Научная статья на тему 'Результаты педагогического эксперимента по развитию профессиональной педагогической компетентности работников образования'

Результаты педагогического эксперимента по развитию профессиональной педагогической компетентности работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты педагогического эксперимента по развитию профессиональной педагогической компетентности работников образования»

С'1'"'—

Иньков М.Е.

Результаты педагогического эксперимента по развитию профессиональной педагогической компетентности работников образования*

Одним из направлений исследований научной школы концептуальной педагогической диагностики является разработка критериев и инструментария диагностирования профессиональной педагогической компетентности.

Нами на основе концепции педагогического профессионализма Н.В.Кузьминой была предложена модифицированная пятикомпонентная моделью оценки интегральной профессиональной компетентности педагога и проведен методологический эксперимент для выявления соотношения выделенных факторов-компонентов. Предварительно, до начала эксперимента, на основе экспертной оценки содержательной значимости критериальных показателей (3 доктора наук и 2 кандидата наук) определены весовые коэффициенты, которые указаны в скобках. Анализировались соотношения следующих составляющих интегральной характеристики педагогического профессионализма:

• социальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины (0,21);

• методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся (0,19);

• социально-психологическая компетентность в области процессов общения (0,17);

• дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся (0,20);

• аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности личности (0,23).

Для этого в 2006 г. в Ростовском областном ИПК и ПРО были сформированы экспериментальная (103 чел.) и контрольная (102 чел.) группы, обладающие репрезентативными свойствами. Обе группы были еще на стадии подбора практически уравнены как по половозрастному признаку, так и по исходному уровню ранее полученных оценок профессиональных категорий - второй, первой, высшей. В результате квалиметрического анкетирования с помощью методики корреляционных пар критериальных показателей, педагогической диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента установлена степень выраженности различных видов компетентности педагогов.

Материалы представлены научным руководителем - проректором по научно-методической работе РОИПКиПРО, зав. кафедрой информационных технологий, доктором педагогических наук, профессором Сафонцевым С.А.

*

WWW.PRO.RSU.RU

Все компоненты модели - виды профессиональной компетентности педагогов совершенствовалась на формирующем этапе эксперимента в процессе реализации теоретической модели исследования (Таблица 1).

Таблица 1

Степень выраженности различных видов компетентности

Вид компетентности Экспериментальная Контрольная

группа группа

Входной Итоговый Входной Итоговый

контроль контроль контроль контроль

Специальная и профессиональная 62 78 61 64

Методическая 58 76 58 58

Социально-психологическая 52 60 54 58

Дифференциально-психологическая 55 86 54 54

Аутопсихологическая 67 82 65 75

На стадии входного контроля в констатирующем эксперименте, нет существенных различий между экспериментальной и контрольной группами (а по уровню методической компетенции они полностью совпадают).

Система работы в формирующем эксперименте, как показывают данные Таблицы 1, в экспериментальной группе привела к существенному повышению показателей по всем компонентам, но в наибольшей степени по дифференциально-психологическому (21 %) и в наименьшей - по социально-психологическому (8%). Все различия статистически значимы, и они вполне отражают соотношение усилий, направленных на развитие этих компонентов - видов компетенций в ходе реализации содержательной части программы эксперимента. Обращает внимание тот факт, что и в контрольной группе по трем существенным критериям из пяти произошли существенные позитивные сдвиги (в большей степени - по аутопсихологической компетенции, несколько в меньшей - по социальной и профессиональной компетенции и по социально-психологической). Это можно, на наш взгляд, отнести за счет позитивного влияния общей программы повышения квалификации, участие в реализации которой принимают высококомпетентные специалисты по педагогике, психологии и методике из ведущих вузов Ростова и Таганрога.

Расхождения медиан [2] количественных показателей различных видов компетентности участников экспериментальной и контрольных групп приведены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

-С'1'"'—

Учитывая доверительную вероятность результатов педагогического эксперимента (>5%), можно утверждать, что статистически значимыми являются данные по специальной и профессиональной, методической и дифференциально-психологической компетентности работников образования. Увеличение методической и аутопсихологической компетентности участников экспериментальной и контрольной групп отличаются по данным сравнительного расхождения медиан, но статистически значимым признаны быть не могут.

Наиболее значимым результатом проведенного исследования является увеличение дифференциально-психологической компетентности в области оценивания мотивов и способностей учащихся.

С точки зрения компетентностного подхода к организации процесса обучения рост потенциальных возможностей учащихся является важнейшим показателем продуктивности учебного процесса.

Интегральный показатель развития профессиональной педагогической компетентности работников образования, зафиксированный на основе результатов проведенного педагогического эксперимента, можно вычислить с учетом весовых коэффициентов, характеризующих значимость каждого критериального показателя.

Интегральное значение сравнительного расхождения медиан экспериментальной и контрольной групп вычисляется по формуле, отражающей факторные веса каждого из компонентов профкомпетентности, полученные в ходе предварительной экспертизы:

0,21х13%+0,19х 18%+0,17х4%+ 0,20х31%+0,23х5%=14,8%. Полученное значение является не только статистически значимым, но и демонстрирует достоверность и непротиворечивость выдвинутой гипотезы и разработанной теоретической модели исследования.

Литература

1. Сафонцев С.А., Шамильян О.И. Квалиметрический анализ процедур педагогического диагностирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 5. С. 212-215.

2. Сафонцев С.А., Попов С.В., Сафонцева Н.Ю. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 4. С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.