Научная статья на тему 'ОЧЕРК РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИНХ‘А'

ОЧЕРК РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИНХ‘А Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕТСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOVIET LEGAL EDUCATION / SPECIALIZATION OF LEGAL EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / ЛЕКЦИИ / LECTURES / СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / SEMINAR OCCUPATIONS / LAW DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кельман Е.И.

Приведенная в настоящем выпуске статья Е.И.Кельмана продолжает нашу рубрику о советском юридическом образовании. Данная работа была впервые опубликована в издании «Техника, экономика и право» за 1924 год в номере 3. Текст приводится в авторской редакции, с сохранением не только стилистики изложения, но и присущей тому времени орфографии и пунктуации. Заметим, что некоторые сокращения остались для редакторской коллегии «нерасшифрованными», либо имели несколько вариантов «дешифровки». Данная публикация содержит материал о становлении и развитии пролетарского юридического образования в Киеве. Автор говорит о некоторых аспектах формирования учебных планов для обучения юристов. Интересным является рассмотрение авторов вопроса о формировании различных отделений при юридическом факультете. За несколько лет были апробированы такие специализации как: судебная, трудовая, административная, хозяйственная и др. Ценные сведения можно почерпнуть из статьи о содержании учебных планах, преподаваемых дисциплинах, а также формах и методах проведения занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKETCH OF DEVELOPMENT AND ACTIVITY OF LAW DEPARTMENT KINHA

E.I.Kelman's article provided in the real release continues our heading about the Soviet legal education. This work was for the first time published in the "Equipment, Economy and Law" edition for 1924 in number 3. The text is provided in author's edition, with preservation not only statement stylistics, but also spelling inherent in that time and a punctuation. We will notice that some reductions remained for editorial board "not deciphered", or had some decodings options. This publication contains material about formation and development of proletarian legal education in Kiev. The author speaks about some aspects of formation of curricula for training of lawyers. Consideration of authors of a question of formation of various offices at law department is interesting. For some years such specializations as were approved: judicial, labor, administrative, economic, etc. Valuable data can be taken from article about the contents curricula, the taught disciplines, and also forms and methods of carrying out occupations.

Текст научной работы на тему «ОЧЕРК РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИНХ‘А»

Раздел I

Юридическое образование в России: взгляд из советского прошлого

Е.И. Кельман*

ОЧЕРК РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КИНХ'А

Аннотация. Приведенная в настоящем выпуске статья Е.И.Кельмана продолжает нашу рубрику о советском юридическом образовании. Данная работа была впервые опубликована в издании «Техника, экономика и право» за 1924 год в номере 3. Текст приводится в авторской редакции, с сохранением не только стилистики изложения, но и присущей тому времени орфографии и пунктуации. Заметим, что некоторые сокращения остались для редакторской коллегии «нерасшифрованными», либо имели несколько вариантов «дешифровки».

Данная публикация содержит материал о становлении и развитии пролетарского юридического образования в Киеве. Автор говорит о некоторых аспектах формирования учебных планов для обучения юристов. Интересным является рассмотрение авторов вопроса о формировании различных отделений при юридическом факультете. За несколько лет были апробированы такие специализации как: судебная, трудовая, административная, хозяйственная и др. Ценные сведения можно почерпнуть из статьи о содержании учебных планах, преподаваемых дисциплинах, а также формах и методах проведения занятий.

Ключевые слова: советское юридическое образование, специализация юридического образования, учебный план, лекции, семинарские занятия, юридический факультет

Общие сведения. Вместе с ликвидацией Киевского Университета летом 1920 года прекратил свое существование юридический факультет, входивший в состав Университета. Вопрос о дальнейшей судьбе высшего юридического образования представлялся в то время чрезвычайно спорным, так как многим казалось вообще излишним подвергать работников пролетарской юстиции какой-то особой специальной подготовке. Во всяком случае было несомненно, что в связи со всей системой украинского профессионального образования высшее юридическое образование (если только оно вообще нужно) должно быть сосредоточено в тех ВУЗ'ах, которые готовят квалифицированных работников Народного Хозяйства, т. е. Институтах Народного Хозяйства.

8-го ноября 1920 года в заседании Социально-Экономического Факультета Киевского Института Народного Хозяйства было постановлено -считать желательным образование нового правового отделения (цикла) в составе социально-экономического факультета, а 29-го ноября того же года Факультетом, а затем Советом Института был утвержден учебный план

* Кельман Евгений Исаакович (1891-1945 гг.), профессор кафедры гражданского и международного права Института народного хозяйства.

Правового Отделения, который осуществлялся Правовым Отделением в течение 1920-21 учебного года.

Летом 1921 г. к Второму Всеукраинскому Совещанию по просвещению Институтом был представлен проект плана КИНХ'а, предусматривавший, между прочим, преобразование Правового Отделения в Социально-Правовой Факультет. Хотя в секции по профессиональному образованию не было достигнуто единства мнений по вопросу о целесообразности восстановления высшего юридического образования, тем не менее Коллегией Главпрофобра УССР 24 июня 1921 г. был полностью утвержден представленный КИНХ'ом план, и тем самым правовое отделение социально-экономического факультета преобразовано в самостоятельный социально-правовой факультет. С осени 1922 г. соответственно новому учебному плану, выработанному Главпрофобром, социально-правовой факультет переименован в юридический факультет.

