Научная статья на тему 'Ростовское региональное отделение Российского психологического общества'

Ростовское региональное отделение Российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ростовское региональное отделение Российского психологического общества»

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Ермаков П.Н., Шкурко Т.А.

Ростовское региональное отделение Российского психологического общества

Ростовское региональное отделение Российского психологического общества создано в сентябре 1994 г. на базе факультета психологии РГУ. На сегодняшний день РРО РПО насчитывает более 250 специалистов, среди которых сотрудники и выпускники не только Ростовского государственного университета, но и Ростовского государственного педагогического университета, Южно-Российского гуманитарного института, Ростовского государственного университета путей сообщения, Таганрогского института управления и экономики, Таганрогского радиотехнического университета, Областного психолого-педагогического и медико-социального центра, психологи-практики и ученые.

Начиная с 1970 г. и по настоящее время в рамках Ростовской психологической школы развивается ряд научных направлений.

Культурно-историческая метапсихология, историческая психология России, изучение письменной ментальности (научный руководитель - доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор В.А. Шкуратов). В рамках данного направления созданы основы нового междисциплинарного направления - историческая психология России, обоснован наррадигмальный подход в гуманитарной эпистемологии и начато изучение письменной ментальности. В продолжение традиций отечественной науки создается постклассический вариант культурно-исторической психологии. Разработаны модели и понятийный аппарат для социологии и культурологии психики (модель социокультурных систем порождения психики), предложено понятие наррадигмы и начато изучение письменной ментальности России. Создан тезаурус художественных изданий литературы для взрослых в стране за 1917-1996 гг. и проведены источниковедческие изыскания в архивах. Тем самым заложены эмпирические основы исторической психологии России. В 1982 г. была издана первая в стране монография по исторической психологии - «Проблемы исторической психологии» (В.А. Шкуратов, И.Г. Белявский). Сейчас как раздел исторической психологии разрабатывается теория медиаментальности.

К настоящему времени единством подхода, теоретического аппарата и метода объединены следующие направления исследований:

WWW.PRO.RSU.RU

1) общая культурно-историческая метапсихология;

2) письменное сознание и письменная ментальность в России;

3) психокультурология и региональная культур-антропология;

4) новый подход к массовым коммуникациям и информационным процессам;

5) изучение познавательных процессов в историческом ракурсе;

6) изучение неформальной молодежной культуры.

В рамках данного направления работают кандидат психологических наук Г.А. Орлова, кандидат психологических наук Я.М. Еремеев, аспиранты Е.В. Затолока, Е.В. Гайворонская.

Социально-психологические исследования экспрессии человека (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии РГУ В.А. Лабунская). Направление возникло в 1970-е гг. Первые работы касались проблемы условий и факторов успешного опознания выразительных компонентов состояний человека. К концу 1980-х гг. было очерчено предметное поле новой отрасли психологической науки - психологии невербального общения. В это же время был разработан теоретикометодический аппарат структурно-функционального анализа экспрессии человека и созданы программы развития личности как субъекта невербального общения. В настоящее время завершена разработка концепции экспрессии как личностно-динамического образования, формирующегося в пространстве социокультурных и социально-психологических координат общения человека с миром. Определено феноменологическое поле психологии экспрессивного поведения. Разработан теоретический конструкт «экспрессивное Я личности»; найдены основные параметры экспрессии как специфического кода; обоснованы подходы к обучению интерпретации экспрессивного поведения в общении; созданы оригинальные программы развития личности как субъекта невербального общения, разработаны методы диагностики экспрессии человека и особенностей ее интерпретации. В 1999 г. опубликована монография «Экспрессия человека: Общение и межличностное познание» (В.А. Лабунская).

На современном этапе в рамках данного направления осуществляется разработка следующих тем:

1) экспрессивная презентация гендерно-стратификационных характеристик личности;

2) социально-психологические основы танцевально-экспрессивного тренинга;

3) развитие личности как субъекта невербального общения;

4) экспрессивные компоненты затрудненного общения;

п

г

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

5) гендерные и личностные детерминанты интерпретации внешних атрибутов личности;

6) оценка внешнего облика в структуре показателей переживания возрастных и жизненных кризисов;

7) кодирование и интерпретация экспрессии субъектами педагогического общения;

8) невербальные паттерны поведения действующих политиков;

9) межкультурные различия в распознании экспрессии;

10) установки толерантного сознания и экспрессия человека.

