Суицидология и аддиктология
ся актуальным разработка нового диагностического инструмента для диагностики интернет-аддикции.
Целью исследования является формулирование утверждений клинического интервью для диагностики интернет-аддикции.
Результаты исследования.
В основу теоретического конструкта клинического интервью положено представление о динамике аддиктивного процесса, предложенной Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы выделяют стадии фиксации, формирование аддиктивного ритма, формирование аддиктивной личности и доминирование аддиктивной личности. В зависимости от особенностей стадий, сформулированы следующие утверждения:
1. Стадия фиксации. Характерным для этой стадии является память о первой встрече с аддик-тивным агентом, производящей необычно яркое впечатление. Позже потенциальный аддикт сознательно воспроизводит это состояние, когда садится за компьютер. Этой стадии соответствует утверждение «Испытываете ли Вы радость, эйфорию за компьютером?».
2. Стадия формирования аддиктивного ритма. Характерной чертой этой стадии является сознательное использование аддиктивного агента для ухода от тяжелых переживаний. Этой стадии соответствует утверждение «Выход в интернет легко уменьшает (или снимает) у меня вину, беспомощность, тревогу или другие неприятные чувства».
3. Стадиям формирования и доминирования аддиктивной личности соответствуют вопросы, отражающие симптом потери контроля и социальные проблемы, связанные с применением интернета «Бывает ли Вам трудно остановиться, когда Вы находитесь в интернете?»; «Есть ли у Вас проблемы с учебой или работой из-за увлечения компьютером?». Для аддиктов на этой стадии характерно сокрытие истинных масштабов проблемы. Поэтому разработано утверждение «Бывает ли тайное вхождение в интернет, сопровождающееся чувством облегчения или вины?».
Ряд других утверждений (общее число 17) дополняют клиническую картину интернет-аддикции.
В дальнейшем планируется проведение пилотажного исследования и определение диагностических возможностей разработанного теста.
О ВЗАИМОСВЯЗИ
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
В.В. Ростовщиков, Э.Г. Иванчук Волгоградский ГМУ, г. Волгоград, Россия E-mail авторов: [email protected]
Широкая распространенность лиц, страдающих алкогольной зависимостью, ставит в настоящее время перед клиницистами задачу более детального изучения особенностей психопатологии и нарушений высших корковых функций с целью более точной диагностики и определения прогноза течения заболеваний, связанных с употреблением алкоголя.
Нами была предпринята попытка изучить особенности клиники и нейрокогнитивных расстройств у больных, страдающих алкогольной зависимостью второй стадии с умеренно выраженным абстинентным синдромом, сопровождающимся психоорганическими расстройствами, возникшими в результате заболевания. Изучаемый контингент составили больные в возрасте от 35 до 46 лет (24 человека). Заболевание характеризовалось прогредиентностью течения с постепенным нарастанием интеллектуально-мнестического или психопатоподобного дефекта, с изменением личности по органическому типу с периодическим ухудшением психического состояния под действием алкоголизации или других различных дополнительных вредностей. Неврологическая симптоматика проявлялась чаще всего в виде нарушений вегетативной и сомато-неврологической сферы.
Наиболее выраженными у данного контингента больных были психопатоподобные расстройства. Причем отмечена четкая взаимосвязь нарастания психопатоподобной симптоматики со степенью выраженности психоорганических нарушений. Изменения личности характеризовались аффективной неустойчивостью, сочетающейся с психической истощаемостью. Типичными проявлениями были возбудимость, взрывчатость, агрессивность, иногда выявлялась склонность к колебаниям настроения, причем часто без значительного повода со стороны. Имелась склонность к фиксации на соматических ощущениях, чем были обусловлены ипохондрические высказывания - боязнь заболевания сердца, обеспокоенность деятельностью желудочно-кишечного тракта. Данные нару-
46
Тюменский медицинский журнал № 1, 2013
Суицидология и аддиктология
шения чаще наблюдались у больных с астеническими чертами личности.
Нейропсихологическая симптоматика изучаемого контингента отличалась неоднородностью и большим разнообразием. Полиморфность симптоматики была обусловлена диффузностью воздействия патогенного алкогольного фактора на головной мозг.
Исследование памяти показало снижение объема запоминаемого материала, как на непосредственном, так и на отсроченном этапах воспроизведения последовательности из 6-ти элементов. Сужение объема воспроизводимого материала или ошибки позиционного характера на непосредственном этапе обусловливались патологией теменно-затылочных отделов правого полушария. Аналогичная дисфункция, выявляемая на отсроченном этапе воспроизведения, наблюдалась при поражении тех же отделов левого полушария головного мозга. Снижение слухо-речевой памяти в большинстве случаев было связано с поражением височных отделов, когда также выявлялась четкая взаимосвязь полушарной локализации патологического процесса с этапом воспроизведения запоминаемого материала. В целом выраженность и клинические особенности нарушений памяти зависели от степени тяжести алкогольной зависимости и от «стажа» алкоголизации.
Исследования праксиса показали, что при диффузном поражении головного мозга наблюдаются нарушения различных видов праксиса умеренной выраженности. Лобная локализация поражения проявлялась нарушениями в пробах на динамический праксис. При этом больные либо теряли последовательность выполнения программы, либо выполнение становилось крайне замедленным. Отставание одной из рук указывало на межполушарную асимметрию.
Трудности при выполнении проб, исследующих кинестетический, пространственный и конструктивный праксис, указывали на теменную и теменно-затылочную локализацию патологического процесса. Так, при исследовании пространственного праксиса затруднения, касающиеся размещения руки в плоскости или ошибки в пробе Хэда свидетельствовали о связи теменнозатылочной локализации с правым полушарием. Ошибки в двуручных пробах указывали на соответствующие отделы левого полушария.
Довольно частым нарушением высших корковых функций были расстройства тактильного восприятия. В пробе “чувство локализации” у больных наблюдались локализационные ошибки со смещением указываемой точки прикосновения на 2-3 см в сторону. Также выявлялась замедленность
при выполнении этих заданий. В пробе “дермолек-сия” при снижении тактильной чувствительности больные субъективно отмечали разницу восприятия на правой и левой руках, если была выражена межполушарная асимметрия.
Нарушения слухо-моторной координации наблюдались у больных с височной и теменновисочной локализацией. Такая дисфункция выявлялась примерно в половине наблюдений. У отдельных больных встречались негрубые нарушения речи в виде элементов моторной, сенсорной или семантической афазии. Такие нарушения не были характерными для всей группы в целом. При выполнении интеллектуальных проб больные испытывали наибольшие трудности при трактовке пословиц, серийном отсчитывании “от 100 по 7”, осмыслении сюжетных картинок, тогда как выполнение пробы “4-й лишний” страдало в меньшей степени. Следует отметить, что всем исследуемым больным с алкогольной зависимостью было свойственно замедление темпа выполнения как двигательных, так и интеллектуальных проб.
Выводы:
Основываясь на концепции о функциональных блоках мозга, можно сказать, что у больных с алкогольной зависимостью второй стадии с наибольшим постоянством наблюдается дисфункция со стороны первого (энергетического) блока, представленная замедлением психических процессов и быстрой истощаемостью большинства высших корковых функций. Изменения деятельности со стороны второго и третьего блоков не являются столь специфичными для всей группы больных и наблюдаются в зависимости от направленности патологического процесса по алкогольно - сосудистому, либо по алкогольно - психопатоподобному типу.
ТАБАКОКУРЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В.А. Стрижев, А.И. Ястребова Кубанский ГМУ, г. Краснодар, Россия E-mail авторов: [email protected]
Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал
47