Научная статья на тему 'Очерк развития индустриальной и организационной психологии в Ярославле'

Очерк развития индустриальной и организационной психологии в Ярославле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
430
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЯРОСЛАВСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY / YAROSLAVL PSYCHOLOGICAL SCHOOL / LABOR PSYCHOLOGY / INDUSTRIAL PSYCHOLOGY / ENGINEERING PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпов Александр Анатольевич

В статье выделены основные этапы в истории развития индустриальной и организационной психологии в Ярославском регионе Российской Федерации. Анализ исторического развития этих научных дисциплин проводится в контексте рассмотрения истории становления Ярославской психологической школы в целом. Выделены конкретные временные этапы, представлены основные достижения каждого из них, а также дана оценка роли научных исследований и личного вклада ярославских психологов в каждый определённый временной период. Приведены сведения об основных научных мероприятиях, публикациях, значимых исторических событиях, а также редких исторических фактах. Описаны авторские взгляды в сопоставлении отличительных особенностей отечественных, в том числе, ярославских, и зарубежных организационно-психологических исследований. Выделены основные причины подобных различий и факторы, определяющим образом обусловившие формирование оригинального в отечественных условиях пути развития описываемых в работе дисциплин. Рассмотрены возможные предпосылки к слиянию популярных в советский период психологических отраслей (инженерной психологии, психологии труда, промышленной психологии, социальной психологии) в единую комплексную макродисциплину организационную психологию. Проанализировано современное состояние организационной психологии в Ярославском регионе, рассмотрены особенности научной, практической, административной работы ярославских организационных психологов, обозначены возможные перспективы дальнейшего развития организационной психологии в Ярославской области. Дан обзор основных и наиболее важных в научном и учебно-методическом отношении работ ярославских организационных психологов. Рассмотрены специфические черты ярославской психологической школы и ярославской организационной психологии как её неотъемлемой составляющей. Указано, что данные особенности характерны как для прикладных направлений, так и для теоретических исследований, включающих значительный набор различных разработанных в ярославской психологической школе комплексных методических процедур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outline of Industrial and Organizational Psychology Development in Yaroslavl

The paper presents the main stages in the history of industrial and organizational psychology in the Yaroslavl region (Russia). Analysis of the historical development of these scientific disciplines is carried out in the context of the history of the development of the Yaroslavl school of psychology (YaPS) in general. Specific time stages have been identified, the main achievements of each of them have been presented. The article also assesses the role of scientific research and the personal contribution of the Yaroslavl psychologists in the each time period. Information about the main scientific events, publications, important historical events, as well as rare historical facts have been provided. The author’s view regarding the comparison of distinctive features of the national (and specifically, Yaroslavl) and abroad research in organizational psychology has been described. The article highlights the main reasons for these differences and the factors decisively contributing to the formation of the original developmental path of industrial and organizational psychology in the national conditions. The possible background to the synthesis of popular psychological disciplines in the Soviet period (engineering psychology, labor psychology, industrial psychology, social psychology) into a single integrated macrodiscipline of organizational psychology is presented in the paper. The paper outlines the analysis of the current state of organizational psychology in the Yaroslavl region, the desctiption of the specific features of scientific, practical and administrative work of the Yaroslavl organizational psychologists, the prospects of further development of organizational psychology in the Yaroslavl region. The article also presents an overview of the most important scientific and educational-methodical works of Yaroslavl psychologists, describes special features of the YaPS and organizational psychology as its part

Текст научной работы на тему «Очерк развития индустриальной и организационной психологии в Ярославле»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Очерк развития индустриальной и организационной психологии в Ярославле

КАРПОВ Александр Анатольевич

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Россия

Аннотация. В статье выделены основные этапы в истории развития индустриальной и организационной психологии в Ярославском регионе Российской Федерации. Анализ исторического развития этих научных дисциплин проводится в контексте рассмотрения истории становления Ярославской психологической школы в целом. Выделены конкретные временные этапы, представлены основные достижения каждого из них, а также дана оценка роли научных исследований и личного вклада ярославских психологов в каждый определённый временной период. Приведены сведения об основных научных мероприятиях, публикациях, значимых исторических событиях, а также редких исторических фактах. Описаны авторские взгляды в сопоставлении отличительных особенностей отечественных, в том числе, ярославских, и зарубежных организационно-психологических исследований. Выделены основные причины подобных различий и факторы, определяющим образом обусловившие формирование оригинального в отечественных условиях пути развития описываемых в работе дисциплин. Рассмотрены возможные предпосылки к слиянию популярных в советский период психологических отраслей (инженерной психологии, психологии труда, промышленной психологии, социальной психологии) в единую комплексную макродисциплину — организационную психологию. Проанализировано современное состояние организационной психологии в Ярославском регионе, рассмотрены особенности научной, практической, административной работы ярославских организационных психологов, обозначены возможные перспективы дальнейшего развития организационной психологии в Ярославской области. Дан обзор основных и наиболее важных в научном и учебно-методическом отношении работ ярославских организационных психологов. Рассмотрены специфические черты ярославской психологической школы и ярославской организационной психологии как её неотъемлемой составляющей. Указано, что данные особенности характерны как для прикладных направлений, так и для теоретических исследований, включающих значительный набор различных разработанных в ярославской психологической школе комплексных методических процедур.

