J
L
www.pro.rsu.ru
Карпов A.B., Кашапов M.M.
О Ярославской психологической школе
В Ярославском региональном отделении немало успешно и интересно работающих психологов, им есть чем гордиться. Надежду на будущее вселяют как их современные научные и практические достижения, так и славная история ярославской психологии.
Известно, что еще в Ярославском Демидовском высших наук юридическом лицее, основанном в 1803 г., в числе других наук преподавалась и психология. Среди преподавателей выделялся знаменитый педагог и психолог К.Д. Ушинский. Позднее в Ярославле появились гимназии, духовная семинария, педагогические курсы, институт народного образования и наконец педагогический институт. Во всех этих учебных заведениях преподавалась психология.
Начало профессионального психологического образования на Ярославской земле связано с открытием в 1947 г. отделения логики и психологии Ярославского государственного педагогического института имени К.Д. Ушинского. Новый этап в развитии психологического образования связан с введением в 1947 г. психологии и логики в учебные планы средних общеобразовательных школ. Создание самостоятельной кафедры и открытие отделения логики и психологии в ЯГПИ является несомненной заслугой В.С. Филатова, по праву считающегося основателем Ярославской психологической школы.
Открывшаяся в 1949 г. аспирантура при кафедре психологии ЯГПИ дала путевку в жизнь многим видным психологам - Н.П. Ерасто-ву, Л.Н. Ланде, В.В. Карпову, А.В. Филиппову, В.Д. Шадрикову, В.В. Новикову, Ю.К. Корнилову и др. С этого времени начинает формироваться Ярославская психологическая школа. К 1966 г. кафедра психологии уже была сильным, сложившимся коллективом профессионалов. На кафедре работали доценты И.М. Цветков, М.М. Рыбакова, В.В. Карпов, Г.А. Мурашев, А.В. Филиппов, Н.П. Воронин, Н.П. Ера-стов - высококвалифицированные специалисты, яркие и оригинальные исследователи. Так постепенно в Ярославле возник и сформировался заметный, самостоятельный и своеобразный центр психологической жизни, которому уже тесно было в рамках Московского отделения общества психологов. Окончательное оформление Ярославского отделения произошло после открытия психологического отделения, а затем факультета в Ярославском госуниверситете, созданном в 1970 г.
п
г
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Нескоторое время факультет в Ярославле был третьим в стране, после Московского и Ленинградского. Первым деканом и одним из основоположников факультета был В.В. Новиков - доктор психологических наук, профессор, президент Международной академии психологических наук. Огромный вклад в становление факультета внес В.Д. Шадриков - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования. Много ценного для развития факультета сделали профессора М.С. Роговин и Н.П. Ерастов. Возглавил Ярославское отделение Общества психологов СССР В.Д. Шадриков.
Новые кафедры университета, психологические службы на промышленных предприятиях вливались в жизнь отделения. Этот процесс стал особенно набирать темп с того момента, когда в ряды професси-оналов-психологов стали вступать первые выпускники университета. Ярославское отделение быстро растет численно, но главное - происходит качественный рост, как состава, так и образа жизни отделения.
В Ярославское отделение включаются психологи не только Ярославля, но и Рыбинска, Вологды, Череповца, Костромы, Иванова и других городов Северо-Востока Европейской части России. Количество индивидуальных членов приближается к 200; появляются также и коллективные члены отделения (более 10). Несмотря на разобщенность - территориальную и организационную - в отделении работает теоретический семинар, школа-семинар, приглашаются для чтения лекций и докладов иногородние ученые. Проводятся всесоюзные конференции. Начинают издаваться сборники статей «Психологические проблемы рационализации деятельности», монографии ведущих психологов Ярославского отделения.
К середине 1980-х гг. в больших городах России стали открываться свои отделения Общества психологов. Так, отделились психологи Вологды и некоторых других городов. Но отделение продолжало расти, так как появлялись новые учреждения в Ярославле. Например, заметным было создание центра профессиональной консультации и ориентации министерства труда, который завоевал популярность, как среди населения города, так и у психологов Ярославля и других городов.
