Научная статья на тему 'Вопросы гигиены в планировке жилых кварталов многоэтажного строительства в Москве'

Вопросы гигиены в планировке жилых кварталов многоэтажного строительства в Москве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
22
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы гигиены в планировке жилых кварталов многоэтажного строительства в Москве»

В. И. Федынский

Вопросы гигиены в планировке жилых кварталов многоэтажного строительства в Москве1

Из Института общец и коммунальной гигиены АМН СССР

Одним из важных вопросов реконструкции Москвы является вопрос о гигиеническом нормировании и рациональной организации кварталов, застраиваемых жилыми домами высотой в 7—14 этажей. Этот тип жилых кварталов будет значительно распространен на основных транспортных магистралях, на кольцевых проездах и на набережных столицы.

Институтом обшей и коммунальной гигиены АМН СССР проводилось изучение условий, связанных с особенностями застройки кварталов жилыми домами в 6 этажей и выше.

Изучение проводилось по методике, включавшей:

1) инструментальные наблюдения над вариантами микроклимата на территории жилых кварталов Москвы с 6—10-этажными зданиями и влияние микроклиматических особенностей на тепловое состояние человека (кожные температуры, пульс, дыхание, теплоощущение) и его общее самочувствие;

2) углубленное санитарное изучение организации территорий нескольких кварталов Москвы и условий жизни различных возрастных групп населения с анкетным опросом жителей;

3) анализ графиков инсоляции и затенения зданий и пространств между ними в условиях географической широты Москвы в разные сезоны года и при различных ориентациях фасадов по странам света и разных значениях разрывов ^ежду ними;

4) раэбор проектных схем застройки жилых кварталов домами высотой в 7— 13 этажей.

Комплексное изучение условий планировки и застройки кварталов многоэтажного строительства позволяет ныне сделать некоторые обобщения в отношении правильной организации территории такого квартала с точки зрения гигиенических требований.

Продолжительность освещенности солнцем зданий и внутри к в артальных пространств и их проветривание

Анализ конвертов теней на экспериментальных схемах застройки высотными домами, точно так же как и прямые наблюдения в кварталах, приводят к выводу о том, что в условиях географической широты Москвы разрыв между фасадами зданий, равный 2—2'/г высотам противолежащего более высокого здания, обеспечивает удовлетворительную длительность инсоляции зданий и свободных пространств между ними как по количеству часов в течение суток, так и по сезонным срокам—до 1'/г — 2 часов в зимнее время, за исключением широтной ориентации. Для

1 Печатается в порядке обсуждения. — Ред.

широтной ориентации жилых корпусов понадобилось бы увеличение величины разрыва между фасадами зданий до З'/г—4 высот, что позволяет удлинить сроки освещенности солнцем южных фасадов в переходные сезоны года. Сокращение разрыва между фасадами зданий до 1 '/г высот уменьшает время инсоляции зданий в зимнее время в условиях Москвы на величину от 1 до Л/г часов.

Проведенные наблюдения над ветровым режимом показали, что разрывы между фасадами зданий в 2'/г и более высоты и в 20 м между торцами зданий в достаточной степени обеспечивают проветривание кварталов. В одном из обследованных жилых кварталов, где процент застройки оказался равным 30, расстояние между фасадами зданий, расположенных осью по диагонали, составило всего лишь 3Д высоты здания, что сказалось на уменьшении числа часов инсоляции юго-вос-точного фасада в летнее время на 5 часов и в переходное'—на 2 часа в сутки по сравнению с кварталами с тем же расположением жилых домов, но с разрывами между зданиями в 2'Аг высоты.

Радиационный микроклимат в жилых кварталах многоэтажного строительства в его сопоставлении с тепловым состоянием организма человека

Сравнительный анализ радиационных характеристик жилых кварталов с 5—6-этажной и 9—10-этажной застройкой свидетельствует о том, что высота зданий, повидимому, не оказывает заметного влияния на радиационные условия отдельных элементов квартала — затененные участки, открытые инсолируемые площадки, отраженное излучение от поверхности стен, от почвы и т. п.

В общем закономерность в распределении тепла в жилом квартале с застройкой домами средней этажности, в зависимости от озеленения территории, наличия отражающих тепловую энергию вертикальных и горизонтальных поверхностей, сохраняет свое значение и для жилых кварталов с более повышенной этажностью зданий.

Уточненные данные по изучению отраженной радиации от стен зданий подтверждают ранее полученные результаты: влияние сильно нагретой стены (36—41°) распространяется на расстояние свыше 5 м от здания и сопровождается добавочной нагрузкой на терморегуляторный аппарат, вызывает повышение кожных температур, ощущение резкого дискомфорта у лиц, находящихся вблизи нагретых поверхностей.

Наблюдения в условиях переменной облачности, являвшейся характерной особенностью лета 1950 г., позволяют сделать заключение, что в тени густокронных деревьев (тополь, липа) тепловая радиация меньше, чем в тени ранее облучавшейся солнцем стены, и что теплоощущение у лиц, находящихся в полноценной тени древесной растительности, ближе к зоне комфортного самочувствия, чем у находящихся в тени, падающей от здания.

