www.pro.rsu.ru
Акопов Г.В., Привалова B.M.
Психология в Самаре и Самарской области
Психологическое образование и наука в Самарской области
Активное развитие психологии в Самаре и Самарской области началось с конца 1980-х гг. в связи с формированием системы переподготовки учителей по специальности «Психология». На этот момент во всем регионе можно было найти не более семи-восьми психологов, имеющих ученую степень. Хотя исторические корни психологии в Самаре достаточно глубокие (деятельность видного дореволюционного психолога Н.П. Нечаева; психологическая лаборатория, основанная в 1918 г. в Самаре). Организационные условия для более стабильного развития психологии сформировались в связи с деятельностью педагогического института. Психология преподается в университете с момента его основания.
В 1938-1939 гг. кафедра педологии стала называться кафедрой педагогики и психологии.
В 1951-1952 гг. кафедра педагогики и психологии была разделена на две самостоятельные кафедры. Но уже в 1954-1955 гг. психологии вновь потеряли свою независимость и вошли в состав объединенной кафедры психологии и физиологии. Это довольно важный период развития психологии в институте, когда физиологи и психологи весьма интенсивно стимулировали учебную и научно-методическую работу друг друга.
В 1955-1956 гг. психологи вновь объединяются с педагогами на кафедре педагогики и психологии. С этого времени и до 1985 г., т.е. в течение 30 лет, кафедра психологии самостоятельно не существовала. На объединенной кафедре педагогики и психологии была организована секция психологии, которую первоначально возглавил профессор А.А. Гайваровский, а затем, после его смерти, доцент Л.Н. Ка-дочкин, впоследствии проректор института по учебной работе. В работе кафедры активно участвовали такие известные остепененные психологи, как М.Н. Акимова, И.В. Алексеев, Н.В. Генина, В.Е. Кадоч-кина и др.
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Образован в 1993 г. Фа-
п
г
российское психологическое общество
культет является одним из крупнейших в Поволжье региональных центров подготовки высококвалифицированных специалистов в области научных исследований по психологии, прикладных разработок и практической психологии.
На факультете психологии в разные годы работали доктора психологических наук, профессора из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов: академик РАО, доктор психологических наук, почетный профессор СГПУ В.П. Зинченко (Москва); доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор В.А. Шкуратов (Ростов-на-Дону); доктор психологических наук, профессор, заместитель директора ИП РАН В.В. Знаков (Москва); доктор психологических наук, профессор В.И. Панов (Москва); кандидат психологических наук, доцент А.Г. Лидерс (Москва); кандидат психологических наук, доцент В.В. Петухов (Москва); доктор психологических наук, профессор А.В. Свенцицкий (Санкт-Петербург); доктор психологических наук, профессор В.А. Якунин (Санкт-Петербург); доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина (Москва); доктор психологических наук, профессор А.О. Прохоров (Казань); доктор психологических наук, профессор И.М, Исупов (Казань); доктор психологических наук, профессор В.Я. Ляудис (Москва) и др.
С 1985 г. кафедра психологии - первая в поволжских педагогических вузах (зав. кафедрой Г.В. Акопов). В 1992-1993 гг. открывается отделение психологии. Вводится новая форма обучения на хозрасчетной основе: второе высшее образование по специальности «практический психолог».
В 1993 г. осуществлен первый набор на дневную форму обучения на отделение психологии по специальности «Психология». В 1995 г. отделение преобразовано в факультет психологии. Первый в Самаре!
В 1998 г. осуществлен первый выпуск дипломированных психологов на дневном отделении факультета психологии по специальности «психолог».
В настоящее время на факультете психологии обучается 480 студентов дневного отделения. Конкурс среди поступающих остается стабильно высоким на протяжении ряда лет (4-5 человек на место).
На факультете действует аспирантура, докторантура, диссертационные советы по социальной и педагогической психологии.
В аспирантуре факультета обучается 29 человек, 46 человек являются соискателями, 2 докторанта.
В структуре факультета работает лаборатория информационных технологий, оборудован компьютерный класс (зав. лабораторией - кандидат психологических наук, доцент С.П. Пронин), работает
www.pro.rsu.ru
информационно-издательский отдел (руководитель - старший научный сотрудник В.М. Привалова), библиотека научной, учебной и методической литературы по психологии.
На базе факультета функционирует Самарское региональное отделение Российского психологического общества.
Факультет поддерживает плодотворные контакты как с отечественными, так и с зарубежными коллегами; проводит и сам участвует в российских и международных конференциях, семинарах, симпозиумах, издает научную и методическую литературу. На факультете проводятся сертифицированные семинары, мастер-классы, социально-психологические тренинги по психологическим специализациям, а также по отдельным направлениям фундаментальной, прикладной и практической психологии; факультет активно разрабатывает новые направления в психологической науке и практике.
