Научная статья на тему 'О ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РСФСР'

О ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РСФСР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РСФСР / LEGAL EDUCATION IN THE RSFSR / "ФОНЫ" / "BACKGROUNDS" / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / WORK PRACTICE / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ / FACULTIES OF LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаев М.М.

От редактора. Французские историки второй половины XIX века вывели новую формулу понимания прошлого. Смысл ее состоял в том, что прошлое принадлежит историкам, настоящим занимаются политики, а будущее известно только Богу. В официальном отчете, подготовленным французскими исследователями в 1867 году для министерства, значилось, что история каждого периода может быть понята только тогда, когда этот период уже завершен. Во второй половине ХХ века тоже француз Франсуа Артог вводит в научный оборот понятие режим историчности, которое трактует как эвристический инструментарий, способствующий четкому выявлению метапозиции историка относительно предмета своего исследования. Получается, что историк всегда является частью определенной социокультурной действительности, влияющей на результат его исследований, а также на сам предмет. Каждый следующий режим историчности будет требовать новых тем, подходов, концепций, а поэтому всегда будет востребовано переосмысление, кажется, уже устоявшихся догм. Отталкиваясь от данной аксиомы, «Новый ракурс» предлагает читателю новую рубрику «Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого», в которой будут публиковаться ранее изданные, но мало доступные, исследователям материалы, посвященные проблемам юридического образования, советского периода. Выбор темы для переосмысления на основе новых методологических парадигм - юридическое образование - был сделан неслучайно. Редакционный совет журнала и большинство авторов не раз обращались к данной тематике, демонстрируя свой исследовательский интерес. К тому же советская система юридического образования традиционно высоко оценивается представителями научного и профессионального сообществ. Вместе с тем редакция ставит своей целью представить истинную картину подготовки юристов в 1920-1980-е годы глазами ее участников: преподавателей, ученых, практиков. Еще одной причиной «возвращения в СССР» и создания своеобразного «красного уголка» на страницах журнала является предстоящий в 2017 году юбилей события, определившего начало советской эпохи. В этом редакция «Нового ракурса» следует заветам французских историков - эпоха завершена, можно взяться за ее исследование. Современность и история всегда тесно взаимодействовали, по-разному либо усиливая, либо принижая друг друга. Эта особенность и позволяет нам прослеживать прошлое, независимо от того, гордимся мы им или отвергаем. Попытаемся использовать наработки ученых-юристов ХХ века для создания концепции юридического образования в сегодняшней России. Первым публикуемым материалом раздела стала статья Михаила Михайловича Исаева (1880-1950 гг.), профессора Всесоюзной правовой академии, Московского юридического института, Всесоюзного юридического заочного института, Всесоюзного института юридических наук, специалиста в области уголовного права, фактического создателя советского пенитенциарного (исправительно-трудового) права. Особое место в научной деятельности М.М. Исаева занимают переводы нормативных актов зарубежных государств и вступительные статьи к ним. Знание иностранных языков в сочетании с огромной эрудицией в вопросах права позволило ученому дать тонкий и острый анализ переводимого материала. Данный материал впервые был опубликован в журнале Советское право 1927 года № 6 (30). Статья посвящена развитию высшего юридического образования в РСФСР. Автор полагает, что юридическое образование в Советском государстве должно строиться на солидной марксистской базе. Учебные планы должны включать такие дисциплины, как исторический материализм, политическая экономия, история социализма, история Коммунистической партии. Необходимо еще большее сближение теории с практикой, новые марксистские учебники, программы лекционных курсов. Тест воспроизводится по первоисточнику, ввиду этого сохранены характерные для 1920-х годов лексика, пунктуация, особенности стиля изложения и оформления научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HIGHER LEGAL EDUCATION IN THE RSFSR

