исследования показали необходимость увеличить продолжительность перерыва между учебным и производственным процессами до 2 часов.
3. При анализе исследуемых физиологических показателей в разные дни недели выявлено значительное ухудшение их к концу недели, особенно начиная с 4-го дня.
Организация дополнительного выходного дня в 4-й день недели значительно уменьшает явления общего утомления подростков к концу недели. Следовательно, установленный законом дополнительный выходной день в течение недели следует организовывать для работающих подростков, обучающихся в трехдневной сменной школе рабочей молодежи, в 4-й день недели.
4. Таким образом, наилучшим режимом обучения для учащихся трехдневной сменной школы рабочей молодежи можно считать осуществление производственной работы в утреннюю смену с последующим проведением учебных занятий в школе, организацией двухчасового перерыва между учебным и производственным процессами и использованием предусмотренного законом дополнительного выходного дня во вторую половину недели.
Поступила 27/УШ 1963 г.
HYGIENIC ISSUES ARISING FROM THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR UNDERGRADUATES AT YOUNG WORKES' SHIFT SCHOOLS
N. M. Koroleva
«
The proper organization of the educational system for the undergraduates at young workers' schools in combination with their working activities is an important task when hygienically wieved. The object of the present work was hygienic substantiation of the educational regime of the undergraduates at young workers shift schools. The investigations were carried out at a Moscow shift school where the undergraduates had their classes three times a week and worked 6 hours at a sewing mill as sewing-machine operators. The author studied two varieties of the most common school regimes: 1. Working at the mill in the morning shift and studying at school in the afternoon; 2. Studying at school in the morning and working at the mill in the afternoon shift. The following physiological tests were applied: for the latent period of oculo-motor reaction, the work efficiency, the visual acuity and the chromatic vision stability.
The investigation results obtained showed that the best school regime for the undergraduates, studying 3 days a week at young workers' shift schools, was provided when they worked in the morning shift and studied in the afternoon; when there was a two hour interval in between the work and the studies; when an extra day-off was granted on the fourth day of the week.
УДК 371.711 : 371.52
О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПРОПУСКАХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В ШКОЛАХ
% • *
Канд. мед. наук Г. И. Яковенко
Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев
В последние годы все больше внимания привлекает изучение пропусков уроков школьниками и их причин в связи с заболеваемостью (Nisbet, Salzer, Lindsay). Этот вопрос был предметом исследования и в прежние годы (А. Я. Гуткин, Е. X. Ганюшина). В настоящее время этот метод применяют также при изучении воздействия на детей различных факторов внешней среды (О. И. Дедабришвили, Г. В. Колчина, Э. Я. Валдре, Salzer и др.). \
В отличие от изучения общей заболеваемости детей школьного возраста этот метод позволяет получить наиболее конкретный материал
о состоянии здоровья и заболеваемости каждого ученика. Такие данные постоянно необходимы школьному врачу, так как в зависимости от частоты и причин пропусков уроков как с его стороны, так и со стороны педагогов требуется индивидуальный подход к каждому ученику.
Мы учитывали данные о пропусках уроков каждым учеником на протяжении учебного года по классным журналам. Затем устанавливали причины пропусков по врачебным справкам, с которыми дети приходят в школу после болезни, а также дополнительно по амбулаторной карте больного в детской поликлинике и по журналу регистрации больных в детском отделении больницы. Таким образом, мы шолучали возможность учесть динамику пропусков учебных занятий в школе каждым учеником в течение учебного года.
Исследования проводили 2 учебных года (1959/60 и 1960/61) и охватили 5355 учащихся киевских школ. Аналогичные данные были получены в отношении 1303 сельских школьников.
Разработка и анализ полученных данных позволили осветить ранее не изученные вопросы о частоте и кратности пропусков уроков школьниками, их сезонности в течение учебного года, а также установить структуру болезненности детей школьного возраста по нозологическим единицам.