Декан факультета - Г.В. Акопов, доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования, член президиума Российского психологического общества, председатель Самарского регионального отделения РПО.
Плановый прием студентов - 75 человек. Факультет лицензирован по двум специальностям в 1996 и 1999 гг. (№ 24 Г - 0598).
На факультете два отделения: «Психология» и «Педагогика и психология». В их составе 4 кафедры:
• Социальной психологии - зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Г.В. Акопов.
• Психологии образования - зав. кафедрой доктор педагогических наук, профессор В.М. Минияров.
• Возрастной психологии - зав. кафедрой кандидат психологических наук, доцент Е.М. Савицкая.
• Общей и прикладной психологии - зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Н.Н. Ярушкин.
Обучение осуществляется по следующим специализациям:
• социальная психология;
• психология развития и возрастная психология;
• организационная психология;
• юридическая психология;
• психологическое консультирование.
Кафедра общей и прикладной психологии. Заведующий -доктор психологических наук, профессор Н.Н. Ярушкин. В 1976 г. окончил Ленинградский государственный университет по специальности «Психология». В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию на
п
г
тему «Исследование процессов управления в производственной деятельности». Работал на Волжском автозаводе, в Тольяттинском политехническом институте, в Куйбышевском обкоме партии, в Самарском государственном институте искусств и культуры (зав. кафедрой педагогики и психологии), Самарском областном управлении инкассации. В 1998 г. защитил в Санкт-Петербургском университете докторскую диссертацию на тему: «Саморегуляция и самоорганизация в социальном поведении личности».
Им опубликовано 50 научных работ, в том числе монография: «Психологические основы саморегуляции и самоорганизации социальных систем» и учебное пособие «Правовая психология».
С 1983 г. работает в Самарском педагогическом университете. Педагогический стаж - 20 лет.
С июня 1999 г. - профессор, заведующий кафедрой организационной и юридической психологии, а с 2003 г. - общей и прикладной психологии.
Кафедра организационной и юридической психологии образована в июле 1999 г., а с 2003 г. в связи со слиянием кафедр преобразована в кафедру общей и прикладной психологии.
Научная работа ведется по следующим направлениям:
• юридическая психология;
• организационная психология;
• психология труда;
• психология управления;
• общая психология;
• психология личности.
Осуществлен ряд публикаций.
Планируется проведение прикладных исследований в области пенитенциарной психологии, издание учебных пособий по психологии труда и правовой психологии, подготовка аспирантов и соискателей.
Кафедра социальной психологии. Заведующий - доктор психологических наук, профессор Г.В. Акопов. Окончил механико-математический факультет Ростовского государственного университета, в 1980 г. окончил спецфакультет практической психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ), и затем аспирантуру (1981 г.) факультета психологии ЛГУ.
В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию на факультете психологии ЛГУ. В 1985-1993 гг. - заведующий кафедрой психологии Куйбышевского государственного педагогического института.
В 1993-1995 гг. - зав. отделением психологии СГПУ. С 1994 г. -зав. кафедрой социальной психологии и психологии образования.
www.pro.rsu.ru
С 1995 г. - декан факультета психологии Самарского педагогического университета, зав. кафедрой социальной психологии; член президиума Российского психологического общества (РПО); председатель Самарского регионального отделения РПО; сопредседатель Самарского отделения Лиги профессиональной психотерапии; действительный член Международной академии психологических наук; действительный член Академии социальных и педагогических наук.
Научные публикации и монографии: «Социальная психология высшего образования» (Самара, 1993); «Социальная психология образования» (Самара, 1996; Москва, 2000); «Российское сознание», (Самара, 1999; Самара, 2002); «Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа» (Самара, 2002).
Редактор и соредактор 12 научных изданий, автор более 100 научных публикаций.
Научная работа на кафедре ведется по следующим направлениям:
• социальная психология образования;
• проблема сознания. Менталистика.
Кафедра возрастной психологии. Заведующая - Е.М. Савицкая. В 1977 г. окончила Куйбышевский государственный педагогический институт. В 1993 г. закончила аспирантуру Московского государственного лингвистического университета по кафедре «Психология и психолингвистика». В 1994 г. в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов (Москва) защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Зависимость индивидуального стиля педагогической деятельности от структуры педагогических способностей». С 1994 г. работает в Самарском педагогическом университете. Педагогический стаж - 31 год. С 1995 г. занимает должность заведующей кафедрой возрастной психологии. Опубликовано более 30 научных работ.
