Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛ В КВАРТАЛАХ НОВОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛ В КВАРТАЛАХ НОВОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
20
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ISSUES IN SITING SCHOOL BUILDINGS IN NEW RESIDENTIAL BLOCKS OF MOSCOW

The air of school lots and school premises situated in residential blocks’ thourough fares with the traffic density of over 50 cars an hour, or in the vicinity of private motor car garages accommodating 10 or more cars, is appreciably polluted with carbon monoxide. The gas content in the atmospheric air of school lots in most cases exceeds the level of the maximum permissible concentration. In this connection a necessity arises to revise official standard requirements for spacing school buildings. Greater spacing should be allowed in siting school buildings with respect to garage locations, and school buildings themselves should be as distant from the lots’ borders as possible. It is imperative that the optimal hygienic conditions of the atmospheric air should be ensured not in school buildings alone, but in the school environment as well.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛ В КВАРТАЛАХ НОВОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ»

2. Технологическая вода после 2—4 часов работы мотальных тазов по своему составу сильно загрязнена. Наряду с различными микроорганизмами коконов и куколок, как правило, встречаются условно патогенные энтерококки — Streptococcus bombycis.

3. Штаммы Streptococcus bombycis, выделенные из коконов, куколок, воды мотальных тазов, воздуха шелкомотальных фабрик и из миндалин больных ангиной, идентичны между собой и могут рассматриваться в качестве причины высокой заболеваемости рабочих ангиной1.

4. Соблюдение элементарных промышленных санитарных правил-и норм, установка приточно-вытяжной вентиляции в цехах, обезвреживание и частая смена технологических вод, осуществление процесса ко-кономотания в проточной воде, облучение коконов бактерицидной лампой — все это способствует снижению заболеваемости ангиной рабочих основных профессий шелкообрабатывающей промышленности Узбекской ССР.

ЛИТЕРАТУРА

f •

Койранекий Б. Б. Ангина и борьба с ней в производственных условиях. Л., 1960. — К о й р а н с к и й Б. Ь., Закс Р. А. Гиг. и сан., 1958, № 2, стр. 34.— Мотузенко 3. Е. Тежсы докл. научной конференции по тонзиллярной проблеме. Л., 1955, стр. 21. —Трутнев В. К. Ангина. М., 1959.

Поступила 13/VIII 1963 г..

• I

THE SIGNIFICANCE OF CERTAIN FACTORS IN THE ANGINA INCIDENCE AMONG

WORKERS OF THE MARGELAN SILK-MILL IN THE FERGANA REGION

OF THE UZBEK SSR

T. Z. Khasanov '

In 1955—1959 the angina incidence among the workers of the silk-spinning shop was 2—3 times higher than that among the workers of other shops of the Margelan silk-mill. Besides, the highest incidence was noted among the workers engaged in the operation of cocoon winuing (in water). The industrial water after 2—4 hrs use became heavily contaminated witn bacteria, streptococcus bombycis having been also discovered in it.

Mosct strains isolated from the angina patients exhibited the entire set of pathogenic properties, whilst the microbes isolated from the tonsils of persons with chronic tonsillitis, from those of healthy persons, and from various other sources, were less frequently pathogenic. It may thus be inferred that one of the causes of the high angina incidence rate was the streptococcus bombycis infection. The application of appropriate preventive measures has given positive results.

УДК 371.61 : 711.3 (470-20>

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ШКОЛ В КВАРТАЛАХ НОВОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ МОСКВЫ

МЯК . * ' •

Л. Г. Рогачевская

Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва

• ж

• • I

- • «г

А

Правильное размещение школ при жилой застройке городов имеет большое значение для создания благоприятных гигиенических условий воздушной среды на школьных участках и в самих зданиях школ.

Возможность пребывания детей на воздухе в любое время года — одно из основных требований при проектировании и сооружении современных школ. Это достигается снижением этажности зданий, повозрастным разделением учебных помещений с рассредоточенными гарде-

1 Наблюдения и данные автора еще недостаточны для такого вывода. — Ред.

3*

35

Вариант I

1 */ 1 1 N2 |

М! м-г

! • ! |

Вариант!!