Ведущими специалистами, работающими в данном направлении, являются кандидаты психологических наук, доценты Е.В. Кузнецова, Т.А. Шкурко, Е.Д. Бреус, Г.В. Сериков, В.Д. Воронцов, Е.В. Белуги-на, О.А. Герасимова, И.И. Дроздова и др.

Психофизиология высших психических функций человека. Изучение механизмов иерархического построения межполу-шарных функциональных асимметрий человека (научный руководитель - доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии РГУ, председатель Ростовского регионального отделения РПО П.Н. Ермаков). Научное направление сформировалось в середине 1980-х гг. Была разработана концепция иерархического построения межполушарных асимметрий мозга, обоснованы и апробированы экспериментальные методы исследований. В настоящее время теоретические и экспериментальные исследования направлены на разработку положения об относительно независимом, автономном механизме реализации каждого отдельного проявления латерализации.

Конкретные научно-исследовательские темы, разрабатываемые в последнее десятилетие, затрагивают прежде всего деятельность человека:

1) психофизиологические механизмы формирования агрессивного поведения;

2) межполушарная функциональная асимметрия в динамике обучения и делового взаимодействия;

3) психофизиологические механизмы формирования функциональных состояний в экстремальных условиях деятельности.

Ведущими специалистами, работающими в данном направлении, являются доктор психологических наук, профессор О.Ю. Михайлова, кандидаты психологических наук, доценты Ю.А. Урзова, Л.А. Дикая, О.К. Труфанова, М.А. Куркин, Е.В. Воробьева и др.

Психология развивающейся личности (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент

и

г

www.pro.rsu.ru

PAO И.Б. Котова). Научное направление сформировалось в 1990-е гг. В рамках направления создана периодизация развития психологии личности в российской психологии, проведена теоретическая реконструкция исторической динамики идеи личности в отечественной науке, показаны возможности использования гуманистического потенциала теории личности в инновационных образовательных процессах. Изучаются проблемы персонализации, референтности, отраженной субъектности, межличностного взаимодействия. В 1994 г. опубликована монография «Психология личности в России. Столетие развития» (И.Б. Котова). Учеными данного направления разрабатываются следующие научно-исследовательские темы:

1) психологическая поддержка развития личности в образова-

тельном пространстве вуза;

2) психология частной жизни;

3) психологическое пространство личности;

4) психология предпринимателя;

5) исследование алкогольной зависимости в контексте науч-

ных школ и направлений;

6) психология маргинальной личности;

7) психология эмиграции;

8) психология взаимодействия и социализации личности.

Ведущие специалисты направления: кандидаты психологических наук, доценты Т.Н. Щербакова, Ж.В. Масликова, В.И. Пищик, М.А. Дмитриева, H.H. Загрядская, И.Г. Антипова, А.И. Волкова, А.Г. Погорелов, Н.И. Шевандрин, Л.В. Ильченко, Н.П. Меньшикова и др.

Психология доверительного поведения человека (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития РГУ Т.П. Скрипкина). Направление возникло в 1990-е гг. Первая работа касалась осмысления доверия как самостоятельного социально-психологического явления, выполняющего фундаментальные функции в жизни человека. К началу 2000 г. наметилось предметное поле нового направления психологической науки - психологии доверительного поведения человека. В настоящее время завершена разработка концепции доверительного поведения личности, формирующегося в пространстве социокультурных и социально-психологических координат взаимопроникновения человека в мир и мира в человека. Разрабатываются подходы к выделению феноменологического поля психологии доверительного поведения, обоснованы подходы к изучению становления системы доверительных отношений личности на разных этапах онтогенетического развития личности. Созданы оригинальные методы и методики диагности-

п

г

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ки доверия к себе, доверия к другому, доверия в группе. Переведены, адаптированы и валидизированы зарубежные шкалы, изучающие различные аспекты доверия. В 2000 г. вышла монография «Психология доверия» (Т.П. Скрипкина).

На современном этапе осуществляется разработка следующих тем:

1) недоверие как фактор социальной дезадаптации мигрантов и вынужденных переселенцев;

2) деформация системы доверительных отношений у детей с депривацией развития;

3) доверие к себе как психологическое новообразование старших подростков;

4) роль стиля семейного воспитания в становлении системы доверительных отношений у подростков;

5) гендерные особенности в доверительном поведении личности;

6) доверие к миру как условие толерантного сознания;

7) деформации доверительного поведения при профессиональном сгорании в массовых профессиях;

8) потеря доверия к себе при попытках суицида;

9) особенности проявления доверия-недоверия к различным институтам государственности.