Ключевые слова: организационная психология; Ярославская психологическая школа; психология труда; индустриальная психология; инженерная психология; история развития.

Этапы развития организационной психологии в Ярославле

Становление и развитие психологической науки в Ярославском регионе неразрывно связано с формированием самобытной научной школы, известной сегодня в России как «Ярославская психологическая школа». Вместе с тем, на протяжении достаточно длительного времени ни общая логика её становления и развития, ни её отличительные и наиболее специ-

Адрес: 150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, 14. E-mail: karpov.sander2016@yandex.ru

фические черты не подвергались должному ретроспективно-историческому анализу. Однако именно это является одним из важнейших условий не только для уяснения её содержания, но и для определения перспектив её развития в будущем. Безусловно, подобный анализ в полном объёме — это самостоятельная и очень масштабная задача, требующая специального внимания и комплексной разработки. Изучение происхождения и эволюции ярославской психологической школы (ЯПШ) должно проводиться на основе существующих фило-софско-научных критериев, подходов, нормативов — так же, как и изучение динамики любой иной научной школы.

В силу этого, в данной статье среди всего круга проблем, исследуемых в рамках ЯПШ, будут выделены лишь те, которые связаны с развитием индустриальной и организационной психологии. Известно, что эти направления психологического знания во многом определяют современную прикладную психологию в целом. Они являются одними из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в прикладном отношении; выступают определяющими «драйверами» развития психологической науки как в России, так и за рубежом.

В то же время важно отметить существенные различия в истории развития отечественной и зарубежной организационной психологии, объективным образом возникающие в силу известных социально-экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов. Значительный период времени (вплоть до 1990-х годов) своеобразной альтернативой организационной психологии и всех дисциплин, содержательно входящих в её структуру, в нашей стране выступали социальная психология, психология труда и инженерная психология. Вместе с тем вполне очевидным представляется тот факт, что такого рода «замена» (а точнее — «подмена») не является исчерпывающей. Большой круг вопросов, связанных, в частности, с организационным консультированием, организационным поведением и тому подобным, оставался без должного рассмотрения в отечественной психологии.

Однако нельзя однозначно утверждать, что эти недостатки обусловливали отставание от зарубежной организационной психологии. Наоборот, самостоятельный и во многом оригинальный путь развития рассматриваемой научной области сделал возможным формирование новых парадигм, подходов и научных взглядов, которые стали, в определённой степени, «визитной карточкой» всей отечественной психологии. Впоследствии на рубеже веков были созданы ощутимые предпосылки, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в обществе и направленные на интеграцию инженерно- и социально-психологических исследований и их качественный переход в русло общей организационно-психологической направленности, которая теперь, как и в других странах, представляет собой крупную, комплексную научную дисциплину.

В то же время, ход развития организационной и прикладной психологии в отечественной психологии закономерным образом повторяется и в рамках ЯПШ. Эта тенденция состоит в «похожести» определённых этапов развития и в сходстве логики их смены в историческом плане с общими тенденциями их развития. Конечно, была и специфика, обусловленная конкретными, в том числе и регионально-своеобразными условиями, в которых проходило развитие ярославской организационной психологии. В целом можно, на наш взгляд, дифференцировать следующие основные этапы такого развития и их последовательность.

1 этап. 1930-е годы — развитие психотехнического направления в нашей стране и появление первых работ в Ярославском регионе.

2 этап. 1950—1970-е годы — становление и развитие психологии труда, пик популярности исследований в области инженерной психологии.

3 этап. 1970—1980-е годы — приоритетное развёртывание исследований целой плеяды ярославских учёных в области социальной психологии.

4 этап. 1990-е годы — модернизация научных исследований в направлении синтеза психологии труда, индустриальной и инженерной психологии, психологии деятельности и др. в концептуальную целостность, то есть в организационную психологию как таковую. Формулировка новых методологических подходов к её разработке.

5 этап. 2000-е годы — тенденция к разработке направлений, связанных с практикой работы организационного психолога, интенсивное развитие таких дисциплин, как управление персоналом, организационное консультирование и других.

Ярославская лаборатория психологии труда

Определяющее значение для становления и развития не только организационной и индустриальной психологии, но и для психологии в целом в Ярославской области принадлежит временному отрезку 1950—1970-х гг. В данном случае выдающуюся роль в «историческом переломе» отношения к психологии, а также в обретении ею самостоятельного статуса и в придании ЯПШ яркой прикладной направленности сыграла деятельность Виктора Васильевича Карпова, основателя и научного руководителя первой лаборатории психологии труда (Карпов, 2001; Мазилов, 2015; Шикун, 2007). При этом возникает интересная историческая аналогия двух, хотя, конечно, и очень «разномасштабных», но в чём-то и сходных событий. Точно так же, как возникновение экспериментальной психологии (и выделение психологии в целом в качестве самостоятельной науки из философии) связывается с основанием В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 г., возникновение Ярославской психологической школы (и в то же время, начало развития рассматриваемых нами дисциплин) также связано с основанием самостоятельной научной лаборатории — лаборатории психологии труда.