робами, устройством рекреационных двориков и площадок при секции классов или каждом классе, устройством навесов и веранд для сна детей с ослабленным здоровьем и учебных занятий на воздухе. На территории участка выделяются площадки для организации «тихого отдыха» учащихся всех возрастов.

Состояние воздушной среды на школьных участках и в зданиях школ особенно важно в связи с ростом строительства средних учебных

заведений продленного дня и интернатов, режим которых предусматривает более длительное пребывание детей в школе и необходимость широкой организации активного отдыха учащихся на воздухе.

-Условия воздушной среды на школьных участках и в самих учебных помещениях должны удовлетворять оптимальным гигиеническим требованиям. Между тем на территории селитебной части населенных пунктов существуют источники вредных факторов внешней среды малой интенсивности, но длительного действия, на которые следует обратить внимание ввиду возможного неблагоприятного их воздействия на организм человека.

Одним из таких наиболее постоянных и вредных источников загрязнения атмосферного воздуха городов следует считать автомобильный транспорт. Об этом свидетельствуют многочисленные литературные данные (3. Г. Вольфсон К. Г. Берюшев с соавторами, М. В. Алексеева и В. А. Хрусталева, А. С. Лыкова2, Ф .Ф. Ламперт, Чжан Цзю-чей).

Материалы этих исследований и разработанные на их основе гигиенические рекомендации способствовали улучшению планировочной структуры новых жилых районов и использованию более прогрессивных приемов их планировки и застройки.

Однако и при наиболее рациональной организации селитебной территории в виде крупных кварталов и микрорайонов следует учитывать движение транспорта внутри них и между ними. Кроме того, с развитием индивидуального автотранспорта на территории жилых кварталов и микрорайонов все больше возникает гаражей для легковых автомобилей и мотоциклов.

Мы попытались выявить степень загрязнения воздушной среды на школьных участ-в зависимости от условий их размещения

||| -А 1___]

= , г г- - • в-э

^ г 1 к5 |

Ш 1 1 .

Г 1 1

Варианты

1 N... | и

Варианты размещения школ

в кварталах.

/ — межквартальные проезды (М-1, М-2); 2 — внутрикварталь-ные проезды (В-1, В-2, В-3); 3 — пешеходные дороги с движением автотранспорта и мотоциклов (периодически); 4 — здание школы; 5 — гараж для индивидуальных легковых автомобилей и мотоциклов.

ках и в зданиях школ

в жилых кварталах новой застроики по отношению к проездам местного значения и гаражам для индивидуальных автомобилей и мотоциклов. Для этого выбрали 3 основных типа размещения школ в кварталах Юго-Запада и Новых Черемушек, имеющих различный характер застройки кварталов и неодинаковую этажность зданий, но примерно одинаковые условия благоустройства, озеленения и движения транспор-

1 Докторская диссертация. М., 1950.

2 Кандидатская диссертация. М., 1953.

та. Динамические наблюдения за состоянием воздушной среды проведены в 8 из 43 обследованных школ.

Схематическое изображение вариантов размещения школ в кварталах дано на рисунке.

Вариант I — школы № 1 и 2 размещаются на границе квартала, застроенного 5-этажными домами, на межквартальном проезде с движением легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и автобусов (от 50 до 180 машин в час); вариант II — школы № 3, 4, 5 размещаются внутри кварталов 5- и 8-этажной застройки на внутриквартальных проездах со средней интенсивностью движения транспорта (от 10 до 90 машин в час); вариант III — школы № 6, 7 и 8 размещаются внутри кварталов с застройкой 5- и 8-этажными зданиями и гаражами для индивидуальных автомобилей и мотоциклов (на 14, 56 и 100 машин).

Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха у каждой школы в 4—8 точках мы исследовали содержание окиси углерода как одного из наиболее вредных компонентов выхлопных газов. Места забора проб воздуха выбраны с учетом установленной нормами зоны разрыва от здания школы до границы участка и гаражей, а также ширины и характера зеленой зоны.