Учебные планы. Вопрос о системе и учебных планах юридического образования в течение всего времени существования факультета продолжал оставаться дискуссионным. Общепризнанная неудовлетворительность дореволюционной системы юридического образования обосновывала сознание необходимости коренной перестройки традиционных начал юридического образования соответственно реальным запросам советской действительности, но отыскание надлежащих принципов советского юридического образования оказалось делом весьма нелегким. Вследствие этого в продолжение всех трех лет своего существования юридический факультет непрерывно пересматривал свои учебные планы, учитывая накоплявшийся опыт учебных занятий и устраняя намечавшиеся недостатки.

Учебный план, осуществлявшийся в 1921-22 уч. году, предусматривал три отделения: судебное (подготовка ответственных работников в области юстиции), административное (подготовка ответственных работников отделов Управления, милиции, общих отделов исполкомов и пр.) и охраны труда (подготовка специалистов, знакомых с историей и задачами рабочего законодательства для работы в отделах труда, инспекции труда и пр.). Первые два года обучения являлись общими, причем первый год был общим для всех факультетов (т.н. основной факультет), а специализация проводилась на третьем году обучения. Из предположенных трех отделений функционировало лишь два: судебное и административное.

С 1922-23 уч. г. был введен в действие новый учебный план, который также намечал два специальных отделения: судебное и административное. Существенным отличием этого учебного плана от учебных планов дореволюционных факультетов был отказ от таких специфических предметов, как церковное право, история и система римского права. Из историко-правовых предметов сохранены были лишь следующие: эволюция правовой мысли (история философии права), история русского права и всеобщая история правовых институтов.

Тот же учебный план с небольшими коррективами осуществлялся и в 1923-24 уч. году. Однако, в виду незначительности количества студентов, записавшихся на административное отделение, решено было этого отделения в 1923-24 уч. г. не открывать, а взамен этого отделения открыть юрисконсультско - хозяйственное, в отношении учебных планов мало отличающееся от судебного отделения, но имеющее другую целевую установку (юридические отделы административных и хозяйственных органов) и соответственно этому включающее дополнительно несколько экономических и хозяйственно-прикладных дисциплин (экономическая география, бухгалтерия, описательное товароведение). Со стороны студенчества обнаружился живой интерес к этому новому отделению.

В связи с происходившей по заданию Главпрофобра разработкой нормального учебного плана юридического факультета, юридический факультет КИНХ'а посвятил ряд заседаний факультетской комиссии и предметных комиссий выработке проекта нормального учебного плана. Было представлено два основных проекта, из коих один предусматривал специализацию по отделениям: судебному, административному и юрисконсультско-хозяйственному, а другой по отделениям публичного и частного права. В обсуждении проекта приняли живое участие представители суда, прокуратуры и юридических частей хозяйственных органов. В результате был выработан окончательный проект, представленный при об'яснительной записке в Главпрофобр.

Этот проект намечал подразделение на судеб.-административное и (эвентуально) юрисконсультское отделение. Основные положения учебного плана правового факультета формулированы в об'яснительной записке следующим образом: «Правовой факультет, в соответствии со всей системой высшего профессионального образования, имеет своей целью подготовку высоко-квалифицированных практических работников права, с широким материалистическим кругозором, основательным знанием действующего права и необходимыми в профессиональной деятельности техническими навыками.

В отличие от до-революционной системы юридического просвещения, преследовавшей по преимуществу цели общего образования и соответственно этому отмежевывавшей научную теорию от практических запросов жизни, правовой факультет советских ВУЗ'ов должен строиться на гармоническом сочетании и взаимном восполнении теоретических положений и их практических применений.

В соответствии с изменившимися целями, должен быть радикально перестроен учебный план. В первую очередь необходимо включение в учебный план социально-политических дисциплин, направленных на выработку в учащемся устойчивого марксистского мировоззрения. Во главу теоретических дисциплин должны быть положены науки, посвященные систематическому изучению основных отраслей действующего советского права. История права и системы права буржуазных государств привлекаются

лишь постольку, поскольку это диктуется необходимостью при сравнительно-правовом изучении действующего советского права. Практические целевые задачи, поставленные перед правовым факультетом, делают необходимым последовательное и планомерное приспособление к ним методов преподавания всех без исключения преподаваемых предметов.

Ориентируясь, в конечном счете, на полное вытеснение лекций практическими и семинарскими занятиями, максимально стимулирующими активность учащихся и упрощающими поверку успешности, необходимо в процессе осуществления нового учебного плана в первую очередь обратить сугубое внимание на постановку практических занятий, вводящих учащихся непосредственно в гущу практических запросов, возникающих в жизни при применении права...

Задача первого курса - выработка марксистского правового мировоззрения и ознакомление с основными началами права. Первая задача осуществляется прохождением предметов социально-политического цикла, которые должны преподаваться специально для учащихся правового факультета, причем преподавание должно бить индивидуализировано сообразно потребностям и целевым заданиям правового просвещения. В силу этого проблемам, соприкасающимся с правом, должно быть уделено большее внимание, нежели это необходимо для иных факультетов...