Кафедра возрастной психологии была образована на факультете психологии в 1995 г. Е.М. Савицкая заведует кафедрой с первых дней.
Сотрудники кафедры проводят научную работу по следующим направлениям:
• психология развития и возрастная психология;
• пренатальная психология;
• геронтопсихология;
• психология зависимости;
• психология внимания;
• психология детских страхов и их коррекция;
• развитие и обучение одаренных детей.
п
г
российское психологическое общество
За достаточно короткое время существования кафедры двумя преподавателями были защищены кандидатские диссертации. В настоящее время на кафедре выполняются три докторские и три кандидатские диссертации.
В 1998 г. на кафедре была начата подготовка специалистов по специализации «Психология развития и возрастная психология».
Преподавателями кафедры ведется большая практическая работа: в образовательных учреждениях г. Самары работают Е.М. Савицкая, Л.С. Акопян, Л.Г. Спирина, в геронтологическом центре работает К.Г. Сердакова, в НИИ наркологии МЗ РФ - В.С. Делеви.
Преподаватели кафедры принимают участие в научно-исследовательской работе фонда «Интеграция» - Федеральная целевая программа (совместный проект по профилактике токсикомании с Великобританией и НИИ наркологии МЗ РФ).
В.С. Делеви возглавляет Самарское региональное отделение Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонда НАН).
Проводятся теоретические и прикладные исследования в области пре- и перинатальной психологии, психологии раннего детства (Е.М. Савицкая, Л.Г. Спирина, Т.В. Саломатина, Е.В. Герасимова); психологии зрелого и пожилого возраста (К.Г. Сердакова); в области профилактики патологических зависимостей и психологии реабилитации зависимых (В.С. Делеви); коррекция детских страхов (Л.С. Акопян).
Кафедра психологии образования. Заведующий - доктор педагогических наук, профессор В.М. Минияров. В 1968 г. окончил Омский институт физической культуры. В 1981 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по психологии физической культуры и спорта. В 1995 г. защитил докторскую диссертацию по теме: «Психолого-педагогические основы подготовки учителя к изучению личности школьника» и стал заведующим кафедрой «Психология образования», открывшейся на факультете психологии. Многолетние лонгитюдные исследования позволили разработать уникальную авторскую методику диагностики и коррекции личности школьника, которая широко внедрена в современную практику работы классных руководителей, социальных педагогов, психологов РФ. За время работы им было опубликовано более 100 работ по проблемам физической культуры, психологии характера и психологии воспитания. Научно-педагогический стаж - 34 года.
Кафедра психологии образования - одна из молодых в Самарском государственном педагогическом университете и на факультете психологии, основана в августе 1996 г.
www.pro.rsu.ru
На кафедре работают известные ученые-практики, ведущие исследования по различным направлениям педагогической психологии, воспитавшие многие поколения студентов. Среди педагогов кафедры: кандидат психологических наук, доцент Н.И. Мушенок, кандидат психологических наук, доцент А.И. Клюева, кандидат психологических наук, доцент Демеденко, кандидат психологических наук, доцент М.Н. Акимова; старший преподаватель О.Н. Ершова, старший преподаватель В.Н. Ельцова, ассистент О.Н. Баронина.
Среди почетных докторов кафедры - доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина (г. Москва), доктор психологических наук, профессор В.А. Якунин (г. Санкт-Петербург).
Обучение студентов на кафедре ведется по специализации «Педагогическая психология» В рамках специализации студенты прослушивают уникальные авторские учебные курсы, включаются в работу специальных социально-психологических тренингов.
При кафедре психологи образования существует аспирантура по специализации «Педагогическая психология» - 19.00.05.
Коллектив высококвалифицированных специалистов - сотрудники кафедры, аспиранты и соискатели - плодотворно разрабатывает широкий круг важнейших проблем психологии, профессионального развития учителя, психологической готовности учащихся к обучению, психологии семейного воспитания, психологии самосознания будущего учителя, психологии самосознания верующих и неверующих.
Преподавателями кафедры опубликовано свыше 100 статей, более 10 учебно-методических разработок, выпущено 2 учебных пособия.
План научно-исследовательской работы кафедры:
• разработка и внедрение в практику образовательных учреждений психологического мониторинга как системы отслеживания динамики психического развития обучающихся в условиях дошкольных, школьных и вузовских образовательных учреждений;
• дальнейшая разработка и внедрение в образовательную практику диагностических и коррекционных технологий с учетом характерологических свойств личности обучающего и обучающихся;
• разработка методического сопровождения новой специализации «Консультирование в образовании»;
• разработка рекомендаций для образовательных учреждений разного уровня, направленных на научно-практичес-
п
г
кую, научно-методологическую поддержку образовательного процесса, на психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Согласно плану по НИР профессором В.М. Минияровым продолжается разработка и популяризация идей психологического подхода диагностики и коррекции затруднений во взаимоотношениях учителя и ученика в учебно-воспитательной деятельности.