Исследования велись в весенне-летний и осенний периоды года: в 1962 г.—4 в утренние и дневные часы (9—11 и 14—16 часов), в весенне-летний период 1963 г.— через каждые 2 часа (8—16 часов). Пробы воздуха забирали в резиновые баллоны в открытой атмосфере на уровне 1 м от земли, а в здании школы (в классах и в рекреациях) при открытых окнах на уровне 1 м от пола в центре помещения или на расстоянии 1 — 1,5 м от окна. Одновременно в течение учебного дня (8—16 часов) проводили подсчет количества проходящих машин. Во время отбора проб измеряли температуру, влажность и скорость движения воздуха. Учитывали также направление ветра. Исследования окиси углерода в пробах проводили титрометрическим методом на универсальном газоанализаторе ТГ-51.

. Результаты исследования воздуха на проездах различного назначения (схематически изображенных на рисунке) представлены в табл. 1.

Судя по табл. 1, содержание окиси углерода во всех пробах воздуха, взятых на всех проездах местного значения (межквартальных и внутриквартальных), превышает максимальную разовую предельно допустимую концентрацию для атмосферного воздуха — 6,0 мг/м3. Разницу в показателях содержания окиси углерода в воздухе на проездах М-1 и М-2 можно объяснить не только разной интенсивностью движения транспорта, но и лучшими условиями проветривания на проезде М-2 ввиду односторонней застройки его в этой части квартала. Приведенные в табл. 1 данные подтверждают зависимость степени загрязнения атмосферного воздуха проездов окисыо углерода от интенсивности движения транспорта. Высокие концентрации окиси углерода свидетельствуют о том, что как межквартальные, так и внутриквартальные проезды с интенсивностью движения транспорта, во много раз уступающей транспортным магистралям городского и районного значения, тоже могут служить источниками заметного загрязнения атмосферного воздуха окружающих территорий выхлопными газами.

В табл. 2 приведены результаты исследования воздуха на территории индивидуальных гаражей, расположенных в кварталах с различным характером и этажностью застройки. Так же как и на проездах, во всех пробах воздуха у гаражей обнаружены высокие концентрации окиси углерода. Больше всего угарного газа было обнаружено в воздухе на территории гаражей, расположенных в квартале с периметральным типом застройки 8-этажными жилыми домами (Г-56 и Г-14). При этом высокие концентрации окиси углерода у таких гаражей большей частью сохранялись на одном уровне в течение всего дня. Несмотря на меньшее

1 Лабораторные исследования проведены в химической лаборатории института Ф. Л. Кальманович, М. П. Ронжиной и Э. В. Ильиной.

Таблица 1

Ф 1

к •

Содержание окиси углерода в атмосферном воздухе на проездах

• • Лг9 проезда Назначение проезда V Виды транспорта и характер движения Количество машин в час Конце угле • • л 2 о ^ а; аз 3 2 И нтрации рода (в О) ' 8 X п <и сх и окиси мг/м3) • • ч 1 со X О) ж 3 Число проб с концентрацией окиси углерода выше 6,0 мг/м3

М-1 Межквартальный проезд 1 Легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и автобусы, проходящие с остановками 90— 180 • 213,0 119,9 28,0 • 26/26

М-2 Межквартальный проезд То же ё 50—90 29,0 25,7 24,0 • 4/4

; В-1 % «в Внутриквар-, тальный проезд • Легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и автобусы, проходящие без остановок % 50-90 • ' 60,0 26,9 5,0 12/11 •

• В-2 Внутриквар-тальный проезд То же • 15 45 25,0 17,5 10,0 12/12

В-3 I Внутриквар-тальный проезд #1 Легковые и грузогыэ автомобили и мотоциклы, проходящие без остановок 10—15 • 20,0 18,7 17,5 4/4 •

Таблица 2

Сэдержание окиси углерода в атмо:фэрном воздухе на территории гаражей

для индивидуальных легковых автомобилей и мотоциклов

• (V & ее X • со 5 I3 сс -гз 2 к о, д £ 3 о «я Концентрации окиси углерода (в мг/мл) £ я о и ы 3 «и

• Условные обо: нпя гаража • Условия размещения • оз и о ££ о ° о £ X 5 о о Использование жа (количеств выезжающих а« в час) • максимальные • средние минималь-ные Число проб с центрацией ок углерода выш( 6.0 мг/м1