Задача второго курса - дать учащимся юридическое, в тесном смысле, образование, т. е. обучить основным юридическим дисциплинам, имеющим фундаментальное значение для практического работника права...

Задача третьего курса - сообщить учащимся специальные познания, соответственно избранной ими специальности и ознакомить с необходимыми техническими навыками».

На состоявшемся при Главпрофобре УССР в июле 1924 г. методологическом совещании по вопросам правового просвещения были подвергнуты обсуждению все представленные ВУЗ'ами и Нарком'юстом проекты, и в результате был выработан нормальный учебный план правового факультета, синтезирующий представленные материалы. Вопрос о фуркациях разрешен введением на третьем курсе специализации по двум уклонам: судебному и административному. Принципиально не исключена возможность, в зависимости от местных условий, вносить представления об открытии иных специальных уклонов.

Новый учебный план предположено внести в 1924-25 уч. году.

Учебные занятия. В 1921-22 уч. году занятия на факультете, как и в большинстве других ВУЗ'ов, происходили с перебоями из-за отсутствия топлива и недостаточности освещения. Начиная с 1922-23 уч. г. учебная жизнь вполне входит в нормальную колею и протекает удовлетворительно при значительной посещаемости учащимися и успешности их занятий.

Одним из факторов, отрицательно влиявших на ход занятий, была неустойчивость учебных планов, вследствие чего в одно и то же время различные группы студентов заканчивали свое образование по различным

учебным планам. В 1921-22 уч. г. существовали т. н. «ликвидационные группы» студентов, для которых выработаны были особые учебные планы. А затем ежегодно учебные планы подвергались более или менее существенным изменениям, всякий раз вносившим путаницу в порядок сдачи зачетов, отработки практических занятий и пр.

Стремясь использовать, хотя бы частично, для занятий утренние часы, юридический факультет в виде опыта в течение осеннего триместра 1923/24 уч.г. ввел чтение двух лекций в утренние часы (от 9 час. утра). Первоначально посещаемость била весьма велика, но с наступлением коротких зимних дней аудитория начала уменьшаться, вследствие чего в следующем триместре пришлось отказаться от этого начинания.

Одним из основных вопросов, стоявших перед предметными комиссиями, был вопрос о разработке новых методом преподавания, в виду очевидной для всех непригодности монопольного господства лекционной системы. По этому вопросу заслушаны были доклады большинства преподавателей основных дисциплин. В частности, б ы л и приняты нижеследующие постановления о методах преподавании наиболее существенных для учащихся дисциплин уголовного и гражданского права:

О методах преподавания уголовного права (Заседание предметной комиссии публичного права от 31-го ноября 1923 г. Доклад проф. Н.Н. Паше-Озерского): «Необходима полная ревизия содержания и методов изучения этой науки. Наука уголовного права не есть учение о преступлении и наказании, как о каких-то отвлеченных юридических понятиях, а есть сложная дисциплина, имеющая своей задачей не только создание общих правовых понятий о преступлении и наказании, но и изучение преступления и наказания, как социальных явлений. Достаточно обветшавшие устои уголовной ответственности, как-то преступление, вменяемость и виновность, должны уступить иному обоснованию: "опасному состоянию личности преступника". Что касается методов, то необходимо иметь в виду, что преподавание уголовного права преследует двоякого рода цели: а) научно-педагогическую и б) чисто-практическую. Первая достигается научной систематизацией не только основных положений науки уголовного права, но и Уголовного Кодекса, толкованием, раз'яснением и сопоставлением их.

Преподавание уголовного права распадается на: а) лекции, б) практические занятия и в) семинар уголовного права. Лекции имеют в своем основании Угол. Код. Изложению предпосылается экскурс в догму уголовного права, и лишь после подведения каждый раз капитального теоретического фундамента, дается научное толкование и практическое раз'яснение соответствующих статей Угол. Кодекса».

О методах преподавания гражданского права (Заседание Предметной Комиссии Частного Права от 11 декабря 1923 г. Доклад проф. А.Э. Кр и стер а): «Предметом преподавания должно быть все действующее гражданское право, научно обработанное в систему. Ограничение

преподавания гражданского права в смысле изложения некоторых частей следует признать нежелательным. Своеобразие исторического материала и его многочисленность необходимо требуют выяснения теоретических основ институтов гражданского права. Следует признать желательным предварительный курс истории русского гражд. права, причем история институтов русского гражданского права должна быть доведена до последних дней старого режима.

В виду тесной связи гражданского права с хозяйством, знание экономических явлений, в частности истории хозяйства, служит важным средством понимания институтов гражданского права и облегчает его изложение.

Практическая цель подготовки к юридической деятельности может быть достигнута только при помощи теоретического образования. Односторонний характер лекционного метода необходимо должен быть исправлен и дополнен конвенсаторным методом. На-ряду с лекциями и дополняющими их собеседованиями по поводу пройденного (конвенсаториум), следует вести практические занятия, состоящие в изучении вопросов применения правовых норм, в толковании их и выяснении практического значения теоретических учений. На-ряду с устными практическими занятиями следует вести и письменные занятия, в виду важности формулировки юридических заключений».