Ведущими специалистами, работающими в данном направлении, являются: кандидаты психологических наук, доценты В.А. Тере-хин, А.В. Сидоренков, Е.Ю. Компан, А.А. Кокуев, кандидат психологических наук О.Г. Фатхи, старший преподаватель А.В. Никитаев, аспирант М.Н. Мясникова и др.

Психология агрессивного поведения личности (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой юридической психологии РГУ О.Ю. Михайлова). Криминальная психология как научное направление сложилась на факультете психологии РГУ в конце 1980-х гг. XX в. Первые работы были посвящены исследованию психологических механизмов совершения насильственных преступлений, проблемам формирования личности преступников, их совершивших. В этот же период сформировалось еще одно направление научной работы - психологические проблемы изучения сексуальных девиаций. Исходно эта тематика получила свое развитие в связи с участием специалистов факультета психологии РГУ под руководством профессора А.О. Бухановского в процессе расследования и судебного разбирательства уголовного дела А. Чикатило и ряда других аналогичных дел о серийных сексуальных преступлениях. В рамках данного направления разработаны новые методологичес-

www.pro.rsu.ru

кие и методические возможности для изучения агрессивного поведения, предложена оригинальная модель анализа сексуальной агрессии как специфического типа агрессивного поведения.

На современном этапе в рамках данного направления осуществляется разработка следующих проблем:

1) психология формирования инверсных форм половой идентичности;

2) психологические проблемы криминальной сексуальной агрессии;

3) психология личности серийных сексуальных преступников.

Ведущие специалисты данного направления: кандидаты психологических наук, доценты O.K. Труфанова, А.Я. Перехов, Т.Г. Самойлина, С.Б. Целиковский, Э.И. Труве, Е.Б. Михайлюк, аспиранты Н.Б. Осипян, В.К. Рожков, В.В. Логвиненко, В.А. Харьковская.

Психология совместной мыслительной деятельности (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Института педагогики и психологии РГПУ А.К. Белоусова). Это одно из направлений теории психологических систем, в котором совместная мыслительная деятельность рассматривается как результат функционирования совмещенных психологических систем. Возникло в середине 1990-х гг. В рамках данного направления разработана теория самоорганизации совмещенной мыслительной деятельности, выделены функциональный и предметный уровни самоорганизации, созданы диагностические методики, развивается теория стиля мышления как индивидуального профиля функциональной организации мышления конкретного человека. Разрабатываются следующие научно-исследовательские темы:

1) развитие совместной мыслительной деятельности в онтогенезе;

2) стиль мышления в онтогенезе;

3) целеобразование в построении жизненного мира в юношеском возрасте;

4) механизмы творческой деятельности;

5) смыслопередача в совмещенных психологических системах;

6) совместная мыслительная деятельность как принцип обучения в различных педагогических технологиях.

В рамках данного направления работают Е.Н. Портянников, Н.А. Яковенко, С. Довлятова, Ю. Базлова, А.В. Хомич, Р. Борисов.

Профессиональное становление личности (научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии РГПУ Е.И. Рогов). В рамках данного направле-

п

г

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ния разрабатываются проблемы профессиональной деформации и ранней профессионализации личности, такие научно-исследовательские темы, как:

1) особенности профессионального мышления экономистов;

2) особенности профессионального становления педагогов;

3) профессионализация в различных профессиях.

В рамках данного направления работают кандидат психологических наук И.С. Василенко, кандидат психологических наук, доцент В.А. Толубаев, ассистенты Е.А. Белобородова, Э.Р. Домерчари.

Смысловая дидактика и смысловая педагогика (научные руководители - доктор психологических наук, профессор И.В. Абакумова, доктор педагогических наук, профессор В.Т. Фоменко). Процесс формирования направления проходил с 1987 по 2003 г. В рамках общепсихологической проблематики была разработана концептуальная интегративная модель смыслообразования в учебном процессе. Это позволило осмыслить такие проблемы, как смысловая структура содержания учебного процесса, психолого-смысловые аспекты интегративной организации учебного процесса, технологические закономерности процесса обучения и их смыслообразующие варианты, разработать деятельностно-смысловой подход к учебному процессу.

В рамках направления разрабатываются темы:

1) обучение как двуединый процесс и его главные движущие силы с когнитивной и смысловой позиции;

2) дидактическое целеполагание на когнитивной и смысловой основе;

3) основная линия движения обучения и логика учебного процесса в когнитивной и смысловой аргументации.

Ведущие специалисты данного направления: кандидат психологических наук Е.М. Азарко, преподаватель РГУ Е.В. Стаканова, преподаватель РГУПС Л.А. Крутилева и др.