From the Editor. French historians of the second half of the 19th century brought new formula of understanding of the past. Its sense was that the past belongs to the historians, the present is handled by politicians, and only the God knows the future. The official report for the Ministry made by French researchers in 1867 stated that the history of a period can be understood only when that very period has been already ended. In the second half of the 20th century, also a Frenchman, François Hartog introduced the concept of regimes of historicity that could be explained as a heuristic instrument that clearly identify metaposition of a historian concerning the subject of his research. It turns out that a historian is always a part of a certain socio-cultural reality that affects not only the result of his research, but also the very subject. Every following regimes of historicity requires new themes, approaches, concepts, and this is why the rethinking of established dogmas will always be essential. Based on this axiom, the scientific journal "Noviy rakurs" provides the reader with a new column "Legal Education in Russia: a View from the Soviet Past". The materials connected to the issues of legal education during the Soviet period will be published in this column. The theme for rethinking "Legal Education" was chosen intentionally on the basis of new methodological paradigms. The Editorial Board of the journal and the most authors themselves have repeatedly turned to this subject that fully demonstrates their research interest in this field. Moreover, the Soviet system of legal education is traditionally highly valued among the members of different academic and professional communities. However, the Editorial Board aims to represent a true image of lawyers' training programme in the 1920-1980s through the eyes of its participants: teachers, researchers and practitioners. Another reason why we have decided to "Back in USSR" and to create a new kind of "red corner" in the scientific journal is the upcoming 2017, the anniversary year to the events that defined the beginning of the Soviet epoch. Regarding to this the Editorial Board follows the precepts of French historians - the epoch is over and now it is the very time to start researching it! Modernity and history has always worked closely together but in different ways either enhancing or belittling each other. This feature allows us to trace the past, regardless of whether we are proud of them or reject them. We will try to use the achievements of lawyers of the 20th century to create the concept of legal education in nowadays Russia. The first published material is the article written by Mikhail Mikhailovich Isaev (1880-1950), Professor of All-Union Academy of Law, Moscow Juridical Institute, All-Union Correspondence Institute of Law, All-Union Institute of Legal Sciences, the specialist in the field of criminal law, the creator of the Soviet penitentiary legislation. A special place in scientific researches of M.M. Isaev was devoted to the translation of the regulations from foreign countries, and writing the introductory articles to them. Language qualification, combined with great erudition in the field of law has allowed the researcher to give an accurate and sharp analysis of the translated material. This material was first published in the journal Soviet Law 1927, no. 6 (30). The article is devoted to the development of higher legal education in the RSFSR. The author believes that legal education in the Soviet state should be built on a strong Marxist basis. The curricula should include subjects such as historical materialism, political economy, the history of socialism, the history of the Communist Party. Theory and practice should be even closer together, as well as new Marxist textbooks, lecture courses programmes. The text is reproduced from the original source. The specific vocabulary, punctuation, and style of any research of the1920s are remained unchanged.

Текст научной работы на тему «О ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РСФСР»

М.М. Исаев*

О ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ РСФСР 1

Аннотация. Первым публикуемым материалом раздела стала статья Михаила Михайловича Исаева (1880-1950 гг.), профессора Всесоюзной правовой академии, Московского юридического института, Всесоюзного юридического заочного института, Всесоюзного института юридических наук, специалиста в области уголовного права, фактического создателя советского пенитенциарного (исправительно-трудового) права. Особое место в научной деятельности М.М. Исаева занимают переводы нормативных актов зарубежных государств и вступительные статьи к ним. Знание иностранных языков в сочетании с огромной эрудицией в вопросах права позволило ученому дать тонкий и острый анализ переводимого материала.

Данный материал впервые был опубликован в журнале Советское право 1927 года № 6 (30). Статья посвящена развитию высшего юридического образования в РСФСР. Автор полагает, что юридическое образование в Советском государстве должно строиться на солидной марксистской базе. Учебные планы должны включать такие дисциплины, как исторический материализм, политическая экономия, история социализма, история Коммунистической партии. Необходимо еще большее сближение теории с практикой, новые марксистские учебники, программы лекционных курсов.

Тест воспроизводится по первоисточнику, ввиду этого сохранены характерные для 1920-х годов лексика, пунктуация, особенности стиля изложения и оформления научной работы.

Ключевые слова: юридическое образование в РСФСР, «фоны», производственная практика, юридические факультеты.

§ 1

В самые первые дни, вместе со старыми судами, Октябрьская революция фактически упразднила законы как эпохи самодержавия так и Временного правительства. Юридически же их полная отмена последовала только с изданием Положения о народном суде 30 ноября 1918 г. («ссылка в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств воспрещается»).

На высшую школу, в том числе и на юридические факультеты, в первые годы своего существования советская власть не могла обращать много сил и внимания. Был только открыт широкий доступ для всех желающих получить высшее образование, независимо от социального положения.