Тепловое излучение от нагретых солнцем горизонтальных поверхностей, как-то: неозелененной почвы, затоптанного грунта, асфальтированных дорожек и площадок, оказывает влияние на повышение радиационной температуры воздушных слоев, расположенных над этими поверхностями, и отягощает тепловое самочувствие человека. Величина перепада радиационных температур на уровнях 1,5 и 0,5 м над почвой может достигать 20° и выше.

Формирование благоприятных для человека радиационных условий в квартале в значительной степени зависит от выбора древесных и кустарниковых пород и их культивирования. Эффективность затенения

древесными породами, имеющими хорошо сформированную крону с нормально развившимися листьями, превышает на 30—40% эффект затенения от деревьев с редкой кроной, пропускающей солнечные лучи.

Варианты микроклимата в жилом квартале, определяемые в основном радиационными условиями, в значительной степени могут быть, сглажены целеустремленным озеленением. Последнее должно преследовать задачи смягчения радиационного режима в жаркое время года,, создавая очаги затенения древесно-кустарниковой растительностью на участках тихого и активного отдыха, на школьных и детских площадках,, на путях передвижения населения по кварталу. Частным мероприятием, направленным к созданию комфортных условий, является отнесение-тротуаров от стен зданий на расстояние не менее б м с затенением пешеходной дорожки и защитой стен, обращенных к южному горизонту, вьющимися растениями. Излучение от почвы на территории квартала смягчается широким применением, где только это возможно, хорошо содержимых газонов.

Организация территории жилого квартала

Высокая плотность населения, указанная в предлагаемых проектных схемах жилых кварталов многоэтажного строительства (720 человек на 1 га при 10 этажах; 995 человек на 1 га при 13 этажах) может привести к снижению площади озеленения территорий, обслуживающих все население.

В силу той же причины (повышенная плотность населения) организация территории кварталов — взаимное расположение площадок различного функционального назначения (физкультурные, детские, школьные и т. л.) —не вполне удовлетворительна. Как в проектных схемах планировки, так и на территории уже существующих кварталов взаимное размещение участков детских учреждений, физкультурных площадок, площадок для игр, мест тихого отдыха для взрослых и автостоянок проводится без достаточного учета особенностей режима и специфичности свойственных тому или другому планировочному элементу..

Значительная населенность укрупненных кварталов многоэтажного строительства обусловливает необходимость устройства большого числа детских учреждений даже при относительно ограниченном 30—40% охвате детей ясельного и дошкольного возраста. Это в свою очередь значительно суживает возможность постройки отдельных специальных зданий для указанных учреждений. Размещение их в жилых домах приводит к ряду организационных и санитарных недостатков.

Культурно-бытовое обслуживание не удовлетворяет всех нужд населения квартала как по набору объектов, так и в количественном и в качественном отношении: отсутствуют элементы общественного питания — столовые, кафе и т. п. Клубы в проектных схемах вообще отсутствуют, а в существующих кварталах представлены только в виде красных уголков при домоуправлениях. Как правило, в существующих кварталах нет физкультурных и других площадок, имеющих большое значение в гигиене физического развития детей и взрослого населения. В проектных же схемах физкультурные площадки преувеличены по сравнению с другими функциональными сторонами квартала, в частности, с озеленением. Едва ли устройство крупной физкультурной базы, включающей футбольное поле, при наличии в городе спортивных площадок межквартального и районного значения, вызывается потребностями сравнительно ограниченного коллектива. Во всяком случае футбольное поле, требующее выделения большой площади, должно быть исключено из числа спортивных площадок в жилом квартале. За счет сокращения площади физкультурной базы с 2,5 м2 на одного жи-

&

теля до 1,5 м2 может быть с большой пользой для всего населения квартала увеличена площадь зеленых насаждений.

Организация детских учреждений не на началах внутриквартального обслуживания детей, а по признаку общерайонной или ведомственной принадлежности противоречит принципу приближения этих учреждений к населению.

Общие принципы застройки жилых кварталов многоэтажными домами — периметральная, строчная и смешанная система застройки в общем согласуются с гигиеническими требованиями. Однако следует возражать против такого архитектурно-планировочного приема застройки квартала, при котором части квартала образуют замкнутые или полузамкнутые пространства, нередко с углами зданий, обращенными на северную половину горизонта. Анализ графиков конвертов теней от зданий, а также непосредственные наблюдения свидетельствуют о том, что такие углы даже в летнее время не освещаются солнцем, а боковые крылья здания с осями по меридиану ограничивают также в летнее время солнечное освещение фасада, ориентированного на север. В углах зданий наблюдается, кроме того, образование завихрений, являющихся источником запыления квартир, прилегающих к этим углам.

