ганических соединений в атмосфере показано в таблице. Хлорорганических примесей в воздухе не обнаружено.
Как видно из таблицы, фосфорорганические соединения определялись в зоне до 100 м от склада, причем концентрация их была на уровне предельно допустимой для производственных помещений или даже превышала ее (0,3—0,05 мг/м3). Ртутьоргани-ческие соединения определялись в зоне до 300 м от склада, причем с увеличением расстояния содержание их в воздухе снижалось. Выявленные концентрации были намного меньше предельно допустимых для производственных помещений. Однако сам факт присутствия в атмосферном воздухе около складов примесей ртутьорганических соединений должен вызывать серьезные опасения.
Содержание ядохимикатов (в 3) в атмосферном воздухе
Группа Расстояние от склада (в м)
ядохимикатов 50 100 200 300
400
Фосфороргани-
ческие .... 0,3-0,1 0,25—0,05 0 0 0
Ртутьорганичес-
кие....... 0,001—0,0005 0,002—0,0005 0,001—0,0005 0,0005—0,0004 0
Эксплуатация новых складов ядохимикатов может быть разрешена только после внутренней отделки зданий, оборудования бытовых помещений и расфасовочной, устройства вентиляции. Во избежание случаев отравления среди местного нареления склады ядохимикатов должны иметь ограду, закрываться на замки и охраняться.
Поступила 29/У11 1965 г.
УДК 614.86:656.13]:615.712-099
О ДВУХ СЛУЧАЯХ ОТРАВЛЕНИЯ УГАРНЫМ ГАЗОМ В АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВАХ
Д. И. Чичикало, И. А. Беневельский, И. А. Минский Черкасская областная санэпидстанция
Упоминание о случаях отравления угарным газом в кузовах автомобилей, встречающееся в гигиенической литературе, относится к началу 30-х годов, когда автотранспорт не был похож на современный. Тем больший интерес представляют 2 случая интоксикации угарным газом на автотранспорте, которые нам довелось расследовать на протяжении 1964 г. Первый из них произошел в автомобиле УАЗ-450, принадлежащем колхозу им. Памяти Ленина Чигиринского района. Автомобиль сделал 70-километровый пробег. По приезде на место шофер обнаружил, что все пять пассажиров, которых он вез, находятся в бессознательном состоянии. Той же машиной они немедленно были доставлены в районную больницу, где им оказали медицинскую помощь. Одного из пассажиров спасти не удалось. Остальные получили тяжелое отравление.
Другой случай с двумя смертельными исходами произошел в кузове-фургоне автомобиля ГАЗ-51, принадлежащего одному из строительных управлений. В пути автомобиль взял около 1,5 т картофеля и 7 пассажиров, сопровождавших этот груз. После 50-километрового пробега шофер, как и в первом случае, обнаружил, что все пассажиры лежат на картофеле в бессознательном состоянии. Была вызвана скорая помэщь, которая отправила их в больницу. Пятерых человек удалось спасти, а 2 получили смертельное отравление.
На следующий день нами были воспроизведены приближенные условия пробега с одновременным лабораторным исследованием воздуха в кузовах автомобилей. Отобрано по 6 проб воздуха: до запуска двигателя и во время пробега автомобилей. До запуска двигателей (контрольные пробы) угарного газа в кузовах автомобилей не обнаружено Во время пробега автомобиля УАЗ-45 содержание угарного газа в кузове составляло 0,05—0,6 мг/л, а в кузове автомобиля ГАЗ-51—0,6—1 мг/л. Таким образом, стало ясно, что причиной отравления явился угарный газ. Это подтверждено также при судебно-медицинской экспертизе умерших.
Выясняя причины попадания угарного газа в кузова автомобилей, мы совместно с техническими работниками нашли, что выхлопы его проникали туда следующим образом При движении автомобиля отопление и вентиляция кузова были выключены, боковые стекла закрыты; установлено нарушение крепления выхлопной трубы; у места
укладки откидной подножки обнаружены отверстия. При движении автомобиля в кузове создавался вакуум из-за щелей и неплотностей в боковых и верхней части его. Выхлопные газы, завихряясь, заполняли создавшийся вакуум через отверстия укладки откидной подножки и через неплотно закрытую заднюю дверь.