В этот период формируется группа единомышленников, работающих на кафедре психологии Ярославского государственного педагогического института (ЯГПИ, ныне ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), которые и являются одними из основателей ЯПШ (Н. П. Ерастов, В. В. Карпов, М. М. Князев, А. В. Филиппов, В. Д. Шадриков и другие). Многие из них впоследствии стали известными учёными, крупнейшими специалистами в различных отраслях психологической науки, в том числе в психологии труда и инженерной психологии. В их ряду особо выделяется Владимир Дмитриевич Шадриков — один из последователей В. С. Филатова, а впоследствии — выдающийся отечественный психолог, академик РАО, заместитель министра образования и науки СССР. Его диссертационная работа, посвящённая проблеме оптимизации информационных процессов в автоматизированных системах управления, выполненная в то время, явилась одним из крупных событий в развитии Ярославской психологической школы. Вместе с тем, большую и во многом определяющую роль для современного состояния исследований, проводимых в Ярославской психологической школе, сыграла разработанная В. Д. Шадриковым концепция системогенеза профессиональной деятельности, а также его теория общих и профессиональных способностей. Они являются теоретико-методологической основой многих исследований как общепсихологического плана, так и прикладной направленности.

Основание лаборатории психологии труда явилось своеобразным катализатором последующих исследований в русле организационной, индустриальной и инженерной психологии в Ярославском регионе. Высокий интерес к этим дисциплинам стимулировал появление целых научных направлений внутри ЯПШ, которые, в свою очередь, обратили на себя

внимание других видных психологов страны того времени. За несколько лет (в период с 1966 г. по 1978 г.) были организованы важные научные конференции, в том числе всесоюзного уровня, по итогам работы которых были изданы сборники научных трудов, бережно хранящиеся сейчас в музее факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Среди таких научных мероприятий необходимо выделить следующие. В первую очередь, это Всесоюзная конференция «Научная организация труда и управления» (1966 г.), организованная и проведённая в одном из крупных центров оборонной промышленности СССР — в г. Рыбинске (Карпов, В.В., 2001). Важно и то, что её организацию и проведение непосредственно курировал ярославский областной комитет КПСС, а открывал её и вёл пленарное заседание тогдашний первый секретарь Обкома — Ф. И. Лощенков. Это Первая научно-практическая конференция по промышленной психологии (24-26 мая 1972 г.), проведённая под эгидой Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, Ярославского государственного университета, а также Ярославского отделения Общества психологов СССР. Это Всесоюзная конференция по инженерной психологии, проведённая в1974 г., пленарное заседание которой открывал доклад одного из основателей ЯПШ В. С. Филатова. Помимо этого, важно отметить, что в эти годы границы ярославской промышленной (индустриальной) психологии, психологии труда и инженерной психологии были существенно расширены за счет их «продвижения» за рубеж. Некоторые научные мероприятия стали носить уже не региональный или всесоюзный характер, а — международный. Так, в 1978 г. ещё в одном известном районном центре Ярославской области — в Ростове Великом — состоялась Конференция психологов придунайских стран, на которой были представлены результаты исследований отечественных ученых и специалистов из Чехословакии, Румынии, Болгарии. В 1971—1972 гг. выходит в свет сборник научных работ ведущих специалистов того времени «Проблемы инженерной психологии», состоявший из трёх больших частей (выпусков) и издававшийся совместно ЯГПИ, Обществом психологов СССР и Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР.

Образование факультета психологии в ярославском университете

Необходимо отметить ещё одну историческую дату, которая относится к рассматриваемому временному отрезку и которая в значительной степени повлияла на ход развития организационной психологии в Ярославском регионе. Вероятно даже, именно эта веха определила во многом то, какой в целом является здесь современная организационная психология. В 1970 г. психология в Ярославле получает совершенно иной, чем прежде, организационный статус, иное институциональное оформление, и, естественно, иной масштаб и уровень влияния. Последнее связано с образованием сначала отделения, а затем факультета психологии в Ярославском государственном университете. Выдающуюся роль в его создании сыграла многогранная научная и организационная деятельность крупнейшего представителя ЯПШ В. Д. Шадрикова, а также другого известного российского социального психолога В. В. Новикова (первого декана факультета психологии). В связи с этим важно подчеркнуть отмеченную ранее общую закономерность развития отечественной промышленной психологии в сравнении с зарубежной индустриально-организационной психологией. Долгое время исследования в области социальной психологии (вопросы, связанные с большими и малыми группами, коллективом, властью и лидерством, социально-психологическим климатом организации и др.) успешно выступали альтернативными по отношению к организационной психологии в странах Запада. 1970—1980-е гг. связаны с разработкой новых социально-психологических направлений в ЯПШ, которые в существенной мере заложили

основы эффективного перехода на современные исторические этапы развития собственно организационной психологии в г. Ярославле. В частности, развёртываются крупные исследования по организации психологической службы на предприятиях Министерства нефтяной и химической промышленности, организованные В. В. Новиковым.