Научный, информационно-издательский отдел. В современных условиях, в рамках межфакультетской и межвузовской интеграции, а также с участием Ассоциации психологов и педагогов-психологов вузов г. Самары и Самарской области факультет ставит задачи развития и проведения исследований на средства грантов. В связи с этим направлением развития факультета сотрудники участвуют своими проектами в конкурсах на получение грантов.
Для информационной и издательской поддержки педагогов, исследователей и студенческой молодежи, в рамках научной деятельности образован совместными с университетом усилиями научный, информационно-издательский отдел (руководитель - старший научный сотрудник В.М. Привалова). Научный, информационно-издательский отдел занимается координацией и технической поддержкой в связи с расширением научного проектирования, а также организацией работы по сбору материала и предпечатной подготовке «Известий Самарского научного центра РАН» - специальные выпуски «Актуальные вопросы гуманитарных наук» (научный руководитель профессор О.М. Буранок), «Актуальные вопросы психологии. Поволжский регион» (научный руководитель профессор Г.В. Акопов). Вестники входят в список журналов ВАК.
Лаборатория информационных технологий факультета психологии (заведующий - доцент кафедры общей психологии С.П. Пронин).
Лабораторией выполняется комплекс работ согласно учебному плану, плану научно-исследовательской работы, включающий в себя:
• выполнение упражнений по основным разделам лабораторного практикума по общей психологии;
• статистическую обработку результатов психологических исследований с использованием программных продуктов Stadia, Statistika, SPSS, Exel;
• диагностические исследования психологических процессов и состояний с помощью стандартизованных тестовых батарей;
• практическое освоение методов психологических измерений с использованием интегрированной программной среды «Практика» (МГУ);
www.pro.rsu.ru
• создание одношкальных опросников по заказам преподавателей по всем разделам психологии для срезового контроля знаний студентов, компьютерных зачетов и экзаменов с помощью программы AscMake;
• лабораторные работы по курсу «Математическая статистика в психологии»;
• лабораторные работы по курсу «Экспериментальная психология»;
• лабораторные и практические занятия по курсу «Информатика и ЭВМ в психологии»;
• текстовую, табличную и графическую подготовку материалов курсовых и дипломных проектов студентов дневного, вечернего и заочного отделений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Проводит подготовку психологов и социальных педагогов в течение 10 лет. За это время психологический факультет стал не только одним из ведущих образовательных учреждений, выпускающих специалистов-психологов, но и авторитетным научно-исследовательским центром в области теоретической и практической психологии.
На кафедрах психологического факультета СамГУ развернут цикл научно-исследовательских работ по следующим направлениям:
• Психология независимости. Результаты исследований нашли отражение в более чем 10 книгах (из них 5 - коллективные монографии), в статьях и других публикациях сотрудников факультета. Психологические механизмы и условия развития наркомании и других видов негативной зависимости являются предметом курсовых и дипломных работ студентов психологического факультета. С 1997 по 2004 г. по проблемам наркомании подготовлено и защищено более 40 дипломных работ. За последние три года на базе факультета психологии под руководством профессора В.А. Петровского, профессора Е.Н. Богданова подготовлены и защищены кандидатские диссертации, завершается подготовка докторских диссертаций по психологии независимости. Сотрудниками факультета разработаны и читаются спецкурсы: «Психотерапия психической зависимости» (К.С. Лисецкий), «Психология ранней наркомании» (С.В. Березин), «Профилактика молодежной наркомании» (С.В. Березин), ведется подготовка и переподготовка психологов и социальных педагогов по программе повышения квалификации «Психологическая профилактика подростковой и юношеской наркомании».
п
г
российское психологическое общество
• Психология управления и организационного развития.
Специалистами СамГУ (C.B. Березин, К.С. Лисецкий, А.Э. Березовский, Ж.В. Пыжикова) ведутся обучающие семинары для работников управленческой сферы по таким программам, как «Организационная психология», «Конфликтология», «Методы мотивации персонала», «Психологические основы отбора и развития персонала». Результаты исследований по данному направлению отражены в статьях, а также в дипломных работах студентов факультета.
• Психология сознания. Ведутся исследования в области психологии сознания, когнитивной психологии. Специалистами СамГУ (А.Ю. Агафонов, Н.Б. Шкопоров, Н.В. Зоткин) разработаны и читаются курсы, в основу которых легли результаты исследований по данному направлению. В 2003 г. вышла монография А.Ю. Агафонова «Основы смысловой теории сознания».