Кузов-фургон автомобиля ГАЗ-51 также не был приспособлен для перевозки пассажиров. Как и в первом случае, выхлопные газы поступали туда в результате вакуума, создавшегося при движении автомобиля, через щель приоткрытой задней двери и отверстия для стремянок, имевшиеся в полу кузова.
Описанные случаи указывают на необходимость строгого соблюдения водителями автотранспорта правил перевозки пассажиров, постоянного наблюдения за технической исправностью машин и санитарного просвещения среди работников автотранспорта.
Поступила 13/1 1965 г.
V
УДК 628.163:[614.484:615.777.11
0 НЕПРЕРЫВНОМ ХЛОРИРОВАНИИ МЕСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ В г. РОВНО
Г. И. Погребняк, Н. И. Борт
Ровенская городская санэпидстанция
С 1965 г. городская санэпидстанция начала осуществлять экспериментальное хлорирование воды шахтных колодцев с помощью полых цилиндрических сосудов — дренажных труб, которые изготовляются в городе в массовом количестве. Используются трубы с внутренним диаметром 50 и 75 мм и наружным диаметром 70 и 100 мм. Высота обеих труб равняется 340 мм. Не изменяя технологического процесса, работники завода . к этим трубам перед их обжигом из того же материала делают донышки толщиной, равной стенке трубы. После обжига получаются полые цилиндрические сосуды, которые применяются как дозирующие патроны для непрерывного обеззараживания воды. Патроны меньшего диаметра вмещают в среднем 480 г хлорной извести, а патроны большего диаметра — в среднем 1180 г.
В патроны закладывается хлорная известь с содержанием не менее 25% активного хлора. Отверстие патрона закрывают кусочком полихлорвинилового материала и туго закрепляют резиновым кольцом.
Перед установкой патронов определяют коли-титр в воде. Следует указать, что все колодцы города достаточно благоустроены: шахты сделаны из бетонных колец, имеют деревянные навесы и общественные ведра. Колодцы питает первый от поверхности земли горизонт грунтовых вод. Глубина колодцев от 12 до 30 м, объем воды в них составляет в среднем 4 м3, суточный разбор воды равняется примерно 1 м3.
Для непрерывного обеззараживания воды были выбраны колодцы с коли-титром, равным 4. В первую опытную партию из 10 колодцев установлены патроны на проволочной подвеске вдоль стенки шахты с таким расчетом, чтобы патрон находился на глубине примерно 1 м от поверхности воды. Результаты исследования воды до и после хлорирования приведены в таблице.
Вторую опытную партию составили колодцы с коли-титром, равным 4, за исключением колодца, где коли-титр составил 0,4. В 9 колодцев поместили патроны меньшего диаметра, а в 1—патрон большего диаметра. Во время второго опыта в отличие от первого все патроны поместили на дно колодцев. Исследование воды этих колодцев на 5—6-й день дало положительные результаты; в дальнейшем она характеризовалась умеренным содержанием остаточного хлора и хорошим бактериологическими показателями на протяжении 2'/г месяцев.
Положительный опыт обеззараживания воды в шахтных колодцах с помощью дозирующих патронов позволил перейти к повсеместному применению нового метода во всех колодцах города.
В дальнейшем мы продолжили опыты с использованием дозирующих патронов еще больших диаметров для постоянного хлорирования воды на ведомственных водопроводах. Такая работа проводится на 2 водопроводах.
Патроны большого диаметра изготовлены из того же самого материала, который использовался раньше, но без добавления каких-нибудь примесей перед обжигом. Количество закладываемой хлорной извести брали из расчета 1 мг активного хлора на
1 л воды в водонапорном баке. На водопроводе № 1 установлено 3 патрона, а на водопроводе № 2 — 8 патронов. Все патроны подвешены на 1,5 м ниже верхнего уровня воды водонапорного бака.
Установка патронов на водопроводе № 1 (коли-титр воды равен 4) не дала положительных результатов; по истечении 30 дней опыт был прекращен. На водопроводе № 2 (коли-титр равен 91) получены положительные результаты.