Г-100 На границе квартала с 5-этажной застройкой ф 9 100 От 1 до 5 • 66,0 • 40,6 10,0 • 36/36

Г-56 Внутри квартала с периметральной застройкой 8-этажными домами 56 От 1 до 3 110,0 59,0 31,0 32/32

Г-14 - • То же • 14 • 1 80,0 50,7 20,0 • 16/16 •

количество автомобилей в них и незначительное их использование (одномоментное и в течение дня), содержание окиси углерода в пробах воздуха на территории этих гаражей было выше, чем возле гаража Г-100, который располагается на границе квартала, застроенного 5-этажными домами, на территории, открытой с трех сторон.

Таким образом, степень загрязнения воздуха окисью углерода у индивидуальных гаражей, располагаемых в кварталах, зависела не только от мощности гаражей, но и от условий их размещения и планировочной структуры квартала.

Данные табл. 3 показывают, что при I варианте размещения из двух школ, расположенных на межквартальных проездах (школы № 1 и 2), наиболее высокая загрязненность воздуха обнаружена на школьном участке и в помещении школы на границе квартала на проезде М-1 с наиболее интенсивным движением транспорта. Несмотря на соблюдение установленной нормами зоны разрыва от здания школы до границы участка (более 15 м) и наличие между зданием и проездом зеленой защитной зоны, состоящей из 2 полос зелени каждая шириной около 7 м, а также одного ряда деревьев по периметру участка и на тротуаре, во всех пробах воздуха здесь определены концентрации окиси углерода, превышающие предельно допустимые. Больше всего окиси углерода обнаружено в пробах воздуха, взятых в весенне-летний период 1963 г., когда сильно возросла интенсивность движения транспорта на проезде.

В школе № 2, расположенной на проезде М-2 с меньшей интенсивностью движения транспорта, чем на проезде М-1, соответственно обнаружены и более низкие концентрации окиси углерода. Более благоприятные условия проветривания самого межквартального проезда М-2 и участка школы № 2 за счет односторонней застройки проезда, лучшие условия озеленения участка высокоствольными деревьями с хорошо развитой кроной и кустарниками, а также озеленение тротуара — все это объясняет разницу в содержании окиси углерода в воздухе на школьном участке и в здании школы.

#

При размещении школ внутри квартала на внутриквартальных проездах с меньшей интенсивностью движения транспорта, несколько иным характером движения (проходящий транспорт) и более низким содержанием окиси углерода на проездах в пробах воздуха определялось меньше окиси углерода на школьных участках и в зданиях школ. Однако почти во всех пробах воздуха на участках и в зданиях школ (№ 3, 4 и 5) концентрации угарного газа были выше предельно допустимых. По мере удаления от проезда (до 25 м у здания и далее) заметного снижения концентраций окиси углерода в воздухе на участках школ не наблюдалось. В здании школы № 3, как и на ее участке, концентрации окиси углерода были выше. Это можно объяснить влиянием более высокого содержания газа в атмосферном воздухе на внутрикварталь-ном проезде В-1.

Следовательно, движение транспорта на внутриквартальных и межквартальных проездах служит источником загрязнения атмосферного воздуха и в значительной мере влияет на состояние воздушной среды участков и зданий школ, расположенных на этих проездах, даже при соблюдении установленной нормами зоны разрыва от здания школы до границы участка (15 м).

Исследования на участках и в зданиях школ № 6, 7 и 8, расположенных внутри кварталов в непосредственной близости от индивидуальных гаражей с различным количеством автомобилей (вариант III), показали, что степень загрязнения атмосферного воздуха в квартале определялась в основном характером и этажностью застройки, условиями размещения гаражей в квартале и условиями проветривания его территории. Концентрации окиси углерода во всех точках — за зеленой

Таблица 3

Содержание окиси углерода в воздухе на участках и в зданиях школ в зависимости от условий их размещения в кварталах

Вариант размещения школы № школы Условия размещения • Концентрации окиси углерода (в мг/м3) Число проб с концентрацией окиси углерода выше 6.0 мг/м3