Вопрос о размерах и методах практических занятий неоднократно подвергался обсуждению в заседаниях предметных комиссий факультета. В одном из докладов декана ректору по этому вопросу имеются нижеследующие обобщающие сведения: «Юридический факультет КИНХ'а строит весь свой учебный план под строго определенным целевым практическим уклоном. Вследствие этого все основные предметы факультета излагаются в «окружении» практическими занятиями с таким расчетом, чтобы по возможности каждый отдел, изложенный теоретически на лекциях, подвергся затем практическому освещению путем непосредственной проработки вопросов самими учащимися. В соответствии с учебным планом на юридическом факультете ведутся нижеследующие практические занятия: по а) Гражданскому праву, б) Гражданскому процессу, в) Основам гражданского права, г) Торгово-Промышленному праву, д) Уголовному праву, е) Уголовному процессу, ж) Административному праву, з) Международному праву и и) Эволюции правовой мысли.

Способы ведения практических занятий индивидуализируются в зависимости от свойств трактуемых сюжетов и педагогических воззрений и навыков руководителей занятий. В общем можно отметить следующие основные приемы: а) рассмотрение дел из архивов советских учреждений, б) инсценировка судебных процессов по архивным материалам, а равно и по оригинальным фабулам, составленным самими учащимися, в) разбор юридических казусов по отдельным вопросам права, г) доклады, рефераты и иные индивидуальные и коллективные сообщения учащихся. - Существен-

ным коррективом к практическим занятиям следует считать: а)студенческий юридический кружок (намеченный к организации), б) семинары, в которых ведутся работы повышенного типа и читаются доклады как студентами, так и приглашенными практическими работниками советского права, в) обязательное практикантство студентов в судебных учреждениях и юридических отделах».

Значительное внимание было уделено факультетом дипломным работам с обязательной публичной защитой. Еще до получения соответствующего распоряжения Главпрофобра на факультете были введены для оканчивающих студентов обязательные публичные защиты дипломных работ, вызвавшие интерес к отдельным специальным вопросам советского права и послужившие наиболее надежным критерием для оценки успешности занятий и личных способностей абитуриентов.

Преподавательский персонал. За время своего трехлетнего существования преподавательский персонал юридического факультета КИНХ'а претерпел немалые изменения, в виду смерти (проф. А. Гуляев), выезда одних преподавателей (проф. Б. Ландау и др.) и приглашения новых. В настоящее время в составе преподавателей юридического факультета числится 34 лица, из коих 21 основных преподавателей, 3 ассистента и 10 преподавателей социально-экономического цикла, ведущих сводные курсы для всех факультетов.

Студенчество. Количество учащихся на юридическом факультете обнаруживает тенденцию к неуклонному росту. Так, в 1921/22 уч. г. числилось (без основного факультета) - 112 ст., в 1922/23 уч. г. (без основного факультета) - 260 ст., а в 1923/24 уч. г. - 433 ст.

Общее количество студентов юридического факультета в 1923/24 уч. г. с распределением их по социальному составу представлено на нижеследующей таблице:

Рабочие Крестьяне Интеллигенты Социальное положение не выяснено Всего

1курс 17 1курс 14 1курс 73 1курс 3 1курс 107

2 14 2 25 2 124 2 2 2 165

3 5 3 11 3 96 3 5 3 117

Нет Нет Нет Нет Нет

сведений 5 сведений 3 сведений 34 сведений 2 сведений 44

Итого 41 Итого 53 Итого 327 Итого 12 Итого 433

В 1921/22 г. окончило факультет 70 чел., в 1922/23 г. - 38 чел. Выпуск 1923/24 г. составит около 40 чел.

Органы факультетского управления. Как и на других факультетах КИНХ'а работой юридического факультета руководили предметный

комиссии и факультетская комиссия. Предметных комиссий было образовано три: Публичного права (Председатель - проф. Н.Н. Паше - Озер с кий), Частного права (Председатель - Е.И. Кельман) и Общей Теории права (Председатель - Я.С. Розанов). Предметные комиссии ведали вопросами, входящими в их непосредственную компетенцию, как-то: разработкой учебного плана факультета и программ преподавания по отдельным дисциплинам; согласованием методов преподавания; обсуждением форм контроля над посещаемостью лекций и практических занятий и способов поверки познаний студентов; дачей отзывов о кандидатах для замещения вакантных предметов.

Факультетская комиссия функционировала под председательством декана в составе председателей предметных комиссий и преподавателей основных предметов. В круг ее ведения входило утверждение протоколов заседаний предметных комиссий и все текущие вопросы академической жизни, в частности распределение читаемых курсов между преподавателями, утверждение тем дипломных работ и заслушание публичных защит представленных студентами дипломных работ и пр. - Обязанности декана в течение 1921/22, 1922-23 и 1923/24 уч. годов выполнял Е.И. Кельман.