История, теория и методология педагогической науки (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии РГУ О.Д. Федотова). В рамках данного направления установлена совокупность образований, составляющих теоретико-методологические основы педагогики, выявлены закономерности развития теоретико-методологических основ отечественной и зарубежной педагогики, определены тенденции ее развития, уточнены и пересмотрены ранее существовавшие представления о методах исследования педагогики, их генезисе и порождающем потенциале, разрабатываются следующие научно-исследовательские темы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) одиночество как историко-педагогическая проблема;

www.pro.rsu.ru

2) современные концепции коммуникативной дидактики Германии;

3) феноменологическая проблематика в теории светской педагогики России (вторая половина XIX - начало XX в.);

4) современная когнитивная дидактика Германии;

5) метод сравнения в педагогике Германии;

6) глобальные тенденции в современном образовании;

7) роль сетевой педагогической периодики в профессиональной подготовке специалиста в области образования;

8) Проблема интеллектуального творчества школьников.

Ведущими специалистами в данной области являются кандидат

педагогических наук О.В. Задорожная, кандидат педагогических наук Н.В. Требухина, кандидат педагогических наук Е.В. Бейнштейн, И.В. Харченко, О.П. Назарова, Н.В. Черникова, И.В. Савченко, О.Б. Шульц и др.

В Ростовском региональном отделении Российского психологического общества на сегодняшний день работают 8 секций:

Секция «Психофизиология и клиническая психология» (руководитель - доктор биологических наук, профессор П.Н. Ермаков).

Участники секции - И.В. Абакумова, М.П. Аралова, Е.В. Воробьева, И.А. Кайдановская, В.И. Фадеев, А.Г. Дунаев, Е.В. Кузнецова, О.К. Труфанова, А.Я. Перехов, Н.В. Середина, Л.А. Дикая, К.А. Баби-янц, Е.Б. Ногербекова и др. - занимаются проблемами психофизиологических механизмов высших психических функций; психофизиологических аспектов функциональных состояний; исследованиями МФАс в условиях экстремальной деятельности; межполушарной асимметрии мозга и совместной деятельности; анализом психофизиологических факторов оптимизации и функционирования коллективов и малых групп; проблемами смыслообразования в психологопедагогическом аспекте; акселерации и ретардации в обучении и развитии; психологии общих познавательных способностей, креативности, мотивации достижений; психогенетики интеллекта и мотивации достижений; нейро- и психофизиологических механизмов перцептивных и когнитивных процессов; психофизиологических аспектов в обучении и развитии; разработкой психотерапевтических и психокоррекционных методов в рамках психологической службы в народном образовании; исследованиями психофизиологических и психологических особенностей детей с онкологической патологией; особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга у одаренных учащихся; динамики МФАс в ходе обучения деловому и профессиональному общению; клиническими и патопсихологическими ис-

п

г

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

следованиями лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления; психопатологией зависимого поведения и проблемой суицидов; проблемами структурно-динамической иерархии пола человека в норме и патологии; разработкой методов диагностики и коррекции в клинической психологии; кадровым отбором и диагностикой профессиональной пригодности лиц, работающих в службах безопасности; судебно-психологической экспертизой; разрабатывают информационные технологии в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками.

Секция «Социальная психология» (руководитель - доктор психологических наук, профессор В.А. Лабунская).

Участники секции - И.В. Введенский, Л.И. Рюмшина, Т.А. Шкурко, Е.Д. Бреус, Г.В. Сериков, Е.М. Агнаева, Е.В. Белугина, Д.В. Воронцов, Л.А. Гейденрих, О.А. Герасимова, И.И. Дроздова, А.В. Кузуб, Ю.Б. Коваль, С.М. Мадатян, Г.А. Агуреева, Н.М. Олейник, С.Л. Улья-ницкий, Л.А. Щербакова, М.В. Чередниченко, Л.С. Архангельская и др. - занимаются ценностно-смысловым анализом общения; социальной психологией затрудненного, конфликтного общения; социальной психологией внешнего облика; психологией отношений; психологией манипуляций; социальной психологией невербального общения; социальной психологией танца; социально-психологическим анализом самопрезентации личности; социально-психологическими аспектами зависти; социально-психологическими аспектами маркетинговых и рекламных исследований; социально-психологическими аспектами воздействия СМИ на личность; социально-психологическими аспектами формирования и развития теории деструктивности в психоанализе; гендерными исследованиями; изучением органичности как социально-психологического качества личности; изучением социально-психологических критериев толерантного и интолерантного общения; разработкой социально-психологических методов формирования установок толерантного сознания; теорией и практикой социально-психологического тренинга профессионального общения.

