Суицидология и аддиктология
шения чаще наблюдались у больных с астеническими чертами личности.
Нейропсихологическая симптоматика изучаемого контингента отличалась неоднородностью и большим разнообразием. Полиморфность симптоматики была обусловлена диффузностью воздействия патогенного алкогольного фактора на головной мозг.
Исследование памяти показало снижение объема запоминаемого материала, как на непосредственном, так и на отсроченном этапах воспроизведения последовательности из 6-ти элементов. Сужение объема воспроизводимого материала или ошибки позиционного характера на непосредственном этапе обусловливались патологией теменно-затылочных отделов правого полушария. Аналогичная дисфункция, выявляемая на отсроченном этапе воспроизведения, наблюдалась при поражении тех же отделов левого полушария головного мозга. Снижение слухо-речевой памяти в большинстве случаев было связано с поражением височных отделов, когда также выявлялась четкая взаимосвязь полушарной локализации патологического процесса с этапом воспроизведения запоминаемого материала. В целом выраженность и клинические особенности нарушений памяти зависели от степени тяжести алкогольной зависимости и от «стажа» алкоголизации.
Исследования праксиса показали, что при диффузном поражении головного мозга наблюдаются нарушения различных видов праксиса умеренной выраженности. Лобная локализация поражения проявлялась нарушениями в пробах на динамический праксис. При этом больные либо теряли последовательность выполнения программы, либо выполнение становилось крайне замедленным. Отставание одной из рук указывало на межполушарную асимметрию.
Трудности при выполнении проб, исследующих кинестетический, пространственный и конструктивный праксис, указывали на теменную и теменно-затылочную локализацию патологического процесса. Так, при исследовании пространственного праксиса затруднения, касающиеся размещения руки в плоскости или ошибки в пробе Хэда свидетельствовали о связи теменнозатылочной локализации с правым полушарием. Ошибки в двуручных пробах указывали на соответствующие отделы левого полушария.
Довольно частым нарушением высших корковых функций были расстройства тактильного восприятия. В пробе “чувство локализации” у больных наблюдались локализационные ошибки со смещением указываемой точки прикосновения на 2-3 см в сторону. Также выявлялась замедленность
при выполнении этих заданий. В пробе “дермолек-сия” при снижении тактильной чувствительности больные субъективно отмечали разницу восприятия на правой и левой руках, если была выражена межполушарная асимметрия.
Нарушения слухо-моторной координации наблюдались у больных с височной и теменновисочной локализацией. Такая дисфункция выявлялась примерно в половине наблюдений. У отдельных больных встречались негрубые нарушения речи в виде элементов моторной, сенсорной или семантической афазии. Такие нарушения не были характерными для всей группы в целом. При выполнении интеллектуальных проб больные испытывали наибольшие трудности при трактовке пословиц, серийном отсчитывании “от 100 по 7”, осмыслении сюжетных картинок, тогда как выполнение пробы “4-й лишний” страдало в меньшей степени. Следует отметить, что всем исследуемым больным с алкогольной зависимостью было свойственно замедление темпа выполнения как двигательных, так и интеллектуальных проб.
Выводы:
Основываясь на концепции о функциональных блоках мозга, можно сказать, что у больных с алкогольной зависимостью второй стадии с наибольшим постоянством наблюдается дисфункция со стороны первого (энергетического) блока, представленная замедлением психических процессов и быстрой истощаемостью большинства высших корковых функций. Изменения деятельности со стороны второго и третьего блоков не являются столь специфичными для всей группы больных и наблюдаются в зависимости от направленности патологического процесса по алкогольно - сосудистому, либо по алкогольно - психопатоподобному типу.
ТАБАКОКУРЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В.А. Стрижев, А.И. Ястребова Кубанский ГМУ, г. Краснодар, Россия E-mail авторов: [email protected]
Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал
47
Суицидология и аддиктология
Цель исследования: изучить распространенность и выяснить отношение студентов медицинского университета к употреблению табака и алкоголя. Проанализировать полученные показатели и сравнить с данными прошлых исследований.