у гаража на проезде за зеленой зоной у здания в здании

максимальные средние минимальные максимальные средние минимальные максимальные средние минимальные максимальные средние минимальные максимальные средние к минимальные

• I 1 # На границе квартала, на межквартальном проезде М-1 213,0 119,9 28,0 • 190,0 71,3 21,0 81,0 39,0 13,0 60,0 30,5 8,0 н/о—2 80/78

2 • На границе квартала, на межквартальном проезде М-2 29,0 25,7 24,0 14,0 11,5 9,0 8,0 8,0 8,0 4,0 4,0/ 4,0 14/10

п 3 На внутриквартальном проезде В 1 60,0 26,9 5,0 25,0 11,0 10,0 20,0 10,8 5,0 25,0 9,0 н/о 58/45

4 На внутриквартальном проезде В-2 • 25,0 17,5 10,0 20,0 12,5 10,0 15,0 10,0 5,0-н/о 10,0 7,5 н/о 42/36

5 На внутриквартальном проезде В-3 20,0 18,7 17,5 12,5 11,0 10,0 12,5 8,2 4,0 10,0 7,2 4,0 20/14

ш 6 Внутри квартала г^араж Г-100 66,0 40,6 10,0 46,0 17,2 10,0-н/о 40,0 17,0 5,0-н/о 30,0 15,0 10,0— н/о 92/84 •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Внутри квартала гараж Г-56 100,0 62,4 31,0 57,0 26,5 10,0— н/о 25,0 16,0 10,0 20,0 19,3 19,0 58/54

Внутри квартала гараж Г-14 80,0 50,7 20,0 68,0 43,0 25,0 30/30 4

8 Внутри квартала гараж Г-56 120,0 54,0 31,0 46,0 30,0 15,0 48,0 20,6 10,0 10,0 5,0 • н/о 50/46 444/401

• зоной, v здания и в здании школ — были значительно выше, чем в итко-

* щ/ У

лах № 3, 4 и 5. Наиболее высокая загрязненность воздуха на пришкольных участках была обнаружена в школах № 7 и 8, расположенных в одном и том же квартале с периметральной застройкой 8-этажными зданиями с небольшими разрывами между ними.

То, что концентрации окиси углерода в воздухе были ниже у школы № 7, по-видимому, объясняется лучшим озеленением ее санитарно-защитной зоны (высокоствольные деревья с развитой кроной, густо посаженный кустарник); в то же время у школы № 8 со стороны гаража Г-56 большая часть зеленой зоны представляла собой газон и ряд редко посаженных деревьев. Несколько меньшее содержание окиси углерода обнаружено в пробах воздуха на участке школы № 6, расположенной в 50 м от гаража (Г-100), насчитывающего около 100 легковых автомобилей. Однако эти показатели превышали предельно допустимую концентрацию во много раз. Более низкие по сравнению с двумя предыдущими школами концентрации окиси углерода в воздушной среде можно объяснить характером застройки квартала, более низкой этажностыа зданий (5 этажей) и условиями размещения гаражей (не внутри, а на границе территории квартала, свободной от застройки). Имели значение также и лучшие условия проветривания территории гаража.

Можно, таким образом, заключить, что размещение в жилых кварталах вблизи школ индивидуальных гаражей даже при незначительном их использовании и соблюдении установленных нормами разрывов от гаражей до зданий школ отрицательно влияет на воздушную среду пришкольных участков и зданий школ.

Наши наблюдения показали, что концентрации окиси углерода за зеленой зоной снижались на 20—60% в зависимости от ширины и характера зеленых насаждений, а также скорости и направления ветра. Роль зеленых насаждений в снижении загрязненности воздуха в районе расположения школьных зданий особенно отчетливо проявились на примере школы № 7, к участку которой с двух противоположных сторон примыкают территории гаражей Г-56 и Г-14 (III вариант размещения школы в квартале).

