Научная статья на тему 'О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЙОНЕ СКЛАДОВ ЯДОХИМИКАТОВ'

О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЙОНЕ СКЛАДОВ ЯДОХИМИКАТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЙОНЕ СКЛАДОВ ЯДОХИМИКАТОВ»

5 км от источников загрязнения концентрации углеводороров составили 15,1—16,1 8,2 мг/м3, альфаметилстирола —0,08—0,006 мг/м3, формальдегида — 0,02—0,03 мг/м3 и хрома— 0,01—0,0079 мг/м3. Необходимо указать, что высокие максимально разовые концентрации этих веществ обнаружены при небольшом ветре: углеводородов 17,1 мг/м3, альфаметилстирола 0,08 мг/м3, формальдегида 0,03 мг/м3, хрома 0,01 мг/м3. В радиусе 1,5 км от источника загрязнений углеводороды выявлены в концентрациях 5,8—3,8 мг/м3, альфаметилстирол — 0,01 мг/м3 и хром—0,0079 мг/м3; были найдены следы формальдегида.

Таким образом, в зоне 500—1500 м создается концентрация веществ, превышающая допустимые максимально разовые для атмосферного воздуха.

Выброс вредных продуктов производства синтетического каучука в атмосферу может быть уменьшен при дальнейшем усовершенствовании технологического процесса и оборудования, улучшении герметизации и повышении культуры эксплуатации оборудования. Необходимо также осуществить утилизацию выбрасываемых из цехов вредностей специальными очистными устройствами (альфаметилстирол очищать смолой полиалкилбензолов и др.), направляя газы на факельные установки для сжигания, производить выброс газов в атмосферу на высоте не-менее 75 м.

Поступила 17/IX 1965 г.

УДК 614.762:632.95

О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В РАЙОНЕ СКЛАДОВ ЯДОХИМИКАТОВ

Канд. мед. наук В. А. Кононова Приволжская дорожная санэпидстанция, Саратов

Эксплуатация новых производственных сооружений на селе и применение ядохимикатов для обработки полей и садов связаны с опасностью загрязнения атмосферного воздуха и почвы поселков, а это в свою очередь может оказать отрицательное влияние на здоровье сельских жителей.

Мы поставили своей задачей установить, происходит ли загрязнение атмосферного воздуха в районе размещения складов ядохимикатов и как это сказывается на самочувствии, санитарно-бытовых условиях жизни и здоровье населения, проживающего около складов ядохимикатов. Для этого по специально составленной программе проведено обследование складов ядохимикатов Татищевского, Озинского, Аркадакского и Вольского отделений «Сельхозтехники» (Саратовская область). Кроме того, опрошено 186 человек, проживающих на различном расстоянии от этих складов.

Склады в Озинках и Вольске были построены по типовому проекту № 15-110-2, а Татищевский и Аркадакский размещались в приспособленных помещениях. На Вольском складе, вокруг которого исследовали атмосферный воздух, находилось 28 т ртуть-органических ядохимикатов, около 100 т хлорорганических (гексахлоран и ДДТ) и 670 т фосфорорганических (тиофос, метафос и др.).

Фосфорорганические и хлорорганические ядохимикаты хранились в бумажной таре. Часть бумажных мешков неизбежно была порвана и полы во всех складах оказались загрязненными порошком ядохимикатов.

Население, проживающее вблизи складов (100 м), предъявляло много жалоб на неприятный запах, доносившийся из складских помещений. Запах, по мнению большинства опрошенных, усиливался после дождя и когда ветер дул со стороны склада. Некоторые жители вынуждены закрывать окна и форточки, чтобы не допустить проникновения неприятного запаха в квартиры, избежать головной боли. Вместе с тем некоторые опрошенные жаловались на раздражение горла и слизистой оболочки глаз, а иногда и тошноту. Домаишяя птица (куры и гуси), принадлежавшая жителям близко расположенных от скл^Злз домов, проникали на территорию, где хранятся ядохимикаты, и, склевывая загрязненную ими траву, нередко погибала.

Со стороны населения, проживающего на расстоянии 200 м от складов, жалоб было меньше, а на расстоянии 300 м вообще не было.

