Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАХЛОРАНИЛИНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАХЛОРАНИЛИНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
31
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL DATA ТО SUBSTANTIATE THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF METHACHLORANILIN IN WATER BODIES

In order to determine the maximum permissible concentration of methachloranilin in water bodies the author studied its effect on the organoleptic properties of water, the sanitary regime of water bodies and on the organism of warm-blooded animals under conditions of a chronic test. Methachloranilin produces a deteriorating effect on the organoleptic properties of water. Its threshold' value of smell is at a level of 1 mg/l. Methachloranilin at a concentration of 10 mg/l does not affect the sanitary regime of water bodies. Its maximum ineffective dose for warm-blooded animals amounts to 0,25 mg/kg (5 mg/l). Analysis of experimental findings shows the Emitting noxious index of .methachloranilin in water bodies to be its effect on the organoleptic properties of water. Its maximum permissible concentration may be recommended to be set at a level of 1 mg/l.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАХЛОРАНИЛИНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

проезжей части зеленью и расположенном на расстоянии 35 м от нее,— почти в 3 раза. Следовательно, ширина автомагистрали сама по себе представляет недостаточно эффективное защитное средство. Разрыв между проезжей частью и жилой застройкой подлежит обязательному озеленению. На внутримикрорайонной территории (точка № 3) концентрации окиси углерода выше допустимого уровня в 2 раза. Концентрация окислов азота вблизи транспортного потока и на тротуаре превышает допустимую в 2—5 раз.

Выводы

1. Между проезжей частью улицы и тротуаром должна создаваться плотная непросматриваемая полоса зеленых насаждений. Редкие посадки обладают незначительными газозащитными свойствами.

2. При одной и той же интенсивности движения транспорта в квартале с периметральной застройкой, угловой блокировкой домов и небольшими разрывами между ними воздух более загрязнен выхлопными газами автомобилей, чем воздух в квартале со строчной застройкой.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М. В. Определение атмосферных загрязнений. М., 1959.

Поступила 14/V 1966 г. '

THE RELATION OF THE ATMOSPHERIC POLLUTION WITH MOTOR EXHAUST CASES OF CARS TO THE LAY-OUT OF STREETS AND HOUSING BLOCKS

В. K. Baikov, Yu. G. Feldman

Investigations of atmospheric pollutions show that a thick impenetrable to light raw of green plantations 10 m wide and 4—6 m high, located in between the high way and the side-walk, has a three-fold gasprotecting effect as compared with a sparse raw of green plantations of the same width and height. At the same intensity of traffic in a block with houses arranged perimeterally, at an angle one to another and with a gap between buildings air pollution due to motor exhaust gases is much heavier than in a block with linear building arrangement.

УДК 613.32:661.717

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕТАХЛОРАНИЛИНА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

В. Б. Малькова

Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

В ряде отраслей промышленности, в том числе в производстве гербицидов, все большее применение находит метахлоранилин (МХА). МХА — прозрачная, темнеющая при стоянии жидкость (удельный вес 1,243) с сильным характерным запахом, кипящая при 230°; хорошо растворяется в эфире, бензоле, уксусной кислоте; растворимость в воде составляет 5 г/л (Н. Н. Ворожцов; Н. В. Лазарев).

В связи с возможным поступлением МХА в водоемы со сточными водами возникла необходимость гигиенического нормирования предельно допустимой концентрации его в таких водоемах. Экспериментальное исследование проведено по общепринятой методической схеме (С. Н. Чер-кинский). Наличие у МХА резкого специфического запаха потребовало в первую очередь установления пороговых концентраций этого вещества

6

f

по органолептическому признаку. Оказалось, что незначительные концентрации МХА придают воде специфический аромат, напоминающий запах нафталина, и вяжущий привкус. Пороговая концентрация вещества в воде по запаху находится на уровне 1 мг/л, по привкусу— 1,5—2 мг/л (по показаниям большинства испытуемых).