Современное состояние индустриально-организационной

психологии в Ярославле

Можно с уверенностью констатировать, что такой переход был осуществлен в период 1990—2000 гг. и был продиктован главным образом изменениями в социальной, политической, экономической и других сферах. Новое государственное устройство, начало становления рыночной экономики в стране, интенсификация развития различных отраслей производства и, что особо важно, высоких технологий в промышленности ставили новые задачи для отечественных и ярославских психологов. Во многом интеграция и общее слияние индустриальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, которые были популярны до начала 1990-х гг. в единую комплексную отрасль — организационную психологию — были обусловлены неким «подстраиванием» под определённые западные научные модели и схемы, доказавшие свою эффективность за рубежом и теперь распространяющие своё влияние и даже экспансию в российскую науку. В этих условиях чрезвычайно важно было сохранить «лицо» отечественной психологической школы, не утратить её былые традиции и приумножить то, что уже было создано в течение второй половины XX столетия.

В силу этих причин, общая ситуация складывалась таким образом, что наряду с внедрением в отечественные исследования академических и практических разработок иностранных авторов, требовалось также создание собственных теоретических концепций и исследовательских направлений. Эта задача во многом осложнялась ещё и тем, что психологическая среда и условия выполнения профессиональной деятельности в отечественных организациях очевидным образом отличались от того же самого в зарубежных организациях в силу специфики организационной структуры, культуры, особенностей стилей руководства, менталитета и многого другого.

В сложившихся обстоятельствах представителями ЯПШ было успешно решено большинство из подобных проблем, а организационная психология в Ярославле уверенно заняла лидирующие позиции среди других психологических дисциплин. Действительно, за последние два десятилетия ярославскими психологами были разработаны целый ряд оригинальных концепций и новых методологических подходов. Одним из наиболее заметных среди них явилась разработанная А. В. Карповым трансформационная концепция менеджмента1 (Карпов, 2000). Её основной смысл заключаются в доказательстве множественных и весьма глубоких, хотя и достаточно имплицитных трансформаций многих базовых закономерностей так называемого «эталонного» (нормативного) менеджмента, установленных и проинтерпретированных в зарубежных организационно-психологических исследованиях. Это вновь и с ещё большей остротой ставит вопрос корректности и правомерности их переноса на условия российской экономики, на отечественные организации. В ней показано также, что существует очень большое число факторов, провоцирующих подобного рода трансформации — как во внутренней, так и во внешней среде организаций. Таким образом, по отношению к прикладным исследованиям и разработкам в сфере организационной психологии в России

1 Следует отличать от зарубежной «трансформационной теории лидерства» (Burns, 1978; Bass, Avolio, 1994). Прим. ред.

в качестве специфической и объективно необходимой методологии может и должна, по мнению автора, выступать трансформационная концепция менеджмента (Карпов, 2000).

Важно также отметить, что помимо задач сугубо научного плана ярославскими учёными успешно решаются в это время вопросы, относящиеся к учебной деятельности и к административной работе, непосредственно связанной с организационной психологией. Так, в 2012 г. коллективом авторов — преподавателей факультета психологии ЯрГУ — был издан один из наиболее полных и современных в научном отношении учебник для бакалавров «Организационная психология» (Карпов, 2012). Очевидным достоинством этой книги является включение в её содержание не только уже имеющихся основ описываемой дисциплины, но и рассмотрение вопросов, относящихся к другим областям, находящимся в структуре организационной психологии, однако в последние годы существенно дистанцировавшимся от неё, автономным по отношению к ней (организационное консультирование, организационное поведение, организационное развитие). Помимо этого учёными факультета психологии ЯрГУ был создан учебник «Технологии управления развитием персонала» (Карпов, Клюева, 2016). Что же касается родственных с организационной психологией областей, то в рассматриваемый исторический этап вышли в свет учебники А. В. Карпова «Психология менеджмента» (Карпов, 1999) и учебник коллектива авторов «Психология труда» (Карпов, 2003).

Разумеется, этими работами круг интересов ярославских ученых, занимающихся проблемами организационной психологии, не ограничивается, а общее количество их публикаций ежегодно возрастает. Этому во многом содействует то, что вот уже более тридцати лет в ЯрГУ им. П. Г. Демидова успешно работает особое структурное подразделение — кафедра психологии труда и организационной психологии. Данный факт убедительным образом свидетельствует о закреплении официального статуса организационной психологии в Ярославском регионе, в том числе, и как «классической» вузовской науки. Это является залогом её дальнейшего развития, поскольку является главным фактором подготовки её будущих научных кадров со специальным и углублённым университетским образованием.