Возродившееся в середине 1990-х гг. Российское психологическое общество на своем первом съезде в Москве именно ярославцам поручило проведение второго съезда в 1998 г. Это важное решение мобилизовало ярославцев, и съезд был успешно проведен в сентябре 1998 г. Руководство Ярославского отделения (Ю.К. Корнилов, А.В. Карпов, М.М. Кашапов и др.) провело трудную и кропотливую работу по созданию правовой и экономической основы отделе-
WWW.PRO.RSU.RU
ния. В актив отделения были привлечены как ветераны, так и новые люди - будущие руководители отделения.
Сегодняшнее состояние Ярославского отделения вселяет оптимизм. В его состав входят психологи - представители крупных образовательных центров (Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославская государственная медицинская академия), более 15 психологических центров. Общая численность членов ЯРО РПО - 213 человек; среди них - 12 докторов и профессоров, 147 кандидатов психологических наук, 32 члена Международной академии психологических наук, 7 членов российских общественных академий. Председателем ЯРО РПО является Ю.К. Корнилов; А.В. Карпов - член президиума РПО; М.М. Кашапов - исполнительный директор ЯРО РПО.
Ярославское региональное отделение имеет традиционные творческие связи с Институтом психологии РАН, Психологическим институтом РАО, факультетом психологии МГУ, факультетом психологии СПбГУ и другими крупными российским психологическими центрами.
Регулярно собирается методологический семинар отделения. На нем выступают как ярославские, так и иногородние ученые. Работают два специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по четырем специальностям. Успешно действует Международная академия психологических наук под руководством профессора В.В. Новикова.
Организован методологический семинар для докторантов (руководитель - профессор А.В. Карпов). Ежегодно проводятся школы-семинары по следующим направлениям: интегративная технология, психология практического мышления, психология социального менеджмента, психология профессионального творческого мышления. С 1999 г. стало традиционным проведение в сентябре ежегодного международного конгресса по актуальным проблемам социальной психологии под руководством профессоров В.В. Новикова и В.В. Козлова. Ежегодно в декабре проводится областная конференция психологов, работающих в образовании. С 2003 г. становится регулярным проведение апрельской конференции «Интегративная психология: теория и практика». Цель конференции - интеграция теорий, концепций и взглядов на предмет психологии и психотерапии, интеграция теории и практики психологии, обмен опытом ведущих специалистов по различным направлениям практической психологии и психотерапии, знакомство с новейшими методами и техниками исследования, трансформации и коррекции личности, работы с группами.
п
г
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ярославские психологи приглашаются для чтения лекций и проведения практических занятий в вузах РФ и странах ближнего (Украина, Латвия, Белоруссия и др.) и дальнего зарубежья (США, Германия, Польша, Франция и др.).
Ежегодно в центральной печати издается 9-10 монографий и 2-3 учебника по основным отраслям психологии.
Особой популярностью пользуются научные периодические издания ЯРО РПО:
• «Социальная психология» - ответственные редакторы профессор В.В. Новиков, профессор В.В. Козлов.
• «Научный поиск» - ответственный редактор профессор
А.В. Карпов.
• «Ярославский психологический вестник» издается по решению президиума РПО - главные редакторы профессор Ю.К. Корнилов, профессор М.М. Кашапов, ответственный редактор профессор Л.П. Урванцев.
Таким образом, Ярославская психологическая школа существует более 50 лет. Среди ученых, формировавших ее традиции и направления исследований: В.С. Филатов, М.С. Роговин, Н.П. Ерастов, В.Д. Шадриков, В.В. Карпов. Для Ярославской школы, кроме историчности, характерна активная вовлеченность в процессы экономического и социального развития, прикладная направленность, быстрое реагирование на потребности современного общества.
В научном плане усилия ведущих ученых ЯРО РПО сосредоточены вокруг темы «Психология субъекта профессиональной и учебной деятельности».