Семинары. Одним из существеннейших условий целесообразной постановки занятий в Высшей Школе являются семинары. Соответственно с особенностями юридического факультета можно различать три вида семинаров: а) Семинары, в которых ведутся приведенные в определенную систему практические занятия, расчитанные на усвоение предусмотренного учебным планом материала. Этого рода семинары составляют органическую часть учебного плана и представляют собою основной метод прохождения курса взамен лекций и на-ряду с ними; б) Семинары повышенного типа, преимущественно для студентов последнего курса, наиболее интересующихся научной работой, дающие возможность выдвинувшейся группе учащихся приобщаться к самостоятельной исследовательской работе; в)Семинары аспирантские, организуемые в отношении тех дисциплин, которые не имеют исследовательских кафедр.

Семинары первого типа функционировали под наименованием практических занятий по всем основным предметам преподавания юридического факультета. Семинаров последнего типа организовано не было, в виду отсутствия исследовательской кафедры по праву, но в дальнейшем предположено сосредоточить аспирантскую работу в секции по праву Обще-Вузовского Марксо-Ленинского Семинара, находящегося при КИНХ'е.

Широко развернулась работа семинаров повышенного типа. Цели семинаров формулированы были следующим образом: «а) Пополнение познаний студентов старших курсов юридического факультета, б)Ведение самостоятельной исследовательской работы по вопросам права, в) Выполнение различного рода заданий по собиранию материалов и изучению советского права».

Наиболее успешно функционировали семинары: по основам гражданского права (руководитель - проф. А.К. Митюков), по гражданскому праву (руководитель - проф. А.Э. Кристер), по уголовному праву (руководитель - проф. Н.Н. Паше-Озерский) и семинар живого права (руководитель - Е.И. Кельман). Первые два семинара имели закрытый характер, в последних же двух читались доклады в публичных заседаниях с широким привлечением практических работников. По семинару уголовного права прочитаны, между прочим, следующие доклады: Н.Н. Паше-Озерский. - Необходимая оборона и крайняя необходимость в Уг. Код. 1922 г.; Сикорский. - О хулиганстве; Борисенок. - Изгнание как наказание; Эйсман. - Убийство в У. К.; Байер. - Злостное невыполнение договоров с госорганами (ст. 130 У. К.); Шпирт. - Смертная казнь, как мера социальной защиты; Федотов и Гришин. - Взяточничество (ст. 114 УК).

По семинару живого права (изучение права, как социального явления): Е.И. Кельман. - Задачи и методы изучения живого права; Его же. -о плюрализме правовых систем; Его же. - Мебель как об'ект частного права; Е.И. Гинзбург. - Анализ материалов комиссии по делам о малолетних правонарушителях; Р о г и н с к и й . - О коллективных договорах по материалам Киевского Губ'отдела профсоюза Совработников; Ниренштейн. - Из действующей практики Трудсессии по применению Кодекса Законов о труде; Горенштейн. - Пролетарское и живое право; М ан ь к о в с к и й . - О результатах анкетного обследования «живого семейного права» среди слушателей семинара живого права; Ш п р и н ц е н и К н и ж н и к . - Смешанный договор трудового найма (Из практики Киевского Губсуда).

Учебно-вспомогательные учреждения. Юридический факультет, представляя собою новое образование в составе Кинх'а (б. Киевского Коммерческого Института) первоначально функционировал, не имея никаких учебно-вспомогательных учреждений.

В результате продолжительных ходатайств удалось получить и перевезти в помещение факультета в КИНХ'е чрезвычайно ценную библиотеку б. Юридического Семинара при юридическом факультете упраздненного Киевского Университета. Книгохранилище это, с количеством томов до 6000, представляет собою тщательно подобранный в течение многих лет фонд специальной юридической литературы, по некоторым отделам (напр, государственного и уголовного права) могущий смело конкурировать с юридическими кабинетами при ВУЗ'ах Москвы и Ленинграда. Книги этой библиотеки распределены между двумя образованными при юридическом факультете кабинетами: уголовного права (заведующий - проф. Н.Н. Паше - Озер с кий) и частного права (заведующий - проф. А.Э. К р и с т е р). Предположено в будущем образование еще одного кабинета по публичному праву и общей теории права.

В 1923/24 уч. году при Юридическом Факультете было организовано учебно-вспомогательное учреждение нового типа под названием «Юридическая Клиника». (О значении Юридической Клиники см. мою статью «О постановке юридического образования в Высшей Школе», «Техника, Экономика и Право», № 1, 1923 г., стр. 71-73).

Цели Юридической Клиники были формулированы следующим образом:

«а) Всестороннее изучение личности преступника; б) изучение психологии свидетелей и судей; в) дача консультаций и заключений по вопросам действующего права; г) иные обследования действующего права, как социального явления».

В организации Юридической Клиники приняли самое непосредственное участие, кроме преподавательского персонала юридического факультета (по соответствующим специальностям), также представители Губпрокуратуры, Губсуда, Уголовного Розыска, несколько врачей-психиатров, приглашенных персонально, и представители студенчества. После двухмесячной подготовительной работы 21 февраля 1924 года состоялось публичное открытие Юридической Клиники, на котором сделаны были сообщения: Е.И. К е л ь м а н о м на тему «Задачи Юридической Клиники», А.С. Звоницкой - «О научных методах работы Юридической Клиники» и проф. В.М. Гаккебуша - «Об изучении личности преступника».