• Психология и психотерапия кризисных состояний и психосоматических расстройств. В течение последних лет на факультете возросло количество исследований, в которых описывается роль переживания психологического кризиса в возникновении и динамике психосоматических расстройств, рассматриваются психологические факторы патогенеза хронической патологии и способы их психокоррекции. Результаты научных исследований изложены в статьях и коллективных монографиях специалистов факультета (Д.С. Исаев, А.Э. Березовский, Н.А. Богдан). В учебный план подготовки студентов-психологов включены спецкурсы «Психология и психотерапия кризисных состояний», «Психология и психотерапия кризисных расстройств», «Основы биологической терапии», «Экстренное телефонное консультирование», «Практическая патопсихология», «Психокоррекция социальных дезадаптаций». Специалисты факультета ведут обучающие семинары, программы переподготовки психологов по обозначенному направлению, готовятся к защите кандидатские диссертации.
• Психологические аспекты разрешения межэтнических конфликтов. В рамках данного направления исследовались особенности национального самосознания и этнических стереотипов среди представителей русской национальности и народов Северного Кавказа. На основе полученных результатов разработана программа интеграции жителей Северо-Кавказского региона, чья первичная социализация происходила в условиях межнациональной напряженности и вооруженных столкновений, в интернациональный контекст Поволжья. Планируется расширение полученного опыта для работы с другими этническими группами для описания механизмов профилактики и разрешения межэтнических конфликтов в условиях многонацио-
www.pro.rsu.ru
нального пространства Российской Федерации. Специалистами факультета (C.B. Березин, Д.Д. Козлов, К.С. Лисецкий, A.B. Макаров) издано методическое пособие, в основу которого легли результаты исследований по данному направлению, планируется издание научной монографии.
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. На факультете с 2002 г. действуют следующие кафедры:
• Кафедра психологии человека и управления профессиональной деятельностью: 2 доктора наук, профессора, 1 кандидат наук, 2 старших преподавателя. Зав. кафедрой - профессор Г.А. Виноградова.
• Кафедра возрастной и прикладной психологии: 2 кандидата наук, профессора, 6 кандидатов наук, доцентов, 7 старших преподавателей, 3 ассистента. Зав. кафедрой - доцент Э.Ф. Николаева.
Научные изыскания осуществляются по направлениям: «Психология управления» и «Социальное развитие детей».
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ САМАРСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ (СаГА) один из самых молодых факультетов города, осуществляющих подготовку психологов по специализации «Психология управления» (02.04.05) на очной и очно-заочной формах обучения. Ему исполнилось семь лет. Обучение ведется с рамках концепции СаГА, оригинальность которой определяется следующими принципами: обращение к христианским, православным истокам духовной культуры России, открытость достижениям европейской и мировой культуры, преодоление языковых барьеров в научном и профессиональном общении (изучение иностранного языка ведется в течение четырех лет), сочетание глубокой специализации и широких межпредметных связей, гуманитаризация обучения.
Преподаватели факультета психологии ведут большую научно-исследовательскую работу по программе «Психологический мониторинг образовательного пространства», где изучаются особенности взаимодействия студентов и преподавателей в различных видах и формах образования. Результаты исследований опубликованы в 5 монографиях, разработаны новые психодиагностические методики по оценке мотивации в различных сферах деятельности. Ежегодно в октябре на факультете проходит межвузовская научно-практическая конференция «Мотивация в психологии управления».
САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЯНОВОЙ (СМУН). Первое в России нетиповое образовательное учреждение -
п
г
создан в 1988 г. по заказу администрации Самарской области. В университете обучение бесплатное, без привлечения средств обучающихся, по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, высшего и послевузовского профессионального образования. С момента организации университет сотрудничает с Психологическим институтом РАО (Москва).
Воспитание и обучение в университете образуют единый педагогический процесс, субъектами которого являются не только педагоги и студенты, но и разнообразные службы университета: медицинская, психологическая, специально созданный институт педагогов свободного времени, лаборатория исследования здоровья детей, лаборатория психолого-педагогических исследований, кафедра педагогики. Если первые относятся к обслуживающим учебно-воспитательный процесс службам (их деятельность носит прикладной характер), то лаборатории входят в научно-исследовательский сектор университета, кафедра педагогики является межфакультетской.
Разностороннее, компетентное обеспечение образовательного процесса осуществляется в единстве целей, взаимодополняемости содержания и форм работы подразделений. Согласованность действий с учениками, педагогами-предметниками, родителями позволяет повысить эффективность их деятельности. Индивидуальный подход, обращение к зоне ближайшего развития специалиста, студента, ценность сотрудничества и образования создают жизненное пространство каждой индивидуальности.