Определение стабильности МХА по изменению его запаха в водных растворах позволяет отнести его к сравнительно стойким веществам. Так, запах интенсивностью в 1 балл исчезает на 2—3-й сутки, а в 5 баллов— только на 30-е сутки. Опыты с использованием биологического теста (выживаемость дафний) также подтвердили высокую стабильность вещества в воде.

Для выявления возможного вредного воздействия МХА на процессы естественного самоочищения воды мы наблюдали динамику БПК и скорость минерализации органических веществ. В опытах были испытаны концентрации вещества 0,5, 1,5, 10 и 20 мг/л. Исследования показали, что МХА в концентрации 0,5, 1 и 5 мг/л не оказывает влияния на эти процессы, а концентрации 10 и 20 мг/л вызывают торможение БПК. Наблюдения над развитием и отмиранием водных сапрофитных бактерий показали, что МХА в концентрации 10 и 20 мг/л подавляет их жизнедеятельность.

При проведении санитарно-токсикологического эксперимента в острых, подострых и хронических опытах мы исходили из литературных данных об общетоксическом действии ароматических аминосоединений, к которым относится и МХА. Известно (Н. В. Лазарев, и др.), что ароматические аминосоединения обладают общетоксическим действием, проявляющимся в образовании метгемоглобина, развитии гемолитической анемии, поражении паренхиматозных органов и изменении функционального состояния центральной нервной системы.

При выборе методик в санитарно-токсикологическом эксперименте мы ориентировались на литературные данные о токсикодинамике ароматических аминосоединений.

В результате острых опытов с пероральным введением животным исследуемого вещества установлена ЬОбо для мышей на уровне 368±27 мг/кг, для крыс — 256±41 мг/кг (обработка данных пробит-ана-лиза Лейчфильта и Уилкоксона) и для морских свинок — на уровне 250 мг/кг (методом Дейхмана и Ле Бланка). В подострых опытах на 30 белых крысах в течение 30 дней изучено действие вещества при введении его в желудок в дозе '/б ЬОбо, что составляет 50 мг/кг.

Исследования позволили установить на 15-й день опыта влияние препарата на эритропоэз (подавление) и лейкопоэз (нейтрофильный лейкоцитоз), а также увеличение числа ретикулоцитов. Количество метгемоглобина на 3-й день опыта возросло до 31% (средние данные), затем произошло постепенное снижение его до исходного уровня (2%). Элект-рофоретическим определением белков (через 15 дней от начала опыта) было обнаружено уменьшение содержания альбуминов и увеличение концентрации у-глобулинов. Кроме того, в этот период выявлено снижение активности фермента холинэстеразы крови.

Отмечено волнообразное изменение показателя способности центральной нервной системы суммировать подпороговые импульсы — повышение его в начале и снижение в конце опыта. Через месяц после прекращения введения вещества все указанные изменения исчезли.

У части животных, убитых через 1 месяц с момента введения вещества, определение весовых коэффициентов показало достоверное увеличение размеров селезенки. Это подтверждает напряженность защитно-приспособительных реакций организма на процессы кроветворения в ответ на введение вещества.

Посмертными гистологическими и гистохимическими исследованиями были установлены дистрофические изменения печени и почек, которые сопровождались понижением содержания полисахаридов и рибонуклео-

протеидов. Гликоген в клетках печени найден в единичных случаях. В селезенке отмечено наличие железосодержащего пигмента.

Хронический санитарно-токсикологический эксперимент мы ставили на 3 группах крыс, которым ежедневно в течение 8 месяцев перорально вводили МХА по 0,25, 2,5 и 25 мг/кг в 1 % растворе крахмала; 4-я группа животных служила контролем. Дозы были выбраны с учетом действия вещества на органолептические свойства воды и общий санитарный режим водоема. Избранные для исследования тесты основывались на данных литературы и подострого опыта. В опыте было использовано 40 животных, по 10 крыс в группе.

