Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СМЕННЫХ ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СМЕННЫХ ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ISSUES ARISING FROM THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR UNDERGRADUATES AT YOUNG WORKES’ SHIFT SCHOOLS

The proper organization of the educational system for the undergraduates at young workers’ schools in combination with their working activities is an important task when hygienically wieved. The object of the present work was hygienic substantiation of the educational regime of the undergraduates at young workers shift schools. The investigations were carried out at a Moscow shift school where the undergraduates had their classes three times a week and worked 6 hours at a sewing mill as sewing-machine operators. The author studied two varieties of the most common school regimes: 1. Working at the mill in the morning shift and studying at school in the afternoon; 2. Studying at school in the morning and working at the mill in the afternoon shift. The following physiological tests were applied: for the latent period of oculo-motor reaction, the work efficiency, the visual acuity and the chromatic vision stability; The investigation results obtained showed that the best school regime for the undergraduates, studying 3 days a week at young workers’ shift schools, was provided when they worked in the morning shift and studied in the afternoon; when there was a two hour interval in between the work and the studies; when an extra day-off was granted on the fourth day of the week.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СМЕННЫХ ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ »

• УДК 373 : [371.78 : 613.96 : 613.6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СМЕННЫХ ШКОЛАХ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ

Н. М. Королева

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В настоящее время в связи с перестройкой народного образования большое значение приобретают школы рабочей молодежи. В них завершают среднее образование юноши и девушки, окончившие восьмилетнюю школу и начавшие трудовую деятельность в различных отраслях народного хозяйства. Правильная организация режима обучения таких учащихся в сочетании с их трудовой деятельностью является одной из важных гигиенических задач.

. Цель нашей работы — гигиеническое обоснование режима обучения учащихся в сменных школах рабочей молодежи. Исследования вели в сменной школе Москвы, в которой учащиеся занимались 3 раза в неделю и ежедневно в течение 6 часов работали на швейной фабрике швеями-мотористками. Под наблюдением находилось 10 практически здоровых девушек-подростков.

Изучали 2 наиболее распространенных ныне варианта режима обучения: 1-й — работа учащихся на 'производстве в утреннюю смену с последующими занятиями в школе во вторую половину дня и 2-й—учебные занятия утром с последующей работой в вечернюю смену. Продолжительность перерыва между учебным и производственным процессами составляла 1 час.

Для оценки различных вариантов режима обучения учащихся и их работы в условиях производства применяли определение латентного периода зрительно-моторной реакции, работоспособности, остроты зрения и устойчивости хроматического зрения. Полученный материал был обработан вариационно-статистическим методом. Кроме того, определяли микроклимат, шум и условия естественной и искусственной освещенности в школе и на производстве; проводили анкетный опрос учащихся, хронометраж их работы, а также изучали состояние здоровья и физическое развитие учащихся.

Исследования вели в течение всего трудового дня: до и после работы на производстве и в школе (до уроков, после 3, 5 и 6-го уроков).

Гигиенические показатели внешней среды находились в пределах нормы.

Анализ физиологических показателей у учащихся показал, что латентный период рефлекторных реакций в течение дня увеличивался при обоих вариантах режима обучения. Особенно значительные изменения отмечаются к концу б-го урока по сравнению с 5-м уроком.

Проведение исследований изо дня в день позволило проанализировать показатели функционального состояния организма подростков в течение недели. При этом можно заметить увеличение латентного периода зрительно-моторной реакции у подростков, снижение их работоспособности, изменения функций зрительного анализатора от первого к последнему дню недели. Особенно резкие изменения наблюдаются у учащихся в конце недели, начиная с 4-го дня, как при 1-м, так и при 2-м варианте режима обучения.

При проведении учебных занятий и работы в утреннюю смену отмечаются лучшие показатели по сравнению с таковыми в вечернюю смену. Шестичасовая производственная работа вызывает более значительные изменения физиологических функций у подростков, чем учебные занятия в школе, проводимые в аналогичное время.

Следует отметить, что при обоих вариантах режима обучения отмечается неполное восстановление показателей функционального состояния организма подростков в течение часового перерыва между учебным и производственным процессами. Особенно ярко это выражено при 2-м варианте режима обучения.

Изменения функционального состояния организма подростков свидетельствуют о несомненном преимуществе 1-го варианта режима обучения, т. е. сочетания утренней производственной работы с последующими занятиями в школе во вторую половину дня. При 1-м варианте зарегистрированы лучшие показатели функционального состояния подростков в течение дня и недели, чем при 2-м варианте.

На основании полученных данных мы разработали экспериментальный режим обучения с увеличением перерыва между учебным и производственным процессами до 2 часов и организацией дополнительного выходного дня в 4-й день недели. Предложенный режим изучали на той же группе работающих подростков и также в 2 вариантах. Первоначально был изучен экспериментальный режим с двухчасовым перерывом между производственной и учебной деятельностью учащихся.

