ses amounted to 5.64 mg/1 and was thrice as high as the fluorine content in the food ration of the inhibitants of moderate regions, who ceased drinking water of the same fluorine concentration. The specific weight of fluorine in the food products amounted from 68 to 80 per cent of the total amount of fluorine in the traditional diet.
The incidence of dental fluorosis among children of school age in the endemic regions of Northern Viet-Nam is about the same as that among the school-children of the moderate zone, whose diet contains fluorine at a total amount close to the concentration of this microelement in the traditional diet of the population o Viet-Nam.
In case of a high content of fluorine in the food products, its toxic effect became apparent even if the drinking water contained fluorine in concentrations well below the levels recommeded by the International Standard as the minimal dose for the fluorina-tion of water at the waterworks. The author suggests to set a new hygienic standard for the daily total fluorine dose. As for the Northern Viet-Uam, the maximum permissible total content of fluorine in the diet of adults is suggested to comprise 32 mg/day..
^ # ^
ВЛИЯНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Кандидат медицинских наук Р. В. Сияла
Из Таллинского научно-исследовательского института эпидемиологии, микробиологии
и гигиены Министерства здравоохранения Эстонской ССР
Несмотря на интерес к изучению влияния физического воспитания на организм детей и подростков, мы пока еще не имеем научных нормативов в отношении того, сколько, какими видами физкультуры, в какой последовательности с другими элементами режима дня должны заниматься лица разных возрастных групп для оптимального развития их организма. Роль физического воспитания недооценивают в школьных программах: ему отведено только 2 урока в неделю, что, по мнению преподавателей физического воспитания, не обеспечивает достаточного физического развития учащихся (А. А. Виру, 1962; Ю. Р. Унгер и соавторы, 1962, и др.). Нужно учитывать, что внеклассной или внешкольной физкультурой занимается очень мало школьников.
Для выяснения того, сколько нужно каждому школьнику заниматься физкультурой, недостаточно ограничиваться только изучением влияния одного или нескольких конкретных уроков физического воспитания на те или иные функции детского организма. Для решения поставленной задачи нужны длительные наблюдения с систематически проводимым в разном объеме и различной интенсивности физическим воспитанием.
Мы исследовали влияние физического воспитания на развитие детского организма. В контрольных классах мы применили режим, предложенный Государственной санитарной инспекцией, и программную учебную нагрузку, в том числе 2 урока физического воспитания в неделю. В экспериментальных классах приняли за основу этот же режим, но ввели некоторые изменения. Уроки физического воспитания в этих классах проводились ежедневно, систематически в течение школьного дня (на месте 3—5-го урока), преимущественно на свежем воздухе на протяжении 1—2 лет. Большинство школьников как экспериментальных, так и контрольных классов занималось 2—3 раза в неделю в спортивных кружках, а утром все систематически выполняли гимнастические упражнения. Таким образом, время организованного систематического физического воспитания у школьников экспериментальных классов равнялось в среднем 13Д часа в день, у школьников же контрольных классов — только 3/4 часа в день. Дополнительные занятия физического воспитания проводились за счет свободного времени школьников. Поскольку школь-
ники контрольных классов, как показали наши наблюдения, свое свободное время не были склонны проводить на свежем воздухе, то школьники экспериментальных классов в течение своего более короткого свободного времени успевали побывать на свежем воздухе столько же, сколько школьники контрольных классов; при этом свободные физкультурные упражнения они проводили более энергично и интенсивно. Таким образом, суммарная дневная разнообразная физическая нагрузка (а тем самым и проделанная физическая работа в килограммометрах) у школьников экспериментальных классов была заметно выше, чем у школьников контрольных классов.
В процессе работы перед нами возник вопрос, не приводил ли наш режим к снижению умственной нагрузки школьников экспериментальных классов, например за счет уменьшения времени, уделяемого чтению художественной литературы. Чтобы создать одинаковые условия, мы ввели в расписание для школьников экспериментальных классов еще некоторые теоретические уроки (главным образом английского языка— 2—5 уроков в неделю в зависимости от класса). Таким образом, подсчитав разные формы умственного труда школьников (теоретические учебные предметы, приготовление уроков, чтение художественной литературы), мы установили, что умственная нагрузка у школьников экспериментальных классов была либо такой же, как у школьников тех же или смежных (на год старше) контрольных классов, либо даже несколько большей (до 7%).
Следует сказать, что в основном в связи с проведением в экспериментальных классах уроков физического воспитания на свежем воздухе учащиеся этих классов в среднем на 1 — 1 7г часа в день больше находились на свежем воздухе (во дворе), чем учащиеся контрольных классов (соответственно в среднем 4—4и 3 часа в день).