Первое время юридические факультеты продолжали пополняться слушателями из тех же классов, что и до революции. Положение резко

* Исаев Михаил Михайлович (1880-1950 гг.), профессор Всесоюзной правовой академии, Московского юридического института, Всесоюзного юридического заочного института, Всесоюзного института юридических наук.

1 Начиная с настоящей статьи, редакция имеет в виду открыть на страницах журнала освещение вопросов преподавания права. В части практических, выводов и предложений статья носит дискуссионный характер.

изменилось с тех пор, как открытые в 1919-20 г. рабфаки стали готовить кадры будущих студентов и, вообще, когда с осени 1921 г. был установлен принцип классового начала при приеме в вузы.

В первые годы революции, в силу общего политического и материального положения страны, еле-еле бился пульс научно-учебной жизни. Положение же на юридических факультетах, по сравнению с физико -математическим и с техническими высшими учебными заведениями, было еще более плачевно по той причине, что эти факультеты не имели никакой почвы под ногами. «Положительного» права, в смысле совокупности «изданных» новой государственной властью норм, почти не существовало. Опубликованных декретов с лихвой могло бы хватить на несколько эпизодических лекций. Революционное правосознание, главнейший источник права в эпоху военного коммунизма, накапливало огромнейшего интереса правовой материал, но материал сырой. Разрабатывать его можно было бы только коллективными усилиями, но в ту эпоху не только для коллективной, но и для индивидуальной теоретической работы не было почти никаких материальных предпосылок. Периодической юридической печати не существовало, если не считать «Материалов» Народного комиссариата юстиции РСФСР, выпустившего до 1921 г. включительно 17 выпусков, да нескольких книжек «двухнедельного журнала» того же Наркомата «Пролетарская Революция» в 1918 и 1919 гг. О каких-нибудь новых учебниках или монографических исследованиях не могло быть и речи.

Выступая на сессии ЦИК Союза в октябре 1924 г. по вопросу, об Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, т. Скрыпник заметил, что «до революции вопросы права, суда, прокуратуры были чужды и враждебны рабочим и крестьянам. Право было обращено против рабочих и крестьян. Формализм, безжизненность, схоластика - вот характеристика старого права. И поэтому мы все до революции относились к вопросам права, к юридическим вопросам с враждебностью, ненавистью».

«Пережитки этого сохраняются и теперь, - добавил оратор, - когда мы к этим вопросам относимся с враждебностью» (стен. отчет, стр. 414).

Уже в самом начале строительства советской высшей школы было более, чем очевидно, что в преподавание общественных наук, в том числе и юридических, должна быть внесена не частичная реформа. «Перед Наркомпросом стояла задача не какой-либо постепенной реформы общественно-научных вузов и факультетов, а необходимо было упразднить их полностью с тем, чтобы на расчищенном месте возводить здание общественно-научного образования совершенно заново», - читаем мы в введении к учебным планам социально-экономических вузов и факультетов (изд. Главпрофобра, 1927 г.).

В период 1920—21 г. были упразднены на ряду с историко-филологическими, и юридические факультеты. Были созданы «фоны» -факультеты общественных наук.

Основным моментом при создании фонов являлось, прежде всего, введение в учебный план марксистской базы - исторического материализма, политической экономии, экономической политики, истории социализма и истории коммунистической партий. Курс фона был рассчитал на три года вместо прежних четырех лет. На основе общеобразовательных предметов студентам за 1!/2 _ 2 года давалась в известном объеме специализация, для чего они распределялись по отделениям фона: экономическому, статистическому, правовому, общественно-педагогическому и некоторым другим.

Подведение марксистской базы нанесло быстрый и решительный удар идеалистическому мировоззрению в деле преподавания общественных наук. Возможность марксистского подхода при изучении специально-правовых дисциплин обеспечивалось, далее, значительными переменами в преподавательском составе. Из дореволюционной профессуры и приватдоцентуры1 остались единицы, которые или ранее были марксистами, или же за годы революции приблизились к марксизму. В преобладающей же своей части преподавательский кадр фонов был сформирован заново, при чем имелось в виду укрепить партийное ядро в этом кадре. Привлечение юристов-практиков преследовало цель сближения теоретического преподавания с практикой.

С созданием фонов на ряду с лекционным методом был выдвинут метод групповых так называемых семинарских занятий.

