УДК 614.72:614.78
О ЗАВИСИМОСТИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОМОБИЛЕЙ ОТ ПЛАНИРОВКИ УЛИЦ И ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ
Кандидаты мед. наук Б. К. Байков и Ю. Г. Фельдман
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству, Москва
В 1963—1964 гг. были проведены натурные наблюдения в Волгограде и Москве, во время которых изучалось содержание в воздухе наиболее токсичных компонентов из сложного состава выбросов автотранспорта— окиси углерода, окислов азота и формальдегида. Всего отобрано 712 проб воздуха, в том числе 353 на окись углерода и 258 на окислы азота, 101 на формальдегид. Отбор и анализ проб производили по общепринятым методикам (М. В. Алексеева, 1963).
В Волгограде для исследования были выбраны кварталы № 46 и 61, отличающиеся друг от друга планировочным решением, но примыкающие к одной и той же магистрали — проспекту Ленина — шириной 60 м. Кварталы расположены вдали от промышленных пред- _с
приятий, загрязняющих проспектЛенина ю
атмосферу. Квартал № 46 мг' ц 'м? _
имеет 4—5-этажную застрой- 11—' и п" ^'л^зГ^'-' ' 7!
ку, блокированную по углам. квны и \ "" -м
Между проезжей частью ^ ¡| .-. .-1 ^ <-. <-.
проспекта Ленина и застрой- _П
кой находится 4-рядная по- — ' с==----
лоса редко посаженных де- Рис , План застройки кварталов № 46 и 61 ревьев и низкого кустарника и точки наблюдений,
шириной 10 м. Квартал № 61 застроен 5-этажными
домами, размещенными преимущественно в строчку (рис. 1). Застройка отделена от проезжей части густой, непросматриваемой полосой деревьев и кустарников шириной 10 м. Внутриквартальная территория обоих кварталов благоустроена и озеленена.
Интенсивность движения транспорта в период наблюдений, продолжавшийся 17г—2 часа, 800—900 машин в час. Метеорологические условия в это время были следующими: в квартале № 46 — ветер северо-западный, скорость его 0,5—3 м/сек, температура воздуха 21—27° и относительная влажность 36—57%; в квартале № 61—ветер северо-запад-ный, скорость его 0,5—4 м/сек, температура воздуха 19—29° и относительная влажность 30—77%.
Результаты анализа проб, взятых на магистрали и в кварталах, приведены в табл. 1 и 2.
В пробах, взятых на проезжей части, в обоих случаях концентрации окиси углерода были одинаковыми. В точке № 2 (тротуар) обнаружена
ПроспектМенина 'Ш N2 • -ы?
1 [ 1 1 нет6 -ми —1 1— 1 нв. N61 с=:1
Рис. 1. План застройки кварталов № 46 и и точки наблюдений.
1*
3
Таблица 1
Разовые концентрации окиси углерода и окислов азота на проспекте Ленина
и в квартале № 46
Точки отбора проб воздуха
н
а. с"
Окись углерода
в = =
о Я и о
к 3 >»о
в* и в- а:
концентрация (в мг/м3)
х 5
а -о
та от
2 ЗЕ
лов
л сг ш « ^ й-о О х О = О
2.5 *
с <и«К Н О X V £ я
с а с н
Окислы азота
ЭяЗ а т о
с а и
_ ч о
О О —
5 4 л
_ Я ч
X О.Ф
гг в н
концентрация (в мг:м'')
= 5
¡с 3
СО СО
£ £
Н Ч 3 х а ф а. 5
ос 1
в-8 с а
а в
>1 ш
в я
Край проезжей части проспекта Ленина Тротуар . . . Балкон 4-го этажа дома на проспекте Ленина .... Северный угол
квартала . . Центр квартала Южный угол квартала . .