В составе Юридической Клиники образованы три секции: а) по изучению взрослого преступника (руководитель - проф. В.М. Гаккебуш), б) по изучению несовершеннолетнего правонарушителя (руководительница -Е.И. Гинзбург) и в) социально-статистическая, занимающаяся как вопросами исследования преступности, так и социально-статистическим изучением других правовых явлений (руководительница - А.С. 3воницкая). Общее заведывание Юридической Клиникой было возложено на А.С. 3воницкую. К непосредственной работе привлечены студенты 2 и 3 курса.

Секцией по изучению личности взрослого преступника было признано необходимым, прежде чем перейти к изучению личности взрослого преступника, исследовать по методу ассоциаций личность нормальных (т. е. не преступных) взрослых людей. С этой целью была выработана схема нормальных ассоциаций, состоящая из 100 слов-раздражителей, которая отпечатана и при помощи студентов будет в необходимом количестве экземпляров заполнена, после чего секция перейдет к изучению личности взрослого преступника.

Секция по изучению личности малолетнего правонарушителя в основу своей работы также положила схему для исследования ассоциаций малолетних. Схема эта, состоящая из 80 слов-раздражителей, представляет собою переработку схемы, принятой кабинетом проф. М. Гернета в Москве, видоизмененной согласно заданиям секции применительно к детскому возрасту. По этой схеме начато обследование всех правонарушителей, проходящих через Киевскую Комиссию по делам о несовершеннолетних

правонарушителях. С началом нового учебного года начнется совместно со студентами Юридического Факультета обработка полученных данных. Тогда же предполагается начать работу по установлению ассоциаций нормального детства.

Юридической Клиникой установлена непосредственная связь с следственными органами Киевского Губсуда, благодаря чему студенты юридического факультета имеют возможность присутствовать при наиболее интересных психиатрических экспертизах, производимых при Губсуде.

В деле изучения личности взрослого преступника методом индивидуального исследования каждой личности существенным подспорьем Юридической Клинике является открываемая при Центральной больнице Киевских Допров психиатрическая палата (отделение). Психиатрическая палата организуется взамен существующей при Допрах психиатрической консультации, находящейся в заведывании д-ра И.А. Залкинда, который принимает одновременно непосредственное участие в Юридической Клинике.

Юридической Клиникой было устроено 2 открытых публичных заседания: 24-го мая 1924 г., на котором д-ром Капустинским был прочитан доклад на тему: «К вопросу о постановке реформаториев»; 28-го июня 1924 г., на котором, находившимся в Киеве проездом академиком В.М. Б е х т е р е в ы м был прочитан доклад на тему: «Суб'ективное и об'ективное в изучении личности». На одном из закрытых заседаний А.С. З в о н и ц к о й был прочитан доклад «Об изучении преступности и личности преступника». В новом учебном году намечен ряд научных докладов, часть которых уже изготовлена (напр., А. Звоницкой -«О современной американской психопатологической школе изучения преступности», К. Макульского - «Современные учения об ассоциациях человека», Борейко - «Песни несовершеннолетних правонарушителей, как отражение их личности и среды»).

Для изучения психологии свидетелей и установления точности их показаний 4-го июля 1924 г. был поставлен научный эксперимент, а именно, по заданию Юридической Клиники студентами-участниками драматического кружка КИНХ'а была инсценирована, без предварительного предупреждения публики, ссора перед аудиторией, состоящей из студентов юридического факультета и нарследов и нарсудей-курсантов Краткосрочных Юридических Курсов при Киевском Губсуде. Текст этой ссоры был заранее составлен руководителем драматического кружка. После того, как ссора была ликвидирована, присутствующим было раз'яснено, что все происшедшее в аудитории представляло собою научный эксперимент, и предложено было в письменной форме дать свои свидетельские показания по этому поводу. Листки с показаниями использованы для научной разработки.

Практикантство и стаж. Правильная организация практикантства и стажьерства составляет существенное условие для гармонического об'единения преподаваемых в ВУЗ'ах теоретических знаний с непо-