Психологическая служба университета (в сотрудничестве с лабораторией психолого-педагогических исследований) решает комплекс задач, связанных со следующими направлениями:
• квалифицированным набором детей в университет;
• диагностикой творческих способностей;
• психологической поддержкой учащихся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации к процессу обучения;
• определением индивидуальной траектории развития каждого учащегося, сопровождением его на этом пути;
• оказанием помощи учителям в изучении личности ученика в образовательном процессе;
• разработкой и применением методик по развитию творческих способностей;
• разнообразными проблемами адаптации учащихся: к смене условий деятельности, к учебным нагрузкам, к необходимости общения на разном уровне;
www.pro.rsu.ru
• оказанием психологической помощи всем участникам образовательного процесса, включая родителей;
• содействием администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности;
• содействием в формировании у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей.
Отдельно следует отметить подготовку медицинских (клинических) психологов, ведущуюся с 1993 г. в САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Кафедра медицинской психологии и психотерапии этого вуза, возглавляемая доктором медицинских наук, профессором Н.И. Мельченко, проводит также научные исследования в области современной медицинской психологии, в таком важном ее аспекте, как супервизия.
В структуре психиатрических и наркологических учреждений г. Самары в настоящее время работают более 20 специалистов в области клинической психологии. Большинство из них - выпускники факультета медицинских психологов Самарского государственного медицинского университета. В отличие от медицинских учреждений соматического профиля, в которых введение должностей медицинских психологов не встретило вначале должного понимания, как со стороны руководства, так и со стороны врачей, ассимиляция специалистов-психологов психиатрической и наркологической службой носила вполне естественный характер. Разработанные в нашей стране в 1970-х гг. подходы во взаимодействии различных специалистов при осуществлении реабилитации психически больных сохранили свою актуальность и в настоящее время, что проявилось в атмосфере коллегиального принятия психологов в этой сфере медицины.
Важные разделы додипломной и постдипломной подготовки медицинских психологов обеспечивала кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии СамГМУ (зав. кафедрой - профессор Г.Н. Носачев, куратор курса патопсихологии -доцент Д.В. Романов). Сотрудники кафедры занимались разработкой методологического обеспечения новых направлений работы медицинских психологов в психиатрии и наркологии. Существенно изменилось такое направление практической деятельности, как судебно-психологическая (в том числе комплексная) экспертиза. Были опреде-
п
г
лены условия паритетного и приоритетного участия психолога при решении вопросов комплексных экспертиз, внедрены новые виды комплексных с психологическими экспертиз (например, экспертиза средств информационно-психологического воздействия, используемых организаторами сетевых пирамид).
Наиболее существенным направлением деятельности клинических психологов в психиатрии и наркологии выступает психокоррек-ционная и ко-психотерапевтическая работа с пациентами. Разработаны и внедрены в практику методики работы с психотическими пациентами и больными наркоманией на всех этапах формирования ремиссии. Намечены пути дальнейшего взаимодействия психолога и врача при реализации психотерапевтических задач. Самарские психологи имеют опыт ведения коррекционных групп для психотических пациентов (в частности, с привлечением техник терапии творческим самовыражением); групп поддержки для родственников душевнобольных; образовательных групп для медицинского персонала психиатрических и наркологических учреждений.
Четвертый год в Самарской области действует (хотя и в весьма ограниченных масштабах) Негосударственное образовательное учреждение САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ, КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ. Это очень важное и необходимое для расширения клинической психологической работы в городе и в регионе направление нуждается в основательной поддержке со стороны городских и областных административных органов.
Нельзя не отметить особую форму психологической работы в рамках кафедры православной педагогики Самарской Духовной семинарии (ректор - архиепископ Самарский и Сызранский Сергий). Кафедра осуществляет патронаж несовершеннолетних делинквентов и детей из группы риска во многих учреждениях города и области. Заведует кафедрой кандидат педагогических наук Е. Шестун, под руководством которого работает кандидат психологических наук И. Подаровская.
Организован «Региональный социопсихологический центр» -Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации. Директор центра - кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Клюева. В структуре центра две лаборатории - «Организационной психологии», «Практической психологии в системе образования».
В структуре отдельных вузов существуют специальные лаборатории психологической направленности.
www.pro.rsu.ru
В ВОЛЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ В.Н. ТАТИЩЕВА (г. Тольятти) действует психолого-криминалистическая лаборатория, в которой проводятся научные исследования в области психологии криминального поведения, а также осуществляется судебно-психологичес-кая экспертиза и другие виды релевантной деятельности. Зав.лабораторией - кандидат психологических наук С.В. Быков.