Частота и кратность пропусков уроков школьниками в течение учебного года в значительной степени связаны с состоянием здоровья изучаемой группы детей. Есть основания считать, что частые пропуски уроков в школе можно расценивать как нераспознанные случаи болезненного состояния ребенка, что нередко приводит в дальнейшем к серьезной патологии. Мы смогли, например, выделить случаи, когда частые пропуски уроков школьниками предшествовали таким заболеваниям, как ревматизм, холецистит и др.
В связи со сказанным выше полученные данные о частоте и кратности пропусков уроков школьниками мы считали возможным рассматривать в качестве косвенного показателя болезненности определенной группы детей школьного возраста в течение учебного года. Это тем более правильно, что состояние здоровья детского коллектива можно оценивать не только на основании показателей заболеваемости, но и по удельному весу числа лиц, оставшихся здоровыми в течение рассматриваемого периода.
На целесообразность выявления в коллективе совсем не болевших и вычисления так называемого индекса здоровья указывают многие исследователи (С. А. Томилин; Р. П. Левитина; Э. И. Дейчман; Р. И. Сифман и др.).
При разработке полученных нами данных оказалось, что в течение учебного года только 18,6—29,9% учеников 1—7-х классов школ Киева не болели ни разу. Одновременно установили, что в сельских школах число детей, не болевших в течение учебного года, достигает в 1-х классах 58,8%- Наименьший индекс здоровья среди учеников сельских школ определен для 7-х классов (28,1%).
Среди городских школьников больше всего учеников болело по 2—3 раза на протяжении учебного года. Средняя продолжительность пропусков у них составляла от 4,8 до 11,4 дня. В сельских школах наибольшее число учеников болело по 1—2 раза в течение учебного года со средней продолжительностью 2,4—7,7 дня.
Особую тревогу вызывают так называемые часто болеющие школьники, несмотря на относительно незначительный удельный вес этого контингента. По нашим данным, от 7,36 до 12,1% учащихся 1—7-х классов в Киеве пропускали уроки в течение учебного года по 6 раз и более. В сельских школах такие ученики были выявлены в 1,14—6,67%
случаев. Все они были взяты под особое наблюдение врача в каждой
школе, что позволило выявить среди них детей с тяжелыми хроническими заболеваниями. -
Изучение сезонности пропусков уроков школьниками заслуживает внимания также и потому, что оно позволяет выявить тот период учебного года, когда у школьников регистрируется наиболее частая и длительная заболеваемость, и соответственно для разработки конкретных оздоровительных мероприятий в связи с этим.
Данные распределения пропусков уроков по месяцам года школьниками Киева за 1960/61 учебный год представлены на рисунке. Одновременно на том же рисунке даны среднемесячные температуры наружного воздуха.
Как видно из рисунка, сезонность пропусков уроков школьниками выражается в постепенном повышении или в почти равномерном распределении числа пропущенных учениками дней в школе на протяжении первого полугодия учебного года (от сентября до января) с резким увеличением в самое холодное время года (февраль) и дальнейшим постепенным уменьшением числа пропущенных дней к концу учебного года.
Основными группами болезней, оказывающими влияние на уровень заболеваемости городских школьников и связанные с этим пропуски уроков, являются простудные заболевания. В то же время удельный вес этих заболеваний у сельских школьников незначителен и в холодное время года у них не отмечается сколько-нибудь значительного роста пропусков уроков в школе.
Резкий подъем числа пропущенных дней у городских школьников, в самое холодное время года свидетельствует о неблагоприятном влиянии этого фактора на состояние здоровья детей и о недостаточно развитых защитных механизмах организма по отношению к охлаждению. Это указывает на имеющиеся возможности усилить борьбу за снижение заболеваемости в школьном возрасте путем планомерных мероприятий по улучшению гигиенических условий обучения, а также путем внедрения рациональных методов физического воспитания, закаливания, повышения общей иммунологической реактивности и укрепления здоровья детей в целом.
