Научная статья на тему 'Современные психотерапевтические подходы в аддиктологии'

Современные психотерапевтические подходы в аддиктологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1246
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманский С.В.

Актуальность проблемы химических, нехимических и промежуточных (пищевых) аддикций не вызывает сомнения. Основой терапии аддикций является психотерапия, однако большинство психотерапевтических методов по ряду причин являются малоэффективными. Синергетическая психотерапия имеет много преимуществ, и для осуществления поставленных задач в аддиктологии использует принципы объединения (формирование качественного психотерапевтического альянса) и «мягкого» управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные психотерапевтические подходы в аддиктологии»

Суицидология и аддиктология

му (х= 11,15; р=0,004; группы: I - 83,3%; II - 77,6%; III -54,3%) и чаще по гипогестогнозическому (х=15,69; р=0,001; 12,5%, 29,3% и 50,0%, соответственно) вариантам. Значимая частота восприятия отношения с окружающими отмечалась по гипогестогнозическому (х=10,33; р=0,006; 20,8%, 46,6% и 50,0%) и депрессивному (Х=10,83; р=0,004; 20,8%, 10,3% и 0,0%) типам. Гипоге-стогнозический ПКГД в вышеуказанных сферах свидетельствует о склонности игнорировать курсы дородовой подготовки, уход за детьми передоверяется другим лицам; депрессивный тип чаще свидетельствует о страхе женщины быть покинутой супругом.

Таким образом, алкогольное поведение в гестационный период связано с особенностями восприятия беременности: с увеличением частоты и количества потребления спиртного чаще наблюдается гипогесто-гнозический тип ПКГД, в частности, восприятия себя и отношений с близкими, реже - депрессивный тип в сфере отношений с окружающими. Полученные данные позволяют дифференцировать оказание психологической помощи женщинам, а также выстраивать профилактические мероприятия зависимого поведения, как в период беременности, так и на этапе ее планирования.

Литература:

1. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. -М.: М, 1986. - 272 с.

2. Добряков И.В. Перинатальная психология. - Питер, 2010. - 234 с.

3. Ульяновская Т.Н., Соловьев А.Г. Социально-психологические особенности беременных женщин, употребляющих алкоголь // Экология человека. - 2010. - № 4. - С. 42-45.

4. Хорошкина Л.А., Кривцова Л.А. Влияние никотиновой и алкогольной зависимости женщины на здоровье новорожденного // Мать и дитя в Кузбассе. - 2010. - №» 4. - С. 35-38.

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АДДИКТОЛОГИИ

С.В. Уманский Тюменская ГМА, г. Курган Е-mail автора: swuros@mail.ru

Актуальность проблемы химических, нехимических и промежуточных (пищевых) аддикций не вызывает сомнения. Основой терапии аддикций является психотерапия, однако большинство психотерапевтических методов по ряду причин являются малоэффективными. Синергетическая психотерапия имеет много преимуществ, и для осуществления поставленных задач в аддиктологии использует принципы объединения (формирование качественного психотерапевтического альянса) и «мягкого» управления.

Ключевые слова: аддикции, синергетическая психотерапия, психотерапевтический альянс

На сегодняшний день химические, нехимические и промежуточные (пищевые) аддикции являются серьезной проблемой, влекущей за собой негативные медикосоциальные последствия. Аддиктивное поведение как социальная девиация (эпизодические проявления) или психическое расстройство ставят перед специалистами по психическому здоровью трудные задачи, которые на сегодняшний день не имеют полноценного адекватного решения. Важность дифференциации эпизодов аддик-

тивного поведения и аддикции как психического расстройства определяет стратегию и тактику оказания помощи. Если в первом случае эпизоды аддиктивного поведения есть следствие деформации определенных психологических структур, то во втором - отклоняющееся поведение является проявлением психической патологии, требующей серьезной психотерапевтической и психофармакологической помощи. Для всех вариантов аддикций характерны шесть универсальных компонентов: «сверхценность» (salience), изменения настроения (mood changes), рост толерантности (tolerance), симптомы отмены (withdrawal symptoms), конфликт с окружающими и самим собой (conflict), рецидив (relapse).