средственными запросами профессиональной практической деятельности. В особенности это необходимо в отношении юридического факультета, непосредственно ориентирующегося на важнейшие отрасли государственного аппарата - на суд и администрацию. Однако, проведение практикантства, т. е. работы студентов в соответствующих органах во время прохождения курса занятий в ВУЗ'е, а равно и стажьерство, т. е. работа по специальности лиц, окончивших ВУЗ, - наталкивались при своей реализации на существенные препятствия, из коих важнейшим было отсутствие в распоряжении соответствующих органов кредитов для оплаты труда практикантов и стажьеров. Тем не менее, благодаря чрезвычайно отзывчивому отношению Киевской Прокуратуры и Киевского Губсуда к юридическому факультету КИНХ'а, удалось в общем и целом вполне благоприятно разрешить эту задачу. К организации обязательного практикантства юридический факультет приступил еще задолго до получения соответствующих распоряжений из центра. Осенью 1922 г. состоялся ряд заседаний совместно с представителями судебных органов, на которых решено было ввести для студентов юридического факультета обязательную двухмесячную практическую работу в органах юстиции. Тогда же Киевским Губсовнарсудом была разработана «Инструкция о порядке привлечения слушателей старших курсов соц.-правового факультета КИНХ'а в качестве практикантов в судебные органы г. Киева». Согласно п. 1 -му этой Инструкции, «в целях предоставления слушателям социально-правового факультета КИНХ'а возможности практической подготовки к судебной деятельности, эти слушатели допускаются для работ в качестве практикантов в органы суда и следствия г. Киева». В той же Инструкции имелась разверстка мест, предоставляемых практикантам. Подбор практикантов поручен был особой комиссии при факультете, состоящей из декана, представителей соответствующих органов и студенчества. При направлении на ту или иную работу студенты предварительно заполняли особые анкеты и в заседании комиссии подвергались личному опросу. В таком составе комиссия по практике и стажу работала в течение 1922—1924 гг.

Сведения о практикантах, направленных на работу, помещены в нижеследующей таблице:_

В каких учреждениях отбывалось 1922 г. 1923 г. 1924 г.

практикантство (первая полов.)

Прокуратура ... 4 чел. 6 чел. 6 чел.

Совнарсуд ... 4 - -

Губсуд ... - 23 8

Губревтрибунал. 2 - -

Нарсуд. 6 19 5

Ст. Следователи ... - 4 6

Оснарслед ... - 3 -

Нар. Следователи ... 1 3 4

Трудсессия ... - - 2

Земсудкомиссия ... - 1 1

Юрчасть ГИК'а ... - 8 2

ЗАГС ... - 1 -

Коллегия защитн. ... - 12 2

Юрчасть Коммунотдела ... - 1 1

Юрчасть Сахаротреста - 2 1

Юрчасть Г. С. П. С. ... - 1 3

Юрчасть Ю.-З. ж. д ... - 1 -

Юрчасть Губземотдела. ... - 1 -

Юрчасть Сорабкопа ... - 2 -

Юрчасть Тов. Биржи ... - - 1

Юрчасть Райкомвода ... - - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО ... 17 88 43

По окончании практикантства практиканты представляли о проделанной работе отчеты, которые совместно с конфиденциальными отзывами соответствующих учреждений заслушивались и утверждались в заседаниях комиссии по практикантству и стажу. Для наблюдения за работой практикантов комиссией по стажу было выделено особое лицо из числа ассистентов юридического факультета.

Для того, чтобы учесть и оценить работу практикантов, юридическим факультетом КИНХ'а, 11-го декабря 1923 г. были посланы запросы в Губпрокуратуру, Губсуд и Президиум Коллегии защитников с просьбой высказать свои соображения по ряду вопросов.

На запросы поступили обстоятельные ответы Прокурора Киевского Губсуда, Председателя Киевского Губсуда и Президиума Киевской Коллегии Защитников.

На вопрос о степени подготовленности работавших практикантов-студентов юридического факультета КИНХ'а имеются нижеследующие ответы:

Председатель Губсуда считает, что «характерной чертой практикантов-студентов, по сравнению их со старыми юристами, является большая способность и уменье быстро схватывать, ориентироваться и понимать сущность советского законодательства. Эти ценные качества, а также и познания свои студенты, однако, не могут целиком применить на практике, исключительно в силу своего незнакомства с самой техникой работы».

В таком же благоприятном для студентов смысле высказывается и Прокурор Губсуда: «Подготовленность и работоспособность командированных в Прокуратуру студентов оказалась в достаточной степени удовлетворительной и с работой, поручаемой им как технической, так и самостоятельной, требующей уменья юридически мыслить и применять теоретические познания на практике - они справлялись на-ряду с постоянными работниками».

По вопросу о той пользе, которую, по мнению запрашиваемых учреждений, получали студенты от работы в качестве практикантов, имеются

следующие ответы: Председатель Губсуда полагает, что «из своих работ в судебных органах студенты могут извлечь большую пользу, так как, наблюдая отдельные случаи и сталкиваясь на практике с разрешением различных жизненных вопросов, они получают богатый материал для продумывания и усвоения того, что они изучили в КИНХ'е».

Прокурор Губсуда по этому же вопросу говорит следующее: «Что касается пользы, извлекаемой практикантами из работы, то, как по моим наблюдениям, так и по общему мнению практикантов, она выражается в существенных для начинающих юристов моментах отрыва от сухого академизма, подробного ознакомления с действующим законодательством, уменья ориентироваться в системах судоустройства и судопроизводства и живого знакомства с принципами уголовной политики. Говоря в общем и целом, студенты, по отбытии практики, могут самостоятельно и сознательно работать в органах юстиции».

Извлекая пользу от работы для себя, практиканты приносили и приносят пользу Прокуратуре. Время, затрачиваемое ответственными работниками и техническим персоналом на первоначальное инструктирование практикантов, впоследствии с лихвой окупалось тем, что практиканты, войдя в курс работы, разгружали аппарат Прокуратуры от весьма значительной работы».