Таким образом, основная разница в режиме школьников экспериментальных и контрольных классов действительно заключалась в разном количестве занятий физкультурой, проводимых на свежем воздухе в свободное время.
Температурные условия, при которых проводились физические упражнения на воздухе, были довольно мягкими, влажность воздуха значительной (табл. 1).
Таблица 1
Климатические условия по отдельным месяцам (с сентября по май) в Таллине (по данным Гидрометеорологической станции Таллина)
Климатические данные 1959/60 учебный год ' 1960/61 учебный год
Средняя температура самого теплого месяца Средняя температура самого холодного месяца Минимальная зарегистрированная температура . « • Относительная влажность (в %)..... Средняя сила ветра ъ отдельные месяцы (в м/сек) Число дождливых дней........ » дней со снегопадом ....... 10,2° (май) —7,8° (февраль) —15,4° (декабрь) 71—90 3,1—6,6 73 69 11,1° (сентябрь) —1,6° (январь) —9,8° (январь) 76—93 3,4—7,6 112 67
При составлении программы дополнительных уроков физического воспитания мы исходили из принципа укрепления здоровья школьников, развития их физических способностей. На дополнительных уроках физического воспитания применяли в основном только такие упражнения, которые развивают силу, быстроту и ловкость школьников, дают возможность увеличить плотность урока и создают высокий положительный эмоциональный тонус. В связи с этим на первый план были постав-
лены общеразвивающие упражнения, занятия легкой атлетикой, в особенности бег на короткие дистанции; большой удельный вес занимали подвижные игры и в особенности игра в мяч. Хорошая лыжная база, наличие коньков, саней и возможность использовать их прямо во дворе школы-интерната позволяли школьникам зимой много заниматься бегом на лыжах, коньках и т. д.
Эксперименты проводились в Таллинской школе-интернате коллективом сотрудников Таллинского научно-исследовательского института
Часы
сз
!
О
^ * £ О
ш
&
J-1_и
К***
/2 1
Л_1_
/в I
*
ч ^
Р
I
ш =
И'
Рис. 1. Суточный бюджет времени школьника.
/ — умственный труд (теоретические учебные предметы, приготовление уроков, чтение художественной литературы); 2 — трудовое обучение и общественно полезный труд; 3 — физическое воспитание (на уроках, в кружках, утренняя физзарядка); 4 — перемены и прогулки; 5 —самообслуживание (еда, туалет и т. п.); 5 — свободное время; 7 — сон.
эпидемиологии, микробиологии и гигиены. В работе участвовали, кроме автора, еще В. Г. Хион, М. Э. Теосте, Э. Я. Валдре, С. Ю. Каллас и школьный врач школы-интерната Е. П. Журба.
Условия жизни школьников всех классов были примерно одинаковыми (кроме отмеченных различий в режиме дня). Санитарные условия в школе были доста-
Таблица 2 Динамика физического развития школьников
за учебный год 1
точно хорошими. Число учащихся в экспериментальных (3, 4 и 5-м) и контрольных (4—6-м) классах составляло 26— 29 человек. Все школьники были практически здоровы и входили в основную группу, кроме двух из 4-го экспериментального класса, которых в начале учебного года временно включили в подготовительную группу.
Суточный бюджет времени школьников представлен на рис. 1.
Основным результатом увеличения физической нагрузки учащихся было ускорение и улучшение разностороннего развития их организма и улучшение здоровья.
Из приведенных в табл. 2 данных видно, что у школьников экспериментальных классов хорошо развилась грудная клетка. Лучшие данные физического развития школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными получены и по данным динамометрии (в особенности левой руки).
Средний прирост
Показатель в экспери- в кон-
менталь- трольных
ных клас- классах
сах
Рост........ 3,7 СМ 3,2 СМ
Вес 2,8 кг 2,9 кг
Окружность грудной клетки 2,5 см 1 ,7 см
Отношение окружности грудной 0,7 0,5
клетки к росту ....
Жизненная емкость легких 272 см3 225 см3
Динамометрия правой руки 1,3 кг 1,0 кг
» левой » 2,3 кг 0,5 кг
1 Составлена материалов В.
на основании неопубликованных
У школьников экспериментальных классов после увеличения физической тренировки скоро стали проявляться лучшие физические способности: они обычно выигрывали в спортивных состязаниях не только в своей возрастной группе, но даже по всей школе (в школе учились в 1—8-х классах).