Заключение

Современный этап развития ярославской психологической школы в целом и ярославской организационной психологии как одной из её неотъемлемых составляющих, а возможно и олицетворяющих её в значительной степени как таковую, определяется двумя основными чертами, тенденциями. Первая черта — это диверсификация научных исследований, расширение спектра их проблематики, направленности, стиля и методов. Говоря о ЯПШ в целом, необходимо указать, что это в общем виде работа исследователей в различных областях психологического знания (общая психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология личности и др.). Рассматривая же диверсификацию применительно к ярославской организационной психологии, следует отметить, что это же проявляется в существенном расширении круга исследований, начиная от теоретико-методологических проблем и заканчивая вопросами организационного консультирования, организационных конфликтов и иных прикладных аспектов. Вторая черта — это теоретизация и фундамента-лизация всей школы (Карпов, Субботина, 2011) и организационной психологии в частности. Сохраняя и углубляя свою исходно прикладную направленность, ЯПШ и, конкретно, ярославская организационная психология, уже давно стала и одной из ведущих в России с точки зрения теоретического уровня проводимых в ней исследований. В связи с этим также важно

отметить еще одну интересную особенность, свойственную исследованиям, осуществляемым в рамках ЯПШ. Она состоит в традиционно широком применении различных групп методов и, в первую очередь, комплексных математико-статистических процедур, лежащих в основе специфического для ЯПШ метода структурно-психологического анализа деятельности. Его реализация открывает большие возможности получения точных и адекватных целям организационно-психологических исследований результатов.

В настоящее время организационная психология в Ярославле, пройдя все этапы становления и развития, приобрела свои специфические и во многом оригинальные черты и особенности; она пользуется известностью и авторитетом как в России, так и за её пределами. Возможно, ход развития ЯПШ в целом и организационной психологии, в особенности (как психологической отрасли, наиболее актуальной сейчас в мировом масштабе) приведёт в ближайшем будущем к следующему, новому этапу её развития. Его действенность, равно как и определение новых направлений и новых научных проблем, должны осуществиться на основе принципа исторической преемственности, подразумевающего опору на результаты и достижения предыдущих поколений ярославских психологов.

Литература

Карпов, А. В. (1999). Психология менеджмента: Учеб. пособие, М.: Гардарики. Карпов, А. В. (2000). Предпосылки и перспективы развития трансформационной концепции менеджмента. В сб. Материалы международного симпозиума по социальной психологии. Ярославль.

Карпов, А. В. (ред.). (2001). Хрестоматия по общей и прикладной психологии: Учебное пособие. Ярославль: ЯРО РПО.

Карпов, А. В. (ред.). (2003). Психология труда: Учеб. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. Карпов, А. В., Клюева, Н. В. (ред.). (2015). Технологии управления развитием персонала. Учебник. Ярославль: Проспект.

Карпов, А. В., Субботина, Л. Ю. (ред.). (2011). Факультет психологии Ярославского государственного университета им. П. Г Демидова. История и современность. Ярославль: ЯРО РПО; ЯрГУ

Карпов, В. В. (2001). Научная организация труда и промышленная психология. В кн.: Карпов,А.В. (ред). Хрестоматия по общей и прикладной психологии: Учебное пособие (13-17). Ярославль: ЯРО РПО. Мазилов, В. А. (2015). Профессор В. С. Филатов как основатель ярославской психологической

школы. Ярославский педагогический вестник, 5, 159-171. Шикун, А. А. (2007). Феномен научных психологических школ. Вестник ТГПУ, 10, 132-136. Burns, J. M. (1978). Leadership. New York. Harper & Row.

Bass, B. M., Avolio, B. J. (Eds.). (1994). Improving organizational effectiveness through transformational leadership. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY

Outline of Industrial and Organizational Psychology Development in Yaroslavl

Alexander KARPOV

Yaroslavl Demidov State University, Yaroslavl, Russia

Abstract. The paper presents the main stages in the history of industrial and organizational psychology in the Yaroslavl region (Russia). Analysis of the historical development of these scientific disciplines is carried out in the context of the history of the development of the Yaroslavl school of psychology (YaPS) in general. Specific time stages have been identified, the main achievements of each of them have been presented. The article also assesses the role of scientific research and the personal contribution of the Yaroslavl psychologists in the each time period. Information about the main scientific events, publications, important historical events, as well as rare historical facts have been provided. The author's view regarding the comparison of distinctive features of the national (and specifically, Yaroslavl) and abroad research in organizational psychology has been described. The article highlights the main reasons for these differences and the factors decisively contributing to the formation of the original developmental path of industrial and organizational psychology in the national conditions. The possible background to the synthesis of popular psychological disciplines in the Soviet period (engineering psychology, labor psychology, industrial psychology, social psychology) into a single integrated macrodiscipline of organizational psychology is presented in the paper. The paper outlines the analysis of the current state of organizational psychology in the Yaroslavl region, the desctiption of the specific features of scientific, practical and administrative work of the Yaroslavl organizational psychologists, the prospects of further development of organizational psychology in the Yaroslavl region. The article also presents an overview of the most important scientific and educational-methodical works of Yaroslavl psychologists, describes special features of the YaPS and organizational psychology as its part.

Keywords: organizational psychology, yaroslavl psychological school, labor psychology, industrial psychology, engineering psychology.

