ИЗ ПРАКТИКИ
==55-
УДК 614.72 : 621.43.06
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
ОКИСЛАМИ АЗОТА
Санитарный врач К. Л. Шестерикова, инженер-химик
П. Н. Строгалыцикова
Челябинская городская санэпидстанция
¡•„У * 3 Лг *• • • • . 0* « м • •
В течение июля—августа 1963 г. Челябинская санэпидстанция определяла окислы азота в атмосферном воздухе на автомобильных магистралях города.
Степень загруженности улиц автотранспортом была установлена кафедрой градостроительства Челябинского политехнического института в 1962 г.
Оказалось, что на ряде улиц, связывающих между собой основные районы города (ул. Кирова, проспект Ленина, ул. Воровского и др.), проходит до 1800—20С0 и более автомобилей в час, т. е. в 2—3 раза больше, чем на других улицах. Особенно возрастает число автомашин в часы «пик» (с 8 до 10 и с 15 до 16 часов). В эти часы и производился отбор проб по способу, рекомендованному М. В. Алексеевой (см. таблицу).
Загрязнение атмосферного воздуха окислами азота (в пересчете на М_,05 в мг/м3)
Место отбора проб Число автомашин (в час) Число проб Превышали предельно допустимую концентрацию Максимальная концентрация
Угол ул. Кирова и 8 Марта
проезжая часть............ 1 366 23 . 8 1,23
18 12 0,82
Ул. Калинина I
1 912 25 12 1,08
тротуар ... ....... 20 16 1,17
Угол ул. Солнечной и Артиллерийской
проезжая часть........... • 736 10 4 0,59
тротуар • • ............. 2 - -
Угол ул. Туристов и Механической
проезжая часть .... *........ 966 24 • 6 0,89
тротуар ............ 6 4 0,59
Угол проспекта Ленина и пер. Артиллерийского
проезжая часть...........• 1 967 25 14 1,5
тротуар ........... ... 9 6 1,04
Троицкий тракт 1 543
проезжая часть.........• . . . 25 10 1,52
тротуар ......... ... 1 26 . 15 1,05
Угол улицы Васенко и Труда
проезжая часть . .......• ... 575 25 12 1,87
тротуар ..... I | 15 10 1,22
Итого. . . 253 129
Из таблицы видно, что в 129 пробах (51%) содержание окислов азота превышало предельно допустимую концентрацию в атмосферном воздухе (0,3 мг/м3), причем отмечается известная связь между числом автомашин и степенью загрязнения атмосферного воздуха окислами азота.
«^ч '¿Г * *
Исключение составляет одно из мест отбора проб — угол ул. Васенко и Труда; гам оказалась наименьшая загрузка автотранспортом, а хмаксимальная концентрация М205 была наибольшей. Это, по-видимому, объясняется небольшой шириной ул. Васенко и малой проветриваемостью и близостью гаража.
Особенно загрязнен атмосферный воздух на перекрестке проспекта Ленина и Артиллерийского переулка, связывающем 3 района города. Здесь двустороннее движение автотранспорта в 4—5 рядов, а поблизости (в 250—300 м) находится основной бензозаправочный пункт.
Наименьшие концентрации окислов азота найдены в двух пунктах, характеризующихся меньшей загрузкой автотранспортом и хорошим проветриванием широких улиц, расположенных на возвышенности.
Л ИТЕРАТУРА
Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1959, стр. 58.
Поступила 11 /XI 1963 г.
• I .
УДК 614.72-074
О
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРОЩЕННОГО ГАЗОАНАЛИЗАТОРА
ТГ-5А ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ
УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ВОЗДУХЕ
Канд. биол. наук Ф. Л. Кальманович
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
Применение микрометода Реберга при массовых исследованиях воздуха на углекислоту связано с рядом трудностей. Это вызывает необходимость разработки новых способов изучения углекислоты в воздухе с сохранением точности определения, но с затратой меньшего времени на анализ.
Н. М. Туркельтауб в 1947 г. предложил газоанализатор для выявления содержания углеводородов в подпочвенном воздухе. В 1951 г. Д. П. Сендрихина разработала упрощенный газоанализатор, который и поныне широко используется в санитарно-гигиенических лабораториях для исследования углеводородов или окиси
углерода. '
Применение упрощенного газоанализатора, разработанного Д. П. Сендрихиной, с некоторыми изменениями его схемы, внесенными нами, оказалось вполне рациональным для определения углекислоты в воздухе.
Схема газоанализатора приведена на рисунке
Для определения углекислоты в газоанализаторе следует исключить из стандартной схемы аппарата колонку для сожжения углеводородов или окиси углерода и колонку предварительного сожжения со всеми прочими частями очистительной
системы. ^
Обе колонки отъединяют от аппарата и на концы стеклянных трубок, идущих от них, надевают каучуковые трубки, наглухо закрытые стеклянными палочками. Трубку от поглотительного сосуда (змеевика) присоединяют к отростку тройника. Трехходовой кран служит, с одной стороны, для подключения газовой пипетки к аппарату, а с другой — для подключения очистительных колонок, когда требуется просасывание через аппарат атмосферного воздуха, лишенного углекислого газа. Очистительные колонки смонтированы на одной доске. Первая, вторая и третья колонки заполнены кусочками едкого натра или кали, а четвертая — хлористым кальцием. На резиновой трубке, соединяющей трехходовой кран с тройником, имеется винтовой микрозажим для регулирования скорости просасывания анализируемого воздуха.
Определение углекислого газа в видоизмененном газоанализаторе производится следующим образом.
Перед серией определений углекислоты устанавливают, как обычно, соотношение титров растворов гидрата окиси бария (0,005 н. или 0,01 н. раствор) и соляной кислоты (0,005 н. или 0,01 н. раствор).
В уравнительную склянку аспиратора наливают дистиллированную воду. Делительную воронку и надетую на ее конец резиновую трубку наполняют 25—26% раствором хлористого натрия. Газовую пипетку нижним концом присоединяют к делительной воронке, верхним — к прибору. До момента определения углекислоты в испытуемой пробе воздуха зажимы на концах пипетки закрыты и трехходовой кран, соединяющий пипетку с прибором, перекрыт. Определение титра барита и контроль-
»
/