Таблица 3
Изменения в составе крови за учебный год 1
Показатель • Число школьников экспериментально й группы Число школьников контрольной группы Р (вероятность для критерия /*)
повышение без изменений снижение повышение без изменений снижение
РОЭ....... 14 4 22 22 4 21 0,30—0,50
Количество лейкоцитов 11 - 25 12 - 25 >0,79
» эритроцитов 18 2 17 9 4 33 0,02—0,05
Содержание гемоглобина 24 2 11 27 1 20 0,50—0,70
» витамина С 10 1 • 27 6 5 36 0,10—0,20
1 Составлена на основании данных, неопубликованной работы С. Ю. Каллас «Влияние витаминизации витамином С на иммунобиологическую активность крови школьников», 1961.
Хотя развитие сердечно-сосудистой системы мы изучили 1 только по некоторым показателям (пульс и артериальное давление в состоянии покоя), все-таки можно было отметить, что и эти показатели указывали
на хорошее развитие сер-
Таблица 4
Заболеваемость простудными болезнями в классах
за учебный год 1
Классы
Число случаев простудных заболеваний
Число пропущенных учебных дней
3-Й
4-Й
5-й
4-Й : i 6-й /
экспериментальные
контрольные
7
3 9
17 14
21 8
33
63 43
дечно-сосудистои системы у школьников экспериментальных классов. Максимальное артериальное давление у подавляющего большинства школьников (76%) в течение учебного года либо не изменилось (±5 мм), либо снизилось, а минимальное у 70% школьников либо не изменилось, либо тоже снизилось; при этом пульсовое давление у 50% школьников повысилось, а у 15% не изменилось. Частота пульса у большинства учащихся (65%) либо не изменилась (±5 ударов в минуту), либо снизилась.
Экспериментальный режим оказал положительное влияние и на состав крови школьников. Если у большинства учащихся контрольной группы в течение учебного года количество эритроцитов и гемоглобина в крови снизилось, то у школьников экспериментальной группы, наоборот, в большинстве случаев повысилось. Количество школьников с низким содержанием витамина С в плазме крови (ниже 0,5 мг%) весной было значительно выше в контрольных классах (63%), чем в экспериментальных (18%), хотя питание было одинаковым (табл. 3).
1 Табл. 4 и рис. 2 составлены на основании данных неопубликованной работы Э. Я. Валдре «Изучение закаливания детей», 1961.
1 Приведенный ниже анализ развития сердечно-сосудистой системы проведен на основании неопубликованных материалов В. Г. Хиона.
~ г.
Увеличение числа уроков физического воспитания преимущественно на открытом воздухе хорошо повлияло на здоровье и закаленность школьников. Уже скоро после введения экспериментального режима заболеваемость школьников, в особенности простудными болезнями, снизилась.
Заболеваемость простудными болезнями в экспериментальных классах была в среднем в 21/2 раза ниже, чем в контрольных. Особенно низкой была заболеваемость на вто-
_и
ром году экспериментального режима (4-й экспериментальный класс) — в 5 раз ниже, чем в контрольных классах (табл. 4).
Лучшая закаленность школьников, развитая под влиянием экспериментального режима, подтверждается данными температурных реакций тела (аксилляр-ная температура) и кожи на температурные нагрузочные пробы.
В качестве нагрузочных проб использовали холодную ванну (10°) для ног в течение минуты и обливание верхней части туловища холодной водой (10—12°) в течение минуты. Результаты применения нагрузочной пробы в виде холодных ножных ванн в конце учебного года представлены на рис. 2.
Данные температурных реакций на эти нагрузочные пробы указывают на более высокую тренированность терморегуляции школьников экспериментальных классов к холоду, чем школьников контрольных классов. Так, например, у первых либо вообще не наблюдалось снижения температуры тела (при холодных ваннах для ног), либо это снижение было более кратковременным, чем у школьников контрольной группы: хотя местная температурная реакция кожи у школьников обеих групп имеет одинаковую глубину, температура кожи у первых восстанавливается быстрее. Кожа не на месте приложения холода у школьников экспериментальной группы реагирует меньше, чем у школьников контрольной группы, — снижение температуры либо вообще отсутствует, либо оно более кратковременное, а последующее повышение более выражено, чем у школьников контрольной группы.
Особый интерес представлял вопрос о том, как влияет систематическое (ежедневное) физическое воспитание на развитие высшей нервной деятельности школьников. Высшую нервную деятельность мы изучали
37
36
35 -
34
33
32
31
30
23
28
27
26
25,
2Ь
/ 2 6, моменты наблюдении
!
Рис. 2. Влияние холодных ножных ванн на температуру тела и кожи (средние данные по всему классу).