Основой терапии аддикций является психотерапия. Психотерапия аддикций - задача крайне сложная и длительная, и на практике, к сожалению, чаще заканчивается неудачей. Во многом это связано с теми терапевтическими подходами, которые используют специалисты, при оказании помощи пациентам с зависимостями (аддиктам). Попытки быстрого излечения по принципу «чудесных исцелений» однозначно обречены на провал. Под «чудесным исцелением» понимается радикальная трансформация личности с кардинальным позитивными изменениями изначальных дезадаптивных установок. И хотя психотерапевтическая практика знает подобного рода «чудесные исцеления», мощные стрессовые воздействия «по типу потрясения» чаще приводят к декомпенсации [6, 10]. В большинстве случаев позиция врача-психотерапевта или нарколога (далее по тексту будет использоваться термин «специалист») при оказании помощи аддикту, определяется той концепцией, которой он придерживается. Часто профессиональный консерватизм и ригидность, обусловленные желанием придерживаться концептуальных схем определенных терапевтических подходов, и сопровождающие их попытками навязать зависимому пациенту чуждые ему на настоящее время идеи, установки и ценности, чаще всего заканчиваются неудачей [3, 9].

Большинства этих недостатков лишен подход, основанный на синергетических принципах [5, 7, 8]. Синергетика, как философско-методологический подход - это теория самоорганизации в системах различной природы [2]. Человек, как биологическая система в своем развитии имеет внутренние, биологически обоснованные и генетически запрограммированные тенденции, стремления, или «предпочтения», однако эволюция личности во многом социально и психологически детерминирована.

Большинство психотерапевтических теорий предопределяет терапевтический процесс, в котором изначально задаются ориентиры. В подходе, основанном на принципах синергетики, воздействие-взаимодействие рассматривается как динамический процесс, который во взаимодействии со специалистом приобретает форму самоуправляемого развития личности пациента [7].

Для осуществления поставленных задач используются принципы объединения и управления. Принципы объединения (формирование терапевтического альянса). В синергетическом подходе сформулированы основные принципы построения терапевтического альянса: антропоцентризм, ответственность, безусловное

50

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014

Суицидология и аддиктология

приятие пациента (подростка) и подстройка к нему, активность и иерархическая доминантность врача.

Базовый принцип антропоцентризма заключается в том, что пациент с зависимостью должен понимать и чувствовать правильность оценки специалистом своих проблем, признание их важности и серьезности. Перед специалистом, который вступает во взаимодействие с аддикт всегда встает проблема коэволюции (совместного развития). В соответствие с общими закономерностями самоорганизации, сложноорганизованным системам (к которым относится и человек) нельзя навязывать пути их развития. Специалист должен ориентироваться на индивидуальные, естественные тенденции развития ад-дикта и воздейственно - психотерапевтически попадать с ними в резонанс. Приятие, как важнейший принцип, сформулированный К. Роджерсом, являет собой спокойную доброжелательность, уважение и безусловное позитивное отношение к пациенту [4].

Качественный психотерапевтический альянс предполагает ответственность за конечный результат, как со стороны врача, так и со стороны аддикта (чего на практике добиться очень сложно). По мнению Дж. Бьюджен-таля психотерапевтический альянс - это могущественное соединение сил, которое питает энергией и поддерживает долгую, трудную и часто болезненную работу, необходимую для жизнеизменяющей психотерапии [1].

В своей воздейственной практике специалист подстраивается под аддикта и пытается вести его в том направлении, где у него (пациента) имеются максимальные позитивные (не аддиктивные) потенции. Только то, что имеет ресурс, может быть актуализировано и поднято на новую высоту. Специалист должен быть конгруэнтным на всех этапах терапии.