Президиум Коллегии Защитников, характеризуя работу практикантов, обращает внимание на следующее: «Деятельность практикантов при консультациях заключается в постепенном ознакомлении с основами действующего права, судебной практикой, формой судебных бумаг и т. д. Степень успешности такого рода занятий, зависит, с одной стороны, от общего развития и теоретической подготовки практиканта и вытекающей отсюда возможности иметь ориентировку в вопросах действующего права, с другой, от степени внимательности его, сосредоточенности и других чисто суб'ективных условий, не поддающихся внешней поверке в процессе работы консультации... Из работ в Юридических Консультациях практиканты могли бы усвоить достаточное знакомство с основными вопросами гражданского и уголовного права, если у них есть достаточная подготовка, а, главное, усвоить те руководящие начала в области применения законов, которые должны уже в начале их будущей деятельности определить их общий подход к защите в делах судебных».

Что касается желательных изменений и улучшений, то все ответы сходятся на необходимости увеличения срока практикантства, считая 2 месяца недостаточными, и на установлении оплаты труда практикантов.

Прокурор Губсуда попутно высказывается в том смысле, что, по его мнению, было бы вполне целесообразно «превращение института практикантов и стажьеров в институт кандидатов на должности по ведомству Юстиции с организованным учетом всех молодых юристов, с прикреплением их к учреждениям НКЮ, т. е., создание организованного резерва работников Советской Юстиции. Только при условии такого планового использования

студентов-юристов институт стажьеров-практикантов получит серьезное государственное значение».

Менее благоприятно было положение с обязательным для окончивших студентов годичным стажем. В то время, как практикантство без оплаты труда (либо с случайной и недостаточной оплатой) все же могло осуществляться, принимая во внимание краткосрочность такового, то в отношении годичного стажа, разумеется, не было никакой возможности строить предположения, расчитывая на бесплатный труд. Поэтому лишь в ограниченном количестве случаев удалось некоторое число окончивших студентов устроить на работу на правах стажьеров. Впрочем, для большинства студентов удалось все же приискать работу по специальности, в качестве постоянной службы, по преимуществу в органах прокуратуры и суда, которые многих из практикантов, работавших бесплатно, затем оставляли у себя на штатных должностях.

В силу установившейся тесной связи между органами юстиции и юридическим факультетом, подавляющее большинство лиц, оканчивающих факультет, находят себе работу по специальности. Выпуск 1921/22 г. преимущественно дал кандидатов для Киевской Коллегии Защитников. Начиная с выпуска 1922/23 г. намечается тяга в магистратуру. В настоящее время почти все освобождающиеся технические должности по Киевскому Губсуду заполняются лицами окончившими юридический факультет КИНХ'а. Значительное количество окончивших юридический факультет КИНХ'а работает в качестве нарследов и на иных ответственных должностях.

Хотя выпуск 1923/24 г.г. еще не закончен, однако, уже имеется заявка Киевского Губсуда на работников для г. Киева и на округа в количестве, превышающем размеры этого выпуска.

Связь с органами Юстиции. Считая необходимой полную координацию своей работы с запросами и указаниями органов юстиции, юридический факультет с самого начала своего существования установил самый тесный контакт с соответствующими учреждениями. Представители Губ'юста, а затем Прокуратуры и Губсуда входили в состав факультетской комиссии, в состав комиссии по практикантству и стажу. Было проведено несколько об'единенных заседаний для согласования работы факультета с задачами советской юстиции (Отчет об одном из таких заседаний напечатан в «Вестнике Советской Юстиции» за 1923 г., № 1). День пятилетия существования советской юстиции был ознаменован торжественным открытым заседанием, устроенное в КИНХ'е факультетом совместно с органами юстиции. Вместе с органами юстиции организовано в Киеве Юридическое Общество, на правах Киевского Отделения Украинского Юридического Общества. Представитель юридического факультета принимал непосредственное участие во 2-ом Всеукраинском С'езде Работников юстиции, состоявшемся в Харькове с 26 февраля по 3 марта 1924 года.

Перспективы. Вопрос о праве юридического факультета на существование в настоящее время можно считать окончательно решенным в положительном смысле. При нынешнем фазисе экономики юридическому факультету предстоит значительная и ответственная задача, так как подготовка квалифицированных юристов новой формации является делом государственной важности.

Неуклонно растущая тяга студенчества на юридический факультет, с одной стороны, и все большее внимание, уделяемое ему ведомствами, для которых этот факультет готовит специалистов, с другой стороны, дают основание для самого благоприятного прогноза. Вышеупомянутое недавно состоявшееся совещание по выработке нормального учебного плана юридического факультета заложило прочный фундамент советского юридического образования и лишний раз подтвердило, что Советская Высшая Школа не знает двух путей теории и практики, а строится и развивается на неразрывном союзе науки и жизни.

Учитывая опыт революционной юстиции и революционного правотворчества, накопленный органами юстиции, юридические факультеты мало-по-малу отыщут искомые методы преподавания для того, чтобы дать Республике тех новых квалифицированных советских работников права, которых Республика от Высшей Школы ожидает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.