На юридических факультетах практические занятия, главным образом, состоявшие в разрешении «казусов» из области уголовного и гражданского права, были введены еще в начале 1900-х годов. Но участие в них не являлось обязательным. Они посещались сравнительно очень незначительной частью студенчества. Подавляющее же большинство студентов, не посещая лекций, ограничивалось сдачей экзаменов.

Новое студенчество, заполнявшее фоны, довольно отрицательно относилось вообще к лекционному методу. В «действенном» настроении студенчества отражалась революционная эпоха. Было бы совершенно неестественно спокойно просидеть весь год и только слушать, когда хотелось самому выступать, делать доклады, обсуждать вопросы. Вместе с тем, студенчество хотело внести плановость в свои занятия, известную равномерность в усвоении преподаваемого материала, стремилось распределить тяжесть работы на весь год. Имело значение и то обстоятельство, что при семинарских занятиях преподаватель мог гораздо интенсивнее оказывать помощь студенту в усвоении им знаний и навыков.

Но до осени 1924 г. _ в Московском, по крайней мере, университете _ семинарские занятия не могли быть поставлены на должную высоту. Этому

1Были использованы и оставленные в свое время при университетах для подготовления к профессуре.

мешал, прежде всего, недостаток материальных средств. Аудиторию в несколько сот человек обслуживает один лектор; та же аудитория, разбитая на семинарские группы, потребует десяток и более преподавательских сил. Поэтому в то время семинарские занятия были введены лишь по основным общеобразовательным и специальным дисциплинам. Да и то, благодаря недостатку сил, даже в Москве, на фоне еще в 1923 - 24 г. студенты не были полностью обеспечены семинарами по таким, дисциплинам, как истмат или политическая экономия, а в семинарах по специальным дисциплинам насчитывалось более ста участников. К тому же в то время методика, семинарских занятий была; еще совершенно не разработана, не было единых программ, и семинары велись вне связи с курсами.

Действенное настроение революционного студенчества сказалось и в стихийной тяге их связать теорию, изучаемую в вузах, непосредственно с практикой. Отсюда и введение, на правовом отделении фона так называемой производственной практики. Но за время существования фонов профессуру к работе в этой области привлечь еще не удалось. Практика, поскольку добывали ее себе студенты, протекала без академического руководства. Да при трехлетием курсе обучения студент, по общему правилу, был более или менее академически подготовлен, к производственной практике лишь тогда, когда он уже заканчивал свое образование.

Наконец, на успешности обучения на фоне не могло вначале не сказываться почти полное в то время отсутствие новых марксистских учебников и пособий. Сравнительно благоприятнее было в этом отношения лишь положение с государственным правом. Явление вполне понятное. Огромнейший импульс к изучению вопросов о государстве был дан учением Ленина, и потребность в литературе по данному предмету выходила далеко за пределы вузов.

Переход к новой экономической политике повлек за рабой «модификацию» права. Начиная с 1922 г., в короткое время были изданы такие кодексы, как Уголовный, Гражданский, Процессуальные, Кодекс Законов о Труде. Составление же новых учебников, в основу которых были бы положены эти кодексы, не могло быть делом немногих месяцев.

В 1923 г. в руководящих просвещением кругах стал подниматься вопрос о целесообразности дальнейшего существования фонов.

«С переходом к новой экономической политике, - читаем мы в введении к указанным выше учебным планам, - целый ряд отраслей жизни и государственного аппарата потребовали более глубоких специалистов, чем те, которых мог дать фон. Возродившийся рыночный обмен, появление и развитие банковской сета, цепь учреждений финансового ведомства (бюджетных, налоговых), развернувшаяся деятельность судов, следственного аппарата и нотариата, внешняя торговля, установление дипломатических связей с буржуазными государствами, растущее значение и деятельность кооперации, потребность статистического и финансового учета и т. д., и т. д., - все это требовало создания учебных заведений, выпускающих для всех этих отраслей более подготовленных специалистов. Кроме того, рост

законодательства, уточнение экономических отношений и пр. породили такое количество необходимого для изучения материала, усвоить который в 11/2 _ 2 года, отводимых фоном для своих отделений, было невозможным».

В итоге работы ряда комиссий при Наркомпросе и работы Научно -Политической Секции Гуса решение о ликвидации фонов было принято в 1924 г. Фактическая же ликвидация была закончена к 1 июня 1926 г.