Руководитель Ярославской психологической школы - А.В. Карпов. Им развита обобщающая психологическая теория принятия решения в профессиональной и учебной деятельности, являющаяся наиболее полной из существующих в настоящее время. В ней впервые реализован синтез представлений об основных классах процессов принятия решения - индивидуальных, групповых, управленческих и др., что позволило получить ряд фундаментальных результатов в данной области знания: доказан структурно-уровневый принцип организации процессов принятия решения в деятельности и выявлена иерархия этих процессов в ней; обнаружен и проинтерпретирован принципиально новый тип закономерностей организации этих процессов - интегративный; выявлены базовые характеристики генезиса принятия решения в ходе профессиогенеза. В рамках данной обобщающей теории развит ряд более частных психологических концепций, раскрывающих систему психологических закономерностей ос-
н
г
WWW.PRO.RSU.RU
новных классов процессов решений - индивидуальных, групповых и управленческих.
Предложена, всесторонне эмпирически и экспериментально обоснована новая психологическая концепция деятельности, базирующаяся на синтезе традиционной (структурно-морфологической) и неклассической (функционально-динамической) парадигм. Ее важнейшим положением является доказательство существования не трех (как это считалось до настоящего времени), а пяти основных уровней организации деятельности. Данная концепция является более общей, нежели разработанные до сих пор концепции в данной области, т.е. общей психологической теорией деятельности, и включает их в себя в качестве специальных, частных концепций. В данной концепции обосновано положение о существовании в структуре деятельности неизвестных до настоящего времени уровней ее организации.
Развиты принципиально новые представления об общей организации системы психических процессов, на основе которых предложена синтетическая концепция их структурно-уровневой организации. В ней впервые дано комплексное методологическое и строгое экспериментальное доказательство структурированности всей системы психических процессов в пять базовых уровней; раскрыто содержание каждого из уровней, а также дана характеристика межуровневых взаимодействий в общей иерархии психических процессов. В рамках предложенной обобщающей концепции структурно-уровневой организации психических процессов разработан ряд оригинальных концепций, раскрывающих основные уровни этой организации. Так, предложена концепция интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения, в которой доказано существование особого, качественно специфического класса психических процессов - интегральных, «вторичных», выступающих продуктами синтеза системы традиционно выделяемых - «первичных» процессов. Данная концепция впервые позволяет реализовать содержательный синтез представлений о двух основных подсистемах психики - когнитивной и регулятивной, а также содержит решения ряда важных вопросов, сформулированных в одном из новейших, приоритетных направлений современной психологии - метакогнитивизме. Кроме того, разработана новая психологическая концепция рефлексивных процессов и свойств, с позиций которой рефлексивная регуляция раскрывается как новый, не раскрытый до настоящего времени метасистемный уровень в общей структурноуровневой организации системы психических процессов.
Предложена и развита принципиально новая концепция в области психологии управления - трансформационная концепция менед-
п
г
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
жмента. В ней впервые выявлены и проинтерпретированы базовые типы трансформаций основных - эталонных, «нормативных» психологических и организационных закономерностей, установленных в зарубежной теории менеджмента и психологии управления, в отечественных условиях, а также решены проблемы кросскультурного переноса этих закономерностей и их экологической валидности. На основе данной концепции осуществлен большой цикл прикладных исследований и разработок, позволивший дать значительный экономический и социальный эффект.
Все указанные выше научные результаты получили широкое признание в кругах психологической общественности в качестве базовых концепций по приоритетным направлениям, наиболее острым и принципиальным психологическим проблемам - проблеме деятельности, проблеме психических процессов, проблеме принятия решения, проблемам психологии менеджмента. Объективным свидетельством этого является тот факт, что в течение последнего времени исследования, выполненные в русле охарактеризованных концепций, получили поддержку и были реализованы в форме грантовых исследований Российского фонда фундаментальных исследований (2 проекта); Российского гуманитарного научного фонда (4 проекта); Министерства образования РФ; грант в области гуманитарных наук (3 проекта); Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (3 проекта). Автор этих проектов - А.В. Карпов - является членом экспертного совета РГНФ и экспертом РФФИ по психологическим дисциплинам. Под его руководством защищена 1 докторская и 17 кандидатских диссертаций, в которых обобщены исследования, проведенные в рамках этой школы. Издано более 550 научных трудов, в том числе свыше 10 монографий, 8 из которых - в центральных издательствах; 10 учебников и учебных пособий с грифом Минобразования РФ и УМО по психологическим дисциплинам. Успешно функционирует система прикладных разработок и исследований на базе ведущих российских предприятий и организаций. А.В. Карпов - заслуженный работник высшей школы РФ, член президиума РПО.