Фон

1 2 3 4 5 6 7 Срони наблюдений (в месяцах)

Рис. 1. Содержание ретикулоцитов в крови экспериментальных животных в хроническом опыте. 1 — контроль; 2 — доза МХА 25 мг/кг; 3 — доза МХА 2,5 мг/кг; 4 — доза МХА 0,25 мг/кг.

17 16 15 /4 13 12 11 10 Я в 7 6 5 4 3

г 1 о

А / \ / \ / \

\

\

фон 1 10 30 60

90

—I—

150

210

270

Срони наблюдении ( В днях)

Рис. 2. Содержание метгемоглобина в крови экспериментальных животных в хроническом опыте.

I — контроль; 2 — доза МХА 25 мг/кг; 3 — доза МХА 2,5 мг/кг; 4 — доза МХА 0,25 мг/кг.

У животных, получавших МХА в дозеч25 мг/кг, снижалось количество гемоглобина (с 15,5±0,2 до 14,1 ±0,2 ед.) и эритроцитов (с 7 300 000± ± 200 000 до 6 600 000± 100 000), а также повышалось содержание ней-трофилов (с 19,2 до 28±3%). Уровень ретикулоцитов повысился с 10±1 до 19 ± 2 % о (рис. 1).

В 1-й же день введения МХА содержание метгемоглобина в крови подопытных животных составило 17%, на 10-й и 30-й день соответственно 16 и 6%. В дальнейшем метгемоглобин оказывался в тех же пределах, что и в контроле.

Анализ белковых фракций сыворотки крови (рис. 2) показал, что после затравки животных МХА произошло нарастание уровня у-глобу-линов и соответственное уменьшение содержания альбуминов.

Определяя способность центральной нервной системы суммировать подпороговые импульсы, мы нашли достоверное повышение возбудимости

V

'0. 9 8 \ 7 6

V

3

1 -О

I

1

через 7месяцев после введения мха

□ / Ш2

через месяц после прекращения введения мха

ЕЗ 3

центральной нервной системы у животных, получавших в течение 7 месяцев МХА в дозе 25 мг/кг. Через месяц после прекращения введения вещества указанные изменения не отмечались (рис. 3).

При исследовании активности холинэстеразы и каталазы сыворотки крови, а также определении показателя статистической работоспособности не получено данных, на основании которых можно было бы судить о влиянии изученных доз МХА на эти показатели.

В конце эксперимента посмертно у животных были определены весовые коэффициенты внутренних органов, содержание витамина С в надпочечниках и гликоген в печени. Оказалось, что концентрация витамина С в надпочечниках была несколько увеличена (390±20 мг% при 366± 13 мг% в контроле), при статистической обработке разница была недостоверной. Определение гликогена в печени выявило снижение его уровня (процент достоверности 99,3).

При вскрытии животных видимых изменений не обнаружено. Микроскопическими исследованиями отмечены изменения в печени и почках, жировая и зернистая дистрофии, сопровождавшиеся снижением содержания полисахаридов и рибонуклеопротеидов. Гликоген в клетках печени этих животных выявлялся в редких случаях. В ткани селезенки выявлено наличие глыбчатого или мелкозернистого пигмента буро-коричневого цвета, окрашивающегося на железо по Перлсу.

У животных, получавших МХА в дозе 2,5 мг/кг, обнаружилось лишь некоторое повышение возбудимости центральной нервной системы и незначительное снижение содержания гликогена в печени (процент достоверности 85,2). Это подтвердилось гистохимическими исследованиями, позволившими отметить также снижение гликогена в печени.

При введении животным МХА в дозе 0,25 мг/кг на протяжении всего эксперимента никаких изменений не было.