§ 3

Вместо правовых отделений фонов были созданы факультеты советского права с четырехлетним курсом обучения. Первый факультет открылся в I Московском университете. Весной 1927 г. он смог уже дать выпуск студентов, прошедших четырехлетний курс обучения благодаря тому, что одновременно с ликвидацией фона развертывался и новой факультет. Иначе обстояло дело в Ленинградском университете, в котором сперва вообще не предполагалось открывать факультета советского права. Поэтому, когда все же решили открыть его, выпустив последний выпуск правового отделения весной 1926 г., факультет мог открыться с осени того же года лишь в составе первого курса. Без перебоев, насколько нам известно, произошло превращение правовых отделений фона в правовые отделения с четырехлетним курсом факультета права и хозяйства в Саратовском и Иркутском университетах.

Благодаря системе семинарских занятий, требующих для сравнительно небольших групп студентов значительное количество и преподавательских сил и помещений, прием на факультеты совправа является весьма уменьшенным по сравнению с дореволюционным. Московский, самый большой факультет, принимает на первый курс 425 _ 450 человек в год.

Учебные планы существующих в РСФСР факультетов совправа (по существу, и в Саратове и в Иркутске «отделения» являются факультетами) несколько отличаются друг от друга.

Это объясняется тем, что ни в Саратове ни в Иркутске на факультете нет специализации, в Ленинграде она начинается с IV курса, где имеются два отделения: судебное и хозяйственно-административное (последнее подразделяется на два цикла: административный и хозяйственный). Глубже всего специализация проведена в Москве. Уже, начиная со второго курса, факультет распадается на четыре, отделения: судебное, хозяйственно-правовое, советского строительства (раньше называлось государственно-административным) и международное.

Как завоевание фона, новые факультеты в программном отношении имеют прочную марксистскую базу. Политическая экономия проходится на I курсе; исторический материализм _ на II курсе в Москве, Саратове, Иркутске; на III _ в Ленинграде; история ВКИ и ленинизм изучаются в Ленинграде на III курсе, в остальных университетах _ на II; экономическая политика проходится или на втором, или на третьем курсах. Всем указанным

дисциплинам отводятся по два лекционных и по два семинарских годовых часа.

Везде на I курсе проходится (по 2 годовых лекционных часа) история классовой борьбы в России и в Западной Европе.

Из юридических дисциплин везде на I курсе проходятся лишь «Основы Советской Конституции в связи с марксистским учением о праве и государстве». (2 лекционных и 2 семинарных часа). Кроме того, на I курсе проходится статистика. Замечается стремление вести ее семинарским путем, что по существу предмета является, безусловно, необходимым. Много времени поглощают иностранные языки: по 4 часа—на I и II курсах и по 2 -на III и IV1.

Вопрос о специализации является довольно сложным. Несомненно, что основные юридические дисциплины должны проходиться на всех отделениях и при том не только лекционным, но и семинарским путем. Только, таким методом можно действительно углубленно пройти предмет.

Наиболее основной дисциплиной является хозяйственное право. Эта дисциплина везде проходится в течение двух лет (на II и III к.) и лекционным и семинарским путем (по 2 часа). Исключение составляют в Москве отделения советского строительства и международное, где имеется только годичный семинар, да и то он введен лишь с осени 1927 г. Вторым по значению является уголовное право. Везде имеется по уголовному праву одногодичный семинар2; в Иркутске и на судебном отделении в Москве

-5

семинарские занятия ведутся в течение двух лет . Обязательными для всех студентов, в смысле семинарских занятий, должны явиться процессы: гражданский и уголовный или, по меньшей мере, один из них4. Трудовое право точно также не может быть усвоено без семинарских занятий.

Общими для всех факультетов совправа и его отделений являются такие предметы, как земельное право, международное, публичное, административное, финансовое, судоустройство, брачное и семейное, кооперативное, профдвижение. По земельному праву обязательным является семинар в Саратове, Иркутске и Ленинграде и для отделения советского строительства - в Москве. Обязательный семинар по административному праву имеется в Иркутске, Ленинграде (адм. цикл), в Москве (отд. совстроительства). Остальные предметы не имеют семинаров.

1Значительно больше времени отводится языкам на международном отделении, где изучаются обязательно два языка: французский и немецкий или английский.

2В Москве на отделениях хозяйственном, советского строительства и международном семинар введен лишь с 1927 г.