В.В. Новиковым в течение многих лет разрабатывается проблема психологии личности и малых групп. Авторская трактовка социальной психологии как научно-практической дисциплины позволяет иметь дело с реальными объектами. Различение научной психологии, как имеющей дело с предметом своей науки, и прикладной, как имеющей дело с реальными объектами, различение методологии, теории и технологий оперирования с реальностью научной и прикладной психологии позволили выработать новые подходы к пониманию места на-
WWW.PRO.RSU.RU
уки и психолога в современном обществе. В.В. Новиков рассматривает соотношение теории, эксперимента и практики. Продуктивной является трактовка высшего уровня социализации личности как реализации ее внутреннего потенциала в соответствии с конкретным социально-психологическим сценарием, а также понимание организации как коллективного субъекта деятельности. Фундаментальные исследования в социальной психологии позволили провести целый ряд прикладных социально-психологических исследований, позволяющих не только понимать, но и конструировать различные формы бытия личности и группы. Среди таких исследований: отношение разных групп к деньгам; психологические особенности экономических преступлений; психологические проблемы найма, расстановки и оценки деятельности персонала и др. Работа В.В. Новикова за границей по направлению ЮНЕСКО позволила международной научной общественности познакомиться с его трудами. Он работал в Австралии, Голландии, Португалии, Германии, Болгарии и других странах.
Под руководством профессора В.В. Новикова на кафедре социальной и политической психологии эффективно работает научная школа «Социальная психология групп и коллектива»; издано 11 томов его трудов по социальной психологии и экономике. Защищено 8 докторских и более 30 кандидатских диссертаций. Результаты научных разработок успешно реализуются в системе психологического управления крупными российскими производственными организациями и научно-производственными центрами. В.В. Новиков - заслуженный деятель науки и техники РФ.
В.В. Козлов, профессор кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, принял непосредственное участие в проведении исследований по разработке и обоснованию теории и практики работы с кризисными состояниями личности, малых и больших групп, что позволило не только разработать многоуровневую методологию работы с данными объектами, но и вычленить специфику реальной практики приведения объектов в состояние баланса и эффективности в деятельности.
Созданная им теория и система психотехнологий для различных форм психосоциальной помощи населению представлена как система положений, раскрывающих структуру кризисных состояний, содержание ее основных элементов, взаимосвязи между ними, позволяющая субъекту социальной деятельности эффективно реализовывать в ней собственный творческий потенциал. Предложенная модель сориентирована на позитивную интеграцию опыта кризиса и на необходимость творческой самореализации субъекта деятельности в про-
п
г
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
цессе выполнения им своих функций как высококомпетентного профессионала.
В процессе работы по данным направлениям под научным руководством В.В. Козлова подготовлены 2 доктора и 20 кандидатов наук, осуществляется научное руководство 7 аспирантами и научное консультирование 2 соискателей ученой степени доктора наук. По разрабатываемой теме под редакцией В.В. Козлова выпущено 39 научных сборников. Общий объем опубликованных работ составляет боле 300 печатных листов.
Н.В. Клюевой разработаны методологические и теоретические основы образования взрослых, обоснованы психолого-педагогичес-кие и социально-психологические условия его эффективности. В современных условиях атрибутами качественного образования взрослых предлагается считать: способность субъекта образования к успешному построению своей профессиональной деятельности; способность субъекта к активному инновационному поведению на рынке труда; способность к саморазвитию и самообразованию; высокую степень сформированности навыков творческого мышления и эффективного общения как основу успешной профессиональной деятельности; личностную и социальную зрелость профессионала. Принципиальной особенностью подхода, разработанного Н.В. Клюевой, является представление об образовании взрослых как интеграции консалтинговой, исследовательской и образовательной деятельности. Этот подход методически представлен в технологии инновационного обучения, благодаря которому происходит освоение технологий решения проблем (формирование эффективного мышления), формирование социально-психологической компетентности (развитие умений и навыков эффективного общения), а также актуализация личностного потенциала. Обоснован новый подход к пониманию методов работы психолога в образовании, выполняющий четыре функции: рефлексивно-ориентированную, исследовательскую, развивающую и преобразующую.