22
30
50 100
160
31 24
16
26 13
18
20,0 18,0
12,0
20,0 12,0
15,0
3,0 3,0
3,0
3,0 3,0
3,0
12,7 7,5
8,0
9,0
5.5
7.6
93.4
62.5
63,0
65,5 23,0
55,0
13
26
0,45
0,1
0,22
8,0
Всего
143
128
80
26
Таблица 2
Разовые концентрации окиси углерода и окислов азота на проспекте Ленина
и в квартале № 61
Точки отбора проб воздуха
о й « "
х ее
X Ф
К £
о ¡5
Окись углерода
«
о ч В. К
•о ч
4 2 о» н
о
- а
= 3 V п
5 н ё!
концентрация (в мг/м")
х =5
и 4 йй- Ч
г г
а о ш ч
» О I
о в о
В. Л ¡Й
с й«* « фа «
ьчо;
? В Н н
о„и1
в-и >■» в а в я
Окислы азота
а К I
а {
а н I
с Ч с о <и а ч 5 и
концентрация (в мг/м1)
* 5
о л а: ч со л
г г
о о : о я с о. л :
= 5»
£2 а о.
2е в-ё
в 3
а 9
9 Я
5 в. н н
5
>. О)
в я
Край проезжей части проспекта Ленина . .
Тротуар ....
Балкон 4-го этажа дома на проспекте Ленина ....
Участок детского сада . . .
22
30 75
36 27
8 13
20,3 13,6
9,1 9,1
3,1 3,0
3,0 3,0
12,6 7,1
5.8
5.9
91.7
40.8
25,0 38,4
0,44 0,21
0,23 0,26
0,21 0,13
0,21 0,16
0,28 0,17
0,22 0,21
44
Всего . . .
97
84
61
16
иная картина. Если в квартале № 46 максимальные концентрации в 3 раза выше допустимых, то в квартале № 61 — лищь в 2 раза. Разница обусловлена различными приемами озеленил проспекта Ленина на отдельных его участках. Оказалось, что полоса густых зеленых насаждений шириной 10 м и высотой 4—6 м обладает в 3 раза более эффективными газозащитными свойствами, чем полоса редко посаженных деревьев такой
же ширины и высоты. На уровне балкона 4-го этажа и внутри квартала № 61 также обнаружень1 более низкие концентрации окиси углерода, чем в квартале № 46. Обращает на себя внимание высокое содержание окиси углерода в точках № 4 и 6 (квартал № 46), что, по-видимому, вызвано неудовлетворительными условиями аэрации углов внутриквартальной территории.
Таким образом, при одной и той же интенсивности движения транспорта в зависимости от способа озеленения улицы и типа застройки квартала картина загазованно-
ности воздуха окисью угле- ' новоряэансное шоссе ¿л с рода существенно меняется. г~~--—- ,
Что касается окислов 1=1 п^ПП0 п Г| П ° пППа П П азота, то лишь ка проезжей п п^п п^п п^п^
части проспекта Ленина кон- ° У У И У и И [] У^У центрация их выше ПДК в ° а ги^ "
11/2 раза. Найденные кон- о П^ Ьз □
центрации формальдегида а ^ а
^превышают допустимого Ц |П] = |] □ □ □ 0 В/ГиО О
Объектом для натурных О О П П ^ ^ ^П П ^
наблюдений в Москве был Г| П и У П У О О О и П
выбран микрорайон № 117 _У У о □ □РУЦ Ц1]ра рпЦ
в Новых Кузьминках, примыкающих к Новорязанско- Рис- 2- План застройки микрорайона № 117 и точ-
му шоссе. Микрорайон на- ки отбора про6 В03ДУха"
ходится вдали от промышленных предприятий и застроен 5—9-этажными домами, расположенными меридионально (рис. 2). Территория его благоустроена и озеленена, однако разрыв между застройкой и шоссе (35 м) не озеленен. В период отбора проб по шоссе проходило 1000—1100 машин в час, направление ветра было северное, скорость ветра достигала 0,5— 2,2 м/сек, температура воздуха составляла 4—9° и относительная влажность — 77—88 % •
Таблица 3
Разовые концентрации окиси углерода и окислов азота на Ново-рязанском шоссе
и микрорайоне № 117
новорязансное шоссе щ ///
Г °0 0 о пп па^п п
□ J и '-1 и и 0 У ПгаП ПиП
□ и и и и и и Язи У
о ад 1к Ь. о
а га □
П Л\0 0 П и \ га п 0 0 п 0 В 0 0Л>| в га га и \ у
0 ] 0 а о 0 1 ш .1 и
о Окись углерода Окислы азота
Точки отбора проб с * н а о « н число проб выше предела чувствительности метода концентрация (в мг/м3) процент проб выше предельно допустимой концентрации а ■ * а ® о концентрация (в мг/м') 3 о Я ООО ОХ«