Психофизиологическая лаборатория Куйбышевской железной дороги (психофизиологический отбор, психодиагностика, коррекция, анализ малых социальных групп). В целях безопасности движения поездов и снижения количества браков по вине человека с 1985 г. на сети железных дорог внедрен профессиональный психофизиологический отбор работников локомотивных бригад.
Руководство и контроль деятельности подразделений психофизиологической службы (ПФС) локомотивного хозяйства осуществляет Департамент локомотивного хозяйства, который в своей работе взаимодействует с Департаментом медицинского обеспечения, Центральной клинической больницей МПС России.
Психофизиологическая лаборатория службы локомотивного хозяйства была организована в 1999 г. Ее основная цель - организация работы психофизиологических лабораторий локомотивных депо всей Куйбышевской железной дороги (на станциях Моршанск, Пенза, Рузаевка, Стерлитамак, Уфа, Дема, Ульяновск, Бугульма, Кинель, Аб-дулино, Сызрань, Октябрьск, Самара).
На местах психофизиологические лаборатории локомотивных депо проводят психофизиологический отбор и периодическое психофизиологическое обследование машинистов и помощников машинистов, динамический контроль функционального состояния, расширенное психофизиологическое обследование, психологическое консультирование, изучение психологической совместимости при комплектовании локомотивных бригад, участвуют в формировании кадрового резерва в локомотивном депо, проводят психологическую экспертизу случаев брака. Для решения перечисленных задач применяются методы наблюдения, беседы, специальные психодиагностические комплексы, объективные и субъективные тестовые методики (САН, УСК, Т. Лири, СМИЛ (ММР1), Спилбергера, Кэтелла), методики психокоррекции в рамках различных психотерапевтических направлений. Применение методик жестко регламентируется соответствующими указаниями руководства железной дороги.
Являясь головной, психофизиологическая лаборатория службы локомотивного хозяйства обобщает и анализирует результаты обследований, осуществляет методическое обеспечение и оперативное ру-
п
г
ководство, планирует и проводит исследования особенностей профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, разрабатывает психофизиологические рекомендации по оптимизации режима труда и отдыха; анализирует причины ошибочных действий, допущенных работниками локомотивных бригад и связанных с индивидуальными психологическими особенностями машинистов и их помощников, разрабатывает практические рекомендации по их предотвращению и др.
В состав лаборатории входят: начальник психофизиологической лаборатории, психофизиолог, психолог, техник.
Психологические центры Самарской области
В Самарской области в Службе семьи, материнства и детства администрации Самарской области действует сеть центров диагностики и консультирования (областной и 9 территориальных центров). Базовой основой центров являются: психолого-медико-педагогические комиссии, диагностико-коррекционные группы, диагности-ко-консультативный прием детей, консультирование родителей, отделения ранней комплексной помощи детям и их семьям. Штатная численности сьециалистов в центрах соответствует номенклатурному составу (Типовому положению о МПК (1976)) и имеет довольно постоянный состав конкретных специалистов (физических лиц).
В рамках целевой подготовки специалистов по проблемам ранней диагностики и ранней специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии в 2002-2003 гг. проведены:
• Государственным педагогическим университетом и Государственным медицинским университетом курс по теме «Раннее комплексное сопровождение детей и их семей» (144 часа) по конкретным специальностям (психология, логопедия, педиатрия) и для всей междисциплинарной команды специалистов. Количество обучающихся психологов - 10 человек;
• курсы краткосрочного повышения квалификации (Институт коррекционной педагогики г. Москва) по циклу «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой. Количество обучающихся психологов - 6 человек;
• семинар-тренинг (ИМАТОН, г. Санкт-Петербург) «Раннее детство: проблемы общения взрослых с ребенком от года до трех лет» Г.Б. Мониной. Количество обучающихся психологов - 10 человек;
www.pro.rsu.ru
• учебно-практический семинар (ИМАТОН, г. Санкт-Петербург) «Перинатальные проблемы в контексте психологического консультирования и психотерапии» И.В. Добрякова. Количество обучающихся психологов - 10 человек.
• курсы краткосрочного повышения квалификации по циклу «Психологические аспекты комплексной реабилитации инвалидов». Количество обучающихся психологов - 2 человека.
Научно-методическое обеспечение работы психологов - научно-исследовательская лаборатория социального здоровья детей.
Специфика психологической помощи заключается прежде всего в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом интеллектуальных и физических возможностей, состояния здоровья, с учетом рекомендаций врачей, педагогов. Установлен перечень методов целостного и системного изучения детей раннего возраста, рекомендован пакет диагностических методик и описания показаний к его использованию.