Успешно внедрены в практику (более чем на 60 промышленных предприятиях и в организациях России) различные модели работы психолога в системах внутрифирменного обучения (модель сопровождения, информационно-просветительская, консультативная).
Разработанные Н.В. Клюевой программы тренингов для управленческих работников предприятий и организаций («Корпоративный тренинг», «Мотивационный тренинг», «Тренинг лидерского поведения», «Управленческий тренинг») позволяют существенно повысить успешность работы психологов, многие из которых прошли автор-
J
L
www.pro.rsu.ru
ские обучающие тренинги и семинары. Н.В. Клюева - постоянный участник международных конференций (Франция, США, Швейцария), ведущий семинаров и школ для педагогов, психологов Германии, Австрии, Швейцарии. Под научной редакцией Н.В. Клюевой издан учебник «Педагогическая психология». Защищено 10 кандидатских диссертаций.
М.М. Кашапов - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, зав. лабораторией профессионального и личностного развития. Им разработана психологическая концепция педагогического мышления. Данное направление научных работ включено в программу Центрального регионального отделения РАО «Актуальные проблемы модернизации образования в Центральном регионе РФ». Разработано 15 методик психодиагностики основных структурно-уровневых характеристик педагогического мышления. С учетом структурно-функциональных характеристик мышления профессионала разработаны современные образовательные технологии (видеотренинг коммуникативной компетентности, видеотренинг креативности, видеотренинг конфликтоусточивости, видеотренинг личностного развития профессионала на основе геш-тальттерапии). М.М. Кашапов - автор образовательных технологий по психологии для руководящих и педагогических работников образования, руководителей фирм и предприятий различных типов собственности. Является мультипликатором программы Междисциплинарного центра дидактики высшей школы (IZHD, университет Билефельда, Германия); координатором программы по взаимодействию с Ассоциацией исследований по проблемам образования и воспитания (APRIEF, PARIS X, Франция); участником BIENALE, проводимых в Париже; координатором международной образовательной программы TEMPUS (Россия, Франция, Германия); руководителем исследовательских и издательских проектов, поддержанных фондами Минобразования РФ, РГНФ, Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса), TEMPUS.
В процессе работы по данным направлениям под научным руководством М.М. Кашапова подготовлены 6 кандидатов наук; осуществляется научное руководство 8 аспирантами и научное консультирование 2 соискателей ученой степени доктора наук. По разрабатываемой теме под редакцией М.М. Кашапова издано 6 научных сборников, из них 5 - в Институте психологии РАН. Общий объем опубликованных работ составляет более 200.
Ю.К. Корнилов - профессор, кандидат психологических наук, зав. кафедрой общей психологии. Является создателем и руководителем научной школы практического мышления. Он - автор и соавтор монографий и сборников по актуальным проблемам деятельности
п
г
і_
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
специалиста-практика. Особое внимание в исследованиях, выполненных под руководством Ю.К. Корнилова, обращено на специфику практического мышления руководителей. Разработаны оригинальные методики исследования разнообразных психологических характеристик управленческого мышления.
Результаты более чем 30-летних исследований Ю.К. Корнилова представлены в работах, изданных на разнообразных межвузовских и республиканских конференциях. Руководитель проектов, поддержанных РГНФ и Минобразованием РФ. По тематике научных исследований защищено 14 кандидатских диссертаций. Полученные научные материалы используются в системе подготовки и переподготовки профессионалов, а также в модернизации преподавания в высшей школе.
Клиническая психология является областью научных интересов профессора Л.П. Урванцева. Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации 5 аспирантов кафедры. Предметом научных поисков являются диагностическое мышление, а также проблемы патопсихологии, психология соматических больных, психологические особенности взаимоотношений врача и больного. Результаты проведенных исследований представлены в многочисленных учебных пособиях (часть которых издана под грифом УМО и МО РФ), методических указаниях и научных статьях, опубликованных в центральной печати.