Обобщая результаты санитарно-токсикологического эксперимента, можно указать, что МХА следует отнести к веществам, не обладающим выраженным кумулятивным действием. Так, после суммарного введения его в количестве 3 среднесмертельных доз гибели животных не было, не отмечено также нарастания функциональных изменений по мере поступления МХА в организм. В хроническом эксперименте при дозе 25 мг/кг наиболее выраженные изменения наблюдались в первые недели интоксикации. В дальнейшем токсическое действие МХА ослабевало. Длительное введение вещества в дозе 25 мг/кг и отчасти в дозе 2,5 мг/кг вызывало лишь временные нарушения функционального состояния центральной нервной системы и печени.

Рис. 3. Влияние метахлоранилина на способность центральной нервной системы экспериментальных животных суммировать подпоро-говые импульсы (средние данные с доверительными границами). I — контроль; 2 — доза МХА 25 мг/кг; 3 — доза МХА 2,5 мг/кг; 4 — доза МХА 0,25 мг/кг.

Выводы

1. Метахлоранилин (МХА) оказывает неблагоприятное влияние на органолептические свойства воды, придавая ей специфический аромат. Порог восприятия запаха установлен на уровне 1 мг/л. МХА в концентрации, не превышающей 10 мг/л, не оказывает влияния на санитарный режим водоемов.

2. Максимально недействующей дозой МХА на организм в условиях хронического санитарно-токсикологического эксперимента следует считать 0,25 мг/кг, что в пересчете составляет 5 мг/л.

3. Анализ экспериментальных данных позволяет считать лимитирующим признаком вредности МХА в водоемах органолептический (запах). В качестве предельно допустимой может быть рекомендована концентрация вещества на уровне 1 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Ворожцов Н. Н. Основы синтеза промежуточных продуктов и красителей. М.—Л., 1950. — Лазарев Н. В. (ред.) Химически вредные вещества в промышленности. Л.—М., 1951. — Ч ер ки некий С. Н. (ред.) Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, в. 1, с. 52.

Поступила 17/1 1966 г.

EXPERIMENTAL DATA TO SUBSTANTIATE THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF METHACHLORANILIN IN WATER BODIES

V. B. Malkova

In order to determine the maximum permissible concentration of methachloranilin in water bodies the author studied its effect on the organoleptic properties of water, the sanitary regime of water bodies and on the organism of warm-blooded animals under conditions of a chronic test. Methachloranilin produces a deteriorating effect on the organoleptic properties of water. Its threshold' value of smell is at a level of 1 mg/1. Methachloranilin at a concentration of 10 mg/1 does not affect the sanitary regime of water bodies. Its maximum ineffective dose for warm-blooded animals amounts to 0,25 mg/kg (5 mg/1). Analysis of experimental findings shows the limitting noxious index of, methachloranilin in water bodies to be its effect on the organoleptic properties of water. Its maximum permissible concentration may be recommended to be set at a level of 1 mg/1.

УДК 613.165.6:628.9

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ

Ю. И. Мохов

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В последние годы ультрафиолетовые лучи широко применяют как оздоровительный фактор. Для профилактики все чаще используют длинноволновую часть ультрафиолетового спектра от 280 до 400 нм путем обогащения светового потока искусственного освещения ультрафиолетовым компонентом. Искусственное профилактическое облучение длинноволновой ультрафиолетовой радиацией введено в обязательном порядке в ряде производств и в первую очередь в безоконных и бесфонарных цехах, а также в детских учреждениях Севера для компенсации ультрафиолетовой недостаточности. Для гигиенической оценки разработанных доз и физических параметров излучения необходимо быть убежденным не только в их полезности, но и в абсолютной безвредности для организма в целом, в частности, для органа зрения с целью выявления отдаленных последствий, особенно при длительном и систематическом использовании ультрафиолетового излучения в световом потоке искусственного освещения. Это требует тщательной проверки в экспериментальных условиях влияния искусственного ультрафиолетового излучения в рекомендуемых дозах на орган зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.