я 5 X со К 9 2« Б а» * а. а) О О. В 2 9 о и максимальная минимальная К К X е* V о. и о о. с о § о.* * о Щ X 5? ч сг с н максимальная минимальная к к в ЕХ а> а. о процент п[ ше предел: пустимых центраций
Край проезжей части Новорязанского шоссе . . 1 . Тротуар . . . Участок детского сада . . . 35 100 49 37 16 49 30 15 31,0 17,0 12,0 5,6 2,8 2,0 13,9 9,0 8,7 88,0 60,0 73,0 63 42 12 54 28 7 1,6 0,6 0,28 0,2 0,13 0,13 0,58 0,3 0,20 65,0 36,0
Всего. . . 103 94 117 89 •
Результаты анализа проб (табл. 3) показывают, что на проезжей части магистрали максимальные концентрации окиси углерода превышают предельно допустимую в 5 раз, а на тротуаре, не защищенном от
проезжей части зеленью и расположенном на расстоянии 35 м от нее,— почти в 3 раза. Следовательно, ширина автомагистрали сама по себе представляет недостаточно эффективное защитное средство. Разрыв между проезжей частью и жилой застройкой подлежит обязательному озеленению. На внутримикрорайонной территории (точка № 3) концентрации окиси углерода выше допустимого уровня в 2 раза. Концентрация окислов азота вблизи транспортного потока и на тротуаре превышает допустимую в 2—5 раз.
Выводы
1. Между проезжей частью улицы и тротуаром должна создаваться плотная непросматриваемая полоса зеленых насаждений. Редкие посадки обладают незначительными газозащитными свойствами.
2. При одной и той же интенсивности движения транспорта в квартале с периметральной застройкой, угловой блокировкой домов и небольшими разрывами между ними воздух более загрязнен выхлопными газами автомобилей, чем воздух в квартале со строчной застройкой.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1959.
Поступила 14/V 1966 г. '
THE RELATION OF THE ATMOSPHERIC POLLUTION WITH MOTOR EXHAUST CASES OF CARS TO THE LAY-OUT OF STREETS AND HOUSING BLOCKS
В. K. Baikov, Yu. G. Feldman
Investigations of atmospheric pollutions show that a thick impenetrable to light raw of green plantations 10 m wide and 4—6 m high, located in between the high way and the side-walk, has a three-fold gasprotecting effect as compared with a sparse raw of green plantations of the same width and height. At the same intensity of traffic in a block with houses arranged perimeterally, at an angle one to another and with a gap between buildings air pollution due to motor exhaust gases is much heavier than in a block with linear building arrangement.
УДК 613.32:661.717
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАХЛОРАНИЛИНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
В. Б. Малькова
Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены
В ряде отраслей промышленности, в том числе в производстве гербицидов, все большее применение находит метахлоранилин (МХА). МХА — прозрачная, темнеющая при стоянии жидкость (удельный вес 1,243) с сильным характерным запахом, кипящая при 230°; хорошо растворяется в эфире, бензоле, уксусной кислоте; растворимость в воде составляет 5 г/л (Н. Н. Ворожцов; Н. В. Лазарев).
В связи с возможным поступлением МХА в водоемы со сточными водами возникла необходимость гигиенического нормирования предельно допустимой концентрации его в таких водоемах. Экспериментальное исследование проведено по общепринятой методической схеме (С. Н. Чер-кинский). Наличие у МХА резкого специфического запаха потребовало в первую очередь установления пороговых концентраций этого вещества
6
f