Показатели зрительно-моторной реакции подростков в течение дня при существующем и экспериментальном режимах обучения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение показателей скорости зрительно-моторной реакции у учащихся

в течение дня при 2 режимах обучения

# Скорость зрительно-моторной реакции

# # • Время исследования 161 — 180 а 181- 200 а 201- 220 а Число наблюдений

абс. % абс. % • абс. % абс. %

• Существующий режим

До работы.......... 71 78,8 19 21,2 90 100

После »......... 26 28,8 57 63,5 7 7.7 90 100

До уроков.......... 61 67,7 29 32,3 - - 90 100

После ».......... — — 40 44,4 50 55,6 90 100

Экспериментальный режим с двух часовым перерывом •

До работы.......... 47 78,3 13 21,7 • 60 100

После ».......... 17 28,3 38 63,4 5 8,3 60 100

До уроков.....• . ... 48 80,0 12 20,0 - - 60 100

После ».......... 7 11,7 30 50,0 23 38,3 60 100

Следует отметить, что в первую половину дня до и после работы на производстве нет разницы в показателях скорости зрительно-моторной реакции при сравнении 2 указанных режимов обучения. При экспериментальном режиме с данным компонентом исходные показатели скорости зрительно-моторной реакции, равные 161—180 а, составляют до работы 78,3%, а при существующем режиме обучения — 78,8%, после окончания работы — соответственно 28,3 и 28,8%.

К началу учебных занятий в школе при увеличении перерыва до 2 часов показатели скорости зрительно-моторной реакции, равные 161 —180 а, составляют у учащихся 80%, т. е. их частота совпадает с исходной, тогда как при существующем режиме обучения они составляют 67,7%.

Выявлена также значительная разница в показателях скорости* зрительно-моторной реакции у учащихся к концу учебных занятий во вторую половину дня: при существующем режиме обучения у учащихся отсутствуют показатели скорости зрительно-моторной реакции, равные 161 —180 а, а при экспериментальном режиме они составляют 11,7%. Скорость зрительно-моторной реакции, равную 201—220 а, имеют при экспериментальном режиме обучения 38,3%, а при существующем; режиме обучения — 55,6% учащихся.

Подобные данные получены и по показателям работоспособности.. Если при существующем режиме обучения процент учащихся, выполнивших задание без ошибок, составляет 19,1 до работы, 14,8 до учебных, занятий и 1,0, после их окончания, то при экспериментальном режиме — соответственно 19,8, 19,4 и 6,2.

Однотипные изменения отмечаются и при исследовании функций; зрительного анализатора: остроты зрения и устойчивости хроматического зрения.

Указанные данные получены при проведении производственной работы в утреннюю смену и учебных занятий во вторую половину дня. При том же экспериментальном режиме, но при учебных занятиях в утреннюю смену с последующей работой на производстве изменения, исследуемых функций сохраняют аналогичную тенденцию.

Следовательно, данные, полученные при увеличении перерыва между учебным и производственным процессами до 2 часов, свидетельствуют о восстановлении до исходных величин показателей функционального состояния организма подростков к началу второй половины дня и о менее значительных изменениях физиологических реакций у учащихся к концу дня.

При введении экспериментального режима обучения с дополнительным выходным днем организация последнего была предусмотрена в 4-й день недели, т. е. в день, с которого, как указано выше, отмечаются более резкие сдвиги исследуемых физиологических реакций у под-

Таблица 2

Распределение показателей скорости зрительно-моторной реакции у учащихся

з течении недели при 2 режимах обучения

• День недели Число наблюдений % Скорость зрительно-моторной реакции

161—180 а 181—200 а 201—220 а • 161—180 а 181—200 а 201—220 о

абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %

в начале дня в в конце дня

Существующий режим обучения

Понедельник . Среда . . . . Пятница . . .

Экспериментальный режим с дополнительным

выходным днем

Понедельник Среда . . . Пятница . .

30 30 100,0 17 56,7 13

30 27 90,0 3 10,0 - - - - 16 53,3 14

30 19 63,3 11 36,7 - -- - - 10 33,3 20

43,3'

46,7

66,7

40 40 100,0 22 55,0 18

40 38 95,0 2 5,0 20 50,0- 20

40 40 100,0 23 1 57,5 17

45,0 50,0 42,5.

ростков. Изменения латентного периода зрительно-моторной реакции у. учащихся в различные дни недели при таком экспериментальном и. существующем режимах обучения представлены в табл. 2.

200-

/90 ~

/80 -

по-

Анализ полученных данных показывает, что в начале недели не удается выявить различия в показателях скорости зрительно-моторной реакции при существующем и экспериментальном режимах обучения, но в 5-й день недели разница очень значительна.

При рассмотрении показателей работоспособности подростков в течение недели при экспериментальном режиме обучения отмечается почти полное совпадение первоначальных показателей 1-го и 5-го дней недели. При режиме с дополнительным выходным днем количество заданий, выполненных учащимися без ошибок в начале трудового дня в понедельник и пятницу, составляет 20%; вечером после окончания учебных занятий с 3—4 ошибками было выполнено в 1-й день недели 28%, в 5-й день — 24% заданий.