Моменты наблюдения: 1 — перед ванной, 2 — сразу после ванны, 3 — через 5 минут; 4— через 10 минут; 5 — через 15 минут; 6 — через 25 минут после ванны. А—температура тела; Б — кожи груди, В — слизистой оболочки носа, Г — кожи пальцев, Д — кожи лодыжек ног. Сплошная линия—школьники 6-го контрольного класса, пунктирная линия — 5-го экспериментального класса, точечная линия — 6-го экспериментального класса.
при помощи речедвигательной методики Иванова—Смоленского без предварительной инструкции утром через 1—4 часа после сна (как и при других проведенных исследованиях) в начале'и в конце учебного года. Кроме того, применяли еще корректурные тесты (по примеру таблиц Анфимова) и изучали память (запоминание цифр). Полученные данные представлены в табл. 5.
Таблица 5
Динамика развития высшей нервной деятельности школьников за учебный год
Показатель высшей нервной деятельности Число шк эксперимейтально й группы :ольннков контрольной группы Р (вероятность для критерия xf>
улучшение без изменений ухудшение ¡улучшение без изменений ухудшение
Быстрота и сила условной реакции 41 17 25 12 11 35 <0,01
Соответствие «закону силы» в
условных реакциях . 39 16 28 15 17 26 <0,02
Количество растормаживаний днф- 67
ференцировок . . . 4 12 41 , 7 10 | 0,70—0,80
Концентрация «ервных процессов 1 47 12 24 29 6 23 0,20—0,30
Скорость переделки характера ус-
ловной реакции ..... 68 2 13 37 7 14 0,10—0,20
Память2 ...... 56 7 20 37 10 11 0,70—0,80
Взаимодействие сигнальных сис-
тем 3 ...... 72 5 6 47 4 7 0,30—0,50
Количество ошибок в корректур-
ных текстах ..... 60 2 16 44 3 10 0,50—0,70
1 Улучшением считали уменьшение количества случаев иррадиации, а также индукции процессов возбуждения и торможения.
2 Под улучшением понимали увеличение количества запоминаемых и узнанных цифр. "
3 Улучшением считали увеличение количества случаев элективной иррадиации процессов возбуждения и торможения из первой сигнальной системы во вторую при специальном определении и увеличении числа случаев улучшения качества словесного отчета.
Из табл. 5 видно, что хотя большинство показателей у школьников экспериментальных классов стало на первый взгляд лучше, ни только первый и тесно с ним связанный второй показатели имеют в обеих группах столь различную динамику развития,- что эту разницу уже нельзя считать случайной.
Дополнительные исследования показали, что умственная работоспособность школьников экспериментальных классов в течение учебного года в основном повысилась, у школьников же контрольных классов она снизилась. Это вытекает из данных о динамике умственной работоспособности школьников в течение школьного дня. В начале учебного года после школьного дня у */з—V2 школьников обеих групп отмечались утомление и снижение умственной работоспособности. Но если у школьников контрольных классов к концу учебного года школьный день (нагрузочная проба) стал значительно чаще вызывать утомление (понижение умственной работоспособности), то у школьников экспериментальных классов стало наблюдаться главным образом повышение умственной работоспособности в течение школьного дня (рис. 3).
Приведенные результаты показывают, что примененный нами режим имел преимущество перед общепринятым и программной нагрузкой школьников. Эти преимущества выявились уже в течение относительно короткого периода (один учебный год) в виде статистически достоверных различий в развитии детей. Это свидетельствует о том, что
систематические физические упражнения преимущественно на открытом воздухе в середине школьного дня оказывают значительное положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности школьников, они важны для их правильного физического развития и укрепления здоровья. Наш опыт показывает, что утомление у школьников не появляется даже при увеличении учебной теоретической нагрузки, если в осталь-
В начале учебного года
В конце учебного года
%
60 20
О' О'
• О —
о —
/
S 4 5 Уроки.
EZ3 '
%
60 чО 20
-----О
о
О"
г-®——
А.
/ 2 2
3 4 уроки
Рис. 3. Динамика устойчивости ясного видения (кривые) и выполнение корректурных тестов (столбики) в течение школьного дня. Приведено количество школьников с улучшением показателя по сравнению с утренним после 1-го, 2-го урока
(в %) и т. д.
1 — школьники экспериментальных классов, 2 — школьники контрольных классов.
ном достигнуто разнообразие в деятельности школьников, в частности, если уделяется достаточное внимание физическим упражнениям и пребыванию на свежем воздухе.