Доцент Н.В. Пережигина является высококвалифицированным нейропсихологом, ее основная сфера интересов - детская нейропсихология.
Основная сфера научных интересов доцента В.Е. Орла лежит в области психологии профессионального развития личности и психодиагностики. Главной научной проблематикой является исследование синдрома психического выгорания в различных профессиональных средах. Целью научно-исследовательской работы является создание концепции рассмотрения психического выгорания как системного образования. В русле этого подхода впервые в отечественной психологии проделан подробный теоретический анализ проблемы психического выгорания и намечены пути его исследования. Результаты научной работы неоднократно представлялись и обсуждались на научных форумах различного уровня: Международном психологическом конгрессе (Стокгольм, 2000 г.); Европейском психологическом конгрессе (Вена, 2003 г.). Под руководством В.Е. Орла защищены 3 кандидатские диссертации.
Научные интересы профессора Л.Ю. Субботиной охватывают широкий круг вопросов психологии способностей личности, общения,
J
L
www.pro.rsu.ru
психологии профессионального обучения, психологии управления, активных форм обучения, системы дистанционного обучения. В последнее время наиболее плодотворно Л.Ю. Субботина исследует феномен психологической защиты личности. Л.Ю. Субботина - соро-совский лауреат (2000); имеет около 40 публикаций. Она активно работает в направлении популяризации знаний по психологии, имеет 8 научно-популярных изданий, включая научное редактирование «Энциклопедии воспитания и развития дошкольника» (2001) для воспитателей, педагогов, родителей, студентов и людей, интересующихся психологией. Участвовала в подготовке трех центральных учебников по общей психологии, педагогической психологии и психологии труда.
Доцент А.А. Смирнов занимается научными исследованиями в области психологии мышления, решения задач, структур опыта субъекта по решению задачи. Им опубликовано более 50 научных и методических работ. Под его руководством успешно защитились 2 аспиранта.
Ю.П. Поваренков - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии ЯГПУ, является автором 120 научных публикаций, среди которых монографии и учебные пособия. Под его научным руководством обучается около 20 аспирантов, докторантов и соискателей. Область научных интересов: психология профессионального развития человека. Является автором оригинальной концепции профессионального становления личности, а также концепций периодизации, кризисов, критериев профессионального становления. Председатель диссертационного совета по общей и педагогической психологии.
Доктор психологических наук Н.Л. Иванова имеет богатый опыт в области международного сотрудничества. Она принимает активное участие в деятельности профессиональных и других сообществ: Ярославской региональной общественной организации «Педагогика и культура». Европейской ассоциации международного образования (EAIE), Международного общества изучения взаимодействия (ISSPR), Международного общества культурных исследований и теории деятельности (ISCRAT), ассоциации «Playback Theatre». Имеет более 100 публикаций, в том числе 3 монографии, 10 учебных и методических пособий.
Н.В. Нижегородцева - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Автор более 60 научных и методических публикаций. Среди них: популярный учебник «Психолого-педагогическая готовность ребенка к шко-
п
г
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ле», монография «Системогенез готовности к обучению», стандартизированная методика комплексной диагностики готовности к обучению в школе - «КДГ» и др. Является организатором международных и российских конференций по проблемам образования, психического развития и деятельности, член диссертационных советов по психологии, руководит работой аспирантов и соискателей. Сфера научных интересов: развитие индивидуальности в детском возрасте, системогенез учебной деятельности, готовность к обучению.
В.А. Мазилов - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. КД. Ушинского, работает в области методологии и истории психологии, общей психологии. Им опубликовано 210 научных и методических работ, в том числе 2 монографии. Под его редакцией издано 5 сборников научных трудов и 2 научные монографии. Занимается разработкой коммуникативной методологии психологической науки, направленной на интеграцию научно-психологического знания. Является заместителем председателя диссертационного совета по общей и педагогической психологии, членом нескольких диссертационных советов по психологическим и педагогическим наукам.