Материалы и методы: проведено анонимное анкетирование 200 студентов 6 курса лечебного факультета ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, из которых 80 мужского и 120 человек женского пола (40% и 60% соответственно).
Результаты и обсуждение.
Всего, по данным настоящего исследования, употребляет табак 16% студентов (из них 66% юношей и 34% девушек). Из 80 студентов мужского пола курит 21 человек (52,65 %), из 120 представительниц женского пола - 11 человек (9,1%). Отношение к курению табака у 4% студентов положительное, у 49% - отрицательное, у 47% -нейтральное. Из числа опрошенных у 61% студентов в семье есть хотя бы один курильщик. Алкогольные напитки употребляют 76 % опрошенных. Из них - мужчин 75% (n=60). Употребляют спиртные напитки «иногда» - 81,5% (n=49), «регулярно»
- 18,5% (n=11). Женщин, употребляющих алкоголь
- 76% (n=92), из них «иногда» употребляют спиртные напитки 97% (n=88), «регулярно» - 2% (n=4). Среднее количество выпиваемого алкоголя за один прием по результатам опроса составляет от 500 -1000 мл. Из предложенных в анкете видов алкогольной продукции 58% предпочитают пиво, 23%
- вино, 19% - водку, виски, алкогольные коктейли. Отношение к употреблению алкоголя в общественных местах: положительное у 9%, нейтральное у 31%, отрицательное у 60% опрошенных. Злоупотребляют алкоголем в семье у 6 студентов из 200 (3%). При сравнении показателей по курению табака (в 2009 г. - 29,2%, в 2010 г. - 21,5%, в 2011 г. - 20%, в 2012 г. - 16%) наблюдается существенный спад. При сравнении показателей по регулярному употреблению алкоголя (в 2009 г. -25,7%, в 2010 г. - 22,3%, в 2011 г. - 19,8%, в 2012 г. - 18,5%) наблюдается снижение числа таких студентов.
Заключение. Таким образом, по итогам анализа полученных показателей можно сделать выводы, что общее число лиц, употребляющих табачные изделия по итогам 2012 года снизилось, однако процент курильщиц женского пола все еще остается значительным. Общее число лиц, употребляющих алкогольную продукцию по сравнению с 2011 годом снизилось на 1,3% и на 7,2% по сравнению с 2009 годом, что является объективным показателем благополучия наркологической ситуации в вузе и говорит об эффективности про-
водимой профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.
АЛКОГОЛИЗМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
М.С. Уманский, Ф.И. Пивоварчук Тюменский ОНД, г. Тюмень, Россия
Злоупотребление алкоголем представляет одну из наиболее важных медико-социальных проблем [9]. Регулярный прием алкоголя отрицательно сказывается на самом пьющем, его семье, профессиональной деятельности и обществе в целом [8]. Алкоголь является одним из важнейших факторов риска повышенной суицидальной активности [2, 4, 9], а так же причиной 3,5% случаев смертности и недееспособности в мире. Социальная стоимость последствий его потребления для общества оценивается на уровне 2-3% от валового национального продукта государства [5, 7].
В Российской Федерации показатель распространенности алкоголизма, оставаясь одними из наиболее высоких в мире, в течение последних нескольких снижается: с 1660,2 случая на 100000 населения в 2004 г. до 1478,1 в 2010 году [1].
Рис. 1. Распространенность алкоголизма (в т.ч. алкогольные психозы) на Территории Тюменской области (на 100000 населения) [3].
На Юге Тюменской области (население 1343,2 тыс. человек [10]) прослеживается подобная тенденция. Только за период с 2009 по 2011 год число зарегистрированных больных снизилось с 1566,3 до 1266,2 на 100000 населения, а первичная заболеваемость уменьшилась с 113,2 до 93,2 (на 100000 населения) [3], (рис 2).
Остается высоким удельный вес алкоголизма среди женщин, он составил: в 2009 г. - 24,5%; в 2010 г. - 22,3%; в 2011 г. - 23,9%. В 80-е годы этот показатель не превышал 12%. Распространенность пьянства среди женщин привела к образованию семейных форм алкоголизма. Рост показателя в
48
Тюменский медицинский журнал № 1, 2013