трагичности или экстраординарности события, а в том, что был получен опыт и, как следствие, инструмент взаимодействия с неопределенностью.

Упорядоченное изучение и подбор различных вариантов взаимодействия с неопределенностью при помощи научных методов помогли бы обществу найти наиболее полезный и эффективный рецепт разрешения многих ситуаций и построения наиболее безболезненных защит от неопределенных ситуаций.

Вполне возможно, что инструмент взаимодействия с неопределенностью является следующим этапом эволюции современного человека, ведь будущее неопределённо.

Литература

1. Jonathan Levin. Choice under Uncertainty. Stanford: Stanford University, 2006.

2. Блеихер В. М., Крук И. В. Обсессия // Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: Научно-производственное объединение «Модэк», 1995. С. 180. 442 с.

3. Звягинцев Е. А. Культ предков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.

4. Ванга и смерч над Ново Селом. [Электронный ресурс]: Большая Энциклопедия Ванги. URL: http://www.vanga.ru/vanga_disaster.html/ (дата обращения 03.07.2016).

5. Biography of Milton H. Erickson. [Электронный ресурс]: The Milton H. Erickson Foundation URL: https://www.erickson-foundation.org/biography/ (дата обращения: 02.07.2016).

6. Nostradamus Biography. [Электронный ресурс]: Bio. URL: http://www.biography.com/people/nostradamus-9425407/ (дата обращения: 02.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.