И в этом отношении московский факультет совправа только с осени 1927 г. исправил свой учебный план, введя семинары по гражданскому процессу и уголовному на отделении советского строительства, альтернативно по одному из них на международном отделении.

4В Ленинграде и в Саратове дополнительный семинар предусмотрен на IV курсе для желающих специализироваться по этому предмету.

Более углубленная специализация, имеется, как мы указали, только в Москве. Опыт, повидимому, показал, что эта система имеет несомненные достоинства, при тех поправках, которые были внесены в учебный план, начиная с 1927-28 академического года. Нам представляется, что целесообразно начинать специализацию именно со второго курса, но в относительно небольшом объеме. При существующих учебных планах на I курсе проходится только одна юридическая дисциплина - Основы Советской Конституции.

Студенту довольно трудно выявить окончательно свои склонности. Поэтому должна быть предоставлена возможность переменять отделения, переходя на III курс1.

Но, поскольку, как показал опыт, подавляющее большинство студентов остается довольно своим выбором, постольку специализация со II курса имеет то преимущество, что она дает возможность студенту углубленно познакомиться с объемом и методом как раз тех дисциплин, которые наиболее соответствуют стремлениям студента специализироваться в той или другой области для будущей своей практической деятельности.

Следует, думается нам, признать, что факультет совправа должен готовить не «юриста» вообще, а хорошо подготовленного специалиста для той или другой области работы. При этом требовании деление факультета на три отделения представляется вполне естественным2.

Судебное отделение готовит будущих деятелей советской юстиции. Низовой судебной ячейке - нарсуду - приходится иметь дело не только с уголовным, но в значительно большей степени с гражданским правом. Помпрокурор у нас точно так же не является исключительно органом уголовной юстиции. Наконец, и как работник губсуда, судебник может столкнуться с вопросами гражданского права. Поэтому на судебном отделении в Москве хозяйственное право проходится семинарским путем в течение двух лет (II и III к.), а с 1927—28 г. на IV курсе введен дополнительно сминар по хозяйственному праву повышенного типа. Не следует забывать, что имеется семинар и по гражданскому процессу; само собой разумеется, - и семинар по уголовному процессу. Имеют судебники и семинар по трудовому праву. Семинар повышенного типа на IV курсе может быть избран студентом по хозправу или по трудовому, или по земельному праву.

Таким образом, судебное отделение в достаточной мере дает знания и навыки в хозяйственно-правовой области. Специализация же заключается, главнейшим образом, в расширенном и углубленном прохождении уголовно-правовых дисциплин. Это выражается не только в том, что судебники проходят уголовное право (Общая и Особенная часть) в течение двух лет семинарским путем и что только у них имеются такие предметы, как

1Какой-нибудь один специальный семинар за II курс можно отработать и на III курсе.

Мы не останавливаемся на международном отделении, оно имеется лишь в Москве и с весьма ограниченным числом студентов: на II его курс зачисляются только 40 студентов.

судебная медицина, судебная психиатрия, пенитенциарная политика, криминалистика1 и прокурорский надзор. Специализация идет и по линии производственной и академической практики. Судебники проходят практику в уголовном розыске, у следователей, помпрокуроров, в уголовных отделениях губсудов. Что касается академической практики, то до сих пор она введена только на судебном отделений и установлена для III курса (в связи с прохождением Особенной части) в виде работы в кабинете по изучению личности преступника и преступности2 (амбулаторный прием, психологическое и антропометрическое обследование, социологическое обследование, демонстрации правонарушителей при участии криминалиста-юриста) и рассчитана на 90 часов работы. На IV курсе проходится пенитенциарный практикум в экспериментальном пенитенциарном отделении Государственного Института по изучению личности преступника и преступности (постановка культработы, трудовых процессов, вопросы пенитенциарной психологии, пенитенциарного режима, техники и т. д. - 45 часов). Тля IV же курса установлена небольшая (15 часов) академическая практика по криминалистике, альтернативно с практикой по борьбе с беспризорностью и преступностью для несовершеннолетних.

Хозяйственно-правовое отделение подготавливает юрисконсультов для хозяйственных и финансовых учреждений, работников нотариата, гражданских отделений губсуда. Введение семинаров (годичных) с осени 1927 г. по уголовному праву и уголовному процессу подготавливает хозяйственника и для смешанной работы по хозяйственному и уголовному праву в нарсуде.