The Stages of Organizational Psychology Development in Yaroslavl

The formation and development of psychological science in the Yaroslavl region is inextricably linked to the formation of distinctive scientific schools, known in Russia today as «the Yaroslavl Psychological School». However, for quite a long time nor the overall logic of its formation and development, nor its most distinguishing and specific features were not subjected to proper retrospective-historical analysis. But that's one of the most important conditions not only to understand its content, but also to define prospects of its development in the future. Of course, such an analysis in full it is an independent and very ambitious task that requires special attention and

Address: 14, Sovetskaya Str., Yaroslavl 150003, Russian Federation E-mail: karpov.sander2016@yandex.ru

integrated development. The study of the origin and evolution of the Yaroslavl psychological school (YaPS) should be done on the basis of existing philosophical and scientific criteria, approaches, and standards, as well as the study of the dynamics of any other scientific schools.

Because of this, in this article among the whole range of problems studied under YaPS will be allocated only those associated with the development of industrial and organizational psychology. It is known that these areas of psychological knowledge largely determine modern applied psychology as a whole. They are one of the most important in theoretical and practical terms, are crucial «drivers» of development of psychological science in Russia and abroad.

At the same time, it is important to note significant differences in the development of national and foreign organizational psychology, objectively arising because of the known socio-economic, socio-political, ideological and other factors. A considerable period of time (up to 1990-s) the kind of alternative of organizational psychology and all the disciplines meaningful within its framework in our country were social psychology, psychology of labor and engineering psychology. However, quite obvious is the fact that this kind of «replacement» (or rather «substitution») is not exhaustive. A large range of issues associated in particular with the organizational consulting, organizational behavior, and the like, were left without due consideration in the national psychology.

At the same time, one cannot argue that these shortcomings have led to the backlog of foreign organizational psychology. On the contrary, an independent and largely an original way of development of the considered scientific field has made possible the formation of new paradigms, approaches and scientific views that have become, to a certain extent, the «hallmark» of the entire national psychology. Subsequently, at the turn of the century was created appreciable background due to socio-economic transformations in society and aimed at the integration of engineering and social-psychological research and the qualitative shift in the direction of overall organizational and psychological orientation, which now, as in other countries, is a large, complex scientific discipline.

Also, the development of organizational and applied psychology in the national psychology is repeated naturally within the framework of APS. This trend is the «similarity» of certain stages of development and the similarity of the logic of their change in historical perspective with general trends of their development. Of course there were specifics, due to the specific conditions (including the regional-specific conditions), which took place in the development of Yaroslavl organizational psychology. In common, in our opinion, it is necessary to differentiate the following main stages of the development and their sequence.

Stage 1. 1930-s — the development of psychotechnical trend in Russia and the emergence of the first works in the Yaroslavl region.

Stage 2. 1950-1970-s. — the formation and development of labor psychology, the peak of the popularity of research in the field of engineering psychology.

Stage 3. 1970-1980-s — priority research deployment of a big group of Yaroslavl scientists in the field of social psychology.

Stage 4. 1990-s — the modernization of scientific research in the direction of synthesis of labor psychology, industrial and engineering psychology, psychology of ctivity, etc. in a conceptual integrity, that is, in organizational psychology per se. Formulation of new methodological approaches to its development.

Stage 5. 2000-s years — the trend towards the development of areas related to the practice of organizational psychologist, the intensive development of such disciplines as personnel management, organizational consulting, and others.

The Yaroslavl Labor Psychology Laboratory

Decisive role in the formation and development of organizational and industrial psychology and psychology in General in the Yaroslavl region belongs to the time interval 1950-1970s. In this case a prominent role in the "historical turning point" to psychology, but also in gaining it an independent status and giving a distinct applied orientation played activities of Viktor Karpov, the founder and scientific director of the first laboratory of labor psychology (Karpov A. V., 2001; Mazilov, 2015; Shikun, 2007). This raises an interesting historical analogy of the two, although, of course, very different in historical scale, but somewhat similar events. Just as the emergence of experimental psychology (and the selection of psychology as a whole as an independent science of philosophy) is associated with a basis of W. Wundt's first experimental psychological laboratory in 1879, the emergence of the Yaroslavl school of psychology (and at the same time, the beginning of the development of the considered studies) is also associated with the foundation of independent scientific laboratory. This is the laboratory of labor psychology.

During this period, formed a group of associates working at the Department of psychology of Yaroslavl state pedagogic Institute (YSPI, now, YSPU), which are among the founders of YaPS (N. P. Erastov, V. V. Karpov, M. Knyazev, A. V. Filippov, V. D. Shadrikov and others). Many of them later became famous scientists, the specialists in various branches of psychological science, including labor psychology and engineering psychology. Among these researchers singled out Vladimir D. Shadrikov — one of the followers of V. S. Filatov, and later — the eminent Russian psychologist, academician, Deputy Minister of education and science of the USSR. His dissertation work is devoted to the problem of optimization of information processes in the automated systems management, made at the time, was one of the major events in the development of the Yaroslavl school of psychology. However, very large and in many ways decisive role for the current state of research in the Yaroslavl psychological school, played the concept of system Genesis of professional activity, as well as his theory of general and professional abilities developed by V. D. Shadrikov.