Концентрации окиси углерода в точках, расположенных примерно на одинаковом расстоянии от источников загрязнения воздуха (в 15 и 25 м от гаражей), резко отличаются в зависимости от ширины и характера санитарно-защитной зеленой зоны. За зеленой зоной на школьном участке со стороны гаража Г-56, которая представляет собой хорошо-сформированную полосу насаждений шириной более 10 м из высокоствольных деревьев с хорошим лиственным покровом, густого кустарника и газона, содержание окиси углерода в пробах снижалось на 55—60% по сравнению с пробами, взятыми у источника загрязнения (гаража Г-56). В то же время в пробах, взятых на спортивной площадке школы, отделенной от территории гаража Г-14 только одним рядом редко посаженных вдоль границы участка молодых деревьев, почти не имеющих листвы, содержание окиси углерода снизилось не более чем на 20%, а в отдельных случаях на 8—9%.

Выводы

1. При существующих нормах санитарных разрывов от школьных зданий до границ участков недопустимо размещение школ в кварталах новой жилой застройки на проездах местного значения с постоянным движением легковых и грузовых автомобилей и автобусов.

2. Если школы располагаются внутри кварталов, то размещать в них гаражи для индивидуальных легковых автомобилей и мотоциклов недопустимо даже при установленных нормами разрывах от гаражей до школьных зданий.

3. Действующие нормативы санитарных разрывов от зданий школ до границ участка при размещении их на проездах местного значения, а также до индивидуальных гаражей при размещении последних внутри кварталов должны быть увеличены. Устанавливая зоны санитарных разрывов, следует учитывать необходимость обеспечения оптимальных гигиенических условий воздушной среды не только в здании школы, но и на ее участке.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М. В., Хрусталева В. А. Гиг. и сан., 1960, № 5, стр. 10 — Берюшев К. Г., Румянцева М. В., Карагодина И. J1. Там же, 1957, № 5, стр. 9. — Л а м п е р т Ф. Ф. Там же, 1959, № 3, стр. 74. — Ч ж а н Ц з ю-ч е й. Там же, № 10, стр. 17.

Поступила 25/VII 1963 г.

HYGIENIC ISSUES IN SITING SCHOOL BUILDINGS IN NEW RESIDENTIAL

BLOCKS OF MOSCOW

L. G. Rogachevskaya

The air of school lots and school premises situated in residential blocks' thourough-fares with the traffic density of over 50 cars an hour, or in the vicinity of private motor car garages accomodating 10 or more cars, is appreciably polluted with carbon monoxide. The gas content in the atmospheric air of school lots in most cases exceeds the level of the maximum permissible concentration. In this connection a necessity arises to revise official standard requirements for spacing school buildings. Greater spacing should be allowed in siting school buildings with respect to garage locations, and school buildings themselves should be as distant from the lots' borders as possible. It is imperative that the optimal hygienic conditions of the atmospheric air should be ensured not in school buildings alone, but in the school environment as well.

УДК 612.394.2 : 612.015.642

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ВИТАМИНЕ С У ПОДРОСТКОВ

Т.Н. Хаустова

Институт питания АМН СССР, Москва

Витамин С играет большую роль во всех обменных процессах организма. Он оказывает влияние на защитную функцию организма, одним из показателей которой является фагоцитарная активность нейтрофиль-ных лейкоцитов крови. Многолетними наблюдениями А. М. Кирхенштей-на установлено, что при дефиците витамина С меняется реактивность организма, снижается естественная невосприимчивость к инфекциям, нарушается выработка антител и ослабевает фагоцитарная активность лейкоцитов крови.

Поэтому очень важно установить физиологическую (оптимальную) потребность в витамине С растущего организма, являющегося чрезвычайно чувствительным ко всякого рода дефицитам в питании.

По литературным данным, для установления потребности в витамине С у детей школьного возраста применяют различные показатели. Bessey и White, Shelby, Storvick определяли ее на основании максимального содержания витамина С в плазме или крови. 3. JI. Даценко и Н. С. Железнякова, Г. А. Коновалова и И. В. Медведева, В. В. Брон-нер с соавторами, Koch, V. Roberts и L. Roberts, Harris выявляли 'С-витаминную потребность путем учета почечной экскреции.

А. А. Анисова с соавторами, С. Н. Мацко с соавторами, В. И. Горбунова для суждения об обеспеченности витамином С наряду с другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.