Студенты этого отделения нуждаются в большей экономической подготовке, чем другие отделения. Отсюда введение в учебный план экономической географии, прохождение на ряду с общей экономполитикой и специальной, как экономика промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта (кроме лекций, две из экономик проходятся семинарским путем в течение семестра). Само собой разумеется, что хозяйственное право проходится в течение трех лет семинарским путем. Кроме того, имеются годичные семинары по истории институтов частного права и по трудовому праву и факультативный по земельному праву.

Производственная практика идет по линии работы в юридической части хозяйственных наркоматов, трестов, в нотариальных конторах, а также в гражданских отделениях губсудов. Научно-исследовательские кружки изучают вопросы хозяйственного права.

Отделение Советского строительства готовит работников но линии НКВД и НК РКИ. Отсюда углубленное изучение вопросов государственного

1В Саратове все указанные дисциплины являются обязательными для всех студентов. Вряд ли это целесообразно.

При Мосздравотделе. Для этой академической практики с осени 1927 г. используется и материал экспер. пенит.отделения Госинститута по изучению личности преступника и преступности на ряду с использованием этого отделения и для пенитенциарного практикума.

и административного права. На II курсе имеются семинары по госправу СССР и союзных республик и административному праву, факультативный семинар - по госправу буржуазных стран. На III курсе по административному праву проходятся специальный курс и семинар и такие курсы, как история институтов публичного права, история политических учений и рационализация госаппарата. По трудовому праву - курс и семинарий. На IV - местное управление, коммунальное право (курсы и семинары), местные финансы (семинар). С осени 1927 г. введен обязательный семинар по земельному праву.

Поскольку, как было уже указано, с осени 1927 г. были введены семинарские занятия по хозправу, уголовному праву и процессам, отделение советского строительства следует признать, дает достаточно подготовленных административистов. Производственная практика отбывается в органах НКВД преимущественно в адмотделахгубисполкомов1. Научно-исследовательские кружки на этом отделении ведут работу по вопросам государственного и административного права.

Дипломные, работы подготовляются на всех отделениях по основным предметам отделений.

§4

Сравнивая работу правовых отделений фона с работой факультетов совправа, нельзя, как нам кажется, не притти к заключению, что в области высшего юридического образования имеются несомненные достижения. Улучшившееся за последние три года экономическое положение отразилось и на факультетах совправа. Изучая летом 1927 г. постановку юридического образования в Германии, я убедился, что ни в одном из германских университетов, в том числе и Берлинском, нет такого богатства специальных кабинетов, как в Москве, на факультете совправа, и суммы, отпускаемые на эти кабинеты для приобретения литературы, учебных пособий, значительно превышают дотации заграничных университетов. Работа в кабинетах, в связи с подготовкой к семинарским занятиям, стала ныне массовым явлением: в Москве в текущем 1927 - 28 г. ежедневно через кабинеты проходит до 50% наличного состава студенчества.

Обеспечены в настоящее время студенты новыми учебниками и курсами почти по всем изучаемым на факультете дисциплинам. В этом отношении огромную работу проделали работники именно Московского I

1К сожалению, пока что в органах РКИ предоставляется очень мало мест для практики. На моск. фак. совправа имеются следующие предм. комиссии: а) политической экономии (все эконом, дисциплины), б) истмата (истмат, история ВКП, истории Запада и России), в) хозяйственного права (все дисциплины и отрасли), г) уголовного права (все дисциплины и отрасли), д) государственно-административная (все дисциплины и отрасли), е) международно-правовая и ж) по языкам.

факультета совправа, в большинстве своем являющиеся членами и научными сотрудниками Института Советского Права.

Значительно улучшилась и методическая часть работы. Главная задача предметных комиссий заключается в разработке программ как лекционных курсов, так и семинарских занятий, в увязке курсов и семинаров, в установлении методов семинарских занятий, методов учета успеваемости студентов, в обсуждении тем дипломных работ и т. д. С осени 1924 г. в этом отношении проделана огромная работа, и в настоящее время назрел вопрос о подытоживании работы отдельных факультетов и составлении единых «типовых» программ.