The foundation of the laboratory of labor psychology was a catalyst for further research in organizational, industrial and engineering psychology in the Yaroslavl region. High interest in these disciplines has stimulated the appearance of entire scientific fields within YaPS, which, in turn, drew the attention of other prominent psychologists of the country at that time. In a few years (in the period from 1966 to 1978) was organized the important scientific conferences, including the all-Union level. The results of these conferences were published in collections of scientific papers, carefully stored now in the Museum of the faculty of psychology of the Yaroslavl state University (YSU). Among such research activities should be allocated the following. First and foremost, it's all-Union conference «Scientific organization of labor and management» (1966), organized and held in one of the major centers of defense industry of the USSR — in the city of Rybinsk (Karpov, V. V., 2001). It is important that its organization and conduct was directly supervised by the Yaroslavl regional Committee of the CPSU and opened it, and led a plenary meeting of the first Secretary of the Regional Committee F. I. Loshchenkov. This is the First scientific-practical conference on industrial psychology (May 24-26, 1972), conducted under the auspices of the Ministry of higher and secondary special education of the RSFSR, Yaroslavl state University and the Yaroslavl branch of the society of psychologists of the USSR. This is all-Union conference on engineering psychology (1974), plenary session of which was opened by the report of one of the founders of AYaPS V. S. Filatov. In addition, it is important to note that in these years, the boundaries of the Yaroslavl industrial psychology, labor psychology and engineering psychology has been significantly expanded at the expense of their «promotion» abroad. Some scientific events began wearing already not regional or all-Union

character, but international. So, in 1978 in a famous district center of the Yaroslavl region (Rostov Veliky) hosted a Conference of psychologists of the Danubian countries, which presented the results of researches of national scientists and experts from Czechoslovakia, Romania, and Bulgaria. In 1971-1972s published collection of scientific works of the leading specialists at that time «Problems of engineering psychology», which consisted of three big parts (issues) and published jointly by YSPI, Society of psychologists of the USSR and the Institute of General and pedagogical psychology of NPA of the USSR.

The Emergence of the Faculty of Psychology at Yaroslavl University

It should be noted another historic date, which refers to the considered time interval which is largely influenced on the development of organizational psychology in the Yaroslavl region. Probably, this milestone has determined largely what in general is a modern organizational psychology in Yaroslavl. In 1970 psychology in Yaroslavl gets a completely different than ever before, organizational status, a different institutional design, and, of course, other boundaries and the level of influence. It is connected with the formation of the first branch and then of the faculty of psychology at Yaroslavl State University. A prominent role in its creation was played by the multifaceted scientific and organizational activity of the largest representative YaPS, now the academician Vladimir Shadrikov, as well as other well-known Russian social psychologist Viktor Novikov (the first Dean of the Faculty of psychology). In this regard, it is important to remember noted earlier, the overall pattern of development of domestic industrial psychology compared with foreign industrial-organizational psychology. For a long time, research in social psychology (issues related to large and small groups and teams, power and leadership, socio-psychological climate of organization, etc.) were successful alternatives to organizational psychology in the West countries. 1970-1980-s associated with the development of new socio-psychological trends in YaPS that substantially laid the foundations for an effective transition to modern stages of historical development of general organizational psychology in the city of Yaroslavl. In particular, deployed a major research on the organization of psychological service at the Ministry of oil and chemical industries, organized by V. V. Novikov.

The Current State of Industrial-Organizational Psychology in Yaroslavl

It's safe to say that this transition was carried out in the period 1990-200-s and was dictated mainly by changes in the social, political, economic and other spheres. A new political system, the beginning of formation of market economy in the country, intensification of development of the various branches of production and, importantly, the high technologies in the industry set new goals for national and Yaroslavl psychologists. In many ways, the integration and total merging of industrial psychology, labor psychology and engineering psychology, which was popular until the early 1990-s in a single, integrated industry (organizational psychology) was due to some «adjustment» to certain Western scientific models and patterns that have proven effective abroad and is now spreading its influence and even its expansion in the Russian science. In these circumstances, it is extremely important to preserve the characteristic features of the national psychological school, not losing its old traditions and augment what has already been created during the second half of the twentieth century.

Due to these reasons, the general situation has developed in such a way that along with the introduction in national studies of academic and practical developments of foreign authors, required the establishment of own national theoretical concepts and research areas. This task is largely complicated by the fact that the psychological environment and conditions of implementation of

professional activity in domestic companies in an obvious way different from the same in foreign organizations due to the nature of the organizational structure, culture, leadership styles, mentality and more.

In the circumstances, representatives of APS was successfully solved most of these problems, and organizational psychology in Yaroslavl confidently took the leading position among other psychological disciplines. Indeed, over the past two decennaries Yaroslavl psychologists have developed a number of original concepts and new methodological approaches. One of the most notable among them was developed by Anatoly Karpov transformational concept of management (Karpov, 2000). Its basic meaning lies in the evidence of the multiple and very deep, although quite implicit transformations of many basic patterns of the so-called «reference» (normative) management of established and interpreted in foreign organizational and psychological research. It again and even more urgently raises the question of the correctness and legality of their transfer to the conditions of the Russian economy, the national organizations. It is also shown that there is a very large number of factors causing this kind of transformation (both internal and in the external environment of organizations). Thus, according to the author, in relation to practical research and development in the field of organizational psychology in Russia as a specific and necessary methodology can and should be transformational concept of management (Karpov, 2000).