Для определения присутствия ядохимикатов в атмосферном воздухе около складов было отобрано и исследовано 156 проб его, в том числе 30 проб для исследования ртутьорганических соединений, 48 проб для исследования фосфорорганических соединений и 28 проб для исследования хлорорганических примесей. Определение ртуть-органических соединений с последующим пересчетом на этилмеркурхлорид проведено по методу М. В. Алексеевой, основанному на разрушении этилмеркурхлорида йодом, а определение фосфорорганических соединений с последующим пересчетом на тиофос или метафос по методу М. А. Троценко, основанному на разрушении тиофоса и метафоса серной кислотой с образованием пара-нитрофенолята. Содержание фосфор- и ртутьор-

ганических соединений в атмосфере показано в таблице. Хлорорганических примесей в воздухе не обнаружено.

Как видно из таблицы, фосфорорганические соединения определялись в зоне до 100 м от склада, причем концентрация их была на уровне предельно допустимой для производственных помещений или даже превышала ее (0,3—0,05 мг/м3). Ртутьоргани-ческие соединения определялись в зоне до 300 м от склада, причем с увеличением расстояния содержание их в воздухе снижалось. Выявленные концентрации были намного меньше предельно допустимых для производственных помещений. Однако сам факт присутствия в атмосферном воздухе около складов примесей ртутьорганических соединений должен вызывать серьезные опасения.

Содержание ядохимикатов (в 3) в атмосферном воздухе

Группа Расстояние от склада (в м)

ядохимикатов 50 100 200 300

400

Фосфороргани-

ческие .... 0,3-0,1 0,25—0,05 0 0 0

Ртутьорганичес-

кие....... 0,001—0,0005 0,002—0,0005 0,001—0,0005 0,0005—0,0004 0

Эксплуатация новых складов ядохимикатов может быть разрешена только после внутренней отделки зданий, оборудования бытовых помещений и расфасовочной, устройства вентиляции. Во избежание случаев отравления среди местного нареления склады ядохимикатов должны иметь ограду, закрываться на замки и охраняться.

Поступила 29/У11 1965 г.

УДК 614.86:656.13]:615.712-099

О ДВУХ СЛУЧАЯХ ОТРАВЛЕНИЯ УГАРНЫМ ГАЗОМ В АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВАХ

Д. И. Чичикало, И. А. Беневельский, И. А. Минский Черкасская областная санэпидстанция

Упоминание о случаях отравления угарным газом в кузовах автомобилей, встречающееся в гигиенической литературе, относится к началу 30-х годов, когда автотранспорт не был похож на современный. Тем больший интерес представляют 2 случая интоксикации угарным газом на автотранспорте, которые нам довелось расследовать на протяжении 1964 г. Первый из них произошел в автомобиле УАЗ-450, принадлежащем колхозу им. Памяти Ленина Чигиринского района. Автомобиль сделал 70-километровый пробег. По приезде на место шофер обнаружил, что все пять пассажиров, которых он вез, находятся в бессознательном состоянии. Той же машиной они немедленно были доставлены в районную больницу, где им оказали медицинскую помощь. Одного из пассажиров спасти не удалось. Остальные получили тяжелое отравление.

Другой случай с двумя смертельными исходами произошел в кузове-фургоне автомобиля ГАЗ-51, принадлежащего одному из строительных управлений. В пути автомобиль взял около 1,5 т картофеля и 7 пассажиров, сопровождавших этот груз. После 50-километрового пробега шофер, как и в первом случае, обнаружил, что все пассажиры лежат на картофеле в бессознательном состоянии. Была вызвана скорая помэщь, которая отправила их в больницу. Пятерых человек удалось спасти, а 2 получили смертельное отравление.

На следующий день нами были воспроизведены приближенные условия пробега с одновременным лабораторным исследованием воздуха в кузовах автомобилей. Отобрано по 6 проб воздуха: до запуска двигателя и во время пробега автомобилей. До запуска двигателей (контрольные пробы) угарного газа в кузовах автомобилей не обнаружено Во время пробега автомобиля УАЗ-45 содержание угарного газа в кузове составляло 0,05—0,6 мг/л, а в кузове автомобиля ГАЗ-51—0,6—1 мг/л. Таким образом, стало ясно, что причиной отравления явился угарный газ. Это подтверждено также при судебно-медицинской экспертизе умерших.

Выясняя причины попадания угарного газа в кузова автомобилей, мы совместно с техническими работниками нашли, что выхлопы его проникали туда следующим образом При движении автомобиля отопление и вентиляция кузова были выключены, боковые стекла закрыты; установлено нарушение крепления выхлопной трубы; у места

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.