Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности (по материалам ѵп Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»)'

Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности (по материалам ѵп Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности (по материалам ѵп Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»)»

УДК 159

Ю. П. Поваренков, В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко, А. Э. Цымбалюк

Актуальные проблемы развития системогенетического подхода к изучению учебной и профессиональной деятельности

(по материалам VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности»)

Конференция проведена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда;

проект № 15-06-14024/15.

Yu. P. Povarionkov, V. A. Mazilov, Yu. N. Slepko, A. E. Tsymbalyuk

Urgent Problems of the Systemic Genetic Approach Development to Study Educational and Professional Activity

(on materials of the VII International Scientific and Practical Conference «Systemogenesis of Educational and Professional Activity»)

20-22 октября 2015 г. в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского прошла VII Международная научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». Конференция была посвящена обсуждению современного состояния исследований в области методологии психологии, теории и практики системогенетического подхода к учебной и профессиональной деятельности.

Организаторами конференции выступили Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Российское психологическое общество, Херсонский государственный университет, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы. Финансовая поддержка конференции осуществлялась Российским гуманитарным научным фондом (проект № 15-06-14024/15).

Программный комитет конференции возглавил академик РАО, профессор В. Д. Шадриков (Москва), являющийся автором системогенетиче-ского подхода в современной психологической науке.

Председателем оргкомитета выступил профессор Ю. П. Поваренков (Ярославль). В состав программного и организационного комитета конференции вошли профессора Н. П. Ансимова (Ярославль), А. В. Карпов (Ярославль), М. М. Кашапов (Ярославль), В. А. Мазилов (Ярославль), Н. В. Нижегородцева (Ярославль), Г. А. Суворова

(Москва), которые представляют ведущие направления реализации системогенетического подхода в области психологической теории и практики.

Безусловным признаком признания позитивной роли системогенетического подхода в развитии отечественной психологии, а также свидетельством возрастающей популярности проводимой в седьмой раз конференции стало значительное увеличение числа участников (более 300), представивших различные регионы России и ближнего зарубежья.

Среди наиболее активных участников необходимо отметить представителей из следующих городов: Архангельска, Воронежа, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Краснодара, Красноярска, Магадана, Махачкалы, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Санкт-Петербурга, Севастополя, Тюмени, Хабаровска, Ярославля и многих других. Традиционно большое количество участников из стран ближнего зарубежья: Белоруссии, Латвии, Украины.

Работа конференции представляла собой традиционный академический и научно-практический формат, включивший пленарное заседание, работу секционных заседаний и «круглого стола». Начало работы конференции было отмечено приветственными адресами ведущих научно-исследовательских и академических учреждений России в лице директора Института психологии РАН А. Л. Журавлева, директора Психологического института РАО В. В. Рубцова, председателя Московского отделения РПО

© Поваренков Ю. П., Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э., 2016

Д. Б. Богоявленской, руководителя департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики» В. А. Ключарева, первого проректора «Московского педагогического государственного университета» С. Д. Каракозова.

Отличительной особенностью пленарного заседания стало особое внимание к месту системо-генетического подхода в современной психологии, пониманию ближайших перспектив развития методологии, теории и практики системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Это нашло отражение в содержании пленарных выступлений ведущих представителей методологии системогенетического направления в современной психологической науке.

В докладе академика РАО профессора В. Д. Шадрикова «Мысль как основание для разработки коммуникативной методологии» [8] были сформулированы важнейшие идеи, связанные с решением вопроса интеграции современного психологического знания. Прежде всего, речь шла о возможностях применения коммуникативной методологии (В. А. Мазилов) к решению методологических проблем психологии, к обеспечению взаимопонимания внутри психологии между ее отдельными направлениями. Исследования последних лет позволили В. Д. Шадрикову сформулировать идею о возможностях использования категории мысли в качестве средства интеграции результатов исследований в области когнитивной психологии.

В докладе чл.-корр. РАО профессора А. В. Карпова «Системогенез игровой деятельности: постановка проблемы и подход к исследованию» [2] была представлена попытка реализации концепции системогенеза по отношению к исследованию развития одного из ведущих видов деятельности - игровой. Это дало возможность начать дискуссию о расширении границ применения системогенетического подхода к новым психологическим категориям и феноменам. А. В. Карпов стремился сформулировать новый теоретико-методологический подход к решению данной проблемы за счет раскрытия общего типа системогенеза игровой деятельности, выявления и интерпретации его специфики по отношению к генезису иных основных типов деятельности -профессиональной и учебной.

Проблемам взаимоотношения современной психологии и философии науки был посвящен доклад профессора В. А. Мазилова - «Философия науки и психология: страницы истории трагического непонимания (психология как фундамен-

тальная наука)» [4]. Ключевым источником «непонимания» В. А. Мазилов определил методологические различия между философией науки и психологией. Первая, с его точки зрения, рассматривает в качестве идеала естественные науки, что приводит вторую, как социогуманитарную дисциплину, к невостребованности философией науки данных психологического анализа. Одним из наиболее существенных негативных результатов этого противоречия является возникновение препятствия к осуществлению интеграционных процессов в психологической науке.