Конечно, недостаточно составить программы и установить методы семинарской работы. Для успешного проведения их в жизнь требуются такие предпосылки, как возможность организации сравнительно немногочисленных по составу участников семинарских групп. В этом отношении уже с акад. 1924 - 25 года произошел резкий перелом. На I курсе семинары не превышают 50 человек, на II и III - 35-40 и на IV - 30-35. Повысившаяся за последние два-три года заработная плата дала возможность образовать основной кадр работников, исключительно занятых академической работой.

Идея производственной практики, зародившаяся еще на фоне, получила за последние три года весьма реальное осуществление. Она уже стала - хотя далеко еще не органически - составной частью учебных планов. По существующему положению, студент должен отбыть минимум пять месяцев практики. Факультеты находят наиболее целесообразным начинать ее не раньше, как с третьего курса. Методические инструкции, разрабатываемые на факультетах, имеются в Сартове, Иркутске и Москве1.

Предстоит все же впереди еще очень большая работа по производственной практике, по линии усиления непосредственного академического руководства. В этом отношении большие преимущества дает зимняя практика, проходимая в учреждениях города, где находится сам университет. Подобная зимняя производственная практика привела, между прочим, в Москве на судебном отделении к указанным выше формам академической практики. Опыт организации т. наз. «академического участка» нарсуда, в котором студенты систематически знакомились бы с работой последнего и участвовали в ней, предпринятый в Москве еще в 1925 г., не мог быть проведен до конца, в силу жилищных условий, в которых находятся участки нарсудов. Но с осени 1928 г., когда будет отстроено новое здание губсуда, факультет надеется осуществить идею подобного участка с камерой нарследователя, помпрокурора и с консультацией коллегии защитников. В таком участке могла бы проходиться производственная

1Первая печатная инструкция вышла, насколько нам известно, в Саратове в 1925 г. Моск. фак. совправа весной 1927 г. выпустил свою инструкцию вторым, дополнительным и переработанным на основании опыта изданием.

практика под руководством специально для этой цели выделенных наиболее опытных практиков совместно с академическими работниками.

Подобный «академический участок» может быть использован и хозяйственно-правовым отделением. Вообще, все отделения должны «обрастать» учреждениями, в которых постоянно проходилась бы практика по специальности.

Производственная практика, с академической, в качестве подготовки к первой, является новым словом, сказанным после Октябрьской революции. Заграничная поездка показала нам воочию все преимущества советской системы: перед западно-европейской, где, как и двадцать пять лет тому назад, наблюдается полный разрыв между изучением теории и практикой.

За последние два-три года заложена и прочная основа в деле подготовки будущих научных работников в лице аспирантуры института Советского Права, входящего в состав Российской Ассоциации Научно-Исследовательских Институтов Общественных наук. Аспирантура связывается с факультетом совправаМоск. университета двояким путем. С одной стороны, кандидаты в аспиранты подготовляются работой в научно-исследовательских студенческих кружках. Эти кружки в Москве стали организовываться с 1926 _ 27 акад. года. С другой стороны, аспиранты со второго года аспирантской подготовки ассистируют на семинарских занятиях на факультете, практически готовясь, таким образом, к преподавательской академической работе.

Существующие в настоящее время факультеты далеко не в состоянии удовлетворить потребность даже одного НКЮ в высококвалифицированных, научно-образованных работниках. Поэтому еще с 1923 г. НКЮ РСФСР были открыты в Москве Высшие юридические курсы с 11/2-годичным курсом обучения. На них принимаются работники по меньшей мере с трехлетним судебным стажем. Назначение этих курсов несколько иное. В связи с ростом факультетов, с 1926_27 акад. года НКЮ стал пропускать через курсы лишь работников, занимающих должности не ниже губпрокурора, его заместителя, председателя губсуда и его заместителей.

Потребность в высшем юридическом образовании огромна. Поэтому, когда при правлении I Московского университета в октябре 1927 г. открыло свои действия бюро заочного юридического образования («факультет советского права на дому») с учебным планом, рассчитанным на четыре года, число запасавшихся на них в Москве и в провинции до 15 ноября достигло 1 200 чел.

Подводя общий итог истекшему десятилетию, можем сказать, что в деле постановки высшего юридического образования проделана огромная работа. На «расчищенном месте», действительно, возводится новое здание общественно-научного, в том числе, и юридического образования. Заложен, так сказать, его фундамент. Многое еще предстоит снова и снова продумать, испытать на практике, проверить. Тем интенсивнее должна вестись работа в этой области во втором десятилетии Октябрьской революций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.