Доминантность - это, не власть, основанная на подавлении, авторитаризме и доминировании. Это заслуженные уважение и авторитет, это сила и гибкость, это лидерство с проявлениями гуманизма и сострадания. Объединение специалиста и пациента с аддикцией в систему возможно лишь при наличии общей цели и при установлении общего темпоритма существования. Специалист (иерархически доминантный), как организующий элемент новой системы, подстраивается (приобретает определенную конфигурацию для образования устойчивой системы) к аддикту. Их взаимоотношения превращаются в терапевтический альянс, тогда, когда они, имея определенный энергетический потенциал (аддикт активен), становятся не только взаимосвязанными, но и объединяются в функциональную целостность, направленную на достижение единой цели.

Изменение аддикта как элемента системы возможно лишь при определенных условиях. Изначально должно произойти качественное сближение специалиста и пациента. Специалист, подстраивается под аддик-та, устанавливая с ним определенные отношения. Пациент как носитель сознания выталкивает себя в центр мироздания, заставляя обращать на себя внимание. Специалист обязан видеть в аддикте личность и принимать его таким, какой он есть, ставя его (аддикта) с его мироощущением в центр всех событий (антропоцентрический принцип).

Укрепляющим, направляющим и объединяющим базисом взаимоотношений специалиста и пациента с зависимостью становится цель, имеющая стратегическое значение для аддикта в данный момент времени. Эта цель, на первом этапе психотерапии, может быть и не связанной с аддикцией пациента (Выделено СУ). На начальном этапе важнее создать качественный психотерапевтический альянс. Для специалиста важно учитывать эволюционные пути пациента (и как аддикта, и как личности) и возможности его последующей адаптации в обществе. Быстрые изменения опасны для аддикта, поэтому необходимо поддерживать психотерапевтический альянс длительное время в стабильном состоянии, устанавливая с пациентом обратную связь и контролируя процессы его адаптации к внешним условиям.

Принципы управления (воздействия). Воздействие не должно быть мощным, сверхсильным, потрясающим. В первую очередь оно должно следовать основной эволюционной линии развития пациента до формирования у него аддикции. Воздействие должно быть «мягким» и топически точным.

Воздействовать на аддикта можно двумя путями: изменениями или среды или межличностных (специалист - аддикт) воздействий-взаимодействий. С точки зрения синергетики неэффективное управление открытыми системами заключается в навязывании им некоей несвойственной и чуждой формы организации или поведения. Направленность воздействия определяется аттракторами, формирующими план будущего. Понятие «аттрактор» близко к понятию «цель». Учитывая возможность получения в процессе психотерапевтического воздействия у аддикта, как плавного эволюционного развития, так и эффекта внезапных кризисных изменений, необходимо сделать это воздействие максимально мягким и осторожным. Со временем воздействие, оказываемое специалистом должно перейти в самоуправление, осуществляемое аддиктом (запускаются процессы самоорганизации) [7].

Литература:

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер,

2001.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Изд.2. Серия «Синергетика: от прошлого к будущему». - 2005.

3. Лысак И.В. Синергетический подход к деструктивной деятельности человека. Системный синтез и прикладная синергетика // Международная научная конференция. Сборник докладов. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. - С. 158-162.

4. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с

5. Савенко Ю.С. Новая парадигма в психиатрии (Сообщение второе) // Независимый психиатрический журнал. - 1997. - №

2. - С. 16-21.

6. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. - СПб.: Питер, 2001.

7. Уманский С.В., Семке В.Я.. Эволюция хаоса, или синергетическая психотерапия - Томск: Иван Федоров, 2008. - С. 304.

8. Уманский С.В., Овчарова Р.В., Уткин В.А. Введение в психологическое консультирование. - Курган: Изд-во Курганского ГУ, 2010. - 220 с.

9. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применения). - СПб.: Питер, 1998.

10. Эриксон М. Стратегия психотерапии: Пер. с англ. - СПб.: Речь,

2002.

Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.