Развитию концепции профессионального становления и реализации личности был посвящен доклад профессора Ю. П. Поваренкова - «Струк-турно-уровневый подход к психологическому анализу профессионализации личности» [6]. Ключевой идеей доклада стало выделение трех базовых уровней психологического анализа профессионального становления личности и трех типов профессиональных циклов, соответствующих каждому из них и типу решаемых профессиональных задач. Профессионализация может рассматриваться, с точки зрения Ю. П. Поваренкова, на уровне метасистемного, системного и субсистемного анализа. Соответственно могут быть выделены и описаны мета-, макро- и микроциклы профессионализации.

Авторской концепции системогенеза учебной деятельности и готовности к обучению был посвящен доклад профессора Н. В. Нижегородцевой - «Понятие учебной деятельности и готовности к обучению в парадигме системогенетического подхода» [5]. С системоге-нетических позиций были раскрыты понятия учебной деятельности, готовности к обучению, психологической структуры учебной деятельности. С точки зрения Н. В. Нижегородцевой, использование системогенетической методологии позволяет преодолеть ограничения традиционного подхода к исследованию учебной деятельности.

Исследованию механизмов конфликтности, осуществляющихся в соответствии с общими закономерностями системогенеза внутренних сущностных качеств человека в процессе деятельности, был посвящен доклад профессора М. М. Кашапова - «Системогенетический подход как основа событийно-когнитивного понимания психологических механизмов конфликтности» [3]. В докладе были подробно представлены идеи о том, что механизмы конструктивной конфликтности являются способами уменьшения провокационного воздействия деструктивных факторов;

также М. М. Кашапов анализирует возможности системы событийных и когнитивных механизмов в оптимизации межличностного взаимодействия.

Анализу системогенетической парадигмы в отечественной науке как новому этапу развития системного подхода в психологии был посвящен доклад профессора Г. А. Суворовой - «Системо-генетическая парадигма в психологии» [7]. В докладе обсуждались идеи о том, что стратегии си-стемогенетического подхода в познании и понимании психического являются основой инновационного содержания деятельностного, системного и компетентностного подходов в образовании.

Результатам исследования процесса формирования учебной цели в младшем школьном возрасте с позиций системогенетического подхода был посвящен доклад профессора Н. П. Ансимовой - «Формирование учебной цели в младшем школьном возрасте» [1]. Анализ качественной стороны процесса формирования учебных целей позволил обозначить идею о том, что проблема неполного формирования структуры учебной деятельности у младших школьников во многом определяется недостаточно эффективным процессом целеобразования, организации которого и должно быть уделено особое внимание в работе педагога начальной школы.

Содержание секционной работы конференции было определено в соответствии с ключевыми идеями, обозначенными в работе пленарного заседания. В обсуждении этих вопросов приняли участие более 150 присутствующих на конференции. В течение трех дней работы проходило интенсивное обсуждение вопросов методологии, теории и истории системогенеза деятельности (секция «Методология системогенетического подхода», В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, В. А. Мазилов); профессионального становления и реализации личности («Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности», Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко); системогенети-ческого понимания учебной деятельности и проблем готовности к обучению («Психология учебной деятельности и готовности к обучению», Н. В. Нижегородцева, Т. М. Панкратова; коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, разных сторон профессионального мышления («Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе си-стемогенетического подхода», М. М. Кашапов, И. В. Серафимович); психологического сопровождения деятельности педагога и развития учащихся

(«Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенети-ческое направление», Г. А. Суворова,

Ю. Н. Барышев); целеобразования, формирования целей в учебной и профессиональной деятельности («Системогенетический подход к целеобразо-ванию», Н. П. Ансимова, Е. В. Карпова).

Завершилась работа конференции «круглым столом», посвященным «Актуальным проблемам развития системогенетической теории», в рамках которого была произведена оценка состояния и реализации системогенетической теории, были сформулированы основные перспективы ее развития. Среди наиболее актуальных из них были определены следующие: необходимость более глубокого понимания проблемы предмета психологии на основе достижений системогенетическо-го подхода; принципиальная важность методологического и теоретического соотнесения двух подходов - деятельностного и системогенетиче-ского; систематизация и обобщение результатов многолетних исследований в области теории и практики системогенеза и ряд других.

Библиографический список

1. Ансимова, Н. П. Формирование учебной цели в младшем школьном возрасте [Текст] / Н. П. Ансимова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - 288291.

2. Карпов, А. В. Системогенез игровой деятельности: постановка проблемы и подход к исследованию [Текст] / А. В. Карпов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. -Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 15-21.