В дополнение к уже внедренным реформам укрепления связи школы с жизнью нужно сделать еще один шаг в направлении ликвидации в ней системы одностороннего умственного труда: во всех школах нужно ввести ежедневные уроки физического воспитания на свежем воздухе в середине учебного дня. Таким путем можно шире охватить физическим воспитанием учащихся, чего, как показывает опыт, только внеклассными или внешкольными занятиями не удается достигнуть.
ЛИТЕРАТУРА
Виру А. А. Тезисы докл. 4-й конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1962, стр. 82.—Н я река Э. К. В кн.: Сборник докл. 3-й научной конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1961, стр. 265. — Унгер Ю. Р., Юрнзма В. Э., Матвей Б. Ю. и др. Тезисы докл. 4-й конференции Таллинск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены, 1962, стр. 94.
Поступила 25/11 1963 г.
f
THE EFFECT OF PHYSICAL EXERCISES ON THE SCHOOLCHILDREN'S
DEVELOPMENT
$
R. V. Silla, Candidate of Medical Sciences
Four lessons of physical training were included in the weekly schedule of the 3rd, 4th and 5th forms of a boarding-school for a period of 1 to 2 academic years. Every day lessons of physical training were conducted in the middle of a school day (in the course of the 3rd to the 5th lesson), for the most part in the open air. The physical development of children from the experimental classes was compared with that of children from two control classes with two physical training lessons a week. In the children from the experimental classes the physique, as well as higher nervous activity and mental capacity developed sooner and to a greater extent than in those from the control classes. The first presented a better development of the cardiovascular system. The cold sick
rate decreased considerably; a series of blood indices improved. Thermoregulation tests showed that these children were hardened to cold.
Physical training lessons are recommended to be carried out in the open in all
of the secondary schools in the middle of the day and every day.
* * *
К ВОПРОСУ о состоянии СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ С РАДИОАКТИВНЫМИ
СВЕТОСОСТАВАМИ
Л. Г. Центерова
Из клиники Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
В течение ряда лет мы проводили наблюдения за состоянием здоровья 176 рабочих, имеющих в процессе работы контакт с радиоактивными светящимися красками, в состав которых входят естественные радиоактивные вещества (соли радия, радиотория, мезотория и их смеси); последние вместе со своими дочерними продуктами распада дают а-, (3- и у-излучение. При применении радиоактивных светосоставов на некоторых рисовальных участках часовых заводов в прошлом были не совсем благоприятные санитарно-гигиенические условия труда. При этом Н. Ю. Тарасенко и Д. А. Бодрова обнаружили повышенное содержание радиоактивной пыли и радиоактивного газа, а также загрязнение радиоактивными продуктами рабочего помещения, рук и одежды рабочих.
Среди обследованных нами рабочих преобладали женщины (95%) молодого и среднего возраста (от 20 до 40 лет), преимущественно с большим стажем работы в данных условиях (5 лет и более). •
Многочисленные литературные данные указывают на существенные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и значительные морфологические изменения в сердце при лучевом воздействии. Работы, касающиеся состояния сердечно-сосудистой системы, относятся в основном к экспериментальным наблюдениям, а также к клинике лучевой болезни, развивающейся после проведенного курса рентгено-радио-терапии. Что касается состояния сердечно-сосудистой системы при хроническом воздействии на организм сравнительно небольших доз ионизирующей радиации, то этот вопрос освещен в литературе весьма недостаточно; имеются лишь отдельные указания в работах, посвященных клинике начальных форм лучевой болезни. Данных относительно состояния сердечно-сосудистой системы у рисовальщиц, работающих с радиоактивными светящимися, красками, в доступной нам литературе найти не удалось. Исследуя сердечно-сосудистую систему, мы изучали рефлекторные сосудистые реакции (ортоклиностатический и глазо-сердечный рефлексы, статистические сердечные ритмовые рефлексы по методу, предложенному Н. П. Разумовым), проводили динамические измерения артериального давления и электрокардиографические исследования.
Мы имели возможность сопоставить эти данные в динамике на протяжении ряда лет. Наряду с жалобами астенического характера обследуемые указывали на неприятные ощущения или боли колющего характера в области сердца, небольшую одышку, появление сердцебиений при волнении. В объективном статусе отмечались небольшое увеличение границ сердца влево, приглушенность тонов, наличие нестойкого систолического шума над верхушкой сердца. Частота этих отклонений представлена в таблице.
Из данных, приведенных в таблице, видно, что указанные изменения встречались довольно часто, однако более четко они были выражены у больных с признаками хронического воздействия радиоактивных кра-