При сравнении изменения работоспособности подростков в течение недели при 2 исследуемых режимах обучения также отмечается большая разница в показателях 5-го дня недели. Вечером этого дня после окончания учебных занятий при экспериментальном режиме обучения в 24% случаев задания выполнялись с 3—4 ошибками, при существующем же режиме обучения с таким числом ошибок встречались в 53,3% заданий. Более «низкие показатели работоспособности учащихся при данном экспериментальном режиме, как при работе утром с последующим обучением в школе, так и при занятиях утром с последующей работой на производстве отмечены в 3-й день недели.

Аналогичные изменения были получены и по показателям остроты зрения и устойчивости хроматического зрения при обоих вариантах данного режима обучения.

Таким образом, прерывистая рабочая неделя, т. е. введение дополнительного выходного дня в четверг, исключает нарастание явлений утомления у учащихся к концу недели.

Введение одновременно обоих компонентов экспериментального режима и анализ полученных данных позволили выявить его преимущество но сравнению со всеми ранее изученными режимами обучения (см. рисунок).

Выводы

л

о

Средние показатели скорости зрительно-моторной реакции у подростков в течение дня при изучавшихся режимах обучения.

По оси абсцисс — время наблюдения (А — до работы; Б — после работы; О — до уроков; 3, 5, 6— соответственно после 3, 5 и 6-го урока); по оси ординат — скорость зрительно-моторной реакции

(в от ).

1 — существующий режим сменной школы; 2 — режим с дополнительным выходным днем; 3 — режим с двухчасовым перерывом; 4 — объединенный экспериментальный режим.

1. При обучении учащихся в сменных трехдневных школах рабочей молодежи в сочетании с трудовой деятельностью на производстве-наблюдаются определенные изменения исследуемых физиологических. реакций у подростков в течение дня. В школе особенно существенные изменения отмечаются к концу 6-го урока по сравнению с таковыми на 5-м уроке. В связи с этим целесообразно ограничить длительность учебных занятий в трехдневной сменной школе рабочей молодежи. 5 уроками.

2. Принятый часовой перерыв между учебным и производственным процессами не обеспечивает полного восстановления до исходных величин показателей функционального состояния подростков. Проведенные

4 К

исследования показали необходимость увеличить продолжительность перерыва между учебным и производственным процессами до 2 часов.

3. При анализе исследуемых физиологических показателей в разные дни недели выявлено значительное ухудшение их к концу недели, особенно начиная с 4-го дня.

Организация дополнительного выходного дня в 4-й день недели значительно уменьшает явления общего утомления подростков к концу недели. Следовательно, установленный законом дополнительный выходной день в течение недели следует организовывать для работающих подростков, обучающихся в трехдневной сменной школе рабочей молодежи, в 4-й день недели.

4. Таким образом, наилучшим режимом обучения для учащихся трехдневной сменной школы рабочей молодежи можно считать осуществление производственной работы в утреннюю смену с последующим проведением учебных занятий в школе, организацией двухчасового перерыва между учебным и производственным процессами и использованием предусмотренного законом дополнительного выходного дня во вторую половину недели.

Поступила 27/УШ 1963 г.

HYGIENIC ISSUES ARISING FROM THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR UNDERGRADUATES AT YOUNG WORKES' SHIFT SCHOOLS

N. M. Koroleva

«

The proper organization of the educational system for the undergraduates at young workers' schools in combination with their working activities is an important task when hygienically wieved. The object of the present work was hygienic substantiation of the educational regime of the undergraduates at young workers shift schools. The investigations were carried out at a Moscow shift school where the undergraduates had their classes three times a week and worked 6 hours at a sewing mill as sewing-machine operators. The author studied two varieties of the most common school regimes: 1. Working at the mill in the morning shift and studying at school in the afternoon; 2. Studying at school in the morning and working at the mill in the afternoon shift. The following physiological tests were applied: for the latent period of oculo-motor reaction, the work efficiency, the visual acuity and the chromatic vision stability.

The investigation results obtained showed that the best school regime for the undergraduates, studying 3 days a week at young workers' shift schools, was provided when they worked in the morning shift and studied in the afternoon; when there was a two hour interval in between the work and the studies; when an extra day-off was granted on the fourth day of the week.

УДК 371.711 : 371.52

О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ПРОПУСКАХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ШКОЛАХ

% • *

Канд. мед. наук Г. И. Яковенко

Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев

В последние годы все больше внимания привлекает изучение пропусков уроков школьниками и их причин в связи с заболеваемостью (Nisbet, Salzer, Lindsay). Этот вопрос был предметом исследования и в прежние годы (А. Я. Гуткин, Е. X. Ганюшина). В настоящее время этот метод применяют также при изучении воздействия на детей различных факторов внешней среды (О. И. Дедабришвили, Г. В. Колчина, Э. Я. Валдре, Salzer и др.). \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от изучения общей заболеваемости детей школьного возраста этот метод позволяет получить наиболее конкретный материал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.