3. Кашапов, М. М. Системогенетический подход как основа событийно-когнитивного понимания психологических механизмов конфликтности [Текст] /

М. М. Кашапов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. -С. 158-164.

4. Мазилов, В. А. Философия науки и психология: страницы истории трагического непонимания (психология как фундаментальная наука) [Текст] /

B. А. Мазилов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. -Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 21-28.

5. Нижегородцева, Н. В. Понятие учебной деятельности и готовности к обучению в парадигме системогенетического подхода [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. -

C. 12-16.

6. Поваренков, Ю. П. Структурно-уровневый подход к психологическому анализу профессионализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. -Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 121-129.

7. Суворова, Г. А. Системогенетическая парадигма в психологии [Текст] / Г. А. Суворова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть II. Психология учебной деятельности и готовности к обучению. Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление. Системогенетический подход к целеобразованию : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. -С. 242-250.

8. Шадриков, В. Д. Мысль как основание для разработки коммуникативной методологии [Текст] / В. Д. Шадриков // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные Демьянтенденции профессионального становления и реализации личности : материалы VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю. П. Поваренкова. -Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 12-15.

Bibliograficheskij spisok

1. Ansimova, N. P. Formirovanie uchebnoj celi v mladshem shkol'nom vozraste [Tekst] / N. P. Ansimova // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' II. Psihologija uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju. Psihologija tvorcheskogo myshlenija i kommunikativnoj kompetentnosti na osnove sistemogeneticheskogo podhoda. Psihologicheskoe konsul'tirovanie v uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: sistemogeneticheskoe napravlenie. Sistemogeneticheskij podhod k celeobrazovaniju : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. - 288-291.

2. Karpov, A. V. Sistemogenez igrovoj dejatel'nosti: postanovka problemy i podhod k issledovaniju [Tekst] / A. V. Karpov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' I. Metodologija sistemogeneticheskogo podhoda. Konstruktivnye i destruktivnye tendencii professional'nogo stanovlenija i realizacii lichnosti : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. -Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 15-21.

3. Kashapov, M. M. Sistemogeneticheskij podhod kak osnova sobytijno-kognitivnogo ponimanija psihologicheskih mehanizmov konfliktnosti [Tekst] / M. M. Kashapov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' II. Psihologija

uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju. Psihologija tvorcheskogo myshlenija i kommunikativnoj kompetentnosti na osnove sistemogeneticheskogo podhoda. Psihologicheskoe konsul'tirovanie v uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: sistemogeneticheskoe napravlenie. Sistemogeneticheskij podhod k celeobrazovaniju : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. -Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 158-164.

4. Mazilov, V. A. Filosofija nauki i psihologija: stranicy istorii tragicheskogo neponimanija (psihologija kak fundamental'naja nauka) [Tekst] / V. A. Mazilov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' I. Metodologija sistemogeneticheskogo podhoda. Konstruktivnye i destruktivnye tendencii professional'nogo stanovlenija i realizacii lichnosti : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. - S. 21-28.

5. Nizhegorodceva, N. V. Ponjatie uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju v paradigme sistemogeneticheskogo podhoda [Tekst] / N. V. Nizhegorodceva // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' II. Psihologija uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju. Psihologija tvorcheskogo myshlenija i kommunikativnoj kompetentnosti na osnove sistemogeneticheskogo podhoda. Psihologicheskoe konsul'tirovanie v uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: sistemogeneticheskoe napravlenie. Sistemogeneticheskij podhod k celeobrazovaniju : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. -Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 12-16.

6. Povarenkov, Ju. P. Strukturno-urovnevyj podhod k psihologicheskomu analizu professionalizacii lichnosti [Tekst] / Ju. P. Povarenkov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' I. Metodologija sistemogeneticheskogo podhoda. Konstruktivnye i destruktivnye tendencii professional'nogo stanovlenija i realizacii lichnosti : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. -Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 121-129.

7. Suvorova, G. A. Sistemogeneticheskaja paradigma v psihologii [Tekst] / G. A. Suvorova // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' II. Psihologija uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju. Psihologija tvorcheskogo myshlenija i kommunikativnoj kompetentnosti na osnove sistemogeneticheskogo podhoda. Psihologicheskoe konsul'tirovanie v uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: sistemogeneticheskoe napravlenie. Sistemogeneticheskij podhod k celeobrazovaniju : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. - S. 242-250.

8. Shadrikov, V D. Mysl' kak osnovanie dlja razrabotki kommunikativnoj metodologii [Tekst] / V. D. Shadrikov // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti. Chast' I. Metodologija sistemogeneticheskogo podhoda. Konstruktivnye i destruktivnye tendencii professional'nogo stanovlenija i realizacii lichnosti : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20-22 oktjabrja 2015 g., g. Jaroslavl' / pod red. prof. Ju. P. Povarenkova. -Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.