Таким образом, работа школьного врача по учету пропусков уроков школьниками и их причин может служить эффективным вспомогательным методом по установлению частоты заболеваний каждым учеником в течение учебного года для разработки соответствующих оздоровительных мероприятий в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Валдре Э. Я. Тезисы докл. 4-й конференции Таллинск. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1962, стр. 89. — Ганюшина Е. X. В кн.: Вопросы профилактики острых детских инфекций. М—Л., 1935, стр 100. — Г уткин А. Я. Сов. врач, газета, 1932, № 19—20, стр. 1148. — Д е д а б р и ш в и л и О. И. Гиг. и сан., 1959, № 2, стр. 40. — Дейчман Э. И. Сов. здравоохр., 1953, № 4, стр. 21.—Колчи-
а б
Сезонность пропусков уроков учащимися школ Киева.
По оси абсцисс — месяцы года; по оси ординат: а — температура наружного воздуха (в градусах); б — количество пропусков (в %). /—количество пропусков (в %) • к общему числу пропусков; 2 — температура наружного воздуха.
на Г. В. Гиг. и сан., 1962, № 1, стр. 95. — Л е в и т и н а Р. П. Вопр. педиат., мат. и млад., 1940, т. 12, № 5, стр. 255. — С и ф м а н Р. И. Статистика здоровья и медицинского обслуживания детей. М., 1960. — Т о м и л и н С. А. Сов. врач, газета, 1935, Л<ь 18, стр. 1471.—Lindsay Е. М., J. Sch. Hlth, 1962, v. 32, p. 50.—N i s b e t B. R., Med. Off., 1956, v. 96, p. 61. —Salzer A., Z. arztl. Fortbild., 1961, Bd. 55, S. 573.— idem, Ibid., 1962, Bd. 56, S. 223.
Поступила 23/VII 1963 r.
CONCERNING MORBIDITY AND NONATTENDANCE AT SCHOOLS
G. I. Yakovenko
The author dealth with data on the nonattendance of scholchildren in the course of the schoolvear, and then ascertained the causes from medical certificates, out-patient cards and from patient-registers of hospitals for children. Processing and analysis of the data enabled the author to elucidate so far inadequately studied problems concerning the frequency of nonattendance and the number of missed lessons per one pupil, its seasonal distribution, as well as to establish the morbidity of the school-age children according to nosologic classification.
The research has demonstrated' that the registration of nonattendance causes is an effectie auxilliary means in the activities of a school physician in ascertaining the disease incidence for each pupil in the course of the schoolvear with a view to drawing up a programme of sanitary measures.
УДК 616.1 : 312.2] : 613.13
СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ СМЕРТНОСТИ ОТ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ
Доц. В. А. Нестеров
Кафедра организации здравоохранения Кубанского медицинского института, Краснодар
Уровень заболеваемости и смертности подвержен значительным колебаниям в зависимости от времени года. Наибольшее число умерших приходится на зимние и весенние месяцы, наименьшее — на летние и осенние. Естественно, что изучение сезонности в смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, занимающих первое место среди причин смерти населения, может дать органам здравоохранения заслуживающие внимания материалы. По врачебным свидетельствам о смерти были изучены сезонные колебания смертности в городах и станицах Краснодарского края за 1955—1960 гг., «причем рассчитывали не только процентное распределение случаев смерти по месяцам и временам года, но применяли и более точную методику. По последней определяли среднедневное число случаев в каждом месяце, эти числа затем оценивали в процентах (за 100% принимали среднедневное число случаев в году).
Распределение всех случаев смерти за исследуемый период по временам года в городах края показало, что наибольшее число случаев
смерти приходится на весну (25,9%), наименьшее — на лето (23,2%), осенью (25,4%) и зимой (25,3%) оно было одинаковым. Подобная закономерность не распространяется на все причины смерти.
Сезонный характер колебаний уровня общей смертности в основном определяется болезнями органов кровообращения, дыхания и нервной системы, ревматизмом и инфекционными болезнями. Болезни органов пищеварения и травмы обнаруживают противоположную тенденцию: увеличение уровня смертности в летнее и осеннее время года. На сезонность смертности от травм заметно влияют изменения в жизни населения, происходящие летом и связанные с летним отдыхом, путешествиями, купанием и т. д., на смертность от болезней органов пищеварения— большая вероятность заражения возбудителями кишечных инфек-