Наличие замкнутых (полузамкнутых) пространств в квартале, объясняемое, повидимому, желанием создать известную обособленность небольшого коллектива для достижения уюта и тишины, с точки зрения влияния на зрительные функции и на центральную нервную систему человека едва ли можно считать целесообразным. Открытый вид на озелененные внутриквартальные пространства дает отдых аккомодационной функции глаза, испытывающей в условиях городской обстановки значительное напряжение. Кроме того, следует считать ошибочным представление о том, что в условиях полузамкнутого высокими стенами зданий пространства можно добиться большей тишины. Наблюдения показывают, что громкость внутриквартальных шумов, вследствие отражения звуков от стен зданий, значительно возрастет, особенно в нижних этажах.

Немалое значение в создании необходимых гигиенических условий на территории кварталов многоэтажного строительства приобретает правильное решение вопроса о размещении автогаражных стоянок для машин индивидуального пользования. Благодаря росту благосостояния и зажиточности населения количество автомашин с каждым годом растет. Проведенное обследование кварталов показало, что размещение автогаражных стоянок производится случайно (вблизи жилых домов, детских учреждений и т. п.), нередко нарушая интересы населения квартала. Подобное размещение гаражей загрязняет помещения, в них проникают выхлопные газы, а также шум.

Из всего изложенного могут быть сделаны следующие выводы.

1. Плотность застройки жилых кварталов многоэтажного строительства в 20—22% может вполне обеспечить требуемые разрывы между фасадами и торцами зданий и, следовательно, необходимую инсоляцию и проветривание жилых домов и внутриквартальных пространств. Учитывая исключительно важное гигиеническое значение солнечного света, его благотворное влияние на тонус нервной системы человека, биологическое, бактерицидное, противорахитическое его действие, тепловое значение солнечных лучей в температурном режиме жилых и других помещений, следует установить разрыв между фасадами домов для умеренного климатического пояса, в частности, для Москвы не менее 2 высот противолежащего более высокого здания.

2. При застройке квартала многоэтажными жилыми домами необходимо учитывать следующие требования: доступность солнечного света для всех квартир, возможность обозрения из окон и с балконов озеле-

б

ненной центральной части квартала или полос насаждения, отделяющих линию застройки от городских проездов.

3. Для правильной организации территории по функциональному признаку, обеспечения всех культурно-бытовых учреждений квартала требуемыми участками и соблюдения минимальных гигиенических нормативов плотность населения в квартале не должна превышать 600—650 человек на 1 га при норме жилой площади на одного человека в 9 м2 и при высотности многоэтажного здания свыше 7 этажей.

4. Культурно-бытовые учреждения квартала должны в первую очередь удовлетворять нужды и потребности населения данного квартала.

5. При озеленении квартала следует использовать весь комплекс благотворного гигиенического влияния зеленых насаждений — на формирование микроклимата, в частности, радиационных условий, отвечающих требованиям комфорта; пылезащитные и пылеулавливающие, а также ветроломные свойства растительности; экранирующее ее действие, способствующее снижению уличных и внутриквартальных шумов; одорирующие, озоно- и ионообразующие свойства растительности; общее тонизирующее влияние на центральную нервную систему человека; зрительные впечатления от окраски, формы растительности; удовлетворение эстетических потребностей и соблюдение условий для тихого и активного отдыха и т. п. Для активного отдыха должны устраиваться физкультурные и игровые площадки для детей старшего возраста и для взрослых.

6. Размещение автогаражных стоянок для индивидуального транспорта не должно нарушать функциональной структуры квартала и вызывать ухудшение санитарных условий в жилых домах, на участках отдыха, на школьных и детских площадках.

Приводимые в статье нормативные данные являются результатом анализа материала по изучению жилых кварталов Москвы и могут быть использованы органами государственной санитарной инспекции при разработке санитарно-гигиенических норм для планировки городских жилых кварталов с застройкой зданиями повышенной этажности.

Соблюдение перечисленных основных принципов планировки жилых кварталов многоэтажного строительства поможет обеспечить гигиенические условия для проживания крупных коллективов в указанных кварталах.

# тйг #

Т. А. Николаева и А. С. Белицкий

К вопросу о профилактике флюороза и кариеса

В работах С. В. Моисеева 1 и др. указана отрицательная роль фтора, содержащегося в повышенных количествах в питьевой воде. Т. А. Николаевой 2 и Р. Д. Габович 3 проведено изучение пораженности флюорозом населения эндемических очагов, вследствие употребления воды с повышенным содержанием фтора.

Изучение действия фтора в отношении флюороза и кариеса имеет большое гигиеническое значение. Накопление данных о влиянии фтора на здоровье человека необходимо для определения предельной и оптимальной концентрации этого микроэлемента в питьевой воде. Это в свою

1 Моисеев С. В., Фтор в питьевых водах и его санитарное значение, Л., 1937.

2 Николаева Т. А., Очаг эндемического флюороза, Гигиена и санитария, № 7, 1949.

3 Габович Р. Д., Фтор в питьевых водах и пятнистая эмаль зубов, Гигиена и санитария, № 8, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.