It is also important to note that in addition to problems of a purely scientific plan of the Yaroslavl scientists also successfully resolved the issues pertaining to educational activity and administrative work directly related to organizational psychology. In 2012, a group of authors (employees of the faculty of psychology of Yaroslavl state University) published one of the most complete and modern academic textbook for bachelors «Organizational psychology» (Karpov, 2012). The obvious advantage of this book is the description of not only the existing foundations of organizational psychology, but also the consideration of issues relating to other areas in the structure of organizational psychology, but in recent years significantly separated from it, (organizational consulting, organizational behavior, organizational development).

Of course, these works range of interests of Yaroslavl organizational psychologists, is not limited, and the total number of publications is increasing every year. This largely contributes to the fact that for over thirty is successfully running a special structural subdivision in YSU — the Department of labor psychology and organizational psychology. This fact convincingly testifies to the consolidation of the official status of organizational psychology in the Yaroslavl region, in particular, and also as a "classical" science. This is the key to its further development as a major factor in learning of future scientific personnel with special and advanced University education.

Conclusion

The current stage of development of the Yaroslavl Psychological School in General and Yaroslavl organizational psychology as one of its essential components, and possibly embody it largely as such, is determined by two main features and trends. The first feature is the diversification of scientific research, expanding the range of their perspective, orientation, style, and methods. Speaking of YaPS in general, it is necessary to indicate that it is the work of researchers in various fields of psychological knowledge (general psychology, pedagogical psychology, developmental psychology, psychology of personality, etc.). As for the diversification in relation to the Yaroslavl organizational psychology, it should be noted that this same trait is evident in the substantial expansion of the area of research, ranging from theoretical and methodological issues to organizational consulting, organizational conflicts and other practical aspects. The second feature is the theorization and fundamentalization of the whole school (Karpov, Subbotina, 2011) and organizational psychology in particular.

Maintaining and deepening their initial practical focus, YaPS and, specifically, the Yaroslavl industrial and organizational psychology, has long been one of the leading in Russia in terms of a theoretical level of its research. In this regard, it is also important to note another interesting characteristic of the research carried out under YaPS. It is traditionally a wide range of groups, methods and, primarily, complex mathematical and statistical procedures underlying the specific to YaPS method of structural-psychological analysis of activity. Its implementation opens up great opportunities of obtaining accurate and adequate organizational-psychological research results.

Currently, organizational psychology in Yaroslavl, having passed all stages of formation and development, have acquired their specific and largely original features and characteristics; it uses a fame and prestige in Russia and abroad. Perhaps the development of YaPS in general and organizational psychology, in particular (as a psychological field, the most relevant today on a global scale) will lead in the near future to the next, new phase of its development. Its effectiveness, as well as determining of new directions and new scientific challenges will need to be carried out on the basis of the principle of historical continuity, implying a reliance on the results and achievements of previous generations of Yaroslavl psychologists.

References

Bass, B. M., Avolio, B. J. (Eds.). (1994). Improving organizational effectiveness through

transformational leadership. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. Burns, J. M. (1978). Leadership. New York. Harper & Row.

Karpov, A. V. (1999). Psikhologiya menedzhmenta: Ucheb. posobie [The psychology of management. Textbook], M.: Gardariki.

Karpov,A.V. (2000). Predposylki i perspektivy razvitiya transformatsionnoi kontseptsii menedzhmenta [Prerequisites and prospects for the development of the transformation concept of management]. Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma po sotsial'noi psikhologii. Yaroslavl'. Karpov, A. V. (Ed.). (2001). Khrestomatiya po obshchei i prikladnoi psikhologii: Uchebnoe posobie

[Reader on general and applied psychology: Textbook]. Yaroslavl': YaRO RPO. Karpov, A. V. (Ed.). (2003). Psikhologiya truda: Ucheb. dlya stud. vuzov [The work psychology], M.: VLADOS-PRESS.

Karpov, A. V., Klyueva, N. V. (red.). (2015). Tekhnologii upravleniya razvitiem personala. Uchebnik

[Technologies of personnel development management. Textbook]. Yaroslavl': Prospekt. Karpov, A. V., Subbotina, L. Yu. (red.). (2011). Fakul'tet psikhologii Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Istoriya i sovremennost' [Faculty of Psychology, Demidov Yaroslavl State University. History and modernity]. Yaroslavl': YaRO RPO; YarGU. Karpov, V. V. (2001). Nauchnaya organizatsiya truda i promyshlennaya psikhologiya [Scientific organization of labor and industrial psychology]. In: Karpov, A. V. (red). Khrestomatiya po obshchei i prikladnoi psikhologii: Uchebnoe posobie (13-17). Yaroslavl': YaRO RPO. Mazilov, V. A. (2015). Professor V. S. Filatov kak osnovatel' yaroslavskoi psikhologicheskoi shkoly [Professor V. S. Filatov as the founder of the Yaroslavl Psychological School]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 5, 159-171. Shikun, A. A. (2007). Fenomen nauchnykh psikhologicheskikh shkol [The phenomenon of scientific psychological schools]. Vestnik TGPU, 10, 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.