Справочная информация
Областной психолого-медико-педагогический центр диагностики, коррекции развития детей (443000, г. Самара, ул. Г. Димитрова, 48). Психологи: М.А. Князева - стаж работы в центре 5 лет, Ю.В. Фомина -стаж работы 3,5 года, Е.В. Герасимова - стаж работы в центре 1 год, А.Л. Плотникова (специальный психолог) - стаж работы в центре 1,5 года. Направления работы: работа в составе ПМПК, диагностико-консультативный прием, работа в отделении ранней помощи, проведение мониторинга и контроля развития обследованных детей, воспитывающихся в приемных семьях, в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Центр диагностики и консультирования (446100, г. Чапаевск, ул. Красноармейская, 15). Психолог С.Ф. Вахтина - стаж работы в центре 5 лет, 12-й разряд. Направления работы: психолого-медико-педагогическое обследование детей в условиях ПМПК, консультативная деятельность, тренинги со старшеклассниками в школе.
Центр диагностики и консультирования (446200, г. Новокуйбы-шевск, пр. Победы, 12). Медицинский психолог М.В. Селезнева - стаж работы 5 лет, 11-й разряд. Направления работы: ПМПК, консультации родителей детей до 3 лет, БОС, коррекционно-развивающие занятия с детьми. Педагог-психолог О.И. Бычкова - стаж работы в центре 6 лет, 12-й разряд. Направления работы: ПМПК, консультативная
п
г
российское психологическое общество
деятельность, БОС, развивающие занятия с детьми до 3 лет, тренинги для детей младшего школьного возраста.
Центр диагностики и консультирования (443250, г. Нефтегорск, ул. Мира, 9). Психолог Н.Б. Журавлева - стаж работы в центре 5 лет. Направления работы: ПМПК, консультации родителей, коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию познавательной сферы.
Центр диагностики и консультирования (446010, г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24). Психологи: Н.М. Гусарова - стаж работы в центре 6 лет, 13-й разряд, Ю.В. Полоса - стаж работы 5,5 года, Ю.Е. Потапова - стаж работы 3 года, 13-й разряд. Направления работы: ПМПК, коррекционно-развивающие занятия, консультации родителей, работа в отделении ранней помощи детям и их семьям.
Центр диагностики и консультирования, г. Кинель. Психолог Д.Г. Золотухина - стаж работы в центре 2 года. Направления работы: ПМПК, коррекционно-развивающие занятия, консультации родителей.
Центр диагностики и консультирования, г. Отрадный. Психолог Н.И. Рыкова - стаж работы 2 года, 12-й разряд. Направления работы: ПМПК, работа в отделении ранней помощи (группы «Малютка», «Школа родителей»).
Центр диагностики и консультирования (446552, Сергиевский район, пос. Суходол, ул. Магистральная). Психологи: И.Г. Захарова -стаж работы в центре 5 лет,13-й разряд, Е.Ф. Ильмендеева - стаж работы в центре 6 лет. Направления работы: ПМПК, консультации родителей, коррекционно-развивающие занятия с детьми.
Центр психолого-медико-социального сопровождения. Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (445057, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Юбилейная, 81). Директор - Л.П. Жидкова.
Прежде всего, следует отметить Центр психологической помощи и реабилитации, осуществляющий психологическую помощь военнослужащим и членам их семей в кризисных ситуациях, а также военнослужащим, пострадавшим в различных военных конфликтах (руководитель - A.A. Буцких); Психодиагностический центр УВД (руководитель - М.Н. Никитин).
Наиболее масштабно психологическая служба представлена в системе ГУИН, в которой действует психологическая лаборатория (руководитель - E.A. Левина).
Психология в силовых структурах
www.pro.rsu.ru
Действует психологической служба в системе управления Государственного Таможенного Комитета (руководитель - кандидат психологических наук М.Ю. Шейнис).
Определенное количество психологов осуществляет соответствующую психологическую работу в Областном и Городском центрах занятости населения, а также в Областном центре профориентации и др.
Таким образом, в Самаре и области в значительной мере представлены все три направления современной психологии: практическая, прикладная и научно-теоретическая.
Что касается научно-теоретической работы, то следует отметить, что планируется организация Научно-исследовательского института психологии в рамках гуманитарного направления Самарского научного центра РАН, что придаст более стабильный и фундаментальный характер психологическим изысканиям, осуществляемым в рамках вузовской науки. В качестве определенного задела в этом движении можно рассматривать издаваемые с 2002 г. «Известия Самарского научного центра РАН» (главный редактор - В.П. Шорин), специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион».
Безусловно, ориентирующее и интегрирующее влияние на процессы психологизации определенных сфер жизни города и области оказывает региональное отделение Российского психологического общества. Эта функция профессионального сообщества, несомненно, должна возрастать.
п
г