Секция «Психология личности и общая психология» (руководитель - кандидат психологических наук, доцент С.Т. Джанерьян).

Участники секции - А.И. Тащева, В.А. Шкуратов, И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулина, Е.В. Прокопьева, Е.В. Зинченко, А.Г. Григорьева, Я.В. Еремеев, Г.А. Орлова, С.В. Рудакова, А.М. Шевелева, В.С. Семенова, Е.А. Волбушко и др. - занимаются проблемами исторической психологии; дискурс-анализом и нарративно-дискурсивной психологией; политической психологией и психологией повседневности; изучением стилевых особенности личности, личностных детерминант обще-

www.pro.rsu.ru

ния, самораскрытия личности в общении; психологией жизненного пути и самосознания личности; изучением закономерностей формирования профессиональной карьеры; феноменологией семьи и психологической помощью личности и семье; психологическим консультированием, диагностикой и психокоррекцией посттравматических стрессовых расстройств; психотерапией методами арттерапии, геш-тальттерапии; нейро-лингвистическим программированием в развитии и психокоррекции личности, индивидуальным и групповым консультированием; психологией бизнеса, современным психоанализом и аналитической психологией.

Секция «Психология развития» (руководитель - доктор психологических наук, профессор Т.П. Скрипкина).

Участники секции - В.А. Терехин, A.B. Сидоренков, Е.Ю. Компан, A.B. Никитаев, О.В. Фатхи и др. - разрабатывают проблемы социальной психологии развития и социальной психологии личности; занимаются социально-психологическими аспектами развития малых групп и неформальных подгрупп; социальной психологией деятельности; психологией совместной деятельности; изучением «профессионального угасания»; психологических критериев развития суицидального поведения; условий формирования девиантного поведения подростков; факторов развития совместимости и сработанности.

Секция «Педагогика и педагогическая психология» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.Т. Фоменко).

Участники секции - И.В. Абакумова, О.Д. Федотова и др. - работают над проблемами определения качества учебного процесса; интеграционных процессов в образовании; конструирования педагогических тестов; разработкой научно-педагогических основ развития культурно-образовательного пространства «Университет - школа»; изучением гуманистической парадигмы немецкой педагогики и православных традиций в отечественной педагогике; проблемами развития творческой активности одаренных детей в системе общего и дополнительного образования, развития личности в условиях углубленного гуманитарного образования; разрабатывают подходы к мониторингу образовательной системы вуза и средней школы.

Секция «Валеопсихология и психология физической культуры» (руководитель - кандидат биологических наук, доцент О.С. Васильева).

Участники секции - Ф.Р. Филатов, Е.В. Короткова, Е.В. Могилевская, Д.Н. Волбушко и др. - изучают психологические аспекты физической культуры и спорта; разрабатывают подходы к психологии здоровья; занимаются психологической проблематикой экстремальных

п

г

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ситуаций; психологическими и социально-психологическими аспектами беременности и родов.

Секция «Юридическая психология» (руководитель - доктор психологических наук, профессор О.Ю. Михайлова).

Участники секции - С.Б. Целиковский, Э.Й. Труве, Е.Б. Михай-люк, А.Г. Самойлина, Н.Б. Осипян, В.К. Рожков, В.В. Логвиненко, А.С. Долич - занимаются проблемами психологических механизмов девиантного поведения и психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов.

Секция «Психологический консалтинг в сфере бизнеса» (руководитель - кандидат психологических наук, доцент Т.А. Шкурко).

Участники секции - Г.В. Сериков, Е.В. Зинченко, Д.В. Воронцов, Е.Д. Бреус, Е.В. Прокопьева, Е.В. Белугина, О.А. Желудько, Ю.В. Удодо-ва, Е.М. Агнаева, Г.А. Агуреева, А.В. Кузуб, Я.М. Еремеев, В.В. Кондратов, Н.П. Лозовая, Т.А. Салозубова, Д.З. Хозина, Е.В. Прошакова и др. - занимаются организационным консультированием; психологической диагностикой руководителей и сотрудников предприятий; проблемами социально-психологического климата организаций; разработкой и проведением PR-проектов; разработкой обучающих программ и программ социально-психологических тренингов по отработке навыков эффективных коммуникаций во внешней и внутренней среде организаций; разработкой психологических аспектов и методов диагностики стандартов обслуживания в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.